8401

Турция, Китай, Индия, Япония

Лекция

История и СИД

Турция, Китай, Индия, Япония В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления об...

Русский

2013-02-11

40 KB

27 чел.

Турция, Китай, Индия, Япония

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорения его развития, улучшения жизни людей.

Турция.

Часть территории Турции к концу Первой мировой войны была оккупирована войсками стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял декларацию о независимости. Однако войска Антанты разогнали парламент.

Новый парламент собрался в Анкаре, расположенной в центре Малой Азии. Его председателем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк — турецк. «Отец турков»).

Турция начала войны с Арменией, затем с Грецией. Войны велись под лозунгами национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. Обе войны были успешны, и в 1923 г. Турция была провозглашена республикой.

Под руководством Ататюрка в стране были проведены глубокие реформы: провозглашались основные демократические свободы, светский характер государства, отменялись господствующие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латинский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, женщинам в общественных местах запрещено было появляться в платках-хиджабах и т.д. Одновременно Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в экономике, усилив в ней позиции государства. Деятельность оппозиционных сил, особенно коммунистов, была ограниченна.

Китай.

Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом Коммунистическую партию Китая (КПК), возникшую в 1921 г. под влиянием революции в России. В марте 1925 г. Сунь Ятсен умер, а в мае в стране началась подготовленная им Великая национальная революция. Правительство Гоминьдана на юге Китая провозгласило себя Национальным правительством всего Китая. В 1925—1927 гг. войска Национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, велиуспешное наступление на север, где власть удерживали местные военные клики (милитаристы).

Однако раскол между Гоминьданом во главе с Чан Кайши, вступившим в соглашение с северными милитаристами, и КПК вызвал Гражданскую войну 1927—1937 гг. (ныне в Китае ее называют Аграрной революционной войной).

Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка. В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. на юге Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. была провозглашена Китайская Советская Республика во главе с лидером коммунистов Мао Ц-зэдуном. Против советских районов Гоминьдан предпринял пять походов. Четыре похода (1930—1932 гг.) были успешно отражены китайской Красной армией. После пятого похода (1933 —1934 гг.) революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Красная армия коммунистов совершила северо-западный (Великий) поход. На стыке провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся возник так называемый Особый район, где власть принадлежала коммунистам.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить огромные территории. В то же время Красная армия Китая, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее гоминьдановцев, освободив крупные районы. Под давлением левых сил в Гоминьдане Чан Кайши заключил соглашение с коммунистами. Однако в 1941 г. чанкайшисты нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет гоминьдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией Китая. Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае способствовало еще большему усилению Гражданской войны. К поражению войск Чан Кайши привело наступление Народно-освободительной армии (название Красной армии с 1946 г.) на юг в 1947 —1949 гг. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.

Во главе антиколониального движения в Индии встали буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса (ИНК). Идеологом ИНК являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовом движении, в конечном счете заставило англичан в 30-е гг. XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление Индии независимости, правда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он, отрицая насильственные методы, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной; попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за независимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней индуистов и мусульман. Погиб и сам М.Ганди.

Япония. В годы Первой мировой войны экономика Японии значительно окрепла. Успешное завершение войны превратило эту страну в ведущее государство Восточной Азии. Однако небольшая территория, скудность источников сырья, уязвимость от стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили развитие Японии. Ее правящие круги выступали за обретение «жизненного пространства», выдвинув план создания «великой сферы совместного процветания». В эту сферу должны были войти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

С 1931 г. в Японии ужесточилась внутренняя политика, развернулись репрессии по отношению к профсоюзам, были запрещены забастовки и распущены партии. Партии заменили Ассоциацией помощи трону, а профсоюзы — Патриотической промышленной ассоциацией Великой Японии. Были введены трудовая повинность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность.

В 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Японские войска дважды вступали в вооруженные конфликты с СССР (у озера Хасан в 1938 г. и у реки Халхин-Гол в 1939 г.), но потерпели поражения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Какие изменения произошли в Турции в годы деятельности М. Кемаля (Ататюрка)?

В чем заключались последствия Великой национальной революции в Китае? Каковы были отношения между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая в 20 — 30-е гг. XX в.? Чем закончилась Гражданская война в Китае?

Как Индия боролась за независимость? В чем состояла суть учения М.Ганди?

Проведите сравнительный анализ борьбы народов различных азиатских стран за независимость. Что изменилось в этой борьбе в 20 — 30-е гг. XX в. по сравнению с началом XX в.?

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67006. Гриби 296.5 KB
  Формувати уявлення про різноманітність грибів у природі про значення грибів у природі і цінність для людей їх охорону; формувати поняття їстівні гриби отруйні гриби; вміння розрізняти їстівні та отруйні гриби узагальнювати висловлювати судження і перевіряти їх правильність...
67007. Подорож картою України 52 KB
  Мета: продовжити формувати уявлення учнів про географічне розміщення України її кордони сусідство з іншими країнами; ознайомити з найбільшими містами України горами водоймами тваринами рослинами; детальніше познайомити із столицею України містом Києвом; викликати позитивні емоції виховувати почуття любові...
67008. Правила поведения в экстремальной ситуации 63.5 KB
  Вводная часть: актуализация опорных знаний. - Что на свете всего дороже. - Как понимаете это слово. Что с ним связано? Что влияет на наше здоровье? (Питание, спорт, профилактика вредных привычек соблюдение правил безопасности, правильный отдых) - Что такое опасная ситуация? - Какое отношение имеют эти слова к здоровью?
67009. Текст. Признаки текста. Виды связи в тексте. Цепная связь. Способы передачи цепной связи. Параллельная связь. Присоединительная связь 102.5 KB
  Текст можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д. Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном...
67010. Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста 38.5 KB
  Цели: 1. Углубить понятие о смысловом делении текста. 2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.
67011. Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание 47 KB
  Цели: 1. Углубить понятие о типах монологической речи. 2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества...
67012. Описание как функционально-смысловой тип речи 39.5 KB
  В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещается в конце предложения...
67013. Функционально-смысловые типы монологической речи. Повествование 43.5 KB
  Повествование раскрывает тесно связанные между собой события явления действия. Чаще всего это действия происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия а повествуют о них. Повествование это сообщение о каких-либо событиях и действиях.
67014. Функционально-смысловые типы монологической речи. Рассуждение 78 KB
  Рассуждение это тип речи целью которого является выяснение какого-либо понятия доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение это цепь умозаключений на какую-либо тему изложенная в последовательной форме. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.