84147

Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей

Доклад

Логика и философия

Социальная структура с одной стороны указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по тем или иным критериям имущественный критерий политические права привилегии возрастные образовательные и другие критерии а с другой стороны выражает деление людей в обществе по их интересам национальные классовые профессиональные религиозные семейные и т. ЭТНОС это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей обладающих одним языком общими народным искусством обычаями обрядами...

Русский

2015-03-17

36.93 KB

0 чел.

Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.

Социальная структураэто совокупность классов, социальных слоев и групп общества.

Социальная структура,

– с одной стороны, указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по тем или иным критериям (имущественный критерий, политические права, привилегии, возрастные, образовательные и другие критерии), а,

– с другой стороны, выражает деление людей в обществе по их интересам (национальные, классовые, профессиональные, религиозные, семейные и т.д.).

Наиболее устойчивым видом социальной общности являются

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ: племя, народность, нация и различные этнические группы.

ЭТНОС – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих одним языком, общими народным искусством, обычаями, обрядами, традициями, нормами поведения, привычками и т.д.

Главными отличительными признаками этносов являются общая территория проживания и единый язык общения.

По территориальному критерию этнос делится на три группы:

1. Этническое ядро, то есть основная часть этноса, компактно проживающая на определенной территории.

2. Этническая периферия, то есть компактные группы представителей данного этноса, проживающих в отдалении от основной её части (например, испанские, французские, португальские, английские, голландские и т.д. колонисты в Латинской Америке или Африке).

3. Этническая диаспора, то есть отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Территориальная обособленность может порождать в составе этноса

СУБЭТНОСЫ – этнические группы в пределах одного этноса, члены которых обладают двойным самосознанием:

– с одной стороны они осознают и принимают свою принадлежность к общему этносу,

– а с другой стороны они осознают и принимают свою принадлежность к своему субэтносу.

Таковы, например, субэтносы грузинского этноса (рачинцы, сваны, мингрелы, гурийцы и т.д.) или российские субэтносы (казаки разных краев и областей, сибиряки, поморы).

Роднит субэтнос с этносом наличие у них общей культуры.

Помимо субэтноса, то есть некоей группы людей внутри этноса, могут возникать и, наоборот,

МЕТАЭТНОСЫ – обобщенные этнические группы людей, имеющие общие культурные черты (африканцы, латиноамериканцы, арабы).

Различаются этносы внутри метаэтноса за счет культурных отличий.

Таким образом, культура является фактором, по признаку которого этносы отличаются от других этносов.

Если один и тот же язык может принадлежать целой группе этносов (сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы; немцы, австрийцы, швейцарцы; чеченцы и ингуши; англичане, американцы, канадцы, новозеландцы; португальцы и бразильцы; испанцы и мексиканцы и т.д.), то культура принадлежит только одному этносу и этнически роднит людей в его пределах – нет бразильского языка, но есть бразильская культура, нет американского языка, но есть американская культура, нет мексиканского языка, но есть мексиканская культура и т.д.

Помимо территории, языка и культуры существует еще один важнейший фактор формирования этносаэто этническое самосознание его членов.

Этническое самосознание – это осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. Этническое самосознание состоит в том, что человек расценивает данную этническую общность, к которой он принадлежит, как «свою», а остальные – как «чужие».

Если члены какой-либо культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом. Например, американцы обладают одним общим языком и общей культурой, но этнически они не однородны, образуясь из англичан, ирландцев, шотландцев, немцев, испанцев, восточноевропейских народов и т.д.

Этническое самосознание невозможно без самоназвания. Таким образом, еще одним отличительным признаком этноса является наличие у него самоназвания. Самоназвание этноса может отличаться от тех названий, которые ему дают другие народы. Например, народ сам себя называет «мадьяр», а другие народы называют его «венгры», «хангэриен; то же самое «дойче» – и «немцы», «джёмен»; «русские» – и «кревейя», «орослан»; «нохча» – и «чеченцы» и т.д.

Этнос устойчиво существует только тогда, когда постоянно самовоспроизводится, для чего заключает этнически однородные браки и осуществляет в поколениях передачу своего языка, культуры, традиций, этнической организации и т.д.

Благодаря тому, что одни поколения этноса замещаются другими, а одни члены этноса наследуют другим, этнос имеет общую, как биологическую, так и социальную историю.

Этнос является основной единицей классификации человечества по этническому признаку, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка – род, племя, народность, нация и др.

РОД – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Род является первичным и естественным этническим образованием людей. Он возник в первобытных общинах и был формой объединения общины в единое целое для эффективного выживания и выращивания потомства. Родство велось или по материнской линии (матриархат), или по отцовской линии (патриархат) и сопровождалось экзогамией – запретом на брачные отношения между членами одного рода. С течением времени количество родов увеличивалось и, проживающие совместно или по соседству,

роды стали объединяться в братства (фратрии), а затем и в племена.

ПЛЕМЯ – это социально-политическое объединение нескольких кровнородственных этнических общин. В состав племени входит несколько родов, фратрий и других групп, имеющих родственное происхождение, общие задачи, совместную хозяйственную деятельность, единые органы власти, один язык, общее самоназвание и устойчивое самоосознание своей этнической общности. В отличие от экзогамных родов, законом племени была эндогамия – принцип брачных отношений только между членами племени. В дальнейшем расширение межплеменных контактов и

образование межплеменных союзов привело к возникновению народностей.

НАРОДНОСТЬ – это культурно-языковая и территориально-экономическая общность этнически однородного населения. В составе народности происходит смешение племен и начинается смена социально-экономических связей по признаку родства социально-экономическими связями по признаку совместного проживания на одной территории. В процессе смешения племен язык одного из племен становится общим языком всей народности, появляется новое самосознание и, соответственно, новое самоназвание. Помимо этого закрепляются территориально-экономические формы совместного проживания, оформляются общие политические и экономические интересы. С появлением выразителей этих интересов, государств,

народности стали преобразовываться в нации.

НАЦИЯэто общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. Нация характеризуется общностью происхождения, специфическими традициями жизненного уклада, общим религиозным мировоззрением и культурой. В основе национальных особенностей лежат этнические по характеру причины, но большинство наций современного мира полиэтничны, то есть, не гомогенны в этническом отношении (не однородны). Типичными примерами в этом отношении являются США, Бразилия, Индия, Китай, Россия, Англия, Франция и т.д., где американская, бразильская, индийская, китайская, российская, английская, французская и т.д. нации состоят из множества этнических групп и представляют собой многоязычные, многорасовые и полиэтнические нации.

Род, племя, народность и нация являются социальными общностями, исторически возникшими первыми и составившими первую социальную структуру общества.

В дальнейшем, с появлением классов и государств, социальная структура общества стала дополняться наряду с этническим элементом еще и сословно-классовым элементом.

СОСЛОВИЕ – это социальная группа людей, обладающая передающимися по наследству правами и обязанностями, закрепленными обычаем или государственным законом. В настоящее время сословное деление общества практически отсутствует. Сословными были такие группы людей, как дворянство, духовенство, мещанство, казачество, купечество, крестьяне-единоличники, крестьяне-фермеры и т.д. То есть сословные группы характеризуются имущественным и правовым неравенством между собой, различным социальным положением и разным уровнем привилегий. В некоторых сословиях, таких, например, как духовенство – членство не является наследуемым. Некоторые сословные группы являются одновременно субэтносами (казачество). Большинство сословий обладало какими-либо внешними атрибутами сословной принадлежности – особым покроем одежды, знаками отличия, прическами, украшениями и т.д., а также наличием почитаемых традиций и обычаев, относящихся только к данной социальной общности.

КЛАССЫ – это общественные группы людей, имеющие единый социальный уклад и общие политико-экономические интересы – крестьяне, рабочий класс, буржуазия, средний класс и т.д.

Классы играют особую роль в марксистском учении, где классы – это общественные группы людей, различающиеся отношением собственности к средствам производства и способами получения доли общественного богатства. В соответствии с марксизмом, в первобытнообщинном обществе классов не было, потому что первобытнообщинному строю не была свойственна частная собственность и, соответственно, при отсутствии частной собственности не формировались социальные группы, которые владели бы средствами производства. А вот рабовладельческое общество, феодализм и капитализм характеризуются наличием частной собственности, и, следовательно, эти общества характеризуются формированием господствующих эксплуататорских классов (рабовладельцев, феодалов и буржуазии) и наличием эксплуатируемых классов (рабов, феодальных крестьян и пролетариата). Эксплуатируемые классы ведут классовую борьбу с эксплуататорскими классами, а историческая роль класса пролетариев состоит в том, что он свергнет класс буржуазии и создаст бесклассовое общество – коммунизм.

Основные термины

БУРЖУАЗИЯ – класс крупных собственников.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

КЛАССЫ – общественные группы людей, имеющие единый социальный уклад и общие политико-экономические интересы.

КЛАССЫ (марксизм) – большие группы людей, различающиеся способами получения доли общественного богатства и размерами этой доли.

КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

МЕТАЭТНОС – обобщенная этническая группа людей, имеющая общие культурные черты (африканцы, латиноамериканцы).

НАРОДНОСТЬ – культурно-языковая и территориально-экономическая общность этнически однородного населения.

НАЦИЯ – общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.

ПЛЕМЯ – социально-политическое объединение нескольких кровнородственных этнических общин.

ПРОЛЕТАРИАТ – наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.

РОД – коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка.

СОСЛОВИЕ – социальная группа людей, обладающая передающимися по наследству правами и обязанностями, закрепленными обычаем или государственным законом.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – совокупность классов, социальных слоев и групп общества.

СУБЭТНОС – этническая группа в пределах одного этноса.

ЭКЗОГАМИЯ – запрет на брачные отношения между членами одного рода.

ЭНДОГАМИЯ – принцип брачных отношений только между членами племени.

ЭТНИЧЕСКАЯ ДИАСПОРА – отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этнические общности.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ – компактные группы представителей данного этноса, проживающих в отдалении от основной её части.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности.

ЭТНИЧЕСКОЕ ЯДРО – основная часть этноса, компактно проживающая на определенной территории.

ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих одним языком, народным искусством, обычаями, обрядами, традициями, нормами поведения, привычками и т.д.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52520. Усі уроки географії. 7 клас 1.61 MB
  Посібник підготовлено відповідно до нової програми Міністерства освіти і науки України. Він представляє собою детальні розробки уроків відповідно до авторського календарного планування, причому кілька тем уроків представлені двома альтернативними варіантами. Для кожного уроку зазначено: мету, як навчальну з предмета, так і виховну, розвивальну; тип; найдоступніше обладнання; опорні та базові поняття; об’єкти географічної номенклатури.
52521. Усі уроки географії. 8 клас 1.16 MB
  Завершальним етапом роботи учнів на уроці є підсумок уроку. Здебільшого пропонуються прийоми, які дозволяють учням зробити його самостійно. Розробку уроку завершують різні види домашнього завдання. Представлені уроки тематичного оцінювання, завдання яких складені подібно до завдань, які використовувались під час ЗНО, відповідають програмним вимогам щодо знань і вмінь.
52522. Ділення раціональних чисел 153.5 KB
  Обладнання: фізична карта світу макет козацької чайки піратського корабля сигнальні картки карткизавдання; підручник для 6го класу: Математика Мерзляк А. Щоб зорієнтуватися в просторі нам треба розвязати завдання за правильними відповідями відшукати слово яке вкаже на курс нашої подорожі. ІІІ етап Поповнення запасів їжі і питної води Робота з сигнальними картками: Тестові завдання учні підіймають картку з правильною на їх думку відповіддю...
52523. Найбільший спільний дільник кількох чисел ( НСД) 34 KB
  Мета: сформулювати поняття спільного дільника кількох чисел найбільшого спільного дільника взаємно простих чисел; домогтися засвоєння алгоритму знаходження НСД кількох чисел. Коротко це можна записати так: НСД45, 30 = 15. Для довільних чисел і b пишуть так НСД; b.
52524. Елементи методики роботи вихователя з колективом класу. Ділова гра 105.5 KB
  МЕТА: Озброєння вихователів школи навичками відбору та використання оптимальних форм та методів роботи з колективом класу; Вдосконалення організаторських здібностей. Обладнання: схеми на яких показані взаємовідношення командира лідера із членами колективу при індивідуальній груповій колективній формах роботи. Завдання: Визначте яка форма роботи зображена на схемі.
52525. Година спілкування 9 клас. Україна – наш спільний дім 512.5 KB
  Ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України вивчення основних засад демократичного та суспільного ладу України її досягнень за останні роки. Узагальнити і систематизувати знання дітей про державні символи нашої Вітчизни: герб прапор гімн Основний Закон України Конституцію. 1 Удосконалювати вміння добирати прикметники до іменника Україна утворювати множину іменників назв мешканців міст України. Вдосконалювати в учнів навички виразного читання поезій про державні прапор...
52526. Природа - нам як рідний дім 45 KB
  Привітання: Усміхнемось сонечку: Здрастуй золоте Усміхнемось квітоньці: Хай вона росте Усміхнемось дощику: Лийся мов з відра Гостям усміхнемося: Зичим їм добра Вихователь. Андрію бажаю тобі Вихователь. Вихователь.
52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
  I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?