83968

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

Русский

2015-03-17

30.8 KB

4 чел.

  

КАШИРИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Углянская средняя общеобразовательная школа»  с.Углянец,

Верхнехавского муниципального района, Воронежской области.

                                           УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

(Сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и   И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)

             

                                                                                              Кто не слыхал его живого слова?

                                                                                  Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                                                               Бессмертные творения Крылова

                                                                                 Мы с каждым годом любим всё сильней.

                                                                                                                            М. Исаковский

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

План урока.

  1.  Вступительное слово учителя.
  2.  Актуализация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Постановка проблемы.
  3.  Выразительное чтение и анализ басен  И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
  4.  Подведение итогов. Структурирование материала.
  5.  Домашнее задание.

Викторина

   «Продолжите крылатые слова!»

     Слайд №4

  1.   «Ты всё пела? Это дело…»

                                               ( «…так поди же попляши.»)

  1.  «Кукушка хвалит  Петуха…»

                                                    ( «…за то, что хвалит он Кукушку.»

  1.  «Чем кумушек считать трудиться…»

                                 ( «…не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

«Отгадайте, из каких басен эти строки?»

Слайд №5

  1.  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

                                                                             ( «Волк и Ягнёнок»)

  1.  « А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. »  

                                                                            (« Квартет»)

  1.  « Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»

                                                                                 ( «Волк на псарне»)

Словарный диктант « Отгадайте слово!» (два ученика выполняют работу на оборотной стороне левого и правого крыла доски, остальные – в рабочих тетрадях, взаимопроверка).

Слайды №№ 6-7

  1.  Краткий рассказ (стихотворный или прозаический) нравоучительного характера.                                     (басня)
  2.  Система норм (правил), по которым создаётся текст художественного произведения. (жанр)
  3.  Построение текста из нескольких частей, представляющих собой единое целое.

     ( структура)

  1.  Наставление,  нравоучение, поучительный вывод.    ( мораль)
  2.  Приём наделения животных или неодушевлённых предметов человеческим лицом, даром речи, чувствами, мыслями.      ( олицетворение)
  3.  Приём иносказания, при котором за изображаемым предметом скрывается иной предмет ( иное понятие).       ( аллегория)
  4.  Разговор двух и более лиц.    ( диалог)
  5.  Краткость, чёткость выражения.  (лаконизм)
  6.  Малообразованный человек, неуч.   (невежда)
  7.  Грубый, невоспитанный человек.    (невежа)
  8.  Хитрый, ловкий обманщик.     (плут, плутовка)
  9.  Тот, кто хвалит кого-либо из-за выгоды.   (льстец)

Создание и озвучивание схемы «Структура басни»

Слайд №8

                                  

                                  БАСНЯ

БАСЕННЫЙ РАССКАЗ           ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ

                                 МОРАЛЬ

           

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и её анализ.

     1.  По каким жанровым признакам вы можете определить, что это басня:

а) по структуре (прочитать основную часть и мораль);

б) герои-животные (Свинья, Ворон, растение Дуб);

в) диалог (прочитать диалог животных);

г) аллегория ( Свинья – невежда, не понимает пользы знаний, просвещения).

     2.   Какое чувство вызывает у вас Свинья?

     3.   Какой человеческий порок скрывается за её образом?         

          В чём  заключается аллегория   басни?

    4.   Можно ли утверждать, что Крылов только иллюстрирует простую истину:

    просвещение – это хорошо, а невежество, темнота – это плохо?

Выразительное чтение и сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и

     И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

  1.  Докажите, что басни написаны по одному сюжету ( т.е. цепь событий одна и та же).
  2.  Какова композиция той и другой басен?

Слайд № 10

        КРЫЛОВ                                           ЭЗОП

                              

        мораль                                                рассказ

  рассказ                                                мораль

  1.  В каком случае (у Эзопа или Крылова)  басенный рассказ написан ради морали?
  2.  В какой из басен мораль однозначна (т.е. вывод только один)? Процитируйте.
  3.  Какую басню легче инсценировать, несмотря на отсутствие диалога?
  4.  Какие «краски» добавлены в монолог Лисицы? Как Крылов называет её? Какие хитрости пускает в ход Лисица? Какую степень лести проявляет?
  5.  Благодаря чему Лисица завоёвывает доверие и без того простодушной Вороны? На какую  связь она ссылается в обращении «сестрица»?
  6.  Что окончательно изменяет в поведении Вороны просьба Лисицы ( «спой, светик, не стыдись…», «…ежели при красоте такой да петь ты мастерица…»)?
  7.  Каков итог?
  8.   Чья Ворона, крыловская или эзоповская, вызывает ваше особенное сочувствие и почему?

Подведение итогов. Структурирование материала.

Слайд № 12

      ЭЗОП – БАСНЯ – СТРУКТУРА: основное повествование ради морали (однозначно). «Басня уместна против человека неразумного». « Льстец – презренный человек».              ЖАНР ФИЛОСОФИИ

      КРЫЛОВ – БАСНЯ – СТУКТУРА: мораль, басенный рассказ + художественная окраска (живая сцена). Важна и мораль, и рассказ. Выводы неоднозначны, как  и сама жизнь.      ЖАНР ЛИРИКИ.

 Выводы

  - Лисица в басне Крылова не только льстивая, но и симпатичная, хитроумная, искусная победительница, тонко понимающая психологию глупой, бездарной птицы, хотя и  ... п-л-у-т-о-в-к-а.

  - Ворона – доверчивая, обманутая, вызывающая даже сочувствие, но глупая, не умеющая оценить себя по достоинству, а потому и наказанная в состязании.

 - В баснях Крылова нет однозначного понимания морали: жизнь изменилась со времён легендарного Эзопа. И всё изменилось…

Домашнее задание. Выразительное чтение басен. Вопросы для викторины. Озвучивание структурно-логической схемы « Сравнительная характеристика басен Эзопа и Крылова».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57662. Відповідальність людей перед природою 32.5 KB
  Teacher: Look at the blackboard, please (слайд 1). Let`s read these quotations of famous people about nature. How do you understand them? Do you agree? What`s your opinion?
57663. Спорт і спортивні ігри 93.5 KB
  Today we will speak about sports and sport games. We are going to refresh your knowledge of the names of sports. You will be able to guess a crossword.
57664. Спорт в нашому житті. Sport in our life 61 KB
  Alec plays football very well. He is a member of the school football team. Last year their team won the first place. They became champions and got prize. So this year they will try to play well too.
57665. Popular Sports and Games. Ukrainian Sportsmen 39.5 KB
  Good morning, dear children. I am very glad to see you today. How are you? Are you ready to speak English? So, today we will speak on the topic “Popular sports and games. Ukrainian sportsmen.”
57666. Music styles 114 KB
  Today we’ll have an unusual beginning of the lesson. Look at the blackboard and read the dialogue with roles of your groups. (Using jazz dialogues by roles of two groups)
57667. Teenagers. Their problems and activities 95.5 KB
  Good morning to everyone. Welcome to our English class. Today we will speak about the problems of teenagers. Youth is a very important period in the life of a man. This is a time when a person discovers the world and tries to determine their place in the universe.
57668. Моє рідне місто 100 років тому 61.5 KB
  One representative from each group will come here and assist me in finding the correct name a)turn left: b) go as far as; c) cross the bridge; d) take the first turning right; e) take the second turning left...
57669. Transportation and Public Transit 547 KB
  Pupils, today we take cars, trains, airplanes and power boats for granted. But we haven’t always had them. People have lived on earth for millions of years. But until a few hundred years ago, there weren’t that many ways to get aroun
57670. The More We Travel The More We Know 168.5 KB
  We shall learn a lot of interesting information about history, sights, customs and leisure. We’ll speak, work with presentations, listen to the text, read, make up a dialogue. At the end of the lesson you must give the answers to the question “Why do the people travel?”