84112

Правовое государство и теоретические основы и практика

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Теория правового государства берет свои истоки из периода античности. Таким образом у Аристотеля мы находим признак правового государства верховенство права. В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н.

Русский

2015-03-17

24.77 KB

5 чел.

Правовое государство и теоретические основы и практика

Теория правового государства в своем развитии имела периоды подъема, свои циклы в зависимости от обострения социально-политических процессов, как правило, в переходные периоды от одной экономической формации к другой.

Теория правового государства берет свои истоки из периода античности. Основными ее источниками являются идеи Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона, которые мы находим в известных их трудах «Государство», «Политик», «Законы», «Политика», «О государстве», «О законах», «Об обязательствах» и в других произведениях мыслителей, юристов, историков (Плутарх), писателей (А. Сенека) Древней Греции, Вавилона, Рима, Индии, Китая, Египта и других стран Древнего мира. Если обратиться к Аристотелю (384 - 322 гг. до н. э.), то он писал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя» См.: Аристотель. Политика. М., 1911. С. 165.. Таким образом, у Аристотеля мы находим признак правового государства - верховенство права.

Следующий этап теоретической разработки данной проблемы приходится на период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества, на так называемую эпоху Возрождения (Ренессанса). В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н. Макиавелли, Ж. Бодена и Г. Гроция. Н. Макиавелли видит сущность государства в том, чтобы оно обеспечивало защиту имущества и безопасность для каждого гражданина, не позволяя государству доминировать над личностью. Ж. Боден считает, что наиболее правильное государство -- это такое государство, которое осуществляет правовое управление, обеспечивает права и свободы человека.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций аспектам теории правового государства уделяется пристальное внимание также в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Гольбаха, Т. Джефферсона. Особое значение они придавали обеспечению свободы личности, ограждению ее от административной воли государства, подчинив последнее праву.

К концу ХVIII века теория правового государства получила значительное развитие, а к началу XIX века сложилась теоретическая мысль о правовом государстве, в которой на достаточной научной базе были обоснованы три принципа: 1) верховенство закона; 2) связанность во взаимоотношениях государства и личности правом; 3) разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной). Элементы теории правового государства в этот период оттачивала также прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Спенсера, Л. Дюги, Р. Фон Моля, Ж. Руссо. Как и их предшественники, они в своих работах основное внимание уделяли свободе личности и проблеме подчинения праву самого государства, дабы избавить граждан от произвола чиновников. Р. Иеринг писал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретая окончательную правовую прочность.

Он высказал идею о государстве, представляющем общие интересы народа, являющемся юридическим лицом (союзом) народа и достигшем общечеловеческих солидарных интересов, направленных на прогрессивное развитие общества.

Это теоретическое предположение явилось дальнейшим развитием «договорной» теории Ж.Ж. Руссо, который разработал основные теоретические положения гражданского общества. Стало ясно, что одним из условий реализации идеи правового государства, его успешного функционирования является наличие развитого гражданского общества.

Заслуга создания философских основ теории правового государства принадлежит И. Канту. Он обращал пристальное внимание на необходимость государства опираться на право и руководствоваться им в своей деятельности. Кант считал, что в правовом государстве «гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину». Кант И. Соч. Т.4. Ч.II С.233. Значительно развил идеи о правовом государстве в своей работе «Философия права» Г.В.Ф. Гегель. Он считал, что совершенное государство свою деятельность должно осуществлять на правовой основе, реализуя свободу человека. Обращал внимание на то, что взаимоотношения государства и личности должны строиться в соответствии с предписаниями норм права, они должны быть связаны между собой правом. Он предлагает ослабить неправовые принудительные функции государства. В результате развития идей правового государства этими мыслителями открывается еще один важный признак - связанность государства и личности правом.

В начале XIX века идеи правового государства разрабатываются и в России: они заняли значительное место в трудах Д.М. Писарева, А.В. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других. Ю.И.Шелестов отмечает, что в это время «процесс становления правового государства…был результатом подражающей модернизации «сверху» и поэтому частично осуществлялся лишь институционально, не сопровождаясь существенным изменением правовой культуры. Никому другому, как Александру II принадлежат слова: «Я готов дать гражданам Конституцию, но где же граждане?» Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства //Вестник Московского университета. Серия 12. - 1997 - №2 (март-апрель). С.78..Теоретическую же завершенность учение о правовом государстве получило в работах ученых-юристов России В.М. Гессена, Н.М.Коркунова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А.Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого, Б.Н. Чичерина, А.И. Елистратова, Л.И. Тарановского и других. Если проанализировать основные положения их работ о правовом государстве, то они сводятся к следующему. Для формирования правового государства необходимо, чтобы оно функционировало на основе принципов верховенства права, всеобщей справедливости, связанности государства и личности правом, разделения властей. Хотя прямо и не указывается, гражданское общество является одним из условий возникновения и функционирования правового государства. Есть понимание того, что без развитого гражданского общества не может быть правового государства. Как о признаках правового государства говорится о правовой культуре, стабильности в обществе и т.д. Ими делается вывод о том, что конституционная монархия вполне способна прогрессировать и стать правовым государством, а от него осуществить качественный переход к культурному государству Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. - Орел: Издательство ОРАГС, 2003.- С. 215.. Особое значение придается подчинению государства праву.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15865. ФИЛОСОФСКАЯ ИННОВАТИКА КАК ВИД ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА 60.5 KB
  ФИЛОСОФСКАЯ ИННОВАТИКА КАК ВИД ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА В современных публицистических научных экономических политических публикациях и комментариях все большее внимание уделяется инновациям и инновационной деятельности. Это уже не столько общее место сколько н...
15866. Специфика отбора в социально-биологическом кризисе в эпоху турбулентного капитализма 53 KB
  Тезис об инновационном характере философского знания в отношении науки и образования лишь на первый взгляд кажется странным. В действительности же, по нашему мнению, концепты «социальное прогнозирование и проектирование», «прогностический конструктивизм», «совершенствование деятельности общества и государства по управлению»
15869. Роль научной философии в становлении и развитии социологии религии 156 KB
  РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИИ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ Социологическое конкретнонаучное исследование процессов религиозности и секуляризации в современном глобальном обществе рискующем окончательно зайти в тупик этноконфессионального партикуля
15871. Марксизм VS экзистенциализм 227.33 KB
  В.С. Гриценко к. филос. н. доц. МАРКСИЗМ VS ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ2 Меня всегда настораживала мнимая непримиримость теоретических оснований экзистенциализма и марксизма старательно подчеркиваемая как той так и другой стороной. Я не ставлю себе целью помирить эти фило...
15872. Эволюция физической формы материи и единый закономерный мировой процесс 74 KB
  В.Ф. Панов д. физ.мат. н. проф. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЫ МАТЕРИИ И ЕДИНЫЙ ЗАКОНОМЕРНЫЙ МИРОВОЙ ПРОЦЕСС Уровень изучения природы и общества в современном мире требует от философии перехода от абстрактновсеобщей диалектики доказавшей что развитие во всем мире осу...