84144

Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности

Доклад

Логика и философия

Общественное бытие и общественное сознание характер их соотнесенности. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Таким образом благодаря труду бытие отдельного человека включено в общественное бытие. Общественное бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей подчиненной общественной необходимости.

Русский

2015-03-17

32.32 KB

0 чел.

Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.

Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.

В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её под себя.

Таким образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности.

Благодаря этому труд стимулировал интеллектуальное развитие человека и выделение человека из животного мира.

Интеллектуализация человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало интеллектуализации человека.

Таким образом, преобразуя трудом природу, человек одновременно преобразовывал и себя. Благодаря труду человек постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в общество в том или ином его виде.

Любой труд продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от хищников, так и от враждебных иноплеменников).

С временем эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных насущных проблем.

С появлением более совершенных орудий охоты и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и белковой пищи, что увеличило физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире животных, повысило выживаемость и численность. За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества необходимых для его развития и питания веществ, человек стал быстрее совершенствоваться умственно. Его всё более проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда, развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о природе.

Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление такового нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось земледелие. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д.

Из-за формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов, что привело сначала к обмену, а потом к торговле, и в результате – к дифференциации человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов, формирование наций, оформление их экономических и политических интересов, возникновение государств.

С появлением государств развились право и политика, расширились возможности человечества в совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.

Таким образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом.

Таким образом, благодаря труду, бытие отдельного человека включено в общественное бытие.

Общественное бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости. То есть, общественное бытие можно понимать как некий набор общественно регулируемых практик – экономической, правовой, политической, гражданской, этической, идеологической, семейной, государственно-управленческой, научно-теоретической и т.д.

Естественно, что каждая из общественно регулируемых практик в силу своей сложности сопряжена с её общественным осмыслением, эмоциональным переживанием и духовным отношением.

Таким образом, общественное бытие сопровождается процессом его осознания со стороны самого же общества. Это осознание обществом своего общественного бытия происходит в форме общественного сознания.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это зоны накопления интеллектуального и духовного опыта общества, в иерархии их сложности:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением и попытками оптимизации общественного бытия на повседневном уровне.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложный уровень общественного сознания, содержание которого не подчинено повседневным задачам жизни, превышает их потребности и включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: наука, философия, искусство, право, политика, мораль, религия и т.д.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием, поскольку и общественное сознание, и общественное бытие взаимно воздействуют друг на друга:

общественное сознание осмысливает общественное бытие, вносит целенаправленные изменения в его состав и задает направления его развития;

– общественное бытие, со своей стороны, формирует приоритеты и задачи общественному сознанию, определяет его содержание и направления его работы.

Являясь зависимыми друг от друга, они одновременно и самостоятельны.

Их самостоятельность проистекает из того, что, как процессы общественного сознания, так и процессы общественного бытия во многом подчиняются внутренней логике именно своего отдельного развития:

– общественное сознание развивается в направлении, заданном не только общественной практикой, но и в логическом русле своих господствующих идей, воззрений и концепций, несмотря на то, что общественная практика может с ними явно расходиться;

– громоздкая и сложная общественная практика во многом развивается в направлениях, заданных инерцией своего собственного структурного состояния, несмотря на то, что общественное сознание может уже видеть и принимать к действию новые направления развития.

Основные термины

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ – совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ОРУДИЯ ТРУДА – устройства и предметы, созданные человеком для осуществления производственной деятельности.

ПРАКТИКА – чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.

ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком системы необходимых знаний, позволяющих ему эффективно включаться в жизнь общества.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – выражение того или иного сложившегося на тот или иной исторический момент единства производительных сил и производственных отношений какого-либо общества

ТРУД – целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35067. КАК Улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто! 8.66 MB
  Маленькая увертюра 9 Третий глаз для бизнесменов и руководителей 11 Интеллектуальный терроризм: фантазия или реальность Вместо предисловия 13 Почему умные люди страдают и гибнут 13 Разве такая проблема существует 14 Информационный стресс зловещий спутник информационного общества 14 Камикадзе умственного труда 15 Что такое интеллектуальный терроризм 15 Гуманитарная постановка задачи 16 Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры умственный труд 18 Что такое...
35068. ПРАВОВЕДЕНИЕ Учебное пособие 895 KB
  Теория государства и права 5 Раздел 2. Основные положения гражданского права Российской Федерации 46 Раздел 5. Основы трудового права Российской Федерации 105 Раздел 7. Цель дисциплины дать понятия о системе права и ее отраслях что позволит студентам ориентироваться в правовых вопросах и самостоятельно осуществить защиту своих нарушенных прав; сформировать представления о сущности и основных направлениях Правоведения и развития современной России уяснение роли и места правовых дисциплин среди других...
35069. Післявоєнна відбудова народного господарства 41.5 KB
  Чоловіки пішли далі дорогами війни. За самовідданість у роки війни більше 300 трудящих району були нагороджені медаллю За доблесну працю у Великій Вітчизняній війні 19411945 р. Наслідки війни були трагічними вони давали про себе знати на кожному кроці.
35070. Наследственные аномалии сельскохозяйственных животных 203 KB
  4 Аномалии сельскохозяйственных животных обусловленные мутациями генов6 Аномалии у крупного рогатого скота.6 Аномалии у свиней8 Аномалии у лошадей.9 Аномалии у овец.
35071. ИСКУССТВО ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА. Как оценить человека за час 995 KB
  Как же узнать кто из них соответствует этому определению а кто нет Существует множество подходов к подбору и оценке персонала и автор директор по персоналу компании Johnson Johnson рассматривает большинство из них. В последнее время все чаще появляются статьи о том что при оценке инвестиционных рисков и при определении рыночной стоимости компании анализируется команда: в ряде случаев только топменеджеры в ряде случаев команда полностью. В ситуации когда в компании нет специалиста отдела персонала никто не владеет приемами...
35072. s, p, d-элементы, имеющие биологическое значение 100.44 KB
  Na получают электролизом расплава хлорида натрия NaCl, с добавлением NаСl2, КСl и NaF для снижения температуры плавления электролита до 600°C. Аноды изготовлены из графита, катоды — из меди или железа. Электролиз расплава проводят в стальном электролизере с диафрагмой. Параллельно с Na электролизом получают Cl2
35073. Теория государства и права. Сборник статей 2.92 MB
  и права является как бы деятельностью второго порядка – способом методом регуляции. Матузов вслед за многими другими авторами в своей работе призывает разграничивать понятия правовая коллизия и правовой конфликт указывая на то что конфликт – это противоречие между людьми в отличие от коллизий представляющих собой противоречия между нормами права способные служить причиной поводом для конфликта. Она появилась еще во времена зарождения самого права.
35074. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА 2.48 MB
  В ней рассмотрены основные концепции и психологические аспекты мотивации труда методы стимулирования работников и мотивационные ресурсы управления организацией. Исследования мотивации труда проведенные автором на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности позволили ему предложить новую систему диагностики мотивации труда работников. Они позволят руководителям выбрать из многообразия ресурсов методов и схем управления наиболее близкую для себя систему формирования мотивационного механизма и учтя специфические...
35075. СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛКЕ МЕБЕЛИ 6.11 MB
  При первом способе необходимое по расчету количество красителя 01 – 05 к массе лака рабочей вязкости предварительно растворяют в растворителе. Некоторые красители изменяют цвет под действием перекисных соединений содержащихся в полиэфирных лаках [43]. Ее изготовляют из суховальцованных паст СВП спирторастворимых красителей и нитролака. Грунтовку НЦ – 0140 можно применять при отделке как полиэфирными так и нитроцеллюлозными лаками.