8415

Культура Древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Культура Древнего Китая. Китай - огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей. В Китае проживают пятьдесят народностей, не считая китайской общности, состоящих из четырех основных этноязычных групп. Сегодня...

Русский

2013-02-11

76 KB

25 чел.

Культура Древнего Китая.

Китай - огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей. В Китае проживают пятьдесят народностей, не считая китайской общности, состоящих из четырех основных этноязычных групп. Сегодня китайцы называют свою страну Чжунго («Серединное государство»), а в давние времена называли Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Китай дал миру звонкий фарфор и бумагу, шелк и компас, чай и порох, печатный станок и фейерверки. Китайцы создали свое письмо, где каждый специальный знак- иероглиф обозначает не только букву, а слог или целое слово.

Древнекитайская культура представляет собой огромный интерес для культурологии, так как в своей основе она автономна, создана китайским народом в условиях относительной изоляции. Этому немало способствовало значительная отдаленность Китая от Средней Азии и как следствие, слабость непосредственных контактов с другими культурами.

  Географическая изоляция была одной из причин господства в китайской древности идеи китаецентризма. Весь мир представлялся как поднебесная империя, « окруженная варварами с четырех сторон света».

  Периодизация истории самого Китая для современного китаеведения остается спорным и актуальным вопросом. Обнаруживается несовпадение китайских исторических эпох с европейскими формационными периодами.

  Историю Китая можно представить в следующих фазах:

  1.  Архаический Китай (с раннего палеолита и до возникновения государственности)
  2.  Древний Китай , объединяющий период ранних государств (эпохи Шан-Инь, 16-11вв до н.э., и Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)
  3.  Традиционный Китай (3 в.-1912 г.).
  4.  Современный Китай (с 1912 г) , за начало берется дата отречения от власти последнего императора, и установления в Китае республиканской формы правления.

  Архаический Китай представляет собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение  дриопитека, которому 15 млн. лет. Китай относится к числу регионов земного шара, где зарождалось человечество и происходило его становление. Также на китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека- синантроп, существовавший около 400 тысяч лет назад.

  В целостном виде предстает неолитическая эпоха (6 тыс. до н.э.). Это эпоха, открытая в 1921 г., на сегодняшний день предстает более чем 20 культурами, находившихся во всех важнейших регионах Китая: в бассейнах рек Хуанхэ и янцзы, в северо-западных (окрестностях Пекина) и восточных районах. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождаются керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления. Цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте и Шумере и Индии- лишь во 2 тыс. до н.э.

  К периоду Древнего Китая относится первое государство, наличие которого доказано археологическими находками. Оно существовало во времена правления династии Шан- Инь. Иньская эпоха ознаменовалась рядом историко-культурных процессов, предопределивший ход развития китайской цивилизации. Это изобретение и утверждение бронзолитейного производства, формирование основ государственности, включая сложение института царской власти, утверждение особенного для Китая мировоззрения. Еще одно важнейшее цивилизационное достижение- изобретение письменности, возникшее в русле официальной обрядовой деятельности (так называемые «надписи на гадательных костях»).

  Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь искусства. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре.

  Первым китайским государем называется Желтый император (Хуан-ди), который царствовал, по преданию, с 2697 по 2597 г. до н.э.

  Император был религиозным символом власти. Он представлял собой фокус космического всеединства и мирового порядка. Для китайцев богом было Небо. Поскольку «Небо» обозначало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь в ход событий, управлять, нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя. Император был символом покоя и порядка на земле. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому учило гадание по «китайской библии» – «Книге Перемен» (И цзин).она была создана старейшими китайскими мудрецами в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств. В «Книге Перемен» есть четыре пути к совершенной мудрости: 1) через слова подойти к тексту изречений; 2) через действия подойти к пониманию изменчивости; 3) через устройство орудий подойти к пониманию образов; 4) через гадание подойти к пониманию предсказаний. Самое скрытое в ней – ее закономерность, а самое явное- ее образ.

  Следующее древнее государство – Чжоу возникло в результате покорения Шан- Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке. В  рамках чжоусской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.). В этот период централизованное чжоуское государство, расцвет которого приходился на Х-V111 вв. до н.э., распалось на несколько самостоятельных царств , ведущих непрерывные междуусобнные войны. Несмотря на это, культурные процессы носили бурный новаторский характер. К важнейшим из них относятся появление имущественной знати, интенсивное развитие ремесел, торговли и городов, активное использование железа, повлекшее за собой качественное изменение в системе землепользования. Центральным местом в системе знаний получила астрономия, в которой были зафиксированы особенности лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-летним солнечным циклом. Начиная  с 613 г. до н.э., китайские астрономы фиксируют и предсказывают появление кометы Галлея, лунных и солнечных затмений, составляют и совершенствуют звездный каталог.

 Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. Создается первый трактат по архитектуре «Чжоули», в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.

  Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности – «Книги песен» – «Шицзин» (11- 6 вв. до н.э.), включивший в себя более 300 песен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.

  В этот период творит великий китайский поэт Цюп Юань (340- 278 гг. до н.э.), который был одновременно лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, он создал оду «Скорбь изгнанника», ставшей поэтической исповедью старца. Вторым большим поэтом стал Сун Юй (290- 222гг. до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.

  В духовной жизни данного периода выделяют формирование нацианальной религиозной и философской мысли , а также становление философских школ.

  Религия  Китая была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться  о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных ужасающих образов. Это объясняется тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто боги представлялись им в образе чудовищных животных и птиц.

  В древнекитайском сознании факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого значения. Отсюда возникло верование – культ предков. Когда человек умирал, никакой трагедии не делали. Считалось, что все равно он остается среди живых, но уже  только как усопший. Мертвый уходит от живых только условно. Он нас не покидает. Мир плотно заселен «живыми мертвецами». Они перешли в другое состояние, но не ушли в другой мир.

  Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся возникновением книги  как таковой. Создаются первые письменные поэтические памятники и художественная проза. Кроме того, 5-3 вв. до н.э. ознаменовались рассветом шелкового, лакового производства и ювелирного дела с широким использованием благородных металлов.

  С середины 1 тыс. до н.э. начинается двухвековой период Чжаньго. Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, нестесняемых никакой идеологической догмой. В эту эпоху « соперничества ста школ», как ее называют источники, складывались основные направления философско политической мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

  Эпоху Чжаньго называли «золотым веком» китайской философии. Даосизм и конфуцианство оказали огромное влияние на все последующее развитие китайской духовной культуры, философской и общественно- политической мысли.

     

                               ДАОСИЗМ.

  Возникновение даосизма связывают с именем полулегендарного мудреца, Чу, Лао-цзы (6- первая половина 5 в. до н.э.). Он считается автором натурфилософского трактата «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ», 4-3 вв. до н.э.) Основная категория учения дао трактовалась как « путь природы», мать всех вещей». «Дэ» понималось как благость, качественная природа, нравственная сила. Человек, обладающий «дэ», «движим внутренней чистотой». Лао-цзы говорил о многогранности дао. «Вечное Дао не имеет имени.»

  Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к « естественному» состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты. Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природно жизнедеятельностью: «делать не делая», «действовать, бездействуя». В позитивном смысле это выражение означает «жить, как живет природа». Лао-цзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба. Он учил, что небо, как и земля, всего лишь часть природы. Даосы отрицали культ предков, отвергали культ жертвоприношения небу, земле, река и горам , и другим обожествленным явлениям природы.

  Центральное место в даосизме занимала идея «воплощения даосом «божественных» сил космоса в самом себе.

  В раннедаоском трактате «Тайпин цзин» возвещается о приходе «Божественного человека, не имеющего облика», который откроет «небесные письмена» своим ученикам –«настоящим людям», а те разъяснят их смысл . даоские проповедники учили, что царство даосского мессии уготовано лишь для избранных людей, так называемых «людей- семян», и развивали идею личной ответственности за прегрешения и неизбежности возмездия за них.

  Целью даоского подвижничества считалось постижение в себе сокровенного «подлинного государя».

  В политическом отношении даосизм претендовал на роль «внутреннего» дубликата светской империи. Даосы выдвигали образ двойника земного правителя, являющегося верховным повелителем в мире духов. С 5 в многие императоры в Китае принимают даоские принципы, тем самым как бы удостоверяя свои державные полномочия в мире божественного. В течение 5-4 вв. даосизм завоевал признание образованных верхов китайского общества.

  Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств, включая у- шу.

                         КОНФУЦИАНСТВО.

        

  Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основоположником считается учитель Кун (Кунцзы, в латинской транскрипции Конфуций 551- 479 гг. до н.э.)- странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлен. Государственный культ Конфуция  с официальным ритуалом жертвоприношений , утвержденный в стране в 59 г., просуществовал в Китае вплоть до 1928 г.  Учитель Кун излагал свое учение устно в форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были, затем написаны его учениками и сведены в трактат «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

  На протяжении многих веков «Лунь юй» является своего рода катахезисом конфуцианства. Он вплоть до ХХ века составлял основу начального обучения в китайских школах, где от учащихся требовалось его зазубривание наизусть.

  Конфуцианство, прежде всего, связано с проблемами нравственности и управления. Конфуций уделял главное внимание не вопросам бытия, а человеку и обществу.

  По конфуцианству общественная структура, как устройство мира, вечна и неизменна. Каждый в ней по воле неба занимает строго определенное место. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии и возрождения вековых традиций, обычаев, ритуалов. Он, считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

  Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций рассматривал общество – государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

  Одна из важнейших заповедей в учении Конфуция – сыновья благочестие (сяо), то есть любовь сына к своим родителям и прежде всего к отцу. Дети обязаны не только исполнять волю родителей и верно служить им, они должны любить их всем сердцем, быть преданы им всем своим существом. Если человек  не любит своих родителей, не признает своих сыновних обязанностей, он – существо ненормальное. Не любить и не почитать своих родителей – это все равно, что сознательно сократить или погубить свою жизнь.

  Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ на вопрос о смысле жизни , и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграло определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников. Конфуцианство способствовало усилению китайского культурного этноцентризма.

  Период Борющихся царств завершился новым объединением Китая и возникновением первого в истории страны собственно имперского государства – империи Цинь (221- 207 гг. до н.э.), основателем которой стал государственный деятель, вошедший в национальную. И мировую историю под своим официальным титулом – Цинь-ши-хуан-ди (досл. «Божественный владыка, открывающий эру Цинь»). Его окружением был разработан и проведен в жизнь ряд глобальных реформ. Благодаря ним были созданы законодательная база и управленчески структуры, обеспечивающие имперскую верховную власть. К числу важнейших реформ Цинь-ши-хуан-ди относятся также унификация системы мер и весов, строительство единой сети казенных дорог. С циньской эпохой связаны многие достижения китайской цивилизации в области рациональных знаний и производственной деятельности. Они нашли воплощение в таких всемирно известных памятниках, как Великая китайская стена и великий китайский канал. Еще одно уникальное во всех отношениях наследие Цинь- так называемая «глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди»- несколько тысяч глиняных фигур воинов, лошадей и моделей колесниц в натуральную величину, найденных на подступах к погребению этого императора.

  Таким образом, несмотря на кратковременность существования, циньская империя занимает важнейшее место в истории Китая.

Следующая древняя империя – Хань(206 г. до н.э.- 220) является самым могущественным из древних китайских государств. Ее население достигло 60 млн. жителей, что составляло 1\5 мирового населения. В глазах последующих поколений она стала олицетворением величия национальной древности, ее политического и духовного расцвета. Отсюда появились и современные названия «люди Хань»- китайцы, «язык Хань» – китайский и т.д. Но в то же время ханьская эпоха не содержит в себе каких-либо принципиальных культурных новаций.

  Для ханьского искусства характерно дальнейшее развитие погребальной пластики, появление собственно живописи в виде настенных росписей и монументальной каменной скульптуры.

  На рубеже новой эры в астрономии появляется представление о планетах солнечной системы, а в 28 г до н.э. ханьские астрономы открывают пятна на солнце, так же был сконструирован прототип сейсмографа, создан небесный глобус с описанием более 2500звезд, отмечаются 28 созвездий, разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и пространстве.

  Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа, создали систему достаточно точного вычисления значения числа Пи. Создается трактат «Математика в девяти книгах».

  В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов, содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии.

  Для эффективного развития земледелия была создана целая наука, занимающаяся вопросами грядковой культуры, способами удобрения земель.

  С изобретением туши связано развитие китайской письменности. Создается эталонный стиль письма, заложивший основу современного начертания иероглифов. Создаются первые словари, появляются произведения художественной и исторической прозы. В 1 в. до н.э. создается фундаментальное произведение «исторические записи» (Шицзи) – 130 томная энциклопедическая история Древнего Китая, уникальный памятник прозы эпохи Хань.

  Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными предстают рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а так же каменные рельефы их могильных склепов в Сыгуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема госте.  На вторых встречаются сцены из народной жизни – жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.

  В  Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона.

  Эпоха Хань считается «золотым веком» китайской поэзии. Самым выдающимся поэтом этой эпохи стал  Сыма Сянжу (179-118 гг. до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также великого императора Уди. Блестящими поэтами также были Лу Цзя, Цзя И. наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

  К числу наиболее значимых событий ханьского времени относится начало функционирования Великого шелкового пути (2-1 вв. до н.э.), связавший Китай со многими странами и государствами. В это время в Китай проникает множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых является появление на Дальнем Востоке буддизма (1в).

  Историческая фаза, обозначенная как Традиционный Китай, тоже подразделяется на несколько самостоятельных историка культурных периодов, которые в целом совпадают   с выделяемыми в традиционной историографии династиями и эпохами: Эпоха Шести династий (или предклассический период, 3-6 вв.), эпохи Тан и Сун (или классический период, 7-12 в.), эпохи Южная Сун и Юань (период чужеземных экспансий и монгольского владычества, нач. 12- сер. 14 в), эпоха мин (или период реставрации национальной государственности, сер. 14- сер. 16 в) и эпоха Цин (период маньчжурского владычества, сер 17в.- 1912г).

                        МЕДИЦИНА.

Китайцы во 2 в. до н.э. учредили институт общественных врачей. Медицинские услуги оплачивались центральной властью. Сначала эта система применялась только в больших городах, но, начиная с 1 в. до н.э. распространились по всей стране. Система государственной медицинской службы подкреплялось системой образования: китайские профессора преподавали медицину в Императорском университете Лояна еще в 493 году, через сто лет были учреждены с медицинскими училищами в главных городах провинции. Все они имели право присуждать ученые степени. Сходные учреждения появились в Багдаде лишь в 931 г., а в Италии в 1140 г.

  Первые больницы тоже нужно искать в Китае. Во 2 в. нашей эры император Ван Ман основал временный госпиталь для пострадавших от засухи и нашествия саранчи.

  Китайские алхимики еще в Х веке заложили основы иммунологии, разработав первую вакцину против оспы, закладывались в ноздри. В 16 веке этот метод широко использовался в Китае и оттуда попал в Турцию.

  О прямых операциях на мозге говорится, к примеру, в рассказах о китайском враче Тай Шан Куне (около 150 г. до н.э.), который «обычно вскрывал больным черепа и приводил в порядок мозги».

  В средневековом Китае делали пломбы из смеси ртути, серебра и олова, которые затвердевали во рту.

  Считается, что в Китае обезболивающие средства были открыты врачом Хуа То, жившим в 3 веке. Это принесло ему славу, и в последствии его начали называть «богом хирургии». Перед операцией он назначал пациенту «сонные капли», представлявшие собой растительный препарат, состав которого на долгое время был утерян. Вероятно, майфезан содержал мандрагору (или дурман), которая в более позднее время входила на Востоке в состав обезболивающих средств как главный ингредиент. Однако после смерти Хуа То  о майфезане, судя по всему, забыли на несколько столетий.

  Мандрагора вернулась в китайскую медицину в 1313 году, когда Вэй Илинь, ввел в употребление смесь белого дурмана с вином в качестве обезболивающего средства.

                                         Иглоукалывание.

  Сохранились тексты 11- 16 в. золотого времени иглоукалывания. Важнейший из них, «Иллюстрированное руководство, объясняющее иглоукалывание и прижигание при помощи бронзовой фигуры и ее аккупунктурных точек», был написан в 1026 году великим Ван Вэй И. этот труд служил приложением к двум учебным бронзовым моделям человека в натуральную величину.

  Для прижигания использовались листья китайской полыни. Им придавали форму небольших конусов, после чего прикладывали на кожу больного и поджигали.

  Ван Вэй И  и особенно замечательные иллюстрации внесли ясность в беспорядок, царивший в этой области медицины на протяжении предыдущих столетий в связи с массовым производством пособий по иглоукалыванию после изобретения книгопечатания. Тексты для этих книг порой готовились каллиграфами, несведущими в медицине, поэтому положение точек иглоукалывания, а так же сопроводительные комментарии часто искажались при копировании.

  Ван Вэй И усовершенствовал технику иглоукалывания и реформировал систему этой терапии. В знак признания его заслуг в городе Кайфын столице династии Сун, его труд был увековечен в камне: точную копию книги Ван Вэй И водрузили на двух громадны каменных плитах (около 6 футов высотой и 22 фута шириной). Здесь можно было прочесть трактат или сделать его копию с помощью техники прижигания.

  Во времена династии Тан (618- 906) в Императорском медицинском колледже работал главный специалист по иглоукалыванию, 10 ассистентов- учителей, 20 студентов и столько же ремесленников, изготовлявших иглы. В то время основными трудами по иглоукалыванию были «Классический труд по иглоукалыванию и прижиганию, написанную неким Хуанфу Ма (примерно 256-282), и «Нэй Цзин», чье авторство приписывалось Хуан-ди «Желтому Императору», который правил за 2600 лет до нашей эры.

     Другие археологические раскопки подтвердили популярность иглоукалывания в последние века до нашей эры. При раскопке захоронения принца Лю Шэна (113 г. до н.э.) в провинции Хубэй был обнаружен набор из четырех золотых и пяти серебряных игл. Форма и количество игл соответствует «девяти иглам» традиционной акупунктуры, не оставляют сомнения об их предназначении. Бронзовые иглы использующиеся для иглоукалывания датируются 8 веком до н.э., а в классических текстах таких как «Нэй Цзин», есть упоминания о еще более древних каменных иглах. Некоторые китайские ученные полагают, что искусство иглоукалывания берет начало еще в каменном веке.

  Суть воздействия иглоукалывания китайцы традиционно объясняют следующим образом: они считают, что большинство недугов в человеческом теле возникает из-за дисгармонии сущностей «инь» (духа) и «ян» (крови), частично эквивалентных женскому и мужскому началам. Предполагается, что они протекают по каналам, составляющим 14 основных «меридианов», которые проецируются в 361 точке на поверхности тела. По мнению китайцев дисгармонию «инь» и «ян» на одном конце канала можно восстановить путем ослабления или высвобождения энергии (с помощью иглы) на другом  конце.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58752. Уроки истории с использованием технологии программированного и модульного обучения 44 KB
  Логика обучения носит линейный характер. Такой вариант программированного обучения в большей степени адаптирован к индивидуальным особенностям учебной деятельности ученика. Опыт использования программированного обучения у нас и за рубежом выявил много сильных его сторон.
58753. История. Краткий курс 1.31 MB
  Австралопитеки стали приспосабливаться к этим изменениям: выгнали животных из пещер и стали там жить стали использовать огонь сначала только поддерживали огонь заниматься охотой и пользоваться одеждой шили из шкур животных. Они размножились и стали расселяться. Те из них кто дошли до Китая стали называться синантропами. Многое не зная они стали поклоняться силам природы.
58754. Выбор изделия. Выполнение эскизов 27 KB
  Основной этап. Развитие абстрактного мышления творческой мысли Организационный этап Приветствие проверка отсутствующих сообщение темы занятия. Основной этап Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности.
58756. Стив Джобс. Уроки лидерства 951.5 KB
  Мой новый знакомый представился Стивеном Джобсом председателем совета директоров pple Computer. В то время Стиву было двадцать пять; чуть позже в том же году когда pple стала открытой акционерной компанией его состояние оценивалось примерно в 250 млн долл. Стив любит удивлять людей поэтому до самой последней минуты не сообщает им важную информацию.