84155

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

Доклад

Логика и философия

Культура как определяющее условие становления и развития личности. Культура – это сумма материальных творческих и духовных достижений народа или группы народов. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах культура – это и некие вечные духовные ценности и степень образованности общества и его политическая культура и его бытовая культура и материальная культура и нравственное или эстетическое развитие народа и т.

Русский

2015-03-17

31.83 KB

0 чел.

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.

Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.

Если же говорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит:

1. Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в:

материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);

– в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).

2. Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.

Таким образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

1. Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят:

– технология материального производства;

– вещественные результаты материального производства;

– способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт.

2. Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят:

– сфера формирования социальных условий для матери и ребенка;

– сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека;

– сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная культура подразделяется на:

1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия.

2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д.

Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью.

Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно. Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов.

Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом.

В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне.

Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни.

Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры.

Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное.

Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности.

Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой.

Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий.

По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:

1. Практическую, в составе которой выделяются:

– материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека;

– творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры;

– социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность.

2. Духовную деятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.

По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.

Основные термины

КУЛЬТУРА – сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

КУЛЬТУРА (в широком смысле) – уровень материального и духовного развития общества.

КУЛЬТУРА (как деятельность) – взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ – совокупность материальных и духовных достижений человечества, преодолевающих время и национальные границы.

КУЛЬТУРА ПОДЛИННАЯ – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

НИГИЛИЗМ – отрицание значения культуры и культурных ценностей.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ – материально воплощенный результат культурной деятельности человека.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА – процесс воплощения духовного богатства человека в материальных и духовных объектах.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ – процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24115. Понятие гражданского общества и государства 15.03 KB
  Понятие гражданского общества и государства. Это определение идеального общества реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества власти политики и человека охватывающий все без исключения стороны жизни. Идея гражданского общества термин введен Аристотелем возникла первоначально как философская концепция.
24116. Проблема развития общества. Формационный, цивилизационный подходы, технологический детерминизм в понимании процесса исторического развития 15.08 KB
  Проблема развития общества. Формационный цивилизационный подходы технологический детерминизм в понимании процесса исторического развития. Проблема развития общества Формационный подход был разработан К. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории всеобщих исторических закономерностей Недостатками цивилизационного подхода является то что он не позволяет взглянуть на историю как на целостный закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
24117. Культура как объект философского познания, развитие представлений о культуре в истории мысли 15.03 KB
  Культура как объект философского познания развитие представлений о культуре в истории мысли. Культура – совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура являет собой духовные ценности достижения науки философии искусства образования а...
24118. Психоанализ и проблема человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм) 17.18 KB
  В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного оно и сознательного Я а затем добавил к ним сверх Я которое внедряется в Я но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда причиной невроза является особого рода конфликт между оно Я и сверх Я . Согласно теории Фрейда оно набрало свою изна чальную силу но параллельно с этим развивалось и я . Так как инстинкты или оно служат всего лишь внутренним наполнителем то можно...
24119. Русская философия о человеке и обществе 15.01 KB
  Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии XX века. в виде религиозной философии человека. близкая к художественному творчеству Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека основа рус. во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.
24120. Русские философы о судьбах России 15.34 KB
  Россия соединяет внутри себя два мира и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное. Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Главное нельзя забывать что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются поновому с новыми перспективами.
24121. Русский космизм 13.96 KB
  во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Разум и творчество поднимут человека в космос где со временем изменится его физическая природа он приблизится к высшим организмам.
24122. Основные категории философской онтологии: «бытие», «небытие», «инобытие». Виды бытия 15.11 KB
  Основные категории философской онтологии: бытие небытие инобытие. Одна из первых философских школы которая ввела слово Бытие была школа элеатов. Парменид обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего которое и называют бытием.
24123. Категория «материя». Основные характеристики материи (время, пространство, движение, системность) 15.51 KB
  Основные характеристики материи время пространство движение системность. характеристика материи через основной вопрос мировоззрения а не через понятие вещества или набор его свойств. Существует и другая точка зрения согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции гносеологический признак материи. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.