83974

Нуклеиновые кислоты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Образовательные: Раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК; Определить черты сходства и различия ДНК и РНК. Личностная значимость материала: по ДНК можно определять родственные отношения людей растений животных.

Русский

2015-03-17

79 KB

1 чел.

Технологическая карта урока по дисциплине «Биология»

Севостьянова Елена Геннадьевна,

преподаватель химии и биологии

ГБОУ СПО Калининградской области

«Индустриально – педагогический колледж»

Тема урока: Нуклеиновые кислоты

Тип урока: по дидактическим целям – комбинированный, по используемым методам обучения – проблемный.

Дидактическая цель: создание условий для активного осмысления новой учебной информации.

Задачи:

Образовательные:

  1.  Раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК;
  2.  Определить черты сходства и различия ДНК и РНК.
  3.  Сформировать знания об особой роли  нуклеиновых кислот в живой природе – хранении, передачи и воспроизведении наследственной информации.

Развивающие:

  1.  Развивать умения  находить необходимую информацию в тексте;
  2.  Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать свои знания и знания однокурсников;
  3.  Развивать умение находить взаимосвязь: строение – структура – функции

Воспитательные:

  1.  Обеспечить условия сотрудничества преподавателя и студентов в процессе педагогических технологий на основе активации и интенсификации деятельности студентов.
  2.  Эстетическое воспитание.

Межпредметные связи – химия

Планируемые результаты: студенты углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в живых организмах.

Личностная значимость материала: по ДНК можно определять родственные отношения людей (растений, животных).

Методы и методические приемы:

  •  Эвристическая беседа
  •  Работа с ключевыми терминами
  •  Проблемное изложение
  •  Моделирование
  •  Работа в парах
  •  Работа с учебником

Ключевые биологические понятия урока: азотистое основание, виды РНК, ДНК, нуклеиновые кислоты, нуклеотид.

Понятия, знания которых необходимо для успешного усвоения материала:

биосинтез белка, дезоксирибоза, рибоза, рибосомы, функции РНК.

Материалы и оборудование:

  •  Средства мультимедиа (проектор, интерактивная доска, ноутбуки)
  •  Компакт – диск. Открытая коллекция «Химия» 10-11кл. для интерактивной доски
  •  Компакт – диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологи Кирилла и Мефодия. Общая биология.10 класс»
  •  Электронная презентация
  •  Таблица «Нуклеиновые кислоты»
  •  Таблица «Репликация ДНК»
  •  Модель «Строение ДНК»
  •  Рис.3,5,6 цв.вкл.1
  •  Текст §13 учебника
  •  Дидактический материал: мыслительный лист, электронные задания для конструирования.

Ход урока:

1. Этап учебного занятия: Организационный момент.

Время: 1 минута

Цель: Включение в деловой ритм и подготовка студентов к работе.

Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.

Методы и методические приемы: словесный метод

Форма: фронтальная беседа

Используемые цифровые ресурсы: нет

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Приветствует студентов. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку. Приветствуют преподавателя.

2. Этап учебного занятия: Проверка знаний о строении и функциях белков.

Время: 3 минут

Цель: Контроль усвоения знаний

Компетенции: Знать строение и функции белков

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, компьютерное тестирование

Используемые цифровые ресурсы: компьютерное тестирование, Компакт – диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10класс»

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Инструктаж по выполнению компьютерного тестирования.

Проводит фронтальный опрос

Один студент проходит компьютерное тестирование, остальные участвуют во фронтальном опросе.

3. Этап учебного занятия. Изучение нового материала.

Время: 15 минут.

Цель: Настроить на осознанное восприятие нового материала; познакомить студентов с историей открытия ДНК и расшифровкой ее структуры, изучит строение и функции нуклеиновых кислот.

Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, воспринимать цели, обобщать, делать выводы.

Методы и методические приемы: проблемное изложение, эвристическая беседа, мозговой штурм, сообщения студентов, работа с учебником, работа с дифференцированными по психологическим особенностям заданиями.

Используемые цифровые ресурсы: Презентации: «Нуклеиновые кислоты», «Открытие ДНК», «Расшифровка структуры ДНК»

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.Активизация познавательной деятельности

Проводит эвристическую беседу:

А) С чего начинается жизнь?

Б) Что вынуждает оплодотворенную яйцеклетку делиться, расти, обретать форму индивидуума?

В) Что делает всех нас похожими и в то же время непохожими друг на друга?

Г) Какие структурные компоненты отвечают на наследственную информацию?

Д) Из чего состоит хромосома?

Е) Белок нам уже известен, а что такое ДНК?

Ж) Что вам уже известно о нуклеиновых кислотах?

З) Сформулируйте цели урока?

2. Работа с аббревиатурой НК, ДНК, РНК, этимологией слова нуклеиновые кислоты

Нуклеус (с лат.) – ядро, название связано с открытие НК в ядрах лейкоцитов.

3. Как кем были открыты нуклеиновые кислоты?

4. Кто впервые расшифровал структуру ДНК?

 

5. Самостоятельная работа с учебником

«Всякое вещество от самого простого до самого сложного имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: состав, строение, свойства» (Б.М.Кедров)

Инструктирует о работе с учебником (текст учебника стр.49-51)

Используя полученную учебную информацию выполнить одно из 3-х предложенных, дифференцированных с учетом психологических особенностей студентов.

Участвуют в эвристической беседе.

Слушают преподавателя.

Формулируют тему урока и записывают ее на мыслительном листе «Нуклеиновые кислоты»

Формулируют цели и задачи урока.

 

 

 

Расшифровывают понятия НК – нуклеиновые кислоты, ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, РНК -  рибонуклеиновая кислота

Один студент делает сообщение «История открытия нуклеиновых кислот»

Иоганн Фридрих Мишер швейцарский врач и биохимик (1844 – 1895).

В 1869 году выделил из ядер погибших лейкоцитов вещество, обладающее кислыми свойствами.

Ученый назвал это вещество нуклеином (от лат. Nucleus – ядро).

Позднее эти органические соединения были обнаружены в цитоплазме, митохондриях, пластидах.

Один студент делает сообщение «Расшифровка структуры ДНК»

В 1950 году английский физик М. Уилкинс

получил рентгенограмму ДНК. Она   показала, что молекула ДНК имеет определенную структуру.Его коллега Розалинд Франклин увидела четкий крестообразный рисунок – опознавательный знак двойной спирали.

Эдвин Чаргафф в 1951 году доказал, что  в составе ДНК имеются четыре основания и количество аденина равно тимину, а гуанина равно цитозину.

В начале 50-х гг. группа ученых под руководством анг. ученого А.Тодда установила точную структуру связей, соединяющих нуклеотиды одной цепи.

В 1953 году американский биохимик Дж. Уотсон и английский физик Ф.Крик  расшифровали структуру ДНК и предложили ее модель в виде двойной спирали.

Изучают текст учебника, выполняют предложенные задания:

I задание. Заполните пропуски в тексте.

В клетках имеется … типа нуклеиновых кислот … и … . Эти биополимеры состоят из … . Каждый … состоит,  в свою очередь, из  (1,2,3,4) компонентов, соединенных … связями.  В состав ДНК входят следующие азотистые основания … . В состав РНК - … . Число цепочек в ДНК … , а в РНК - …ДНК выполняет в функции… (1,2,3). А РНК участвует в ………. белка.

II задание. Из предложенных компонентов составь таблицу.

     Строение и функции ДНК  и РНК

Виды

НК

Локализация в клетке

Нуклеотиды

Число цепочек

Функции

углевод

азотистое основание

Фосфорная кислота

III задание. Из предложенных ответов выберите правильные.

1. Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот (аминокислота, нуклеотид, молекула белка)?

2.Что входит в состав нуклеотида (аминокислота, азотистое основание,  остаток фосфорной кислоты, углевод)?

3. Какие вещества входят в состав нуклеотидов ДНК (аденин, гуанин, цитозин, урацил, тимин, фосфорная кислота, рибоза, дизоксирибоза)?

4. Какие вещества входят в состав нуклеотидов РНК (аденин, гуанин, цитозин, урацил, тимин, фосфорная кислота, рибоза, дизоксирибоза)?

5. Какую спираль представляет собой молекула ДНК (одинарную, двойную)?

6. Какую спираль представляет собой молекула РНК (одинарную, двойную)?

7. Какие функции выполняет ДНК (участвует в биосинтезе белка, защитную, отвечает за передачу, хранение, воспроизведение наследственной информации, энергетическую)?

8. Какие функции выполняет РНК (участвует в биосинтезе белка, защитную, отвечает за передачу, хранение, воспроизведение наследственной информации, энергетическую)?

4. Этап учебного занятия  Закрепление знаний.

Время: 15 минут

Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Нуклеиновые кислоты»

Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Методы и методические приемы: наглядно-практические: диаграмма Венна, работа в группах, решение задач творческого характера

Используемые цифровые ресурсы: интерактивная доска, электронный конструктор «Собери нуклеотид», «Принцип комплементарности»

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Составьте сравнительную характеристику нуклеиновых кислот: ДНК и РНК, используя диаграмму Венна по следующим признакам:

  1.  количество цепочек
    1.  состав нуклеотида
    2.  комплементарность
    3.  локализация в клетке
    4.  функции

 

Работа в группах.

Инструктирует о работе группы:

  •  открыть Окно Обозревателя
  •  запустить конструктор «Собери нуклеотид»
  •  внимательно прочитайте задание
  •  каждый участник группы выполняет задание
  •  представитель от каждой группы защищает работу группы на интерактивной доске

Решите задачи: 

1. Одна из цепочек молекулы  ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:

АГТАЦЦГАТАЦТЦГАТТТАЦГ…….

Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?

Каково значение принципа комплементарности?

2. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 13 % от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с аденином (А), цитозином (Ц), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

 

 

В народе говорят: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем». Чтобы понять особую роль ДНК, представьте, что ДНК исчезла из клетки, к чему это может привести. Свои рассуждения можно оформить в виде свободного письма, сказки, научно-фантастического рассказа.

Рефлексия. Сделайте вывод по сегодняшней теме урока.

Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы мыслительного листа.

Дают сравнительную характеристику нуклеиновым кислотам, один студент оформляет ее в виде диаграммы Венна на интерактивной доске.

Работают в рабочих группах по 4-5 человек, один из группы выполняет контрольное задание на интерактивной доске.

Решают задачи.

1. По принципу комплементарности (правило Чаргаффа) вторая цепочка нуклеотидов будет:      ТЦАТГГЦТАТГАГЦТАААТГЦ….

По принципу комплементарности реализуется функция передачи наследственной информации.

2. Если количество гуанина равно 13%, то по правилу Чаргаффа количество цитозина тоже будет 13% (вместе Г и Ц будет 26%). На аденин и тимин остается  100–26=74%.По правилу Чаргаффа аденина и тимина будет по 37%.

 

 

Размышляют, письменно оформляют свои мысли.

Несколько студентов зачитывают свои размышления.

Делают выводы к уроку.

 

Отвечают на вопросы.

5. Этап учебного занятия Заключительная часть

Время: 1- 2 минуты

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Домашнее задание

1. § 13,14 стр. 49 – 52,

2. синквейн (стихотворение, оду ДНК)

3. модель «ДНК будущего»

Большое спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо отвечали и заработали за урок следующие оценки… (комментарии оценок).

Приложение 1.

Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот: ДНК и РНК

Приложение . Мыслительный лист студентов

Описание мыслительного листа.

PAGE  1


РНК

Одноцепочная,

Пентоза – рибоза,

Азот.основание –Урацил,

Локализация в ядрышко, рибосомы, цитоплазма,

функции: биосинтез белка

Сходство

Биополимеры – полинуклеотиды,

Нуклеотид =Фосфорная кислота+Пентоза+

Азотистое основание (А, Г, Ц),

Локализация в ядре

ДНК

Двуцепочная,

Пентоза – дезоксирибоза,

Азот.основание –Тимин,

Локализация в митохондриях, хлоропластах,

функции: хранение, передача, воспроизведение  генетической информации

комплементарность: А – Т, Г-Ц


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44302. Распараллеливание многоблочных задач для SMP-кластера 329.5 KB
  Подавляющее большинство программ для систем с распределенной памятью в настоящее время разрабатываются в модели передачи сообщений (MPI). Языки, поддерживающие модель параллелизма по данным (HPF, Fortran-DVM, C-DVM), значительно упрощают разработку программ, но их использование очень ограничено
44304. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Методические указания 184.5 KB
  Выбор конкретных тем дипломных работ студентами осуществляется добровольно на кафедрах, за которыми они закреплены. Задача преподавателей на этом этапе - прокомментировать темы дипломных работ, интересующие студентов, помочь им выбрать тему с учетом способностей и склонностей. Тема дипломной работы должна быть посильной для студента
44309. Менеджмент организаций и администрирование. Методические рекомендации 345.5 KB
  Целью методических рекомендаций является оказание помощи студентам специальности Менеджмент организаций и администрирвоание обучающимся по программе магистров в подготовке и оформлении магистерской работы. Выбор и утверждение темы магистерской работы Структура и содержание магистерской работы Оформление магистерской работы