84315

Анализ существующей сети отделений почтовой связи (ОПС) и почтовых ящиков в городе

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Целью курсового проекта является анализ существующей сети отделений почтовой связи ОПС и почтовых ящиков в городе доказательство эффективности установки опорных пунктов на доставочных участках ОПС проектирование нормативной сети ОПС и почтовых ящиков специализированных и совмещенных маршрутов движения...

Русский

2015-03-18

168.29 KB

21 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………4

1 Принципы построения почтовой связи в городе…………………………………………6

2 Развитие и размещение сети отделений почтовой связи и почтовых ящиков в городе.7

3 Организация приема и обработки корпоративной корреспонденции…………………13

4 Выбор системы обработки и продвижения почты в городе……………………………14

5 Организация перевозки почты в городе…………………………………………………16

6 Организация доставки почты в городе…………………………………………………..23

7 Расписание доставки почты в городе…………………………………………………….27

Заключение ………………………………………………………………………………….31

Графическая часть…………………………………………………………………………...32

Лист 1 Карта города Витебска

Литература…………………………………………………………………………………...34

Приложение А Исходные данные 2 варианта……………………………………………..35

Приложение Б Структурная схема управления почтовой связью на территории Респуб-

лики Беларусь………………………………………………………………………………..36

Приложение В Схема обработки и продвижения почты в городе, по исходным и рас-

четным данным……...............................................................................................................37

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсового проекта является анализ существующей сети отделений почтовой связи (ОПС) и почтовых ящиков в городе, доказательство эффективности установки опорных пунктов на доставочных участках ОПС, проектирование нормативной сети ОПС и почтовых ящиков специализированных и совмещенных маршрутов движения автотранспорта в городе.

Среди множества социальных структур, существующих в современном мире, одной из наиболее важных является почта. Она представляет интерес для каждого человека, устанавливает связь между миллионами людей, в каждом бы месте они не находились. Развитие совершенствование почты способствует укреплению отношений между людьми и повышению их благосостояния. Основной задачей почтовой связи является предоставление услуг населению, организациям, предприятиям и учреждениям. С помощью почты осуществляется обмен информации в экономической, культурной, торговой, социальной и политической сферах деятельности между всеми странами-членами Всемирного почтового союза (ВПС).

Без использования современных технологий практически невозможно повысить качество почтовой службы и стать конкурентоспособными. Для решения этой задачи используются современные средства электронной передачи данных, внедрение автоматизированной системы контроля и слежения за прохождением всех регистрируемых почтовых отправлений. В настоящее время парк технологического оборудования модернизируется, в отделения почтовой связи устанавливается современное дорогостояще оборудование, которое требует повышенного внимания в процессе  эксплуатации и технического обслуживания. Использование технических средств в процессе оказания почтовых услуг позволяет облегчить труд работников почтовой связи, снизить затраты времени на обработку и доставку почтовых отправлений, повысить качество услуг почтовой связи.

Система почтовой связи должна обеспечить широкую доступность услуг почты, высокую культуру обслуживания, устойчивую и постоянно действующую почтовую связь между любыми населенными пунктами РБ и зарубежными странами, быстрейшее продвижение почтовых отправлений и периодической печати. Выполнению этих задач должна быть подчинена вся система почтовой связи, включая все ее виды.

На сегодняшний день почту Беларуси представляет РУП «Белпочта», которой подчинены шесть филиалов в областных центрах, производство «Минская почта», филиал «Узел специальной связи».

Структура управления почтовой связи в Республике Беларусь приведена в приложении Б.

Актуальность курсового проекта – составление перспективных и годовых планов развития сети и пунктов почтовой связи, реконструкция объектов почтовой связи и техническое перевооружение подотросли путем обнавления транспорта и полная автоматизация всех кассовых операций.

1 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ В ГОРОДЕ

Городская почтовая связь является важнейшей составной частью общей системы почтовой связи в Республике Беларусь. Она призвана обеспечить наиболее полное предоставление услуг почтовой связи населению, организациям, предприятиям и учреждениям города.

Так как города являются административными, политическими и культурными центрами республики, мощными транспортными узлами, соответственно в них размещаются крупнейшие промышленные производства, газетно-журнальные и книжные издательства. С этим связано формирование значительных почтовых потоков, поэтому рациональная организация городской почтовой связи оказывает решающее влияние на ускорение продвижения почтовых отправлений и повышение эффективности почтовой связи в целом.

Основные объекты почтовой связи в городе:

  1.  городские ОПС открытого типа с полной доставкой почты;
  2.  городские ОПС открытого типа без доставки почты;
  3.  городские ОПС закрытого типа;
  4.  пункты почтовой связи по предоставлению непрофильных услуг, реализация знаков почтовой оплаты, периодической печати, приема почтовых отправлений;
  5.  почтовые ящики для временного хранения исходящей простой письменной корреспонденции.

В принципы построения почтовой связи должны быть заложены следующие условия:

  1.  развитие и размещение объектов связи должно обеспечивать их максимальное приближение к потребителю;
  2.  передача почтовых сообщений строится по радиально-узловой системе.


2  РАЗВИТИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ СЕТИ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И ПОЧ-

   ТОВЫХ ЯЩИКОВ В ГОРОДЕ

Важным условием для развития и размещения сети объектов и пунктов почтовой связи является максимальное приближение услуг почтовой связи к населению во взаимосвязи с комплексной системой общественного обслуживания (бытовые услуги, торговля, общественное питание и т.д.) при обязательной рентабельности работы отделений почтовой связи. При этом необходимость удовлетворения потребностей населения и объектов народного хозяйства в услугах почтовой связи должно учитываться в первую очередь.

Основными типами объектов почтовой связи в городах являются:

  1.  городские отделения почтовой связи открытого типа с полной доставкой почты, т.е. доставкой письменной корреспонденции, периодической печати, переводов, пенсий;
  2.  городские отделения почтовой связи открытого типа без  доставки почты, т.е. выполняющие функции только по обслуживанию клиентуры непосредственно в отделении почтовой связи;
  3.  городские отделения почтовой связи закрытого типа при организациях и предприятиях;
  4.  пункты почтовой связи по предоставлению непрофильных услуг, реализации знаков почтовой оплаты, периодической печати, приема почтовых отправлений и других услуг;
  5.  укрупненное доставочное отделение почтовой связи (УДОПС), выполняющее функции городского отделения почтовой связи открытого типа с доставкой периодических изданий и письменной корреспонденции для жилого образования с населением от тридцати тысяч человек;
  6.  почтовые ящики для писем.

Расчет общего необходимого количества отделений почтовой связи производится путем деления показателей количества проживающего населения на установленный норматив численности населения, обслуживаемого одним ОПС с радиусом обслуживания в 500м (для города Минска и других крупных городов с развитой системой общественного транспорта радиус обслуживания может быть увеличен до 1000м), представляющий собой характерное количество населения, проживающего в одном микрорайоне, либо на территории жилого образования, ограниченного радиусом в 500м (в поселках городского типа, малых и средних городах с многоэтажной застройкой характерное количество населения может быть увеличено в соответствии с диапазонами, используемыми для более крупных городов).

Для проведения анализа существующей сети ОПС в городе необходимо рассчитать нормативное количество ОПС для конкретного типа города с характерной численностью населения.

Нормативное число ОПС в городе рассчитываются по формуле

                                          (1)

где  H – численность населения в городе, тыс. чел.;

      h – норматив населения, обслуживаемого одним отделением связи (таблица 1), тыс.

            чел.

Характерная численность населения обслуживаемого одним отделением почтовой связи в соответствии с типами городов приведено в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативные показатели обслуживания населения одним городским отделением почтовой связи

   Тип города

Количество населения, тыс. чел.

Характерное количество населения, обслуживаемого одним отделением почтовой связи, тыс. чел.

1

2

3

Крупнейший

Свыше 1000

20-35

500-1000

20-30

Крупный

250-500

14-18

Большой

100-250

9-13

Средний

50-100

6-9

Малый

20-50

6-7,5

до 20

до 6

Для каждого типа городов нормативная численность населения колеблется в интервале от одного значения до другого. Поэтому необходимо нормативное число ОПС в городе рассчитывать по минимуму и по максимуму.

Минимальное нормативное число ОПС рассчитывается по формуле

                                                  (2)

В данном городе численность составляет 1830 тыс. чел., что в соответствии с таблицей 1 определяет город как крупный с нормативом обслуживания от 20 до 35 тыс. чел.

Максимальный норматив подставляем в формулу (2):

Минимальное значение норматива подставляем в формулу (1), которая после преобразования принимает вид

                                                (3)

В городе действуют 115 ОПС –это достаточное количество,а значит  необходимости в открытии или закрытии ОПС нет.

Для улучшения обслуживания населения предусмотрены почтовые ящики для временного хранения исходящей простой письменной корреспонденции, а почтовые отправления и письменная корреспонденция доставляются почтальонами. Для обслуживания организаций, учреждений и предприятий организуется городская служебная почта (ГСП). Обработку входящих и исходящих потоков в городе производит участок обмена и перевозки почты (УОПП).

Почтовые ящики необходимо размещать и проектировать их установку на территории города равномерно в местах удобных для клиентуры, в местах имеющих возможность подъезда к ним автотранспорта.

Площадь города составляет 261 км2 .

В жилой зоне на 1 м2 должно приходится 2-3 почтовых ящиков.

Минимальное нормативное число почтовых ящиков в жилой зоне рассчитывается по формуле

Максимальное нормативное число почтовых ящиков в жилой зоне рассчитывается по формуле

                                                         (7)


Существующее количество почтовых ящиков 655,а это достаточное количество для качественного предоставления услуг

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Сектор обслуживания корпоративных клиентов (СОКК) организуется для обслуживания учреждений, организаций, которые в сутки в среднем получают более 50 почтовых отправлений. Объект почтовой связи заключает договора с этими учреждениями, в которых указываются взаимные обязательства сторон, а также порядок и сроки доставки почты и печати. После заключения договора учреждения выделяют места для хранения служебной входящей почты, а также для приема исходящей почты, которые называются пунктами ПКОК. ПКОК доставляет в организации местную корреспонденцию, журналы, газеты, извещения, уведомления о получении, а также производят доставку посылок и ценных писем.

СОКК может осуществлять двухстороннее обслуживание, то есть не только доставлять почту, но и принимать от обслуживаемых организаций простые и заказные письма, бандероли. Обработка почты по пунктам ПКОК организуется централизованным и децентрализованным способами. При централизованной системе обработка, сортировка и доставка почты в пунктах ПКОК, а также прием от них исходящей корреспонденции осуществляется либо центральным, либо узловым подразделением почтовой связи (подразделением, ГУПС, УОПП). Такая система организуется в городах, где пункты ПКОК размещены на небольших расстояниях от центральных подразделений почтовой связи. При децентрализованной системе обработка почты и обслуживание пунктов ПКОК производится по нескольким подразделениям. Децентрализованную систему следует применять в крупных городах или при большой отдаленности от подразделения почтовой связи.

Учреждения и организации, включаемые в обслуживание по системе ПКОК, заносятся в картотеку в алфавитном порядке с указанием их юридических адресов. Картотека служит пособием при сортировке корреспонденции по пунктам ПКОК и при разработке маршрутов для обмена почты с пунктами ПКОК.

Организация ПКОК является эффективным мероприятием, так как способствует сокращению затрат рабочего времени, облегчает труд почтальонов, ускоряет процесс доставки корреспонденции за счет внедрения ее механизации.

Развитие ПКОК экономит штат почтальонов за счет сокращения времени на внутреннюю работу и вручение, а также развозки почты по пунктам ПКОК на автомашине.

4 ВЫБОР СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЧТЫ В ГОРОДЕ

Обработка почты должна осуществляться с минимальным количеством этапов, рациональным использованием транспортных средств и средств механизации. В зависимости от количества городских почтовых узлов на территории города различают три системы обработки и продвижения почты:

  1.  централизованная;
  2.  децентрализованная;
  3.  комбинированная.

Наиболее рациональной является такая система, при которой до минимума сокращается число этапов обработки, сроки обработки, продвижение и доставка почтовых отправлений. Одновременно должно обеспечиваться рациональное использование транспортных средств, производственных помещений и оборудования, повышение эффективности работы городской почтовой связи.

При выборе системы обработки и продвижения почты необходимо учитывать следующие основные факторы:

  1.  административно-политическое и хозяйственное значение города;
  2.  площадь территории города;
  3.  размещение вокзалов, аэропортов;
  4.  объем нагрузки;
  5.  время поступления нагрузки и ее отправки.

При централизованной системе обработки и продвижения почтовых отправлений городской почтовый узел размещен на одном объекте. Эффективным является вариант размещения филиала РУП «Белпочта» на УОПП. В этом случае сокращается до минимума количество этапов обработки, уменьшается внутригородской транзит, количество средств транспорта, эксплуатационные расходы, контрольные сроки прохождения городских потоков почты.

Вся исходящая письменная корреспонденция, вынутая из почтовых ящиков, а также другие виды почтовых отправлений, принятые на объектах почтовой связи и поступившие из пунктов ГСП, направляются непосредственно на УОПП. Там она полностью обрабатывается и отправляется по назначению: иногородние за пределы города, а местные – на соответствующие предприятия и пункты ГСП.

При децентрализованной системе обработки и продвижения почтовых отправлений в городе имеется несколько объектов почтовой связи, каждый из которых обрабатывает почтовые отправления для определенной части города. Эта система применяется в крупных городах. Каждый объект организует выемку простой письменной корреспонденции из почтовых ящиков, обмен с городскими отделениями почтовой связи и пунктами ГСП, отправляет ее соответствующими видами внешнего транспорта на городские объекты своей зоны обслуживания. Для крупнейших городов такая система является наиболее эффективной, так как приводит к сокращению холостых проездов, что способствует улучшению качества и повышению рентабельности работы городской почтовой связи.

Филиалы РУП «Белпочта» организуют выемку корреспонденции из почтовых ящиков своего района обслуживания, сортируют исходящую и входящую корреспонденцию и отправляют ее соответствующими видами внешнего транспорта на городские доставочные подразделения своей зоны обслуживания. Входящая корреспонденция и посылки сортируются по объектам почтовой связи. Местная корреспонденция сортируется по ГОПС непосредственно в том узле, где она поступила из почтовых ящиков и пунктов ГСП. После сортировки корреспонденция направляется в соответствующие объекты, где сортируется вместе с входящей корреспонденцией и направляется в доставочные отделения почтовой связи и пункты ГСП.

При комбинированной системе в городе имеются не менее двух УОПП, в каждом из которых обрабатываются определенные почтовые отправления. Например, в УОПП для письменной корреспонденции может быть подразделение, для страховой– цех обмена и перевозки почты. Возможен также вариант, когда вся исходящая почта обрабатывается на подразделении, а входящая – в цеху обмена и перевозки почты.

Каждая система имеет свои достоинства и недостатки: централизованная система позволяет сокращать количество этапов обработки почты, время прохождения почты, уменьшаются эксплуатационные расходы; комбинированная система применяется при недостаточности производственных площадей.

Так как данный город по численности населения является крупным, наиболее целесообразно применять децентрализованную систему обработки и продвижения почты в городе схема которой приведена в приложении В.

5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ В ГОРОДЕ

Автотранспортное производство оказывает услуги населению, организациям, предприятиям и учреждениям по техническому обслуживанию, ремонту, сварочным работам и покраске автомобилей. Это позволяет иметь дополнительные источники доходов.

Основными задачами организации почтовых сообщений на автомаршрутах является регулярность сообщений и своевременное продвижение почты и печати. Автомобильный транспорт органов связи объединен в автобазы. Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку почты легковыми и грузовыми автомобилями, . Перевозка почты организуется на основе договоров, заключаемых предприятиями связи, а также управлениями и предприятиями автотранспорта. К договору прилагается расписание движения почты по маршрутам. Автопредприятия должны выделять для перевозки почты грузовые автомобили с крытыми кузовами, запирающимися замками, оборудованные сундуками (шкатулками), а также освещением и сигнализацией, выведенной в кабину шофера. Почта перевозится строго по утвержденным маршрутам согласно графикам движения, которые составляют предприятия связи, согласовывая их с автопредприятиями. При составлении графиков движения почты учитывают в первую очередь необходимость своевременного продвижения почты в соответствии с действующими нормативами и контрольными сроками обработки, перевозки и доставки почты, эффективного использования автомобилей, а также рациональный режим работы шоферов. Особенностью работы автотранспорта в почтовой связи является строгое выполнение установленных маршрутов и расписание движения, а также регулярность рейсов. Независимо от количества почты автомашины должны следовать по установленному маршруту и строго по расписанию. В настоящее время в почтовой подотрасли используются обычные типы бортовых автомобилей с крытыми кузовами.

Типы машин: повышенной проходимости; для перевозки почты по внутригородским маршрутам; для перевозки тяжелой почты по маршрутам с различным дорожным покрытием.

Кузов автомобилей всех моделей цельнометаллической конструкции, приспособлен для эксплуатации в различных климатических условиях. На боковых и передних стенках кузова окна двойные, снабженные защитными решетками.

В задней стенке кузова смонтирована двустворчатая дверь, оборудованная специальным замком со стопором, а также ушками для навески висячего замка и пломбы. Внутри кузова находятся сиденья для сопровождающих почту и ящик для хранения ценностей, установлены ограждения, для вентиляции в кузове имеются вентиляционные люки, расположенные на боковых стенках. Электрическое освещение внутри кузова осуществляется тремя установленными на потолке плафонами, которые защищены предохранительной арматурой. Для внутреннего салона кузова с кабиной водителя имеется звуковая сигнализация и сигнал <открытых дверей кузова>.

Для перевозки почты по городу применяется автомобильный транспорт, который курсирует по заранее разработанным почтовым маршрутам, которые подразделяются на кольцевые, радиальные и комбинированные.

Кольцевые внутригородские маршруты, как наиболее экономичные, применяются при большинстве городских маршрутов: обмена с отделениями почтовой связи, пунктами ГСП, выемки писем из почтовых ящиков, подвозки пачек с печатью к опорным пунктам, доставки посылок на дом.

Радиальная форма построения внутригородских маршрутов применяется на подъездных путях для перевозки почты с  минимальными нормативами, при перевозке больших объемов почты, на подъездных путях, при транспортировке периодической печати из ЦЭП на предприятие, получении подкреплений предприятием из Госбанка.

Эффективность почтовых сообщений зависит от правильности построения маршрутов, учета конкретных условий и выбора типа автомобилей. Для построения оптимальной схемы различных видов маршрутов используются экономико-математические методы расчетов.

В зависимости от порядка использования автомобилей могут применяться специализированные и совмещенные перевозки почты. Специализированные перевозки организуются для обслуживания одного вида маршрута, например, по выемке писем из почтовых ящиков или обмену почты с отделениями почтовой связи.

Число специализированных маршрутов определяется по формуле

                                                       =,                                                                           (12)

где N – число точек обслуживания, включаемых в маршруты, ед.;

      – среднее число точек обмена, включаемых в один маршрут, ед.

                                                  ,                                                                       (13)

где - продолжительность рейса автомашин, мин.;

       - среднее время движения автомашин между точками обслуживания, мин.;

      - среднее время стоянки автомашины у одной точки обмена, мин.

                                                                                                                          (14)

где 60 – количество минут в часе;

      - среднее расстояние между точками обмена, км.;

     vт- техническая скорость движения автомобиля, км/ч.

Совмещенными маршрутами называют такие перевозки, которые осуществляются на одних и тех же автомобилях на маршрутах разного назначения, или же разные по характеру перевозки, которые включаются в один маршрут. В зависимости от местных условий в городах используются три способа совмещения перевозки почты:

  1.  в течение рабочего дня на одних и тех же рейсах для различных пунктов связи используются одни и те же автомобили. Например, обмен почты с отделениями связи и пунктами ГСП может производиться во время одного рейса;
  2.  в течение рабочего дня одни и те же автомобили используются для обслуживания различных видов маршрутов на различных рейсах последовательно. Например, выемка писем из почтовых ящиков и подвозка почты к опорным пунктам;
  3.  одни и те же автомобили используются для обслуживания специализированных и одного совмещенного маршрутов. Например, маршрут по выемке писем из почтовых ящиков может быть последовательно совмещен с маршрутом по обмену с отделениями связи и пунктами ПКОК.

Число совмещенных маршрутов по первому способу рассчитывается по формуле

                                                           ,                                                   (15)

где , - число точек обмена i-го и j-го видов, ед.

                                                                 ,                                                           (16)

где - среднее время стоянки в точках обмена, мин.

Среднее время движения автомобиля между точками обслуживания рассчитывается по формуле (14).

Среднее расстояние между точками обмена определяется по формуле

                                                     ,                                                            (17)

где - среднее расстояние между пунктами i-го вида, км.;

      1 и 0,6 – постоянные величины, полученные путем практических расчетов по при-

                     меру ряда городов.

Среднее время стоянки у точки обмена рассчитывается по формуле

                                                    ,                                                        (18)

где и - время стоянки автомобиля у точки обмена i-го и j-го видов, мин.

Расчет числа совмещенных маршрутов вторым способом аналогичен расчету специализированных маршрутов для каждого вида точек обмена.

Выбор варианта совмещенных перевозок зависит от конкретных условий города: конфигурация площади, плотность и размещение отделений почтовой связи и пунктов ГСП, нормативы служб, время начала и окончания работы отделений почтовой связи, учреждений, предприятий и организаций. Совмещенные перевозки почты по городу Витебску совмещают перевозку почты по системе ПКОК, а после обеда осуществляют выемку простой письменной корреспонденции из почтовых ящиков.

В данном курсовом проекте необходимо рассчитать и спроектировать специализированные маршруты по выемке писем из почтовых ящиков и совмещенные маршруты по обмену почтой с ОПС и ПКОК при первом способе совмещения.

Число специализированных маршрутов рассчитывается по формуле

                                                          п/я=,                                                               (19)

где Nп/я – количество почтовых ящиков в городе, ед.;

      – среднее число почтовых ящиков, включаемых в один маршрут, ед.

                                                            ,                                                            (20)

где - продолжительность рейса по выемке писем из почтовых ящиков, мин.;

       - среднее время движения автомашин между почтовыми ящиками, мин.;

      - среднее время стоянки автомобиля у одного почтового ящика, мин.

                                                                                                                       (21)

где 60 – количество минут в часе;

      - среднее расстояние между почтовыми ящиками, км.;

     vт- техническая скорость движения автомобиля, км/ч.

                                                             

Рассчитанное значение среднего времени движения подставляем в формулу (20):

          

По формуле (19) рассчитываем число специализированных маршрутов:

п/я=

Для выемки писем из 655 почтовых ящиков необходимо 15 специализированных маршрутов.

Число совмещенных маршрутов по первому способу рассчитывается по формуле

                                                                                                          (22)

где - число отделений почтовой связи в городе, включаемых в маршруты, ед.;

       - число пунктов корпоративного обслуживания клиентов, включаемых в

                     маршруты, ед.;

       п – среднее число точек обмена, включенных в один маршрут, ед.

       

                                                                 ,                                                      (23)

где Тр – время рейса автомобиля при обмене с ОПС и ПКОК, мин.;

      - среднее время движения автомобиля между ОПС и ПКОК, мин.;

      - среднее время обмена автотранспорта с ОПС и ПКОК, мин.

                                               ,                                      (24)

где - время обмена с одним ОПС, мин.;

     - время обмена с одним ПКОК, мин.

 

Среднее время движения между ОПС и ПКОК рассчитывается по формуле

                                        (25)

где l – среднее расстояние между точками обмена, км.

Рассчитанное значение среднего времени движения и обмена подставляем в формулу (23):


Количество совмещенных маршрутов рассчитываем по формуле (22):


Для обмена почтой с 115 ОПС и 15 ПКОК необходимо 9 совмещенных маршрутов.


6 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ ПОЧТЫ В ГОРОДЕ

Главная задача доставочной службы – своевременное вручение адресатам п.о., периодической печати и обеспечение высокого качества обслуживания клиентуры.

За каждым доставочным ОПС закрепляют определенную территорию, которая называется районом доставки. Доставочное ОПС следует располагать по возможности в центре обслуживаемой зоны. Районы доставки определяются по схематическому плану города с учетом скорейшего прохождения почты и печати, их число зависит от конфигурации города, этажности домов, количества и размещения объектов почтовой связи.

Каждый район доставки делится на доставочные участки, которые представляют собой часть территории города, закрепленную для обслуживания за одним почтальоном.

В городе могут применяться централизованный и децентрализованный способ доставки почты и печати. При централизованном способе доставки все почтовые отправления сортируются на центральном объекте почтовой связи по всем доставочным участкам почтальонами из одного объекта. При децентрализованном способе доставки в городском почтовом узле связи почту сортируют по доставочным ОПС города. Каждое доставочное ОПС сортирует почту по доставочным участкам зоны обслуживания.

Доставка почты населению производится почтальонами из отделений связи, укрупненных доставочных отделений почтовой связи и объектов почтовой связи в соответствии с нормативами Министерства связи и информатизации РБ: почта доставляется в городах- 2 раза в день, в районных центрах и сельской местности- 1 раз в день.

Почтальоны доставляют основной вес почты и печати населению. Учреждениям большая часть почты доставляется через пункты ПКОК, остальная – почтальонами. Часть поступающей почты выдается на объекте почтовой связи через окна «До востребования» и абонентские шкафы, которые могут абонировать как предприятия, так и частные лица.

Общие затраты времени почтальонов по доставке письменной корреспонденции и печати на одну доставку включают в себя:

  1.  время на внутреннюю работу, час;
  2.  время на вручение, час;
  3.  проезды, час;
  4.  время на отчеты и регламентированные перерывы, час.

Время на внутреннюю работу и вручение зависит от количества и видов почтовых отправлений и величины нормативов на соответствующие операции. Это время определяется расчетным путем. Время на проходы и проезды определяется путем хронометражных замеров фактических затрат времени.

Работа почтальона на участке складывается из времени на проходы до участка, по участку, возвращения с него и времени на вручение. Время на вручение зависит от благоустройства доставочного участка, наличие в домах лифтов и абонентских почтовых шкафов.

В настоящее время в соответствии с «Законом о почтовой связи РБ» во всех подъездах на первых этажах домов устанавливаются абонентские шкафы.

С целью облегчения условий труда почтальонов за счет освобождения их от переноски тяжестей и ускорения продвижения печати прибегают к моторизации доставочной службы.

Доставка, при которой на доставочных участках города производится установка опорных пунктов, и пачки с печатью подвозятся к опорным пунктам на автомашине, называется моторизованной.

Опорные пункты – это места, где установлены специальные металлические, закрывающиеся на замок, шкафы, предназначенные для временного хранения пачек с печатью. Опорные пункты имеют нумерацию и свой адрес.

Моторизованная доставка печати с использованием опорных пунктов может внедриться с применением параллельно-последовательного метода организации работы, который заключается в том, что после поступления почты в ОПС начинается процесс одновременного выполнения всех операций на внутренней работе и последовательной отправке автомашин с почтой и почтальонами на участки.

Количество опорных пунктов определяется по формуле

                                              ,                                                                 (26)

где Робщ – общая масса почты и печати, доставляемой в наиболее загруженную дос-

                    тавку, кг.;

4 – масса печати для одного опорного пункта, кг.;

- количество доставочных участков, ед.

                                                      ,                                                               (27)

где - средняя масса газет и журналов на одном доставочном участке, кг.

                                                                                                  

где NГ, Nж – количество газет и журналов соответственно, шт.;

      mГ, mж – масса газет и журналов соответственно, г.;

                    1000 – переводной коэффициент веса, г.;

Экономия штата почтальонов от внедрения опорных пунктов рассчитывается по формуле

                                                  ,                                                           (29)

где Этз – экономия трудовых затрат почтальона, ч.;

Д – среднемесячное количество рабочих дней;

Ф – среднемесячный фонд рабочего времени, ч.;

КОТП – коэффициент, учитывающий резерв на отпуск.

                                                             ,                                                            

где t – время, сэкономленное от установки одного опорного пункта, мин (t =10 мин).

Экономия штата почтальонов приводит к росту производительности труда, которую определяют по формуле

                                                     ,                                                      

где Рс – существующий штат почтальонов, шт.ед.

Таким образом установки ШПОП на д/у ОПС экономит  штат почтальонов на 1,72 ед. и рост производительности труда составит 7,9%.

7 РАСПИСАНИЕ ДОСТАВКИ ПОЧТЫ В ГОРОДЕ

Современная обработка, доставка и пересылка и доставка почтовых отправлений зависит от организации производственных процессов и строгого выполнения норматива служб, частоты перевозки, доставки писем, выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков, которые утверждаются и на основании которых РУП «Белпочта» и входящие в него структурные подразделения почтовой связи разрабатывают нормативы служб, а также расписания продвижения почтовых отправлений с момента приема от отправителя (выемки из почтового ящика) до вручении их адресатам.

Нормативы службы определяют частоту перевозки почты по межобластным, внутрирайонным, межрайонным, городским почтовым маршрутам, а также частоту доставки письменной корреспонденции, частоту выемки писем из почтовых ящиков в течение дня.

Нормативы службы – сроки с момента подачи почтовых отправлений до их доставки, которые основаны на реальных возможностях, используемых почтовых сетей.

Расписания определяют время начала и окончания выемки писем из почтовых ящиков, прохождения почтовых отправлений внутри почтовых объектов, включая обмен почты, перевозку почты по почтовым маршрутам, доставку почтовых отправлений на дом или разноску по почтовым ящикам.

Расписание выхода почтальона в доставку разрабатывается с учетом:

  1.  времени поступления периодических изданий, письменной корреспонденции и режима работы почтальона;
  2.  выполнения основных норм доставки периодических изданий, входящей и местной письменной корреспонденции;
  3.  установленных нормативов частоты доставки;
  4.  времени, установленного на обработку почты в доставочном подразделении, на вручение почтовых отправлений, на проходы и проезды почтальонов по доставочным участкам.

Расписание доставки периодических изданий и почтовых отправлений на дом составляется каждому доставочному участку в отдельности.

В соответствии с нормативами служб в первую доставку поступает почта предыдущего дня, поступившая на объект почтовой связи после 15.00, а также почта текущего дня, поступившая до 12.00. Почта, поступившая с 12.00 до 15.00, отдается во вторую доставку.

Разработка нормативных служб и расписаний обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений и периодической печати производится согласно инструкции, которая утверждена приказом Министерства связи РБ от 28. 07. 1999 №137.

Распределяем почту поступившую на ОПС на две доставки. Так как по нормативу в первую доставку отдается почта, поступившая после 1500 предыдущего дня и до 1200 текущего дня, то время поступления почты распределяется следующим образом:

1 доставка: 2030 – вчерашнего дня; 600, 650, 950 – сегодняшнего дня.

2 доставка: 1230, 1330, 1400 – сегодняшнего дня.

Рассчитываем время начала первой доставки с учетом действующего норматива

                           

где Тпп1 – последнее время поступления почты для первой доставки, чмин;

     Тразг – время разгрузки почты, чмин;

     Тобр – время на обработку почты, чмин.

Составляем расписание доставки почты почтальонам оформив соответствующую форму.

СОГЛАСОВАНО                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

                                               

_____________2____г.                                                                           _____________2____г.                                                                                      

                                                                    

РАСПИСАНИЕ

доставки почты, печатных средств массовой информации, выплаты пенсий

с  1 февраля  по 1марта  2014г.

по__Витебскому филиалу___(РУПС, ГУПС, УПС, филиалу)

№ п/п

Наименование доставочных объектов почтовой связи

Количество доставочных участков

Время прибытия почты, печатных СМИ/денежных средств

Доставка (час. мин.)

Примечание

1ая

2ая

С

до

с

до

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

ОПС 1

22

0605

805

1305

2

3

4

5

6

Исполнитель___почт. Белевич___


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсового проекта являлся анализ существующей сети отделений почтовой связи (ОПС) и почтовых ящиков в городе, доказательство эффективности установки опорных пунктов на доставочных участках ОПС, проектирование нормативной сети ОПС и почтовых ящиков специализированных и совмещенных маршрутов движения автотранспорта в городе.

Проанализировали существующую сеть ОПС и почтовых ящиков и установили, что существующая сеть 28 ОПС соответствует минимальному нормативу и нет необходимости в открытии или закрытии ОПС, а существующая сеть в количестве 125 почтовых ящиков в городе площадью 245,5 км2 не соответствует минимальному нормативу, необходимо дополнительно установить как минимум 312 почтовых ящиков.

Установили, что город с численностью населения 475 тысяч человек является крупнейшим и применили децентрализованную систему обработки и продвижения почты в городе.

Выяснили, что от внедрения опорных пунктов количестве 43 единиц на 7 доставочных участках привело к экономии штата почтальонов на 0,98 штатных единиц, следовательно, и к росту производительности труда на 16,3%.

Для выемки писем из почтовых ящиков в городе Витебске используется 4 специализированных маршрутов, а для обмена почты с 28 ОПС и 10 ПКОК используется 3 совмещенных маршрутов.

На карте города Витебска спроектировали сеть ОПС, почтовых ящиков и ПКО, построили специализированные и совмещенные маршруты при децентрализованной системе обработки и продвижения почты в городе.

ГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 Схема города с размещением объектов почтовой связи и почтовых маршрутов по исходным и расчетным значениям.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Организация почтовой связи»: учеб.-метод. пособие / сост. Т.Ю. Шалимо, Ю.Д. Пашковская. – Минск.: УО ВГКС, 2011. – 151 с.
  2.  О почтовой связи : Закон Республики Беларусь №258 от 15 декабря 2003 г.
  3.  Технология приема, обработки и пересылки внутренних и международных почтовых отправлений. - Мн.: РУП «Белпочта» , 2007г.
  4.  Приказ РУП «Белпочта» №151 от 27.03.2009г. «О введении в действие нормативных правовых актов и внесение изменений в действующую технологию приема, обработки и пересылки внутренних и международных почтовых отправлений».
  5.  О развитии и размещении в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи Республики Беларусь : положение, 17 янв. 2001 г., № 1. – Минск : РУП «Белточта», 2001.
  6.  О правилах оказания услуг почтовой связи : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 сент. 2004 г., № 1111. – Минск : РУП «Белточта», 2004.
  7.  Сайт РУП «Белпочта»  www.belpost.by
  8.  Министерство связи и информатизации Республики Беларусь – Минск, 2009. – Режим доступа : http:// mpt.gov.by.
  9.  Политак РУП «Белпочта» в области качества от 28 марта 2007 г.
  10.  Проблемы развития почтовой связи и пути их решения: материалы II Республиканской научно-практической конференции, 15-16 апреля 2010 года, Минск/ УО ВГКС, РУП «Белпочта». – Минск, 2010 – С. – 85.
  11.  

ПРИЛОЖЕНИЕ А

                                                      (обязательное)

Таблица 1: Исходные данные 2 варианта

п/п

Наименование исходных данных

Данные для расчета

Единицы

измерения

1

2

3

4

1

Численность населения (H)

475

тыс. чел.

2

Площадь города (S)

245,5

км2

3

Всего отделений почтовой связи (Nопс)

29

ед.

4

Количество почтовых ящиков (Nп/я)

125

шт

5

Количество пунктов корпоративного обслуживания клиентов (Nпкок)

10

ед.

6

Продолжительность одного рейса по выемке писем из почтовых ящиков (T)

120

мин.

7

Продолжительность одного рейса по обмену почты (T)

150

мин

8

Среднее расстояние между почтовыми ящиками (Lср)

0,8

км

9

Среднее время на выемку писем из почтового ящика ()

2,1

мин

10

Среднее расстояние между ОПС и п/я ( )

1,8

км

11

Средняя скорость движения автомобиля ( )

30

км/ч

12

Среднее время на обмен почты с ОПС ()

7

мин

13

Количество доставочных участков ОПС (Nд.уч)

7

ед.

14

Количество газет в среднем на доставочных участках (Nг)

310

шт

15

Количество журналов в среднем на доставочных участках (Nж)

57

шт

16

Средняя масса одной газеты  (mг)

65

Г

17

Средняя масса одного журнала (mж)

290

Г

18

Экономия времени почтальона от установки одного почтового шкафа опорного пункта времени

10

мин

19

Время работы почтальона в сутки (Тпоч)

6:30

час:мин

20

Почта прибывает в объект почтовой связи  

Местная газета прибывает в 6 ч. 30 мин.

6:00

9:50

12:30

13:30

14: 00

20:30

час:мин

6:50

час:мин

21

Время на разгрузку почты составляет

40

мин

22

Время на обработку почты

80

мин

23

Доставка производится

два

раза в день

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 Структурная схема управления почтовой связью на территории Республики Беларусь

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь

 Отдел ПС

       Производство «Минская почта»                                          Филиал «Узел специальной связи»

                                                                     РУП «Белпочта»       

          ГОПС г. Минска                                                                  Транспортное производство                               

                                                                                          РУП «Белпочта»

                                              Филиалы РУП «Белпочта»                  Жодинский ГУПС

Минский

Витебский

РУПС                                                  Могилевский                   Новополоцкий ГУПС

Брестский

Гомельский

                                                         

                                                    Гродненский                      Бобруйский УПС

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Схема обработки и продвижения почты в городе, по исходным и расчетным данным.

ПКОК

ПКОК

ПКОК

   

Внешний
транспорт

УОПП

  

ОПС

ОПС

ОПС

ОПС

ОПС

ОПС

Внешний
транспорт

Филиал РУП «Белпочта»

ПЯ

ПЯ

ПЯ

ПКОК

ПКОК

 

ПКОК