8400

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Лекция

История и СИД

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны Завоевание Индией независимости. Развитие Индии и Пакистана. После окончания Второй мировой войны Индия переживала подъем национально-освободительного движения. Английские власти, стараясь у...

Русский

2013-02-11

45 KB

229 чел.

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Завоевание Индией независимости.

 Развитие Индии и Пакистана. После окончания Второй мировой войны Индия переживала подъем национально-освободительного движения. Английские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, сочетая методы его жестокого подавления выступлений с уступками и действиями, направленными на раскол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других меньшинств в 1946 г. власти установили систему выборов в Центральное законодательное собрание по религиозным куриям, что обострило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала требования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главными требованиями Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддержала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противостояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Дж.Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте вспыхнули погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы. Столкновения между индусами и мусульманами, перераставшие в резню, перекинулись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намерении предоставить Индии права доминиона при условии раз дела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступят. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создать приемлемые условия для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвинения в предательстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ганди был убит членом одной из религиозных индуистских организаций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусульманской лиги Ликиат Али Хан. На следующий день провозгласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединилось к  Индии. Первое правительство страны возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни географические рубежи, ни экономические связи между районами, ни национальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильная и сахарная промышленность. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Самая напряженная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно должно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на запад Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индийские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-паки-станских войн 1965 и 1971 гг. В результате войны 1971 г. на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победу на всех выборах до конца 70-х гг. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграрная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца XX в. в стране начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в блоках, на борьбу за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства были связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского движения (сикхи, тамилы). В конце XX в. ИНК переживал расколы и потерял монополию на власть. К управлению страной пришли представители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). В начале XXI в. ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парламент (премьер-министром стал М.Сингх).

Для политического развития Пакистана характерна нестабильность. Большую роль в стране играла армия, часто совершавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны развивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атомное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населения продолжает жить в нищете. В начале XXI в. участились выступления с требованием усилить роль ислама в жизни общества.

Развитие Китая в 50 — 70-е гг. XX в.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне в 1949 г. остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Народное правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство социализма. Была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Китай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые темпы развития. Начался «большой скачок», представлявший собой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда — и десять тысяч лет счастья». В результате в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда партийных деятелей. Для подавления их сопротивления с 1965 — 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была организована так на зываемая «культурная революция». Силами молодежи («хун-вэйбины» — красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обострились отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооруженные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы политики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, пострадавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматривала преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, культуры и перевооружение армии.

Современный Китай.

В течение 80 — 90-х гг. в Китае под руководством компартии проводились серьезные реформы, разительно преобразившие облик страны. Реформы начались с сельского хозяйства. Было распущено большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Постепенно решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась самостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. В Китай все шире проникал иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленного производства увеличился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экспансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения.

Успешное экономическое развитие страны (рост производства от 7 до 15% в год), которую стали называть «мастерской XXI века», продолжается и в настоящее время. Свидетельствами достижений в экономике стали запуск в 2003 г. первого китайского космического корабля с космонавтом на борту и разработка планов полета на Луну. По уровню экономического потенциала Китай вышел на второе место в мире, а по ряду показателей обогнал и США. Свои огромные успехи китайцы наглядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пекине в 2008 г.

Политическая власть в Китае осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по либерализации в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г. была жестоко подавлена. Руководящей силой страны по-прежнему является КПК, заявляющая о «строительстве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: к Китаю были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. нормализовались отношения с СССР. Дружественные отношения установились у Китая с Россией, другими постсоветскими государствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Как образовались государства Индия и Пакистан? Расскажите об их развитии.

Как была создана Китайская Народная Республика? В чем состояли особенности развития Китая в 50—70-е гг.?

Каковы направления и результаты реформ, проводимых в Китае в конце XX — начале XXI в.?

Сравните развитие Китая и Индии во второй половине XX -начале XXI в. Что было в их развитии сходного и в чем состояли различия?

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53869. Мой край 142.5 KB
  Вступительное слово учителя. Вначале мы предоставим слово Виктории. Слово учителя. Да и слово собака ― скифского корня.
53870. Сложные методы оценки эффективности инвестиционных проектов 36 KB
  Под методом оценки эффективности инвестиционных проектов понимается система способов и приемов сопоставления связанных с проектом результатов и затрат.
53871. Розвиток креативного мислення учнів під час пізнавальної діяльності 85 KB
  Одним із вирішальних чинників розв’язання цих завдань є розвиток креативного мислення учнів. Гілфорда який ототожнив поняття креативності та творчого мислення. Гілфорд визначав що креативність – це процес дивергентного мислення.
53872. Майстер – клас «Креативність – мислення поза стандартами» 676 KB
  Одним із вирішальних чинників розв’язання цих завдань є розвиток креативного мислення педагога. На сьогоднішній день існує більше 100 визначень креативності але ми будемо її розглядати як здатність до дивергентного мислення мислення що йде одночасно у багатьох напрямках воно спрямоване на те щоб породити безліч різних варіантів розв’язання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.
53873. ЩО ТАКЕ КРЕАТИВНІСТЬ? 194.5 KB
  Невже не може бути так щоб школа була місцем де плекають дитячу креативність Де діти не бояться помилятися. Людська спільнота набагато більше схожа на людський організм у якому креативність відіграє роль життєвої енергії. І саме від школи залежить чи буде вона розвивати креативність чи висушувати її приглушувати і придушувати щоб перетворити на добре запрограмований в міру інтелектуальний механізм. Чому б не використати цей невичерпний потенціал у вивченні математики й природознавства читання й письма Матеріал посібника дасть змогу...
53874. Крым. Сценарий 93.5 KB
  1 загадка: Красивый сад волшебный сад Сюда приехать каждый рад. Здесь и деревья и цветы необычайной красоты Никитский ботаничекий сад 2 загадка: Может ктото не поверит Что живут под Ялтой звери: Львы медведи леопарды все друг другу очень рады Угадайте как зовут Этот для зверей приют Зоопарк Сказка 3 загадка: Один...
53875. Криза старого порядку. Початок модернiзацiї. Прусське королiвство. Австрія 69.5 KB
  Випереджувальне завдання Скласти історичну справку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Домашнє завдання 2хв. Учні 1 групи повинні були підготувати випереджувальне завдання: скласти історичну довідку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Завдання для учнів першої групи.
53876. Етносоціальні процеси та рівень життя населення (середина 60-початок 80-х років) 98.5 KB
  Тема уроку Етносоціальні процеси та рівень життя населення середина 60початок 80х років. Етнічний склад населення Основні поняття: рівень життя депопуляція етносоціальні процеси. подолання волюнтаризму та суб’єктивізму в управлінні народним господарством призупинення падіння життєвого рівня населення зростання авторитету КП який значно похитнувся в роки правління М. Це не могло не позначитися на рівні життя населення не вплинути на соціальні процеси.
53877. Принципы исследования культуры в западноевропейской и отечественной психологии XIX-XX вв 46.5 KB
  Одним из основных направлений философских исследований в 19-20 вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной области философских знаний многочисленных научных школ. Они не только разрабатывали общий круг проблем, но и выработали оригинальные подходы к их решению.