84154

Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе

Доклад

Логика и философия

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе обществе и человеке. Научное сознание как и сама наука включает: естественнотехнический раздел содержащий законы физической природы методы её наблюдения способы её исследования а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека; общественный раздел содержащий сведения о различных общественных явлениях социальных законах развития а также о человеке как о социальном явлении. В соответствии с...

Русский

2015-03-17

31.97 KB

0 чел.

Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития.

Содержание научного сознания вбирает в себя:

1. Научные факты, то есть твердо установленные и достоверно подтвержденные принятыми в науке способами сведения о мире.

2. Закономерности, распространяющиеся на процессы бытия научных фактов, а также понятия, описывающие эти закономерности и процессы.

3. Теории (в крайнем случае – гипотезы), представляющие собой системное объединение различных закономерностей в единое логически выверенное описание тех или иных фрагментов реальности.

4. Научные картины мира, описывающие всю реальность в целом.

5. Методы теоретического и эмпирического исследования и познания действительности.

Научное сознание, как и сама наука, включает:

– естественно-технический раздел, содержащий законы физической природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека;

общественный раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении.

С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.

В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.

Уровень науки может служить одним из основных критериев экономического и культурного развития общества и государства. В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения научных методов в управление социальными процессами.

В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ выглядят следующим образом:

1. Познавательная функция, призванная производить новые научные знания.

2. Мировоззренческая функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные картины мира.

3. Технико-технологическая функция, призванная внедрять научные достижения в производственные, экономические, социальные и другие процессы общества.

4. Культурная функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний, достигнутых человечеством.

Научное сознание формируется целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания любого общества.

Определенная сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная школа.

В отличие от научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ не формируется государственными институтами, а является делом личного выбора членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по конституции

Религиозное сознание наиболее цельно выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов, относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие действия религиозного характера пытались вступить в связь со сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой степени, управлять ими, поэтому религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания.

С помощью религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических (единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д.

В итоге сформировалось развитое религиозное сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и справедливости. Именно понятие о необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных ценностей.

Особенность религиозного сознания состоит в том, что оно базируется на вере, глубоко эмоционально, требует соответствующего поведения в жизни и совершения обрядов поклонения Богу.

Центральным содержанием религиозного сознания является идея Бога, вера в Него как в Живую Реальность, связь с Которой вызывает религиозные чувства.

Религиозные чувства – это эмоциональное переживание связи с Богом и эмоциональное отношение ко всему, что с Ним связано. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности, а любое религиозное сознание характеризуется стремлением к их переживанию.

Религиозное сознание, как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный идеал мира – существование Бога.

Религиозное сознание формируется в двух уровнях:

1. Обыденный уровень. Это религиозные представления, чувства и традиции, связанные с личным переживанием религиозных чувств индивидами и с опытом их личного исповедания религиозной веры.

2. Теоретический (концептуальный). Это системно организованные вероучения, разработанные специалистами, а также религиозная философия, являющаяся синтезом философии и религии.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58216. Гражданская оборона, основные понятия, определения и задачи ГО 55.5 KB
  Гражданская оборона система мер направленных на подготовку к защите и защиту населения материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
58218. Нуклеиновые кислоты 138 KB
  Различают два типа нуклеиновых кислот дезоксирибонуклеиновые сокращенно ДНК и рибонуклеиновые РНК. Различие в названиях объясняется тем что молекула ДНК содержит углевод дезоксирибозу а молекула РНК рибозу.
58219. Пища, полезная для здоровья. Выбор полезной для здоровья пищи 84 KB
  Цель: ознакомить с правилами полноценного питания; формировать понятие правильное питание навыки культурного поведения за столом; развивать память; воспитывать эстетический вкус бережное отношение к здоровью. Оборудование: таблица витаминов...
58220. Права, свободы и ответственность 28 KB
  Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей неравенство их положения в отношениях власти. венчающий пирамиду власти. Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством.
58221. Создание WEB-страниц. Фреймы 237 KB
  Фрейм (англ. frame — кадр, рамка) — в самом общем случае данное слово обозначает структуру, содержащую некоторую информацию. Фрейм (HTML) — в языке HTML, веб-дизайне: область окна браузера для представления отдельной веб-страницы.
58222. Счет лет в истории 51 KB
  Когда вы открываете книгу сказок то сразу же попадаете в мир чудес где время может двигаться назад вперед или стоять на месте Алиса в стране чудес Сказка о потерянном времени. Чтобы представить себе ход времени нарисуем прямую линию на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий: В самом правом углу поместим год в котором мы живем: Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками...
58223. Поведінка і ризики 59.5 KB
  Мета: Оцінювати ризик у життєвих ситуаціях. Оцінювати рівень відповідальності і за своє життя і здоров’я. Знати, де можна пройти тестування і для кого це робити.
58224. Губная артикуляция при [œ]. Степень раскрытия рта как для [ε] 127.5 KB
  [ɔ] – чистый гласный звук заднего ряда, открытый, огубленный. Губная артикуляция как при [œ]. Степень раскрытия рта как для [ε]. Звук более продвинут вперед, чем русское о и произносится более звонко. На конце слова не встречается.