84144

Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности

Доклад

Логика и философия

Общественное бытие и общественное сознание характер их соотнесенности. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Таким образом благодаря труду бытие отдельного человека включено в общественное бытие. Общественное бытие это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей подчиненной общественной необходимости.

Русский

2015-03-17

32.32 KB

0 чел.

Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.

Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.

В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её под себя.

Таким образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности.

Благодаря этому труд стимулировал интеллектуальное развитие человека и выделение человека из животного мира.

Интеллектуализация человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало интеллектуализации человека.

Таким образом, преобразуя трудом природу, человек одновременно преобразовывал и себя. Благодаря труду человек постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в общество в том или ином его виде.

Любой труд продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от хищников, так и от враждебных иноплеменников).

С временем эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных насущных проблем.

С появлением более совершенных орудий охоты и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и белковой пищи, что увеличило физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире животных, повысило выживаемость и численность. За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества необходимых для его развития и питания веществ, человек стал быстрее совершенствоваться умственно. Его всё более проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда, развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о природе.

Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление такового нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось земледелие. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д.

Из-за формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов, что привело сначала к обмену, а потом к торговле, и в результате – к дифференциации человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов, формирование наций, оформление их экономических и политических интересов, возникновение государств.

С появлением государств развились право и политика, расширились возможности человечества в совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.

Таким образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом.

Таким образом, благодаря труду, бытие отдельного человека включено в общественное бытие.

Общественное бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости. То есть, общественное бытие можно понимать как некий набор общественно регулируемых практик – экономической, правовой, политической, гражданской, этической, идеологической, семейной, государственно-управленческой, научно-теоретической и т.д.

Естественно, что каждая из общественно регулируемых практик в силу своей сложности сопряжена с её общественным осмыслением, эмоциональным переживанием и духовным отношением.

Таким образом, общественное бытие сопровождается процессом его осознания со стороны самого же общества. Это осознание обществом своего общественного бытия происходит в форме общественного сознания.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это зоны накопления интеллектуального и духовного опыта общества, в иерархии их сложности:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением и попытками оптимизации общественного бытия на повседневном уровне.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложный уровень общественного сознания, содержание которого не подчинено повседневным задачам жизни, превышает их потребности и включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: наука, философия, искусство, право, политика, мораль, религия и т.д.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием, поскольку и общественное сознание, и общественное бытие взаимно воздействуют друг на друга:

общественное сознание осмысливает общественное бытие, вносит целенаправленные изменения в его состав и задает направления его развития;

– общественное бытие, со своей стороны, формирует приоритеты и задачи общественному сознанию, определяет его содержание и направления его работы.

Являясь зависимыми друг от друга, они одновременно и самостоятельны.

Их самостоятельность проистекает из того, что, как процессы общественного сознания, так и процессы общественного бытия во многом подчиняются внутренней логике именно своего отдельного развития:

– общественное сознание развивается в направлении, заданном не только общественной практикой, но и в логическом русле своих господствующих идей, воззрений и концепций, несмотря на то, что общественная практика может с ними явно расходиться;

– громоздкая и сложная общественная практика во многом развивается в направлениях, заданных инерцией своего собственного структурного состояния, несмотря на то, что общественное сознание может уже видеть и принимать к действию новые направления развития.

Основные термины

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ – совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ОРУДИЯ ТРУДА – устройства и предметы, созданные человеком для осуществления производственной деятельности.

ПРАКТИКА – чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.

ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком системы необходимых знаний, позволяющих ему эффективно включаться в жизнь общества.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – выражение того или иного сложившегося на тот или иной исторический момент единства производительных сил и производственных отношений какого-либо общества

ТРУД – целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21101. Трипільська культура 18.72 KB
  Трипільська культура. Найбільшого розвитку в цей час в добу енеоліту досягла трипільська культура названа так від с. Потретє за своїм походженням трипільська культура хоч і була повязана з БалканоНижньодунайським регіоном але в процесі поширення на нові східні території включала в себе на різних етапах елементи місцевих неолітичних та енеолітичних культур. Почетверте трипільська культура відзначається розташуванням поселень певними зосередженими групами з проміжними менш заселеними територіями.
21102. Кімерійці, скіфи, сармати, їх культура та світогляд 19.74 KB
  Але історичні відомості про скіфів містяться в іноземних джерелах. Одним із перших про скіфів написав Геродот який присвятив їм окрему книгу своєї Історії і не лише яскраво змалював побут і звичаї тих народів які заселяли українські землі під назвою скіфів а й навів дані про їх релігійні погляди міфологію. У випадку скіфів такою ознакою послужила характерна форма півсферичних посудинчаш характерних для кочівників і більш позаднього часу. Поховання кочівницьких скіфів відрізняються від поховань осідлого населення.
21103. Давньогрецька культура на теренах України 15.24 KB
  Північне Причорноморя входило до сфери колонізації руху греків яких привертали сюди родючі землі велика кількість риби в гирлах річок можливість вести широку торгівлю з племенами північних причорноморських степів скіфами синдами меотами та ін. Античні міста Північного Причорноморя жили самостійним життям зберігаючи проте торгові та культурні звязки зі своїми метрополіями. Велику роль в їх економічному житті відігравала торгівля з містами Греції та Малої Азії а також з племенами причорноморських степів. В містах Північного...
21104. Язичницька культура давніх слов’ян 22.85 KB
  Язичницька культура давніх словян. Релігійні вірування давніх словян давно привертають пильну увагу дослідників. Однак жодну з сучасних реконструкцій світу давньословянських вірувань не можна вважати остаточно доведеною. А подруге кожне словянське племя імовірно визнавало своїх богів культ яких не поширювався на значні території.
21105. Фольклор, музика, побут за часів Київської Русі 18.83 KB
  Фольклор музика побут за часів Київської Русі. Культура часів Київської Русі не була явищем однорідним уніфікованим для всіх регіонів держави яка обіймала великі території від Чорного до Білого морів населені цілком різними племенами. Вельми показовою ілюстрацією розбіжностей у релігійних уявленнях населення різних регіонів Київської Русі може служити поховальний обряд який суттєво відрізнявся навіть у найближчих сусідів що складали етнічне ядро держави у полян та древлян. Протягом тисячолітньої історії християнства на Русі церква...
21106. Освіта за часів Київської Русі 16.49 KB
  Освіта за часів Київської Русі. Перші школи на Русі зявилися за часів великого князя Володимира Святославовича початок XI ст. Основою руської літературнописемної мови як вважають вчені стала говірка мешканців княжої столиці що перепліталася з говірками прибульців з інших земель Русі дружинників ремісників купців. Що до давньоруської живої мови то фахівці вважають що на території Русі існували кілька надплемінних територіальних діалектів.
21107. Література Київської Русі 20.63 KB
  Література Київської Русі. Великого значення і значного розвитку в культурі Київської Русі набуває література. У багатьох давньоруських творах дослідники знаходять риси пізніше характерні тільки для української живої мови при цьому самі ці твори часто неодноразово переписувалися в інших землях Київської Русі. Ним зумовлюється зміст більшості пам'яток літератури Київської Русі.
21108. Літописи доби Київської Русі 20.54 KB
  Літописи доби Київської Русі. До оригінальних пам'яток давньоруської літератури та історіографії відносяться літописи. У цілому давньоруські літописи становлять собою надзвичайно цінне історичне джерело з якого можемо дізнатися про деякі подробиці подій і процесів більше ніде не висвітлених. Однак у тексти літописних зведень часто вносилися зумовлені політичною кон'юнктурою зміни так що при зміні політичного курсу чи ситуації літописи повністю переписувалися інколи поспішно а подекуди можливо і грунтовно.
21109. Архітектура за часів Київської Русі 28.45 KB
  Тому одразу ж після хрещення Русі зявляються й перші церкви: Василівська побудована з дерева за зразком храму в Корсуні і Десятинна або Богородицька перша камяна церква у Києві. Подальші реставрації та ремонті роботи не врятували цього храму який порівняно скоро перетворився на купу будівельного брухту. Красу храму створювала гармонія його форми в цілому яка мала символізувати гармонію світобудови створеної з хаосу Божим Словом. Головним структурним елементом храму був його центральний купол що розташовувався на восьмикутному або...