84317

Образовательные интернет – порталы, как средство обучения школьников

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Цель – изучить возможности образовательных интернет – порталов Задачи: провести анализ литературы по данной теме; показать структуру образовательных интернет порталов; сравнить два образовательных интернет-портала и найти их плюсы и минусы...

Русский

2015-03-18

1.94 MB

20 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информационных технологий

Кафедра информатики

Курсовая работа

«Образовательные интернет – порталы, как средство обучения школьников»

ОГУ 050100.62.5013.154 ОО

Руководитель

__________ О.И. Юдина

«___»_______________ 2014 г.

Исполнитель

студент группы 12ПО(б)Ин

_______________ А.В.Ульянов

«___»_______________ 2014 г.

Оренбург 2014

Содержание:

Введение 3

1 Теоретическая часть 4

1.1 Сущность интернет-порталов 4

1.1.1 Функции портала 4

1.1.2 Технические особенности портала 5

1.1.3 Преимущества портала перед обычным сайтом 5

1.2 Образовательные интернет-порталы 5

1.3 Использование телекоммуникационных мультимедиа-ресурсов в образовании 9

2 Практическая реализация программного продукта 14

2.1Структура образовательных интернет - порталов 14

2.2 Демонстрация двух образовательных интернет – порталов и их сравнение 14

Заключение 28

Список использованной литературы 29


Введение

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования – использование образовательных интернет –порталов  в процессе обучения.

Цель – изучить возможности образовательных интернет – порталов   

Задачи:

  1.  провести анализ литературы по данной теме;
  2.  показать структуру образовательных интернет порталов;
  3.  сравнить два образовательных интернет-портала и найти их плюсы и минусы;

   1 Теоретическая часть

1.1 Сущность интернет – порталов 

Интернет-портал - это информационная система, обеспечивающая пользователям единый авторизованный персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам и приложениям организации [3]. С точки зрения основной деятельности – это интегрированная система управления распределенными информационными ресурсами. С точки зрения организации управления – это новая концепция организации рабочих мест сотрудников с единой точкой доступа ко всей информации, необходимой для выполнения соответствующих функций [6]. С технической точки зрения – это информационная система, интегрирующая различные источники данных и отдельные функциональные системы с единой точкой входа и унифицированными правилами представления и обработки информации [7].

1.1.1 Функции портала

Включение приложений - позволяет легко развертывать и управлять различными приложениями. Возможность совместной работы - позволяет отдельным организациям объединить свои ресурсы и работать вместе. Управление содержимым - придает гибкость управлению отдельными информационными ресурсами различных Web- сайтов, позволяя поставлять конечному пользователю приспособленное под него (персонифицированное) содержимое портала. Управление пользователями - позволяет организации управлять пользователями, ресурсами и безопасностью внутри и вне системы сетевой защиты – знать кто, когда посетил, что копировал, выявить постоянных пользователей, определить загрузку серверов в различное время, день недели [9].

Поддержка коммуникаций - внутренняя почта и обмен сообщениями. Поддержка персонализации информации. Поддержка профилирования - дает возможность отслеживать, анализировать действия пользователей портала. Поддержка поиска данных, метаданных, информационных ресурсов. Доступ к данным. Поддержка неструктурированных данных. Поддержка структурированных данных. Объединение и подготовка содержимого портала. Обработка накопленного содержимого портала - удаленное обновление, редактирование, добавление записей данных средствами портала [12]. Создание новых информационных ресурсов непосредственно из контента портала Поиск, предметный указатель и классификация. Поиск по ключевым словам и карте - встроенная и объединенная система, каталогизация, внешние источники, поддержка внешних поисковых систем Классификация - поддержка единого словаря параметров, кодификаторов.

Персонализация: Возможность ограничивать доступ к информации. Возможность подписки на информацию. Представление данных (расположение информации, внешний вид страниц АРМов, автоматическая генерация содержимого АРМов на основе контента портала). Общие характеристики Интернационализация (экранные меню на различных языках) Администрирование (делегирование прав, ролей пользователей, управление ролями) Поддержка нетрадиционных компьютерных устройств – выдача информации на сотовый телефон - SMS, карманный компьютер, др.) Интеграция с почтовыми службами (почтовая рассылка, рассылка новостей) [12].

1.1.2 Технические особенности портала

Возможность работы на разных серверных платформах (Linux, Windows, Solaris, BSD,…). Архитектура портала (модульное решение, возможность расположения отдельных компонент в разных частях сети, совместная работа с продуктами других поставщиков). Рабочие характеристики (максимальное количество пользователей, контроль времени отклика) [15]. Установка и документирование (документация, простота установки, время на установку, обновление документации и текущей версии). Поддержка стандартов UDDI, WSDL, SOAP, описания информационных ресурсов – основа развития web - сервисов портала. Поддержка разных браузеров. Показатели работы портала. Общее число информационных ресурсов, в т.ч. по типу информации, организациям, географическим районам. Процент обновлений информационных ресурсов. Число посетителей в данный момент [17]. Среднее число посещений в сутки за последний месяц, всего с даты регистрации сайта. Число зарегистрированных организаций - поставщиков ИР, пользователей. Число подписчиков на информационные ресурсы, в т.ч. платные услуги. Время доступа к информационным ресурсам [13].

1.1.3 Преимущества портала перед обычным сайтом

К основным преимуществам порталов относят: Экономия и оптимизация рекламных бюджетов в Интернет, ускорение работ по включению новых информационных ресурсов (новость включается и доступна всем в течение нескольких минут), совместная работа многих сотрудников по пополнению контента портала (например, сбор новостей), предоставление удобного и быстрого доступа к комплексной информации, улучшение информационного обслуживания пользователей, единое управление безопасностью и распределением ресурсов [14].

1.2 Образовательные интернет – порталы 

В структуру образовательного портала, как правило, входят: новостные ленты и рассылки; расширенные многоуровневые средства навигации и поиска; электронные учебники и библиотеки; каталоги образовательных ресурсов; материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам; интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения; виртуальные среды учебно-практической деятельности; компьютерные демонстрации; универсальные обучающие среды; базы данных и архивы; справочный отдел для поиска информации, персоналий, организаций по соответствующим предметным областям; онлайновые журналы; обучающие игры; средства дистанционного и открытого обучения; средства проведения опросов и голосований, рейтингования ресурсов; раздел обеспечения виртуальных коммуникаций, таких как доска объявлений, форум, гостиная, видео- и аудиоконференции; данные о разработчиках, статистика посещений, реклама и другие данные [17].

Известно, что ресурсы в области образования находятся в виде первичного или вторичного контента на сайтах и порталах. Первичные ресурсы располагаются на портале владельца. Описание и адреса вторичных ресурсов располагаются в других местах, доступных через Интернет. Для пользователей нет различий между первичными и вторичными ресурсами. Они видят лишь имена авторов статей или названия организаций, которым принадлежит данный ресурс [15].

Информация, помещенная на сайтах и порталах, обладает рядом преимуществ перед традиционными печатными материалами. Она дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях [2]. Кроме названных, важное преимущество он-лайнового доступа состоит в том, что электронное издание, как правило, можно прочитать значительно раньше, чем печатное, т. к. здесь исключается время на полиграфические работы и пересылку издания.

Средства навигации портала предоставляют пользователям возможность ориентироваться в образовательной среде отрасли, региона, страны, обеспечивают поиск учебной или информационно-справочной литературы, а также позволяют проводить сравнение и оценку характеристик учебных заведений независимо от их месторасположения и удаленности [7].

Порталы, как правило, включают в каталоги и ресурсы других порталов и сайтов, представляя пользователю методологические наработки и способы организации образовательных ресурсов, сервисов и служб других порталов и сайтов в условиях принципиальной децентрализации их расположения и содержания. Это означает, что виртуальные представительства учебных заведений, разработчиков новых методик преподавания и образовательного контента, личные сайты научных работников будут многократно интегрированы в Интернет-среду, доступность информации для пользователей будет осуществляться с помощью универсального набора сервисных служб и единых каталогов информационных образовательных ресурсов [16].

Предоставление пользователю всего спектра возможностей по формированию функциональных сайтов позволяет строить собственные образовательные ресурсы на основании стандартизованных блоков («учебных кирпичиков») при освоении учебных дисциплин, выполнении дипломной работы, написании диссертации или повышении квалификации. Сайт помогает преподавателям выявить типичные ошибки, которые возникают в процессе изучения учебного материала, разработать индивидуальные маршруты для самостоятельного, очного или дистанционного обучения [13].

Интернет служит средством развития активности школьника через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видео технологий [6].

В этой связи задача школы — сформировать у учащихся хотя бы элементарные навыки работы с сетью. Школьники должны уметь эффективно пользоваться возможностями сети: ресурсами, электронной почтой, посетить чат, форум, принять участие в электронном голосовании, пользоваться машинами поиска, получить из сети музыкальный, графический или видеофайл, подписаться на список рассылки. Учащиеся должны знать: виды электронных адресов, способы доступа в Интернет, принципы поиска информации, иметь представление о гипертексте. Самое главное — школьники должны быть информированы о структуре и содержании образовательных ресурсов сети, практически ориентироваться «на виртуальной местности», понимать, чем и как может Интернет помочь их образованию и уметь применять эти возможности в повседневной учебной деятельности [8].

В зависимости от вида предоставляемых услуг, предметной области, положения в информационной иерархии и других характеристик сайты и порталы делятся на официальные и неофициальные, федеральные и региональные, вертикальные и горизонтальные, отраслевые и предметные, дистанционного и очного обучения, сайты исследовательских работ, сайты учащихся, преподавателей, научных работников, консультативного назначения по общеобразовательным предметам, сайты виртуальных методических объединений, сайты для тематических телеконференций и чатов в режиме on-line по вопросам образования, сайты для повышения квалификации педагогических кадров, сайты телекоммуникационных олимпиад, конкурсов и викторин, сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики, сайты высших учебных заведений, колледжей, общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, электронные библиотеки, виртуальные журналы и газеты образовательной тематики, музеи, клубы, сайты справочного характера: электронные энциклопедии, словари, справочники, каталоги, базы данных, сайты смешанного типа и др [4].

Официальные сайты содержат наиболее важные нормативные документы, информирующие и регламентирующие правительственные и ведомственные решения, связанные с модернизацией и дальнейшим развитием системы образования, нормативно-правовым регулированием в данной области, научно-технической и инновационной деятельностью, оперативную информацию о проводимой государственной политике в сфере образования и науке [4].

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet-учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой [7].

Internet-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

  1.  сокращается путь от автора учебника к ученику;
  2.  появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
  3.  сокращаются расходы на изготовление учебника;
  4.  решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);
  5.  появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet [3].

По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов [16].

Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане Internet предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web – chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование [12].

Использование образовательных Интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства, обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме on line. Для осуществления этих целей создана система взаимосвязанных образовательных порталов, серверов и сайтов в области образования, условия для доступа к ресурсам библиотек, учебных заведений, работы в режиме видеоконференции и т. д [17].

Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по школьным и институтским дисциплинам; проведения различного уровня социологических опросов, оперативной обработки и обобщения результатов массовых социологических исследований, подготовки и повышения квалификации кадров. Это, в свою очередь, предполагает всеобщую компьютерную грамотность, создание условий для интенсификации информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования [14].

Интернет существенным образом влияет на эффективное использование профессорско-преподавательского потенциала, характер научной деятельности. С его помощью научные сотрудники имеют доступ к отечественным и зарубежным опубликованным и неопубликованным документам (диссертации, научные отчеты, депонированные рукописи). Появились новые формы и методы проведения региональных и международных исследований, участия в дискуссиях, обмена результатами работ, повышения квалификации научных и практических работников [5].

1.3 Использование телекоммуникационных мультимедиа – ресурсов в образовании

Большинство наиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило бы эффективность образования каталогизировано на образовательных Интернет – порталах. В настоящее время в России уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. В организационную схему создания системы образовательных порталов включаются: горизонтальный портал "Российское образование", профильные вертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и др., специализированные вертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др [9].

Горизонтальный портал "Российское образование" обеспечивает: навигацию по всем вертикальным порталам; поиск мультимедиа-информации в области образования в Интернет; персонификацию и персональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственной категории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) и указанием уровня образования, так и путем конструирования собственного интерфейса; формирование и предоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования; хранение и предоставление информации в области образования (законодательство, приказы, нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплект учебников, база данных вузов и др.); публикацию ежедневного обзора прессы по вопросам образования; новостную ленту в области образования; организацию проведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки [6].

Профильные вертикальные порталы должны содержать материалы для всех уровней образования: начальной школы, средней школы, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, послевузовского образования [8].

Специализированные вертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисы для решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всех вертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правила пополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться справочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, его поисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса [4].

Распределенная система образовательных порталов строится на множестве российских порталов: горизонтальных, вертикальных и корпоративных. Порталы разделяются на общероссийские, межрегиональные и региональные. Корпоративные порталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций, консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений [10].

Таким образом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможно выделение нескольких основных уровней.

Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом "Российское образование", предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах. Общая структура и сервисы портала "Российское образование" и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и мультимедиа-ресурсы. Наполнение этого портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.

К верхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала "Российское образование" [4].

Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал для тестирования). Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.

На следующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней - порталы и сайты вузов, школ и других организаций.

Важными элементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.

Описанная архитектура обеспечивает полноту системы образовательных порталов, а также доступ к ней в фазах потребления мультимедиа-ресурсов и информационного наполнения на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным, что должно учитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы и эксплуатации мультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов [7].

Современные телекоммуникационные технологии и размещенные на них распределенные мультимедиа-ресурсы учебного назначения характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных учащимся с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. Элементом обучения при такой технологии являются, прежде всего, очные формы уроков и аттестации школьников. Поэтому корректнее говорить о комплексных технологиях с существенным использованием образовательных электронных изданий и других распределенных мультимедиа-ресурсов телекоммуникационных сетей. При таком подходе все учебные мультимедиа-материалы размещаются на серверах и доступны для самостоятельного изучения. У обучаемого появляется возможность связаться с учителем, пройти промежуточные и итоговые тесты [9].

Мультимедиа-ресурсы и специализированные методы обучения школьников с использованием таких ресурсов позволяют привнести в работу школы: использование мультимедиа-информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах, для выполнения заданий, подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ; организацию представительства школы в сети Интернет; создание размещенного в сети Интернет мультимедиа-ресурса по одной из школьных дисциплин; размещение личных Web-сайтов учителей и учащихся [12].

Методы обучения должны учитывать, что все пространство WWW состоит из документов, называемых Web-страницами. Web-страница - это документ, содержащий: форматированный текст; мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы); ссылки на другие Web-страницы или иные ресурсы сети Интернет; активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной в них программе.

В рамках одной страницы трудно изложить все необходимые сведения, поэтому, как правило, информацию представляют в виде набора из нескольких десятков или сотен Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками. Такой набор называется Web-site или Web-узел.

Web-site (Web-узел, Web-сайт) - группа Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипермедиа-ссылками. Каждый Web-сайт имеет свою стартовую страницу, которая называется начальной или домашней. Обычный Web-узел отправляет запрошенный мультимедиа-ресурс только по обращению клиента. В WWW существуют Web-узлы, способные самостоятельно передавать обновленную информацию при условии регистрации и подписки клиента [5].

Многочисленные Web-сайты и Web-страницы хранятся на множестве так называемых WWW-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение. Пользователи, имеющие доступ к сети, получают и просматривают информацию с Web-страниц при помощи программ-клиентов для всемирной паутины, которые получили специфическое название Web-браузеры (браузеры, обозреватели). Для получения страницы браузер посылает по компьютерной сети запрос Web-серверу, на котором хранится необходимый мультимедиа-ресурс. В ответ на запрос сервер высылает программе просмотра требуемую Web-страницу или сообщение об отказе, если она по тем или иным причинам недоступна. Взаимодействие клиент-сервер происходит по определенным правилам, или, иначе говоря, по прикладному протоколу. Протокол, принятый в WWW, называется HyperText Transfer Protocol, сокращенно – HTTP [7].

Web-документ может содержать форматированный текст, графику и гипертекстовые ссылки на различные ресурсы сети Интернет. Чтобы реализовать все эти возможности и обеспечить независимость мультимедиа-ресурсов всемирной паутины от системного программного обеспечения персонального компьютера, на котором они будут просматриваться, был разработан специальный язык. Он получил название HyperText Markup Language (HTML) или Язык разметки гипертекста.

Написанный на HTML документ - это файл в текстовом формате, содержащий набор команд (тегов), которые указывают, какую информацию и в каком виде содержит Web-страница. Чаще всего в HTML-файле содержится текст, размещаемый на Web-странице.Некоторые теги описывают способ форматирования текста, другие указывают на внедряемые мультимедиа-объекты и иные компоненты Web-документа. Все мультимедиа-объекты и другие компоненты Web-страницы хранятся в отдельных внешних файлах. Существуют специальные теги для создания гипертекстовых ссылок.

Каждый файл в сети интернет также имеет свой уникальный адрес. Он называется URL. URL (Universal Resource Locator, универсальный указатель ресурсов). В URL содержится название протокола, по которому нужно обращаться к файлу, адрес компьютера с указанием, какую программу-сервер запустить на нем, и полный путь к файлу [7].


      

   


2 Практическая реализация программного продукта

2.1Структура образовательных интернет - порталов     

Структура портала: Презентационная часть (меню портала, участники и персоналии, новостной блок, услуги, мероприятия, др.). Информационная часть (первичная, информационная, аналитическая информация). Административная часть (регистрация и аутентификация, ограничение доступа, поиск информации на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование) [4].

Типы информации, включаемые в портал. Документы (текстовые ресурсы). Media ресурсы – image, video, applet, flash – все, что есть в документе. Ссылки на др. документы (web - ресурсы). Таблицы, отчеты, презентации. Структурированные данные (базы данных, XML - RSS) на сервере портала. Структурированные и неструктурированные данные, публикуемые на веб- сайтах организаций – участников создания портала по различным тематическим направлениям [3].

Административные сервисы: -регистрация -ввод описаний информационных ресурсов -ограничение доступа -сбор статистики посещений портала Информационные сервисы: -работа с единым словарем параметров -поиск с помощью классификаций, карты -поиск метаданных -поиск информационных ресурсов, экземпляров ресурса [6].

2.2 Демонстрация двух образовательных интернет – порталов и их сравнение

Для демонстрации образовательных интернет – порталов мы взяли два наиболее известных интернет – портала:

  1.  edu.Ru – «Российское образование» Федеральный портал;
  2.  school.edu – «Российский общеобразовательный портал».

1) Федеральный портал "Российское образование" начал свою работу в 2002 году. Портал был создан по заказу Министерства образования РФ в рамках реализации ФЦП "Развитие единой информационной образовательной среды". На портале представлена самая обширная и актуальная информация по различным вопросам образования всех уровней: от дошкольного до переподготовки и повышения квалификации. На портале публикуются информационные и аналитические материалы о российском образовании, освещаются события и мероприятия федерального и регионального уровней, а также ход реализации национального проекта "Образование". В состав портала входят различные информационные системы и база данных. В "Каталоге" хранится более 35000 метаданных образовательных интернет-ресурсов. Базы данных образовательных учреждений содержат сведения о более чем 8000 организациях. Электронный архив "Документы" предоставляет доступ к 16000 нормативных и распорядительных документов. Электронный архив "Государственные образовательные стандарты" содержит образовательные стандарты, примерные программы учебных дисциплин, рабочие программы, сведения об УМО. Картографический сервис визуализирует результаты запросов к справочно-информационной системе сферы высшего профессионального образования. База данных содержит информацию почти по 2000 образовательным учреждениям и позволяет осуществлять поиск по типам вузов и обучаемым специальностям. Интерактивная лаборатория формирует электронные картографические учебные пособия и материалы по предметам средней школы. Данный сервис поддерживает интерактивные карты мира и России. Разделы "Мероприятия", "Конкурсы", "Зарубежные программы и фонды" предоставляют информацию о проходящих мероприятиях в сфере образования и науки. Контактная Информация. Обратная связь. Подписка на новости.

На рисунке 1 изображён первоначальный вид образовательного портала. Видно, что на портале содержится много информации на разные темы связанные с образованием

Рисунок 1 – Первоначальный вид портала

На рисунке 2 изображено меню портала. Меню по интерфейсу очень удобное, всё очень хорошо видно, нет ничего лишнего.

Рисунок 2  – Меню портала

На рисунке 3 изображён новостной блок, в котором мы можем узнать все последние новости в сфере образования .

Рисунок 3 – Новостной блок

На рисунке 4 изображены Государственные услуги, что не мало важно для образовательных интернет-порталов.

Рисунок 4 –Государственные услуги

На рисунке 5 изображен сайт, на который переводит нас интернет – портал. На сайте мы можем получить услугу нужную для нас в своевременный срок.

Рисунок 5 – Государственные услуги

На рисунке 6 изображены мероприятия. На рисунке можно увидеть какие будут мероприятия и какие уже прошли, а так же можно найти мероприятия в параметрах поиска для этого нужно лишь написать в строке поиска, какое мероприятие нас интересует.

Рисунок 6 – Мероприятия

На рисунке 7 изображена регистрация на портале. Она нужна толька для подписки на рассылки.

Рисунок 7 – Регистрация

На рисунке 8 изображены демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА.

Рисунок 8 – Тестирование

На рисунке 9 изображена статистика посещаемости портала.

Рисунок 9 – Статистика

На рисунке 10 изображен каталог образовательных интернет- ресурсов.

Рисунок 10 – Каталог

На рисунке 11 изображена панель, на которой мы можем узнать под чей редакцией находится портал, узнать информацию о самом портале и многое другое.

Рисунок 11 –Панель

2) Российский общеобразовательный портал созданный в 2002 г. под  эгидой Министерства образования - часть системы  Федеральных образовательных порталов и развивается как открытый пополняемый аннотированный каталог образовательных ресурсов, имеющихся в интернете или разработанных редакцией Портала. Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

Цель работы Портала - обеспечение оперативного доступа к образовательной информации, повышение уровня образования населения и оказание практической помощи всем участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий. Поддержка бесперебойного функционирования и доступности контентного сопровождения и технологического развития базовых служб и сервисов Российского общеобразовательного портала обеспечивается в круглосуточном режиме.

На рисунке 12 изображен первоначальный вид общеобразовательного портала.

Рисунок 12 – Первоначальный вид

На рисунке 13 изображено меню портала.

Рисунок 13 – Меню портала

На рисунке 14 изображена лента новостей, где мы можем найти не только последние новости в сфере образования, но и новости самого портала.

Рисунок 14 –Лента новостей

На  рисунке 15 изображены новости самого портала.

 

Рисунок 15 – Новости портала

На рисунке 16  изображено окошко для школьника. Ученик любого класса  может найти в этом окошке любую нужную ему информацию  по разным дисциплинам, он так же может найти понятия интересующие его с помощью энциклопедии и толкового словаря.

Рисунок 16 – Окошко

На рисунке 17 изображено окошко новостей где мы можем подписаться на новостную ленту портала. Так же мы можешь размещать на портале и свою информацию.

Рисунок 17 – Окошко новостей

На рисунке 18 изображена панель, где мы можем написать письмо в редакцию, узнать статистику посещения. А так же на портале есть хорошая функция для иностранцев, они могут почитать информацию на портале на своём родном языке.

Рисунок 18 – Панель

Если сравнить структуру этих двух хороших образовательных интернет – порталов, мы можем заметить их сходства и различия их плюсы и минусы.

Федеральный портал « Российское образование» по структуре очень хороший. Меню портала выглядит насыщенным, все вкладки работают и их хорошо видно. Так  же хорошо выражены новостной блок и мероприятия. Федеральный портал предоставляет и государственные услуги, что не мало важно для образовательного интернет – портала . Информация на портале представлена в разных видах, но в основном в текстовом виде, но есть и ссылки на другие Web – ресурсы. На портале так же можно зарегистрироваться , но лишь для того что бы подписаться на новости. Поиск информации на портале осуществляется легко с помощью поисковой строки и глоссария. Так же на портале представлено тестирование  онлайн для учеников 11 и 9 класса, что является основным критерием интернет – портала . Федеральный портал не во всём хорош. Реклама , представленная на портале очень красочная и поэтому сильно сбивает с толку. Так же на портале нет вкладки помощи, так что мы не можем прочитать,  например, где и как искать нам информацию или как мы можем подписаться на новости портала. Нельзя добавлять свою информацию касающуюся образования, можно только добавлять ссылки.

Российский общеобразовательный портал  по структуре и предоставлению информации тоже выглядит неплохо. Меню портала предоставлено вполне ёмко, ничего лишнего нет, ничего не бросается в глаза. Новостной блок выражен не так ярко как на Федеральном портале. Так же на портале представлены новости самого портала. Информация на сайте представлена в текстовом виде и в виде таблиц и структур. На портале присутствую и ссылки на другие Web – ресурсы. Так же на общеобразовательном портале в отличие от Федерального  присутствует интерактив, каждый может задать свой вопрос доктору наук и получить на него ответ. На портале может легко с ориентироваться студенту из-за рубежа так как присутствует  функция «In English ». К минусам портала можно отнести: не все вкладки работают, регистрация нужна лишь для того что бы написать редакции, нет функции тестирования и мероприятия.


Заключение

В ходе выполнения курсовой работы была проанализирована научно-педагогическая литература по применению образовательных интернет - порталов в процессе обучения. Были рассмотрены труды следующих ученых: Угринович Н. Д., Ваграменко Я. А., Нестерева Л. В., Тихонов А. Н.,  и др.

Мы рассмотрели технические особенности образовательных интернет – порталов их функции и разновидности.

Нами была рассмотрена структура образовательных интернет - порталов.

Мы узнали для чего же нужны образованию телекоммуникационные мультимедиа-ресурсы.

Также были рассмотрены два образовательных интернет – портала: Федеральный портал «Российское образование» и Российский общеобразовательный портал. Мы описали их и привели к сравнению, выявили их минусы и плюсы.

Так же мы узнали какие типы информации включаются в образовательный интернет – портал.

Узнали, что входит в административный сервис интернет - портала  и каковы его преимущества перед сайтом.


Список использованной литературы

  1.  Полонский В.М. «Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет», http:// www. Denzadnem. Ru /
  2.  Решек А.М. « Развитие Интернет в целях образования», http://www. Neuch.ru/
  3.  Усков В.Л. «Информационные технологии в образовании», М. 2010 г.
  4.  Хуторская А. « Дистанционное обучение и его технологии», М. 2011 г.
  5.  Калацкая Л.В. « Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании школьников», М. 2010 – 192 с.
  6.  Калацкая Л.В. « Дидактические свойства сети Интернет, используемые в сетевых курсах», М. 2010 – 208 с.
  7.  Роберт И. « Современные информационные технологии в образовании», М: Школа – Пресс, 2011 – 291 с.
  8.  Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии », М: Народное образование, 2012 – 255 с.
  9.  Чупрасова В.И. « Современные технологии в образовании», М: Издательский дом «ДВР» , 2012 – 154 с.
  10.  Угринович Н. Д. Основы Интернет //Информатика и образование, №9, 2010, с. 79 - 91.
  11.   Ваграменко Я. А, Нестерова Л. В. Использование образовательных ресурсов сети Internet при построении имитационной модели телекоммуникационной сети// Компьютерные учебные программы. - М.: ИНИНФО, №3 (30). - 2012. - с. 63 - 74.
  12.  Нанс Бэрри. Компьютерные сети. -- М.: Бином, 2011.
  13.  Храмцов П. Лабиринты Internet. -- М.: Электроинформ, 2010.
  14.  Иванников А. Д., Тихонов А. Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов // Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2011. – С. 8-18
  15.  Береговой В. И., Иванников А. Д., Тихонов А. Н. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов // Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2012. – С. 19-63.
  16.   Радаев В. В. Идеология создания специализированного образовательного портала на примере портала по экономике, менеджменту и социологии // Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2013. – С. 91-109
  17.  Гармонизация полнотекстовых, фактографических и библиографических ресурсов в рамках образовательного портала: Тезисы доклада, выполненного на Всероссийской научно-практической конференции ¨Образовательная среда сегодня и завтра¨, в рамках Всероссийского форума ¨Образовательная среда - 2012¨, 29 сентября - 2 октября 2004 года / В. Ю. Григорьев, О. В. Архангельская, Р. В. Павлов, А. В. Устинов. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Рособразование, 2010. – С. 95 – 96
  18.  Григорьев В. Ю. Федеральный образовательный портал «Юридическая Россия» как инструмент создания учебно-методических комплексов системы дистанционного образования // Тезисы доклада, выполненного на Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы сотрудничества государств – участников СНГ в формировании единого (общего) образовательного пространства, 20-21 октября 2011 года


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10062. Риск и неопределенность 24.5 KB
  Риск и неопределенность. Деятельность субъекта хозяйствования постоянно сопряжена с неопределенностью ситуаций которые обусловливают принятие возможных альтернативных решений и действий в условиях риска. Возникают также ситуации связанные с риском когда любой ал...
10063. Покрытие убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов 25 KB
  Покрытие убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов Метод покрытия убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов Budget support означает снижение участия самой фирмы в возмещении ущерба за счет полной или частичной пер
10064. Объективное и субъективное понимание риска 26.5 KB
  Объективное и субъективное понимание риска. Исходя из вышесказанного можно выделить два взаимосвязанных компонента категории риска: объективный и субъективный. Риск с объективной позиции отражает ту или иную неопределенность в среде активности субъекта. Как субъект
10065. Основные методы снижения экономического риска и их характеристика 59 KB
  Основные методы снижения экономического риска и их характеристика В системе управления риском важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации риска которые в значительной степени определяют ее эффективность. Следует отметить что в миро...
10066. Сущность хозяйственного риска, предмет, объекты и субъекты хозяйственного риска 27 KB
  Сущность хозяйственного риска предмет объекты и субъекты хозяйственного риска. Таким образом хозяйственный риск это решение или действие в условиях неопределенности связанное с производством продукции товаров услуг их реализацией товарноденежными и финансовы...
10067. Элементы хозяйственного риска, формы их проявления 27.5 KB
  Элементы хозяйственного риска формы их проявления. Осознание степени риска происходит благодаря выделению в рискованной ситуации основных элементов характеристика взаимосвязи и взаимодействия которых составляет сущность и содержание хозяйственного риска а именн...
10068. Сущностные черты хозяйственного риска, формы их выражения 27.5 KB
  Сущностные черты хозяйственного риска формы их выражения. Хозяйственному риску присущи характерные черты среди которых отмечают: противоречивость, альтернативность, неопределенность. Противоречивость риска проявляется в положительных и отрицате
10069. Систематизация и классификация хозяйственных рисков 76.5 KB
  Систематизация и классификация хозяйственных рисков. Вопервых выделяют чистый и условный риск. Чистый риск это мера неопределенности и конфликтности в человеческой деятельности характеризующейся возможными опасностью неудачей отклонением убытком. Здесь суще...
10070. Целевые результаты проявления рискованной деятельности 27 KB
  Целевые результаты проявления рискованной деятельности. Решения и действия в условиях риска эффективны если позволяют приблизиться к целям которые могут быть самыми различными: устранение возможного ущерба снижение до минимума потерь максимизация остаточного при