84082

Нервная система, принципы нервной регуляции

Доклад

Биология и генетика

Нервная система – одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию и регуляцию протекающих в организме процессов и устанавливает взаимосвязь с внешней средой. Изучает ее работу – неврология.

Русский

2015-03-17

46.5 KB

1 чел.

Нервная система, принципы нервной регуляции.

Нервная система – одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию и регуляцию протекающих в организме процессов и устанавливает взаимосвязь с внешней средой. Изучает ее работу – неврология.

Функции нервной системы:

1. Восприятие раздражителя.

2. Проведение и обработка информации.

3. Формирование ответных и приспособительных реакций, включая ВНД и психику.

По топографическому принципу нервная система делится на:

- центральную;

- периферическую.

К центральной относят головной и спинной мозг, к периферической – СМН и ЧМН с их корешками, ветвями, нервными окончаниями и ганглиями.

Нервная система делится на:

- соматическую;

- вегетативную (автономную).

Соматическая нервная система регулирует взаимоотношения между организмом и внешней средой, а вегетативная – внутриорганизменные связи. Она имеет две части: симпатический отдел и парасимпатический. Структурно – функциональной единицей нервной системы является нейрон, многоугольная клетка с отростками. Тело клетки – трофический центр, отростки – аксоны (передают возбуждение от тела клетки) и дендриты (к телу клетки). Все нейроны объединяются с помощью синапсов. Виды нейронов:

  1.   чувствительные (афферентные) – от рецепторов к ЦНС, их тела лежат в ганглиях вне головного и спинного мозга.
  2.   вставочные (замыкательные, ассоциативные, кондукторные) – передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны.
  3.   эфферентные (эффекторные, двигательные) – по аксонам проводят импульсы к рабочим органам, их тела лежат в ЦНС или симпатических и парасимпатических ганглиях.

Основной формой нервной деятельности является рефлекс (отражение). Это причинно обусловленная реакция организма на раздражение, осуществляемая при обязательном участии ЦНС. Явление центрального торможения и открыл и создал учение о рефлексах головного мозга И.М.Сеченов. Экспериментально обосновал основные принципы условнорефлекторной деятельности полушарий головного мозга И.П. Павлов. Учение о доминанте – господствующем очаге возбуждения в головном мозге – было разработано А.А.Ухтомским. Структурную основу рефлекторной деятельности составляют нейронные цепи из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Они образуют путь, по которому проходят нервные импульсы от рецепторов к исполнительному органу – рефлекторная дуга. Она имеет части:

  •  рецептор;
    •  рефлекторный путь;
    •  эфферентный путь;
    •  эффектор;
    •  обратная связь.

Это замкнутое образование с обратной связью, которая обусловлена наличием в рабочем органе рецепторов, которые информируют рефлекторный центр о правильности выполненной команды. Существование обратной связи в функциональных системах позволяет производить постоянные коррекции любых реакций на любые изменения условий внешней и внутренней среды. Рефлекторная теория основана на 3 принципах:

  1.  детерминизм
    1.  анализ и синтез
      1.  структурность

Принцип детерминизма (причинности) подразумевает господствующую роль раздражителя, т.е любое действие осуществляется только на свой раздражитель. Гипотеза о функциональной системе имеет ряд отличий в оценке рефлекторного акта:

  •  афферентный синтез – распознавание раздражителя – начинается в чувствительной части рефлекторного кольца
    •  принятие решения – раздражений много, а ответная реакция должна быть одна – когда нам надо почесать затылок, мы не убегаем и не поем.
      •  Интеграция возбуждения на эфферентном направлении - рефлекторный механизм
        •  Результат действия – центральный пусковой узел – поведенческий акт
        •  Обратная связь – несет информацию о результате к аппарату предсказания, где происходит механизм сличения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81127. Українська хата. Обереги 73 KB
  Мета: навчити розрізняти давню українську хату від будинків сьогодення; розширити і поглибити знання дітей про особливості українського інтер’єру значення оберегів; розвивати мовленнєві уміння збагачувати словниковий запас засвоїти назви предметів українського побуту...
81128. Безопасное поведение дома. Пользование бытовой техникой. Причины возникновения пожаров, аварий. Осторожное отношение к лекарствам 61 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания детей о поведении в чрезвычайных ситуациях; научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях; работать с памятками безопасного обращения с огнем, электроприборами, лекарствами, газом, поведения в ситуации «Один дома»...
81129. Человеческие добродетели. Добро начинается с тебя 43 KB
  Цель: продолжить знакомить учащихся с человеческими добродетелями; учить характеризовать действия и явления как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; воспитывать чувство доброты сопереживания щедрости.
81130. Зима щедра святами 49 KB
  Бесіда Які свята ми святкуємо взимку Якого свята чекаєте з нетерпінням Чому Вірш учень 1 Хоч рік Новий іще не близько Хоч холодно надворі й слизько Та до нас вже скоро Миколай прийде до школиІ принесе усім гостинці Та подарунки у торбинці. Бесіда Яке свято приходить у кожен дім разом з ялинкою?
81131. Надзвичайні ситуації. Дитина та аварійна ситуація 44.5 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про аварії, їх негативний вплив на життя людини; навчити правил поведінки під час аварій на підприємствах; виховувати самодисципліну, рішучість, милосердя. Обладнання: зошит, підручник, картки, мультімідійна дошка.
81132. Узагальнення знань з теми «Усна народна творчість». Опрацювання казки А. Дімарова «Для чого людині серце». Добір спільнокореневих слів та зміна форми слова для перевірки слів з ненаголошеними (е, и) в корені слова 94.5 KB
  Розвивати увагу, спостережливість, уміння аналізувати, робити висновки. Виховувати почуття доброти. Таблиці, роздатковий матеріал для роботи в парах, групах, малюнок до казки, музика для проведення фізкульт-хвилинки, зірочки жовтого, помаранчевого і червоного кольорів, малюнки з різними виразами облич...
81133. Буква Єє на позначення звукосполучення «йе» 36.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з буквами Єє та їх звукоим значенням; формувати навички швидкого, правильного, свідомого читання; удосконалювати навички звукового аналізу слів; розвивати зв’язне мовлення учнів; виховувати в учнів бажання бачити красу рідної природи.
81134. Узагальнюючий урок за темою «Слова-назви дій предметів» 48.5 KB
  Мета: Формувати ключеву компетентність вміння вчитися. Узагальнити і систематизувати знання про дієслово, як частину мови, його граматичні ознаки. Виховувати почуття любові до рідної мови, інтерес до її вивчення. Розвивати фонематичний слух, зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес.
81135. Україна – моя Батьківщина 74.5 KB
  Розширити знання учнів про Батьківщину, формувати громадянські якості: патріотизм, людяність, працьовитість; соціальну та загальнокультурну компетентність; національну свідомість школярів; розвивати бажання брати посильну участь у розбудові держави, наполегливо вчитися...