83972

Правила переноса слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...

Русский

2015-03-17

34.21 KB

0 чел.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок

русского языка

«Правила переноса слов»

1 класс

Разработала учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Лихванчук Валентина Михайловна

Железногорск

2014

Тема урока: « Правила переноса слов»

Тип урока:  Открытие нового знания

 Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цель: изучение правил переноса слов.

 Планируемые результаты:

предметные:

уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  1.  уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  2.  понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  1.  уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2.  учиться работать по предложенному учителем плану

познавательные:

  1.  уметь делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  2.  уметь составлять алгоритм под руководством учителя

коммуникативные:

  1.  слушать и понимать речь других;
  2.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по         плану, алгоритму;

-  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

(создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке)  

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать следующий урок.

 

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

2. Актуализация знаний

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)

а) Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (радуга)

Вот по небу мчится конь

–Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим,

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (гроза)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Пока он не пройдёт. (дождь)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (тучи)

- Как определить количество слогов в слове?

-А что такое радуга, гроза, дождь, тучи?

- Какие ещё вы знаете явления   природы?

б) Работа в тетради

Чистописание (соединение букв).

- Прочитайте.

лье   вьё   дъе    мья   пью  чьи  

- Являются ли словами все эти сочетания букв? Почему?

- Какое сочетание букв вы назвали бы лишним?(дъе) Почему?

- А ещё?(чьи, пью)

( «чьи»- это слово, т.к. имеет значение. В предложении : «Чьи это вещи?» указывает на принадлежность;, «ь» только разделительный, т. к звук «ч» всегда мягкий; «пью»- отвечает на вопрос «что делаю?» Я пью сок.)

- Для чего служит  «ь»?        «ъ»?

-Что вы можете сказать о буквах «е, ё, ю, я»?

Слайд №2    

в) На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

  1.  Прочитайте ряд слов:

в..р…бьи, к…ньки, п…льто,су…ота, кла…

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему вы считаете, что я права (не права)?

-Какое слово здесь лишнее?

(Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово «воробьи» –, т.к.отвечает на вопрос « кто?».) (Возможны и др. варианты.)  

3.Постановка учебной задачи

( Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого).

а) Запишем слова, объясняя орфограммы.

(ученики пишут на доске и в тетрадях, объясняя орфограммы: воробьи, коньки, пальто, суббота, класс

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

Слайд №3

 б) работа в парах

- Подумайте, обсудите, как можно перенести это слово?

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

- Какие у вас идеи?

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: к- ласс, кл-асс, кла-сс, клас-с. Дети фиксируют варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

- Почему результаты получились разные?

- Чего мы пока не знаем?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд №4 

в) Учитель фиксирует тему на слайде : «Правила переноса слов»

- Прочитайте внимательно тему урока.

- В каком числе стоит слово «ПРАВИЛА»?

- О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

- Какие задачи поставим перед собой? (Открыть правила переноса, научиться переносить слова)

 ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

4.  Открытие «нового» знания

(Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия .)

 Слайд №5 а) План  работы в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать капитана. - Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

  1. Прочитать слова.

  2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3.  Посмотреть, где стоит знак переноса.

4.Сформулировать правило переноса слов.

- Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

- Сколько правил у нас получится?          (целеполагание)

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

 Слайд №6  б) Работа в группе по карточкам.

1 группа: 

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

Слова переносятся …(по слогам.)

2 группа: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма    

Если в слове есть две одинаковые согласные буквы, то знак переноса ....   (ставится между ними.)

3 группа:

ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края:

Одна буква при переносе…(не отрывается и не переносится)

4 группа:

май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Буква «й» при переносе…..…(не отрывается)

5 группа:

маль- чик, коль-цо, крыль- цо

Буквы «ь» и « ъ» при переносе….…(не отрываются)

6 группа:

дом, стол, край, твой, страх, лук

Односложные слова …( не переносятся)

Слайд № 7 

в) Слушаем результаты работы групп (предъявление результата)

Слайд №8  1 гр. Все читают слова по слогам, обращают  внимание на перенос.

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

- Вы согласны с выводом группы?

2гр. Слушаем вторую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма     слайд

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.)

- Вы согласны с выводом группы?

3гр. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края 

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Выделены слоги «У, О». Знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя оставлять на строчке. Выделены  буквы: «Й, К» и знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя переносить на другую строчку.

4гр. Все читают хором слова: май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Выделена «Й», знак переноса стоит после неё, значит «Й» нельзя отрывать от предыдущего слога.

5гр. Все читают хором слова: маль- чик, коль- цо, крыль- цо

Выделены «Ь», знак переноса стоит после него, значит, «Ь» нельзя отрывать от предыдущего слога.

6гр. Читаем слова: дом, стол, край, твой, страх, лук.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет, значит,односложные слова не переносятся.

 - Вы все согласны с выводами?

5. Реализация построенного проекта: структурирование

полученных знаний

(Построение нового способа действия)

а) - Сколько правил мы открыли?

Сравним наши правила с правилами учебника с.37.

-  Всё ли мы сделали правильно?

( Сравнивают с учебником и делают вывод, что открыли больше правил.)

Слайд №9 б) Составим алгоритм: 

- Как будете действовать, если надо перенести слово?   

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги.

          3. Вспоминаем, какое правило подходит.

          4. Записываем.

- Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

(Можем перенести неправильно )

Физминутка.

6.Первичное закрепление нового способа действия.

( Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие.)

а)- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

- Какое было затруднение?

(Не могли перенести слово «КЛАСС»)

Применяем алгоритм и объясняем перенос.  

- Как же мы перенесём слово класс, которое не вошло в строку?

- Как разделите для переноса остальные слова (на доске) во-ро-бьи, конь-ки, паль-то, суб-бота, класс

Слайд №10

б) Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса .

Кас - са,  доль - ка,  ве - тер,  лай –к а,  яго - да

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Осень, юла, пень, сорт, клён.

в) Выяснение понимания задания.

-Будут ли у вас одинаковые слова?

(Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос. )

г) Взаимопроверка

-Есть ли у вас совпадения?

д) Самопроверка  по образцу.  

Слайд №10

7. Рефлексия

Слайд №11

( Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности).

а) - Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

- Как нам удалось открыть правила?

- Что понравилось на уроке?

б) Оцените себя с помощью таблицы. Слайд №12

 Самооценка.

Сегодня на уроке:

- Я научился…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что..

- Могу похвалить одноклассников за то, что..

- Больше всего мне понравилось…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием то, что…

Подсказки на экране и на парте (лист самооценки). Слайд№13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21509. МИОРЕЛАКСАНТЫ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ 186 KB
  Классификация миорелаксантов по химической структуре Дериваты изохинолина Дериваты стероидов Другие препараты Атракурий Доксакурий Метокурий Мивакурий Тубокурарин Панкуроний Пипекуроний Рокуроний Векуроний Галламин Сукцинилхолин По механизму действия миорелаксанты подразделяют на 2 класса: деполяризующие и недеполяризующие. Таблица 2 Классификация миорелаксантов по механизму и длительности действия Деполяризующие Недеполяризующие Короткого действия сукцинилхолин дитилин декаметоний мивакурий мивакрон Средней продолжительности атракурий...
21510. НОВЫЕ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 117 KB
  ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ КЛОФЕЛИНА В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ Клофелин клонидин синтезирован в 1962 г. Фармакологические эффекты клофелина: как агонист постсинаптических Ф2АР в ЦНС вызывает гипотензию брадикардию аналгезию седативный эффект способствует высвобождению гормонов роста. Периферическое действие клофелина проявляется в усилнии сокращений гладких мышц агрегации тромбоцитов липолизу угнетению секреции ринина и инсулина. При приеме внутрь абсорбция клофелина составляет практически 100.
21511. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 134 KB
  €œОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ€ САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Санитарногигиенические мероприятия проводятся с целью сохранения боеспособности и укрепления здоровья личного состава путем строгого выполнения установленных гигиенических норм и правил при организации размещения питания водоснабжения баннопрачечного обслуживания обеспечении безопасных условий труда военнослужащих и захоронении погибших в бою умерших а также путем соблюдения правил личной и...
21512. Мероприятия медицинской службы по защите личного состава войск, частей и подразделений медицинской службы от оружия массового поражения 202.5 KB
  €œМероприятия медицинской службы по защите личного состава войск частей и подразделений медицинской службы от оружия массового поражения€ 1.МЕРОПРИЯТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАЩИТЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ Мероприятия медицинской службы по защите войск от оружия массового поражения являясь с одной стороны частью общего комплекса защиты войск схема 61 а с другой стороны частью медицинского обеспечения войск схема 62 проводится с целью предупреждения или максимального ослабления воздействия...
21513. МЕДИЦИНСКАЯ РАЗВЕДКА 79 KB
  ПОНЯТИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ РАЗВЕДКЕ ЕЁ ВИДЫ И ЗАДАЧИ. Медицинская разведка представляет собой совокупность мероприятий проводимых медицинской службой по добыванию разведывательных сведений о природных социальноэкономических условиях территории боевых действий передвижения размещения войск и о противнике необходимых для успешного медицинского обеспечения. При ведении медицинской разведки сбор данных о природных и социальноэкономических условиях территории противнике и его медицинской службе осуществляется различными путями и способами....
21514. Основы организации обеспечения медицинским имуществом частей и соединений 100.5 KB
  Основные задачи медицинского снабжения войск: 1. Накопление запасов медицинского имущества и содержание их в постоянной готовности к выдаче и использованию по предназначению. Создание и поддержание условий обеспечивающих быстрый перевод сил и средств медицинского снабжения с мирного положения на военное. Формы и методы организации снабжения медицинским имуществом находятся в прямой зависимости от принятых в настоящее время общих принципов тылового и медицинского обеспечения ВС а также от экономических возможностей страны уровня развития...
21515. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ 78.5 KB
  €œОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ€ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ Управление медицинской службой это особый вид деятельности начальника медицинской службы органов управления заключающейся вопервых в определении целей и способов действий объектов управления вовторых в воздействии на них в интересах достижения намеченных целей. Совершенствование системы управления медицинской службы является одним из условий повышения качества медицинского обеспечения...
21516. Медицинская служба полка 147 KB
  Задачи медицинской службы полка. В условиях современных боевых действий медицинская служба полка призвана решать ответственные задачи по всестороннему медицинскому обеспечению подразделений входящих в состав полка. На нее возлагается проведение таких лечебноэвакуационных мероприятий как: розыск раненых оказание им первой медицинской помощи сбор и вывоз вынос их с поля боя; эвакуация раненых и больных из подразделений полка очагов массового поражения на медицинский пункт оказание раненым и больным доврачебной и первой...
21517. Отдельный медицинский батальон 109.5 KB
  Состав и задачи медицинской службы дивизии. Медицинская служба дивизии состоит из: управления санитарноэпидемиологической лаборатории СЭЛ отдельного медицинского батальона омедб а также сил и средств медицинской службы частей и подразделений дивизии. Задачи медицинской службы дивизии: 1. Организация и проведение системы мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным их лечение.