8401

Турция, Китай, Индия, Япония

Лекция

История и СИД

Турция, Китай, Индия, Япония В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления об...

Русский

2013-02-11

40 KB

25 чел.

Турция, Китай, Индия, Япония

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорения его развития, улучшения жизни людей.

Турция.

Часть территории Турции к концу Первой мировой войны была оккупирована войсками стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял декларацию о независимости. Однако войска Антанты разогнали парламент.

Новый парламент собрался в Анкаре, расположенной в центре Малой Азии. Его председателем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк — турецк. «Отец турков»).

Турция начала войны с Арменией, затем с Грецией. Войны велись под лозунгами национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. Обе войны были успешны, и в 1923 г. Турция была провозглашена республикой.

Под руководством Ататюрка в стране были проведены глубокие реформы: провозглашались основные демократические свободы, светский характер государства, отменялись господствующие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латинский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, женщинам в общественных местах запрещено было появляться в платках-хиджабах и т.д. Одновременно Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в экономике, усилив в ней позиции государства. Деятельность оппозиционных сил, особенно коммунистов, была ограниченна.

Китай.

Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом Коммунистическую партию Китая (КПК), возникшую в 1921 г. под влиянием революции в России. В марте 1925 г. Сунь Ятсен умер, а в мае в стране началась подготовленная им Великая национальная революция. Правительство Гоминьдана на юге Китая провозгласило себя Национальным правительством всего Китая. В 1925—1927 гг. войска Национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, велиуспешное наступление на север, где власть удерживали местные военные клики (милитаристы).

Однако раскол между Гоминьданом во главе с Чан Кайши, вступившим в соглашение с северными милитаристами, и КПК вызвал Гражданскую войну 1927—1937 гг. (ныне в Китае ее называют Аграрной революционной войной).

Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка. В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. на юге Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. была провозглашена Китайская Советская Республика во главе с лидером коммунистов Мао Ц-зэдуном. Против советских районов Гоминьдан предпринял пять походов. Четыре похода (1930—1932 гг.) были успешно отражены китайской Красной армией. После пятого похода (1933 —1934 гг.) революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Красная армия коммунистов совершила северо-западный (Великий) поход. На стыке провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся возник так называемый Особый район, где власть принадлежала коммунистам.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить огромные территории. В то же время Красная армия Китая, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее гоминьдановцев, освободив крупные районы. Под давлением левых сил в Гоминьдане Чан Кайши заключил соглашение с коммунистами. Однако в 1941 г. чанкайшисты нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет гоминьдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией Китая. Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае способствовало еще большему усилению Гражданской войны. К поражению войск Чан Кайши привело наступление Народно-освободительной армии (название Красной армии с 1946 г.) на юг в 1947 —1949 гг. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.

Во главе антиколониального движения в Индии встали буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса (ИНК). Идеологом ИНК являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовом движении, в конечном счете заставило англичан в 30-е гг. XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление Индии независимости, правда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он, отрицая насильственные методы, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной; попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за независимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней индуистов и мусульман. Погиб и сам М.Ганди.

Япония. В годы Первой мировой войны экономика Японии значительно окрепла. Успешное завершение войны превратило эту страну в ведущее государство Восточной Азии. Однако небольшая территория, скудность источников сырья, уязвимость от стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили развитие Японии. Ее правящие круги выступали за обретение «жизненного пространства», выдвинув план создания «великой сферы совместного процветания». В эту сферу должны были войти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

С 1931 г. в Японии ужесточилась внутренняя политика, развернулись репрессии по отношению к профсоюзам, были запрещены забастовки и распущены партии. Партии заменили Ассоциацией помощи трону, а профсоюзы — Патриотической промышленной ассоциацией Великой Японии. Были введены трудовая повинность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность.

В 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Японские войска дважды вступали в вооруженные конфликты с СССР (у озера Хасан в 1938 г. и у реки Халхин-Гол в 1939 г.), но потерпели поражения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Какие изменения произошли в Турции в годы деятельности М. Кемаля (Ататюрка)?

В чем заключались последствия Великой национальной революции в Китае? Каковы были отношения между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая в 20 — 30-е гг. XX в.? Чем закончилась Гражданская война в Китае?

Как Индия боролась за независимость? В чем состояла суть учения М.Ганди?

Проведите сравнительный анализ борьбы народов различных азиатских стран за независимость. Что изменилось в этой борьбе в 20 — 30-е гг. XX в. по сравнению с началом XX в.?

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19965. Решение задачи о поле температуры в облучательном устройстве при отсутствии утечек тепла в торцы 39.33 KB
  Поставить и решить вспомогательную задачу Б и закончить рассмотрение задачи о радиальном распределении температуры в облучательном устройстве при отсутствии утечек тепла в торцы. Обосновать необходимость использования метода конечных элементов (МКЭ) для расчета полей температуры в облучаемых образцах. Приступить к постановке задачи расчета поля температуры МКЭ для цилиндрического образца.
19966. Методика представления системы уравнений тепловых балансов в матричной форме 30.08 KB
  Познакомить слушателей с методикой представлением системы уравнений тепловых балансов в матричной форме. Отметить, что это представление основывается на предположениях о малых размерах элементов, геометрии рассматриваемой задачи и возможности использования линейных связей между тепловыми потоками и температурой.
19967. Проблема выбора конструкционных материалов для изделий ядерной энерготехники 21.18 KB
  Познакомить слушателей с проблемой выбора конструкционных материалов для изделий, работающих в поле нейтронного излучения. Обратить особое внимание на пострадиационные технологические операции с изделием (в нашем случаем с облучательным устройством) по его радиационно-безопасном «захоронении».
19968. Причины создания реакторного стенда для исследования свойств ядерного топлива при динамическом воздействии реакторного излучения 27.46 KB
  Рассмотреть причины создания реакторного стенда для исследования свойств ядерного топлива при динамическом воздействии реакторного излучения. Познакомить слушателей с реакторным стендом ИРТ-МИФИ для исследования физико-механических свойств ядерного топлива и комплексом задач решаемых на стенде
19969. Взаимосвязи систем и устройств стенда для исследования физико-механических свойств ядерного топлива 25.89 KB
  Рассмотреть взаимосвязи систем и устройств стенда для исследования физико-механических свойств ядерного топлива, технологические операции с облучательными устройствами и испытуемыми образцами. Представить облучательные устройства в составе стенда, их возможности по исследованию свойств ядерного топлива
19971. Жизнь прекрасна Не потрать ее напрасно Здоровье – всему голова русская пословица У кого есть здоровь. 68 KB
  Ход мероприятия Под музыку выходят ведущие 1й ведущий: Здравствуйте дорогие друзья При встрече люди обычно говорят это хорошее доброе слово. 2й ведущий: Здравствуйте Поклонившись мы друг другу сказали Хотя были совсем не знакомы. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире...
19972. . Догнал не значит победил неизвестный автор Спорт становится средством воспитания тогда когда он любим 4.5 MB
  1й ведущий: Курение – это втягивание в себя тлеющих растительных продуктов. 2й ведущий: Вызывает особую тревогу то что слабый пол тоже не прочь покурить. Кто же нам теперь поможет Чтобы стать здоровым вновь Чтоб вдыхать нам полной грудью Свежий чистый кислород Чтобы газом ядовитым Не давать нам больше вход 1й ведущий: Табачные компании чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль пытаются...
19973. Здоровая Россия Сильная Россия Митинг может проходить как на улице так и в зале. 12.6 KB
  Оратор: Ну что Будущее вы готовы Все: Да Оратор: Все знают куда пришли Все: Да Оратор: Нам нужно здоровое общество Все: Да Оратор: Вы хотите жить в счастливом будущем Все: Да Оратор: Вы хотите быть сильными духом людьми Все: Да Оратор: Вы хотите сохранить здоровье своих близких Все: Да Оратор: Я не слышу. Да или нет Все: Да Оратор: А вы любите своих родителей Все: Да Оратор: А свой дом Все: Да Оратор: Вы знаете цену будущему Все: Да Оратор: А цену здоровому миру Все: Да Оратор: Жизнь...