84129

Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)

Доклад

Логика и философия

Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...

Русский

2015-03-17

36.2 KB

0 чел.

«Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так называемая «Русская идея», которая объявляла, что Россия должна будет выполнить миссию всемирно исторического значения по объединению всех народов в будущей общечеловеческой цивилизации на основах христианства. Только Россия способна выполнить эту миссию, поскольку Россия, как никакая другая страна, сохранила истинное христианство и его святость, и этой святостью приведет все остальные народы ко всеобщему спасению.

Владимир СОЛОВЬЕВ выражал идею святости России понятием «Святая Русь», в которое вкладывал некий русский национальный идеал святости, смысл которого не ограничивается только тем, чтобы стать духовным ориентиром для народа, но и предусматривал решение исторически очень практической задачи: соединить распавшиеся христианские церкви и духовно примирить Восток с Западом в единстве христианства. Это и есть то святое дело, на которое Святая Русь призвана историей.

Помимо святости, как государства-столпа истинного христианства, исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера, особенностями русской души.

По Бердяеву русский национальный характер сформировался под воздействием двух противоположных начал, каждое из которых, в свою очередь, сформировало в характере народа взаимно противоположные качества, делающие этот характер уникальным. Этими началами являются:

1. Природная стихия. На характер народа не может не влиять такое историческое обстоятельство, как необъятность его земли. В соответствии с этим русская душа характеризуется широтой, стремлением к вольности, к первобытному, языческому слиянию с природой, к стихийности и к разгульности.

Но, с другой стороны, для того, чтобы удерживать столь большие территории, необходима максимальная централизация государственной власти. В результате этого в России сложилась традиция безоговорочно и полностью подчиняться решениям центральной власти, как индивидуально каждому человеку, так и всем социальным структурам.

В итоге у русских людей сформировалась привычка во всём полагаться на центральную власть. Русский человек веками знает, что центральная власть всё сделает сама, как на стадии принятия решения, так и в части принятия на себя ответственности за последствия. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера, как:

слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины.

2. Аскетическое Православие. Православие – это христианская религия, так называемого, «восточного склада», и поэтому русский народ по своей душевной структуре народ восточный.

Но по своему геополитическому положению русский народ участвует в западной истории, находится в прямом контакте и в столкновении с западной культурой. Причем культурная элита народа в течение веков постоянно усваивает и ассимилирует западные идеи, которые затем прочно проникают в русскую жизнь.

В итоге, в русской душе исторически непрерывно происходит противостояние её восточного склада с западным элементом в образе мысли. Восточный, византийский склад характера устремляет русского человека к мечтательности, к неторопливости, формирует равнодушие к проблемам сегодняшнего дня, настраивает на духовную связь с потусторонним миром и аскетизм.

А западный образ жизни требует в это же время от него максимального напряжения воли, предприимчивости, жесткого самовоспитания, внимания к проблемам сегодняшнего дня, требовательности к обстоятельствам посюстороннего мира.

Всё это вместе предопределило особый национальный тип русского народа, отличающийся от западных национальных типов, прежде всего, тем, что русский человек равнодушен к истине, которая познается рационально или через различные рациональные идеи. Он вообще враждебен к идеям как таковым и враждебен даже к самому процессу мышления над идеями об истине, поскольку для него всякая истина уже изначально содержится в христианстве.

Поэтому путь к спасению всех народов (в эсхатололгическом смысле), который не может быть никаким, кроме, как только христианским, пролегает через истинно христианский русский народ и через истинно христианскую Россию, и в этом историческое предназначение и высокая судьба России и её народа.

Точно также считал особой роль русского народа и России для истории всего человечества Иван ИЛЬИН. При этом основной проблемой русского народа он считал задачу верного понимания им своей исторической миссии. Осознавая своё величайшее место в истории человечества, русский народ не должен предаваться мании величия или заносчиво отталкиваться от других народов. Самое главное для «Русской идеи» – это не исказить её истинное содержание, не преувеличить её значение, но и не уменьшить.

Для этого есть единственно правильный путь – проникать в глубину своей собственной русской самобытности и восходить уже оттуда к Богу. В процессе этого не надо искать ничего оригинального и выдающегося, надо просто всегда и во всем добиваться Божьей правды, и, не ограничиваясь только духовным опытом, переводить это в предметное служение.

Ильин исходит из того, что самобытность русского духа проистекает из наличия в нём первичных и вторичных сил души.

Первичные душевные силы русского человека определяют его национальный характер и отвечают за выбор образа действий в исторических процессах. Вторичные силы его души произрастают от первичных сил и получают от них свой закон.

К первичным силам Ильин относил духовные качества, исходящие из сердца русского человека:

свобода, созерцательность, вольность, совесть.

Вторичные силы формируются из первичных сил и представляют собой

волю, целеустремленную мысль, организованность.

Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные душевные силы русского человека очень сильны, и ему всего лишь следует поставить себе задачу выращивания из них вторичных душевных сил соответствующего уровня.

Добиваться этого следует по следующим направлениям:

1. Прежде всего, следует определиться, что русская религиозность должна по-прежнему незыблемо утверждаться на сердечном фундаменте первичных духовных сил. Главным в русской религии должен стать совестный элемент. Православие должно сохраняться и стать повседневной, живой и творческой христианскою совестью народа. При соблюдении этого условия в русской религиозности можно будет начать переход к выращиванию вторичных сил, которые в этой сфере должны быть следующими:

православная дисциплина воли и православная организованность.

2. У русского искусства должен быть один единственный ориентир: горящее сердце, духовная свобода и вдохновенность. Русский национальный творческий акт это не ремесленничество и не простое создание красивых внешних форм, это вкладывание своего сердца и своей души. На этой первичной основе следует воспитывать в себе такие вторичные качества, как

ответственность в творчестве (самодисциплина, трудолюбие) и стремление к предметности в творчестве (работоспособность, упорство в доведении идей до конечного, предметного воплощения).

Главной отличительной особенностью русского художника должно стать его совестное служение искусству (бескорыстное, подчиненное высоким духовным задачам, творчество).

3. Русский ученый также должен быть художником в исследовании, а не сухим бухгалтером явлений.

Рассудочная западная наука духовно слепа, поскольку видит только оболочку исследуемого, но не видит исследуемый объект в целом, и не способна подняться к созерцанию его подлинности. Своими сухими методами наблюдения, эксперимента и анализа, она превращает научное знание в набор сведений о частях и кусочках целого, не проникает за внешний вид доступных ощущениям предметных элементов.

Русский исследователь должен взять из западной науки логику, как метод познания, и предметную истину, как цель познания, но в своем мировосприятии и в своем «исследовательстве» русский ученый должен стремиться выйти за предметный фон исследуемого, импровизировать, творчески интерпретировать научные данные, подходить к этому с живым сердцем и с ответственной совестью.

Таким образом, стратегической целью русской науки становится «узрение целостности» объекта исследования, созерцание того, что скрыто за предметом, то есть духовно-истинного смысла мира.

4. Для достижения подобных задач в области религиозности, искусства и науки, нужен новый характер русского человека.

В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею.

5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к деятельности на пользу общества, то и само государство должно быть свободно. В свободной России ожесточенные и утомленные гнётом властей сердца людей откроются и по-новому «прилепятся» к Родине, по-новому обратятся к национальной власти – с уважением и доверием.

Но всё это сможет осуществиться только через сердечную и совестную правовую свободу.

6. Следовательно, русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, православное по своему духу.

7. В результате откроется путь к созданию в России новой справедливости и настоящего русского братства, чем Россия выполнит своё национальное задание перед историей человечества: создаст национальную земную культуру, проникнутую христианской любовью, обладающую истинной свободой и деятельной предметностью, в которой найдут спасение и другие народы.

Таким образом, будучи национальной по характеру, «Русская идея» носила универсальный для всех народов характер и была эсхатологической по смыслу.

Основные термины

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ПРАВОСЛАВИЕ – христианское верование, основывающееся на догматах первых семи Вселенских соборов христианских церквей 4-8 вв.

РУССКАЯ ИДЕЯ – концепция самобытности России и её всемирно исторического предназначения, как спасительницы других народов мира.

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и о том, что за ним последует.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21611. Работа с форматами Excel. Копирование форматов 252.5 KB
  Ко всем выделенным фрагментам будет применен выбранный стиль. Копирование формата с использованием специальной вставки в диалоговом окне Специальная вставка Использование стилей О стилях Использование стилей обеспечивает единообразие оформления данных и ячеек во всей книге позволяет быстро устанавливать выбранный набор параметров форматирования а также мгновенно изменять оформление всех ячеек к которым применен один стиль. Для просмотра доступных стилей необходимо выполнить команду Формат Стиль. Список основных стилей приведен в...
21612. Создание и оформление диаграмм в Microsoft Excel 468 KB
  Диаграммы создаются на основе данных расположенных на рабочих листах. При необходимости в процессе или после создания диаграммы в нее можно добавить данные расположенные на других листах. Диаграмма может располагаться как графический объект на листе с данными не обязательно на том же где находятся данные взятые для построения диаграммы.
21613. СИСТЕМА МІЖНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ ВІДНОСИН 194.5 KB
  Сучасний світ і середовище міжнародної економіки. Еволюція світового ринку та міжнародної економіки. Міжнародний поділ праці як основа розвитку міжнародних економічних відносин. Світовий ринок. Світове господарство та міжнародна мобільність факторів виробництва. Міжнародна економіка та її структура.
21614. Создание таблиц Microsoft Excel 480 KB
  Приведены требования при вводе данных в ячейки листа при этом особое внимание уделено порядку ввода дат и времени. По умолчанию все данные ячейки вводятся одной строкой. Для этого следует выделить ячейки не обязательно смежные в которые необходимо ввести данные ввести данные и нажать клавиши клавиатуры Ctrl Enter или при нажатой клавише клавиатуры Ctrl щелкнуть по кнопке Ввод в строке формул см. Одни и те же данные можно ввести одновременно в одноименные ячейки различных листов.
21615. Установка числовых форматов MS Excel 248 KB
  Особое внимание уделено возможностям использования числовых форматов при представлении чисел дат и времени. Показано использование денежного и финансового форматов. О числовых форматах Под числами в Microsoft Excel понимаются собственно числа включая числа с десятичными и или простыми дробями и числа с указанием символа процентов а также даты и время.
21616. Вычисления с использованием функций в MS Excel 276.5 KB
  Можно задавать ссылки на ячейки других листов той же книги и на другие книги. Ссылки на ячейки других книг называются связями. С использованием мыши выделяют ячейки включаемые в формулу. Ячейки использованные в формуле выделены цветной рамкой а ссылки на эти ячейки в формуле шрифтом того же цвета.
21617. Графические возможности Microsoft Excel 754 KB
  В окне Добавление рисунка рис.1 следует перейти в папку в которой расположен файл рисунка и дважды щелкнуть мышью по значку эскизу файла. Выбор файла рисунка Напрямую или с использованием специальных графических фильтров можно вставлять графические файлы многих распространенных форматов.
21618. Настройка и редактирование диаграмм 630 KB
  Элементы диаграммы Выделение элементов диаграмм При выделении элементов диаграммы можно использовать мышь. Для выделения элементов можно также использовать раскрывающийся список Элементы диаграммы панели Диаграммы рис. Выделение элементов диаграммы Изменение размеров диаграммы Изменение размеров всей диаграммы Диаграмма созданная на листе с данными первоначально имеет размер по умолчанию примерно в четверть видимой части листа. В большинстве случаев этот размер недостаточен для удобного просмотра и оформления диаграммы.
21619. Организация данных на листе 433 KB
  Даны рекомендации по размещению таблиц на листах. Описаны возможные действия с листами книги и особенности их выполнения. Согласно определению список это набор строк листа содержащий однородные данные; первая строка в этом списке содержит заголовки столбцов остальные строки содержат однотипные данные в каждом столбце.