84086

Основные подходы к типологии государств

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства формационный и цивилизационный. выражал классовый подход к сущности государства. Четырем из них соответствуют четыре типа государства: 1 нет 2 рабовладельческое 3 феодальное 4 буржуазное капиталистическое 5 социалистическое Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими.

Русский

2015-03-17

21.4 KB

2 чел.

Основные подходы к типологии государств

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

I. Формационный подход

Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства.

В основу формационного подхода положено учение Маркса об общественно-экономической формации.

В своих ранних работах Маркс выделял три макро-формации:

1. архаичная;

2. экономическая;

3. коммунистическая.

Государственно организованное общество существует только в рамках экономической общественной формации.

В рамках экономической общественной формации Маркс выделял 4 способа производства:

1. азиатский;

2. античный;

3. феодальный;

4. буржуазный / капиталистический

Этим способам производства соответствуют типы государств:

1. Восточное

2. Античное

3. Феодальное

4.буржуазное / капиталистическое

Однако в более поздних работах эти идеи Маркса не получили дальнейшего развития. Они были существенным образом модифицированы. Речь стала идти об общественно-экономической формации.

В истории развития общества было выделено 5 общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная

2) рабовладельческая,

2) феодальная,

3) капиталистическая (буржуазная),

4) социалистическая.

Четырем из них соответствуют четыре типа государства:

1) нет

2) рабовладельческое

3) феодальное

4) буржуазное / капиталистическое

5) социалистическое

Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Недостатки формационного подхода: многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход

В рамках данного подхода предполагается, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития.

В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).

А. Дж.Тойнбидал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков.

Он обосновал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Возникновение, рост, надлом и разложение происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации.

Венгеров в соответствии с периодами исторического развития выделил три типа цивилизаций:

• Первый: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

• Второй: особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

• Третий: современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

По уровню организации Венгеров выделял два типа цивилизаций:

- первичные (огромная роль государства, слияние государства с религией в политикорелигиозный комплекс)

- вторичные (нет связи государства с религией, двойственное положение правителя: ему повинуются, но он сам не может нарушать сакральные принципы и заветы).

Классификация государств на основе цивилизационного подхода плохо разработана, страдает схематичностью и нечеткостью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54519. Экономические блага и их классификация 18.69 KB
  Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.
54520. Расскажи сказку 48 KB
  Кто их сочиняет Какие имена композиторов вы знаете А какие музыкальные сказки вы знаете Вы знаете что Пушкин написал Сказка о царе Султане а Римский Корсаков написал музыкальную сказку о Царе Султане Но сегодня мы будем говорить о С. Беседа Начнём сегодня сказочный урок с того что послушаем сказку Прокофьева. Внимательно слушаем а потом вы расскажете какую же сказку нарисовала музыка А весёлая это сказка или грустная Кто главные герои Няня стала рассказывать с самого начала или позже Так добрая это...
54521. Від симфонії до скульптури 2.43 MB
  Чи можна стверджувати що окремий вид мистецтва живопис музика література скульптура є кращим ніж інші бесіда з використанням ілюстрацій з різних видів мистецтва висновок: Ні не можна тому що: Живопис скульптура достовірно зображує предметні явища Література розкриває зміст певних понять Музика передає душевний стан людини його настрій Всі види мистецтва доповнюють один одного підсилюючи сприйняття...
54523. My favourite film 272 KB
  What do we usually do in our free time? Well, yes, we read books and magazines, listen to music, walk with our friends and watch TV. So, out lesson will be connected with TV programs, especially with films. We’ll speak about types of films, work over some texts, do different tasks, speak about your favourite films and present your project works.
54524. Meet My Friend 96 KB
  Brother Rabbit took the two carrots to Brother Goat’s house. Brother Goat was not at home. Brother Rabbit put the carrots on the table and went away. Brother Goat saw the carrots on the table and thought; “Oh, what good friend I have. I should be a good friend too. It’s winter now. Brother Rabbit has not got any food to eat. I must help him.” So he ate one carrot, took the other and ran to Brother Rabbit’s house.
54525. My Land 50 KB
  Objectives: to expand students’ vocabulary to involve students into reading, writing, communicative activities, to develop students’ thinking
54526. MY NATIVE LAND-OUR GLORIOUS DONBAS 1.37 MB
  To begin with, I want to draw your attention to the quotation on the blackboard: He, who loves not his land, can love nothing. These wonderful words belong to the great poet G.G. Byron. His love to his land was deep and passionate. He could not imagine his life without his Highlands. He was so devoted to it, for him there was nothing like his Homeland. I think these Byron's words can be the motto of our lesson.
54527. MY SCHOOL LIFE 66.5 KB
  Do you know what schools are in Great Britain. Let`s watch the video about schools in England and while watching write down the number of the pictures 1-7 in the order that you see them and write a subject under each picture.