83972

Правила переноса слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...

Русский

2015-03-17

34.21 KB

0 чел.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок

русского языка

«Правила переноса слов»

1 класс

Разработала учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Лихванчук Валентина Михайловна

Железногорск

2014

Тема урока: « Правила переноса слов»

Тип урока:  Открытие нового знания

 Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цель: изучение правил переноса слов.

 Планируемые результаты:

предметные:

уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  1.  уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  2.  понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  1.  уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2.  учиться работать по предложенному учителем плану

познавательные:

  1.  уметь делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  2.  уметь составлять алгоритм под руководством учителя

коммуникативные:

  1.  слушать и понимать речь других;
  2.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по         плану, алгоритму;

-  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

(создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке)  

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать следующий урок.

 

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

2. Актуализация знаний

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)

а) Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (радуга)

Вот по небу мчится конь

–Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим,

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (гроза)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Пока он не пройдёт. (дождь)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (тучи)

- Как определить количество слогов в слове?

-А что такое радуга, гроза, дождь, тучи?

- Какие ещё вы знаете явления   природы?

б) Работа в тетради

Чистописание (соединение букв).

- Прочитайте.

лье   вьё   дъе    мья   пью  чьи  

- Являются ли словами все эти сочетания букв? Почему?

- Какое сочетание букв вы назвали бы лишним?(дъе) Почему?

- А ещё?(чьи, пью)

( «чьи»- это слово, т.к. имеет значение. В предложении : «Чьи это вещи?» указывает на принадлежность;, «ь» только разделительный, т. к звук «ч» всегда мягкий; «пью»- отвечает на вопрос «что делаю?» Я пью сок.)

- Для чего служит  «ь»?        «ъ»?

-Что вы можете сказать о буквах «е, ё, ю, я»?

Слайд №2    

в) На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

  1.  Прочитайте ряд слов:

в..р…бьи, к…ньки, п…льто,су…ота, кла…

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему вы считаете, что я права (не права)?

-Какое слово здесь лишнее?

(Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово «воробьи» –, т.к.отвечает на вопрос « кто?».) (Возможны и др. варианты.)  

3.Постановка учебной задачи

( Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого).

а) Запишем слова, объясняя орфограммы.

(ученики пишут на доске и в тетрадях, объясняя орфограммы: воробьи, коньки, пальто, суббота, класс

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

Слайд №3

 б) работа в парах

- Подумайте, обсудите, как можно перенести это слово?

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

- Какие у вас идеи?

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: к- ласс, кл-асс, кла-сс, клас-с. Дети фиксируют варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

- Почему результаты получились разные?

- Чего мы пока не знаем?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд №4 

в) Учитель фиксирует тему на слайде : «Правила переноса слов»

- Прочитайте внимательно тему урока.

- В каком числе стоит слово «ПРАВИЛА»?

- О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

- Какие задачи поставим перед собой? (Открыть правила переноса, научиться переносить слова)

 ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

4.  Открытие «нового» знания

(Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия .)

 Слайд №5 а) План  работы в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать капитана. - Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

  1. Прочитать слова.

  2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3.  Посмотреть, где стоит знак переноса.

4.Сформулировать правило переноса слов.

- Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

- Сколько правил у нас получится?          (целеполагание)

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

 Слайд №6  б) Работа в группе по карточкам.

1 группа: 

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

Слова переносятся …(по слогам.)

2 группа: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма    

Если в слове есть две одинаковые согласные буквы, то знак переноса ....   (ставится между ними.)

3 группа:

ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края:

Одна буква при переносе…(не отрывается и не переносится)

4 группа:

май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Буква «й» при переносе…..…(не отрывается)

5 группа:

маль- чик, коль-цо, крыль- цо

Буквы «ь» и « ъ» при переносе….…(не отрываются)

6 группа:

дом, стол, край, твой, страх, лук

Односложные слова …( не переносятся)

Слайд № 7 

в) Слушаем результаты работы групп (предъявление результата)

Слайд №8  1 гр. Все читают слова по слогам, обращают  внимание на перенос.

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

- Вы согласны с выводом группы?

2гр. Слушаем вторую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма     слайд

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.)

- Вы согласны с выводом группы?

3гр. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края 

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Выделены слоги «У, О». Знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя оставлять на строчке. Выделены  буквы: «Й, К» и знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя переносить на другую строчку.

4гр. Все читают хором слова: май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Выделена «Й», знак переноса стоит после неё, значит «Й» нельзя отрывать от предыдущего слога.

5гр. Все читают хором слова: маль- чик, коль- цо, крыль- цо

Выделены «Ь», знак переноса стоит после него, значит, «Ь» нельзя отрывать от предыдущего слога.

6гр. Читаем слова: дом, стол, край, твой, страх, лук.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет, значит,односложные слова не переносятся.

 - Вы все согласны с выводами?

5. Реализация построенного проекта: структурирование

полученных знаний

(Построение нового способа действия)

а) - Сколько правил мы открыли?

Сравним наши правила с правилами учебника с.37.

-  Всё ли мы сделали правильно?

( Сравнивают с учебником и делают вывод, что открыли больше правил.)

Слайд №9 б) Составим алгоритм: 

- Как будете действовать, если надо перенести слово?   

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги.

          3. Вспоминаем, какое правило подходит.

          4. Записываем.

- Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

(Можем перенести неправильно )

Физминутка.

6.Первичное закрепление нового способа действия.

( Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие.)

а)- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

- Какое было затруднение?

(Не могли перенести слово «КЛАСС»)

Применяем алгоритм и объясняем перенос.  

- Как же мы перенесём слово класс, которое не вошло в строку?

- Как разделите для переноса остальные слова (на доске) во-ро-бьи, конь-ки, паль-то, суб-бота, класс

Слайд №10

б) Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса .

Кас - са,  доль - ка,  ве - тер,  лай –к а,  яго - да

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Осень, юла, пень, сорт, клён.

в) Выяснение понимания задания.

-Будут ли у вас одинаковые слова?

(Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос. )

г) Взаимопроверка

-Есть ли у вас совпадения?

д) Самопроверка  по образцу.  

Слайд №10

7. Рефлексия

Слайд №11

( Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности).

а) - Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

- Как нам удалось открыть правила?

- Что понравилось на уроке?

б) Оцените себя с помощью таблицы. Слайд №12

 Самооценка.

Сегодня на уроке:

- Я научился…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что..

- Могу похвалить одноклассников за то, что..

- Больше всего мне понравилось…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием то, что…

Подсказки на экране и на парте (лист самооценки). Слайд№13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27536. Проиллюстрируйте соотношение норм права и статьи закона на примере ст.8.13 КоАП РФ 30 KB
  Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого что перед нами логическая норма или норма предписание. Если это норма предписание то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем.
27537. Публичная (политическая власть) признак государства 23.5 KB
  Имеется в виду то что: 1 государство является властью которая не сливается с обществом а выделяется из него будучи относительно самостоятельной по отношению к обществу в определенном смысле над ним; 2 государственная власть внешне и официально представляет все общество выступает в качестве особого органа управления обществом; 3 эта власть призвана обеспечить поддержание правопорядка нормальной жизнедеятельности людей; 4 публичная власть как разновидность политической власти означает наличие у нее особого аппарата включающего...
27538. Разделение власти как принцип организации деятельности правового государства 27 KB
  Правовое государство можно определить как организацию политической власти в обществе основанную на верховенстве правового закона. Государство возлагает на граждан юридические обязанности запрещая совершать противоправные и обязывая совершать правомерные действия и в случае их неисполнения привлекает их к юридической ответственности. В свою очередь государство приобретая ряд монопольных прав на правотворчество на применение государственного принуждения на сбор налогов на эмиссию денежных знаков и др. Государство должно не просто...
27539. Рассмотрите отличия государственной власти от власти общественной 28 KB
  Рассмотрите отличия государственной власти от власти общественной. Таким образом можно выделить две основные особенности общественной власти характерные для первобытнообщинного строя: 1. Главными органами власти являлись: род собрание старейшина при необходимости военачальник. Эта власть по существу сливалась с населением так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти общество одновременно было и объектом и субъектом власти.
27540. Рассмотрите соотношение права и религиозных норм 29.5 KB
  Рассмотрите соотношение права и религиозных норм. Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты что и сходство норм права и норм морали и выражается в нормативности совокупность определенных норм являющихся образцом масштабом поведения людей универсальности эти нормы распространяются на общественные отношения общности права и религии в нормативноценностных критериях правомерного и неправомерного. В настоящее время принято выделять семьи религиозного права где в качестве основных источников права выступают...
27541. Система права: понятие и основные элементы 31 KB
  Система права: понятие и основные элементы. Система права явление объективное хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом система права это внутреннее строение права деление его на отрасли подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
27542. Соотношение инкорпорации, кодификации и консолидации 29.5 KB
  Систематизация нормативно-правовых актов это их упорядочение приведение в единую более или менее сложную систему. Особенности систематизационной деятельности: сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты; 2 выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм пробелы в праве множественность актов посвященных одним и тем же вопросам обнаруживаются устаревшие нормы действие которых перекрыто актами изданными позднее; 3 подготавливаются проекты новых актов предложения об изменении и дополнении...
27543. Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений 37 KB
  Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений. Втретьих в качестве предпосылки нормативности может выступать ценность для общества тех или иных вариантов поведения следовательно и образуемых общественных отношений. Но при этом следует учитывать что для эффективного нормативнорегулятивного выражения тех или иных социальных отношений недостаточно простого познания уяснения характерных и сущностных данных отношений. Далее механизм экономического регулирования как справедливо отмечает автор...
27544. Соотношение права и корпоративных норм 30.5 KB
  Корпоративные нормы это правила поведения устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия это особая разновидность социальных норм призванных регулировать отношения которые складываются между членами и участниками данных организаций. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений компетенцию объем прав и обязанностей их членов и т. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем что они имеют...