84148

Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность

Доклад

Логика и философия

Таким образом государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества и если говорить о сущности государства то в социальном плане сущность государства состоит в том что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт. Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние: 1. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами. Несмотря на очевидность назначения государства и несмотря на его...

Русский

2015-03-17

37.3 KB

0 чел.

Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.

Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т.д.

Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, что является важнейшим назначением общества вообще.

Социальная функция общества – это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т.д.

Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы, требующей совместных усилий для своего решения.

2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретического концепта для решения возникшей проблемы.

3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы, и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системного метода решения проблемы, благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

Социальные институты разделяют на основные и не основные. Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся:

1. Экономические институты, организующие хозяйственную деятельность. Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования.

2. Политические институты, организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечивают потребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка.

3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечивают потребность в обеспечении воспроизводства населения.

4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяют потребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета.

5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечивают потребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов.

Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т.д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т.д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т.д.

ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом, который осуществляет наиважнейшую социальную функцию – создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества, и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт.

Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т.д.

2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек – существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений – род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

Следовательно,

происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек – существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а

сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

государство – это власть, а власть – это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

Таким образом,

происхождение государственной власти – это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни, без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных.

3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

вотчина – это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т.д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т.д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

6. Государство, как аппарат насилия (марксизм):

государство – это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т.д. позиций.

Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления – повсеместность и обязательность.

Основные термины

ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института.

ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА – задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20132. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ 50 KB
  размера вала а по оси ординат плотность вероятности рассеяния этих погрешностей определяемые опытным путем. α и λ зависят только от вида закона распределения погрешностей Δq = α δ Δо σ[Δq] = λ δ На практике данные коэффиценты α и λ берутся из таблицы. Законы распределения технологических погрешностей.
20133. Способы уменьшения ожидаемой погрешности 23.5 KB
  Недостатки обоих способов : Невозможность воздя на систематическую составляющую суммарной погрешности. уменьшить в обоих случаях значение конечной погрешности.
20134. Основные понятия и определения теории надежности 26 KB
  К общим понятиям отнся: работоспть отказ наработка резервирование неисправность. Работоспть – это состояние изд. из работоспго состя в неработоспное. Безотказность – это свво изделия сохранять свою работоспть в течении заданного времени без вынужденных перерывов.
20135. Экономические показатели надежности 35 KB
  к длитти его эксплции. покль надежти Qи – стоимость изготя нового прибора Qэ – суммарные затраты на эксплцию и ремонт Тэ период целесообразной эксплции прибора. капиталовложений между сферой произва и сферой эксплции. Чем дешевле изделие тем больше затрат приходится на его эксплцию.
20136. Методика выбора основных показателей надежности 22.5 KB
  Выбор показателей надежности осуществляется исходя из характеристик изделия а также требований предъявляемых к изделию в процессе эксплуатации. Основными показателями надежности являются показатели полученные при оценке средней величины общего дохода изделия. Они характеризуют ожидаемый средний уровень надежности изделия и по ним осуществляют сравнение изделий по надежности. Они позволяют полнее охарактеризовать надежность изделия и определяют либо безотказность либо ремонтопригодность либо сохраняемость либо долговечность...
20137. Источники и причины отказов измерительных устройств 38.5 KB
  Силы кот. Механическая энергия может возникнуть как следствие затрат энергии кот. Воздух кот. Обратимые процессы –это часть процессов кот.
20138. Надежность, определяемая процессами, происходящими в элементах и узлах приборов 55 KB
  Такое деление соответствует трем явно выраженным периодам работы любого прибора или машины. Из кривой видно что в первый период – период приработки интенсивность отказов в начале высокая а затем быстро падает. Во второй период – период нормальной эксплуатации интенсивность отказов устанавливается на постоянном min уровне. В период износа – интенсивность отказа вновь возрастает.
20139. Общая схема изменения показателей работоспособности 123.5 KB
  1 по вертикали отложены показатели характеризующие точность выполнения прибором заданной функции инструментальная погрешность а по горизонтали – время работы прибора. Узлы прибора обладают некоторой геометрической неточностью и другими показателями которые определяют начальную погрешность прибора Δо. Когда прибор начинает работать так называемые быстро протекающие процессы приводят к рассеиванию показателей работоспособности в результате чего точность прибора уменьшается на величину Δ1. Эти процессы заканчиваются в пределах цикла работы...
20140. Функциональное резервирование, его методы и способы 51 KB
  Повышение надежности систем путем резервирования достигается за счет рационального применения избыточных элементов. Поэтому при резервировании основное внимание обращают на выбор рациональных путей создания резервируемых систем при этом используются методы математического вероятностного исследования возможных резервных схем. Будем рассматривать резервирование как путь совершенствования рациональной схемы системы.