8403

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

Лекция

История и СИД

Периодизация истории и культуры Древнего Китая Древнейший период - V - III тыс. до н.э. Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI - XI вв. до н.э.), I китайское государство Периоды Чжоу и Чжаньго XI...

Русский

2013-02-11

196.5 KB

87 чел.

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

  1.  Древнейший период – VIII тыс. до н.э.
  2.  Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.),  I китайское государство
  3.  Периоды Чжоу и Чжаньго XI  – III вв. до н.э.
  4.  Династия Цинь  -  221 г. до н.э. – 206  г. до н.э.
  5.  Империя Хань – с 206  г.  до н.э.  – династия Хань

С конца  конца III века  н. э. до сер. XIX  века продолжалось  средневековье в Китае. Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.  

Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно  6 тыс. лет назад  как  древнейшая цивилизация на земле.

Китайская письменность  стала основой письменности корейцев, вьетнамцев, японцев.

Китайские  великие изобретения:  шелк, порох, компас, фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатание.

Религия и духовные школы древнего Китая

Основными религиями  Древнего Китая были конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ ( 551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас  в поздней книге «Лунь Юй». Его теория – это основа для практической жизни и полностью консервативна.  

Основные добродетели, которым нужно подражать,  с точки зрения конфуцианства, были таковыми:  человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Они реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и  правитель должен показывать  нравственный пример, и навести порядок последовательно во всех сферах жизни:  в своем государстве  –  своей семье  -  своем характере  – своем  сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец.  Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э. ) считал, что  человек добрый от природы, следовательно, основа всех добродетелей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие  и нравственность народа.  

С ХІ века в  Древнем Китае  господствующей религией становится неоконфуцианство.  У него был дуалистический характер: есть два основных начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян, основанное на осмыслении «Книги перемен» (« И Цзин»). Ян -  это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь –  это начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала. И их взаимодействие объяснят появление и превращения  всех вещей и явлений на земле.  От их взаимодействия созданы пять основных элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

- Семья - вечный установленный Небом порядок отношений в семье

- Общество

- Этикет - система правил и норм поведения человека – ритуал

- Духовная жизнь - правила для всех духовных проявлениях жизни

- Искусство - законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга «Дао де дзинь» (около VIII вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

«Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека»,  приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так  как оно находится вне системы   языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всех различий.

Несколько тезисов даосистской  мудрости.

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие необходимо вмешательства.  «Дао во веки веков есть недеяние, и все же – ничто не остается несделанным!»

Во всем необходимо соблюдать минимальную необходимость.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: «она полезна всем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!» NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость? 

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, например: Дао – это ничто, Дао – это все!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист…  Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда все в жизни будет получаться  само собой, автоматически. Но главный труд – это постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого «Колея» и найти соотношение между ее идеей и даосизмом. 

Мо-цзы  (VIV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм.  Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определений Дао:

-  Дао – это все, Дао – это ничто

-  Путь Вселенной

- Вечная изменчивость мира, подчиненная законам природы

-  Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

- Естественные законы  Вселенной, нарушать их нельзя, иначе  нарушается гармония жизни

-  Путь природы

-  Путь индивидуальной жизни

-  Мерило  человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба  - Дао, мерило Дао – оно само

-  Поэзия гор и вод

-  Голос сердца

-  Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

-  Небытие, пустота, безмолвие,

-  Ничто - обитель Великого Дао

-  Источник  всего сущего =

-  Проявление образов  вещей в зримом мире, вырывание  их из пустоты

-  Ритм вселенной

-  Энергетические потоки

-  Всё во вселенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

-  Природа

-  Абсолютный дух

-  Универсальный разум

-  Таинственный узор, запечатлевающий законы вселенной  

  1.  Древнейший период – VIII тыс. до н.э.
  •  Племена заселили долины рек Китая  приблизительно V – III тыс. до н.э.
  •  Поселения  состояли из  глинобитных хижин
  •  Земледелие, животноводство, ремёсла – развивались постепенно
  •  Произведения искусства: сосуды Яншао -  первая керамика  в Дрвнем Китае,  необычайная правильность форм
  •  Сложные геометрические рисунки на сосудах неразгаданной символики

  1.  Период Шань-Инь  - XVI – XI вв. до н.э.

Период Шань - Инь (название периоду дано по имени  племени) ознаменовался созданием  первого  китайского государства в долине реки  Хуанхэ.

Первые представления о вселенной формировали древнекитайскую космологию и философию бытия, вот ее основные постулаты:  

  1.  Явления природы  - это только  воля духов и богов
  2.  Обожествление всех явлений природы:  облака, дождь, ветер, гром и представлялись  в образах разных  животных
  3.  Защитниками живых являлись их умершие предки, отсюда появился настолько развитый культ предков, во время которого живые  служили душам умерших,  ухаживали за могилами, клали в нее все ремесленные изделия
  4.  Небо  - это  верховное божество Вселенной
  5.  Представления о земле и небе: земля – квадратная, Китай – в ее центре, а небо –  это окружность. Полукруглая сфера над квадратом земли; отсюда пошло древнее название Китая «Срединное царство»   и  «Поднебесная  империя»
  6.  Жертвоприношения небу  совершались  на круглых алтарях за  пределами поселений, прямо на земле создавались  квадратные алтари как маленькие образы всей земли
  7.  Правитель государства Китай назывался «ван», он же был одновременно и = одновременно верховным жрецом в государстве.

Развитие науки, техники, архитектуры и искусства:

- В этот период появились: шелкопрядение, бронзовое литье, иероглифическое письмо, основы градостроительства

- Бронзовое литьё

- Изображение животных, птиц

- Резьба по нефриту, кости, дереву

- Обожествление природы и предков

- Предметы декоративного искусства (бронза, нефрит)

- Лаковая утварь (только в Китае)

- Магические сосуды  для жертвоприношений, тяжелые, бронзовые, с богатым  рельефом

- Рельеф  включал в себя изображения  птиц, драконов, цикад, быков, баранов, их задача – охранять человека и посевы

- Столица – г. Шан, в  городе  – дворец Правителя на прямоугольной платформе

- Найдены подземные захоронения знати: две  подземных камеры крестообразной формы, их площадь – 400 м²

  1.  Периоды Чжоу и Чжаньго

В XI в. до н.э.   государство Шань-Инь было  завоевано племенем Чжоу, но к концу VII в. до н.э.  начались затяжные  междоусобные войны.

Период V – III вв. до н.э. в китайской истории назван Чжаньго  - это значит «Борющиеся Царства». В этот период к Китаю были  присоединены обширные области соседних территорий.

Были открыты  месторождения железа, стали появляться железные орудия труда. Развивалась торговля. Впервые появились круглые монеты. Усиление роли государства. Рост городов.

В наука произошло значительное событие:  открылось первое  учебное заведение, которое называлось  «Академия».

В этот период зарождаются и развиваются два основных  религиозных учения, духовных школы, две древнекитайских философии -  конфуцианство и даосизм.

Развитие архитектуры и других видов искусства:

  1.  Скульптуры из мрамора
  2.  Императорские мавзолеи
  3.  Стенная роспись и каменные рельефы погребенных храмов:
  •  Изображение сцен жизни, легенд, музыкантов
  •  Труд народа на соляных копях ( рельеф из г.Чанду )
  1.  Изображение человека ( резьба, литьё)
  2.  Картины на шелке «Девушка, феникс и дракон»
  3.  Шелковые ткани и  «Великий шелковый путь»
  4.  III вв. до н.э. – начала строиться Великая Китайская стена
  5.  Города-крепости
  6.  Основная  черта древнекитайской архитектуры – пагода:  крыша с загнутыми углами

Краткая хронологическая таблица истории и культуры Древнего Китая

4 тыс. до н.э. – культура Яншао (4000 – 2400 до н.э.): красная керамика, геометрический спиралевидный рисунок

≈ 2500  гг до н.э. – появление иглоукалывания ( = акупунктура )

≈ 2400  гг до н.э. – культура  «луншань» возле реки Хуанхэ ( Желтая река )

≈ 2160  гг до н.э. – первое  свидетельство о наблюдении за затмением Солнца

≈ 2000  гг до н.э. – полулегендарная династия Ся

XIX – XVIII  вв до н.э. – хетты основывают свое государство

Конец  XVIII в. до н.э. – эпоха династии Шань-Инь,  до 1025 г. до н.э.

  •  Техника бронзовых изделий
  •  Письменность
  •  Древнекитайские бронзовые ритуальные предметы

XIV в. до н.э. – строительный план г. Аньян, новая столица эпохи Шан-Инь

≈ 1025  гг до н.э. – династия Чжоу (пришла на смену Шан-Инь )

  •  распространение письменности

722  гг до н.э. – период «Весна и осень», Восточное  Чжоу ( 722 – 481 )

  •  растут  города – дворцы - столицы

≈ 600  гг до н.э. – древнекитайская поэзия «Шицзин» (собрание)

481  гг до н.э. – период «воюющих царств»

Конец  IV в. до н.э. – китайский философ Чжуан Цзы – автор произведения с его именем, начало даосизма

III в. до н.э. – конфуцианство (или Мэн Цзы – название произведения), даосизм («даодэцзин» = «Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека»,  приписывается Лао-Цзы

  •  «Чжуан Цзы» - тоже даосское направление в религии
  •  Хань Фэй (умер 233 до н.э.) -  трактат «Хань Фэйц-зы» - понятие «закон»
  •  Создается квазибумага – из шелкового волокна

221  гг до н.э. – начало правления I императора Цинь Шихуанди, объединение Китая

  •  Начало строительства великой Китайской стены
  •  213 гг до н.э.  – император  приказал: сжечь все старые книги как символ старых порядков
  •  210  гг до н.э. – воины из крашенной глины в натуральную величину из захоронения

≈ 206 д гг доо н.э. – завершение династии Цинь, начало династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)

200 гг  до н.э.  – столицу переносят в г. Чань-ань

165  гг до н.э. – впервые проходят  официальные экзамены при наборе государственных чиновников

134  гг до н.э. – китайский император У-Ди,  начало правления Мандаринов

125 гг  до н.э. – открыта возможность торговли с Индией и Ираном

119 гг до н.э. – империя Хань – разбивает кочевников и берет под контроль «Великий шелковый путь»

80 гг до н.э. – Сым Цянь  пишет  «Исторические записки» - первый  прообраз истории Китая

23  гг н.э. – начало династии Восточная (Младшая ) Хань, столица – Чантьана переименована в  Лоян

40 г. – восстание во Вьетнаме против китайских захватчиков

48  г. – южные хунну - сюнну признают власть Ханьской империи,  ее территория распространяется  по 2 стороны китайской стены

58  г. – Мин Ди - Лю Чжуан  стал императором Китая – расширяется территория государства

68  г. – I буддийские поселения в Китае ( г. Лоян = Хэнань )

92  г. – умер китайский историк Бань Гу,  автор «Истории династии Хань»

105  г. – изобретение бумаги из растительного волокна китайским ученым Цай Лунь

123  г. – северные хунну побеждены китайцами

184 г.  – восстание «Желтых повязок» ( вожди  были  сторонниками даосизма)

190 г. – начало правления династии Сянь Ди (Лю Се) – это  последний китайский император династии Восточная я Хань

220  г. – начало периода внутренней раздробленности – до 581 г.

220 – 280 гг  – эпоха Троецарствия: империя распадается на 3 самостоятельных государства: север – Вэй (столица Лоян), Цао Пэй центр – Шу (столица Чэндру, Хань Лю Бэем); южная часть -  столица Вушанг, потом – Нанкин

260 г. – китаец Лю Хуэй  открывает решение системы уравнений и вычисляет число ∏ ≈ 3,14159

265  г. – Сыма Янь захватывает власть в Вэй, Шу и основывает новую династию: Западная Цзинь

317 г. – настала эпоха Южной и  Северной  династий (317 – 589  гг),  в Египте –формируется коптское искусство, появляется искусство монофизитов,  отличительное от эллинистически-римского

420 г.  – династия Западных  Цзинь на юге Китая заменяется династией  Сун, правившей в Нанкине

325  г. – Шапу II  и национальный  синод  закрепляет окончательный текст «Авесты» - священной книги маздеизма

479 – династия Сун сменяется династией Ци.

Общий вывод по культуре Древнего Китая.

Мировое значение древнекитайской культуры заключается в  ее уникальном гармоническом соединении силы и слабости, твердости и мягкости, общественного и индивидуального, материального и духовного, деятельного и созерцательного  и т.п.

Символы Инь и Ян стали на все времена и для всех народов земли спасительной монадой понимания единства и борьбы противоположностей, что легло в основу европейской диалектической философии.  

Чайная церемония Древнего Китая  для всех последующих бурных и трагических периодов борьбы человечества  за  свое существование стала навеки отдушиной и лучшим способом релаксации уставших людей.

Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох и многое другое).

Китайскую культуру относят к числу традиционных. Многим это давало основания полагать, что она как бы не способна к научному и техническому прогрессу. Однако, во-первых, научный и технический прогресс является важным, но далеко не единственным показателем уровня культурного развития общества. Во-вторых, если иметь в виду способность общества удовлетворять свои повседневные запросы, древнекитайская культура в период между I в. до н.э. и XY в. н.э. была более эффективной, чем культура Запада. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе, и это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

И сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для современного  человечества.

Теория даосоизма  и образ Великого Дао уникальным образом способны соединить человека с его личным космосом, вселенной, мирозданием, дают нам почувствовать свою неодинокость в безграничных просторах времени и пространства, протягивают нам руку нежности Великого – к малому…

NB! Творческое задание: какие духовные личные открытия позволило Вам сделать знакомство с древнекитайской культурой и что она значит лично для Вас? 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85106. Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ 40.89 KB
  Да и не только сила но и ловкость выносливость другие физические качества без которых невозможно представить настоящего военного. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социальнопсихологических психологических и психофизиологических качеств граждан призываемых или добровольно поступающих на...
85107. Обязательная подготовка граждан к военной службе 44.67 KB
  Обязательная подготовка граждан к военной службе Цель: Изучить цели задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. Кроме того много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы иногда до полугода. Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий которые она и себя включает происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе формируется мотивация на военное обучение вырабатываются необходимые...
85108. Добровольная подготовка граждан к военной службе 41.25 KB
  Добровольная подготовка граждан к военной службе Цели урока. Изучить назначение структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви.
85109. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет 40.72 KB
  Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Познакомить учащихся и изучить правила медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей. Отметьте знаком мероприятия относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе: занятия в поисковых военноисторических...
85110. Разработка композиции вышивки и её выполнение 619.09 KB
  Тема: Разработка композиции вышивки и её выполнение. Цель: ознакомить учащихся с композицией вышивки изделий украшенных счётной гладью или занизыванием; научить создавать композиции вышивок подбирать нитки ткань для вышивания; формировать художественный вкус при подборе цветовой гаммы ниток для вышивания; развивать творческие способности учащихся при составлении композиций; воспитывать уважительное отношение к традициям национальной вышивки. Разработка композиции вышивки. Презентация Композиция вышивки IV.
85111. Обработка изделия мережкой. Правила БЖ при вышивании 468.5 KB
  Мережка – это ажурная техника вышивания. Выполняется мережка на месте выдернутых с ткани ниток. Мережки относятся к счётной технике. Существует большое количество различных мережек. Мережки применяются в салфетках, скатертях, для подшивания краёв изделия
85112. Рушниковые швы (крестик) 261.69 KB
  Цель: расширить знания учащихся по рушниковым швам; научить правильной технологии вышивания рушникового шва; воспитывать аккуратность при выполнении вышивки развивать художественный вкус учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
85113. Счётная гладь, поверхностно-нашитая счётная гладь. Виды глади (прямая, косая, качалочковая) 1.02 MB
  Виды глади прямая косая качалочковая. Цель: формировать представление о видах счётной глади; научить различать виды счётной глади вышивать прямой и косой гладью; воспитывать художественный вкус при выполнении вышивальных работ. Оборудование: образцы видов счётной глади готовые изделия иллюстрации из журналов образцы тканей для вышивания. Виды счётной глади.
85114. Техника вышивания «занизывание». Композиция в вышивке счётной гладью и «занизыванием» 311.83 KB
  Цель: расширить представления учащихся о видах счётной глади и занизывания; научить выполнять эту технику вышивания; воспитывать аккуратность при выполнении вышивальных работ уважительное отношение к национальным традициям украинской народной вышивки. Структура урока: Организационный момент Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.