83976

Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Образовательные: закрепить знания о последствиях Смуты; продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию делать умозаключения и выводы; учить использованию фактов и статического материала с их помощью обобщать материал...

Русский

2015-03-17

137.01 KB

4 чел.

Тема урока: Земский собор 1613года и восстановление самодержавия .

Цель: расширить, углубить и закрепить знания учащихся о развитии России в период после Смуты, о политике первого представителя династии Романовых Михаиле Фёдоровиче.

Задачи:

  1.  Образовательные:

- закрепить знания о последствиях Смуты;

- продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию, делать умозаключения и выводы;

- учить использованию фактов и статического материала, с их помощью обобщать материал, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения целостности исторических знаний;

- выявить новые черты развития старой России;

  1.  Развивающие:

- продолжить работу по развитию следующих умений и навыков: овладевать

научной терминологией, расширять словарный запас, лаконично и грамотно

выражать свои мысли, как устно, так и письменно;

- развивать интерес у учащихся к историческому наследию нашей Родины;

-развивать эмоциональную сферу (сопереживания);

- умение отстаивать своё мнение, опираясь на факты;

- умение вести дискуссии по проблемным вопросам истории;

  1.  Воспитательные:

- продолжить работу по воспитанию активной гражданской позиции, чувства

патриотизма, долга, уважения на примерах судеб и биографий великих

людей России;

- пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.

Оборудование: учебник (п.4), компьютер, мультимедиа-проектор, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

Организация начала урока:

Приветствие.  Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.

Подготовка учащихся к работе.

Первый этап:

Повторение пройденных событий. Просмотр видеоматериала «избрание новой династии» http://video.yandex.ru

Учитель: Единодушным избранием на царство Михаила Федоровича был завершен подвиг русских людей для спасения своей Родины, и в этом избрании они полностью проявили все лучшие стороны своего великого сердца.

Задание классу: на основании следующих точек зрения попробуйте выявить причины избрания на престол именно Михаила Романова.

 (на экран выводятся три точки зрения)

  1.  «Выберем Мишу Романова! — Он молод и будет нам поваден!»

боярин Федор Шереметьев

  1.  21 февраля 1613 г. Великий Земский собор единодушно избрал своим солнцем праведным, светилом русским не кого-либо из сильных и мудрых мiра сего, подыскивавших царства, а неизвестно где находившегося в то время шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, который был всем дорог как свойственник угасшего царского рода, «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет», как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны, как сын томившегося в польском плену за православную веру Филарета Никитича и как представитель славного боярского рода, давшего целый ряд верных слуг Московскому государству.

(По книге А. Нечволодова «Сказания о Русской земле»)

3. «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности. Быть может, для консолидации страны, восстановления общественного согласия страна и нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способных спокойно и настойчиво вести: консервативную политику».

(В.Б. Кобрин)

(Обсуждение в классе причин избрания Михаила Романова)

  1.  Стремление иметь «повадного» неопытного монарха — вот цель, которую преследовали многоопытные и хитроумные московские политики.
  2.  Был всем дорог как свойственник угасшего царского рода, «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет», как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны.
  3.  …способных спокойно и настойчиво вести: консервативную политику.

(Как вы относитесь к третьей точке зрения? Порассуждайте…)

Учитель: 

Итак, вопрос о власти решён. Воцарилась новая династия Романовых. Михаил Романов будет править с 1613 по 1645 год – 32 года. Но, какая Россия досталась Михаилу? По какому пути она пойдёт? Мы вместе с вами должны его наметить. Это и есть тема нашего урока.

(Запишите тему урока) 

«Земский собор 1613года и восстановление самодержавия»

О неизбежности реформ мы можем рассуждать вместе с В.О.Ключевским

«Как ни старалась новая династия действовать в духе старой, чтобы заставить забыть, что она новая и потому менее законна, ей нельзя было обойтись без нововведений. Смута так много поломала старого, что самое восстановление разрушенного неизбежно получало характер обновления, реформы.»

В.О.Ключевский

-вопрос классу: А почему нельзя было без нововведений?

Второй этап:

Дальнейшее изучение темы проходит на основе работы с учащимися по составлению кластера:

---- Вопрос классу: Какая сфера в данный период развития государства является главной?

Экономика: 

-вопрос классу:   Какая главная задача экономики на этом этапе?

- Восстановление хозяйства, для которого нужны деньги. Поэтому, важно было найти пути «зарабатывания денег» в масштабах государства.

- попробуем выделить основные направления развития хозяйства (задание классу):

1 ряд – мануфактура (прочитать  п. 4, стр. 41)

2 ряд – протекционизм (прочитать п.4, стр. 42, абзац 1)

3 ряд – формирование внутреннего всероссийского рынка

           (прочитать п.4, стр. 40, последние абзацы)

Политика протекционизма: Для поддержки купечества, особенно привилегированной его части – гостей, государство принимает Торговый устав (1653 г.). Он заменил существовавшие на то время мелкие торговые пошлины одной, размер которой определялся 5 % от цены продаваемого товара. С иностранных купцов взималось 8 %, а по Новоторговому уставу (1667 г.) уже 10%.

На Руси происходит деление на районы с собственной специализацией. Северо-западные псковские, смоленские, новгородские земли культивируют технические культуры (лен и пр.); северо-восточные ярославские, казанские, нижегородские хозяйства занимаются скотоводством. В перечисленных регионах страны развиваются ткацкий и кожевенный промыслы. Развитие товарно-денежных отношений, растущий обмен промысловых и сельскохозяйственных изделий способствовали формированию внутреннего рынка, процесс развития которого завершился к концу XVII в.

Торговля в то время велась в основном на ярмарках, некоторые из которых имели всероссийское значение (Макарьевская под Нижним Новгородом, Ирбитская на Южном Урале, Свенская около Брянска).

Развивается мануфактурное производство, где труд был разделен (пока что ручной). Мануфактуры в основном занимались металлообработкой, и в XVII в. их было всего не более тридцати.

-Вопрос классу: Какие особенности Российской мануфактуры вы можете назвать? (крепостной труд)

Политика: 

  1.  Заняв в 1613 году трон, Романовы вместе с ним получили в наследство от своих предшественников полностью разоренную страну, несуществующую государственность и народ, вкусивший в начале века не только тяжесть произвола сильных людей, но и дурманящую сладость воли в условиях безвластия. Досталась Романовым и уже перераставшая в привычку у разных слоев феодалов уверенность в их праве решать судьбу престола и династии. Все это усугублялось оккупацией западных и северо-западных земель Московского царства иностранными войсками, участившимися набегами крымских татар и т.д. и т.п.
    В такой ситуации центральная исполнительная власть просто нуждалась во власти представительной, она не могла обойтись без всенародного понимания и поддержки населением. Поэтому весь период царствования Михаила Федоровича Романова
    Земские соборы заседали непрерывно. 
  2.  Но, тенденция политической жизнь XVII в. была отмечена стремлением к становлению самодержавия. Процесс укрепления царской власти, начатый еще Иваном IV (Грозным), пришел к ослаблению и постепенному упразднению сословно-представительных органов. Земские соборы, к которым неоднократно обращался после Смутного времени Михаил Романов, а вот, с 1653 г. Земские соборы перестают собираться совсем.
  3.  Боярская дума разбавляется поддерживающими самодержавие думными дьяками и дворянами, составляющими до 30 % от общего числа. Такая мера позволила взять под царский контроль боярство. Последующая отмена местничества лишь подтверждает всевозрастающую царскую власть.

Аграрный вопрос:

  1.  В процессе налаживания жизни после Смутного времени дворянство все более выдвигается на передний план и представляет собой значительную силу. Государство продолжает в качестве платы раздачу земли служилым людям, а назад после их ухода со службы не отбирает. Поместья начинают переходить в порядке наследования, чем делаются похожими на вотчину. Но такой переход был скорее самоуправным, так как не подкреплялся соответствующими царскими указами.
  2.  Издан закон, по которому все незаконно захваченные в Смуту земли отбирались. Обеспечение земельными наделами помещиков стало проводиться строго в соответствии с их службой.
  3.  Срок сыска беглых крестьян увеличен до 9 и 15 лет.

-вопрос классу: К чему могут привести такие меры? Как вы думаете? (порядок в стране)

Внешняя политика: Перед русским царем стояла задача окончания военных действий с Польшей и Швецией. Шведская интервенция, начавшаяся в 1609 году, была приостановлена заключение Столбовского мира (1617 год), в результате которого Московское государство потеряло выход к Балтийскому морю.

1618г. Деулинское перемирие с Польшей на 14,5 лет, но, поляки оставляли Смоленск себе.

1617г. Столбовсий мир со Швецией: Король отказался от претензий на русский трон, вернули Р. Новгород с округой, а города Ивангород, Ям, Копорье – остались у шведов.

1632-1634г. Смоленская война. Поляновский мир - Владислав отказался от рус. престола.

1637г. Донские казаки, находившиеся в зависимости от рус. царя захватили крепость Азов

Третий этап:

Подведём итоги. (Презентация. Слайд 3)

     На доске схема основных преобразований, проводившихся во время правления М.Ф.Романова.

 

- Прочитаем вопрос №3 стр. 48 и ответим на него.

       Мы живём в великом государстве. Одной из особенностей русского оперного искусства является обращение к истории, чего вы не встретите в творчестве зарубежных композиторов.  Даже отрицательные события жизни страны находят положительное отражение в творчестве народа. Основоположником этого направления является М.И.Глинка, он написал оперу «Жизнь за царя», в основу которой положен подвиг Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за спасение М.Романова.

Звучит отрывок оперы «Жизнь за царя».

Четвёртый этап:

Рефлексия. Учащимся раздаются карточки, с предложением показать в них свою работу на уроке.

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил

Домашнее задание: п.4, знать новые термины


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3588. Сценарій Вернісаж особистостей 14.63 KB
  Сценарій Вернісаж особистостей Ведуча: шановні учні, вчителі! Сьогодні ми зібрались в цій залі, щоб подумати, помріяти, відпочити і підтримувати учасників «Вернісаж особистостей». У конкурсі приймають участь 15 учасників. Ведучий: і як водиться, на ...
3589. Випускний вечір 2012 118.5 KB
  Випускний вечір 2012 Святково прибрана актова зала. Під тиху музику ведуча звертається до присутніх. Ведуча: Доброго вам вечора, шановні батьки, вчителі, гості! Здається, що тільки вчора пролунав останній дзвоник, позаду - напружена пора іспитів, і ...
3590. Відпрацювання навиків розв’язування вправ на застосування відсоткових відношень 112.5 KB
  Відпрацювання навиків розв’язування вправ на застосування відсоткових відношень. розвивати елементи логічного мислення, виховувати культуру математичної мови та запису. Обладнання: ілюстрації до задач, картки із самостійною роботою у вигл...
3591. Використання комп’ютерних мереж у навчальному процесі 114.5 KB
  Використання комп’ютерних мереж у навчальному процесі Відомий американський вчений науковець Джон Нейсбіт в минулому виконавчий директор ІБМ (IBM - International Business Machine Corp., одна з найвідоміших корпорацій у світі, яка займається вип...
3592. Свято зі сльозами на очах 97 KB
  Свято зі сльозами на очах… Сценарій до дня Перемоги. На сценi розвішено плакати часiв Другої світової війни, звучить мелодія пісні «День Перемоги» Ведуча Для юних — це вже давнина Минуло мирних 65 роки. Як з нашої землi ненависна вiйна Втікала ...
3593. Перше ознайомлення з базами даних. СКБД. Моделі, об'єкти баз даних. СКБД Ассеss 295.67 KB
  Перше ознайомлення з базами даних. СКБД. Моделі, об'єкти баз даних. СКБД Ассеss. Проектування бази даних у середовищі СКБД Access. Створення таблиць БД. Сформувати уявлення про бази даних, їх призначення та основних етапів їх створення, формування пізнавальних здібностей, розвиваюча: розвивати логічне мислення, розвиток пам'яті, розвиток уважності
3594. Редагування структури таблиці й даних БД. Впорядкування, пошук та фільтрація даних 151.39 KB
  Редагування структури таблиці й даних БД. Впорядкування, пошук та фільтрація даних Мета: ознайомити учнів із можливостями обробки інформації в базі даних, навчити використовувати команди СКБД Access для зміни структури таблиці, додавання, знищення, ...
3595. Типи зв'язків у таблицях. Створення зв'язків між елементами в таблицях. Запити. Створення запитів 363.27 KB
  Типи зв'язків у таблицях. Створення зв'язків між елементами в таблицях. Запити. Створення запитів. Навчити учнів встановлювати зв’язки між таблицями, створювати запити, Розвивати логічне мислення, розвиток пам'яті, вміння працювати з масивами інформації
3596. Об'єкт БД — форми. Способи створення форм 397.5 KB
  Об'єкт БД — форми. Способи створення форм. Мета: навчальна: ознайомити учнів із типами форм та способами їх створення, розвиваюча: розвивати вміння роботи з БД, логічне мислення, розвиток уважності, виховна: формування навичок зібраності, уважності, акуратності в роботі з табличними даними.