83968

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

Русский

2015-03-17

30.8 KB

5 чел.

  

КАШИРИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Углянская средняя общеобразовательная школа»  с.Углянец,

Верхнехавского муниципального района, Воронежской области.

                                           УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

(Сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и   И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)

             

                                                                                              Кто не слыхал его живого слова?

                                                                                  Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                                                               Бессмертные творения Крылова

                                                                                 Мы с каждым годом любим всё сильней.

                                                                                                                            М. Исаковский

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

План урока.

  1.  Вступительное слово учителя.
  2.  Актуализация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Постановка проблемы.
  3.  Выразительное чтение и анализ басен  И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
  4.  Подведение итогов. Структурирование материала.
  5.  Домашнее задание.

Викторина

   «Продолжите крылатые слова!»

     Слайд №4

  1.   «Ты всё пела? Это дело…»

                                               ( «…так поди же попляши.»)

  1.  «Кукушка хвалит  Петуха…»

                                                    ( «…за то, что хвалит он Кукушку.»

  1.  «Чем кумушек считать трудиться…»

                                 ( «…не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

«Отгадайте, из каких басен эти строки?»

Слайд №5

  1.  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

                                                                             ( «Волк и Ягнёнок»)

  1.  « А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. »  

                                                                            (« Квартет»)

  1.  « Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»

                                                                                 ( «Волк на псарне»)

Словарный диктант « Отгадайте слово!» (два ученика выполняют работу на оборотной стороне левого и правого крыла доски, остальные – в рабочих тетрадях, взаимопроверка).

Слайды №№ 6-7

  1.  Краткий рассказ (стихотворный или прозаический) нравоучительного характера.                                     (басня)
  2.  Система норм (правил), по которым создаётся текст художественного произведения. (жанр)
  3.  Построение текста из нескольких частей, представляющих собой единое целое.

     ( структура)

  1.  Наставление,  нравоучение, поучительный вывод.    ( мораль)
  2.  Приём наделения животных или неодушевлённых предметов человеческим лицом, даром речи, чувствами, мыслями.      ( олицетворение)
  3.  Приём иносказания, при котором за изображаемым предметом скрывается иной предмет ( иное понятие).       ( аллегория)
  4.  Разговор двух и более лиц.    ( диалог)
  5.  Краткость, чёткость выражения.  (лаконизм)
  6.  Малообразованный человек, неуч.   (невежда)
  7.  Грубый, невоспитанный человек.    (невежа)
  8.  Хитрый, ловкий обманщик.     (плут, плутовка)
  9.  Тот, кто хвалит кого-либо из-за выгоды.   (льстец)

Создание и озвучивание схемы «Структура басни»

Слайд №8

                                  

                                  БАСНЯ

БАСЕННЫЙ РАССКАЗ           ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ

                                 МОРАЛЬ

           

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и её анализ.

     1.  По каким жанровым признакам вы можете определить, что это басня:

а) по структуре (прочитать основную часть и мораль);

б) герои-животные (Свинья, Ворон, растение Дуб);

в) диалог (прочитать диалог животных);

г) аллегория ( Свинья – невежда, не понимает пользы знаний, просвещения).

     2.   Какое чувство вызывает у вас Свинья?

     3.   Какой человеческий порок скрывается за её образом?         

          В чём  заключается аллегория   басни?

    4.   Можно ли утверждать, что Крылов только иллюстрирует простую истину:

    просвещение – это хорошо, а невежество, темнота – это плохо?

Выразительное чтение и сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и

     И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

  1.  Докажите, что басни написаны по одному сюжету ( т.е. цепь событий одна и та же).
  2.  Какова композиция той и другой басен?

Слайд № 10

        КРЫЛОВ                                           ЭЗОП

                              

        мораль                                                рассказ

  рассказ                                                мораль

  1.  В каком случае (у Эзопа или Крылова)  басенный рассказ написан ради морали?
  2.  В какой из басен мораль однозначна (т.е. вывод только один)? Процитируйте.
  3.  Какую басню легче инсценировать, несмотря на отсутствие диалога?
  4.  Какие «краски» добавлены в монолог Лисицы? Как Крылов называет её? Какие хитрости пускает в ход Лисица? Какую степень лести проявляет?
  5.  Благодаря чему Лисица завоёвывает доверие и без того простодушной Вороны? На какую  связь она ссылается в обращении «сестрица»?
  6.  Что окончательно изменяет в поведении Вороны просьба Лисицы ( «спой, светик, не стыдись…», «…ежели при красоте такой да петь ты мастерица…»)?
  7.  Каков итог?
  8.   Чья Ворона, крыловская или эзоповская, вызывает ваше особенное сочувствие и почему?

Подведение итогов. Структурирование материала.

Слайд № 12

      ЭЗОП – БАСНЯ – СТРУКТУРА: основное повествование ради морали (однозначно). «Басня уместна против человека неразумного». « Льстец – презренный человек».              ЖАНР ФИЛОСОФИИ

      КРЫЛОВ – БАСНЯ – СТУКТУРА: мораль, басенный рассказ + художественная окраска (живая сцена). Важна и мораль, и рассказ. Выводы неоднозначны, как  и сама жизнь.      ЖАНР ЛИРИКИ.

 Выводы

  - Лисица в басне Крылова не только льстивая, но и симпатичная, хитроумная, искусная победительница, тонко понимающая психологию глупой, бездарной птицы, хотя и  ... п-л-у-т-о-в-к-а.

  - Ворона – доверчивая, обманутая, вызывающая даже сочувствие, но глупая, не умеющая оценить себя по достоинству, а потому и наказанная в состязании.

 - В баснях Крылова нет однозначного понимания морали: жизнь изменилась со времён легендарного Эзопа. И всё изменилось…

Домашнее задание. Выразительное чтение басен. Вопросы для викторины. Озвучивание структурно-логической схемы « Сравнительная характеристика басен Эзопа и Крылова».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32907. Русская философия 11.7 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма рационализма идеализма и др.Характерными чертами русской философии являются:сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству;специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество литературная критика публицистика искусство;целостность...
32908. Философия средневековой Руси 10-17вв 12.88 KB
  Философия средневековой Руси 1017вв В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: первый философская мысль Древней Руси X – XVII вв. Первый период в истории отечественной философской мысли характеризуется полным преобладанием религиозной мысли. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига а в XV – XVII веках философская мысль...
32909. Философские дискуссии западников и славянофилов 15.17 KB
  Философские дискуссии западников и славянофилов Первыми представителями органической русской философии были Западники и Славянофилы. Славянофилы противопоставляли Восток Западу оставаясь в философских религиозных историкофилософских воззрениях на русской почве признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру философию. Истинное противостояние славянофильства Западу заключено в различном подходе к пониманию основ русской и западноевропейской жизни. Западничество и славянофильство две противоположные но и вместе с тем взаимосвязанные...