83982

Возникновение ислама и объединение арабов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова занятиях верованиях арабов появлении Мухаммеда и возникновении ислама. Изучение нового материала 8 Учитель начинает рассказ о местах первоначального...

Русский

2015-03-17

18.27 KB

2 чел.

Тема урока: Возникновение ислама и объединение арабов

Цели и задачи:

1. Охарактеризовать предысторию образования государства у арабов: описать природные условия Аравийского полуострова, занятиях, верованиях арабов, появлении Мухаммеда и возникновении ислама, причинах образования  государства;

2. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся с различными видами материалов – картами, аппликациями, слайдами, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

3. Развивать интерес к истории, сопереживания с крупными историческими событиями, пониманию чужих нравов и обычаев.

Оборудование: карта «Арабы в VIIXI вв.»,  презентация.

План урока:

1. Природа и занятия населения Аравии.

2. Мухаммед – основатель ислама.

3. Основы мусульманского вероучения. Пять столпов ислама.

4. Мораль и право в исламе

5. Арабский халифат

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Организ. момент

2 мин.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами «переместимся» из Византии, где только что «побывали», еще дальше на восток, на Аравийский полуостров, где зародилась третья по счету мировая религия – ислам. Эта религия и народы, исповедующие ее, играли значительную роль в истории средневековья и продолжают играть ее в современном мире.

Приветствие

Слайд 1.

2. Актуализация знаний

3 мин.

Вопросы для учащихся:

1. Что такое ислам? Кто такой мусульманин?

2. Что является главной святыней мусульман?

3. Что вы знаете об образе жизни мусульман?

Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы. При ответах обращает внимание, что каждая религия и каждый народ своеобразны и неповторимы.

Слайд 1.

3. Постановка целей и задач урока

3

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова, занятиях, верованиях арабов, появлении Мухаммеда и возникновении ислама.

Записывают тему урока, план.

Слайд 2.

4. Изучение нового материала

8

Учитель начинает рассказ о местах первоначального расселения арабов, природных условиях и занятиях. Рассказ опирается на карту «Арабы в VIIXI вв.».

В процессе рассказа учитель задает вопросы:

1. Почему основным занятием арабов было кочевое скотоводство?

2. Почему на Арав. п-ове была развита торговля?

3. Повлияли ли природные условия Арав. п-ова на занятия и образ жизни арабов?

Особое внимание уделяем причинам образования государства у арабов.   

Ученики в тетрадях заполняют таблицу

«Природные условия и занятия арабов в VVII вв.»

Устно отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают наиболее важные причины в тетрадь

Слайд 3-7

5

Далее учитель рассказывает о Мухаммеде – его жизненном пути и пророчестве. Один из вариантов – поручить одному из учеников.

Ученики записывают наиболее важные вехи в биографии Мухаммеда: 610, 622, хиджра, Мекка, Медина

Слайд 8.

5

Задания для работы с хронологией

1. На «линии времени» обозначаем даты связанные с историей Арабского халифата VIIXI в.

Вопросы:

1. К какому веку эти даты относятся?

2. Переведите даты с европейского летоисчисления в мусульманское: 1453 г., 622 г, 732 г.

3. Что произошло раньше: основание империи Карла Великого или переселение Мухаммеда в Медину? На сколько лет?

Учащиеся рисуют «линию времени» и обозначают даты. Отвечают на вопросы.

5

Учитель дает информацию об основных положениях ислама, поведении верующих. Работа с текстом учебника (п.13, с.73, основные обязанности мусульманина)

Учащиеся выписывают основные обязанности мусульманина

Слайд 9-11.

5

Учитель обращает внимание, что ислам – это не только религия, но и образ жизни. Шариат (мусульманское право) регулирует поведение человека, оценивает его с моральной, и с правовой точек зрения. На основе слайда презентации обращает внимание на некоторые правовые нормы ислама.

Учащиеся записывают определения понятиям: шариат, кадии.

Слайд 12.

5

Мухаммед основал арабское государство, которое после его смерти возглавили халифы (заместители пророка). Само государство получило название Арабский халифат. Учитель на основании карты и слайда презентации характеризует основные направления арабских завоеваний с 630-750 гг. Объясняет причины успеха арабских завоеваний. Обращаем внимание на отношение арабов-завоевателей с местным населением.   В этом помогут отрывки из сочинений арабских историков и географов.

Учащиеся работают с источниками и отвечают устно на следующие вопросы:

1. Как поступали мусульмане в отношении тех, кто не хотел принять ислам?

2. Можно ли назвать отношение арабов к покоренным народам жестоким?

Слайд 13.

5. Подведение итогов

4

Учитель при помощи слайда закрепляет пройденный материал (тестовые задания).

Выставление оценок.

Дом.задание: п.13, пересказ, заполнить конт.карту

Учащиеся записывают дом.задание

Слайд 14.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8722. Деятельность и общение 32.5 KB
  Деятельность и общение. Вариант 1 Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Виды общения...
8723. Социальные нормы и отклоняющееся поведение 40.5 KB
  Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Вариант 1 Социальные нормы - это установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Виды социальных норм: Нормы морали - это т...
8724. Познание, истина и ее критерии 52 KB
  Познание, истина и ее критерии. Вариант 1 Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Виды...
8725. Научное познание. Значение научной теории 48 KB
  Научное познание. Значение научной теории. Вариант 1 Наука - это форма человеческого познания. Наука - теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме...
8726. Ненаучное познание 40 KB
  Ненаучное познание Вариант 1 Миф - древнее народное сказание о богах, легендарных героях и явлениях природы. Попытка объяснения прошлого, настоящего, и будущего. Утверждалась система правил и ценностей, принятых в данном обществе. Служили спосо...
8727. Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям 48.5 KB
  Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям Вариант 1 Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом
8728. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества 47 KB
  Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества Вариант 1 Социальная (стратификационная) структура - расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений меж...
8729. Социальный статус личности. Социальные роли личности 34.5 KB
  Социальный статус личности. Социальные роли личности Вариант 1 Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статусы бывают: предписанные (национальность, место рождения, социаль...
8730. Духовное производство и духовное потребление 36.5 KB
  Духовное производство и духовное потребление Вариант 1 Духовное производство - деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным тру...