83969

Площадь. Формула площади прямоугольника

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = b S = 2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Русский

2015-03-17

27.72 KB

0 чел.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме
«Площадь. Формула площади прямоугольника».

  1.  

ФИО

Квач  Елена Владимировна

  1.  

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 города Тулы

  1.  

Должность

Учитель математики

  1.  

Предмет

математика

  1.  

Класс

5

  1.  

Тема и номер урока в теме

Площадь. Формула площади прямоугольника (первый урок из двух по данной теме).

  1.  

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др.  – М.: Мнемозина, 2013

8.Цель  урока: формировать представление о площади прямоугольника и квадрата; познакомить  учащихся с формулами прямоугольника и квадрата и показать практическое использование при решении несложных задач.

Планируемые результаты:  учащиеся научатся  находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам :  S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):   

научиться в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней,  вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):   организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций(алгоритм действий); умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят формулу площади прямоугольника, квадрата;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; собирает тетради с домашней работой ( если нет вопросов по домашней работе).

Учащиеся готовы к началу работы, собирают и раздают тетради с домашней работой.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1. Мотивация

 Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.

Учитель  Добрый день, дорогие ребята!

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир
мы отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

Давайте поможем нашим сказочным героям.

 

(слайды 2, 3, 4)

2. Мотивация

А как вычислить периметр прямоугольника?

(слайд 5)

3. Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.

Ребята, разгадайте кроссворд.

1. Сумма длин сторон геометрической фигуры.

2. Инструмент для измерения длины отрезка.

3. Правило, записанное с помощью букв.

4. Пройденный путь.

5. Арифметическое действие.

4.Отгадайте слово по вертикали.

(слайд 6, 7, 8)

5. Учитель:

В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос? что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен.
Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.
В древней Руси слабо знали основы геометрии и испытывали трудности их приложения к измерению земельных участков неправильной формы. С течением времени для пахотных земель главенствующую роль стала играть четверть — площадь, на которую высевали четверть (меру объема) ржи.

И сегодня мы с вами определим четкое понятие «площади фигуры».

6. -Как вы думаете площадь какой фигуры мы с вами будем находить сегодня на уроке?

7. Сформулируйте тему урока.

-Запишите тему урока в тетрадь.

1. Учащиеся решают примеры устно.

Помогают  сказочным  героям  справиться с «Неразрешимыми для них» примерами.

2. Отвечают на вопросы:

Р= 2(а + b)

3.Ребята разгадывают кроссворд с сверяют свои ответы.

4. Площадь.

5. Ребята внимательно слушают и добавляют то, что им знакомо из истории математики.

6. Площадь прямоугольника.

7.Формула. Формула прямоугольника.

111. Изучение нового материала  

Первичное осмысление и закрепление знаний.

1. Ребятам предлагается выполнить задание:

Вычислить площадь прямоугольника. (Учитывать, что площадь одного маленького квадрата равна - 1 квадратный сантиметр)

(слайд 9)

2. Найдите площади фигур.

 

(слайд 10)

3.-А всегда ли удобно вычислять площадь прямоугольника, разбивая его на квадраты?

-Как вычислить его площадь по формуле?

4.Запишите формулу.

(слайд 11)

5. Найдите на рисунке равные фигуры.

(слайд 12)

6.Сформулируйте понятие равных фигур.

7.Будут ли площади равных фигур равны? А их периметры?

8.Вычислите площади фигур. Сделайте вывод.

(слайд 13, 14)

9.(слайд 15, 16, 17)

1.Ответ ученика:

Площадь прямоугольника равна 7•5=35(см2)

2.S1 = 14

   S2 = 8

   S3 = 10

3.Ответ учеников: «Нет. Его площадь можно вычислить по формуле».

4.Учащиеся записывают формулу и формулируют её словами.

S = ab

( Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину)

5. Ребята находят равные фигуры.

6. Две фигуры называются равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.

7.Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны.

8.Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей. Площадь каждого треугольника равна половине площади всего прямоугольника.

IV. Физпауза 

Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

(слайд 18)

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

V. Решение задач 

1.Решение задач практического содержания.

(слайд 19-24)

 2.Решите задачи: № 718, №720, №722.

   

 

1.Учащиеся решают задачи , которые учитель демонстрирует на интерактивной доске.

2. Ребята выполняют задание в тетрадях, а один ученик на доске(закрытой), а затем сверяют решение.

VI. Этап оценивания знаний учащихся  

1.Ребятам предлагается самостоятельно решить задания с последующей взамопроверкой. 

Критерии оценивания: «5»-4 задания

«4» -3 задания

«3» - 2 задания

«2» - 1 задание

(Приложение 1)

(слайд 25) –ключи к тесту

 

2.Учитель подводит предварительные итоги: поднимите руки, кто справился на «5», на «4».

1.Учащиеся выполняют задания и самостоятельно выставляют друг другу  отметки с учетом предоставленных критериев.

2.Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VII. Подведение итогов урока 

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Какие получили результаты? По каким формулам  находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата?

-Что еще нужно сделать?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

(слайд 26)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и зарисовывают в тетради своё настроение.

( выбирают смайлик)

1X.  Информирования учащихся о домашнем задании  (слайд23)

Учитель предлагает домашнее задание по учебнику  (П.18, №737, №738) и выполнить творческое задание: сочинить сказку.

(слайд 27)

 Спасибо за работу на уроке!

(слайд 28)

Ребята записывают домашнее задание.

Приложение 1(тест)

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S = a2; б) S = a • b; в) S = 2 • (a+b).

2.Площадь квадрата со стороной 7 см равна:

а) 59 см2; б) 28 см2; в) 49 см2.

3. Найти площадь прямоугольника со    

сторонами 24 см и 18см.

а) 432 см2; б) 42 см2; в) 39 см2.

4. Периметр квадрата равен 64 см. Площадь его равна:

а) 128 см2; б) 64 см2; в) 256 см2.

Ответы к тесту

№ задания

1

2

3

4

Ответ

б

в

а

в

Вариант 2

1. Площадь квадрата определяется по формуле:

а) S = a2; б) S = a • b; в) S = 2 • (a+b).

2. Площадь прямоугольника, длина которого равна

7 см, а ширина – 8 см равна:

а) 49 см2; б) 30 см2; в) 56 см2.

3. Найти площадь прямоугольника со сторонами  37см и 13см.

а) 432 см2; б) 481 см2; в) 39 см2.

4. Периметр квадрата равен 48 см. Площадь его равна:

а) 48 см2; б) 144 см2; в) 576 см2.

Ответы к тесту 

№ задания

1

2

3

4

Ответ

а

в

б

б

      



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17584. ПРОГРАММИРОВАНИЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММ ФУНКЦИЙ MATHCAD 366 KB
  Лекция 3 Программирование c использованием программ функций MathCad Реализовать тот или иной алгоритм вычисления в пакете Mathcad можно двумя способами: вставляя соответствующие операторы или функции в текст документа Mathcad. Такой способ называется программированием в те...
17585. Программирование в программе-функции циклических алгоритмов 251 KB
  Лекция 3 Программирование в программефункции циклических алгоритмов Напомним что циклические алгоритмы или проще циклы содержат повторяющиеся вычисления зависящие от некоторой переменной. Такая переменная называется параметром цикла а сами повторяющиеся выч...
17586. МОДУЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В MATHCAD 1.42 MB
  ЛЕКЦИЯ 4. Модульное программирование в Mathcad Общая идея модульного программирования состоит в следующем: реализации вычислительных процессов в виде отдельных программных единиц модулей; в обращении к этим модулям в других программах с передачей данных необход
17587. ПРИЛОЖЕНИЯ ПАКЕТА MATHCAD В ЗАДАЧАХ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 268 KB
  ЛЕКЦИЯ 5. Приложения пакета Mathcad в задачах линейной алгебры и математического анализа 4.1 Задачи линейной алгебры в среде пакета Mathcad. 4.1.1 Определение и ввод матрицы в рабочий документ Mathcad Чтобы определить матрицу нужно: ввести с клавиатуры имя матрицы и знак п...
17588. Интегратор приложений MathConnex 397 KB
  ЛЕКЦИЯ 6. 5. Интегратор приложений MathConnex 5.1 Назначение MathConnex MathConnex новое средство примененное в системе MathCAD 7. 0 PRO. Оно выполняет две важнейшие и чрезвычайно мощные функции: служит для интеграции различных приложений с системой MathCAD и обеспечения их совместной ...
17589. Аппроксимация функций 676 KB
  Лекция 7 Аппроксимация функций Введение Когда обрабатывается выборка экспериментальных данных то они чаще всего представляются в виде массива состоящего из пар чисел xiyi. Поэтому возникает задача аппроксимации дискретной зависимости yxi непрерывной функц...
17590. Статистика. Абсолютные и относительные статистические величины 184 KB
  1. Статистика. Основные понятия 2.Статистический показатель система показателей. 3. Статистическая совокупность. 4. Группировка статистических данных и ее роль в анализе информации 5. Статистическая таблица. 6. Статистический график 7. Абсолютные и относительные ст...
17591. Ряды распределения. Показатели вариации 310.5 KB
  ТЕМА 3 Ряды распределения. Показатели вариации ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятие рядов распределения. 2. Характеристики центра распределения. Средние величины. 3. Характеристики вариации. 4. Характеристики формы распределения. 1. Понятие рядов распределения 1. В результате ...
17592. Выборочное наблюдение. Особенности малой выборки 201 KB
  11 ТЕМА 4 Выборочное наблюдение ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Статистическое наблюдение 2. Выборочное наблюдение причины и условия его применения. 3. Виды и схемы выборки. 4. Ошибки выборки. 5. Определение необходимой численности выборки. 6. Особенности малой вы