83968

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

Русский

2015-03-17

30.8 KB

5 чел.

  

КАШИРИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Углянская средняя общеобразовательная школа»  с.Углянец,

Верхнехавского муниципального района, Воронежской области.

                                           УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

(Сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и   И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)

             

                                                                                              Кто не слыхал его живого слова?

                                                                                  Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                                                               Бессмертные творения Крылова

                                                                                 Мы с каждым годом любим всё сильней.

                                                                                                                            М. Исаковский

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

План урока.

  1.  Вступительное слово учителя.
  2.  Актуализация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Постановка проблемы.
  3.  Выразительное чтение и анализ басен  И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
  4.  Подведение итогов. Структурирование материала.
  5.  Домашнее задание.

Викторина

   «Продолжите крылатые слова!»

     Слайд №4

  1.   «Ты всё пела? Это дело…»

                                               ( «…так поди же попляши.»)

  1.  «Кукушка хвалит  Петуха…»

                                                    ( «…за то, что хвалит он Кукушку.»

  1.  «Чем кумушек считать трудиться…»

                                 ( «…не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

«Отгадайте, из каких басен эти строки?»

Слайд №5

  1.  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

                                                                             ( «Волк и Ягнёнок»)

  1.  « А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. »  

                                                                            (« Квартет»)

  1.  « Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»

                                                                                 ( «Волк на псарне»)

Словарный диктант « Отгадайте слово!» (два ученика выполняют работу на оборотной стороне левого и правого крыла доски, остальные – в рабочих тетрадях, взаимопроверка).

Слайды №№ 6-7

  1.  Краткий рассказ (стихотворный или прозаический) нравоучительного характера.                                     (басня)
  2.  Система норм (правил), по которым создаётся текст художественного произведения. (жанр)
  3.  Построение текста из нескольких частей, представляющих собой единое целое.

     ( структура)

  1.  Наставление,  нравоучение, поучительный вывод.    ( мораль)
  2.  Приём наделения животных или неодушевлённых предметов человеческим лицом, даром речи, чувствами, мыслями.      ( олицетворение)
  3.  Приём иносказания, при котором за изображаемым предметом скрывается иной предмет ( иное понятие).       ( аллегория)
  4.  Разговор двух и более лиц.    ( диалог)
  5.  Краткость, чёткость выражения.  (лаконизм)
  6.  Малообразованный человек, неуч.   (невежда)
  7.  Грубый, невоспитанный человек.    (невежа)
  8.  Хитрый, ловкий обманщик.     (плут, плутовка)
  9.  Тот, кто хвалит кого-либо из-за выгоды.   (льстец)

Создание и озвучивание схемы «Структура басни»

Слайд №8

                                  

                                  БАСНЯ

БАСЕННЫЙ РАССКАЗ           ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ

                                 МОРАЛЬ

           

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и её анализ.

     1.  По каким жанровым признакам вы можете определить, что это басня:

а) по структуре (прочитать основную часть и мораль);

б) герои-животные (Свинья, Ворон, растение Дуб);

в) диалог (прочитать диалог животных);

г) аллегория ( Свинья – невежда, не понимает пользы знаний, просвещения).

     2.   Какое чувство вызывает у вас Свинья?

     3.   Какой человеческий порок скрывается за её образом?         

          В чём  заключается аллегория   басни?

    4.   Можно ли утверждать, что Крылов только иллюстрирует простую истину:

    просвещение – это хорошо, а невежество, темнота – это плохо?

Выразительное чтение и сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и

     И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

  1.  Докажите, что басни написаны по одному сюжету ( т.е. цепь событий одна и та же).
  2.  Какова композиция той и другой басен?

Слайд № 10

        КРЫЛОВ                                           ЭЗОП

                              

        мораль                                                рассказ

  рассказ                                                мораль

  1.  В каком случае (у Эзопа или Крылова)  басенный рассказ написан ради морали?
  2.  В какой из басен мораль однозначна (т.е. вывод только один)? Процитируйте.
  3.  Какую басню легче инсценировать, несмотря на отсутствие диалога?
  4.  Какие «краски» добавлены в монолог Лисицы? Как Крылов называет её? Какие хитрости пускает в ход Лисица? Какую степень лести проявляет?
  5.  Благодаря чему Лисица завоёвывает доверие и без того простодушной Вороны? На какую  связь она ссылается в обращении «сестрица»?
  6.  Что окончательно изменяет в поведении Вороны просьба Лисицы ( «спой, светик, не стыдись…», «…ежели при красоте такой да петь ты мастерица…»)?
  7.  Каков итог?
  8.   Чья Ворона, крыловская или эзоповская, вызывает ваше особенное сочувствие и почему?

Подведение итогов. Структурирование материала.

Слайд № 12

      ЭЗОП – БАСНЯ – СТРУКТУРА: основное повествование ради морали (однозначно). «Басня уместна против человека неразумного». « Льстец – презренный человек».              ЖАНР ФИЛОСОФИИ

      КРЫЛОВ – БАСНЯ – СТУКТУРА: мораль, басенный рассказ + художественная окраска (живая сцена). Важна и мораль, и рассказ. Выводы неоднозначны, как  и сама жизнь.      ЖАНР ЛИРИКИ.

 Выводы

  - Лисица в басне Крылова не только льстивая, но и симпатичная, хитроумная, искусная победительница, тонко понимающая психологию глупой, бездарной птицы, хотя и  ... п-л-у-т-о-в-к-а.

  - Ворона – доверчивая, обманутая, вызывающая даже сочувствие, но глупая, не умеющая оценить себя по достоинству, а потому и наказанная в состязании.

 - В баснях Крылова нет однозначного понимания морали: жизнь изменилась со времён легендарного Эзопа. И всё изменилось…

Домашнее задание. Выразительное чтение басен. Вопросы для викторины. Озвучивание структурно-логической схемы « Сравнительная характеристика басен Эзопа и Крылова».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30315. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения 35.5 KB
  Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения – предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность.
30316. Понятие семантической структуры предложения, ее соотношение с формальной структурой 46 KB
  Эти отношения выражает предикат который организует положение дел и задаёт определённые места для предметов – участников ситуации актантов определяя их количество и роли. Актанты это предметные распространители предиката актант субъектного типа актант объектного типа орудийный актант и т. В структуре пропозиции имеются также непредметные распространители предиката – сирконстанты локатив темпоратив и др. Таким образом каждая пропозиция являясь моделью ситуации имеет свою структуру вершиной которой выступает предикат.
30317. Основы описания простого предложения. Типы предложений 29 KB
  Основы описания простого предложения. коммуникативную задачу выражающуюся интонацией и порядком слов Актуальное членение предложения. структура; порядок слов и интонация; члены предложения как компоненты предикативной основы П. По характеру выражаемого в них отношения к действительности различаются предложения реальной и ирреальной модальности с разнообразными оттенками модальных значений: реальности и ирреальности предположения сомнения уверенности возможности невозможности и т.
30318. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский язык в современном мире 45.5 KB
  Русский язык в современном мире. Русский язык в современном мире. Языки имеют национальные границы каждый из языков своеобразен.
30319. Понятие о стилях ЛЯ. Принципы их классификации 198.5 KB
  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК наддиалектная подсистема форма существования национального языка которая характеризуется такими чертами как нормативность кодифицированность полифункциональность стилистическая дифференцированность высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка – территориальным диалектам городским койне городскому просторечию...
30320. Проблема нормативности литературной речи. Классификация речевых ошибок 53 KB
  Нормы: 1. Ожегов дал такое определение языковой нормы: Норма это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих наличествующих образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов. Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников и даже законодательных актов ...
30323. Физико-химические основы технологических процессов 59.5 KB
  Физикохимические основы технологических процессов Этилбензол на нефтехимических предприятиях Украины и в ведущих капиталистических странах получают по каталитической реакции алкилирования бензола этиленом: С6Н6 С2Н4→С6Н5СН2СН3 2 Реакция алкилирования бензола этиленом можно классифицировать как: по зоне протекания химической реакции гетерогенная ; по использованию в ходе реакции катализатора...