8402

Китай в ХХ веке

Доклад

История и СИД

Китай в ХХ веке. Версальский мирный договор 1919г., санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал волну возмущения в Китае, надеявшимся стать союзником для держав Антанты в 1-й мировой войне. 4 мая 1919г....

Русский

2013-02-11

55 KB

10 чел.

Китай в ХХ веке.

   Версальский мирный договор 1919г., санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал волну возмущения в Китае, надеявшимся стать союзником для держав Антанты в 1-й мировой войне. 4 мая 1919г. пекинские студенты вышли на демонстрацию с требование аннулировать уступки Японии («21 требование»). Движение 4-го мая способствовала росту революционных настроений среди молодежи, что позволило в 1921г. оформиться Коммунистической партии Китая (КПК).

   Но главное – это прирост национально-демократической партии партии Гоминьдан. В 1923г. Сунь Ятсен начал вести борьбу по созданию новой партии и собственной армии, т.к. он понял, что без вооруженных сил революционная партия обречена на неуспех. На 1-м конгрессе Гоминьдана 1924г., в котором приняли участие и коммунисты, была провозглашена политика единого фронта борьбы за суверенитет Китая, ядром которого должна была стать спаянная дисциплиной и строго централизованная по советской модели группа революционеров – партия.

    Смерть Сунь Ятсена в марте 1925г. подтолкнула партию к действию. 1 июля 1925г. гуанчжоуское правительство Гоминьдана объявило себя Национальным правительством Китая, поведя борьбу за объединение страны. С весны 1926г. лидером партии стал Чан Кайши, занявший пост главнокомандующего. В июле гоминдановские войска выступили в Северный поход, в ходе которого были разгромлены войска генералов-милитаристов. В итоге, именно армия становилась опорой новой власти в отвоеванных провинциях, где происходило сращивание военной и административно-политической функций, партийного и государственного аппарата, что всегда было нормой для конфуцианского Китая, т.к. конфуцианство как идейное течение и бюрократия как аппарат власти были в старом Китае синонимами.

    Весной 1927г. Чан Кайши провозгласил в Шанхае собственное Национальное правительство, устранив старых лидеров от власти. Столицей стал Нанкин, а попытки сопротивления узурпации власти были подавлены. Фактически, на этом было завершено объединение Китая. Все политические силы в стране, кроме коммунистов, осудивших переворот и начавших собственную революционную борьбу, признали правительство Чан Кайши.

    В конце 1928г. ЦИК Гоминьдана принял официальное решение о завершении военного этапа революции и о начале политических преобразований. Унаследовав владение казенными предприятиями, гоминдановское правительство центром своей социально-экономической политики сделало дальнейшее укрепление госсектора экономики, создав над ней сильный механизм государственного контроля и планирования экономического развития. Подобная экономическая политика сильного правительства, к тому же склонного ограничивать привилегии иностранного капитала (преобладал английский и японский), вела к быстрому возрастанию в экономике Китая доли национального (государственного и смешанного) капитала и к уменьшению влияния колониального капитала.

    Хотя для полного проведения в жизнь программы реформ, у Чан Кайши не хватило ни времени, ни сил, общий принцип проводимых реформ был очевиден: сильное централизованное правительство опиралось на привычные для китайской традиции методы регулирования социально-экономических отношений. Сращивание политических и экономических интересов на высшем уровне, вело к укреплению привычной для традиционного Китая государственной системы управления хозяйством, в рамках которой государство выступает в функции верховного собственника и высшего субъекта власти. Происходившие в стране перемены в 1931г. были оформлены Временной конституцией периода политической опеки, в соответствии с которой во главе государства был поставлен ЦИК Гоминьдана, а Чан Кайши возглавил правительство.

    На Востоке 2-я мировая война началась в 1937г., в июле которого японцы оккупировали значительную часть восточного побережья Китая, включая Пекин и Шанхай. В 1938г. японцы заняли все экономически важные районы Китая и крупнейшие города, в т.ч. Ухань и Гуанчжоу вместе с Нанкином. В Маньчжурии было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го в главе с последним императором Пу И, а в Нанкине – правительство бывшего лидера Гоминьдана Ван Цзин-вэем.

    Сопротивление Японии возглавил переместившийся на запад страны (Чунцин) Чан Кайши, опиравшийся на помощь союзников по антигитлеровской коалиции.

    В свою очередь, КПК не пожелала объединить свои усилия с гоминдановцами, контролируя часть территории Северо-Западного Китая с населением до 100 млн. чел. В свое время в КПК был поставлен вопрос о создании Единого антияпонского фронта вместе с гоминдановцами, но с приходом к руководству в 1935г. Мао Цзэдуна, эта линия была пересмотрена. Воюя с японцами, коммунистические силы (4-я и 8-я армии) одновременно боролись и с чанкайшистами, взяв курс на достижение власти во всем Китае. Китайское крестьянство, видевшее в КПК сильную и сплоченную организацию, ставящую целью восстановление социальной справедливости, активно поддерживало коммунистов.

    В 1941-1943гг., стабилизировав японский фронт, гоминдановцам удалось потеснить коммунистов в северных районах (Особый пограничный район на стыке провинций Шеньси – Ганьсу – Нинся, образованный в 1936г.). После занятия Маньчжурии советскими войсками, огромная масса техники и оружия была передана КПК. Следующие 1945-1949гг. прошли под знаком гражданской войны в Китае между коммунистами и чанкайшистами, причем коммунисты базировались теперь на Маньчжурию, контролировавшуюся советской армией. Война завершилась победой КПК и образованием КНР. Гоминдановцы во главе с Чан Кайши эвакуировались на остров Тайвань, который вплоть до 1971г. представлял Китай в ООН.

    1 октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная Республика, взявшей курс на построение социализма и союз с СССР. Высшим органом государственной власти стал Центральный народный правительственный совет, а реальная власть находилась в руках председателя Центрального народного правительства, которым стал Мао Цзэдун.

   В 1954г. была принята Конституция КНР. При поддержке СССР была восстановлена экономика страны, что позволила Мао перейти к внедрению социалистического эксперимента по советскому образцу.

   Разрыв с СССР после 20-го съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, побудил Мао взять курс на автаркию. Разрыв с СССР привел к сближению КНР и США, причем 25 октября 1971г. КНР заняла свое место среди постоянных членов Совета Безопасности ООН вместо Тайваня.

   Намерение противопоставить новому курсу КПСС собственную политическую линию и тем самым возглавить мировое коммунистическое движение, побудило Мао начать политику «большого скачка». Не имея объективной возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил пренебречь этим и свершить скачок человеческим фактором – стимулированием трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казарменных форм существования и при крайней степени официальной индоктринации. Уже в 1959г. Китай стал испытывать голод, жертвами которого стало до 20 млн. чел., т.к. крестьянство было лишено не только земли, но и любой собственности.

    Мао, в борьбе с партийной оппозицией не гнушавшийся ничем, раздавил сопротивление посредством т.н. «культурной революции» 1966-1976гг. Образование рабочих отрядов Красной гвардии – хунвейбинов и рабочей молодежи – цзаофаней, позволило Мао учинить погром партии, аппарата власти и всей интеллигенции государства. Здесь Мао взял пример не только с большевиков, но и с первого императора Цинь Ши-Хуанди.

    Культурная революция довела экономику КНР до предкризисного состояния, уничтожив миллионы людей, однако смерть Мао в 1976г. позволила остановить деструктивные процессы, поставив перед руководством вопрос о дальнейшем пути развития. Переломом стал 3-й Пленум КПК в декабре 1978г., санкционировавший реформы всей системе общественных отношений.

    Во главе перемен встал Дэн Сяопин, который в 1957-1966гг. являлся генеральным секретарем КПК и вместе с председателем КНР Лю Шаоци (сменил на этом посту Мао в 1959г.) исправлял последствия политики «большого скачка». В начале «культурной революции» Шаоци погиб, а Сяопин был снят со всех постов и отправлен простым рабочим в провинцию.

     Унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового социалистического мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Он заложил основы для экономического развития Китая, что позволило Китаю получить репутацию страны с самой быстрорастущей экономикой в мире.

    Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, для чего первые 3 года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции. Были ликвидированы коммуны (колхозы), а земля отдана крестьянам, легализована коммерция, ограничивалось значение централизованного регулирования.

   Руководство Китая прекрасно видело и оценивало результаты перестройки в СССР, не желая подобного развития событий в виде развала страны. Пекин не мог позволить себе взять курс на рыночный капитализм, т.к. это грозило существованию страны, т.к. любое послабление прозападно настроенной интеллигенции означало бы крах государственности. Именно поэтому, летом 1989г. армия раздавила танками студенческую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь. Дождавшись результатов реформ в СССР, руководство Китая смогло поздравить себя с выбором 1989г., после чего в 1992г. Дэн Сяопин продолжил буржуазные реформы в Китае.

     После добровольного ухода Дэн Сяопина со всех постов и из политической жизни в 1992г., новым лидером КНР становится Цзян Цзэминь, генеральный секретарь ЦК КПК в 1989-2002гг., председатель КНР в 1993-2003гг. В своей политике он продолжил реформы, начатые Дэн Сяопином. Возглавив Китай, только что начавший борьбу за мировые рынки, Цзян Цзэминь вывел экономику КНР на седьмое место в мире. При Цзян Цзэмине Китай вступил в ВТО, укрепил свой экономический и военный потенциал, сделал заявку на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    В 2002−2005 в результате борьбы за власть в партийном и государственном руководстве КНР Цзян Цзэминь уступил все высшие партийные, государственные и военные посты Ху Цзиньтао.

   Ху Цзиньтао — представитель так называемого «четвёртого поколения» китайских руководителей (первое — Мао Цзэдун, второе — Дэн Сяопин, третье — Цзян Цзэминь). Высшее лицо в КНР (ныне – Ху Цзиньтао) занимает следующие посты:

- председатель КНР,

- генеральный секретарь ЦК КПК,

- председатель центрального военного совета КНР,

- председатель центрального военного совета ЦК КПК.

    Специфические условия развития Китая:

1.ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал и низкая стоимость рабочей силы.

2.планомерное государственное регулирование развития экономической сферы развития общества.

3.планирование освоения высоких технологий.

4.самый крупный рынок в Евразии.

5.ускоренное наращивание военной мощи.

6.возрастающее негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку.

   17-й съезд КПК поставил 2 стратегические задачи:

1.реализация экономической концепции т.н. «научного развития», согласно которому Китай намерен отойти от модели роста экономики, основанной на массовом экспорте дешевых товаров.

2.создание общества «социальной гармонии»: качественное улучшение жизни населения, образование среднего класса, пенсионная система для миллиарда крестьян.

     Ахиллесова пята Китая – это сильная зависимость от импорта энергоресурсов (2-й в мире после США потребитель нефти). Экономика нарождающейся сверхдержавы весьма уязвима от колебаний нефтяных цен на мировом рынке. В то же время, северные и северо-восточные провинции Китая располагают богатейшими в мире запасами угля.

   Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики. В политической глобализации Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам как независимость Тибета и Тайваня, права человека, реформирование политической системы, обеспечивающей власть КПК. В таком контексте Китай трактует глобализацию как опасный и неприемлемый для Китая новый вариант гегемонизма – «нео-интервенционизм», словами Цзян Цзэминя.

    В экономическом отношении Китай стремится использовать глобализацию для решения народнохозяйственных задач, вытекающих из курса реформ. Прежде всего – получить выход на товарные рынки развитых стран, доступ к их капиталам и современным технологиям. Китай рассматривает глобализацию как возможность получить от развитых стран дополнительные резервы для национального развития, возможность более справедливого перераспределения финансовых и интеллектуальных ресурсов развитых стран в пользу развивающихся.

    В целом, внешнеполитическая стратегия китайского руководства основывается на концепции многополярного мира, где растущее военно-политическое влияние США блокируется экономической активностью крупных стран и интеграционных объединений. Китай отказался от балансирования между «сверхдержавами» и иными «полюсами», и пытается последовательно позиционировать себя на международной арене как самодостаточную силу, способную не только создать региональную систему безопасности, но и существенно влиять на мировую политику. Для адаптации к этой роли китайское руководство использует самые разнообразные средства от собственных космических программ до организации Олимпийских Игр.

   Но решающим фактором китайской «сверхдержавности» остается динамичное экономическое развитие. К началу 2000-х гг. целенаправленная модернизация промышленности, развитие наукоемких отраслей в сочетании с традиционными видами легкой промышленности, позволили Китаю достичь беспрецедентных темпов экономического роста. После приема Китая в ВТО началась экспансия китайских товаров в мире. В итоге, китайцы формируют новое мировое экономическое сообщество – Большой Китай:

- Китай-континент,

- Китай-остров (Тайвань, Гонконг, Сингапур) и

- Китай-диаспора (хуацяо): совокупные активы 500 самых мощных компаний Юго-Восточной Азии, которыми владеют китайцы, составляют более 540 млрд. долл.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76459. Юридические факты в семейном праве 18.39 KB
  Юридические факты в семейном праве это реальные жизненные обстоятельства которые в соответствии с действующим семейным законодательством являются основанием возникновения изменения или прекращения семейных правоотношений. Общими для юридических фактов признаками являются следующие: юридический факт это явление реальной действительности то есть наступившее и длящееся в момент его оценки; юридические факты существуют независимо от сознания людей; юридические факты влекут определенные правовые последствия: возникновение изменение...
76460. Родство и свойство, их правовое значение 16.4 KB
  Родство представляет собой один из юридических фактов порождающих семейные правоотношения. По степени родства различают: ближнее родство близкие родственники родственники по прямой восходящей и нисходящей линии родители и дети дедушка бабушка и внуки полнородные и неполнородные братья и сестры; дальнее родство более дальние родственники. Возможно заключение брака между мужчиной и женщиной состоящими в родственных отношениях за исключением близкого родства боковое родство третьей и последующей степеней не является...
76462. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности) 16.85 KB
  Соглашений в СК РФ немного это: соглашение об уплате алиментов; соглашение об имени ребенка; соглашение о месте жительства ребенка; соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем проживающим отдельно от ребенка; соглашение о разделе имущества. этой же статьи звучит другая формулировка: Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Соглашение в семейном праве средство добровольного разрешения наиболее важных как для членов семьи так и для общества...
76463. Сроки в семейном праве и их правовое значение 19.31 KB
  следующие виды сроков: сроки существования имущественных семейных прав пресекательные сроки: так право на алименты на содержание несовершеннолетних детей сохраняется до достижения ими восемнадцатилетнего возраста; сроки ожидания испытательные сроки до истечения которых не могут быть совершены отдельные семейно-правовые акты: согласно п. 11 СК РФ заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи заявления в органы загса; сроки до наступления которых не допускается возникновение определенных прав и...
76464. Осуществление и защита семейных прав 16.22 KB
  7 СК граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами если иное не установлено СК. Пределы осуществления семейных прав имеют свои ограничения. Так семейные права могут быть ограничены требованиями закона.
76465. Семейно-правовая ответственность (понятие и особенности) 17.48 KB
  Специфика семейно-правовой ответственности заключается в том что во-первых ее субъекты связаны уже возникшим семейным правоотношением во-вторых к ней не могут быть привлечены третьи лица не участвующие в данном правоотношении. Основания наступления семейно-правовой ответственности зависят от того какая сфера пострадавшего лица личная или имущественная подверглись воздействию в результате правонарушения. Семейное законодательство не содержит указания на формы вины но на практике они играют важную роль особенно при определении объема...
76466. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности 16.31 KB
  Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в судах в порядке искового производства взыскание алиментов раздел совместно нажитого супружеского имущества; защита охраняемых интересов происходит в порядке особого производства установление факта признания отцовства фактов регистрации рождения усыновления брака развода. В административном порядке защита семейных прав осуществляется путем обращения в государственные органы или к конкретному должностному лицу органы исполнительной власти органы опеки и...
76467. Понятие брака, условия и порядок его заключения 19.11 KB
  Основаниями для брака признаются правовые нормы а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Заключение брака Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.