84066

Регуляция процесса пищеварения

Доклад

Биология и генетика

В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса секреция моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ воды витаминов электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность что проявляется сокращением желудка и кишок выделением небольшого количества желудочного сока желчи сока поджелудочной железы и кишечника.

Русский

2015-03-17

31.89 KB

0 чел.

Регуляция процесса пищеварения.

В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса - секреция, моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ, воды, витаминов, электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность, что проявляется сокращением желудка и кишок, выделением небольшого количества желудочного сока, желчи, сока поджелудочной железы и кишечника. У человека состояние покоя длится около 45-90 мин, а состояние активности - 20-50 мин. Периодическую деятельность называют еще голодной периодикой, ибо она связана с чувством голода и стимулирует поиск пищи.

Еда влияет рефлекторно на проксимальные отделы органов пищеварения, начинается механическая обработка пищи во рту, усиливается секреция слюнных желез, желез желудка, поджелудочной железы; выделяется в кишечник желчь. Желудок в это время расслабляется (пищевая релаксация). Далее секреция, моторная функция и процесс всасывания регулируются нервными и гуморальными влияниями с участием обратных связей, которые зависят от рецепции содержания пищеварительного канала, т.е. его объема, консистенции, величины рН, гидростатического и осмотического давления, температуры, концентрации продуктов гидролиза разных веществ. Это происходит благодаря участию парасимпатической, симпатической нервной системы, а также многочисленных гастроинтестинальных гормонов.

В ротовой полости решающее значение имеют нервные рефлекторные механизмы с участием ЦНС, а гуморальные и местные периферические механизмы почти не играют роли. В желудке, поджелудочной железе наряду с рефлекторными механизмами значительная роль принадлежит гормональным влияниям.

В тонкой и толстой кишках (за исключением конечного отдела) влияние центральных рефлекторных механизмов значительно уменьшается зато увеличивается роль местных рефлексов (метасимпатична система). В конечном отделе прямой кишки решающее влияние оказывают центральные рефлекторные механизмы регуляции акта дефекации. Для полноценного пищеварения большое значение имеет своевременное последовательный переход содержания пищеварительного канала в следующий отдел. Это осуществляется с помощью сфинктеров.

Названы гормоны, всасываясь в кровь, в течение нескольких минут (это короткоживущие соединения) влияют не только на органы пищеварения. Они участвуют в регуляции функций ЦНС, эндокринных желез, влияют на обмен веществ. Поэтому гормоны органов пищеварения являются полноправными регуляторами функций всего организма. Кроме гастроинтестинальных гормонов, в пищеварительном тракте образуются другие биологически активные соединения (кинины, простагландины), участвующих в регуляции процессов пищеварения. Они влияют на кровоток, моторную функцию и секреторные процессы.

Некоторые гормоны пищеварительного тракта (гастрин, ХЦК-ПЗ, ВИП, субстанция Р, энкефалин, нейротензин) обнаружены и в клетках ЦНС. Здесь, а также в структурах сердечно-сосудистой системы, содержатся рецепторы к гастроинтестинальных гормонов. В нейронных цепях они выполняют функцию вспомогательных медиаторов, модулируя их действие. Рецепторы к указанным пептидов обнаружены на нейронных структурах органов пищеварения.

Так, в пищеварительном тракте регуляторную функцию выполняет сложный комплекс биологически активных соединений, собственно гормонов, местных рефлекторных дуг и различные типы эфферентных нервов (холинергические, адренергические, пуринергические и др.).

Органы пищеварения правильно функционируют благодаря сложной системе регуляторных механизмов, состоящих из нервно-рефлекторных и гуморальных звеньев. Эти механизмы обеспечивают процессы объединения моторной функции, соковидилення, контроля за перевариванием и всасыванием веществ. Еще И. П. Павлов указал на три типа эффекторных влияний регуляторных механизмов: функциональный, сосудодвигательный и трофический. Функциональный механизм заключается в. запуска или коррекции той или основной активности органа, сосудодвигательный - в изменении уровня кровоснабжения, приведении его в соответствие с уровнем функциональной активности органа. Трофическим механизмом предусмотрены изменение трофических процессов, приведения их в соответствие с уровнем функционального состояния органа. Общая закономерность влияния механизмов регуляции на функции пищеварительной системы можно сформулировать так: раздражитель (пища, химус) непосредственно в месте действия и в каудальном направлении усиливает активность моторного и секреторного аппаратов, способствует процессу пищеварения и появлению состояния готовности (превентивное воздействие). В краниальном направлении, откуда пища вышла, наоборот, тормозятся все процессы пищеварения. Но если пища в любой отдел органов пищеварения поступает в малом количестве, не достаточно хорошо переработанной на предыдущем этапе, то эвакуация пищевого химуса задерживается. При этом возрастает секреция соков здесь и в вышележащих отделах, благодаря чему по мере возможности компенсируется недостаточность предварительного переваривания пищи. Кроме местных нервных сплетений, рефлекторная регуляция пищеварительной функции осуществляется с помощью «мозгового» пищеварительного центра. Точно определить центр пищеварения трудно. Для каждого отдела ЖКТ он разный и может локализоваться в различных отделах ЦНС, начиная от коры большого мозга к сакральному отдела спинного мозга, где расположены нейроны, которые координируют акт дефекации. Структуры, связанные с чувством голода и насыщения, расположенные в гипоталамусе, лимбической системе, в ретикулярной формации и коре большого мозга. Ведущая роль в активизации функций пищеварительного центра принадлежит ядрам гипоталамуса.

Эфферентными нервами есть симпатичные и парасимпатические. Кроме адренергических и холинергических рецепторов на мембранах нейронов и эффекторных клетках Выявлены и пуринергические рецепторы (до аденозина и АТФ). Это свидетельствует об участии соответствующих нервов в регуляции процесса пищеварения. Процесс пищеварения регулируется комплексом условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы начинают действовать в ответ на раздражение разных рецепторов ротовой полости и других отделов пищеварительной системы. Эти рефлексы запускают не только рефлексы подразнюваного отдела пищеварительного канала, но и других отделов. Кроме того, есть еще одна закономерность, связанная с распространением рефлекторного ответа при раздражении рецепториш а) оральнише находится рецептор, тем больше отдел пищеварительного канала вовлекается в ответную реакцию; б) дальше расположен подразнюваний отдел, то его рефлекторный Бплив становится локальными. Например, в кишечнике проявляются преимущественно местные рефлексы.

Условные рефлексы формируются в процессе развития организма на вид, запах пищи, обстановку, время ее принятия. Эти рефлексы более выражены в Верхней части пищеварительного канала. По мере удаления от ротовой полости значение их постепенно снижается. Так, в наибольшей степени регулируется выделение слюны, несколько меньше - сока желудочных желез, поджелудочной железы. Практически от условного рефлекса не зависит выделение сока кишечными железами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79491. Взаимодействие психолога с администрацией образовательного учреждения 27.81 KB
  Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий работу с детьми группы риска развивающие мероприятия. Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее...
79492. Взаимодействие психолога с членами педагогического коллектива 29.39 KB
  Решение проблем эффективного сопровождения школьников осуществляется в процессе таких совместных форм работы как: Психологопедагогический консилиум; Групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума; круглые столы по итогам психологопедагогической работы в определенной параллели; Индивидуальные консультации по единичным запросам. Профессиональное развитие педагогов выработка общего языка и общего смысла работы с детьми осущестляется в рамках такой коллегиальной работы как: Методические семинары с...
79493. Взаимодействие психолога с родителями 32.33 KB
  Работа с родителями строится в направлениях: психологическое просвещение; социальнопсихологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей; коррекция детскородительских отношений; специальное обучение родителей тренинг родительской эффективности. Психологопедагогическое консультирование родителей проводимое по запросу родителей или инициативе психолога может выполнять различные функции: Информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных...
79495. Текущая и отчетная документация ПСО учреждения 34.5 KB
  План работы педагога-психолога форма. При составлении плана необходимо учитывать: Цели и задачи образовательного учреждения; Приоритет прав и интересов ребенка Нормы расхода времени на каждый вид деятельности План работы включает Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат План работы составляется на периоды месяц учебная четверть и т.Журнал учета групповых форм работы форма 4. К групповым формам работы относят: Тренинг с детьми или взрослыми Коррекционные или развивающие занятия с...
79496. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования 31.27 KB
  Основной смысл психологического просвещения заключается в том чтобы: 1 знакомить воспитателей учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2 популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3 формировать потребность в психологических знаниях желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4 знакомить учащихся с основами самопознания самовоспитания; 5 достичь понимания необходимости практической...
79497. Психопрофилактическое направление в деятельности педагога-психолога 31.23 KB
  Психопрофилактика специальный вид деятельности психолога направленный на сохранение укрепление и развитие психологического здоровья детей. Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях;...
79498. Основная задача психопрофилактики. Понятие психологического здоровья 25.46 KB
  Психологическое здоровье оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье это не только душевное но еще и личностное здоровье. Это состояние когда душевное здоровье сочетается с личностным.
79499. Содержание психопрофилактической работы в образовательном учреждении 33.61 KB
  Психолог анализирует все что окружает детей и во что те включены игру учебный процесс воспитательные мероприятия взаимоотношения со взрослыми и сверстниками походы в театр и на природу предметные кружки и спортивные секции и т. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.Психолог следит за соблюдением в детском саду школе и других психологических условий обучения и воспитания...