83985

Русская литература XIX века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение изученного в разделе; закрепление полученных знаний. Развивающие: развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся. Воспитательные: формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.

Русский

2015-03-17

59.5 KB

2 чел.

Методическая разработка (литература, 5 класс) на тему:

Обобщающий урок по разделу «Русская литература  XIX века».

Автор: Еврасова Ульяна Львовна, учитель русского языка и литературы.

МБОО «СОШ № 25 им. 70-летия нефти Татарстана»

Цели урока:

  •  Образовательные:

- повторение и обобщение изученного в разделе;

- закрепление полученных знаний.

  •  Развивающие:

- развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся.

  •  Воспитательные:

- формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.

 Методы:

  •  Репродуктивный;
  •  Частично – поисковый;
  •  Элементы игровой технологии
  •  Использование средств ИКТ;
  •  Применение структурных элементов сингапурской системы обучения:

- КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) – обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

-  МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) - обучающая структура, помогающая учащимся     глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

-  ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

Тип урока: Обобщающий.

Этапы урока:

  1.  Организационный этап;
  2.  Вступительное слово учителя;
  3.  Работа в группах. (Continuous Round Robin);
  4.  Рефлексия;
  5.  Дифференцированное домашнее задание.

Оборудование:

  •  Компьютер;
    •  Интерактивная доска;
    •  Мультимедийная презентация.

Программное обеспечение: Word, Power Point.

Ход урока:

I   Организационный момент. (2 мин)

II. Вступительное слово учителя. (3 мин) слайд 1

       Ребята, сегодня у нас завершающий урок по литературе XIX века. Именно этот век назван «Золотым веком русской литературы» и подарил нам многих великих, известных всему миру мастеров художественного слова. (Кого вы можете назвать? Творчество каких писателей мы изучали?). Кроме того,  это время развития русского литературного языка, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин. Произведения этого времени тесно связаны с общественно-политической жизнью страны.(на создание какого стихотворения М.Ю.Лермонтова повлияли события 1812 года? Что это было за событие?) Писатели и поэты 19 века были людьми с активной гражданской позицией. Вспомним Н.А. Некрасова, который показал тяжелую и беспросветную жизнь народа. В своих произведениях художники слова раскрывали недостатки существующего общества.     

      На произведениях литераторов 19 века мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю.  

      Обратимся к эпиграфу: (Слайд2)

Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что,

 осмысленное и прочувствованное чтение – нечто.

А.С.Пушкин )

        Для того, чтобы понять произведение, нужно научиться искусству медленного, вдумчивого чтения. И сегодня мы проверим, насколько вы научились этому. Я подготовила для вас вопросы по пройденным темам. Ответы на них предполагают наличие у вас знаний биографий писателей и содержания произведений. Получив вопрос, вы в течении определенного времени должны будете обсудить его (Континиус Ралли Робин) и дать ответ.

III.  вопрос 1.( слайд3 )

 Прочитайте внимательно фрагменты биографии и соотнесите их с фамилиями писателей и поэтов, представленных ниже.

1. Литературную известность ...принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.

2.  Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери — М. А. Ганнибал, ….В августе 1811 …зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора.

3.  В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли.

4.  В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, … по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853.

А )И.С.Тургенев; Б ) А.С.Пушкин; В)Н.А. Некрасов; Г )Н.В.Гоголь

На выполнение этого задания отводится 5 минут. Затем учащиеся  сдают свой вариант ответа, указывая на бланке номер стола и номер вопроса. Один из столов, по выбору учителя, зачитывает свой вариант ответа, проводится краткое обсуждение. ( 2 мин.)

 

Вопрос 2.

Соотнесите названия произведений с фамилиями авторов (слайд 4).

  1.  «Руслан и Людмила»
  2.  «Бородино»
  3.  «Муму»
  4.  «Забытая деревня»
  5.  «Пересолил»

а) И.С. Тургенев; б) А.С. Пушкин; в) Н.А. Некрасов; г) А.П. Чехов; д) М.Ю. Лермонтов.

Выполнение 3 мин., обсуждение 2 мин.

Вопрос 3  Расставьте в правильной последовательности элементы сюжета.(слайд 5)

  1.  эпилог
  2.  завязка
  3.  экспозиция
  4.  кульминация
  5.  развязка.

Вопрос 4. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model).  В качестве определяемого понятия рассмотреть рассказ.

Время выполнения – 5 мин. Обсуждение – 3 мин.

Вопрос 5. ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть».

Учитель называет писателя  19 века – ученики встают, другой эпохи – садятся.

Время выполнения – 2 мин. Совмещаем  элементы игровой технологии и физкультминутку.

Вопрос 6. Внимательно прослушайте фрагменты произведений. Назовите автора и произведение, из которого взят каждый из фрагментов.

а ) Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг.

б) Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

в)   Два дня мы были в перестрелке.

      Что толку в этакой безделке?

       Мы ждали третий день.

Г ) Опять я в деревне. Хожу на охоту,

       Пишу мои вирши - живется легко.

       Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

       Забрел я в сарай и заснул глубоко.

д) Подруга дней моих суровых,
     
Голубка дряхлая моя!
     
Одна в глуши лесов сосновых
     
Давно, давно ты ждешь меня.

Время выполнения 3 мин, обсуждение – 1 мин.

Вопрос 6. Выпишите художественный прием, в котором неживой природе присваиваются свойства живых существ. Как называется этот приём? (слайд 6)

Федор Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Время выполнения – 3 мин, обсуждение – 2 мин.

Вопрос 7.  Прочитайте описание героев и соотнесите со списком. (слайд 7)

1. «… была женщина лет двадцати ось-ми, маленькая,  худая,  белокурая,  с родинками  на левой  щеке.  Родинки  на  левой щеке почитаются на Руси  худой  приметой  -предвещанием несчастной жизни...»

2. «…Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…»

3. «…Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе…»

4. «…В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!..»

А)  Влас; б) Татьяна; в) Оксана;  г) Черт.

Время выполнения 3 мин, обсуждение 1 мин.

IV. Рефлексия. Итак, сегодня мы провели итоговое занятие по литературе 19 века . Очень приятно, что большинство из вас владеет навыком осмысленного чтения произведений великих мастеров. В следующем году мы продолжим более углублённое знакомство с их творчеством.

V. Дифференцированное домашнее задание: 

  1.  Расскажите о детских годах А. Блока, проведённых в Шахматове.
  2.  Запишите ключевые слова, передающие атмосферу дома, в которой рос маленький Саша Блок. Что значили книги для семейства  Бекетовых? Расскажите подробно.
  3.  Если вы пробовали сочинять, оформите свои произведения и «выпустите» их хотя бы в одном экземпляре — как это делал маленький Саша Блок.

Молодцы ребята! Вы отлично поработали! Удачного вам дня!

(Учитель проверяет работы, выставляет оценки и объявляет их на следующем уроке).

 

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61296. Волейбол 23.27 KB
  Ходьба в колонне по одному А на носках руки в стороны Б на пятках руки за головой В на внешней стороне стопы руки на поясе Г перекатами с пятки на носок Д в полуприседе руки на коленях Е в приседе руки на поясе...
61298. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов 44.63 KB
  Руси качество относящееся к одной половине духовного быта другая половина ум умственное но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь к нравственному добро и зло В. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованиями друг в друге в семейной жизни.