83972

Правила переноса слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...

Русский

2015-03-17

34.21 KB

0 чел.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок

русского языка

«Правила переноса слов»

1 класс

Разработала учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Лихванчук Валентина Михайловна

Железногорск

2014

Тема урока: « Правила переноса слов»

Тип урока:  Открытие нового знания

 Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цель: изучение правил переноса слов.

 Планируемые результаты:

предметные:

уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  1.  уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  2.  понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  1.  уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2.  учиться работать по предложенному учителем плану

познавательные:

  1.  уметь делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  2.  уметь составлять алгоритм под руководством учителя

коммуникативные:

  1.  слушать и понимать речь других;
  2.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по         плану, алгоритму;

-  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

(создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке)  

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать следующий урок.

 

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

2. Актуализация знаний

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)

а) Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (радуга)

Вот по небу мчится конь

–Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим,

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (гроза)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Пока он не пройдёт. (дождь)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (тучи)

- Как определить количество слогов в слове?

-А что такое радуга, гроза, дождь, тучи?

- Какие ещё вы знаете явления   природы?

б) Работа в тетради

Чистописание (соединение букв).

- Прочитайте.

лье   вьё   дъе    мья   пью  чьи  

- Являются ли словами все эти сочетания букв? Почему?

- Какое сочетание букв вы назвали бы лишним?(дъе) Почему?

- А ещё?(чьи, пью)

( «чьи»- это слово, т.к. имеет значение. В предложении : «Чьи это вещи?» указывает на принадлежность;, «ь» только разделительный, т. к звук «ч» всегда мягкий; «пью»- отвечает на вопрос «что делаю?» Я пью сок.)

- Для чего служит  «ь»?        «ъ»?

-Что вы можете сказать о буквах «е, ё, ю, я»?

Слайд №2    

в) На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

  1.  Прочитайте ряд слов:

в..р…бьи, к…ньки, п…льто,су…ота, кла…

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему вы считаете, что я права (не права)?

-Какое слово здесь лишнее?

(Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово «воробьи» –, т.к.отвечает на вопрос « кто?».) (Возможны и др. варианты.)  

3.Постановка учебной задачи

( Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого).

а) Запишем слова, объясняя орфограммы.

(ученики пишут на доске и в тетрадях, объясняя орфограммы: воробьи, коньки, пальто, суббота, класс

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

Слайд №3

 б) работа в парах

- Подумайте, обсудите, как можно перенести это слово?

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

- Какие у вас идеи?

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: к- ласс, кл-асс, кла-сс, клас-с. Дети фиксируют варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

- Почему результаты получились разные?

- Чего мы пока не знаем?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд №4 

в) Учитель фиксирует тему на слайде : «Правила переноса слов»

- Прочитайте внимательно тему урока.

- В каком числе стоит слово «ПРАВИЛА»?

- О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

- Какие задачи поставим перед собой? (Открыть правила переноса, научиться переносить слова)

 ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

4.  Открытие «нового» знания

(Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия .)

 Слайд №5 а) План  работы в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать капитана. - Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

  1. Прочитать слова.

  2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3.  Посмотреть, где стоит знак переноса.

4.Сформулировать правило переноса слов.

- Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

- Сколько правил у нас получится?          (целеполагание)

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

 Слайд №6  б) Работа в группе по карточкам.

1 группа: 

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

Слова переносятся …(по слогам.)

2 группа: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма    

Если в слове есть две одинаковые согласные буквы, то знак переноса ....   (ставится между ними.)

3 группа:

ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края:

Одна буква при переносе…(не отрывается и не переносится)

4 группа:

май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Буква «й» при переносе…..…(не отрывается)

5 группа:

маль- чик, коль-цо, крыль- цо

Буквы «ь» и « ъ» при переносе….…(не отрываются)

6 группа:

дом, стол, край, твой, страх, лук

Односложные слова …( не переносятся)

Слайд № 7 

в) Слушаем результаты работы групп (предъявление результата)

Слайд №8  1 гр. Все читают слова по слогам, обращают  внимание на перенос.

ка- ран- даш, ма- ли- на, ко- ро- ва, то- пор

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

- Вы согласны с выводом группы?

2гр. Слушаем вторую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос: 

кас- са, Ал-ла, ван- на, сум- ма     слайд

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.)

- Вы согласны с выводом группы?

3гр. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: ули-ца, улей, Оля, осы, урок, края 

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Выделены слоги «У, О». Знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя оставлять на строчке. Выделены  буквы: «Й, К» и знак переноса не стоит, значит, одну букву нельзя переносить на другую строчку.

4гр. Все читают хором слова: май- ка, лей- ка, лай- ка, ска-мей- ка

Выделена «Й», знак переноса стоит после неё, значит «Й» нельзя отрывать от предыдущего слога.

5гр. Все читают хором слова: маль- чик, коль- цо, крыль- цо

Выделены «Ь», знак переноса стоит после него, значит, «Ь» нельзя отрывать от предыдущего слога.

6гр. Читаем слова: дом, стол, край, твой, страх, лук.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет, значит,односложные слова не переносятся.

 - Вы все согласны с выводами?

5. Реализация построенного проекта: структурирование

полученных знаний

(Построение нового способа действия)

а) - Сколько правил мы открыли?

Сравним наши правила с правилами учебника с.37.

-  Всё ли мы сделали правильно?

( Сравнивают с учебником и делают вывод, что открыли больше правил.)

Слайд №9 б) Составим алгоритм: 

- Как будете действовать, если надо перенести слово?   

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги.

          3. Вспоминаем, какое правило подходит.

          4. Записываем.

- Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

(Можем перенести неправильно )

Физминутка.

6.Первичное закрепление нового способа действия.

( Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие.)

а)- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

- Какое было затруднение?

(Не могли перенести слово «КЛАСС»)

Применяем алгоритм и объясняем перенос.  

- Как же мы перенесём слово класс, которое не вошло в строку?

- Как разделите для переноса остальные слова (на доске) во-ро-бьи, конь-ки, паль-то, суб-бота, класс

Слайд №10

б) Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса .

Кас - са,  доль - ка,  ве - тер,  лай –к а,  яго - да

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Осень, юла, пень, сорт, клён.

в) Выяснение понимания задания.

-Будут ли у вас одинаковые слова?

(Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос. )

г) Взаимопроверка

-Есть ли у вас совпадения?

д) Самопроверка  по образцу.  

Слайд №10

7. Рефлексия

Слайд №11

( Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности).

а) - Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

- Как нам удалось открыть правила?

- Что понравилось на уроке?

б) Оцените себя с помощью таблицы. Слайд №12

 Самооценка.

Сегодня на уроке:

- Я научился…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что..

- Могу похвалить одноклассников за то, что..

- Больше всего мне понравилось…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием то, что…

Подсказки на экране и на парте (лист самооценки). Слайд№13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

688. Полупроводниковый диод 235 KB
  В данной расчетно-графической работе описываются параметры и характеристики диода Д18. В работе представлены характеристики диода, его паспортные параметры, рисунок конструкции, семейство ВАХ. Также имеются расчеты и графики зависимостей некоторых параметров.
689. Финансовый менеджмент, его основы и содержание 117 KB
  Сущность и функции финансов предприятий. Зарождение и эволюция финансового менеджмента. Финансовый механизм предприятия. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента. Функциональное содержание финансового менеджмента.
690. Экспрессия гена. Трансляция 114.5 KB
  Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции у прокариот. Основные положения процесса экспрессии генов. Инициация у эукариот. Некоторые общие особенности процесса трансляции. Аппарат экспрессии генов и его логика.
691. Государственные и муниципальные организации. Формы государственного регулирования экономической жизни 115.5 KB
  Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений промышленной сферы. Формы государственного регулирования экономической жизни. Государство и рыночная инфраструктура. Два вида муниципальных организаций и их социальных функций.
692. Профілактика наркотичної залежності серед учнів, молоді у роботі соціального педагога 275 KB
  Наркотична залежність – як проблема соціальної педагогіки. Профілактика наркотизму як соціальна технологія. Робота соцального педагога з профілактики наркотичної залежності. Особливості і тенденції підліткової і юнацької наркоманії.
693. Отставание в психическом развитии 126.5 KB
  Оособенности мышления, речевого развития, игровой и учебной деятельности. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР. Олигофрения. Причины умственной отсталости. Обучение детей с умственной отсталостью.
694. Решение задачи коммивояжера 163.5 KB
  Описание реализация метода ветвей и границ и метода Монте-Карло при помощи средств объектно-ориентированного языка Java. Задача поиска кратчайшего гамильтонова цикла в полном графе. Процесс разбиения множеств на подмножества.
695. Кавказская война 1817-1864 годов 102.5 KB
  Деятельность А.П. Ермолова на Кавказе и формирование идеологии мюридизма. Основные этапы войны, имамат: военно-теократическое государство Шамиля. Завершающий этап Кавказской войны.
696. Заселение Северного Кавказа и политика Российской колонизации 103 KB
  Заселение земель Северного Кавказа калмыками и туркменами в 16-18 веках. Состояние горских обществ накануне российской колонизации: особенности феодальных отношений. Взаимоотношения народов Северного Кавказа с Россией в 16-17 веках, первые русские поселения. Политика России на Северном Кавказе в 18-первой половине 19 веков, возведение оборонительных линий и заселение казачеством северокавказских земель. Становление российской администрации на Северном Кавказе и добровольное присоединение северокавказских народов к России.