84350

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающие: Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП; Формирование навыков стилистического анализа текста; Обучение учащихся связному высказыванию на лингвистическую тему.

Русский

2015-03-18

68.5 KB

1 чел.

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 9 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА(№6): « БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

   (РАБОТА  В  ГРУППАХ)

Тип  учебного занятия: урок обобщения и закрепления знаний.

Всего уроков по теме – 7   (урок №7 – контрольный диктант с грамматическим заданием)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

  •  Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
  •  Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП;
  •  Формирование навыков стилистического анализа текста;
  •  Обучение учащихся связному  высказыванию на лингвистическую тему.

2. Развивающие:

  •  Формирование навыков самоконтроля и самопроверки;
  •  Развитие языкового чутья;
  •  Развивать  логическое мышление (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
  •  Закрепление знаний о постановке знаков препинания в БСП и умении их применять;
  •  Развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

  •  Воспитание любви к художественному слову,
  •  способности работать в команде,
  •  умению чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации;

Оборудование: рабочий лист урока, ноутбук учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, тетрадь-памятка ученика, таблица анализа работы группы.

Эпиграф к уроку записан на доске:

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено

    Усилиями своей мысли, а не памятью.

          Лев Толстой.

План урока:

1. Организационный момент. Нацелить чащихся на работу в группах.

2. Подготовка к основному этапу занятий. Сообщение темы и цели урока.

         СЛАЙДЫ 1, 2

Слово учителя.  Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ( ЭПИГРАФ) СЛАЙД 3                 Верность этих слов великого классика (ЭПИГРАФА) мы проверим сегодня на уроке.

3.  Актуализация знаний и способов действий:

  •  какие предложения называем бессоюзными сложными?  СЛАЙД 4
  •  какие знаки препинания характерны для БСП?                  СЛАЙД  5
  •  от чего зависит выбор знака препинания в БСП?

                    СЛАЙДЫ 6,7,8,9

4. Тренинг по пунктуации (применение знаний и способов действий на практике).

В полученных карточках на месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.  (на задание отводится 5 мин.)   СЛАЙД 10

КАРТОЧКА 1. На месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.    ( 5 мин)

  1.  Я знаю _ в  вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (   )
  2.  Не спится, няня _ здесь так душно. (   )
  3.  страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников. ( )
  4.  Настанет утро _ двинемся в путь.  (   )
  5.  Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.  (  )

КАРТОЧКА 2. На месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.    ( 5 мин)

  1.  Служить бы рад _ прислуживаться тошно.   (                                             )
  2.  Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.  (                               )
  3.  Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.(    )
  4.  Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит. (    )
  5.  Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно. (   )

АРГУМЕНТИРОВАННЫЙ ОТВЕТ ГРУПП НА ЗАДАНИЕ.

НА ЭКРАНЕ КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.                                             СЛАЙД 11

КАРТОЧКА 1.    1. :; 2. :; 3. :; 4. - ; 5. :;

КАРТОЧКА 2.    1. - ; 2. :; 3.:; 4. -; 5. - ;

5. Обобщение и систематизация знаний.

А)  Комплексный анализ текста. (20 минут)                   СЛАЙД 12,13

КАРТОЧКА 1.

 (1) Так прошло около часа, может быть, и более… вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. (2) Точно, это была песня, и женский голосок, - но откуда?..  (3) Прислушиваюсь – напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. (4) Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба. (5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. (6) Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.   (М. Лермонтов)

Задания к тексту:

  1.    Определите тип текста.
  2.    Определите стилевую принадлежность текста
  3.    Найдите 2-3 тропа, назовите их, указав №№ предложений.
  4.    Выпишите 3 БСП, обоснуйте постановку знаков препинания в них.
  5.    Обозначьте грамматические основы в предложениях №№1 и 4.
  6.    Найдите предложение с обособленными определениями, графически обозначьте в тексте.
  7.    Выпишите слова с орфограммами в в приставках (не менее 4-х) и в корнях слов

     ( не менее 3-х).

  1.    Подберите синоним к слову «пристально» из предложения №6.
  2.    Назовите вид связи предложений №3 и №4.

10.   Какова роль БСП в тексте? ( устный ответ)

КАРТОЧКА 2.   

(1) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступеньки вели к её двери. (2) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). (3) Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. (4) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог найти другое отверстие наподобие двери. (5) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа. (6) Посредине трещал огонёк, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. (7) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо. (М. Лермонтов)

Задания к тексту:

  1.    Определите тип текста.
  2.    Определите стилевую принадлежность текста.
  3.    Найдите 2-3 тропа, назовите их, указав №№ предложений.
  4.    Выпишите 3 БСП, обоснуйте постановку знаков препинания в них.
  5.    Обозначьте грамматические основы в предложениях №№1 и 4.
  6.    Найдите предложение с обособленными определениями, графически обозначьте в тексте.
  7.    Выпишите слова с орфограммами в приставках (не менее 4-х) и в корнях слов

    ( не менее 3-х).

8.   Подберите антоним к слову «тусклый» из предложения №4.

9.   Назовите вид связи предложений №6 и №7.

10. Какова роль БСП в тексте?   (устный ответ)

Б)  Построение связного высказывания на лингвистическую тему «Роль знак препинания в тексте» на основании знаний о знаках препинания и их употреблении. ( 8 – 10 мин)

1 ГРУППА – ЗАПЯТАЯ;   2 ГРУППА – ДВОЕТОЧИЕ;

3 ГРУППА – ТИРЕ;    4 ГРУППА – ТОЧКАС ЗАПЯТОЙ.    СЛАЙД 14

В)  Опрос групп по связному высказыванию (оценки за ответы)

6. Отчёт каждой группы о проделанной работе:

  •  Над чем работали?
  •  Что удалось сделать?
  •  Что не удалось сделать? Почему?

( Рабочие тетради сдаются на проверку)

 

 7.   Анализ работы групп  (Умение работать в сотрудничестве, взаимопомощь, результаты.

      Умение работать со справочным материалом  и учебником).

8. Рефлексия.

Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку.

Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний  урок, что вы вынесли из него, с каким чувством покидаете класс?

Какими словами вы описали бы своё состояние после урока:        СЛАЙД 15

- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

- Ах, как я устал от этой суеты

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет

- Готовиться к экзамену не так-то просто

 КАК ВАШЕ МНЕНИЕ СООСТНОСИТСЯ С ЭПИГРАФОМ  К УРОКУ?

8. Домашнее задание (по дубликату карточки):        СЛАЙД 16,17

1 вариант:

  •     подобрать текст для работы с БСП  из любого произведения  (6 – 8 предложений)
  •    обосновать постановку знаков препинания  в БСП  из выбранного текста

2 вариант (по дубликату карточки - текст):

  Провести лингвистический эксперимент.

  •   Измените текст (карточка) таким образом, чтобы части БСП стали самостоятельными простыми предложениями.
  •   Ответьте, что получилось?
  •   Как изменился текст?     

Вывод оформить в виде связного высказывания.

                                                  **********************

   

  Инструктаж  ( на карточке  указать свою фамилию и имя)

Критерии оценки результата:

А)  1 – 2 ошибки (по степени сложности)  -  «5»

Б)  2 – 4 ошибки (по степени сложности)  -  «4»

В)  3 – 6 ошибок (по степени сложности)  -  «3»

Какую работу нужно выполнить:

  •  1–е задание – поставить знаки препинания, указав в скобках кратко, одним словом, смысловые отношения частей БСП
  •  2–е  задание - комплексный анализ текста - пункты 4 и 7 письменно в рабочих тетрадях, остальные ответы в карточке рядом с вопросом
  •  3-е  задание – кратко,  в форме плана

 

Работать внимательно, своевременно обращаться за помощью к учителю и старшему группы.

Время работы обозначено.

Ответ  -  не более минуты.

В конце урока отчёт каждой группы о проделанной работе.

Задание 1 – сверяется с ключами (знаки препинания), смысловые отношения называются

Задание   2 (по комплексному анализу текста) - проверяется после сдачи тетрадей.

Задание   3  - связное высказывание на лингвистическую тему – представитель каждой группы.

Правила для учащихся при работе в группах:

  •  Критикуй идеи, но не человека.
  •  Поощряй участие каждого в обсуждении.
  •  Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  •  Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
  •  Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
  •  Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
  •  Ищи рациональное в высказываниях других.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51667. ВИРОБНИЦТВО ТА ЙОГО ОСНОВНІ ЧИННИКИ 70.5 KB
  Визначити основні елементи процесу виробництва; організаційні форми виробництва. Вміти визначати економічні форми виробництва. Вміти визначати економічні цілі та соціальні умови виробництва.
51672. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита 1.56 MB
  Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности. Основные составляющие манипулятивного воздействия. Сокрытие воздействия. Мишени воздействия.