84066

Регуляция процесса пищеварения

Доклад

Биология и генетика

В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса секреция моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ воды витаминов электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность что проявляется сокращением желудка и кишок выделением небольшого количества желудочного сока желчи сока поджелудочной железы и кишечника.

Русский

2015-03-17

31.89 KB

0 чел.

Регуляция процесса пищеварения.

В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса - секреция, моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ, воды, витаминов, электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность, что проявляется сокращением желудка и кишок, выделением небольшого количества желудочного сока, желчи, сока поджелудочной железы и кишечника. У человека состояние покоя длится около 45-90 мин, а состояние активности - 20-50 мин. Периодическую деятельность называют еще голодной периодикой, ибо она связана с чувством голода и стимулирует поиск пищи.

Еда влияет рефлекторно на проксимальные отделы органов пищеварения, начинается механическая обработка пищи во рту, усиливается секреция слюнных желез, желез желудка, поджелудочной железы; выделяется в кишечник желчь. Желудок в это время расслабляется (пищевая релаксация). Далее секреция, моторная функция и процесс всасывания регулируются нервными и гуморальными влияниями с участием обратных связей, которые зависят от рецепции содержания пищеварительного канала, т.е. его объема, консистенции, величины рН, гидростатического и осмотического давления, температуры, концентрации продуктов гидролиза разных веществ. Это происходит благодаря участию парасимпатической, симпатической нервной системы, а также многочисленных гастроинтестинальных гормонов.

В ротовой полости решающее значение имеют нервные рефлекторные механизмы с участием ЦНС, а гуморальные и местные периферические механизмы почти не играют роли. В желудке, поджелудочной железе наряду с рефлекторными механизмами значительная роль принадлежит гормональным влияниям.

В тонкой и толстой кишках (за исключением конечного отдела) влияние центральных рефлекторных механизмов значительно уменьшается зато увеличивается роль местных рефлексов (метасимпатична система). В конечном отделе прямой кишки решающее влияние оказывают центральные рефлекторные механизмы регуляции акта дефекации. Для полноценного пищеварения большое значение имеет своевременное последовательный переход содержания пищеварительного канала в следующий отдел. Это осуществляется с помощью сфинктеров.

Названы гормоны, всасываясь в кровь, в течение нескольких минут (это короткоживущие соединения) влияют не только на органы пищеварения. Они участвуют в регуляции функций ЦНС, эндокринных желез, влияют на обмен веществ. Поэтому гормоны органов пищеварения являются полноправными регуляторами функций всего организма. Кроме гастроинтестинальных гормонов, в пищеварительном тракте образуются другие биологически активные соединения (кинины, простагландины), участвующих в регуляции процессов пищеварения. Они влияют на кровоток, моторную функцию и секреторные процессы.

Некоторые гормоны пищеварительного тракта (гастрин, ХЦК-ПЗ, ВИП, субстанция Р, энкефалин, нейротензин) обнаружены и в клетках ЦНС. Здесь, а также в структурах сердечно-сосудистой системы, содержатся рецепторы к гастроинтестинальных гормонов. В нейронных цепях они выполняют функцию вспомогательных медиаторов, модулируя их действие. Рецепторы к указанным пептидов обнаружены на нейронных структурах органов пищеварения.

Так, в пищеварительном тракте регуляторную функцию выполняет сложный комплекс биологически активных соединений, собственно гормонов, местных рефлекторных дуг и различные типы эфферентных нервов (холинергические, адренергические, пуринергические и др.).

Органы пищеварения правильно функционируют благодаря сложной системе регуляторных механизмов, состоящих из нервно-рефлекторных и гуморальных звеньев. Эти механизмы обеспечивают процессы объединения моторной функции, соковидилення, контроля за перевариванием и всасыванием веществ. Еще И. П. Павлов указал на три типа эффекторных влияний регуляторных механизмов: функциональный, сосудодвигательный и трофический. Функциональный механизм заключается в. запуска или коррекции той или основной активности органа, сосудодвигательный - в изменении уровня кровоснабжения, приведении его в соответствие с уровнем функциональной активности органа. Трофическим механизмом предусмотрены изменение трофических процессов, приведения их в соответствие с уровнем функционального состояния органа. Общая закономерность влияния механизмов регуляции на функции пищеварительной системы можно сформулировать так: раздражитель (пища, химус) непосредственно в месте действия и в каудальном направлении усиливает активность моторного и секреторного аппаратов, способствует процессу пищеварения и появлению состояния готовности (превентивное воздействие). В краниальном направлении, откуда пища вышла, наоборот, тормозятся все процессы пищеварения. Но если пища в любой отдел органов пищеварения поступает в малом количестве, не достаточно хорошо переработанной на предыдущем этапе, то эвакуация пищевого химуса задерживается. При этом возрастает секреция соков здесь и в вышележащих отделах, благодаря чему по мере возможности компенсируется недостаточность предварительного переваривания пищи. Кроме местных нервных сплетений, рефлекторная регуляция пищеварительной функции осуществляется с помощью «мозгового» пищеварительного центра. Точно определить центр пищеварения трудно. Для каждого отдела ЖКТ он разный и может локализоваться в различных отделах ЦНС, начиная от коры большого мозга к сакральному отдела спинного мозга, где расположены нейроны, которые координируют акт дефекации. Структуры, связанные с чувством голода и насыщения, расположенные в гипоталамусе, лимбической системе, в ретикулярной формации и коре большого мозга. Ведущая роль в активизации функций пищеварительного центра принадлежит ядрам гипоталамуса.

Эфферентными нервами есть симпатичные и парасимпатические. Кроме адренергических и холинергических рецепторов на мембранах нейронов и эффекторных клетках Выявлены и пуринергические рецепторы (до аденозина и АТФ). Это свидетельствует об участии соответствующих нервов в регуляции процесса пищеварения. Процесс пищеварения регулируется комплексом условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы начинают действовать в ответ на раздражение разных рецепторов ротовой полости и других отделов пищеварительной системы. Эти рефлексы запускают не только рефлексы подразнюваного отдела пищеварительного канала, но и других отделов. Кроме того, есть еще одна закономерность, связанная с распространением рефлекторного ответа при раздражении рецепториш а) оральнише находится рецептор, тем больше отдел пищеварительного канала вовлекается в ответную реакцию; б) дальше расположен подразнюваний отдел, то его рефлекторный Бплив становится локальными. Например, в кишечнике проявляются преимущественно местные рефлексы.

Условные рефлексы формируются в процессе развития организма на вид, запах пищи, обстановку, время ее принятия. Эти рефлексы более выражены в Верхней части пищеварительного канала. По мере удаления от ротовой полости значение их постепенно снижается. Так, в наибольшей степени регулируется выделение слюны, несколько меньше - сока желудочных желез, поджелудочной железы. Практически от условного рефлекса не зависит выделение сока кишечными железами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24385. Механизм порождения научного знания: чувственное и рациональное постановка проблемы, ее решение и развитие полученного результата 109 KB
  Другие источники Соотношение чувственного и рационального отражения в процессе познания В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания хотя это и неточно поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или точнее уровней познания то это скорее эмпирический и теоретический...
24386. Проблемы, гипотезы, теории в развитии научного знания 80 KB
  После сбора соответствующей информации обработки ее начинается этап построения теории. Процедура построения теории зависит от того какого и рода информация и какие процедуры построения положены в ее основание. Далее на основе абстрактных терминов внутри теории строят высказывания позволяющие описывать эмпирические ситуации формулируются так называемые операциональные следствия утверждения теории которые указывают условия приложимости теоретических результатов к эмпирическим ситуациям.
24387. Роль субъекта в научном познании. Талант, гениальность, трудолюбие 86.5 KB
  Составляющие личности учёного нам интересны ещё и потому что между творчеством учёного и особенностями его личности есть самая тесная связь. Задача педагогаучёного – научить молодого человека учиться учиться непрерывно. Нам представляется что возраст учёного науке не помеха да и старость его – это не угасание а в большей мере рост его интеллектуальных сил. А что касается учёногофилософа то к нему мудрость приходит как раз с годами виднее становится и его вклад в сокровищницу культуры.
24388. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования в научном познании 52.5 KB
  Описанный познавательный цикл связывающий два этапа формирования теории не обязательно осуществляется одним исследователем. В принципе их можно рассматривать как некоторого коллективного теоретика который осуществил необходимые операции для построения теории. Первая основывалась на механической картине мира слегка модифицированной применительно к открытиям теории электричества в этой картине предполагалось что взаимодействие тел и зарядов осуществляется путем мгновенной передачи сил в пустоте вторая вводила новую картину физической...
24389. Основы теории мотивации 32.5 KB
  Эти факторы включают потребности мотивы и побуждения n мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения направлению усилий целям и вознаграждениям на которые они рассчитывают выполняя работу Из этого следует что мотивацию можно рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях. Иерархия потребностей по Маслоу Абрахам Маслоу 40е годы признавая многообразие человеческих потребностей предложил их классификацию на следующие пять категорий: n физиологические потребности потребность в еде пище жилище...
24391. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 22 KB
  Это школы научного управления административного управления человеческих отношений и науки о поведении а также науки управления или количественных методов. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
24393. Франчайзинг — форма бизнес-партнерства 28.5 KB
  Право на использование торговой марки и знаний регулируется договором коммерческой концессии договором франчайзинга. Франчайзинг это возможность для предпринимателя зарабатывать деньги путем приобретения готовых бизнестехнологий а с другой стороны позволяет предпринимателю имеющему стабильный и прибыльный бизнес развивать его при минимальных инвестициях путем продажи права на использование торговых марок и уникальных знаний другим предпринимателям. Помимо управления отелями другим важным направлением деятельности холдинга AVRORA...