84155

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

Доклад

Логика и философия

Культура как определяющее условие становления и развития личности. Культура это сумма материальных творческих и духовных достижений народа или группы народов. В широком смысле культура это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах культура это и некие вечные духовные ценности и степень образованности общества и его политическая культура и его бытовая культура и материальная культура и нравственное или эстетическое развитие народа и т.

Русский

2015-03-17

31.83 KB

0 чел.

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.

Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.

Если же говорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит:

1. Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в:

материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);

– в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).

2. Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.

Таким образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

1. Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят:

– технология материального производства;

– вещественные результаты материального производства;

– способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт.

2. Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят:

– сфера формирования социальных условий для матери и ребенка;

– сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека;

– сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная культура подразделяется на:

1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия.

2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д.

Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью.

Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно. Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов.

Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом.

В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне.

Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни.

Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры.

Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное.

Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности.

Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой.

Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий.

По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:

1. Практическую, в составе которой выделяются:

– материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека;

– творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры;

– социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность.

2. Духовную деятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.

По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.

Основные термины

КУЛЬТУРА – сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

КУЛЬТУРА (в широком смысле) – уровень материального и духовного развития общества.

КУЛЬТУРА (как деятельность) – взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ – совокупность материальных и духовных достижений человечества, преодолевающих время и национальные границы.

КУЛЬТУРА ПОДЛИННАЯ – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

НИГИЛИЗМ – отрицание значения культуры и культурных ценностей.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ – материально воплощенный результат культурной деятельности человека.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА – процесс воплощения духовного богатства человека в материальных и духовных объектах.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ – процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81414. Основные аспекты взаимосвязи социологии и социальной работы 36.7 KB
  Изучая тему студент должен исходить из тесной взаимосвязи социологии и социальной работы в теоретическом учебнообразовательном и прикладном аспектах. В подготовке специалистов по соцработе социология занимает одно из ведущих мест Универсальный многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.
81415. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие» 37.24 KB
  Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации без чего невозможны анализ практической социальной работы накопление опыта его обобщения и в целом повышение ее эффективности. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры...
81416. Социологические проблемы социального взаимодействия в социальной работе. Понятия: социальная структура, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп 37.54 KB
  Понятия: социальная структура социальные изменения конфликты интересов основных социальных групп. Социальные изменения представляют собой смену состояний свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности: Содержательные изменения Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы их возникновении исчезновении или изменении ими своих...
81417. Социология в теории социальной работы наука об обществе как целостной системе и об отдельных социаль 34.67 KB
  Социология в теории социальной работы наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах рассматриваемых в их связи с общественным целым. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников анализ самой социальной работы сточки зрения участия в ней разных групп социальных работников...
81418. Социологические парадигмы в анализе социальной работы 38.2 KB
  Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Парадигма понимания или социологии действия связана с именами М. Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Парадигма социальноисторического детерминизма связана с именами К.
81419. Структурно-функциональные социологические парадигмы в анализе социальной работы 35.85 KB
  Основное внимание социологов данного направления сосредотачивается на исследовании того какой вклад различные части общества структуры вносят в интеграцию целостного социальной системы. Конфликтная модель общества Р. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти. Суть его концепции в следующем: ав каждый момент общество переживает социальный конфликт социальный конфликт вездесущ; б любое общество...
81420. Парадигмы социального поведения при анализе социальной работы 39.02 KB
  Для социального бихевиоризма Скиннера сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей которое рассматривается...
81421. Основные социологические теории и возможность их применения для анализа социальной работы 37.06 KB
  Понимание познание социального действия через его субъективный смысл который вкладывает в данное действие сам субъект. Суть использования понимания состоит в том чтобы поставить себя в положение других людей для того чтобы увидеть какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков это в какойто степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. Действие которое соотносится с действиями...
81422. Конформация пептидных цепей в белках (вторичная и третичная структуры). Слабые внутримолекулярные взаимодействия в пептидной цепи; дисульфидные связи 108.54 KB
  Слабые внутримолекулярные взаимодействия в пептидной цепи; дисульфидные связи. βлисты складчатые слои несколько зигзагообразных полипептидных цепей в которых водородные связи образуются между относительно удалёнными друг от друга 0347 нм на аминокислотный остаток в первичной структуре аминокислотами или разными цепями белка а не близко расположенными как имеет место в αспирали. Стабильность вторичной структуры обеспечивается в основном водородными связями определенный вклад вносят и главновалентные связи пептидные и...