83968

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

Русский

2015-03-17

30.8 KB

5 чел.

  

КАШИРИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Углянская средняя общеобразовательная школа»  с.Углянец,

Верхнехавского муниципального района, Воронежской области.

                                           УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

(Сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и   И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)

             

                                                                                              Кто не слыхал его живого слова?

                                                                                  Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                                                               Бессмертные творения Крылова

                                                                                 Мы с каждым годом любим всё сильней.

                                                                                                                            М. Исаковский

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

План урока.

  1.  Вступительное слово учителя.
  2.  Актуализация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Постановка проблемы.
  3.  Выразительное чтение и анализ басен  И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
  4.  Подведение итогов. Структурирование материала.
  5.  Домашнее задание.

Викторина

   «Продолжите крылатые слова!»

     Слайд №4

  1.   «Ты всё пела? Это дело…»

                                               ( «…так поди же попляши.»)

  1.  «Кукушка хвалит  Петуха…»

                                                    ( «…за то, что хвалит он Кукушку.»

  1.  «Чем кумушек считать трудиться…»

                                 ( «…не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

«Отгадайте, из каких басен эти строки?»

Слайд №5

  1.  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

                                                                             ( «Волк и Ягнёнок»)

  1.  « А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. »  

                                                                            (« Квартет»)

  1.  « Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»

                                                                                 ( «Волк на псарне»)

Словарный диктант « Отгадайте слово!» (два ученика выполняют работу на оборотной стороне левого и правого крыла доски, остальные – в рабочих тетрадях, взаимопроверка).

Слайды №№ 6-7

  1.  Краткий рассказ (стихотворный или прозаический) нравоучительного характера.                                     (басня)
  2.  Система норм (правил), по которым создаётся текст художественного произведения. (жанр)
  3.  Построение текста из нескольких частей, представляющих собой единое целое.

     ( структура)

  1.  Наставление,  нравоучение, поучительный вывод.    ( мораль)
  2.  Приём наделения животных или неодушевлённых предметов человеческим лицом, даром речи, чувствами, мыслями.      ( олицетворение)
  3.  Приём иносказания, при котором за изображаемым предметом скрывается иной предмет ( иное понятие).       ( аллегория)
  4.  Разговор двух и более лиц.    ( диалог)
  5.  Краткость, чёткость выражения.  (лаконизм)
  6.  Малообразованный человек, неуч.   (невежда)
  7.  Грубый, невоспитанный человек.    (невежа)
  8.  Хитрый, ловкий обманщик.     (плут, плутовка)
  9.  Тот, кто хвалит кого-либо из-за выгоды.   (льстец)

Создание и озвучивание схемы «Структура басни»

Слайд №8

                                  

                                  БАСНЯ

БАСЕННЫЙ РАССКАЗ           ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ

                                 МОРАЛЬ

           

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и её анализ.

     1.  По каким жанровым признакам вы можете определить, что это басня:

а) по структуре (прочитать основную часть и мораль);

б) герои-животные (Свинья, Ворон, растение Дуб);

в) диалог (прочитать диалог животных);

г) аллегория ( Свинья – невежда, не понимает пользы знаний, просвещения).

     2.   Какое чувство вызывает у вас Свинья?

     3.   Какой человеческий порок скрывается за её образом?         

          В чём  заключается аллегория   басни?

    4.   Можно ли утверждать, что Крылов только иллюстрирует простую истину:

    просвещение – это хорошо, а невежество, темнота – это плохо?

Выразительное чтение и сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и

     И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

  1.  Докажите, что басни написаны по одному сюжету ( т.е. цепь событий одна и та же).
  2.  Какова композиция той и другой басен?

Слайд № 10

        КРЫЛОВ                                           ЭЗОП

                              

        мораль                                                рассказ

  рассказ                                                мораль

  1.  В каком случае (у Эзопа или Крылова)  басенный рассказ написан ради морали?
  2.  В какой из басен мораль однозначна (т.е. вывод только один)? Процитируйте.
  3.  Какую басню легче инсценировать, несмотря на отсутствие диалога?
  4.  Какие «краски» добавлены в монолог Лисицы? Как Крылов называет её? Какие хитрости пускает в ход Лисица? Какую степень лести проявляет?
  5.  Благодаря чему Лисица завоёвывает доверие и без того простодушной Вороны? На какую  связь она ссылается в обращении «сестрица»?
  6.  Что окончательно изменяет в поведении Вороны просьба Лисицы ( «спой, светик, не стыдись…», «…ежели при красоте такой да петь ты мастерица…»)?
  7.  Каков итог?
  8.   Чья Ворона, крыловская или эзоповская, вызывает ваше особенное сочувствие и почему?

Подведение итогов. Структурирование материала.

Слайд № 12

      ЭЗОП – БАСНЯ – СТРУКТУРА: основное повествование ради морали (однозначно). «Басня уместна против человека неразумного». « Льстец – презренный человек».              ЖАНР ФИЛОСОФИИ

      КРЫЛОВ – БАСНЯ – СТУКТУРА: мораль, басенный рассказ + художественная окраска (живая сцена). Важна и мораль, и рассказ. Выводы неоднозначны, как  и сама жизнь.      ЖАНР ЛИРИКИ.

 Выводы

  - Лисица в басне Крылова не только льстивая, но и симпатичная, хитроумная, искусная победительница, тонко понимающая психологию глупой, бездарной птицы, хотя и  ... п-л-у-т-о-в-к-а.

  - Ворона – доверчивая, обманутая, вызывающая даже сочувствие, но глупая, не умеющая оценить себя по достоинству, а потому и наказанная в состязании.

 - В баснях Крылова нет однозначного понимания морали: жизнь изменилась со времён легендарного Эзопа. И всё изменилось…

Домашнее задание. Выразительное чтение басен. Вопросы для викторины. Озвучивание структурно-логической схемы « Сравнительная характеристика басен Эзопа и Крылова».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11015. Этика науки и техники 51 KB
  Этика науки и техники. Этика науки и техники как этика ответственности. Внутренняя и внешняя этика науки и техники. Проблема этической размерности научной деятельности и технического творчества обозначилась в ХХ в.: достаточно долго этические проблемы на...
11016. Классификация сетей 31 KB
  Классификация сетей Любая сеть представляет собой сочетание узлов сети и линий связи. По назначению Телефонные не сотовые сети передачи голоса. Единственное требование разборчивость речи. Вещательные теле и радио. Данные передаются только в од
11017. Сеть Ethernet на основе витой пары (10|100|1000Base-TX) 213 KB
  Сеть Ethernet на основе витой пары 10|100|1000BaseTX Витая пара twisted pair 2 или 4 пары скрученных проводников. 4х проводная витая пара способна работать на скоростях до 100Мбит/с а кабель состоящий из 8 проводников на рисунке на скоростях до 1000Мбит/с Всё оборудование для в
11018. Семейство технологий Ethernet 50 KB
  Семейство технологий Ethernet Стандарт Ethernet был опубликован в начале 1973г. Первые варианты были рассчитаны на скорость 10мбитс. Сегодня используются разновидности со скоростями 100мбитс и 1Гбитс. В теории существует стандарт на 10Гбитс оборудование для которого дорого и м
11019. Цели, преследуемые при создании сетей 21 KB
  Цели преследуемые при создании сетей. При создании сетей в общем преследуется одна цель передача данных но в каждом конкретном случае преследуется какаялибо практическая цель. Совместное использование оборудования чаще всего принтеров и накопителей.
11020. Сети на основе оптоволоконных кабелей 86 KB
  Сети на основе оптоволоконных кабелей Стандарт: 10/100/1000 Base FX FX − Fiber Optic − оптоволокно В отличие от витой пары по оптоволокну передаются не электрические а оптические импульсы. Поэтому подключить оптоволокно к электронным устройствам нельзя необходимо преобразов...
11021. Основные подсистемы, работающие в сетях 28 KB
  Основные подсистемы работающие в сетях. В любой сети есть несколько подсистем жизненно необходимых для работы сети. Система адресации. Чтобы узлы сети могли общаться друг с другом каждому узлу необходим уникальный адрес адрес может бы уникален тольк...
11022. Беспроводные технологии 353.5 KB
  Беспроводные технологии Для передачи данных по воздуху используются радиосигналы. У любого сигнала есть 2 характеристики: Излучаемая мощность Частота От излучаемой мощности зависит дальность связи. Любые радиоизлучения вредны для здоровья и окружаю...
11023. Основные термины и понятия Сетей и Телекоммуникаций 40 KB
  Основные термины и понятия Сетей и Телекоммуникаций. Пакет данных frame. В большинстве сетей используется принцип разделяемой среды передачи передавать в каждый момент времени может только один узел. Таким образом если передавать файл монолитным блоко...