8413

Искусство и костюм Китая

Доклад

Культурология и искусствоведение

Искусство и костюм Китая. Китай, как и Индия, является одной из древнейших восточных цивилизаций. Искусство средневекового Китая складывалось в обстановке постоянного вторжения кочевых племен, которые привносили в его высокоразвитую культуру элемент...

Русский

2013-02-11

44.5 KB

13 чел.

Искусство и костюм Китая.

Китай, как и Индия, является одной из древнейших восточных цивилизаций. Искусство средневекового Китая складывалось в обстановке постоянного вторжения кочевых племен, которые привносили в его высокоразвитую культуру элементы своей «первобытной» культуры.

В эпоху Тан (VIIX вв.) Китай вступил в полосу высокого расцвета.

Интересна так называемая светская живопись Китая, в которой отражена жизнь императора и придворных. Жанровые сценки, изображения цветов, пейзажи выполнялись на шелке, на котором также ткались картины, многоцветные и сложные по узору, с использованием техники кэсы – «резаный» шелк.  Это была долгая и кропотливая работа. Для скульптуры Китая характерны многочисленные изображения Будды. Однако в Китае, называемом «поднебесным», был и культ поклонения небу. Поэтому в сюжетах и орнаменте встречаются изображения облаков, дождя, молний — символов единения двух главных начал: неба и земли. Символика очень распространена в Китае.

В эпоху Сун продолжали развиваться ремесла, существовавшие с древних времен: изготовление шелка, производство керамики и фарфора. Китай считается родиной шелка. На протяжении многих столетий секреты его производства тщательно скрывались от европейцев.

Идеал красоты. Китайцы относятся к монголоидной расе.  Красивым считался мужчина с хорошей осанкой и пластикой, утонченностью манер и чувств. Все это должно было сочетаться с достаточной эрудицией. У женщин ценилось белое, круглое, «как луна», лицо с яркими пухлыми губами и румяными щеками. Маленькие кисти рук и стопы ног считались признаком аристократизма. Грудь стягивали, уменьшали почти до плоского состояния, так как такая грудь считалась в Китае красивой. В женщине ценились образованность, умение музицировать, рисовать, вышивать, а также хорошие манеры.

Виды и формы одежды. Текстиль. Плечевые одежды китайцев были многослойными и по крою и виду напоминали халат; с очень широкими цельнокроеными прямыми рукавами и различной формы бортами. Халат, который в древности был нижней нательной одеждой, в средневековом Китае стал самой популярной верхней одеждой. Халат запахивался слева направо. Ширина рукавов иногда достигала таких размеров, что они свисали до пола. Рукава иногда подвязывали, так как они мешали работать.

Кофта аналогичного описанному покроя с глубоким запахом и высокой застежкой под правой рукой также была распространенным видом одежды. Халат, напоминавший сшитые вместе кофту и юбку, назывался шэньи, а комплект из кофты и юбки — ишан. Вообще узкая одежда пришла в Китай от кочевников. Поясной одеждой мужчин были штаны, женщин — штаны и юбки. Однако иногда в роли штанов и у мужчин, и у женщин выступала несшитая юбка, надетая поверх халата.

В Китае с глубокой древности научились получать шелковые нити из кокона шелкопряда. Высоко ценится натуральный китайский шелк и сейчас. Великий шелковый путь шел из одного конца света в другой, и тысячи километров преодолевались, для того чтобы доставить тюки с шелком в другие страны. В древнем мире 1 г китайского шелка стоил 1 г золота. Поэтому во многих странах китайский шелк распускали и из полученных нитей в сочетании с простыми делали полушелк.

С глубокой древности китайцы умели искусно вышивать. Яркие вышивки шелком покрывали одежду, обувь, зонты и веера. Это были изображения драконов, облаков и цветов. Вышивка шелком по шелку была очень красивым способом оформления костюма и высоко ценилась.

Китайцы умели создавать и высокохудожественные тканые узоры с аналогичными сюжетами. В Китае с древности существовали различные способы росписи шелка. Хотя китайцы носили в основном шелковую и шерстяную одежду, тем не менее хлопок, пришедший из Индии, с ХШ —XIV вв. стал широко распространяться. До этого хлопчатобумажная ткань была привозной и стоила очень дорого.

В средневековом Китае для каждого сословия были установлены определенные виды одежды, цвета и сорта тканей. Популярность того или иного цвета имела региональный характер. Жители северных районов предпочитали ткани серого, голубого и синего цветов. На юге Китая наиболее распространенными были ткани белого и черного цветов. Текстиль для женской одежды использовался наиболее яркий. Часто это были набивные или тисненые ткани. Белые ткани шли на изготовление белья и подкладки одежды. Бедняки одевались в одежду из простых тканей. В северных районах Китая носили одежду из меха, войлока; теплую одежду, подбитую пухом птиц.

Мужская одежда. Простейшим и древнейшим видом мужской одежды в Китае являлась кофта с глубоким запахом, обычно с косым срезом по верхней части борта и с застежкой под правой рукой. Такую кофту носили со свободными штанами Шляпа, зонтик и веер дополняли этот ансамбль. Перечисленные одежды были характерны и для аристократии, но выполнялись из более дорогих тканей, с более богатой отделкой и в более широкой цветовой гамме.

Халат постепенно вытеснил кофту, и стал основной одеждой, особенно в аристократических кругах Верхней одеждой для улиц был расклешенный халат, который носили без подкладки. В боковые швы халата, начиная от талии, вшивали клинья и делали разрезы до колена; рукава были длинные, очень широкие, прямые либо сужающиеся к кисти. Обычно халаты были без воротника, а иногда с низким воротником.

Существовало три основных типа халатов: мань — придворная одежда с застежкой под правой рукой и вдоль всего бока с вышитыми изображениями драконов; куань-инь, который надевался под халат мань и имел спереди или на спине знак «бидзи», символизирующий принадлежность человека к тому или иному роду службы (у военных — лев, тигр; у гражданских— птица); рей — халат, который носили все, украшенный растительными мотивами и иероглифами. Император носил одежду желтого цвета; высшие сановники — красного; затем, согласно табели о рангах шли зеленый, синий и белый цвета. Для одежды китайцев характерна многослойность. В холодный сезон мужчина надевал несколько халатов.

Кушак был необходимым и очень декоративным элементом одежды.

Штаны были практически одного кроя и одной формы для всех сословий. Они скрывались под долгополыми одеждами. Китайцы иногда надевали несшитую запашную юбку — плахту.

В сезон дождей пользовались накидками. Знать носила накидки из шерсти или пуха, бедняки — соломенные дождевики. Зимой ходили в стеганых теплых одеждах.

Женская одежда. Женский костюм включал те же плечевые одежды, что и мужской: запашную кофту с длинной юбкой плахтой или штанами, характерными для некоторых районов Китая, а также халат. Халат был неотъемлемой частью гардероба китаянок. Как и в мужском костюме, женский халат имел разные дополнения и отделку: шарфы, воротники, кайму и вышивку.

Низ штанов, подол, обшлага и подкладка широких рукавов кофты до локтя декорировались аппликацией, вышивкой шелком.      Декор на подкладке рукавов был необходим, так как рукава имели отвороты.

В качестве нижней (нательной) одежды женщины и девушки носили узкую безрукавку на пуговицах, играющую роль корсета и бюстгальтера. Безрукавка стягивала грудь, корректировала фигуру. Beep-был необходимым дополнением к костюму китаянки. Кофта различных длины, ширины и декора в сочетании с юбкой или штанами до щиколотки — самая популярная одежда китаянок и в настоящее время.

Обувь. Китайцы носили традиционную деревянную обувь на скамеечкообразной подошве; обувь, изготовленную из растительных материалов (пеньки, соломы), сапоги из ткани. Древнейшей обувью являются также туфли из шелка или хлопчатобумажной ткани с вышивкой; кожаные, а также черные матерчатые туфли на стеганой подошве.

Головные уборы, прически, украшения, косметика Шляпы из растительных волокон и рисовой соломки, обычно конической формы. Мужчины носили также бархатные и суконные шапочки круглой формы с пуговицей на макушке. Неотъемлемой частью китайского костюма был зонтик, которым часто заменяли головной убор.

Головной убор императора мянь заключал в себе символику формы и цвета. В нем соединились круг (небо) и квадрат (земля). Подобно дождю «стекали» с него нити нефритовых шариков («капельки воды»). Прически мужчин были из длинных волос. Лоб оставался открытым, волосы гладко зачесывались назад и в теменной зоне стягивались узлом, пучком и закреплялись шпильками, лентами. Во время господства маньчжурских правителей китайские мужчины носили унизительную прическу — длинную косичку.

Женские прически из поднятых вверх волос представляли собой композицию из одного пучка или двух-трех пучков с петлями в виде банта или валика. В некоторых прическах пряди волос спускались с висков вдоль щек либо с затылка вдоль шеи на плечи и грудь. У китаянок волосы прямые и жесткие, поэтому прически получались аккуратными, графически четкими, имели красивые очертания. Прически дополнялись цветами и веточками растений, иногда симметрично расположенными на голове.

Детям брили голову, оставляя на голове забавные хохолки. Украшения использовались в основном в прическах и головных уборах. Это были цветы, ленты, шнуры, шпильки из нефрита. Женщины носили длинные ожерелья из жемчуга (только весной) и нефрита (только летом), который был очень популярен у китаянок. Круглый год носили украшения из золота, серебра, меди. Шпильки для волос использовали только женщины. У девушек было много разных других украшений. Китаянки сильно белили лица, корректировали и подкрашивали брови зеленоватой краской.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17649. Двопроменева інтерференція інтерферометр Релея 23.48 KB
  Двопроменева інтерференція інтерферометр Релея Когерентні хвилі одержують поділом пучка хвиль. За допомогою двопроменевої інтерференції вимірюють : оптичну густину речовини дослідження зміни густини середовища в часі виміри лінійних зсувів тіл гравіметр
17650. Дисперсійна призма кутова дисперсія, роздільна здатність 69.56 KB
  Дисперсійна призма: кутова дисперсія роздільна здатність. Дисперсійна призма – призма з прозорого для досліджуваного випромінювання матеріалу використовується для отримання дисперсії електромагнітного випромінювання. Кутова дисперсія і роздільна здатність є важ
17651. Дифракція на краю екрана. Спіраль Корню 98.87 KB
  Дифракція на краю екрана. Спіраль Корню. В деяких задачах краще розбивати хвильовий фронт на смугові зони – зони Шустера. Припустимо хвильовий фронт плоский. Площина хвильового фронту AB перпенд. до площини. Проведемо коаксіальні циліндричні поверхні вісь яких – точка P...
17652. Дифракція рентгенівських променів на кристалічній гратці формули Лауе 58.53 KB
  Дифракція рентгенівських променів на кристалічній гратці: формули Лауе. Трехмерные пространственные решетки обладают периодичностью в трех различных направлениях. Кристаллическая решетка является трехмерной пространственной решеткой с малым периодом. На ней дифр
17653. Дифракція та отворі побудова Френеля. Зонна платівка Френеля 217.42 KB
  Дифракція та отворі: побудова Френеля. Зонна платівка Френеля. Поставимо між точковим джерелом S і точкою спостереження Р непрозорий екран з круглим отвором площина якого перпендикулярна до осі SP а центр О розміщений на тій же осі. Згідно із Френелем дія такої перешкоди...
17654. Дифракція Фраунгофера на двох щілинах 156.34 KB
  Дифракція Фраунгофера на двох щілинах У випадку 2 щілин на відміну від випадку 1 щілини буде спостерігатись ще й інтерференційна картина. Результуюча картина буде визначатися шляхом додавання хвиль що йдуть з обох щілин. Очевидно що min будуть на тих самих місцях бо т
17655. Дифракція Фраунгофера на щілині 37.03 KB
  Дифракція Фраунгофера на щілині. Тип дифракції при якому розглядається дифракційна картина утворена паралельними променями отримав назву дифракції Фраунгофера. Паралельні промені отримуємо за допомогою системи лінз. Розбиваємо площину щілини на ряд смужок. Вони є д
17656. Закон Брюстера. Зміна фази відбитої хвилі 42.86 KB
  Закон Брюстера. Зміна фази відбитої хвилі. Формули Френеля: 1 і 2 . 3 і 4 Із формули 1 для відбитої хвилі для pкомпоненти видно що коли то . Тобто pкомпонента для відбитої хвилі зникає. Використовуючи формулу Де називають кутом Брюстера.
17657. Закони відбиття та заломлення світла 35.1 KB
  Закони відбиття та заломлення світла. Коли промінь досягає плоскої границі розподілу двох середовищ він частково проходить в друге середовище заломлюється частково повертається назад відбивається. Закон відбиттся стверджує що падаючий і відбитий промені лежать в ...