83984

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тема урока: Главные члены предложения. Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения способствовать развитию умения определять главные члены в предложении развитию памяти внимания логического мышления устной и письменной речи формированию навыков грамотного письма создать условия для формирования активности социальной роли ученика. Предметные: находить главные члены основу предложения; обозначать графически грамматическую основу. Планируемые результаты: Предметные: находить основу ...

Русский

2015-03-17

85.5 KB

5 чел.

Урок русского языка в 4 классе

Учитель: Дольник С.Ю.

Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое».

Цель:

создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения,

способствовать развитию умения определять главные члены в предложении, развитию памяти, внимания, логического мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма,

создать условия для формирования активности, социальной роли ученика.

Задачи урока:

Личностные:

- мотивация учебной деятельности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- фиксировать информацию разными способами;

- понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

- выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

- подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные:

- находить главные члены (основу) предложения;

- обозначать графически грамматическую основу.

Планируемые результаты:

Предметные: находить основу - главные члены предложения.

Метапредметные:

переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую и наоборот), отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;

- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- уметь слушать и понимать речь друг друга.

Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык» 4 класс, 1 часть; карточка-кроссворд; карточки для работы в парах; тест; презентация к уроку.

Конспект урока

Этап урока

Время

этапа

Подробное описание метода работы, этапа педагогической технологии, направленного на развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), предметных или других действий.

Описание действий участников образовательного процесса

Мотивация к учебной деятельности

1 минуты

Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- Прозвенел звонок, а это значит, начинается урок.

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно. Вас ждут новые открытия. В добрый путь!

Запишите в тетрадях – число, классная работа.

Актуализация знаний и фиксация «незнания» в учебном действии

6 минут

Цель: выявить уровень знаний и индивидуальные затруднения, обсуждение затруднений «Чего мы еще не знаем?»)

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе 

1) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ; (П)

2) мотивировать учащихся к выполнению учебного действия, направленного на выявление проблемной ситуации; (Л)

3) организовать фиксацию учащимися «незнания» ; (Р)

4) постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

5) построение речевых высказываний (П);

6) постановка вопросов (К);

1). Словарная работа.

- Давайте с вами вспомним словарные слова, отгадав кроссворд. Слайд 2

- Я вам буду загадывать загадки или определения слов, а вы, отгадав, запишите словарное слово.

1. Два братца 
В воду глядятся,
 
Век не сойдутся. (ответ: берег)

2. Это слово – число, называет количество месяцев в году

(ответ: двенадцать)

3 Краски, кисть, карандаши

Рисует художник  от души.

И появится на свет

Самый точный ваш  …

(Ответ: портрет)

4. Через поле и лесок подаётся голосок.

 Он бежит по проводам –

 Скажешь здесь, а слышно там.

(Ответ: телефон)

5. Это слово употребляют, когда что-то очень нравится, поражает своей красотой.

(Ответ: великолепие)

- Проверьте друг у друга словарные слова.

2) . Повторение знаний о предложении. Слайд 3.

- Как думаете, какое ключевое слово по вертикали у нас получилось?

Д: - предложение.

- Что мы уже знаем о предложении?

- Какими предложения бывают по цели высказывания? Приведите примеры.

Д: примеры детей.

- Какими - по интонации? Приведите примеры.

Д: примеры детей.

*- Что есть у слова и у предложения? (проблемный вопрос)

Д: предлагают свои варианты. Возможно, кто-то и назовет – основа слова, основа у предложения - главные члены предложения.

- Мы это сегодня будем доказывать. Чтобы ответить на вопросы, которые нам помогут открыть новое знание, мы сделаем следующее задание.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

8 минут

Цель: решение учебной задачи. Способ выхода из затруднения – это подводящий диалог, деятельность учащихся по  исследованию  проблемной ситуации

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) самоопределение (Л);

2) постановка познавательной цели (П);

3) познавательная инициатива (Р);

4) построение речевых высказываний (К);

5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П).

6) планирование деятельности (Р)

7) планирование учебного сотрудничества (К)- учащиеся повторяют правила работы в группах

8) подведение под понятие (П);

У: - Мы не смогли точно определить, что является основой предложения. Какую цель перед собой поставим?

Д: - Находить основу предложения. Узнать какими частями речи могут быть главные члены предложения.

У: Назовите тему урока.

Д: - Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Слайд 4

У: - Как нам открыть новое знание?

Д: - Надо воспользоваться разными источниками информации: учебником, хрестоматией, справочниками, интернетом, спросить у взрослых. Прочитать и выбрать нужное и составить определение

У: - Работать вы будете в парах по плану.

У: - Ребята, давайте вспомним правила работы в паре. (Устно). Посмотрите на экран:

Слайд 5

1. Заполнить таблицу.

2. Сделать вывод.

3. Прочитать информацию в учебнике на стр.58, 60

(Для помощи даны предложения:

Молодые воробышки прыгают по дорожке. Мы сохраним русскую речь Ежик свернулся клубочком. Стояла хорошая погода.. Я слушал рассказы дедушки.)

Ученики работают в парах. В ходе выполнения данной работы учитель приглашает к доске представителя той пары, которая закончит раньше, для представления таблицы.

После выполнения работы учитель предлагает сравнить результат групп с эталоном на слайде. Слайд 6

У: - Воспользуйтесь результатами таблицы и дайте определение, что такое «подлежащее», «сказуемое»

Д: - Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? Называет предмет речи, того, о ком говорится в предложении, или то, о чем говорится в предложении. Подлежащее выражается чаще всего именем существительным или местоимением в И.П.

У:.– Проверьте полученный вывод по учебнику.

У - Что скажете?

Д: - Мы пришли к правильному выводу.

Д: - Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопрос Что делает?. Называет действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим. Обычно выражено глаголом.

У: - Что можем сказать о наших выводах?

Д: - Мы пришли к правильному выводу.

Первичное закрепление.

6 мин.

Цель: усвоение нового способа действий, осознанность восприятия, первичное обобщение во внешней речи.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

2) извлечение из текстов необходимой информации (П);

3) использование знаково−символических средств (П);

4) подведение под понятие (П);

5) установление причинно−следственных связей (П);

6) выполнение действий по алгоритму (П);

7) осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

8) построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

9) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

10) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

11) учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

13) использование критериев для обоснования своего суждения (К);

14) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Игра «Поймай основу». Слайд 7.

- Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения.

   Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

У: - Назовите основу первого предложения.

Д: - Стоял денек.

У: - У кого так получилось – поднимите руки. Второго?

Д: - Таня положила.

У: - У кого другой вариант?

И т.д.

У: - Какую последнюю основу выписали?

Д: Они сидели и щебетали.

У:- Чем она необычна?

Д: - Два сказуемых.

Слайд 7.

Стоял денек.

Таня положила.

Гости прилетели.

Птицы клевали.

Они сидели и щебетали.

Физкультминутка. Слайд 8. Зарядка для глаз и рук.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Влево, вправо побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

12 мин

Цель: организовать самостоятельную деятельность на новый способ действия, проверка по эталону.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) анализ, синтез, сериация, (П);

2) поиск и выделение необходимой информации (П);

3)умение структурировать знания (П);

4) смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П).

6) построение речевых высказываний (П);

7) выведение следствий (П);

8)доказательство (П);

9) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Самостоятельная работа. Слайд 9

 Часто голоса рыб схожи с птичьими морской петух кукует кукушкой ставриды кричат дроздом морской карась крякает.

Прочитайте текст, найдите границы предложений, правильно обозначая их начало и конец. Читайте, выделяя голосом каждое предложение.

Проверка по эталону.

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Морской петух кукует кукушкой. Ставриды кричат дроздом. Морской карась крякает.

Самопроверка. Слайд 8

- Найдите и подчеркните главные члены. Укажите, какой частью речи они являются.

1-ый ряд – во 2 предложении,

2-ой ряд – в 3 предложении,

3-ий ряд – в 4 предложении.

Самопроверка. Слайд 8

 Часто голоса рыб схожи с птичьими. Морской петух кукует кукушкой. Ставриды кричат дроздом. Морской карась крякает.

У:- Кто справился - поднимите руку. Кто допустил ошибку? Давайте разберемся, в чем ошибка.

Включение в систему знаний

8 минут

Цель: организовать повторение необходимого для непрерывного обучения, каждый для себя делает вывод о том, что он уже умеет. Закрепить знания и умения учащихся.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) анализ, сериация, (П);

2) поиск и выделение необходимой информации (П);

3) умение структурировать знания (П);

4) смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

5) использование знаково-символических средств (П);

6) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П);

7) использование общих приемов решения задач (П);

8) построение речевых высказываний (П);

9) выведение следствий (П);

10) доказательство (П);

11) планирование учебного сотрудничества (К);

12) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

13) постановка вопросов (К);

Слайд 10. Учебник - с.59, упр.88, дополнительное задание – подчеркнуть основу предложения, выделить все орфограммы известные.

*Тест.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

4 минуты

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) внутренняя позиция школьника (Л);

2) самооценка на основе критерия успешности (Л);

3) рефлексия способов и условий действия (П);

4) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

5) контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

6) формулирование и аргументация своего мнения (К);

У: – Какую тему мы сегодня с вами изучали?

На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

Какими частями речи выражены главные члены предложения?

У: – Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке?

Д: - Научиться находить и определять главные члены предложения.

У: - Достигли вы своей цели?

Д: - Да! Потому что мы узнали, что такое подлежащее и сказуемое, находили их в предложениях.

У:  - Ребята, на столах у вас лежат тучки и солнышки. Какое настроение у вас в конце урока?

Слайд 8

На верхнюю ступеньку -  те, кто всё понял на уроке и может научить другого.

На среднюю ступеньку  -  те, кто понял тему урока.

На нижнюю ступеньку -  те, у кого остались ещё вопросы.

-Я умею...

-Я знаю...

-Мне понравилось...

-Я довольна вашей работой на уроке.

-Оценка всему классу: Слайд 11 Д/з: дифференцированное  с.61, упр.90 или 91, правила МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40522. Основные стадии развития письма 27.5 KB
  Письмо –знаковая система фиксации речи передает информацию на расстоянии и времени. Первый этап развития начертательного письма – письмо рисунками. Плюсы: в современных культурах пиктография – вспомогательное средство общения : комиксы эмблемы на документах обучение детей помогает при международном общении при общении с неграмотными Идеография логография – письмо понятиями – отображение содержания с помощью символов. Древнеегипетское шумерское письмо.
40523. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные 20.5 KB
  Гласные и согласные. акустический Гласные состоят из тона согласные либо из шума либо из шума тона. артикуляторный 1 при образовании гласных напрягается весь речевой аппарат при образовании согласных напряжение локализовано 2 по силе выдыхаемой воздушной струи при образовании гласных голосовая струя слабее 3 Функционально различаются по роли в слоге гласные – слогообразующие согласные – примыкают к ним 4 По сочетаемости.
40524. ПРИНЦИПЫ ФОНЕМОЛОГИИ 77.5 KB
  В языке нет и не может быть элементов не выделенных в известном определенном отношении к его семантической стороне или лучше сказать к характерной для данного языка системе семасиологизации и в этом смысле всякое языковое явление как предмет лингвистики конечно значимо . Однако отношение звуковой стороны к семантической может быть двояким: внеконтекстовые единства звуковых признаков выделенные в отношении к системе индивидуальных значимостей [7] в языке и будут лингвистическим соответствием психофонетической фонемы иначе значимых ...
40525. Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия 21.5 KB
  Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия. Антонимия. Речевая антонимия контекстная.
40526. Стилистическое расслоение словарного состава я:зыка 20.5 KB
  Все слова языка можно разделить на: нейтральные межстилевые – в любом стиле литературного языка.
40527. Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции 38.5 KB
  Уровень Единица Функция Пример Фонетикофонологический Фонема звук перцептивная восприятия Сигнификативная смыслоразличительная Том – дом Угол – уголь Морфемноморфологический Морфема Семасиологическая выражение значения Приставка с Суффикс щик Лексикосемантический Слово – лексема слово с точки зрения его значения Номинативная назывная Окно Синтаксический Предложение Коммуникативная Мама мыла раму Системность уровня Единицы внутри уровня взаимосвязаны изменение одной единицы приводит к перегруппировке всего уровня. –...
40528. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития 33 KB
  Типы лексических значений слова. Предметная отнесенность слова денотативный компонент значения. Обычно слово – предмет действие или признак – номинативная функция знаменательные слова. Числительные междометия служебные слова не имею денотативного компонента.
40529. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление 33 KB
  Язык как особая знаковая система. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык – знаковая система естественно возникшая закономерно развивающаяся социально предназначенная.
40530. Омонимия, ее виды, источники и роль в языке. Разграничение омонимии и полисемии 21 KB
  Омонимия – разные слова с одинаковым звуковым составом. Типы омонимов: лексические омонимы слова относящиеся к одному грамматическому разряду имеют одинаковое звучание и написание: лук. омоформы – слова у которых совпадают определенные грамматические формы. омофоны – слова которые одинаково звучат но пишутся поразному.