84129

Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)

Доклад

Логика и философия

Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...

Русский

2015-03-17

36.2 KB

1 чел.

«Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так называемая «Русская идея», которая объявляла, что Россия должна будет выполнить миссию всемирно исторического значения по объединению всех народов в будущей общечеловеческой цивилизации на основах христианства. Только Россия способна выполнить эту миссию, поскольку Россия, как никакая другая страна, сохранила истинное христианство и его святость, и этой святостью приведет все остальные народы ко всеобщему спасению.

Владимир СОЛОВЬЕВ выражал идею святости России понятием «Святая Русь», в которое вкладывал некий русский национальный идеал святости, смысл которого не ограничивается только тем, чтобы стать духовным ориентиром для народа, но и предусматривал решение исторически очень практической задачи: соединить распавшиеся христианские церкви и духовно примирить Восток с Западом в единстве христианства. Это и есть то святое дело, на которое Святая Русь призвана историей.

Помимо святости, как государства-столпа истинного христианства, исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера, особенностями русской души.

По Бердяеву русский национальный характер сформировался под воздействием двух противоположных начал, каждое из которых, в свою очередь, сформировало в характере народа взаимно противоположные качества, делающие этот характер уникальным. Этими началами являются:

1. Природная стихия. На характер народа не может не влиять такое историческое обстоятельство, как необъятность его земли. В соответствии с этим русская душа характеризуется широтой, стремлением к вольности, к первобытному, языческому слиянию с природой, к стихийности и к разгульности.

Но, с другой стороны, для того, чтобы удерживать столь большие территории, необходима максимальная централизация государственной власти. В результате этого в России сложилась традиция безоговорочно и полностью подчиняться решениям центральной власти, как индивидуально каждому человеку, так и всем социальным структурам.

В итоге у русских людей сформировалась привычка во всём полагаться на центральную власть. Русский человек веками знает, что центральная власть всё сделает сама, как на стадии принятия решения, так и в части принятия на себя ответственности за последствия. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера, как:

слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины.

2. Аскетическое Православие. Православие – это христианская религия, так называемого, «восточного склада», и поэтому русский народ по своей душевной структуре народ восточный.

Но по своему геополитическому положению русский народ участвует в западной истории, находится в прямом контакте и в столкновении с западной культурой. Причем культурная элита народа в течение веков постоянно усваивает и ассимилирует западные идеи, которые затем прочно проникают в русскую жизнь.

В итоге, в русской душе исторически непрерывно происходит противостояние её восточного склада с западным элементом в образе мысли. Восточный, византийский склад характера устремляет русского человека к мечтательности, к неторопливости, формирует равнодушие к проблемам сегодняшнего дня, настраивает на духовную связь с потусторонним миром и аскетизм.

А западный образ жизни требует в это же время от него максимального напряжения воли, предприимчивости, жесткого самовоспитания, внимания к проблемам сегодняшнего дня, требовательности к обстоятельствам посюстороннего мира.

Всё это вместе предопределило особый национальный тип русского народа, отличающийся от западных национальных типов, прежде всего, тем, что русский человек равнодушен к истине, которая познается рационально или через различные рациональные идеи. Он вообще враждебен к идеям как таковым и враждебен даже к самому процессу мышления над идеями об истине, поскольку для него всякая истина уже изначально содержится в христианстве.

Поэтому путь к спасению всех народов (в эсхатололгическом смысле), который не может быть никаким, кроме, как только христианским, пролегает через истинно христианский русский народ и через истинно христианскую Россию, и в этом историческое предназначение и высокая судьба России и её народа.

Точно также считал особой роль русского народа и России для истории всего человечества Иван ИЛЬИН. При этом основной проблемой русского народа он считал задачу верного понимания им своей исторической миссии. Осознавая своё величайшее место в истории человечества, русский народ не должен предаваться мании величия или заносчиво отталкиваться от других народов. Самое главное для «Русской идеи» – это не исказить её истинное содержание, не преувеличить её значение, но и не уменьшить.

Для этого есть единственно правильный путь – проникать в глубину своей собственной русской самобытности и восходить уже оттуда к Богу. В процессе этого не надо искать ничего оригинального и выдающегося, надо просто всегда и во всем добиваться Божьей правды, и, не ограничиваясь только духовным опытом, переводить это в предметное служение.

Ильин исходит из того, что самобытность русского духа проистекает из наличия в нём первичных и вторичных сил души.

Первичные душевные силы русского человека определяют его национальный характер и отвечают за выбор образа действий в исторических процессах. Вторичные силы его души произрастают от первичных сил и получают от них свой закон.

К первичным силам Ильин относил духовные качества, исходящие из сердца русского человека:

свобода, созерцательность, вольность, совесть.

Вторичные силы формируются из первичных сил и представляют собой

волю, целеустремленную мысль, организованность.

Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные душевные силы русского человека очень сильны, и ему всего лишь следует поставить себе задачу выращивания из них вторичных душевных сил соответствующего уровня.

Добиваться этого следует по следующим направлениям:

1. Прежде всего, следует определиться, что русская религиозность должна по-прежнему незыблемо утверждаться на сердечном фундаменте первичных духовных сил. Главным в русской религии должен стать совестный элемент. Православие должно сохраняться и стать повседневной, живой и творческой христианскою совестью народа. При соблюдении этого условия в русской религиозности можно будет начать переход к выращиванию вторичных сил, которые в этой сфере должны быть следующими:

православная дисциплина воли и православная организованность.

2. У русского искусства должен быть один единственный ориентир: горящее сердце, духовная свобода и вдохновенность. Русский национальный творческий акт это не ремесленничество и не простое создание красивых внешних форм, это вкладывание своего сердца и своей души. На этой первичной основе следует воспитывать в себе такие вторичные качества, как

ответственность в творчестве (самодисциплина, трудолюбие) и стремление к предметности в творчестве (работоспособность, упорство в доведении идей до конечного, предметного воплощения).

Главной отличительной особенностью русского художника должно стать его совестное служение искусству (бескорыстное, подчиненное высоким духовным задачам, творчество).

3. Русский ученый также должен быть художником в исследовании, а не сухим бухгалтером явлений.

Рассудочная западная наука духовно слепа, поскольку видит только оболочку исследуемого, но не видит исследуемый объект в целом, и не способна подняться к созерцанию его подлинности. Своими сухими методами наблюдения, эксперимента и анализа, она превращает научное знание в набор сведений о частях и кусочках целого, не проникает за внешний вид доступных ощущениям предметных элементов.

Русский исследователь должен взять из западной науки логику, как метод познания, и предметную истину, как цель познания, но в своем мировосприятии и в своем «исследовательстве» русский ученый должен стремиться выйти за предметный фон исследуемого, импровизировать, творчески интерпретировать научные данные, подходить к этому с живым сердцем и с ответственной совестью.

Таким образом, стратегической целью русской науки становится «узрение целостности» объекта исследования, созерцание того, что скрыто за предметом, то есть духовно-истинного смысла мира.

4. Для достижения подобных задач в области религиозности, искусства и науки, нужен новый характер русского человека.

В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею.

5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к деятельности на пользу общества, то и само государство должно быть свободно. В свободной России ожесточенные и утомленные гнётом властей сердца людей откроются и по-новому «прилепятся» к Родине, по-новому обратятся к национальной власти – с уважением и доверием.

Но всё это сможет осуществиться только через сердечную и совестную правовую свободу.

6. Следовательно, русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, православное по своему духу.

7. В результате откроется путь к созданию в России новой справедливости и настоящего русского братства, чем Россия выполнит своё национальное задание перед историей человечества: создаст национальную земную культуру, проникнутую христианской любовью, обладающую истинной свободой и деятельной предметностью, в которой найдут спасение и другие народы.

Таким образом, будучи национальной по характеру, «Русская идея» носила универсальный для всех народов характер и была эсхатологической по смыслу.

Основные термины

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ПРАВОСЛАВИЕ – христианское верование, основывающееся на догматах первых семи Вселенских соборов христианских церквей 4-8 вв.

РУССКАЯ ИДЕЯ – концепция самобытности России и её всемирно исторического предназначения, как спасительницы других народов мира.

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и о том, что за ним последует.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34363. Применение лазерной технологии для обработки резины, сборки металлов и интенсификации химических реакций 41 KB
  Применение лазерной технологии для обработки резины сборки металлов и интенсификации химических реакций. Основы технологии лазерной обработки В настоящее время разработаны следующие технологические процессы с использованием мощных лазеров: лазерная поверхностная термоообработка; лазерная сварка; лазерная размерная обработка; измерительная лазерная технология; лазерная интенсификация химических реакций. Технология лазерной термообработки Лазерная термообработка включает в себя процессы лазерной...
34364. Основы биотехнологии 27 KB
  Микроорганизмы характеризуются разнообразными физиологическими и биохимическими свойствами. Микроорганизмы широко распространены в природе в грамме почвы их может содержаться до 3 млрд. Существуют микроорганизмы способные усваивать азот синтезировать белок и др. Микроорганизмы играют важную роль в круговороте веществ в природе.
34365. Основные сведения о технологии и ее отраслях 26.5 KB
  в связи с развитием крупной машинной промышленности. Задача курса технологии состоит в изучении и выборе оптимальных видов технологических процессов сырья энергии топлива в определении эффективных направлений научнотехнического прогресса в промышленности. Современное развитие промышленности идет по пути увеличения масштабов производства совершенствования технического оснащения существующих предприятий возникновения новых технологических процессов. Для развития промышленности сегодняшнего дня характерны тенденции: Быстрый рост числа...
34366. Анализ разновидностей технологий и их характеристика 23.5 KB
  Наиболее распространенная классификация технологии по видам потребительских стоимостей. Машины выполняют функции посредников размещенного между человеком исполнителем технологии и предметом труда. В рамках производственного процесса выделяют базовые или основные технологии совокупность которых традиционно называют технологией производства и вспомогательные которые традиционно называют экономикой производства. Вспомогательные технологии призваны обслуживать базовые.
34367. Взаимосвязь технологии с экономикой и другими науками 24.5 KB
  Все факторы влияющие на рост производительных сил человека: искусность и квалификация эффективность и оснащенность производства прогресс науки как производительной силы все это прямо или косвенно находит свое воплощение в технических средствах труда. По мере исторического развития процесса труда происходит обогащение производительных сил новыми моментами и новыми производительными силами носящими общественный характер. Технологические отношения охватывают отношения между человеком средствами труда и предметом труда в производственном...
34368. Производственные системы и производственные процессы 25 KB
  Производственные системы и производственные процессы. Так даже для получения сельскохозяйственных продуктов основа природные процессы произрастания необходимо создавать производственные системы. Производственные системы включают все необходимое для производства продукции: 1. Примером производственной системы в материальном производстве являются: завод фабрика организация колхоз и т.
34369. Критерии оценки экономической эффективности пр-ва 23.5 KB
  Показатель экономической эффективности технго процесса должен учитывать все виды затрат. Себестоимость это совокупность материальных и трудовых затрат предприятия на изготовление и реализацию продукции выраженных в денежной форе. Различают основные затраты непосредственно связанные с процессом прва расходы на основные материалы технологическое топливо энергию покупные полуфабрикаты зарплату основных рабочих и расходы связанные с обслуживанием процесса и управлением. В зависимости от доли отдельных элементов затрат в себестоимости...
34370. Оптимизация и экономическая оценка технологических процессов 23 KB
  Другими словами можно определить что расходные коэффициенты это затраты на единицу продукции с учетом качества потребляемого сырья и стоимости. Эти затраты связаны с увеличением степени чистоты используемого сырья. характеризует сколько может получится целевого продукта с единицы сырья. К= m сырья m целевого продукта C1 C2 = Пц Пп В технологических процессах используется несколько видов сырья.
34371. Понятие технологического процесса, основные его параметры и характеристики 30 KB
  Производственный процесс это совокупность всех действий людей и орудий труда необходимых для изготовления или ремонта продукции. Технологический процесс это основная часть производственного процесса направленная на получения из сырья готовой продукции. Экономические: производительность выпускаемой продукции П = Q t кГ ч т ч; где Q количество произведенной продукции кГ т шт. 100 где Qф фактическое количество произведенной продукции кГ т шт.