84128

Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие)

Доклад

Логика и философия

Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство – это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...

Русский

2015-03-17

36.64 KB

0 чел.

Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие).

В русской религиозной философии наиболее часто разрабатываемыми были следующие темы:

1. Христианское осмысление взаимоотношений между миром божественным и миром тварным (сотворенным Богом).

2. Христианская концепция смысла человеческой истории.

3. Проблемы религии и нравственности, веры и разума, отношений Бога и человека.

Главными особенностями этой философии являются:

1. Доминирование моральной установки, где основными вопросами человеческой жизни выступают не экономические или политические проблемы, а религиозно-нравственные искания.

2. Бескомпромиссный максимализм в вопросах отстаивания христианских ценностей.

3. Вселенская масштабность рассматриваемых проблем.

4. Изначальное наличие Бога в самом методе философского исследования, где Бог выступает в качестве самоочевидной данности, только из которой и могут разворачиваться любые рассуждения.

5. Не классический, возвышенный, одухотворенный, почти поэтический стиль изложения.

Выделяют четыре главных течения в русской религиозной философии:

1. Официальное церковное богословие. Связанно с традицией монашеских писаний, аскетических подвигов и молитвенных экстазов. В основном подчинено проблемам отношения Бога и человека в христианской вере. Разрабатывается строго в рамках ортодоксальных догматов (в рамках Православия).

2. Богословское течение, основанное на идеях духовной свободы и соборности. Более мирское по спектру рассматриваемых тем. Основные проблемы – попытка разработать христианскую концепцию истории человечества, её источник, смысл и цель. Разрабатывается также в рамках Православия, но более в духовно-нравственном, чем в догматическом аспекте.

3. Христианский платонизм, шеллингианство, софиология. Скорее общефилософское, чем богословское направление, христианизирующее достижения философии и науки. Рассматривает глобальные проблемы бытия, истории и культуры с точки зрения христианства.

4. Эсхатологизм. Философское осмысление места и значения человека в истории, культуре и вере.

Все эти течения в чем-то содержат общие положения, в чем-то расходятся друг с другом, но все они стремятся познать действительность как некое цельное единство.

Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ «ВСЕЕДИНСТВА» ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА.

По Соловьеву всеединство – это органическое единство всего мира, которое осуществляется в двух видах:

1. Положительный вид всеединства. Здесь единое действует на пользу всех своих частей, обеспечивая их полноценное бытие.

Обычно всеединство этого рода создается чем-то, что является общим для всех частей единого (в материализме это материя, в идеализме – это Идея, Разум, Абсолют, в богословии – Бог).

2. Отрицательный вид всеединства. Это ложное единство, которое или существует за счет своих частей, не давая им ничего взамен, или вообще действует им в ущерб, подавляет их, сводит к состоянию качественной пустоты, и, как состоящее из множества пустого, само в совокупности является качественно пустым.

3. Следовательно, ключевым для мирового бытия является положительное всеединство, которое сохраняет и усиливает все части единого, чем и образуется мир.

4. Это положительное всеединство частей не есть сами эти части, поскольку оно (всеединство частей) является чем-то, что является общим для каждой из них, но не они сами, потому что:

– если бы всеединство находилось в составе всех отдельных частей бытия, то, в этом случае, каждая из этих отдельных частей не только должна быть причастной всеединству, но она должна быть причастной и всем другим частям всеединства, поскольку в каждой из них был бы общий для всех элемент всеединства. Но картина бытия этого не подтверждает – все части бытия разные, существуют обособленно и ни одна из них не причастна всем другим частям.

– всеединство не может находиться в составе какой-то одной части бытия, потому что каждая отдельная часть есть только то, что она есть, и причастна в этом только самой себе, а всеединство причастно всем частям сразу.

Таким образом, Всеединство своей сопричастностью к каждой из частей собирает их в единое, но остается вне любой из них.

5. Следовательно, у всего мира есть нечто внешнее ему, некое Всеединство, общее для всех его частей, которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир.

То есть – мир существует настолько, насколько существует его Всеединство.

6. Следовательно, Всеединство, образуя из множества частей единое, давая всем частям мира истинное и полноценное совместное бытие, тем самым проявляется в них и реализуется в них, наделяя их возможностью существования через собственное существование.

7. Таким образом, Всеединство мира есть нечто, существующее в двух различных состояниях своего бытия:

в одном из них оно является Абсолютом (Богом), общим основанием для всего бытия и пребывает в собственной сфере Своего пребывания;

– а в другом состоянии оно пребывает в материальном мире, реализуясь и проявляясь в нем в разных вещах и явлениях.

8. Но единый Абсолют (Бог), не может быть разорванным на две совершенно отдельные друг от друга сферы бытия, пребывая в каждой из них в отдельности от Себя Самого. Абсолют (Бог), являясь всеединством мира, прежде всего, должен обладать единством с Сами Собой. И это единство Абсолюта с самим собой обеспечивается посредничеством Софии (Премудрость Божья, содержащая в себе идею мира) между Абсолютом (Богом) и множеством вещей материального мира, в которых Он реализуется.

9. Следовательно, мир содержит в себе и божественное (идеальное), и тварное (материальное).

Тварное (небожественное) содержит в себе материальный элемент и стремится восстановить своё всеединство с Богом, чем и определяется весь исторический процесс развития мира и чем определяется то, чем должна завершиться вся история мира.

10. Конечным этапом развития мира, завершением его истории, следовательно, является утверждение его всеединства в виде Царства Бога после воскресения всех умерших.

Другой русский религиозный философ, Николай БЕРДЯЕВ, также понимал историю эсхатологически, то есть верил, что у нее будет осмысленный и спланированный Богом конец в назначенный срок.

Эсхатологизм у Бердяева сочетался с персонализмом, то есть с верой в то, что Бог это не безликий Абсолют или чуждая человеку безличностная Необходимая Причина мира. Бог – это неравнодушная к человеку Личность, участвующая в судьбе каждого человека и в общей истории человечества. Поскольку, исходя из персонализма, человек это любимое дитя Бога, а, в этом случае, личность человека – это высшая ценность тварного бытия, то, по Бердяеву, свобода человека должна стоять по значению выше всех условий бытия.

Свобода человека должна быть безусловной ценностью, которую нельзя ни с чем сравнить и нельзя ничем измерить по уровню значимости. Свобода личности человека – превыше всего, и, следовательно, тварный мир не может быть целью истории, так как в истории тварного мира человек всего лишь меняет одну несвободу на другую, никогда не становясь свободным.

Ведь человек был полностью рабом природы, и, вроде бы, освободился от неё, создав цивилизацию. Но при этом он тут же стал рабом цивилизации – своего государства, своей национальности, своего социального положения и т.д.

С развитием науки и техники человек стал еще и рабом машин и производственных технологий. Таков тварный мир с его историей, где каждое новое условие существования этого мира превращается в несвободу для человека, вынужденного эти условия соблюдать.

Подлинную свободу человек может обрести только тогда, когда в его историю, в историю тварного мира, проникнет метаистория, то есть, существующее само из себя, безо всяких внешних условий, безусловное Царство Божие.

Сергей БУЛГАКОВ также делит всё сущее бытие на мир божий и на мир тварный, но полагает, что они тождественны, поскольку, по его мнению, мир Божий есть «София Божественная», а мир тварный – есть «София тварная».

Оба этих мира содержат в себе Софию, и, поскольку София причастна и тому, и другому миру, оба этих мира единосущи.

Следовательно, мир тварный, сотворенный Богом, есть не что иное, как обнаружение через посредничество Софии Самого Бога.

Но для полного воплощения Бога в тварном мире необходима христианизация этого мира. Поэтому исторический прогресс Булгаков понимает не как социальное или экономическое явление, а как путь человечества к торжеству христианских заповедей и к восстановлению с Богом, что и является смыслом всей истории.

ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И БРАТЬЯ ТРУБЕЦКИЕ, Евгений и Сергей, продолжили разработки целостной христианской концепции бытия с позиций всеединства.

Флоренский попытался создать новую метафизику, некую новую систему религиозно-философского знания, в которой научные и философские достижения интегрировали бы с основами христианской веры.

Евгений Трубецкой занимался вопросами смысла жизни и сводил его к христианству, в котором божественное и человеческое неразделимо, но и не соединимо, что говорит именно о всеединстве Бога и мира.

Сергей Трубецкой делал акцент на всеединстве веры и разума, для чего обратился к античному понятию Логоса, который, как он полагал, соединяет в своем смысле духовную природу христианства и разумное устройство физического космоса.

Русская религиозная философия со своими традициями всеединства и софиологии была прервана политическими изменениями в государственном устройстве России – свержением монархии, буржуазной революцией, а затем наступлением атеизма и религиозных репрессий большевиков. Часть философов была выслана за границу, часть эмигрировала самостоятельно, часть репрессирована.

Основные термины

АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.

АСКЕТИЗМ – образ жизни, исповедующий подавление чувственных желаний, добровольное истязание тела и ограничение на общение с другими людьми.

БОГОСЛОВИЕ – система теоретического знания о Боге.

ВСЕЕДИНСТВО – органическое единство всего мира, находящееся вне мира и наделяющее мир способностью существовать.

ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике.

ЛОГОС – мировой разум, управляющий бытием.

ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систему.

МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

МИРСКОЕ – внецерковное.

ОРТОДОКСИЯ – принцип строгого следования признанным раз и навсегда догматам какого-либо учения.

ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозное учение о мире, как сотворенном высшей личностью Бога, и о личности человека, как высшей ценности этого мира.

ПРАВОСЛАВИЕ – христианское верование, основывающееся на догматах первых семи Вселенских соборов христианских церквей 4-8 вв.

СОБОРНОСТЬ – принцип организации бытия, в котором множество собирается в органическое единство силой взаимной устремленности друг к другу его элементов.

СОФИОЛОГИЯ – учение о Софии в русской религиозной философии.

СОФИЯ – в русской религиозной философии Премудрость Божья, присутствие божественного знания в мире.

ТВАРНОЕ (тварность) – сотворенное Богом материальное бытие.

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и о том, что за ним последует.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74991. День Святого Миколая 34.5 KB
  Найбільшою пошаною в народі відзначалося свято Миколи, який вважається покровителем бідний і знедолених та заступником рибалок і моряків. Святого Миколу вшановують два рази на рік: 22 травня і 19 грудня.
74993. Твой первый миллион 72.5 KB
  Цель: установить коэффициент интеллекта участников, расширить кругозор, активизировать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, заинтересованность в чтении дополнительной литературы; воспитывать целеустремленность, смелость, решительность.
74994. MINI GAMES 76.5 KB
  Цель: развитие коммуникативного подхода к обучению английского языка. Игры приобретают особое значение, в изучении иностранного языка, способствуя развитию мотивации к изучению, тренировке и развитию речевой деятельности.
74995. Історія розвитку моди 121 KB
  Мета. Підсумувати і збагатити знання учнів про моду й модні тенденції в одязі, розширити світогляд, викликати інтерес до професій художньо-естетичного циклу; сприяти розвитку творчого мислення, фантазії; виховувати естетичний смак, творче ставлення до праці...
74996. Монолог. Вибирати інтонацію 43 KB
  Мета: познайомити учнів з терміном монолог його значенням; вчити відшукувати монолог в тексті; підбирати відповідну інтонацію; будувати та читати монолог; вміти розрізняти монолог від діалогу; розвивати монологічне та діалогічне мовлення; виховувати культуру мовлення та спілкування.
74998. Дед Мороз и Санта Клаус. Выполнение работы в технике оригами 37.5 KB
  Цель: ознакомить учащихся с традициями новогодних и рождественских праздников ;совершенствовать умения изготавливать изделия из бумаги в технике оригами; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать аккуратность, терпение, интерес к работе.
74999. Українська народна іграшка. Лялька-мотанка 41.5 KB
  Мета. Ознайомлення учнів з історією виникнення ляльки, різновидами матеріалів, з яких виготовляли, сформувати уявлення про способи виготовлення, стимулювати розвиток ініціативності, самостійності, сприяння розвитку творчої активності, навичок самоосвітньої діяльності...