84132

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие

Доклад

Логика и философия

Бытие существующее сущее – это действительность как таковая это всё то что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология поэтому Бытие как онтологическая категория выражает в философии ту сферу реальности которая не относится к процессам сознания и психики человека сфера гносеологии. Таким образом Бытие – это онтологическая категория выражающая собой всё что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания ни от воли ни от эмоций человека. Вследствие этого...

Русский

2015-03-17

37.43 KB

1 чел.

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.

Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует.

Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии).

Таким образом, Бытие – это онтологическая категория, выражающая собой всё, что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания, ни от воли, ни от эмоций человека.

Вследствие этого, главная задача философии состоит в том, чтобы различать Истинное Бытие, существующее объективно, от ложного бытия, кажущегося бытия, созданного механизмами сознания и психики человека.

Впервые разработал понятие Бытия и сделал попытку определить, что же такое Истинное Бытие, древнегреческий философ Парменид, который выделил несколько основополагающих качеств, которыми должно обладать Истинное Бытие:

1. Вечность. Истинное Бытие должно существовать без начала и без конца, то есть – всегда, так как Бытие не может то существовать, то не существовать. Ведь, если Оно может то существовать, то не существовать, то Оно может возникать и исчезать. А в таком случае рассмотри – может ли Бытие исчезать?

Если мы допустим, что Бытие может исчезать, то мы должны предположить, что Бытие должно исчезать куда-то, что не есть Бытие, то есть в какое-то небытие. Но небытия нет, и не может быть, потому что небытие – это ложное понятие, это абсолютное ничто. Следовательно:

истинному Бытию некуда исчезать, Оно не сможет никогда исчезнуть, и должно будет существовать вечно.

Кроме того, Истинное Бытие не может возникать. Ведь, если Оно может возникать, то оно также возникает откуда-то, где Его нет, то есть опять не из небытия, которого нет.

Следовательно, Бытие, если оно может возникать, должно возникать только из какого-то другого бытия. Но, если некое бытие вообще возникает из другого бытия, то оно никогда не истинно, поскольку истинным всегда будет то Бытие, которое является причиной существования и возможностью возникновения чего-то иного Себе.

Следовательно, то, что возникаетникогда не есть истинное бытие, так как оно есть всего лишь проявление действия какого-то Истинного Бытия, и данное Истинное Бытие наделило его возможностью существования. Истинным Бытием может быть только такое Бытие, которое само есть возможность своего существования, и, благодаря этому, может наделить данной возможностью ещё что-либо, кроме Себя.

Таким образом:

Истинное Бытие никогда не возникало, поскольку кроме Него Самого никто не мог бы дать Ему возможность существования.

Следовательно, если истинное Бытие никогда не возникало и никогда не исчезнет, то Истинное Бытие существовало вечно, и будет существовать вечно.

2. Единость. Истинное Бытие едино, поскольку всё, что не есть Бытие – это небытие, или абсолютное ничто. Ведь, существовать может или Бытие, или небытие, третьего не дано. Но небытия нет, и, следовательно, вся множественность Бытия, всё Его многообразие и все Его различия мнимы, и нет ничего, кроме Него самого, единого в самом в Себе и тождественного самому Себе.

3. Неподвижность. Истинное Бытие неподвижно, поскольку для Его движения нужно еще что-то, кроме Него, в чём бы Оно двигалось, нужна некая пустота для Его движения, а пустоты не бывает.

Рассмотрим: что же такое может быть пустота?

 Если пустота есть небытие, то она есть ничто, и тогда пустоты нет, и не может быть, и движению Бытия не в чем осуществляться.

 Если же пустота это некое другое бытие, то «другого бытия» не бывает, так как Бытие едино и не бывает «другим». Тогда пустоты опять нет и Бытию опять не в чем двигаться.

Таким образом Бытие неподвижно и существует в строгих границах Самого Себя.

4. Неизменность. Истинное Бытие неизменно, поскольку Бытие не может переходить ни в какое иное Себе состояние, кроме как в небытие. Но, ведь, Бытие не может переходить в небытие, то есть в ничто, поскольку Оно вечно и не может исчезать.

Если переходы между Бытием и небытием невозможны, а они, как видно выше, невозможны, то Бытию недоступно никакое другое состояние, кроме как Своё Собственное, и Оно неизменно.

5. Неделимость, непрерывность, однородность. Бытие неделимо, поскольку есть только одно единое Бытие и его невозможно разделить на два или более разных Бытия.

А если Бытие неделимо, то, оно, соответственно, непрерывно.

Таким образом, если Бытие существует неделимо, непрерывно, неизменно и оно едино, то Оно

тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным.

6. Совершенство.

– Как не имеющее причины своего возникновения, Бытие

абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования.

– Как единое, Бытие замкнуто в Себе и, таким образом,

абсолютно закончено.

– Как неподвижное, Оно

существует в абсолютном покое.

– Как неизменное, Оно не может уже ни развивать своё качество, ни терять его, следовательно, Оно

абсолютно завершено в своём качестве.

– Как неделимое, непрерывное и однородное, Оно

абсолютно целокупно в любой момент своего существования.

Таким образом,

если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

В дальнейшем, используя разработки Бытия Парменида, философы пробовали придать понятию истинного Бытия конкретику, или связать его с каким-либо явлением или феноменом действительности, выдвигая концепции, что истинное Бытие это:

1. Логос, как совершенное, всеединое и разумное начало, как единство, которое упорядочивает мир и делает его однородным, тождественным самому себе (Гераклит).

2. Числовые соотношения, как неизменная и вечная основа гармонического единства мира (пифагорейцы).

3. Неизменные, неделимые, однородные первовещества (античные натурфилософы).

4. Вечные, неизменные, неделимые и однородные атомы (Демокрит).

5. Вечные, неизменные, единые и совершенные идеи (Платон).

6. – Первая форма, вечная и неизменная суть бытия как такового;

– Перводвигатель, вечный и неподвижный источник всего мирового движения;

– единство формы и материи, бытие отдельных вещей;

совершенная цель Бытия, Бог, смысл Бытия

(Аристотель).

7. Вечный, единый, неизменный, неделимый (един в трех лицах), однородный (единосущен в трех лицах) и совершенный Бог (Христианство).

После этого в философии стало намечаться сужение функционального применения категории Бытия. Если со времен античности эта категория была призвана объяснить главную причину, единую основу и саму возможность существования мира, то, начиная с Нового Времени, категория Бытия стала разрабатываться в качестве критерия действительности (не ложности) существования чего-либо, но без прояснения причин или основ его существования. Таковыми были следующие критерии действительности чего-либо существующего:

1. Декарт: самоочевидное рациональное мышление («мыслю, значит существую»);

2. Спиноза: существует единая, вечная и бесконечная субстанция, являющаяся причиной самой себя, а всё многообразие вещей мира есть всего лишь модусы этой субстанции.

3. Лейбниц: существуют духовные, простые, неделимые, непространственные субстанции, монады, которые в предустановленной гармонии формируют весь действительный мир.

4. Беркли: существует только то, что может восприниматься человеком.

5. Кант: существует что-то, что недоступно нашему рассмотрению и дано нам только в виде образа наших мысленных понятий и суждений.

6. Гегель: существует непрестанный диалектический процесс превращения Абсолютной Идеи в Абсолютный Дух.

После Канта категория Бытия начинает разрабатываться не как онтологическая категория, свободная от связи с нашим сознанием, а как элемент гносеологии, нераздельно связанный с проблемами сознания, с мышлением, с актами самосознания, процессами познания, умственно-психической деятельностью «я», абсолютного Я, Абсолютного Сознания, сознания субъекта и т.д.

Онтологический подход к категории Бытия сохранил только марксизм, который, с одной стороны, понимал Бытие как материю во всех её формах и проявлениях, а, с другой стороны, понимал Бытие как деятельность людей также во всех её формах и проявлениях (общественное Бытие).

Другой важнейшей онтологической категорией философии является «материя». МАТЕРИЯэто реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и который является основой или средой всего того, что чувственно воспринимается человеком.

Определяющими онтологическими характеристиками материи являются:

1. Протяженность. Материя, как метафизическая категория, может пониматься как возможность организации вещества в форму, как потенция образования вещества, как доприродный источник элементов и т.д. Но, как онтологическая категория, материя всегда есть вещество, организованное в форму, и, следовательно, всегда обладает определенными размерами, то есть – протяженностью (длиной, шириной, длиной).

2. Место в пространстве. Если материальное всегда протяженно, то у него должен быть объем, а если у него есть объем, то оно занимает этим объемом (собой) определенную часть пространства.

3. Масса. Поскольку всё материальное имеет объем, то этот объем образуется определенным количеством вещества, из которого оно состоит – массой.

4. Вес. Поскольку всё материальное имеет массу, то оно стремится упасть на Землю под действием силы тяжести, то есть обладает весом.

5. Движение. Движение (как изменение вообще) – есть неотъемлемое свойство материи, поскольку всё вещественное постоянно изменяется и вступает во взаимодействие друг с другом.

Кроме того, всё материальное, в той или иной мере, обладает такими свойствами, как инерция, непроницаемость, сопротивление нагрузкам, притяжение и отталкивание.

В общем смысле всех вышеперечисленных онтологических характеристик, материя – это то, из чего вещественно состоит мир. Материя – это всё физическое, не умственное, которое, является источником ощущений чувственного опыта.

В свою очередь, всё вещественное, физическое, что дано человеку в его ощущениях, можно разделить на то, что создано человеком, и на то, что не является результатом его деятельности.

Всё то, что материально, но не создано человеком, и может существовать независимо от его деятельности, выражается онтологической категорией «природа». Природа, как онтологическое понятие, обязательно формируется на основе материи и содержит в своей основе только материю.

Природа, если рассматривать её с точки зрения обитания в ней человека, может также пониматься как вся окружающая среда. В этом случае, продукты человеческой деятельности уже будут входить в состав окружающей среды в качестве её полноправных элементов в качестве так называемой «второй природы».

Это объясняется тем, что результаты деятельности современного человека по влиянию на его жизнь стали соизмеримы с исходно данными природными явлениями. Таким образом, Природа (как всё материальное, но не созданное человеком), или окружающая среда (как среда обитания человека по формуле «природа + вторая природа») есть онтологическая категория, выражающая собой совокупность всех внешних естественных условий существования человечества.

Таким образом, взаимосвязь категорий бытия, материи и природы состоит в том, что все они являются онтологическими, то есть объективными данностями мира, не зависящими от сознания человека.

Кроме того, все эти категории входят в состав друг друга – и материя и природа входят в состав бытия, а материя входит еще и в состав природы.

Различия же их состоят в том, что:

– бытие определяет вообще всё существующее вне сознания человека и независимо от него,

материя выражает вещественность бытия и его способность быть чувственно воспринимаемым человеком,

– а природа выражает организованность бытия в качестве среды обитания человека.

Основные термины

БЫТИЕ – всё то, что действительно существует.

ВЕС – сила, с которой тело действует на горизонтальную опору, препятствующую его свободному падению.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о познании.

ДВИЖЕНИЕ – в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма – способ существования материи.

ЛОГОС – мировой разум, управляющий бытием.

МАССА – количество вещества.

МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.

МОНАДА (у Лейбница) – психическая субстанция, первоэлемент мира.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – античная философия природы.

ОДНОРОДНОСТЬ – одинаковость какого-либо целого в каждой своей части.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами.

СУБСТРАТ – материальная основа.

ФОРМА (у Аристотеля)нематериальное, активное и разумное начало бытия вещи, способ бытия вещи и цель процесса становления вещи.

ЦЕЛОКУПНОСТЬ – максимальное проявление всего набора качеств и условий существования какого-либо явления или вещи.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67813. ПРАВО ВЛАСНОСТІ НА ПРИРОДНІ РЕСУРСИ 132 KB
  В загальних рисах право власності на природні об’єкти встановлено в статті 13 Конституції України, згідно якої земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об’єктами права власності Українського народу.
67814. Минеральная часть агропочв 70.59 KB
  Ассимиляция смектитового компонента это изменение состава и свойств пахотных горизонтов почвы при эрозии а также в ряде регионов при орошении мутными водами. Для дерново-среднеподзолистой супесчаной почвы характерно резкое увеличение количества каолинита по сравнению с содержанием гидрослюд...
67815. ПРОМИСЛОВІ РОБОТИ (ПР) 544 KB
  По типу систем керування сучасні перспективні промислові роботи поділяються на три: види так звані покоління: програмні адаптивні і інтелектуальні з елементами штучного інтелекту. Усі вони мають властивість швидкого перепрограмування на різні операції причому в першому...
67816. ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ САНІТАРНО-ГІГІЄНІЧНОГО ТА ПРОТИЕПІДЕМІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІЙСЬК 134.5 KB
  Висвітлити найбільш складні питання навчального матеріалу, актуальні питання теорії та практики, сучасні досягнення науки та техніки, сприяти розвитку творчого мислення студентів і формування у них сучасного світогляду, а також бути основою для організації та проведення...
67817. ПРАВО КОРИСТУВАННЯ ПРИРОДНИМИ РЕСУРСАМИ 215.5 KB
  Об’єктивне право природокористування – сукупність екологічних норм, які визначають підстави виникнення, зміни та припинення права природокористування, встановлюють комплекс прав та обов’язків природокористувачів, формують юридичні засоби захисту прав та інтересів суб’єктів природокористування.
67818. КІНЕМАТИКА ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 154.5 KB
  Кожне тіло щовільно рухається в просторі має ортогональну систему координат і 6 степенів вільності свободи можливість руху вздовж кожної з осей і обертання навколо них. Проте як видно з рисунку вся сукупність переміщень кінематичних ланок руки людини зводиться до транспортних переносних рухів...
67819. ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ МЕДИЧНИМ МАЙНОМ 135 KB
  Забезпечення медичним майном і медичною технікою організується і здійснюється з метою безперервного і повного задоволення потреб частин, підрозділів в них для надання медичної допомоги пораненим та хворим і їх лікування, проведення санітарно-гігієнічних...
67820. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ НАДР 82.5 KB
  Приблизна вартість промислових запасів основних видів корисних копалин дорівнює більше 15 трлн. Всі мінеральносировинні ресурси України сконцентровані в: родовищах корисних копалин нагромадженнях мінеральних речовин в надрах на поверхні землі в джерелах вод та газів на дні водоймищ які за кількістю якістю...
67821. ПРИВОДИ ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 142 KB
  Крім того тип приводу визначає і можливості системи керування або ступінь інтелектуальності робота. Для виконання загальної конкретної технологічної операції необхідне групове керування виконавчими двигунами приводу тобото з погляду керування привід робота розглядається як система.