84066

Регуляция процесса пищеварения

Доклад

Биология и генетика

В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса секреция моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ воды витаминов электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность что проявляется сокращением желудка и кишок выделением небольшого количества желудочного сока желчи сока поджелудочной железы и кишечника.

Русский

2015-03-17

31.89 KB

6 чел.

Регуляция процесса пищеварения.

В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса - секреция, моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ, воды, витаминов, электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность, что проявляется сокращением желудка и кишок, выделением небольшого количества желудочного сока, желчи, сока поджелудочной железы и кишечника. У человека состояние покоя длится около 45-90 мин, а состояние активности - 20-50 мин. Периодическую деятельность называют еще голодной периодикой, ибо она связана с чувством голода и стимулирует поиск пищи.

Еда влияет рефлекторно на проксимальные отделы органов пищеварения, начинается механическая обработка пищи во рту, усиливается секреция слюнных желез, желез желудка, поджелудочной железы; выделяется в кишечник желчь. Желудок в это время расслабляется (пищевая релаксация). Далее секреция, моторная функция и процесс всасывания регулируются нервными и гуморальными влияниями с участием обратных связей, которые зависят от рецепции содержания пищеварительного канала, т.е. его объема, консистенции, величины рН, гидростатического и осмотического давления, температуры, концентрации продуктов гидролиза разных веществ. Это происходит благодаря участию парасимпатической, симпатической нервной системы, а также многочисленных гастроинтестинальных гормонов.

В ротовой полости решающее значение имеют нервные рефлекторные механизмы с участием ЦНС, а гуморальные и местные периферические механизмы почти не играют роли. В желудке, поджелудочной железе наряду с рефлекторными механизмами значительная роль принадлежит гормональным влияниям.

В тонкой и толстой кишках (за исключением конечного отдела) влияние центральных рефлекторных механизмов значительно уменьшается зато увеличивается роль местных рефлексов (метасимпатична система). В конечном отделе прямой кишки решающее влияние оказывают центральные рефлекторные механизмы регуляции акта дефекации. Для полноценного пищеварения большое значение имеет своевременное последовательный переход содержания пищеварительного канала в следующий отдел. Это осуществляется с помощью сфинктеров.

Названы гормоны, всасываясь в кровь, в течение нескольких минут (это короткоживущие соединения) влияют не только на органы пищеварения. Они участвуют в регуляции функций ЦНС, эндокринных желез, влияют на обмен веществ. Поэтому гормоны органов пищеварения являются полноправными регуляторами функций всего организма. Кроме гастроинтестинальных гормонов, в пищеварительном тракте образуются другие биологически активные соединения (кинины, простагландины), участвующих в регуляции процессов пищеварения. Они влияют на кровоток, моторную функцию и секреторные процессы.

Некоторые гормоны пищеварительного тракта (гастрин, ХЦК-ПЗ, ВИП, субстанция Р, энкефалин, нейротензин) обнаружены и в клетках ЦНС. Здесь, а также в структурах сердечно-сосудистой системы, содержатся рецепторы к гастроинтестинальных гормонов. В нейронных цепях они выполняют функцию вспомогательных медиаторов, модулируя их действие. Рецепторы к указанным пептидов обнаружены на нейронных структурах органов пищеварения.

Так, в пищеварительном тракте регуляторную функцию выполняет сложный комплекс биологически активных соединений, собственно гормонов, местных рефлекторных дуг и различные типы эфферентных нервов (холинергические, адренергические, пуринергические и др.).

Органы пищеварения правильно функционируют благодаря сложной системе регуляторных механизмов, состоящих из нервно-рефлекторных и гуморальных звеньев. Эти механизмы обеспечивают процессы объединения моторной функции, соковидилення, контроля за перевариванием и всасыванием веществ. Еще И. П. Павлов указал на три типа эффекторных влияний регуляторных механизмов: функциональный, сосудодвигательный и трофический. Функциональный механизм заключается в. запуска или коррекции той или основной активности органа, сосудодвигательный - в изменении уровня кровоснабжения, приведении его в соответствие с уровнем функциональной активности органа. Трофическим механизмом предусмотрены изменение трофических процессов, приведения их в соответствие с уровнем функционального состояния органа. Общая закономерность влияния механизмов регуляции на функции пищеварительной системы можно сформулировать так: раздражитель (пища, химус) непосредственно в месте действия и в каудальном направлении усиливает активность моторного и секреторного аппаратов, способствует процессу пищеварения и появлению состояния готовности (превентивное воздействие). В краниальном направлении, откуда пища вышла, наоборот, тормозятся все процессы пищеварения. Но если пища в любой отдел органов пищеварения поступает в малом количестве, не достаточно хорошо переработанной на предыдущем этапе, то эвакуация пищевого химуса задерживается. При этом возрастает секреция соков здесь и в вышележащих отделах, благодаря чему по мере возможности компенсируется недостаточность предварительного переваривания пищи. Кроме местных нервных сплетений, рефлекторная регуляция пищеварительной функции осуществляется с помощью «мозгового» пищеварительного центра. Точно определить центр пищеварения трудно. Для каждого отдела ЖКТ он разный и может локализоваться в различных отделах ЦНС, начиная от коры большого мозга к сакральному отдела спинного мозга, где расположены нейроны, которые координируют акт дефекации. Структуры, связанные с чувством голода и насыщения, расположенные в гипоталамусе, лимбической системе, в ретикулярной формации и коре большого мозга. Ведущая роль в активизации функций пищеварительного центра принадлежит ядрам гипоталамуса.

Эфферентными нервами есть симпатичные и парасимпатические. Кроме адренергических и холинергических рецепторов на мембранах нейронов и эффекторных клетках Выявлены и пуринергические рецепторы (до аденозина и АТФ). Это свидетельствует об участии соответствующих нервов в регуляции процесса пищеварения. Процесс пищеварения регулируется комплексом условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы начинают действовать в ответ на раздражение разных рецепторов ротовой полости и других отделов пищеварительной системы. Эти рефлексы запускают не только рефлексы подразнюваного отдела пищеварительного канала, но и других отделов. Кроме того, есть еще одна закономерность, связанная с распространением рефлекторного ответа при раздражении рецепториш а) оральнише находится рецептор, тем больше отдел пищеварительного канала вовлекается в ответную реакцию; б) дальше расположен подразнюваний отдел, то его рефлекторный Бплив становится локальными. Например, в кишечнике проявляются преимущественно местные рефлексы.

Условные рефлексы формируются в процессе развития организма на вид, запах пищи, обстановку, время ее принятия. Эти рефлексы более выражены в Верхней части пищеварительного канала. По мере удаления от ротовой полости значение их постепенно снижается. Так, в наибольшей степени регулируется выделение слюны, несколько меньше - сока желудочных желез, поджелудочной железы. Практически от условного рефлекса не зависит выделение сока кишечными железами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80997. Закономерности и особенности развития детей с психофизическими нарушениями 31.05 KB
  Вторичные возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Выготского является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
80998. Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение 30.24 KB
  имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.
80999. Категории детей с задержкой психического развития, их развитие и обучение 29.64 KB
  Причины выраженной задержки психического развития: минимальные слабовыраженные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном природовом или в раннем периоде жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания перенесенные в раннем детстве; длительная социальнокультурная депривация; влияние стрессовых психотравмирующих факторов. психогенный генезис связывается с неблагоприятными условиями воспитания...
81000. Категории детей с нарушениями слуха, их развитие и обучение 29.05 KB
  Среди глухих детей различают: глухих без речи ранооглохших когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; глухих сохранивших в той или иной мере речь позднооглохших это дети с потерей слуха но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи немота либо ее грубому недоразвитию. У глухих детей изза речевых нарушений задерживается общение обеспечивающее совместную со взрослыми...
81001. Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение 28.26 KB
  Кроме того следует отметить что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. Различают разные степени потери зрения: ♦ абсолютная слепота при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения светоощущение и цветоразличие; ♦ практическая слепота при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение...
81002. Категории детей с речевыми нарушениям, их развитие и обучение 30.41 KB
  Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
81003. Категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие и обучение детей с церебральным параличом 27.91 KB
  Развитие и обучение детей с церебральным параличом Отмечают различные виды патологии опорнодвигательного аппарата. Эти расстройства обнаруживаются у детей уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушения интеллектуального развития часто незначительны и многие из таких детей могут обучаться в массовой школе.
81004. Категории детей со сложным (комбинированным) дефектом. Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей 29.08 KB
  Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений зрения слуха речи умственного развития и др. Разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. Возможность социальной адаптации таких детей включение их в организованное обучение во многом определяются тем в каком возрасте наступила потеря зрения и слуха.
81005. Развитие аутичных детей, особенности коррекционной работы с ними 34.07 KB
  Дети I группы 8 с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Эти дети мутичны. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими не овладевают навыками социального поведения самообслуживания. Дети II группы 62 с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет...