84097

Антидемократические государственно-правовые режимы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни к всеохватывающей власти; общество полностью отчуждено от политической власти но оно не осознает этого ибо в политическом сознании формируется представление о единстве слиянии власти и народа; господствует монопольный контроль над экономикой средствами массовой информации культурой религией и т. фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной...

Русский

2015-03-17

25.92 KB

1 чел.

Антидемократические государственно-правовые режимы

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господ- ствующей идеологии.

Термин «тоталитаризм» (от лат. totalis) означает «весь, целый, полный». Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С 20-х гг. начинается период становления и укрепления антидемократического тоталитарного строя на Апеннинском полуострове.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный политический режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть.

Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие: —

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; —

общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа; —

господствует монопольный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни; —

государственная власть формируется на бюрократической основе, по закрытым каналам, окружена секретностью и недоступна для контроля со стороны граждан; —

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; —

властвует одна партия, происходит фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрещена легальная деятельность оппозиционно настроенных сил; —

права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации. —

фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; —

деятельность репрессивных государственных органов полностью бесконтрольна.

Авторитарный (от лат. auctoritas — власть, влияние) режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче, шире применяет репрессии.

Авторитарный режим — государственно-политическое состояние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основными чертами авторитарного политического режима являются следующие: —

в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства (или конкретного сильного лидера) при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; —

игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные структуры подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; —

суд выступает, по сути, вспомогательным наряду с ним могут действовать и внесудебные органы; —

сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; —

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор; —

сохраняется цензура, «полугласность»; —

допускается частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются; —

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности данного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный (военно-диктаторский, военно-полицейский) режим основан на власти реальных руководителей вооруженных сил или спецслужб, устанавливается в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, активно участвует в реализации как внутренних, так и внешних функций государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает помимо армии и спецслужб большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т. п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Типичный пример: военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), в Аргентине, Боливии, Парагвае в недавнем прошлом, в государств Тропической Африки.

Следует указать отличия авторитарных режимов от тоталитарных: 1)

если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, не охватываемых государственным контролем; 2)

при тоталитарном правлении осуществляется массовый систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательных репрессий, направленных на предотвращение возникновения оппозиции или ее ослабление.

Имеет право на существование концепция, рассматривающая классический немецкий и итальянский фашизм (тоталитаризм) как крайнюю форму авторитаризма.

Фашистский режим по своей сути есть радикальный тоталитаризм6. Государствами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г., а первые фашистские политические организации появились в 1919 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было утверждение господства арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая.

Фашизм устанавливается в кризисных ситуациях, когда традиционные буржуазно-демократические институты не срабатывают, а проводимая государственная политика оказывается или ошибочной, или неэффективной.

Причины появления фашизма в 20—30-х гг. XX в. в Западной Европе: 1)

глубокий социально-экономический кризис, приведший к резкому падению производства, массовой безработице; 2)

стагнация и кризис в развитии западного либерализма и буржуазной культуры; 3)

радикальные изменения в социальной структуре буржуазного общества, обусловленные экономическим кризисом и необходимостью модернизации производства; 4)

слабость тогдашней государственной власти, не имевшей развитых традиций парламентаризма и многопартийности.

Способствовали распространению фашистской идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.

Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Все в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников и лидер итальянского фашизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57528. Проблеми жінки у світі. Статус жінки у суспільстві (The problems of a woman in the world. The status of a woman in the society) (Граматичний матеріал) Пряма/Непряма мова - Direct/reported speech) 53.5 KB
  Everyone knows that men and women are very often confused by each other (it`s not surprising). The author of the international bestseller John Gray says it is so because they are from different planets. Men are from Mars, women are from Venus.
57529. Письменники англомовних країн. Книги в нашому житті 54 KB
  Розвиток навичок аудіювання з метою вилучення інформації з прослуханого тексту; активізація вживання граматичних структур Past Indefinite Passive в усному мовленні; Виховувати в учнів почуття любові та інтерес до книги. Розширювати літературний кругозір учнів.
57530. Свята в англомовних країнах 50 KB
  Освітня Познайомитись з традиціями англомовних країн Познайомитись з історією деяких свят Виховна Виховувати в учнів повагу до традицій інших народів.
57531. Защита окружающей среды на Украине 58 KB
  The problem of environment protection has become of vital importance not obly in Ukraine. After watching some shots you must answer the question: What will we do to help to protect the environment?
57533. Урок – засідання літературного гуртка, присвячений В. Шекспіру 105 KB
  Good afternoon, children. I am glad to see you. How are you ? I think you are healthy and are in a good mood. O.K. Our lesson is not traditional today. Imagine yourselves to be the members of the English literary circle.
57534. Daily Routines 194 KB
  The practical aim: to revise a vocabulary of the lesson, to make children more active in using this vocabulary. The developing aim: to practice pupils in speaking, writing, reading and listening.
57535. УКРАЇНА. МОЄ РІДНЕ МІСТО 101 KB
  Today we continue to speak about Ukraine, our Motherland, mainly about our native town Hlukhiv. We have to generalize and enlarge our knowledge on the topic, to improve speaking and reading comprehension skills.
57536. WELCOME TO GREAT BRITAIN 58.5 KB
  Good morning, children. I am glad to see you again. The weather is fine today, the sun is shining brightly in the blue sky, it is warm, the birds are twittering, the air is full of freshness and aroma of flowers.