83972

Правила переноса слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...

Русский

2015-03-17

34.21 KB

0 чел.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок

русского языка

«Правила переноса слов»

1 класс

Разработала учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Лихванчук Валентина Михайловна

Железногорск

2014

Тема урока: « Правила переноса слов»

Тип урока:  Открытие нового знания

 Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цель: изучение правил переноса слов.

 Планируемые результаты:

предметные:

уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  1.  уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  2.  понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  1.  уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2.  учиться работать по предложенному учителем плану

познавательные:

  1.  уметь делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  2.  уметь составлять алгоритм под руководством учителя

коммуникативные:

  1.  слушать и понимать речь других;
  2.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по         плану, алгоритму;

-  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

(создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке)  

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать следующий урок.

 

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

2. Актуализация знаний

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)

а) Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (радуга)

Вот по небу мчится конь

–Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим,

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (гроза)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Пока он не пройдёт. (дождь)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (тучи)

- Как определить количество слогов в слове?

-А что такое радуга, гроза, дождь, тучи?

- Какие ещё вы знаете явления   природы?

б) Работа в тетради

Чистописание (соединение букв).

- Прочитайте.

лье   вьё   дъе    мья   пью  чьи  

- Являются ли словами все эти сочетания букв? Почему?

- Какое сочетание букв вы назвали бы лишним?(дъе) Почему?

- А ещё?(чьи, пью)

( «чьи»- это слово, т.к. имеет значение. В предложении : «Чьи это вещи?» указывает на принадлежность;, «ь» только разделительный, т. к звук «ч» всегда мягкий; «пью»- отвечает на вопрос «что делаю?» Я пью сок.)

- Для чего служит  «ь»?        «ъ»?

-Что вы можете сказать о буквах «е, ё, ю, я»?

Слайд №2    

в) На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

  1.  Прочитайте ряд слов:

в..р…бьи, к…ньки, п…льто,су…ота, кла…

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему вы считаете, что я права (не права)?

-Какое слово здесь лишнее?

(Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово «воробьи» –, т.к.отвечает на вопрос « кто?».) (Возможны и др. варианты.)  

3.Постановка учебной задачи

( Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого).

а) Запишем слова, объясняя орфограммы.

(ученики пишут на доске и в тетрадях, объясняя орфограммы: воробьи, коньки, пальто, суббота, класс

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

Слайд №3

 б) работа в парах

- Подумайте, обсудите, как можно перенести это слово?

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

- Какие у вас идеи?

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: к- ласс, кл-асс, кла-сс, клас-с. Дети фиксируют варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

- Почему результаты получились разные?

- Чего мы пока не знаем?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд №4 

в) Учитель фиксирует тему на слайде : «Правила переноса слов»

- Прочитайте внимательно тему урока.

- В каком числе стоит слово «ПРАВИЛА»?

- О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

- Какие задачи поставим перед собой? (Открыть правила переноса, научиться переносить слова)

 ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

4.  Открытие «нового» знания

(Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия .)

 Слайд №5 а) План  работы в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать капитана. - Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

  1. Прочитать слова.

  2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3.  Посмотреть, где стоит знак переноса.

4.Сформулировать правило переноса слов.

- Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

- Сколько правил у нас получится?          (целеполагание)

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

 Слайд №6  б) Работа в группе по карточкам.

1 группа: 

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

Слова переносятся …(по слогам.)

2 группа: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма    

Если в слове есть две одинаковые согласные буквы, то знак переноса ....   (ставится между ними.)

3 группа:

ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края:

Одна буква при переносе…(не отрывается и не переносится)

4 группа:

май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Буква «й» при переносе…..…(не отрывается)

5 группа:

маль- чик, коль-цо, крыль- цо

Буквы «ь» и « ъ» при переносе….…(не отрываются)

6 группа:

дом, стол, край, твой, страх, лук

Односложные слова …( не переносятся)

Слайд № 7 

в) Слушаем результаты работы групп (предъявление результата)

Слайд №8  1 гр. Все читают слова по слогам, обращают  внимание на перенос.

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

- Вы согласны с выводом группы?

2гр. Слушаем вторую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма     слайд

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.)

- Вы согласны с выводом группы?

3гр. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края 

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Выделены слоги «У, О». Знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя оставлять на строчке. Выделены  буквы: «Й, К» и знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя переносить на другую строчку.

4гр. Все читают хором слова: май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Выделена «Й», знак переноса стоит после неё, значит «Й» нельзя отрывать от предыдущего слога.

5гр. Все читают хором слова: маль- чик, коль- цо, крыль- цо

Выделены «Ь», знак переноса стоит после него, значит, «Ь» нельзя отрывать от предыдущего слога.

6гр. Читаем слова: дом, стол, край, твой, страх, лук.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет, значит,односложные слова не переносятся.

 - Вы все согласны с выводами?

5. Реализация построенного проекта: структурирование

полученных знаний

(Построение нового способа действия)

а) - Сколько правил мы открыли?

Сравним наши правила с правилами учебника с.37.

-  Всё ли мы сделали правильно?

( Сравнивают с учебником и делают вывод, что открыли больше правил.)

Слайд №9 б) Составим алгоритм: 

- Как будете действовать, если надо перенести слово?   

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги.

          3. Вспоминаем, какое правило подходит.

          4. Записываем.

- Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

(Можем перенести неправильно )

Физминутка.

6.Первичное закрепление нового способа действия.

( Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие.)

а)- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

- Какое было затруднение?

(Не могли перенести слово «КЛАСС»)

Применяем алгоритм и объясняем перенос.  

- Как же мы перенесём слово класс, которое не вошло в строку?

- Как разделите для переноса остальные слова (на доске) во-ро-бьи, конь-ки, паль-то, суб-бота, класс

Слайд №10

б) Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса .

Кас - са,  доль - ка,  ве - тер,  лай –к а,  яго - да

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Осень, юла, пень, сорт, клён.

в) Выяснение понимания задания.

-Будут ли у вас одинаковые слова?

(Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос. )

г) Взаимопроверка

-Есть ли у вас совпадения?

д) Самопроверка  по образцу.  

Слайд №10

7. Рефлексия

Слайд №11

( Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности).

а) - Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

- Как нам удалось открыть правила?

- Что понравилось на уроке?

б) Оцените себя с помощью таблицы. Слайд №12

 Самооценка.

Сегодня на уроке:

- Я научился…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что..

- Могу похвалить одноклассников за то, что..

- Больше всего мне понравилось…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием то, что…

Подсказки на экране и на парте (лист самооценки). Слайд№13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43970. Проектирование жилого здания в Хабаровске 684.5 KB
  Общая численность населения края составляет 19 млн. Хабаровск является главным и самым крупным городом на территории Хабаровского края. Распределение населения по территории края крайне неравномерно: наиболее плотно заселена южная часть Бикинский район – 118 чел км2 наименее плотно – северная АяноМайский район – 003 чел км2. На территории края расположено 7 городов среди наиболее крупных – Хабаровск 612 тыс.
43971. Розробка сайту Web бібліотеки 1.4 MB
  Web бібліотека сьогодні представляють собою навіть не напрямок, це - ідеологія. Web бібліотеки стають невідємною частиною діяльності практично в будь-якій області; з необхідністю мати, розвивати і використовувати електронну бібліотеку сьогодні стикаються практично всі. Як раніше всі прагнули отримати компютери, так зараз, коли вже відбулося певне насичення компютерами, говорять в основному про дві речі - Інтернеті і Web бібліотека.
43972. Створення сайту Web-бібліотека 1.28 MB
  В Японії ведуться роботи з реалізації проекту Web бібліотеки 21 століття. Історія виникнення web бібліотеки Web бібліотеки сьогодні представляють собою навіть не напрямок це ідеологія. Web бібліотеки стають невідємною частиною діяльності практично в будьякій області; з необхідністю мати розвивати і використовувати електронну бібліотеку сьогодні стикаються практично всі. У цьому сенсі найбільше не пощастило звичайним бібліотекам: з одного боку саме бібліотеки є однією з головних рушійних сил розвитку...
43973. Психологическое желание материнства 209 KB
  Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно.
43974. Проблеми функціонування промислового підприємства в умовах ринкових відносин 121.5 KB
  Собівартість продукції. Рентабельність продукції. Конкурентоспроможність продукції в ринкових умовах. В умовах ринкової економіки виживає лише той хто найбільше грамотно визначить вимоги ринку і організує виробництво продукції яка користується попитом і забезпечить високий рівень заробітної плати працівників підприємства.
43975. Зелена музика твоїх думок 30.51 MB
  Приступаючи до вибору моєї дипломної роботи я думала над тим яку роль будуть відігравати мої вироби в інтер’єрі, як вони будуть використовуватись. Мені захотілось, щоб ці керамічні твори мали як декоративне так і утилітарне призначення. Тому я вирішила обрати темою своєї дипломної роботи декоративні кашпо на тему: «Зелена музика твоїх думок».
43976. ДРАМАТУРГІЯ ЄВГЕНА ПЛУЖНИКА У КОНТЕКСТІ ЙОГО ДОБИ 345 KB
  У вирі такої провокативної і суперечливої дійсності з’явилися драматичні шедеври Євгена Павловича Плужника. Таємницю творчого феномену Євгена Плужника розгадувало чимало науковців. Жулинського дружини найближчого друга Євгена Плужника Григорія Косинки Т.
43977. Телекомунікації. Методичні вказівки 286 KB
  Дипломна робота на здобуття ступеня бакалавра по напряму 6.0924 «Телекомунікації» ставить за мету систематизацію, закріплення і розширення отриманих в процесі навчання теоретичних і практичних знань, а також оцінку підготовленості студентів до самостійної і ефективної роботи в умовах науково-технічного прогресу, економічного і культурного розвитку суспільства.
43978. Способи обробки субпродуктів. Особливості зберігання продуктів 1.35 MB
  Загальна характеристика субпродуктів 3. Способи обробки субпродуктів 5. Удосконалено технологічні процеси приготування напівфабрикатів з субпродуктів у процесі правильної технології їх виробництва первинної і теплової обробки відповідних субпродуктів. Розробляються і використовуються нові електрофізичні біотехнічні і ферментативні методи обробки субпродуктів.