84149

Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия

Доклад

Логика и философия

Политическая система общества это система правовых норм государственных и гражданских организаций политических отношений и традиций а также элементов политического сознания и политической культуры какоголибо общества. Политическое сознание отражающее идеологические установки и целевые устремления различных политических сил и социальных единиц. Политическую деятельность охватывающую как действия политических объединений так и деятельность конкретных людей. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ это способность определенных политических сил...

Русский

2015-03-17

33.8 KB

1 чел.

Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.

Политическая система общества – это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

Политическая система общества, таким образом, включает в себя:

1. Совокупность объединений и организаций с политическими функциями, то есть: государство как таковое, политические партии, профсоюзы, общественно-политические организации и движения, церковь и т.д.

2. Политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы.

3. Политические нормы и традиции, регулирующие законодательно и конвенциально (по условиям соглашений) политическую жизнь страны.

4. Политическое сознание, отражающее идеологические установки и целевые устремления различных политических сил и социальных единиц.

5. Политическую деятельность, охватывающую, как действия политических объединений, так и деятельность конкретных людей.

Политическая система призвана обеспечивать самые различные социальные функции, главной из которых является осуществление политической власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬэто способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

Политическая власть имеет несколько уровней своей реализации:

1. Власть отдельных политических объединений, то есть власть политических партий, общественно-политических организаций и движений.

Это наиболее зримый и реальный уровень политической власти, который консолидирует волю определенных социальных групп, слоев или классов. Реализуется через руководящие органы и исполнительные структуры политических объединений.

2. Коалиционный уровень власти. В политических коалициях преследуются совместные властные устремления и решаются общие политические цели нескольких союзнических политических объединений.

При создании политических коалиций для достижения совместных целей создаются различные временные или постоянные коалиционные органы принятия и исполнения решений (например, круглые столы, советы, парламентские объединения и фракции и т.д.).

3. Общеполитический уровень власти. Данный уровень власти представляет собой результаты политического консенсуса всех самых различных политических сил и реализуется через общеполитические координационно-руководящие органы (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью. Цели, которые ставит политическая власть, полноценно можно решать только через государственную власть, потому что только государственная власть обладает средствами принуждения для подчинения населения политической воле.

Поэтому государственная власть является основным объектом политической борьбы и основной целью любой политической силы. Любая политическая сила состоятельна настолько, насколько она хочет получить, может удержать и способна реализовать государственную власть.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. ГОСУДАРСТВО – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

У разных народов государства возникали по-разному, но в итоге, рано или поздно, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любого народа. Это обусловлено следующими причинами:

1. Государство является разумной альтернативой хаосу столкновений между различными индивидами, социальными группами, слоями и классами. В этом смысле государство выражает общенародные интересы и предотвращает безостановочное самоуничтожение человеческого общества в социальных и частных конфликтах.

2. Помимо функции предотвращения конфликтов, государство несет функцию организационного союза людей, объединившихся для совместного проживания. Предельное выражение эта функция получает в категории гражданства, которую получает индивид, принимая условия государственного союза, после чего государство обеспечивает ему личную безопасность, политические, экономические, социальные и другие свободы, охрану семьи и собственности, защищает от вторжения извне и т.д.

3. Наряду с различными преимуществами государственного союза для отдельного индивида, государство также решает задачу цивилизованной политической борьбы политических объединений и обеспечивает для этого справедливые правила игры.

4. По правилам политической борьбы государство играет роль гаранта мирной смены государственной власти от одной политической силы к другой.

5. После прихода к власти одной из политических сил государство является арбитром всех форм политических, экономических, этнических, профессиональных и других конфликтов, которые происходят в политической системе.

6. Государство разрабатывает, внедряет, финансирует и контролирует перспективные программы развития, берет на себя общесоциальные проблемы и расходы на оборону, обеспечивает правопорядок в обществе, ликвидирует последствия стихийных бедствий, эпидемий, катастроф и т.д.

7. Государство выступает от имени народа в мировом политическом сообществе.

Признаками государства являются:

1. Государственный механизм власти, располагающий специальным аппаратом управления и принуждения;

2. Территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд);

3. Собственная система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается государственными органами.

В идеале государство должно служить человеку, ибо человек – это высшая из всех мировых ценностей. Для этого государство должно быть демократическим, то есть должно обеспечивать и защищать права и свободы граждан, налаживать справедливый порядок общественной жизни, обеспечивать контроль народа за работой государственных органов и осуществлять свою деятельность на основе закона и права.

Демократический порядок в государстве может обеспечиваться воздействием на политику со стороны гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государства.

Гражданское общество может брать на себя всё больше и больше политических функций из состава тех, которые изначально берет на себя государство, потому что гражданское общество исторически постоянно совершенствуется и укрепляется.

Гражданское обществом может полностью взять на себя такие функции, как разработка политических программ и выбор политического курса. Остальные политические функции также должны осуществляться с участием гражданского общества, потому что государственный чиновник, как представитель особого сословия, с одной стороны, далек от насущных проблем народа, а, с другой стороны, склонен противодействовать социальным процессам, которые выводили бы членов общества из-под его власти. Поэтому вопросы экономики, войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т. д. должны быть делом всего общества, а не только верховной власти.

Основные термины

ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

ПРАВО – это юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77011. Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие, правовые основы, органы осуществляющие, их правовое положение 28.37 KB
  Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие правовые основы органы осуществляющие их правовое положение. Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти коммерческими и некоммерческими организациями а также гражданами общеобязательных правил имеющих важное значение для общества и...
77012. Надзор прокуратуры за законностью в процессе осуществления исполнительной власти (государственного управления): понятие, сущность 30.34 KB
  Прокуратура наделена комплексом полномочий позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения восстанавливать нарушенные права привлекать к ответственности виновных лиц. Проверки исполнения законов законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений заявлений жалоб сведений о фактах нарушения законности. В целях обеспечения законности...
77013. Обжалование в суд неправомерных действий органов исполнительной власти (государственного управления) и их должностных лиц 26.2 KB
  Обжалование в суд неправомерных действий органов исполнительной власти государственного управления и их должностных лиц: правовая основа сроки обращения в суд стадии рассмотрения. Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве как частное лицо по собственной инициативе каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти любого должностного лица или государственного...
77014. Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности 26.83 KB
  Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности. Экономика совокупность производственных отношений соответствующих данной ступени развития производительных сил общества господствующий способ производства организация структура и состояние хозяйственной жизни или какой-либо отрасли хозяйственной деятельности. В РФ гарантируются единство экономического пространства свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств поддержка конкуренции свобода экономической деятельности признаются и защищаются равным...
77015. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере 24.67 KB
  Государство охраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан развивает систему социальных служб оказывающих медицинские образовательные культурные и другие услуги населению В сфере образования науки и культуры Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования определяет основные направления развития общего и профессионального образования развитие системы бесплатного образования разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития...
77016. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере 22.45 KB
  В эту подсистему входят Министерство иностранных дел РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство внутренних дел РФ Министерство обороны РФ и Министерство юстиции РФ в ведении трех последних имеются свои федеральные службы и агентства самостоятельные федеральные службы внешней разведки безопасности охраны контроля за оборотом наркотиков и фельдъегерская служба самостоятельные федеральные агентства Управление делами Президента РФ и Главное...
77017. Государственное управление как разновидность социального управления: понятие, содержание, задачи и функции, субъекты государственного управления 25.79 KB
  Государственное управление как разновидность социального управления: понятие содержание задачи и функции субъекты государственного управления. Государственное управление вид социального управления с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права административного права. Также выделяют подвиды социального управления: 1 семейное социальное осуществляемое внутри семьи; 2 общественное социальное руководство отдельными организованными группами людей политическими партиями религиозными организациями и т....
77018. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: признаки, сущность, функции и механизм их осуществления 30.77 KB
  Исполнительная власть ветвь государственной власти представленная системой органов исполнительной власти осуществляющих государственное управление делами общества обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительнораспорядительного характера.Первый признак исполнительной власти ее вторичность подчиненное положение зависимость от высшей власти.Второй признак исполнительной власти ее организующий характер. Их осуществляют органы исполнительной власти имеющие...
77019. Понятие и предмет административного права. Общественные отношения, регулируемые административным правом 24.55 KB
  Виды управленческих отношений регулируемых нормами административного права: По субъектному признаку: между соподчиненными субъектами государственного управления вертикальные отношения; между субъектами исполнительной власти не находящимися в состоянии соподчинения горизонтальные отношения; между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъектами исполнительной власти и государственными служащими; между...