84129

Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)

Доклад

Логика и философия

Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...

Русский

2015-03-17

36.2 KB

2 чел.

«Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так называемая «Русская идея», которая объявляла, что Россия должна будет выполнить миссию всемирно исторического значения по объединению всех народов в будущей общечеловеческой цивилизации на основах христианства. Только Россия способна выполнить эту миссию, поскольку Россия, как никакая другая страна, сохранила истинное христианство и его святость, и этой святостью приведет все остальные народы ко всеобщему спасению.

Владимир СОЛОВЬЕВ выражал идею святости России понятием «Святая Русь», в которое вкладывал некий русский национальный идеал святости, смысл которого не ограничивается только тем, чтобы стать духовным ориентиром для народа, но и предусматривал решение исторически очень практической задачи: соединить распавшиеся христианские церкви и духовно примирить Восток с Западом в единстве христианства. Это и есть то святое дело, на которое Святая Русь призвана историей.

Помимо святости, как государства-столпа истинного христианства, исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера, особенностями русской души.

По Бердяеву русский национальный характер сформировался под воздействием двух противоположных начал, каждое из которых, в свою очередь, сформировало в характере народа взаимно противоположные качества, делающие этот характер уникальным. Этими началами являются:

1. Природная стихия. На характер народа не может не влиять такое историческое обстоятельство, как необъятность его земли. В соответствии с этим русская душа характеризуется широтой, стремлением к вольности, к первобытному, языческому слиянию с природой, к стихийности и к разгульности.

Но, с другой стороны, для того, чтобы удерживать столь большие территории, необходима максимальная централизация государственной власти. В результате этого в России сложилась традиция безоговорочно и полностью подчиняться решениям центральной власти, как индивидуально каждому человеку, так и всем социальным структурам.

В итоге у русских людей сформировалась привычка во всём полагаться на центральную власть. Русский человек веками знает, что центральная власть всё сделает сама, как на стадии принятия решения, так и в части принятия на себя ответственности за последствия. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера, как:

слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины.

2. Аскетическое Православие. Православие – это христианская религия, так называемого, «восточного склада», и поэтому русский народ по своей душевной структуре народ восточный.

Но по своему геополитическому положению русский народ участвует в западной истории, находится в прямом контакте и в столкновении с западной культурой. Причем культурная элита народа в течение веков постоянно усваивает и ассимилирует западные идеи, которые затем прочно проникают в русскую жизнь.

В итоге, в русской душе исторически непрерывно происходит противостояние её восточного склада с западным элементом в образе мысли. Восточный, византийский склад характера устремляет русского человека к мечтательности, к неторопливости, формирует равнодушие к проблемам сегодняшнего дня, настраивает на духовную связь с потусторонним миром и аскетизм.

А западный образ жизни требует в это же время от него максимального напряжения воли, предприимчивости, жесткого самовоспитания, внимания к проблемам сегодняшнего дня, требовательности к обстоятельствам посюстороннего мира.

Всё это вместе предопределило особый национальный тип русского народа, отличающийся от западных национальных типов, прежде всего, тем, что русский человек равнодушен к истине, которая познается рационально или через различные рациональные идеи. Он вообще враждебен к идеям как таковым и враждебен даже к самому процессу мышления над идеями об истине, поскольку для него всякая истина уже изначально содержится в христианстве.

Поэтому путь к спасению всех народов (в эсхатололгическом смысле), который не может быть никаким, кроме, как только христианским, пролегает через истинно христианский русский народ и через истинно христианскую Россию, и в этом историческое предназначение и высокая судьба России и её народа.

Точно также считал особой роль русского народа и России для истории всего человечества Иван ИЛЬИН. При этом основной проблемой русского народа он считал задачу верного понимания им своей исторической миссии. Осознавая своё величайшее место в истории человечества, русский народ не должен предаваться мании величия или заносчиво отталкиваться от других народов. Самое главное для «Русской идеи» – это не исказить её истинное содержание, не преувеличить её значение, но и не уменьшить.

Для этого есть единственно правильный путь – проникать в глубину своей собственной русской самобытности и восходить уже оттуда к Богу. В процессе этого не надо искать ничего оригинального и выдающегося, надо просто всегда и во всем добиваться Божьей правды, и, не ограничиваясь только духовным опытом, переводить это в предметное служение.

Ильин исходит из того, что самобытность русского духа проистекает из наличия в нём первичных и вторичных сил души.

Первичные душевные силы русского человека определяют его национальный характер и отвечают за выбор образа действий в исторических процессах. Вторичные силы его души произрастают от первичных сил и получают от них свой закон.

К первичным силам Ильин относил духовные качества, исходящие из сердца русского человека:

свобода, созерцательность, вольность, совесть.

Вторичные силы формируются из первичных сил и представляют собой

волю, целеустремленную мысль, организованность.

Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные душевные силы русского человека очень сильны, и ему всего лишь следует поставить себе задачу выращивания из них вторичных душевных сил соответствующего уровня.

Добиваться этого следует по следующим направлениям:

1. Прежде всего, следует определиться, что русская религиозность должна по-прежнему незыблемо утверждаться на сердечном фундаменте первичных духовных сил. Главным в русской религии должен стать совестный элемент. Православие должно сохраняться и стать повседневной, живой и творческой христианскою совестью народа. При соблюдении этого условия в русской религиозности можно будет начать переход к выращиванию вторичных сил, которые в этой сфере должны быть следующими:

православная дисциплина воли и православная организованность.

2. У русского искусства должен быть один единственный ориентир: горящее сердце, духовная свобода и вдохновенность. Русский национальный творческий акт это не ремесленничество и не простое создание красивых внешних форм, это вкладывание своего сердца и своей души. На этой первичной основе следует воспитывать в себе такие вторичные качества, как

ответственность в творчестве (самодисциплина, трудолюбие) и стремление к предметности в творчестве (работоспособность, упорство в доведении идей до конечного, предметного воплощения).

Главной отличительной особенностью русского художника должно стать его совестное служение искусству (бескорыстное, подчиненное высоким духовным задачам, творчество).

3. Русский ученый также должен быть художником в исследовании, а не сухим бухгалтером явлений.

Рассудочная западная наука духовно слепа, поскольку видит только оболочку исследуемого, но не видит исследуемый объект в целом, и не способна подняться к созерцанию его подлинности. Своими сухими методами наблюдения, эксперимента и анализа, она превращает научное знание в набор сведений о частях и кусочках целого, не проникает за внешний вид доступных ощущениям предметных элементов.

Русский исследователь должен взять из западной науки логику, как метод познания, и предметную истину, как цель познания, но в своем мировосприятии и в своем «исследовательстве» русский ученый должен стремиться выйти за предметный фон исследуемого, импровизировать, творчески интерпретировать научные данные, подходить к этому с живым сердцем и с ответственной совестью.

Таким образом, стратегической целью русской науки становится «узрение целостности» объекта исследования, созерцание того, что скрыто за предметом, то есть духовно-истинного смысла мира.

4. Для достижения подобных задач в области религиозности, искусства и науки, нужен новый характер русского человека.

В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею.

5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к деятельности на пользу общества, то и само государство должно быть свободно. В свободной России ожесточенные и утомленные гнётом властей сердца людей откроются и по-новому «прилепятся» к Родине, по-новому обратятся к национальной власти – с уважением и доверием.

Но всё это сможет осуществиться только через сердечную и совестную правовую свободу.

6. Следовательно, русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, православное по своему духу.

7. В результате откроется путь к созданию в России новой справедливости и настоящего русского братства, чем Россия выполнит своё национальное задание перед историей человечества: создаст национальную земную культуру, проникнутую христианской любовью, обладающую истинной свободой и деятельной предметностью, в которой найдут спасение и другие народы.

Таким образом, будучи национальной по характеру, «Русская идея» носила универсальный для всех народов характер и была эсхатологической по смыслу.

Основные термины

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ПРАВОСЛАВИЕ – христианское верование, основывающееся на догматах первых семи Вселенских соборов христианских церквей 4-8 вв.

РУССКАЯ ИДЕЯ – концепция самобытности России и её всемирно исторического предназначения, как спасительницы других народов мира.

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и о том, что за ним последует.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55032. Портфель вчителя 70 KB
  Професійний розвиток вчителя це зростання становлення інтеграція і реалізація в педагогічному працю професійних значущих якостей та здібностей професійних знань і умінь але головне формування у нього здатності до самооцінки рефлексії. Цьому сприяє технологія обєднана під назвою Портфель вчителя...
55033. Портфоліо вчителя або тека досягнень 82 KB
  Робота в методичному обєднанні, співпраця з міським методичним центром, вузами і іншими установами. Участь в професійних і творчих педагогічних конкурсах. Участь в методичних і тижнях. Організація і проведення семінарів, «круглих столів», майстер-класів і т.п. Проведення наукових досліджень.
55034. Портфоліо учня початкових класів 38 KB
  Безумовна цінність портфоліо полягає у тому, що саме портфоліо сприяє підвищенню самооцінки учня, максимальному розкриттю індивідуальних можливостей кожного учня та розвитку мотивації подальшого творчого зростання. Тому вкрай важливо усвідомити для себе і пояснити дитині, що складання портфоліо – це не гонка за дипломами і усілякими грамотами!
55035. Макроэкономическое равновесие и его нарушение 17.93 KB
  Под макроэкономическим равновесием понимается состояние в экономике, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением.
55036. Портфоліо учня - незамінний порадник учителя, який є носієм інформації про учня як особистість 283 KB
  Контроль та оцінювання навчальних досягнень школярів - тема актуальна, і тому постійно обговорюється. Зазвичай увага зосереджується навколо форм та методів зовнішнього контролю, тобто того, що здійснює вчитель. А як, у якій формі подається учню зростання рівня його знань?
55037. Адаптация молодых специалистов на предприятии ШЧ-5 745 KB
  Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников рабочих профессий при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении их вторым профессиям...
55038. Портфоліо як одна з форм оцінювання індивідуальних досягнень учнів початкових класів 214.5 KB
  Відсутність оцінок протягом першого і другого років навчання в початковій школі в жодному разі не повинно розумітися як повна відмова від системи контролю і оцінки з боку вчителя. Навпаки, оцінка замінюється розгорнутою системою взаємин, співпрацею дитини і дорослого у контрольно-оціночної діяльності, яка будується на змістовно-оціночної основі.
55039. ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ В РІЗНИХ РАКУРСАХ 73 KB
  Тому для одних Учитель це жива конкретна людина симпатична чи не дуже, як поталанило, а для інших - це певна міфологема одиниця легенди, яка необхідна часом людині для самозбагачення, самовиправдання, самоствердження чи просто для того, щоб память про чарівну частину життя дитинство та молодість...
55040. До 70-річчя Перемоги 144 KB
  Масовий подвиг народу, воїнів Армії і Флоту у двобої з фашистськими загарбниками, все героїчне минуле Батьківщини – вдячна і корисна нива для виховання підростаючого покоління. В наші дні героїко-патріотичне виховання набуває особливого звучання нині, в період відзначення річниць видатних перемог у Великій Вітчизняній війні і підготовки до 70-річчя Великої Перемоги.