84136

Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности

Доклад

Логика и философия

Познание это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами и оперируя ими получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности. Субъект познания это познающее мышление познающий индивид или группа индивидов а объект познания это то в составе действительности на что направлено познающее мышление познавательная деятельность субъекта. Таким образом...

Русский

2015-03-17

32.99 KB

1 чел.

Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.

Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.

В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами, и, оперируя ими, получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности.

Таким образом, познание является результатом взаимодействия двух участников познавательного процесса: субъекта и объекта. Субъект познания – это познающее мышление, познающий индивид или группа индивидов, а объект познания – это то (в составе действительности), на что направлено познающее мышление, познавательная деятельность субъекта.

Взаимодействие субъекта и объекта познания характеризуется тем, что объект в процессе познания остается пассивным, а субъект познания проявляет активность:

– обнаруживает объект в опыте своих ощущений;

– получает из ощущений некоторое чувственное знание;

– создает с помощью разума абстрактную модель объекта и формирует его теоретическое объяснение.

Таким образом, процессы познания начинаются с простых форм знания, и переходят к более сложным, постоянно увеличивая полноту и глубину познания действительности.

В качестве наиболее простой формы знания выступает чувственное познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.

Чувственные ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные формы знания действительности, поскольку:

1. Ощущения единичны, и в момент познания дают собой представление только об отдельных свойствах познаваемого объекта.

2. Полнота характеристик объекта, его связей и отношения в действительности всегда превосходит познавательные возможности ощущений.

3. Ощущения не являются всеобще необходимой формой знания, они слишком субъективны, поскольку формируются в индивидуальном сознании человека, предварительно возникнув в его индивидуальном теле. Таким образом, они напрямую зависят от физиологических способностей к полноте отражения тех или иных свойств действительности того или иного человека, а также от особенностей его организма.

4. Ощущение существует только при наличии ощущаемого объекта. Образ познаваемого объекта в виде ощущения не может существовать в сознании субъекта без контакта органов чувств субъекта с объектом познания, и, следовательно, ощущение не может участвовать в отвлеченных познавательных операциях мышления.

Таким образом, ощущения – это первая ступень чувственного познания, с которой чувственное познание переходит к следующей своей ступени, к восприятиям.

ВОСПРИЯТИЯ возникают на основе ощущений, но являются более сложной формой чувственного познания. Именно на стадии восприятия начинается интеллектуализация рассудком материала единичных ощущений и формирование из них общего понятийного образа объекта познания.

В этот понятийный образ входят только те свойства объекта, которые непосредственно в момент познания обнаруживаются органами чувств.

Таким образом, восприятие – это обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений.

Восприятие дает более полное представление об объекте познания, но, всё-таки, не может еще участвовать в сложных операциях мышления, поскольку восприятие недостаточно абстрактно, потому что всегда привязано к какому-либо определенному объекту, который чувственно дан в конкретный момент познания.

Следующей ступенью чувственного познания, которая имеет достаточно абстрактный характер, чтобы стать участником абстрактных логических операций мышления, является представление.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это хранение в памяти и воссоздание в воображении чувственно-наглядного образа действительности без непосредственной чувственной связи с нею.

Представление является одновременно и высшей формой чувственного познания (так как воссоздает образ, представленный в чувственных ощущениях и в его внешней, наглядной структуре), и первым шагом к абстрактному мышлению, поскольку воссоздаваемый представлением образ не относится только к объекту, данному на момент познания, а универсально применим в познавательной деятельности.

Таким образом, чувственное познание приобретает на своей высшей стадии организованный, оформленный характер, порядок действительности в котором воспроизводится только в своих внешних свойствах и в своих поверхностных явлениях.

Для того чтобы действительность была познана во всей глубине её сущности, в закономерностях её развития и в законах её бытия, необходимо рациональное познание, способное к логическим выводам и к теоретическим обобщениям.

Рациональное познание – это система познавательных операций, творческой силой которой является разум. Именно творческая сила разума способна создавать обобщенную, всеобще необходимую и объективную модель действительности в её истинном соответствии реальному миру. Рациональное познание, теоретически воспроизводя в сознании порядок действительности во всей его глубине и сути, дает новое знание, которое невозможно извлечь из чувственного опыта без работы разума.

Но разум не отделим от чувств, и познание, поэтому, есть единый процесс взаимодействия чувственного опыта и рационального мышления.

Познание начинается с чувственного опыта, который не только дает ощущения, но и одновременно сразу же возбуждает активность разума. Сам же разум, оперируя абстрактными умственными понятиями, уподобляет логический порядок создаваемой им модели порядку реальной структуры действительности, данной в чувственном опыте.

Таким образом, чувственное и рациональное познания качественно различны, но находятся в неразрывном единстве, что и определяет их соотнесенность: они являются качественно разными ступенями органически единого познавательного процесса, где чувственное познание извлекает из действительности и формирует содержание сознания, а рациональное познание оформляет это содержание в теоретический образ действительности.

Познания имеет несколько исторически сложившихся форм:

1. Обыденно-практическое познание. Содержит элементарные сведения о человеке и о мире, полученные из осмысления повседневного опыта. Это: природоведческие, сельскохозяйственные, строительные, медицинские, ветеринарные, бытовые, этнографические, ремесленнические, военные и пр. знания и навыки. А также: приметы, поверья, традиции здравого смысла, этикета, обрядов, правил общения, хозяйственных отношений и т.д.

2. Игровое познание. Содержит сведения, получаемые из содержания игр познавательного, исследовательского, экспериментального или делового характера. Это: кибернетические, математические, физические, экологические, экономические, военные, природно-климатические и прочие модели протекания сложных процессов, вариантов их развития и средств воздействия на них со стороны человека.

3. Мифологическое познание. Содержит реальные сведения о действительности, дополненные вымыслом. Это: географические, исторические, событийные, бытовые, прикладные и прочие знания, включенные в концепции и сюжеты мифов, сказок, былин, эзотерических учений, космогонических теорий, народных верований и т.д.

4. Художественно-образное познание. Содержит сведения о действительности, представленные в виде художественных образов искусства. Это: исторические лица, объекты природы, особенности быта, события, элементы вещественной культуры, специфика мировоззрения людей, их нравы, чувства и т.д. в изобразительном искусстве, сценическом искусстве литературе и т.д.

5. Религиозное познание. Содержит сведения, как о реальной посюсторонней действительности материального бытия человека, так и о предполагаемой потусторонней действительности бытия богов и других нематериальных сущностей. Это: вся совокупность реальных сведений о действительности, понимаемая в качестве результата проявленных причин разумной и целенаправленной деятельности мира истинного, потустороннего, обиталища Бога (многих богов) и других духовных созданий.

6. Философское познание. Содержит сведения о мире как о целом во всей совокупности характеристик его бытия. Это: различные философские концепции и течения, дающие свои теоретические объяснения действительности.

7. Научное познание. Содержит сведения о мире в виде теоретической идеализации его статистически закономерно протекающих процессов. Это: эмпирические данные опытов, наблюдений, экспериментов над объектами природы и их теоретическое осмысление, анализ социальных процессов и т.д. с точки зрения проявления различного рода закономерностей.

Основные термины.

АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

АКТИВНОСТЬ – способность действовать.

ВОСПРИЯТИЕ – обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений.

МЫШЛЕНИЕ – способность разума формировать мысли.

ОБЪЕКТ – то, что познается.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств реальности органами чувств человека.

ПАССИВНОСТЬ – неспособность к действию.

ПОЗНАНИЕ – процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – хранение в памяти и воссоздание в воображении чувственно-наглядного образа действительности без непосредственной чувственной связи с нею.

РАЗУМ – способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ – система познавательных операций, творческой силой которых является разум.

СУБЪЕКТ – тот, кто познает.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...
53375. Дидактическая игра – залог успешной деятельности учащихя на уроке 101 KB
  Игра помогает формированию фонематического восприятия слова обогащает ребенка новыми сведениями активирует мыслительную деятельность внимание а главное стимулирует речь. В каком глаголе слово нет слышится сто раз стонет В каком слове семь гласных семья Что принадлежит только тебе а употребляется другими чаще чем тобой имя Какое слово состоит из трёх одинаковых букв три о Какая часть растения бывает и частью слова корень Какие буквы обозначают два звука если стоят в начале слова или после гласной ...
53376. Ігрові завдання на корекцію емоційної сфери дітей дошкільного віку 98.5 KB
  Психологічний етюд Хто що любить Діти приходять у лісове кафе. Психологічний етюд Клумба і садівник Діти обирають ролі квітів на клумбі. Психологічний етюд Слухаємо себе Ведучий звертається до дітей: Давайте сядемо зручніше розслабимося і заплющимо очі. Психологічний етюд Неслухняні ведмежата Ведмедики з'їли смачні але немиті яблука.
53377. Игры для детей к Библейским урокам 43 KB
  Во время этой игры дети могут увидеть что Божья любовь неотделима от нас также как и наша тень. Пока бутерброды теплые поговорить о том что нам тепло когда Божья любовь покрывает нас как расплавленный сыр покрывает хлеб.
53379. Игры и игровые приемы на уроках ритмики 96 KB
  Одобрено на кафедре ритмики и хореографии В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций проводимых студентами на пробных уроках ритмики а также на внеклассных мероприятиях. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью вызывают веселое бодрое настроение ибо в них наряду с музыкально двигательными заданиями присутствует элемент занимательности а не редко и соревнования кто скорее кто лучше кто более...
53380. Використання інформаційно-телекомунікаційних технологій в навчальному процесі 11.85 MB
  Рецензент: Кучерявенко Олена Петрівна викладач вищої категорії викладач методист Педагогічне дослідження проведено шляхом вивчення професійної діяльності викладачів ВНЗ та вчителів шкіл моделей ефективного використання інформаційнокомунікаційних та дистанційних технологій навчання у вищому навчальному закладі. Інформаційна технологія навчання ІТН. Яку форму навчання обрати . На сучасному етапі уже визначені і сформульовані головні завдання освіти підвищення рівня якості навчання трудового і морального...
53381. Використання ІКТ на уроках рідної мови 292 KB
  Сьогодні використання вчителем ІКТ в його професійній діяльності вже не розглядається як інновація – в сучасній школі це є необхідний обов’язковий засіб навчання, бо ці технології можна використовувати на будь-якому етапі уроку: і у процесі перевірки домашньої роботи, і для актуалізації знань, і під час вивчення нового матеріалу, і для закріплення, повторення вивченого, контролю та оцінювання.
53382. Компетентнісне навчання за допомогою ІКТ на уроках української мови та літератури 22.04 MB
  Завідуюча шкільним методичним кабінетом учитель української мови та літератури спеціаліст вищої категорії вчительметодист Соледарської загальноосвітньої школи ІІІІ ступенів № 13 Артемівської міської ради Донецької області На одній зі стін древнього монастиря в Англії був напис: Бачення без завдань залишається лише мрією. Мій вибір науковометодичної теми Використання інформаційнокомунікаційних технологій на уроках української мови та літератури як засіб формування ключових компетентностей не випадковий не є це також і...