83939

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Курсовая

Психология и эзотерика

Понятие тревожности и страха. Человек в том числе совсем еще молодой может испытывать разного рода страхи фобии тревожные состояния однако по нашему мнению некоторые из них выступают в качестве индикаторов экзистенциальной тревожности которая зачастую по разным причинам неосознанна.

Русский

2015-03-17

78.52 KB

1 чел.

Кафедра общей психологии

Кравченко Алла Анатольевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Курсовая работа

специальность  психология

 

                                                                               Курс 3, группа «А»

                                                                                     Научный руководитель

                                                                               Колесников Е.П.

Симферополь 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   …………………………………………………………………………..3  

Раздел 1. Теоретические основы экзистенциальной психологии и изучения        

               тревожности личности в трудах психологов и философов…………...5

1.1. Экзистенциальная психология в концепциях зарубежных и

     отечественных авторов.………………………………………………………..5

1.2. Понятие тревожности и страха. Экзистенциальная тревожность……….8

1.3 Экзистенциальная тревожность, как следствие  конфронтаций индивида..11

1.4. Специфика тревожных переживаний личности в период

      ранней зрелости (20-25 лет)………………………………………………….17

Раздел 2. Экспериментальное исследование ………………………………………………………………..   

  1.  1. Методическая организация экспериментального исследования ……..  
  2.  2..……..   

3. 3. ………………………..   

Заключение …………………………………………………………………………  

Список использованной литературы  …………………………………………..  

Введение.

Актуальность исследования. Человек, в том числе совсем еще молодой, может испытывать разного рода страхи, фобии, тревожные состояния, однако, по нашему мнению некоторые из них выступают в качестве индикаторов экзистенциальной тревожности, которая зачастую по разным причинам неосознанна. Можно излечить фобию или избавить человека от ситуативной тревожности, но их место вскоре займут другого рода страхи и тревоги. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будет осознанна главная проблема – экзистенциальная тревожность.

Объект исследования – экзистенциальная сфера личности.

Предмет исследования –  психологическая специфика проявления экзистенциальной тревожности в возрасте 20-25лет

Цель исследования – изучить виды проявления экзистенциальной тревожности в период ранней зрелости.

Гипотеза исследования. В основу нашего исследования было положено предположение о том, что некоторые виды страхов, фобий и тревожных состояний могут выступать в качестве индикаторов экзистенциальной тревожности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

  1.  Методолого-теоретический анализ проблемы экзистенциальной тревожности.
  2.  Исследовать формы проявления экзистенциальной тревожности в период ранней зрелости.

    Теоретико-методологической основой исследования выступают:            

«Страх и трепет» (Серен Кьеркегор); «Смысл тревоги» (Ролло Мэй); экзистенциальная традиция (Д.А.Леонтьев)

 Экспериментальная база исследования:

Студенты Крымского федерального университета имени Вернадского обучающиеся на дневной форме обучения, факультета психологии, на  третьем курсе.

    Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введение, раздела и трех подразделов, выводов, и списка использованной литературы. Основное содержание курсовой работы изложено на страницах. Список литературы включает в себя источник, все на русском языке.

Раздел 1. Теоретические основы экзистенциальной психологии и изучения тревожности личности в трудах психологов и философов.

1.1. Экзистенциальная психология в концепциях зарубежных и отечественных авторов

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. Его появление было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов преобладанием детерминистских взглядов и установкой на объективный, научный анализ человека. А так же развитием экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Виктор Франкл [30], [4],

[21-22] и др. Сильны экзистенциальные мотивы у Эриха Фромма, Карен Хорни  [23], [26]и др.

        Впервые термин был употреблен датским философом Сереном Кьеркегором [10].

       Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказало утверждение Гегеля [8] о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком настолько, насколько он им позволяет. Отсюда можно сделать вывод о том, что

человек позволяет влечениям и обстоятельствам вести его ровно столько, сколько он согласен это делать. Как только влечения, например, нарушают определенный порядок, либо выходят из зоны интересов индивида, он может отказаться от этого, и сделать выбор самостоятельно.

     Основным положением экзистенциальной теории стали слова Гёте [7] :
«Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть,  мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.»

Важно, на мой взгляд, ценить неповторимость каждого человека, признавать его право на личные интересы, увлечения, ценности. Однако при этом стоит учитывать то, о чем говорил Гёте. Он подразумевал под этим, что каждый человек имеет безграничные возможности, заложенные в сознании и психике, и если человек не будет стремиться к чему-то большему, если окружающие не будут требовать от него этого, все эти возможности так и останутся в пассивном положении.

            Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь,[5] который назвал свою терапию жизнеизменяющей. Важные положения его подхода заключаются в следующем:
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат экзистенциальные проблемы. Проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: что я есть? что есть этот мир?

и т. д. Терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за проблемами и жалобами клиента уловить скрытые экзистенциальные проблемы и призывы.

2. Данный подход основывается на признании человеческого, в каждом человеке, и уважении к его уникальности и автономии.

3. В центре внимания находится субъективность человека, то в чем мы наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги и все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем. [32]

      Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя [14] (1909-1994). Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза.

    Экзистенциально-гуманистическая психология в России - явление, подготовленное самой историей, ее традициями, книгами ее лучших писателей: Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова. Со второй половины 80-х гг., когда Советский Союз провозглашает новую политику открытости и демократизации возрастают интенсивность и качество контактов с зарубежными специалистами.  Настоящим «событием» для российской психотерапии становится визит Виктора Франкла в Москву в марте 1987 года. Основатель «третьей Венской школы психотерапии» привозит в Россию метод логотерапии - экзистенциального анализа. [33]

Экзистенциальной психологией занимаются М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, М.К.Мамардашвили. [2-3], [15-16], [13].

       С.Л. Рубинштейн, [15-16] говоря о экзистенциальной психологии, пытается определить место человека в бытии, рассмотреть совокупность отношений человека с миром, природой, другими людьми. Рубинштейн [15-16] считает, что центральная абстракция, которая вытеснила человека в философии и в психологии - это сознание. С.Л. Рубинштейн  пытается вернуть человека в бытие. Он выдвигает генеральную идею о том, что человек как субъект подчинен всеобщим закономерностям бытия, включается в бытие и сам является особым уровнем развития бытия.

       Д.А. Леонтьев [10] считает, что характерной особенностью экзистенциальной психологии является её акцент на отсутствии жёсткой детерминированности и предсказуемости тех действий человека, источником которых является его рефлексивное сознание, в отличие от предсказуемых и предопределённых форм поведения, не требующих полной включённости субъекта и выполняющихся автоматически. (Леонтьев, 2001).

    Иными словами,  экзистенциальная психология говорит о том, что если человек рефлексирует и осознает свои действия, то они будут непредсказуемы, тогда как действия и поведение, осуществляемые автоматически, не осознанно,  "на автопилоте" будут нести предсказуемый характер.

         Таким образом, экзистенциальная психология связана с определённым мировоззрением, которое значительно влияет как на жизнь, так и на личность человека.

1.2. Понятие тревожности и страха. Экзистенциальная тревожность.

      Тревожность в современной  мировой науке рассматривается многими учеными, этой проблеме посвящено множество исследований.

Прежде чем рассматривать тревожность, необходимо выяснить разницу между страхом и тревогой. Как указывает В.М.Астапов, страх – является реакцией на конкретно существующую угрозу. В то время как тревога – состояние неприятного предчувствия, без видимой на то причины. [1]

     В свою очередь взгляд З. Фрейда [24] отличается. Он определяет страх как аффект, а тревогу, как реакцию на восприятие внешней угрозы.

     П.Тиллих  [19] считает, страх и тревогу единым целым. Он определяет тревогу как страх перед неизвестным.

     Таким образом, можно сделать вывод, что тревога является базовой, чем то общим, а страх, выражает ее в каком то определенном конкретном предмете или явлении. Мы испытываем тревогу, когда осознаем, что наше существование или какие-то ценности, могут быть уничтожены.  Тревога возникает и тогда, когда человек сталкивается с препятствиями на пути осуществления своих планов и возможностей. Тревога, может быть и приятной и болезненной, и конструктивной и деструктивной.

Более того, тревога может быть нормальной, и невротической.
      Нормальная тревога. Не один человек не может избежать воздействия тревоги. Расти и изменять свои ценности — значит испытывать нормальную или конструктивную тревогу.  По мере роста и развития от младенчества до старости ценности меняются, при этом человек испытывает нормальную тревогу. Нормальная тревога, испытываемая  при непредсказуемых изменениях, свойственна каждому человеку. Она может быть конструктивной, пока остается пропорциональной угрозе.

   Невротическая тревога.  Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности находятся под угрозой, то невротическая тревога ощущается в том случае, если поставленные под сомнение ценности являются неоспоримыми истинами, отказ от которых лишит наше существование смысла. Невротическая тревожность связана же со страхом личной ответственности и стремлением уйти от нее, а значит, и от свободы выбора.

       Что касается понимания тревожности и страха в экзистенциальной теории. Тут необходимо сказать, что в основе экзистенционализма лежит утверждение о первичности существования по отношению к бытию. Иными словами, мир предметов и вещей статичен и определен, в то время как человек существует, изменяется, отвечает за свои решения, обладает внутренней свободой и возможностью выбора.

      В работах М. Хайдеггера [25] тревожность определена основным направлением экзистенции, к конечности, смерти. И именно экзистенциальная тревога может спасти человека от формы существования, которую ему навязывают. Жизни  в мире вещей, отсутствии осознания своих действий и поступков, рефлексии о смысле своего существования. И только осознание того, что нашей жизни присущ экзистенциальный страх – страх смерти, утраты самосознания, может освободить человека от "навязанной" жизни, и помочь осознать свою свободу.

  По К.Ясперсу, [30] экзистенциальная тревожность это сила. Дающая возможность перейти из повседневного бытия в мир свободной воли. Другими словами, человек способен оставаться человеком, чувствовать ответственность за свою сущность, через ощущение экзистенциальной тревоги, которая позволяет человеку идти к истинной свободе.

 Экзистенциальная тревога по Тиллиху [19], это экзистенциональное осознание своего небытия. Иными словами, осознание того, что смерть неизбежна. Она строго индивидуальна, и каждый должен принять ощущение своей личной смертности. Индивидуальное переживание собственной конечности Тиллих [19] называл "экзистенциальным осознанием". Он четко разграничивает понятия страх и тревога, поясняя, что у страха есть конкретный объект, с ним можно смириться, пытаться бороться, как то взаимодействовать. Что касается тревоги, это неизвестность, которая просто держит человека в напряжении и растерянности.  Поэтому в состоянии тревоги, человек стремится найти ей соответствующий страх, и таким образом избавиться от неё. Я раньше задумывалась о причине того, почему снимают фильмы ужасов, почему они столь популярны, и  имеют столько поклонников. Ведь зачастую после просмотра очередного фильма ужаса сложно заснуть, либо этот фильм приходит в наш сон и продолжает "радовать" нас всю ночь. Экзистенциальный подход и в частности Тиллих, дает ответ на это вопрос, фильмы ужасов предоставляют нашему сознанию возможность воплотить свою тревожность в страх. Ведь желание посмотреть что-то страшное ситуативно, оно не появляется ежедневно. Отсюда можно сделать предположение, что желание смотреть фильмы подобного жанра, возникают в моменты тревожности, которая одолевает человека.

     Жизнь человека является риском. Ежедневно мы планируем что-то, ставим цели, загадываем наперед ход событий, однако всегда существует вероятность того, что все пойдет не так, ожидаемая реакция, например, будет прямо противоположной, планы нарушатся, а достижение цели принесет разочарование. Не случайно фраза "Это так неожиданно!" выражает обычно чувства связанные с растерянностью. Хорошо, когда эта неожиданность приятна, а если наоборот? Наш мир непредсказуем, и когда мы стараемся устранить все непредсказуемые моменты, предугадать что-то мы только искажаем картину мира. Поэтому каждое совершаемое нами действие должно нести в себе ответственность за его совершение, готовность к тому, что результат будет, сколько угодно разным. Если у человека отсутствует тревога, он не готов к будущему. Он слишком уверен в конкретном результате, и совершись что-то  не входящее  в его планы, он будет просто не готов.        

Тревога конструктивна. Благодаря тревоге, человека готов к неожиданностям.

Экзистенциальная тревога это одно из условий человеческого существования, это то, чего не может не быть.

     Переход тревоги в патологическую форму происходит при нежелании ее осознания, и происходит ее вытеснение. И здесь играет роль тип личности человека и его индивидуальные характеристики. О том, что происходит в таком случае, и какие психологические защиты применят человек, говорится далее.

  

1.3. Экзистенциальная тревожность, как следствие

конфронтаций индивида

           Экзистенциальный подход уделяет основное внимание проблемам конфронтации индивида с определенными факторами, которые являются неотъемлемой составляющей бытия.

        Речь идет о: смерти, свободе, одиночестве и бессмысленности.

При столкновении с каждым из них может возникнуть экзистенциальный конфликт. Каждый из этих экзистенциальных конфликтов вызывает тревогу. В зависимости от индивида тревога может быть нормальной, а может перерасти в невротическую. Например, если после того как человек узнает о том, что смертельно болен, и переосмысливает свои ценности и приоритеты, проживает свою жизнь более насыщенно и осмысленно, это нормальная тревога. С другой стороны тот же человек, со смертельной болезнью, но при этом, он рискует жизнью неоправданно, это является примером невротической тревоги.

          1.  Смерть – является наиболее понятной и очевидной конфронтацией. Страх смерти является основой всех существующих страхов. Любой страх окончания чего бы то ни было, можно рассмотреть как страх смерти. Сюда относится так же страх начинать что-то делать, ведь если не начать, то оно и не закончится. Если речь идет о страхах перед публичным выступлением, например, тогда человек боится быть осужденным, либо осмеянным, а значит, символично умрет как личность.

        Если индивид осознает свою конечность, это может положительно отразиться на его развитии и жизни в целом. Однако человеку удобнее применить психологические защиты и отгородиться от этого осознания приводящего его к этой тревожности.

Страх смерти присутствует у человека с раннего детства, и вместе с тем как индивид  взрослеет, меняется его отношение к этому страху, а так же и психологические защиты. Дети до 5 лет, отрицают смерть. Они считают, что смерть это лишь временное явление, как сон, они уверенны в том, что дети не умирают, либо верят в волшебного спасителя. Дети от 5-9 лет так же отрицают смерть. Но они придают ей физический облик, с которым можно взаимодействовать. Ее можно победить или обмануть. Дети 9-10 лет смеются над смертью, таким образом, пытаясь показать, что не боятся ее. Подростки ведут себя беспечно, либо пытаются победить смерть в виртуальной реальности, либо проявляя делинквентное поведение. В возрасте ранней зрелости страх смерти оттесняется основными жизненными задачами, такими как овладение профессией, выстраивание взаимоотношений. И в среднем возрасте страх смерти охватывает с новой силой. [36]

И. Ялом [31] выделил два главных механизма защиты от тревоги, в период зрелости, связанной со смертью:

    1. Вера в собственное бессмертие и неприкосновенность.

Они выражаются таким образом:

- маниакальный героизм. Примером может служить смертельно больной человек, который ищет такую опасность, от которой можно было бы спастись, чтобы пересилить ту опасность, которая идет изнутри;

- самовлюбленность, нарциссизм. Отношения с человеком, имеющим нарциссическое расстройство характера, строятся очень тяжело, и зачастую очень конфликтны.  От окружающих такие люди ожидают безусловной любви и полного принятия. Взамен дают только безразличие, равнодушие и демонстрируют свое превосходство. Такие люди, словно хотят остановить время и остаться навсегда в младенчестве под родительской защитой.

-   агрессия и контроль. Свидетельством глубоких бессознательных страхов смерти, может служить выбор профессий, связанных со смертью (военного, врача, священника, гробовщика). Когда человек чувствует власть и то что может контролировать кого-то или что-то ослабевают лишь сознательные страхи, в то время как более глубокие продолжают действовать.

     2. Вера в спасителя, который поможет. Такими спасителями могут быть такие люди как, родитель, супруг, врач, народный целитель. Данный защитный механизм предполагает, что человек побеждает страх смерти, таким образом, что создает в своем воображении «богоподобную фигуру», чтобы затем можно было чувствовать безопасность. Для людей с преувеличенной верой в спасителя характерны: самоумаление/обесценивание себя, страх лишиться любви, пассивность, зависимость, самопожертвование, неприятие своей взрослости, депрессия после краха системы представлений. Если у человека преобладает самопожертвование, то его тип личности можно охарактеризовать, как «мазохистический». [36]

    2. Другой экзистенциальный конфликт связан с осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь. 

Свобода это не что-то легкое и неуловимое, она связана с ответственностью, и волей.

  Кьеркегор [10] говорил о равновесии свободы и ответственности. Люди получают свободу действий, когда принимают на себя ответственность за свои поступки. Иными словами, человек свободен, создавать сам свою судьбу, проявлять свои чувства и желания, совершать любые поступки, с другой стороны, человек сам и несет ответственность за все это. Ведь сделав определенный выбор, либо совершив какой-то поступок человек, получает соответственный результат. Сделай он другой выбор, и результат соответственно был бы иным.  Важно понимать, что не только наличие действия влечет за собой ответственность, но и в равной степени бездействие.

        Что касается воли, Артур Шопенгауэр [27] одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию. Он утверждает, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Иными словами,  воля это желания, порывы, страсти и чувства человека, они происходят неосознанно, и способны заставить человека сделать все, что угодно. Обладающий волей человек способен на все, он не сможет объяснить, зачем он это делает, главное, что она есть. По мнению Шопенгауэра, [27] человек является рабом воли. Он всю жизнь исполняет лишь ее прихоти, требования и приказы.

   Отсюда можно сделать вывод, что вместе с осознанием того, что именно человек, сам сделал свою жизнь такой, какая она есть, своими действиями и своим отношением к происходящему вокруг, это может привести его к осознанию того, что он может изменить свой мир так, как он этого хочет. А изменение это уже процесс. А так же повысить уровень уверенности в свои силы. Ниже приведены психологические защиты, которые человек использует, как защиту от тревоги связанной со свободой и ответственностью: [36]

  1.  Компульсивность которая заставляет человека совершать действия и поступки,  под непреодолимым влечением. Она властвует над человеком, лишая его личного выбора и его собственной свободы.
  2.  Перенос ответственности на других людей, или внешние обстоятельства. Люди проявляют необыкновенную изобретательность, чтобы избежать чувства ответственности за свои поступки, и обвинить в своих неудачах других людей или обстоятельства.
  3.  Отрицание ответственности через изображение себя невинной жертвой. Такой индивид уверен, что произошедшие события (в которых виновен именно он) никак не зависят он него, и случились сами собой, без его участия.
  4.  Отрицание ответственности из-за потери контроля. Такой человек пытается уйти от ответственности путем временного "лишения рассудка". Он считает, что в таком состоянии вправе не нести ответственности за свои поступки, т.к. он не может дать отчет в своем поведении. После достижения поставленной цели, нормальное состояние возвращается.
  5.  Уклонение от автономного поведения. Человек знает что ему необходимо делать для достижения его цели или желания, но по какой-то причине он этого не делает. Он ждет шагов от других, находя много отговорок от самостоятельного шага.
  6.  Патологические проявление воли и принятие решений. Тот, кто испытывает желания и принимает решения осознанно, обязательно сталкивается с ответственностью. Как говорил Сартр, жизнь человека состоит из его выбора. Если человек испытывает страх перед осознанием того, что он является таким, в следствии своих собственных выборов, то он начинает избегать проявления воли. Он либо отказывается от своих желаний, либо переносит ответственность на других людей или обстоятельства.   

       3. Следующий экзистенциальный конфликт – между осознанием     абсолютного одиночества и потребностью в отношениях, желанием устанавливать контакты, и существовать как часть большего целого. Экзистенциальное одиночество говорит о том, что человек, несмотря на его окружение, круг общения, работу и социальный статус, в глубине все равно одинок. Только он один отвечает за свою жизнь, только он один чувствует так, как он это делает, только он один, в конечном счете, умрет, и никто другой не сделает этого вместо него. Одиночество или изоляция, подразделяется на три типа:

1) Межличностная изоляция - это изоляция от других людей. Она переживается как чувство одиночества. Нормальному социальному взаимодействию может препятствовать: географическая изоляция, недостаток соответствующих социальных навыков, конфликтные чувства по отношению к близости, тип личности (шизоидный, либо нарциссический)

- Внутриличностная изоляция - человек отделяет друг от друга части самого себя или не признает какую-либо из своих частей. Иными словами, человек отказывается от своих чувств или стремлений. Он не доверяет себе, признает "надо" за свое собственное желание. Мэй, Хорни [14], [26] и другие теоретики утверждают, что такая изоляция является результатом блокировки, которая произошла в начале жизни и привела к срыву естественного развития индивида.

- Экзистенциальная изоляция - «отделенность между индивидом и миром». В основе экзистенциальной изоляции лежит конфронтация со смертью и свободой. Такой вид изоляции вызывает у человека сильную тревогу.

Межличностные отношения в свою очередь, должны являться средством избегания одиночества, и предоставлением человеку безопасности. Отношения, которые состоят из использования другого, чтобы удовлетворить свои потребности, либо снизить за его счет уровень тревоги, являются неполноценными.

       К психологическим защитам от тревоги, связанной с изоляцией, относятся:

  1.  Манипуляции другими людьми для защиты себя и использование окружающих для самоутверждения.
  2.  Слияние с другим человеком, с группой или делом. Слияние как ответ на экзистенциальную изоляцию позволяет понять многие клинические синдромы, такие как зависимость, мазохизм, садизм, сексуальные расстройства и пр. Например, мазохистическая личность готова принести себя в жертву, терпеть боль, более того, получать удовольствие от нее, только лишь из-за того, что боль разрушает одиночество.
  3.  Компульсивная сексуальность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами как с объектами. Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.

4.Еще один экзистенциальный конфликт о поиске смысла существования в окружающем нас бессмысленном мире.

Наверное, каждый человек однажды задавался вопросом о смысле жизни, т.к. он задает жизни определенную направленность. В экзистенциальной психологии разделяют космический и личностный смыслы.

Космический смысл это своего рода замысел, который существует вне и выше личности. Он имеет религиозную окраску, и отвечает на вопрос – для чего существует жизнь, и человечество в целом. Личностный смысл или « земной смысл» включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую определенной целью или функцией, которую нужно выполнить. При этом считается, что человек, который чувствует наличие космического смысла, одновременно обретает и личностный. Например, христианин уверен, что его жизнь является частью божественного плана (космический смысл), и его личностный смысл состоит в том, чтобы понять и исполнить волю Божью.

Психологические защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью, имеют общую черту - погружение в деятельность, которая отвлечет индивида от осмысления жизни:

  1.  Компульсивная деятельность это маниакальное упорство в какой-либо деятельности. Например, в получении удовольствия, зарабатывании денег, обретении власти, признания, или статуса;
  2.  Крусадёрство - характеризуется сильной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой. Например, люди проводящие всякого рода демонстрации, хватающиеся за любой повод «выйти на улицы», почти независимо от содержания выступления.
  3.  Нигилизм - убеждение в отсутствии смысла и активность, направленная на обесценивание деятельности, которая имеет смысл для других, например, к любви или служению. [36]

1.4. Специфика тревожных переживаний личности

в период ранней зрелости (20-25 лет)

      Центральным новообразованием периода ранней зрелости, согласно функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева [9] является притязание на овладение специальностью.

Учебный процесс, является очень насыщенным процессом. Что может вызывать стресс у индивида в процессе овладения профессией? В первую очередь это тревога, связанная с успеваемостью. Это конечно зависит от индивидуальных особенностей личности, уровня ее притязаний и интереса к обучению. Публичные выступления, которые студенты проводят ежедневно, так же вызывает ежедневную тревогу. Подготовка с сессии, сдача зачетов и экзаменов, вызывает сильнейшую тревожность индивидов. Если тревога, связанная с тревогой перед сдачей экзамена, например, появляется, стимулирует учебную деятельность и проходит после сдачи экзамена - это нормальная тревога, конструктивная. Если же студент не может спать, есть, тревога забирает все его сознание, эта тревога является деструктивной. С точки зрения экзистенциальной конфронтации, можно сделать вывод о том, что это конфликт свободы и ответственности. Студент работает или не работает весь семестр, принимает решения идти ему на лекцию/семинар или нет, но в период сессии принимать ответственность за свои действия не считает нужным. Тут на помощь приходит такая психологическая защита как, например, перекладывание ответственности на других, либо обстоятельства. "Я не ходил из-за проблем, так сложились обстоятельства…"

    Карл Бюлер, [6], обратил внимание на роль индивидуального опыта в описании жизненного цикла. Он утверждал, что в период ранней зрелости у индивида:

1.строится собственный образ жизни;

2. происходит усвоение профессиональных ролей;

3. происходит включение во все виды социальной активности;

4. в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы, и цели деятельности. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной активности.

Иными словами, изменение жизненных планов личности, происходит под воздействием изменения ее ценностей. Субъективные ценности, в свою очередь, строятся на основе того, что личность посчитала правильным для себя, и подходящим для того, чтобы принять как свою какую-то общественную ценность, а так же от уровня активности личности.

     Основными параметрами образа жизни являются труд, в данном случае учебная деятельность, быт и общественная деятельность индивида. А так же его привычки и поведение. В связи с тем, что каждый из перечисленных параметров (включая  усвоение профессиональных ролей, а так же мотивы и цели деятельности) является специфическим в этот период, это вызывает у личности ряд противоречий, присущих студенческому возрасту:

- социально-психологические. Здесь на первый план выступает расцвет физических и интеллектуальных сил, которым противоречит ограниченность во времени, и материальных возможностях. Это отношения между одногруппниками,  а так же противоречия адаптационного процесса: новые требования и условия со стороны ВУЗа и привычками в поведении студента.

- противоречие между стремлением самостоятельно выбирать знания, которые студент хотел бы получать, а так же методов их получения, и установленной программой обучения специалиста конкретного профиля.

- противоречие между поступающим через разные источники огромным потоком информации и ограниченностью во времени для их восприятия и осмысления. [38]

    К перечисленным противоречиям можно добавить так же, на мой взгляд, большое количество теории и отсутствие практики. Это противоречие в большинстве является проблемой низкого уровня подготовки студентов, потому что знания, не закрепленные практикой очень быстро исчезают, даже если студент обладал теорией на высоком уровне. Как точно говорил Дж.Локк "Нет ничего в сознании, чего не было раньше в ощущении". [12]

          Все эти противоречия так же являются источником тревожности, конструктивной либо деструктивной. Если индивид чувствует, что его уровень подготовки как профессионала не соответствует запросу на рынке труда, это означает, что его профессиональная пригодность находится под сомнением. Если это действительно так, то индивид не сможет найти работу в этой области, и соответственно столкнется с тем, что ему будет необходимо искать другую работу, в этот момент он сталкивается с неопределенностью. Ожиданием при поступлении в ВУЗ, например, была твердая уверенность, что профессия интересна и нужна, и овладение ею не подлежит сомнению. Однако столкнувшись с такого рода противоречиями, индивид осознает, что возможно не сможет свершиться как профессионал, что разрушает его ожидания в этой области и приводит к тревожности, на фоне которой могут возникнуть страхи и фобии. Можно предположить, что в основе здесь может быть конфронтация смыслов. Когда личность не осознает своей направленности, не понимает что конкретно ей необходимо, для чего она предназначена, и к чему стоит стремиться.

Согласно Э.Эриксону [28], самой важной задачей, стоящей перед человеком в этом возрасте является установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности это непрекращающийся процесс. Человек в период ранней зрелости должен структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как изменяется его внутренний и внешний мир.   Я-идентичность в этом возрасте состоит из трех компонентов: я как индивидуум, я как член семьи, я как работник.

     Иными словами, личностная идентичность это то, кем человек считает себя. Как он отвечает на свой вопрос "Кто я?", в какой роли человек ощущает себя в данный период жизни. Профессиональная идентичность, это профессиональное самоопределение личности, учитывая в себе личностную идентичность, кем человек является. Семейной идентичность является совокупность ценностей, стремлений, тревог и проблем, которую разделяют между собой члены семьи. Это "Мы" семьи.

   Становление идентичности, очень сложный процесс, он необходим для полноценного существования индивида. Без зрелой идентичности человек не сможет построить здоровых отношений, разобраться в себе.

     Установление и развитие дружеских связей так же является важной стороной жизни в этом периоде. Учебная деятельность проходит в группе в среде однокурсников, поэтому важно, чтобы студент стремился к общению со своими сверстниками, и установлению и поддержанию с ними доброжелательных отношений. В этот период так же продолжает развиваться потребность в самоутверждении. Самоутверждение проявляется в том, что человек стремится влиять на других людей, быть авторитетным, быть показателем вкуса и стиля, примером для подражания. Положительное самоутверждение повышает эффективность учебного процесса, повышает ответственность по отношению к учебе.[38] Однако, если человек не успешен в этой среде, это вызывает у него дискомфорт, снижение учебной мотивации, и как следствие общую тревожность. В основе этой тревожности может лежать конфронтация одиночества – потребности в общении, а так же свободы и ответственности.

Пример экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная  тревожность, это  сложное понятие, но существует метод  экзистенциальной  психотерапии – современный метод, уделяющий приоритетное внимание тому, как человек переживает столкновение с так называемыми "данностями" или "парадоксами" своего существования: неизбежностью смерти, свободой и ответственностью, экзистенциальной изоляцией и бессмысленностью. Они являются своеобразными рамками или пределами, в которых строится вся жизнь человека.

 Рассмотрим обстоятельство в  "Случае Элен Вест" (Людвиг Бинсвангер).[4]

      В этом случае он имел в своем распоряжении множество вербальных проявлений, таких, как самоописания, записи сновидений, дневник, стихотворения, письма, автобиографические заметки, рисунки. Прежде всего, наша задача состоит в том, чтобы убедиться, что действительно имеют в виду наши пациенты под своими вербальными выражениями. И тогда мы сможем понять, каким образом строится связь экзистенциальной структуры через целостную структуру и наоборот, под целостной структурой мы имеем ввиду виденье мира отдельно взятого индивида, и с помощью экзистенциальной структуры, зная, мы можем  увидеть мир этого индивида и так как он видит его сам и со стороны реальности. Таким образом, разобраться – в чем причина этой тревожности и при каких обстоятельствах или условиях это сложилось и в дальнейшем проявляется при определенных событиях.

«Одно из самых впечатляющих достижений экзистенциального анализа показывает, что даже в области субъективности нет ничего случайного, что существует определенным образом организованная структура, в которой каждое слово, каждая мысль, рисунок, действие или жест получает свой особый отпечаток – инсайт, которым мы непрерывно пользуемся в экзистенциально-аналитических интерпретациях теста Роршаха или Тесте словесных ассоциаций»[39].

Связи истории жизни тоже играют важную роль, но, как мы скоро поймем, совсем не такую, как в психоанализе. Для психоанализа они – цель исследования, в экзистенциальном анализе они просто предоставляют материал исследования.

Для первого понимания или  примера, возьмем случай молодой девушки , которая в возрасте пяти лет пережила неожиданный приступ тревоги и слабости, случившийся когда при катании на коньках ее каблук, примерзнув к металлическому основанию, оторвался от ботинка. С тех пор девушка, которой сейчас 21 год, страдала приступами непреодолимой тревоги, когда от ее туфель отрывался каблук, или когда кто-нибудь наступал ей на пятки, или только говорил о каблуках. В таких ситуациях, если она не могла уйти, то чувствовала головокружение, тошноту. [39] .

Психоанализ ясно и убедительно доказал, что за страхом потери каблука были спрятаны фантазии рождения – фантазия ее собственного рождения и последующего отделения от матери, а также фантазия рождения ее ребенка. В разнообразных нарушениях непрерывности, которые психоанализ определил как пугающие для девушки, самым страшным и основным был разрыв матери и ребенка. Каждый из нас переживал "травму рождения", но только у некоторых при потере каблука развивается истерическая фобия. В данном случае мы можем выйти за пределы данной фантазии и понимание миро-мира со стороны этой девушки, и исследовать этот  миро-проект, который делает возможным существование этих фантазий и фобий.

Ответом  к нашему отдельно взятому случаю, служит категория непрерывности, непрерывной связи и удержания. Она вызывает ужасное ограничение, упрощение и истощение содержания мира - это и вызывает сильнейший страх нарушения непрерывности, разрыва, отделения, страх быть отделенной, оторванной. Вот почему отделение от матери, переживаемое всеми как самое важное отделение в человеческой жизни, стало таким важным, что любая ситуация отделения рассматривается как символ страха отделения от матери, а затем она активирует фантазии и мечты. Если случится что-то новое и непрерывность разорвется, то результатом может быть только катастрофа, паника, приступ страха. Тогда мир рушится, не остается ничего, что могло бы его поддержать. Внутренняя зрелость человека, и его виденье себя в будущем времени  замещается  преобладанием прошлого, того, что уже было.

Для того, чтобы позволить принять элемент  как неожиданность – это качество времени, которое нарушает непрерывность, разрубает ее на части, выбивает раннее существование из его колеи и выставляет его перед ужасностью, перед голым страхом, нужно, чтобы весь мир остановился,  ничто не должно происходить, ничто не должно изменяться. Все должно остаться как есть. Это и есть приступ страха (тревоги).

Ни потеря каблука, ни внутриутробные фантазии, ни фантазии рождения не объясняют возникновения фобии. Скорее, они обрели такое значение, потому что привязанность к матери означала для существования ребенка, что для маленьких детей естественно, связь с миром. Случай на катке приобрел свою травматическую значимость из-за того, что мир неожиданно изменился, открылся со стороны неожиданности, со стороны чего-то совершенно нового, отличающегося. Для всего этого не было места в детском мире; оно не могло войти в ее миро-проект; оно всегда оставалось снаружи; им нельзя было управлять. Форма того миро-проекта сначала должна была создать условия для возможности случая на катке, чтобы он был пережит как травматический.[39]

Мы можем сказать, что этот, случай не единственный. Мы знаем, что страх может быть связан с разными видами нарушения непрерывности; например, он может появиться как ужас при виде отрывающейся пуговицы, висящей на нитке, или разрыве нити слюны. Какими бы ни были события истории жизни, с которыми связан этот страх, мы всегда имеем дело с одним и тем же опустошением бытия в мире, его сужением до одной категории непрерывности. На самом деле оно вовсе не объективное целое, но целое в смысле единства миро-проекта.

На основании этого, мы можем сделать вывод, что,  мы никогда не должны отделять "страх" от "мира", и мы должны помнить, что страх всегда возникает тогда, когда мир становится шатким или угрожает исчезновением. Чем более пустой, простой и ограниченный тот миро-проект, с которым связано наше существование, тем скорее появится страх и тем сильнее он будет. Мы должны строго разграничить исторически - и ситуационно-обусловленную точку прорыва страха и экзистенциальный источник страха. Фрейд провел похожее различение, когда он дифференцировал фобию как симптом и собственное либидо пациента как действительный объект его страха. Но, мы не считаем, что человек боится собственного либидо, мы утверждаем, что, источник страха – само существование.

Выводы по первому разделу:

1. Экзистенциальная психология представляет собой оригинальное  направление в теоретической и прикладной психологии, обладающее четкой спецификой, своей теорией и методологией и отличающееся философской глубиной и ориентированностью на анализ ключевых проблем и ситуаций человеческой жизни.

2. Основными представителями направления экзистенциальной психологии являются Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Р. Мэй, В.Франкл, Э.Фромм, Дж. Бьюдженталь.

3. Страх и тревога являются двумя принципиально разними понятиями. Страх – является реакцией на конкретно существующую угрозу. В то время как тревога – состояние неприятного предчувствия, без видимой на то причины.

4. Тревога может быть нормальной и патологической, конструктивной и деструктивной.

5. Экзистенциальный подход уделяет основное внимание проблемам конфронтации индивида. Выделят четыре вида конфронтаций: смерть; свобода и необходимость нести ответственность за свою жизнь; абсолютное одиночество и потребность в отношениях, поиск смысла жизни в окружающем бессмысленном мире. При столкновении с каждым из них может возникнуть экзистенциальный конфликт, который вызывает тревогу. Человек использует психологические защиты, чтобы избежать чувства тревоги.

6. Период ранней зрелости имеет свои возрастные особенности, такие как утверждение идентичности, учебная деятельность, профессиональное самоопределение, установление мотивов и целей жизни. Личность утверждается во взрослой жизни, строит отношения, осваивает выбранную профессию, определяет свое отношение к общественной жизни и своей роли в ней, что непременно ведет к всякого рода тревожным состояниям, страхам и фобиям.

7. Специфика возрастных особенностей содержит определенные тревожные состояния, за которыми стоит, в большинстве, неосознанная экзистенциальная тревожность. В период ранней зрелости, без помощи специалиста, индивиду тяжело осознать это, а значит, и справиться с тревожными состояниями. Проблема заключается в том, что часто люди просто не знают, что у них есть возможность выбора: бояться или перестать бояться.

8.Чем больше внимания они уделяют своему страху, тем больше пугаются. Чаще всего люди просто не знают, что имеют возможность выбора и могут повернуть тревожность вспять. Люди испытывают стресс, продолжая прокручивать негативные образы и вырабатывать негативные чувства. Однако страх можно одолеть, если начать осознавать свои чувства и управлять ими.

Список использованной литературы:

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., ПЕРСЭ, 2001Факультет психологии

2. Бахтин М.М. Из жизни идей. - М.: Лабиринт, 1995. - 151 с.

3. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. - Киев: "Next", 1994. - 384 с.

4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. — 300 с. 

5. Бюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Класс, 1998.

6. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000, с.36-39.

7. Гёте, И. Мировоззрение / Пер. с нем. — СПб.: Деметра, 2011. — 192 с.

8. Гегель. Феноменология Духа. — СПб., 1913. Перевод под редакцией

   Э. Л. Радлова.

9.  Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. -- Мн.: 1997.(с. 13-18, в сокращении)

10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

11. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетер-

     минации личности // Психологический журнал, т. 21, 2000, № 1, с. 15-25.

12. Локк Д. "Опыт о человеческом разуме" // Избранные философские

     произведения в двух томах. Т. I. М., 1960. С. 153-162.
13. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М. : Высшая

       школа, 1968. - 191с.

14.  Мэй Р. Экзистенциальная психология. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,    

      2001

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-издание,С.-П.: «Питер»,

     2004. - 678 с.

16.  Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: «Наука», 1997, - 190с.

17. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.:

      Изд-во иностр. лит., 1953.

18. Слотин Т.В., Психология личности Шестов Л. Киркегаард и

     экзистенциальная философия. Санкт-Петербург, 1908

19. Тиллих П. Мужество быть. Перевод О.Седаковой // Символ. - № 28. - 1992.

20. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. - М.: ООО "Издательство

     АСТ-ЛТД", 1998. - 704 с.
21. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., "Прогресс", 1990. 

23. Фромм Э. О Бытии человека = On Being Human. — 1997.

24. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.:

     Наука, 1989. С. 349-369.

25.  Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: 

    Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект,      

     2010

26. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т.. — М.: Смысл, 1997.

27. Шопенгауэр, А Собрание сочинений в пяти томах. Том первый./ Пер. Ю.И.      

     Айхенвальда под ред. Ю.Н. Попова, примю А. Л. Чанышева. М.,: Изд-во    

    "Московский клуб", 1992

28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и

     предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).

29. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 320 с.

30. Ясперс К. Философия. Книга 2. Просветление экзистенции ; Философия.

     Метафизика / Пер. с нем. А. К. Судакова — М.: Канон+РООИ   

    «Реабилитация», 2012.

31. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Римис, 2008.

32.  Viz. "Analyse einer hysterischen Phobie", Jahrbuch Bleuler und Freud, III. 

33. http://psyera.ru/ekzistencialnoe-napravlenie-v-psihologii_7594.htm

34.  http://hpsy.ru/public/x2651.htm

35. http://vkgazeta.ru/articles/20/2168/

36. http://www.academia.edu/3145447/

37. http://hpsy.ru/public/x5206.htm

38. http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/23.html

39. http://psylib.org.ua/books/meyro04/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25104. Суррогатное материнство 39 KB
  Для многих семей сегодня не существует проблемы искусственного оплодотворения и с моральной точки зрения. Этический вопрос искусственного оплодотворения интересовал человечество ещё с конца XVII века. Первые попытки искусственного оплодотворения были совершены ещё в середине ХХ ст. Первый успех в области искусственного оплодотворения ученые смогли получить только в 1973 году.
25105. Перші етичні уявлення 39 KB
  Етика входить до складу філософського знання. в праці Нікомахова етика утворив іменник етика та прикметник етичний. Етика виникає в лоні філософії тому вона органічно пов'язана зі всіма основними її розділами: онтологією вченням про буття гносеологією теорією пізнання аксіологією вченням про цінності праксеологією вченням про практику буття людини. З'ясовуючи сенс життя етика повинна вийти на основоположні проблеми буття людини як особистості.
25106. Любов 35 KB
  Любов – це завжди подія не залежна від людини. Любов не надається моральним оцінкам. Сенсом людської любові взагалі є виправдання і спасіння індивідуальності через жертву егоїзму. Любов – це самовіддача подолання егоїзму.
25107. Российское общество начала XX в. 658.5 KB
  Население России в 1897 г. Смертность населения в России была одной из самых высоких в Европе. Сословия России В начале XX в. Дворян в России называли благородным сословием.
25108. Советско-германский договор о ненападении (август 1939 г.). Советско-финская война 606.5 KB
  в Москве проходили переговоры представителей СССР и англофранцузского блока. Одновременно СССР вел переговоры с Германией. СССР объявил о своём нейтралитете. Кроме того в соответствии с секретным соглашением с Германией СССР получил возможность передвинуть на запад собственные границы.
25109. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства 335.5 KB
  говорится о том что киевский князь Владимир Святославич захватив Киев и начав в нём княжить ещё до крещения Руси поставил на Горе недалеко от княжеского дворца деревянные идолы богов: Перуна Хорса Дажьбога Стрибога Симергла и Макоши. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси Рано или поздно она должна была уступить место другой религии которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек. Всю культуру Киевской Руси...
25110. Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI–начале XVII в. 372.5 KB
  в России было 160 городов. Обмен продуктами в России совершался на основе географического разделения труда. С Востока в России поступали китайские ткани фарфор драгоценности. в России уже было 25 000 стрельцов.
25111. Пётр I и политическая борьба 80-х годов XVII в. 424.5 KB
  Возглавлял правительство фаворит Софьи князь Василий Голицын широко образованный человек полиглот книжник сторонник сближения России с Западом. Есть сведения что князь хотел отменить крепостное право в России. Голицын предпринял два Крымских похода которые окончились неудачно и стоили России людских потерь и огромных затрат. или время петровских реформ это переломная эпоха в истории России.
25112. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в. 642 KB
  Социальносословный и национальный состав населения России К началу XIX в. При Екатерине Великой к России отошли Правобережная Украина Белоруссия Литва часть Польши Новороссия земли по Кубани и Тереку Камчатка Приморье Аляска чуть позже Восточная Грузия. Быстро росло население России.