84082

Нервная система, принципы нервной регуляции

Доклад

Биология и генетика

Нервная система – одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию и регуляцию протекающих в организме процессов и устанавливает взаимосвязь с внешней средой. Изучает ее работу – неврология.

Русский

2015-03-17

46.5 KB

1 чел.

Нервная система, принципы нервной регуляции.

Нервная система – одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию и регуляцию протекающих в организме процессов и устанавливает взаимосвязь с внешней средой. Изучает ее работу – неврология.

Функции нервной системы:

1. Восприятие раздражителя.

2. Проведение и обработка информации.

3. Формирование ответных и приспособительных реакций, включая ВНД и психику.

По топографическому принципу нервная система делится на:

- центральную;

- периферическую.

К центральной относят головной и спинной мозг, к периферической – СМН и ЧМН с их корешками, ветвями, нервными окончаниями и ганглиями.

Нервная система делится на:

- соматическую;

- вегетативную (автономную).

Соматическая нервная система регулирует взаимоотношения между организмом и внешней средой, а вегетативная – внутриорганизменные связи. Она имеет две части: симпатический отдел и парасимпатический. Структурно – функциональной единицей нервной системы является нейрон, многоугольная клетка с отростками. Тело клетки – трофический центр, отростки – аксоны (передают возбуждение от тела клетки) и дендриты (к телу клетки). Все нейроны объединяются с помощью синапсов. Виды нейронов:

  1.   чувствительные (афферентные) – от рецепторов к ЦНС, их тела лежат в ганглиях вне головного и спинного мозга.
  2.   вставочные (замыкательные, ассоциативные, кондукторные) – передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны.
  3.   эфферентные (эффекторные, двигательные) – по аксонам проводят импульсы к рабочим органам, их тела лежат в ЦНС или симпатических и парасимпатических ганглиях.

Основной формой нервной деятельности является рефлекс (отражение). Это причинно обусловленная реакция организма на раздражение, осуществляемая при обязательном участии ЦНС. Явление центрального торможения и открыл и создал учение о рефлексах головного мозга И.М.Сеченов. Экспериментально обосновал основные принципы условнорефлекторной деятельности полушарий головного мозга И.П. Павлов. Учение о доминанте – господствующем очаге возбуждения в головном мозге – было разработано А.А.Ухтомским. Структурную основу рефлекторной деятельности составляют нейронные цепи из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Они образуют путь, по которому проходят нервные импульсы от рецепторов к исполнительному органу – рефлекторная дуга. Она имеет части:

  •  рецептор;
    •  рефлекторный путь;
    •  эфферентный путь;
    •  эффектор;
    •  обратная связь.

Это замкнутое образование с обратной связью, которая обусловлена наличием в рабочем органе рецепторов, которые информируют рефлекторный центр о правильности выполненной команды. Существование обратной связи в функциональных системах позволяет производить постоянные коррекции любых реакций на любые изменения условий внешней и внутренней среды. Рефлекторная теория основана на 3 принципах:

  1.  детерминизм
    1.  анализ и синтез
      1.  структурность

Принцип детерминизма (причинности) подразумевает господствующую роль раздражителя, т.е любое действие осуществляется только на свой раздражитель. Гипотеза о функциональной системе имеет ряд отличий в оценке рефлекторного акта:

  •  афферентный синтез – распознавание раздражителя – начинается в чувствительной части рефлекторного кольца
    •  принятие решения – раздражений много, а ответная реакция должна быть одна – когда нам надо почесать затылок, мы не убегаем и не поем.
      •  Интеграция возбуждения на эфферентном направлении - рефлекторный механизм
        •  Результат действия – центральный пусковой узел – поведенческий акт
        •  Обратная связь – несет информацию о результате к аппарату предсказания, где происходит механизм сличения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6375. Організація навчального процесу у вищому навчальному закладі 108.5 KB
  Організація навчального процесу у вищому навчальному закладі 1.Європейська кредитно-трансферна та системанакопичення - ECTS У положенні використано терміни, що надані у Законах України Про вищу освіту від 17.01.2002 р. № 298...
6376. Дидактика вищої школи. Зміст освіти у ВНЗ 63.5 KB
  Дидактика вищої школи.Зміст освіти у ВНЗ План Сутність поняття дидактика вищої школи, іі мета, функції та завдання. Зміст освіти у вищій школі. Поняття про зміст освіти вищої школи та його проектування. Характеристика н...
6377. Графічна репрезентація даних статистичних досліджень 45.5 KB
  Тема 3. Графічна репрезентація даних статистичних досліджень. ПРИКЛАД 1. Спостерігали за 35 підлітками (а згодом - молодими людьми) у віці від 10 до 18 років, щороку фіксуючи, на скільки кожний з них виріс. Після цього визначили вік, протягом я...
6378. Захисник при перегляді судових рішень в порядку виключного провадження 77.5 KB
  Захисник при перегляді судових рішень в порядку виключного провадження План: Загальна характеристика та підстави перегляду судових рішень в порядкувиключного провадження. Поняття нововиявлених обставин та їххарактеристика. Захис...
6379. Бізнес-план в умовах ринкової системи господарювання 33.15 KB
  Бізнес-план в умовах ринкової системи господарювання Цілі: Особливості господарювання виноробних підприємств З'ясувати сутність і призначення бізнес-плану Визначити цілі розробки бізнес-плану Визначити види та о...
6380. Структура, послідовність розробки та оформлення бізнес-пл 25.77 KB
  Структура, послідовність розробки та оформлення бізнес-плану Цілі лекції: Ідентифікувати чинник, що впливають на зміст бізнес-плану. Визначити логіку опрацювання бізнес-плану. Засвоїти основні правила оформлення бізнес-плану. ...
6383. Продукт та ринок 101 KB
  Продукт та ринок З'ясувати цілі складання і визначити структуру розділу Галузь, підприємство та його продукція. Охарактеризувати зміст параграфів розділу Галузь, підприємство та його ...