84131

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин)

Доклад

Логика и философия

В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ. Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.

Русский

2015-03-17

35.94 KB

0 чел.

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. На смену народничеству с его идеями крестьянских революций и общинного русского социализма, пришел так называемый «легальный марксизм», призывающий к повторению западноевропейского опыта капиталистической организации экономики.

ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе, утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно к феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

Русский легальный марксизм считал учение Маркса «отчасти верным», признавая закономерность прихода капитализма в Россию, но отрицал необходимость революционной замены капитализма социализмом.

Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.

Струве объявил капитализм высшей ступенью развития общества, который закономерно пришел на смену устаревшему феодализму и не должен теперь никуда уходить с исторической сцены. Капитализм понимался им в качестве экономически прогрессивной формы хозяйствования, которая даст стимул экономическому и социальному росту России.

Фатально предопределенную смену капитализма социализмом Струве отрицал, и вместо революционного свержения капитализма (по Марксу), предлагал постепенное изменение капиталистического общества в сторону его либерализации и увеличения свобод с помощью демократических реформ, но при сохранении частной собственности.

Поскольку всё движение человеческой истории легальные марксисты понимали как закономерную смену экономических форм хозяйствования, то их более всего привлекали в учении Маркса именно методы финансово-экономического анализа капиталистического производства.

Михаила ТУГАН-БАРАНОВСКОГО особенно волновали проблемы эффективности сбыта произведенной продукции при капитализме.

Специфика капиталистического производства, по Туган-Барановскому, состоит в том, что производство при капитализме перестает быть средством удовлетворения реальных потребностей населения и государства, и превращается в техническое средство для создания частного капитала.

Невзирая на реальные потребности общества в продукции того или иного предприятия, законы конкуренции и задачи увеличения финансовых накоплений заставляют хозяина предприятия постоянно расширять производство и повышать его интенсивность. Это является главной положительной чертой капитализма – постоянное стремление производителя внутренне совершенствоваться и двигаться вперед, несмотря на отсутствие внешнего спроса на его продукцию.

Но при этом производство превращается в экономически не обоснованную самоцель, и складывается ситуация, когда, несмотря на то, что каждое предприятие, стремящееся к расширению производства, повышает свою организованность, всё государство при этом понижает свою организованность, поскольку потребности государства и населения в продукции предприятий отстают от темпов её выпуска.

В итоге возникает кризис перепроизводства, предприятия несут убытки, а производство сворачивается. Подобный кризис является закономерным и периодически повторяющимся этапом любого капиталистического хозяйствования. Но это не повод отказаться от капитализма, поскольку основа у него здоровая и следует лишь ввести планомерную организацию производства, а также совершенствовать систему общественных отношений.

На базе легального марксизма в 90-х гг. в России возникло марксистское течение, названное «экономизмом».

ЭКОНОМИСТЫ единственно допустимыми средствами отстаивания интересов пролетариата считали экономические формы борьбы (стачки, требования, присутствие на заседаниях фабричного руководства, участие в городском самоуправлении и т.д.). Сферой интересов пролетариата они считали только экономические вопросы, отказывая пролетариату в праве на самостоятельные политические цели вне союза с другими слоями общества.

По их мнению, пролетариат плохо воспринимает политические лозунги, не обладает политическим сознанием, его рано еще учить социализму и он не способен создать свою политическую партию. Но в системе организованной легальной борьбы с властью, под руководством других, более зрелых оппозиционных слоев общества, пролетариат может живо откликаться на проблемы своих экономических и профессиональных интересов, и способен стать серьезной силой в легальной коалиции под руководством политических союзников.

В составе этой политической коалиции пролетариат сможет усиливать процессы постепенной демократизации монархического режима, в результате чего без всяких политических переворотов и насильственных действий политические и государственные формы правления в России изменятся в прогрессивном направлении.

Георгий ПЛЕХАНОВ был пропагандистом РЕВОЛЮЦИОННОГО МАРКСИЗМА В РОССИИ и боролся с идеями легальных марксистов и экономистов.

Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на базе социал-демократической программы.

По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве.

На этом этапе пролетариат в союзе с буржуазией должен уничтожить монархию, что гораздо вернее и много важнее, чем непредсказуемо сразу же начать воевать с буржуазией. Для борьбы с буржуазией придется еще значительно повысить политическое самосознание рабочего класса и создать социалистическую рабочую партию. Только после этого пролетариат сможет превратиться в самостоятельную политическую силу и свергнуть капитализм.

Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.

РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал-демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.

Это радикальное крыло социал-демократов, «большевики», в качестве главной цели своей политической программы приняли идею установления в России «диктатуры пролетариата», которая, взяв на себя власть в переходный после пролетарской революции период, насильственно уничтожила бы буржуазное государство и буржуазное общество. Диктатура пролетариата – это власть, не ограниченная никакими законами, которая опирается только на силу победившего пролетариата. Руководит диктатурой пролетариата партия, которая начнет складывать новую систему государственной власти для построения социалистического государства и социалистического общества.

Диктатура пролетариата это власть «революционного народа», а революционным народом не может быть крестьянство, привязанное собственностью к земле. Не может быть революционным народом и вообще никакой другой слой общества, обладающий тем или иным своим имуществом. Революционным народом может быть только пролетариат, рабочий класс, у которого нет никакой собственности и которому нечего терять, кроме собственных цепей.

В исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти. Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал-демократы, большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены государства, как средства насилия над людьми. При коммунизме исчезнет надобность в насилии и в подчинении одних людей другим, а государство станет ненужным.

Теория Маркса в дальнейшем господствовала в России как теория «марксизма-ленинизма», состоящая из трех частей:

философии (диалектический материализм и исторический материализм),

политэкономии

и научного коммунизма.

Новое в российском марксизме (марксизм-ленинизм):

1. Выдвижение тезиса о переходе капитализма в свою последнюю стадию – в империализм, как в высшую ступень развития монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию.

2. Разработка закона о неравномерном развитии капиталистических стран в эпоху империализма и выдвижение идеи о возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех капиталистических странах сразу по Марксу).

3. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

4. Учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде пролетариата.

Основные термины

БУРЖУАЗИЯ – класс крупных собственников.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса после социалистической революции, осуществляющая насильственное уничтожение буржуазного государства и общества.

ЗАПАДНИЧЕСТВО – идейная программа, объявляющая необходимость повторения Россией западноевропейского пути.

ИМПЕРИАЛИЗМ (в марксизме)высшая и последняя стадия капитализма, характеризующаяся монополизацией промышленности и финансового капитала.

КАПИТАЛ – ресурсы, способные приносить доход.

КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.

КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА – экономическая ситуация, когда набранный темп и достигнутая мощность производственного сектора значительно опережают пропускные способности потребительского рынка.

ЛЕГАЛЬНОЕ – не воспрещенное законом.

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ – российское марксистское течение, рассматривающее капитализм в качестве высшей ступени развития общества и отрицающее историческую необходимость его смены социализмом.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ – расширение гражданских, политических и экономических свобод.

МАРКСИЗМ – материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.

НАРОДНИЧЕСТВО – политическое движение в России второй половины XIX века, преследующее цели вовлечения крестьян в революционную борьбу.

НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ – марксизм-ленинизм в целом.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ – наука, занимающаяся изучением производственно-хозяйственной деятельности общества и отношений, возникающих в процессе этого.

ПРОЛЕТАРИАТ – наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.

РАДИКАЛЫ – сторонники крайних мер и коренных преобразований.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейная программа, объявляющая самобытность и неповторимость исторического пути России на основе Православия, самодержавия, народных традиций и крестьянской общины.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ – политическое течение, для которого идеалом общественного устройства является социализм.

СОЦИАЛИЗМ – учение о политическом устройстве общества, в хозяйственном правопорядке которого отсутствует частная собственность на средства производства и на продукты труда.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.

ЭКОНОМИЗМ – течение в российской социал-демократии, отрицающее наличие самостоятельных политических целей у рабочего класса и признающее за ним права только на экономические интересы.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58571. Что мы знаем о марше? 20.5 KB
  Задачи: с помощь выполнения комплекса физических упражнений способствовать укреплению и сохранению здоровья; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности...
58572. Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена 89 KB
  Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...
58573. Школьный курс информатики. Методика преподавания информатики в школе 127.67 KB
  Информатика как учебный предмет была введена в школу с 1985 года. Этот курс назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Коллективом авторов, среди которых А.П. Ершов и В.М. Монахов, было создано учебное пособие для школы. Его основная идея – обучение школьников основам алгоритмизации и программирования.
58575. Сложение вида: к числу прибавить 8, к числу прибавить 9 43.5 KB
  Кто знает что это такое рисунок кляксы А если я не знаю что это слово значит как мне быть толковый словарь Клякса это бесформенное пятно краски или чернил. Иногда с пера падала капелька и на бумаге появлялась клякса.
58576. Формування здорового способу життя школярів 567.5 KB
  Щодня ви пізнаєте життя відкриваєте для себе світ відкриваєте світу себе. Усе життя для вас попереду. Здоровя не можна купити ні за які гроші його можна сформувати шляхом одержання знань і постійною роботою над собою а саме дотриманням правил здорового способу життя.
58577. Разработка технологического процесса изготовления вала-шестерни 651 KB
  В процессе разработки технологии изготовления детали решаются следующие вопросы: выбор способа получения заготовки, металлорежущего оборудования; режущего и измерительного инструментов; назначение припусков на обработку, режимов резания и норм времени; проектирование оригинального и модифицированного станочного или сборочного приспособления.
58578. Классно-урочная система 122.5 KB
  Уроки чередовались с переменами. Выделены несколько типов уроков: комбинированные или смешанные уроки уроки по ознакомлению с новыми фактами конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений уроки закрепления и повторения знаний уроки имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного уроки выработки и закрепления умений и навыков уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала...
58579. Що таке скульптура? Види скульптури. Порівняльний аналіз розмірів і пропорцій форм та їх складових частин. Ліплення котика (пластилін) 43 KB
  Що таке скульптура Види скульптури. Не менш цікавий вид образотворчого мистецтва скульптура: памятники видатним людям і скульптурні групи прикрашають вулиці та майдани фонтани парки та сквери окремі громадські будинки також прикрашені скульптурами.