84350

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающие: Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП; Формирование навыков стилистического анализа текста; Обучение учащихся связному высказыванию на лингвистическую тему.

Русский

2015-03-18

68.5 KB

1 чел.

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 9 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА(№6): « БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

   (РАБОТА  В  ГРУППАХ)

Тип  учебного занятия: урок обобщения и закрепления знаний.

Всего уроков по теме – 7   (урок №7 – контрольный диктант с грамматическим заданием)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

  •  Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
  •  Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП;
  •  Формирование навыков стилистического анализа текста;
  •  Обучение учащихся связному  высказыванию на лингвистическую тему.

2. Развивающие:

  •  Формирование навыков самоконтроля и самопроверки;
  •  Развитие языкового чутья;
  •  Развивать  логическое мышление (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
  •  Закрепление знаний о постановке знаков препинания в БСП и умении их применять;
  •  Развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

  •  Воспитание любви к художественному слову,
  •  способности работать в команде,
  •  умению чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации;

Оборудование: рабочий лист урока, ноутбук учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, тетрадь-памятка ученика, таблица анализа работы группы.

Эпиграф к уроку записан на доске:

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено

    Усилиями своей мысли, а не памятью.

          Лев Толстой.

План урока:

1. Организационный момент. Нацелить чащихся на работу в группах.

2. Подготовка к основному этапу занятий. Сообщение темы и цели урока.

         СЛАЙДЫ 1, 2

Слово учителя.  Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ( ЭПИГРАФ) СЛАЙД 3                 Верность этих слов великого классика (ЭПИГРАФА) мы проверим сегодня на уроке.

3.  Актуализация знаний и способов действий:

  •  какие предложения называем бессоюзными сложными?  СЛАЙД 4
  •  какие знаки препинания характерны для БСП?                  СЛАЙД  5
  •  от чего зависит выбор знака препинания в БСП?

                    СЛАЙДЫ 6,7,8,9

4. Тренинг по пунктуации (применение знаний и способов действий на практике).

В полученных карточках на месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.  (на задание отводится 5 мин.)   СЛАЙД 10

КАРТОЧКА 1. На месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.    ( 5 мин)

  1.  Я знаю _ в  вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (   )
  2.  Не спится, няня _ здесь так душно. (   )
  3.  страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников. ( )
  4.  Настанет утро _ двинемся в путь.  (   )
  5.  Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.  (  )

КАРТОЧКА 2. На месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.    ( 5 мин)

  1.  Служить бы рад _ прислуживаться тошно.   (                                             )
  2.  Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.  (                               )
  3.  Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.(    )
  4.  Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит. (    )
  5.  Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно. (   )

АРГУМЕНТИРОВАННЫЙ ОТВЕТ ГРУПП НА ЗАДАНИЕ.

НА ЭКРАНЕ КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.                                             СЛАЙД 11

КАРТОЧКА 1.    1. :; 2. :; 3. :; 4. - ; 5. :;

КАРТОЧКА 2.    1. - ; 2. :; 3.:; 4. -; 5. - ;

5. Обобщение и систематизация знаний.

А)  Комплексный анализ текста. (20 минут)                   СЛАЙД 12,13

КАРТОЧКА 1.

 (1) Так прошло около часа, может быть, и более… вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. (2) Точно, это была песня, и женский голосок, - но откуда?..  (3) Прислушиваюсь – напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. (4) Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба. (5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. (6) Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.   (М. Лермонтов)

Задания к тексту:

  1.    Определите тип текста.
  2.    Определите стилевую принадлежность текста
  3.    Найдите 2-3 тропа, назовите их, указав №№ предложений.
  4.    Выпишите 3 БСП, обоснуйте постановку знаков препинания в них.
  5.    Обозначьте грамматические основы в предложениях №№1 и 4.
  6.    Найдите предложение с обособленными определениями, графически обозначьте в тексте.
  7.    Выпишите слова с орфограммами в в приставках (не менее 4-х) и в корнях слов

     ( не менее 3-х).

  1.    Подберите синоним к слову «пристально» из предложения №6.
  2.    Назовите вид связи предложений №3 и №4.

10.   Какова роль БСП в тексте? ( устный ответ)

КАРТОЧКА 2.   

(1) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступеньки вели к её двери. (2) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). (3) Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. (4) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог найти другое отверстие наподобие двери. (5) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа. (6) Посредине трещал огонёк, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. (7) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо. (М. Лермонтов)

Задания к тексту:

  1.    Определите тип текста.
  2.    Определите стилевую принадлежность текста.
  3.    Найдите 2-3 тропа, назовите их, указав №№ предложений.
  4.    Выпишите 3 БСП, обоснуйте постановку знаков препинания в них.
  5.    Обозначьте грамматические основы в предложениях №№1 и 4.
  6.    Найдите предложение с обособленными определениями, графически обозначьте в тексте.
  7.    Выпишите слова с орфограммами в приставках (не менее 4-х) и в корнях слов

    ( не менее 3-х).

8.   Подберите антоним к слову «тусклый» из предложения №4.

9.   Назовите вид связи предложений №6 и №7.

10. Какова роль БСП в тексте?   (устный ответ)

Б)  Построение связного высказывания на лингвистическую тему «Роль знак препинания в тексте» на основании знаний о знаках препинания и их употреблении. ( 8 – 10 мин)

1 ГРУППА – ЗАПЯТАЯ;   2 ГРУППА – ДВОЕТОЧИЕ;

3 ГРУППА – ТИРЕ;    4 ГРУППА – ТОЧКАС ЗАПЯТОЙ.    СЛАЙД 14

В)  Опрос групп по связному высказыванию (оценки за ответы)

6. Отчёт каждой группы о проделанной работе:

  •  Над чем работали?
  •  Что удалось сделать?
  •  Что не удалось сделать? Почему?

( Рабочие тетради сдаются на проверку)

 

 7.   Анализ работы групп  (Умение работать в сотрудничестве, взаимопомощь, результаты.

      Умение работать со справочным материалом  и учебником).

8. Рефлексия.

Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку.

Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний  урок, что вы вынесли из него, с каким чувством покидаете класс?

Какими словами вы описали бы своё состояние после урока:        СЛАЙД 15

- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

- Ах, как я устал от этой суеты

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет

- Готовиться к экзамену не так-то просто

 КАК ВАШЕ МНЕНИЕ СООСТНОСИТСЯ С ЭПИГРАФОМ  К УРОКУ?

8. Домашнее задание (по дубликату карточки):        СЛАЙД 16,17

1 вариант:

  •     подобрать текст для работы с БСП  из любого произведения  (6 – 8 предложений)
  •    обосновать постановку знаков препинания  в БСП  из выбранного текста

2 вариант (по дубликату карточки - текст):

  Провести лингвистический эксперимент.

  •   Измените текст (карточка) таким образом, чтобы части БСП стали самостоятельными простыми предложениями.
  •   Ответьте, что получилось?
  •   Как изменился текст?     

Вывод оформить в виде связного высказывания.

                                                  **********************

   

  Инструктаж  ( на карточке  указать свою фамилию и имя)

Критерии оценки результата:

А)  1 – 2 ошибки (по степени сложности)  -  «5»

Б)  2 – 4 ошибки (по степени сложности)  -  «4»

В)  3 – 6 ошибок (по степени сложности)  -  «3»

Какую работу нужно выполнить:

  •  1–е задание – поставить знаки препинания, указав в скобках кратко, одним словом, смысловые отношения частей БСП
  •  2–е  задание - комплексный анализ текста - пункты 4 и 7 письменно в рабочих тетрадях, остальные ответы в карточке рядом с вопросом
  •  3-е  задание – кратко,  в форме плана

 

Работать внимательно, своевременно обращаться за помощью к учителю и старшему группы.

Время работы обозначено.

Ответ  -  не более минуты.

В конце урока отчёт каждой группы о проделанной работе.

Задание 1 – сверяется с ключами (знаки препинания), смысловые отношения называются

Задание   2 (по комплексному анализу текста) - проверяется после сдачи тетрадей.

Задание   3  - связное высказывание на лингвистическую тему – представитель каждой группы.

Правила для учащихся при работе в группах:

  •  Критикуй идеи, но не человека.
  •  Поощряй участие каждого в обсуждении.
  •  Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  •  Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
  •  Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
  •  Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
  •  Ищи рациональное в высказываниях других.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25395. Технологии социальной работы с пожилыми и старыми людьми 44 KB
  №195ФЗ Об основах социального обслуживания населения в РФ; ФЗ от 02. №473 О порядке и условиях оплаты социальных услуг предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; Постановление Правительства РФ от 25. №1151 О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; Указ Президента РФ от 29. №115 О мерах по...
25396. Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы социализации молодежи в современной России 45.5 KB
  Проблемы социализации молодежи в современной России. Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия молодежь. К проблемам социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи рост числа нетрудоустроенных выпускников рост числа преступлений среди молодежи рост случаев жестокого обращения с детьми физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью увеличение числа больных психическими заболеваниями проблема детской беспризорности и...
25397. Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи 50.5 KB
  Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи Молодежь – это социальнодемографическая группа специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей процессом становления их духовного мира социализации спецификой положения в социальной структуре общества. Чтобы поддержать это чувства баланса у молодежи необходимо заниматься решением всего комплекса молодежных проблем. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при...
25398. Система социальных служб для молодежи, ее специфика 49 KB
  Система социальных служб для молодежи ее специфика Молодежь это социальнодемографическая группа переживающая период становления социальной зрелости адаптации к миру взрослых и будущие изменения. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессиональнотехнического образования; увеличение числа молодежи начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать...
25399. Рынок труда, занятость и безработица: понятия, виды и основные характеристики 24.08 KB
  В научной литературе сложилось три подхода к определению рынка труда: В узком смысле рынок труда РТ – это спрос и предложение рабочей силы которое за счет этих двух составляющих обеспечивает размещение рабочих мест. В рамках этого подхода раскрывается основа механизма рынка труда взаимодействия спроса и предложения. Это определение не учитывает такие аспекты как подготовка кадров мотивация труда и т.
25401. Технологии работы службы занятости 52.5 KB
  Технологии работы службы занятости. регистрация в целях поиска подходящей работы; 3. Кроме того граждане имеют право получить следующую информацию: о состоянии рынка труда; о наличии вакантных мест об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки переподготовки повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от...
25402. Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе 47.5 KB
  Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. на стыке социальной работы и практической психологии возникла новая отрасль психосоциальная работа задача которой преодоление социальной дезадаптации человека оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейнобытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением то есть жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы здоровая...
25403. Место, роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы 26.5 KB
  Место роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы. Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов – от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам формирования умений самостоятельно решать проблемы ставить и достигать цели оказывать поддержку не только взрослым но и детям. Взаимосвязь педагогики и социальной работы поразному трактуется в отечественной и зарубежной литературе....