83968

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

Русский

2015-03-17

30.8 KB

3 чел.

  

КАШИРИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Углянская средняя общеобразовательная школа»  с.Углянец,

Верхнехавского муниципального района, Воронежской области.

                                           УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

(Сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и   И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)

             

                                                                                              Кто не слыхал его живого слова?

                                                                                  Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                                                               Бессмертные творения Крылова

                                                                                 Мы с каждым годом любим всё сильней.

                                                                                                                            М. Исаковский

Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.

План урока.

  1.  Вступительное слово учителя.
  2.  Актуализация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Постановка проблемы.
  3.  Выразительное чтение и анализ басен  И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
  4.  Подведение итогов. Структурирование материала.
  5.  Домашнее задание.

Викторина

   «Продолжите крылатые слова!»

     Слайд №4

  1.   «Ты всё пела? Это дело…»

                                               ( «…так поди же попляши.»)

  1.  «Кукушка хвалит  Петуха…»

                                                    ( «…за то, что хвалит он Кукушку.»

  1.  «Чем кумушек считать трудиться…»

                                 ( «…не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

«Отгадайте, из каких басен эти строки?»

Слайд №5

  1.  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

                                                                             ( «Волк и Ягнёнок»)

  1.  « А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. »  

                                                                            (« Квартет»)

  1.  « Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»

                                                                                 ( «Волк на псарне»)

Словарный диктант « Отгадайте слово!» (два ученика выполняют работу на оборотной стороне левого и правого крыла доски, остальные – в рабочих тетрадях, взаимопроверка).

Слайды №№ 6-7

  1.  Краткий рассказ (стихотворный или прозаический) нравоучительного характера.                                     (басня)
  2.  Система норм (правил), по которым создаётся текст художественного произведения. (жанр)
  3.  Построение текста из нескольких частей, представляющих собой единое целое.

     ( структура)

  1.  Наставление,  нравоучение, поучительный вывод.    ( мораль)
  2.  Приём наделения животных или неодушевлённых предметов человеческим лицом, даром речи, чувствами, мыслями.      ( олицетворение)
  3.  Приём иносказания, при котором за изображаемым предметом скрывается иной предмет ( иное понятие).       ( аллегория)
  4.  Разговор двух и более лиц.    ( диалог)
  5.  Краткость, чёткость выражения.  (лаконизм)
  6.  Малообразованный человек, неуч.   (невежда)
  7.  Грубый, невоспитанный человек.    (невежа)
  8.  Хитрый, ловкий обманщик.     (плут, плутовка)
  9.  Тот, кто хвалит кого-либо из-за выгоды.   (льстец)

Создание и озвучивание схемы «Структура басни»

Слайд №8

                                  

                                  БАСНЯ

БАСЕННЫЙ РАССКАЗ           ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ

                                 МОРАЛЬ

           

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и её анализ.

     1.  По каким жанровым признакам вы можете определить, что это басня:

а) по структуре (прочитать основную часть и мораль);

б) герои-животные (Свинья, Ворон, растение Дуб);

в) диалог (прочитать диалог животных);

г) аллегория ( Свинья – невежда, не понимает пользы знаний, просвещения).

     2.   Какое чувство вызывает у вас Свинья?

     3.   Какой человеческий порок скрывается за её образом?         

          В чём  заключается аллегория   басни?

    4.   Можно ли утверждать, что Крылов только иллюстрирует простую истину:

    просвещение – это хорошо, а невежество, темнота – это плохо?

Выразительное чтение и сравнительный анализ басен Эзопа «Ворон и Лисица» и

     И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

  1.  Докажите, что басни написаны по одному сюжету ( т.е. цепь событий одна и та же).
  2.  Какова композиция той и другой басен?

Слайд № 10

        КРЫЛОВ                                           ЭЗОП

                              

        мораль                                                рассказ

  рассказ                                                мораль

  1.  В каком случае (у Эзопа или Крылова)  басенный рассказ написан ради морали?
  2.  В какой из басен мораль однозначна (т.е. вывод только один)? Процитируйте.
  3.  Какую басню легче инсценировать, несмотря на отсутствие диалога?
  4.  Какие «краски» добавлены в монолог Лисицы? Как Крылов называет её? Какие хитрости пускает в ход Лисица? Какую степень лести проявляет?
  5.  Благодаря чему Лисица завоёвывает доверие и без того простодушной Вороны? На какую  связь она ссылается в обращении «сестрица»?
  6.  Что окончательно изменяет в поведении Вороны просьба Лисицы ( «спой, светик, не стыдись…», «…ежели при красоте такой да петь ты мастерица…»)?
  7.  Каков итог?
  8.   Чья Ворона, крыловская или эзоповская, вызывает ваше особенное сочувствие и почему?

Подведение итогов. Структурирование материала.

Слайд № 12

      ЭЗОП – БАСНЯ – СТРУКТУРА: основное повествование ради морали (однозначно). «Басня уместна против человека неразумного». « Льстец – презренный человек».              ЖАНР ФИЛОСОФИИ

      КРЫЛОВ – БАСНЯ – СТУКТУРА: мораль, басенный рассказ + художественная окраска (живая сцена). Важна и мораль, и рассказ. Выводы неоднозначны, как  и сама жизнь.      ЖАНР ЛИРИКИ.

 Выводы

  - Лисица в басне Крылова не только льстивая, но и симпатичная, хитроумная, искусная победительница, тонко понимающая психологию глупой, бездарной птицы, хотя и  ... п-л-у-т-о-в-к-а.

  - Ворона – доверчивая, обманутая, вызывающая даже сочувствие, но глупая, не умеющая оценить себя по достоинству, а потому и наказанная в состязании.

 - В баснях Крылова нет однозначного понимания морали: жизнь изменилась со времён легендарного Эзопа. И всё изменилось…

Домашнее задание. Выразительное чтение басен. Вопросы для викторины. Озвучивание структурно-логической схемы « Сравнительная характеристика басен Эзопа и Крылова».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79448. Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования 26.54 KB
  Целостность системы непрерывного образования благоприятна для эстетического развития которое осуществляется на всех этапах возрастного развития личности гармонизирует и развивает все духовные способности человека необходимые в различных областях творчества и профессиональной деятельности. Во второй половине XX века концепция непрерывного образования приобретает главенствующую роль в развитии педагогической мысли. Лениграндом в 1965 году на форуме ЮНЕСКО была представлена концепция непрерывного образования в которой основой всех...
79449. Сущность и специфика педагогики сотворчества 27.9 KB
  В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества. Педагогика сотворчества совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника периодически меняющихся ролями и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; вопервых возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов норм и правил межличностного общения без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Вторым условием педагогики сотворчества является индивидуальный...
79450. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере 26.64 KB
  Менеджмент совокупность методов принципов средства и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы. С точки зрения привлекаемых ресурсов менеджмент делится на: финансовый менеджмент; менеджмент в сфере управления материальнотехническими ресурсами; менеджмент персонала; информационный менеджмент управление в сфере высоких информационных технологий; менеджмент во временной сфере построение сетевых графиков исполнения работ составление расписаний движений ресурсов оптимизационные задачи...
79451. Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал 29.79 KB
  Педагогическая сущность культурнодосуговой деятельности учащихся в процессе социального воспитания определяется тем что досуг – это прежде всего необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении духовнокультурном росте интеллектуальном и физическом самосовершенствовании выполнении широкого круга социальных ролей тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле. В досуговой сфере заключены широкие воспитательные...
79452. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере 26.96 KB
  Коммуникация лат. Коммуникация это общение передача информации в процессе деятельности. Социальная коммуникация обмен информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы речь язык жестов. Философская трактовка: социальная коммуникация это движение смыслов во времени и пространстве.
79453. Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества 24.54 KB
  Существует множество концепций рассматривающих досуг в современном обществе. В то время как феномен досуга продолжает претерпевать изменения крупнейшие теоретики разработали много определений и концепций которые содержат целый ряд закономерностей. Определения досуга распадаются на 4 основных группы Досуг как созерцание связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности с какой человек делает чтолибо.
79454. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга 27.78 KB
  Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Естественно чем выше культура общества тем выше культура семьи. Режим внутри семьи в квартире занимаемой семьей находится в почти полной власти родителей. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта которое наиболее соответствует особенностям его семьи.
79455. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I 27.52 KB
  В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство образование и техническое творчество философия и богословская мысль образование и техническое творчество т. А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. Интерес к театру пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах так и в провинции.
79456. Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений 25.96 KB
  Виды деятельности ОО направлены на создание и развитие: социальных целей благотворительных культурных образовательных научных управленческих охрана здоровья развитие физической кры и спорта удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Основные направления деятельности ОО: представление интересов и защиты прав детей. самодеятельности о.