84350

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающие: Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП; Формирование навыков стилистического анализа текста; Обучение учащихся связному высказыванию на лингвистическую тему.

Русский

2015-03-18

68.5 KB

1 чел.

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 9 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА(№6): « БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

   (РАБОТА  В  ГРУППАХ)

Тип  учебного занятия: урок обобщения и закрепления знаний.

Всего уроков по теме – 7   (урок №7 – контрольный диктант с грамматическим заданием)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

  •  Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
  •  Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП;
  •  Формирование навыков стилистического анализа текста;
  •  Обучение учащихся связному  высказыванию на лингвистическую тему.

2. Развивающие:

  •  Формирование навыков самоконтроля и самопроверки;
  •  Развитие языкового чутья;
  •  Развивать  логическое мышление (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
  •  Закрепление знаний о постановке знаков препинания в БСП и умении их применять;
  •  Развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

  •  Воспитание любви к художественному слову,
  •  способности работать в команде,
  •  умению чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации;

Оборудование: рабочий лист урока, ноутбук учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, тетрадь-памятка ученика, таблица анализа работы группы.

Эпиграф к уроку записан на доске:

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено

    Усилиями своей мысли, а не памятью.

          Лев Толстой.

План урока:

1. Организационный момент. Нацелить чащихся на работу в группах.

2. Подготовка к основному этапу занятий. Сообщение темы и цели урока.

         СЛАЙДЫ 1, 2

Слово учителя.  Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ( ЭПИГРАФ) СЛАЙД 3                 Верность этих слов великого классика (ЭПИГРАФА) мы проверим сегодня на уроке.

3.  Актуализация знаний и способов действий:

  •  какие предложения называем бессоюзными сложными?  СЛАЙД 4
  •  какие знаки препинания характерны для БСП?                  СЛАЙД  5
  •  от чего зависит выбор знака препинания в БСП?

                    СЛАЙДЫ 6,7,8,9

4. Тренинг по пунктуации (применение знаний и способов действий на практике).

В полученных карточках на месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.  (на задание отводится 5 мин.)   СЛАЙД 10

КАРТОЧКА 1. На месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.    ( 5 мин)

  1.  Я знаю _ в  вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (   )
  2.  Не спится, няня _ здесь так душно. (   )
  3.  страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников. ( )
  4.  Настанет утро _ двинемся в путь.  (   )
  5.  Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.  (  )

КАРТОЧКА 2. На месте пропуска поставить нужный знак препинания и обосновать свой выбор.    ( 5 мин)

  1.  Служить бы рад _ прислуживаться тошно.   (                                             )
  2.  Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.  (                               )
  3.  Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.(    )
  4.  Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит. (    )
  5.  Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно. (   )

АРГУМЕНТИРОВАННЫЙ ОТВЕТ ГРУПП НА ЗАДАНИЕ.

НА ЭКРАНЕ КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.                                             СЛАЙД 11

КАРТОЧКА 1.    1. :; 2. :; 3. :; 4. - ; 5. :;

КАРТОЧКА 2.    1. - ; 2. :; 3.:; 4. -; 5. - ;

5. Обобщение и систематизация знаний.

А)  Комплексный анализ текста. (20 минут)                   СЛАЙД 12,13

КАРТОЧКА 1.

 (1) Так прошло около часа, может быть, и более… вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. (2) Точно, это была песня, и женский голосок, - но откуда?..  (3) Прислушиваюсь – напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. (4) Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба. (5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. (6) Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.   (М. Лермонтов)

Задания к тексту:

  1.    Определите тип текста.
  2.    Определите стилевую принадлежность текста
  3.    Найдите 2-3 тропа, назовите их, указав №№ предложений.
  4.    Выпишите 3 БСП, обоснуйте постановку знаков препинания в них.
  5.    Обозначьте грамматические основы в предложениях №№1 и 4.
  6.    Найдите предложение с обособленными определениями, графически обозначьте в тексте.
  7.    Выпишите слова с орфограммами в в приставках (не менее 4-х) и в корнях слов

     ( не менее 3-х).

  1.    Подберите синоним к слову «пристально» из предложения №6.
  2.    Назовите вид связи предложений №3 и №4.

10.   Какова роль БСП в тексте? ( устный ответ)

КАРТОЧКА 2.   

(1) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступеньки вели к её двери. (2) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). (3) Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. (4) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог найти другое отверстие наподобие двери. (5) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа. (6) Посредине трещал огонёк, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. (7) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо. (М. Лермонтов)

Задания к тексту:

  1.    Определите тип текста.
  2.    Определите стилевую принадлежность текста.
  3.    Найдите 2-3 тропа, назовите их, указав №№ предложений.
  4.    Выпишите 3 БСП, обоснуйте постановку знаков препинания в них.
  5.    Обозначьте грамматические основы в предложениях №№1 и 4.
  6.    Найдите предложение с обособленными определениями, графически обозначьте в тексте.
  7.    Выпишите слова с орфограммами в приставках (не менее 4-х) и в корнях слов

    ( не менее 3-х).

8.   Подберите антоним к слову «тусклый» из предложения №4.

9.   Назовите вид связи предложений №6 и №7.

10. Какова роль БСП в тексте?   (устный ответ)

Б)  Построение связного высказывания на лингвистическую тему «Роль знак препинания в тексте» на основании знаний о знаках препинания и их употреблении. ( 8 – 10 мин)

1 ГРУППА – ЗАПЯТАЯ;   2 ГРУППА – ДВОЕТОЧИЕ;

3 ГРУППА – ТИРЕ;    4 ГРУППА – ТОЧКАС ЗАПЯТОЙ.    СЛАЙД 14

В)  Опрос групп по связному высказыванию (оценки за ответы)

6. Отчёт каждой группы о проделанной работе:

  •  Над чем работали?
  •  Что удалось сделать?
  •  Что не удалось сделать? Почему?

( Рабочие тетради сдаются на проверку)

 

 7.   Анализ работы групп  (Умение работать в сотрудничестве, взаимопомощь, результаты.

      Умение работать со справочным материалом  и учебником).

8. Рефлексия.

Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку.

Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний  урок, что вы вынесли из него, с каким чувством покидаете класс?

Какими словами вы описали бы своё состояние после урока:        СЛАЙД 15

- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

- Ах, как я устал от этой суеты

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет

- Готовиться к экзамену не так-то просто

 КАК ВАШЕ МНЕНИЕ СООСТНОСИТСЯ С ЭПИГРАФОМ  К УРОКУ?

8. Домашнее задание (по дубликату карточки):        СЛАЙД 16,17

1 вариант:

  •     подобрать текст для работы с БСП  из любого произведения  (6 – 8 предложений)
  •    обосновать постановку знаков препинания  в БСП  из выбранного текста

2 вариант (по дубликату карточки - текст):

  Провести лингвистический эксперимент.

  •   Измените текст (карточка) таким образом, чтобы части БСП стали самостоятельными простыми предложениями.
  •   Ответьте, что получилось?
  •   Как изменился текст?     

Вывод оформить в виде связного высказывания.

                                                  **********************

   

  Инструктаж  ( на карточке  указать свою фамилию и имя)

Критерии оценки результата:

А)  1 – 2 ошибки (по степени сложности)  -  «5»

Б)  2 – 4 ошибки (по степени сложности)  -  «4»

В)  3 – 6 ошибок (по степени сложности)  -  «3»

Какую работу нужно выполнить:

  •  1–е задание – поставить знаки препинания, указав в скобках кратко, одним словом, смысловые отношения частей БСП
  •  2–е  задание - комплексный анализ текста - пункты 4 и 7 письменно в рабочих тетрадях, остальные ответы в карточке рядом с вопросом
  •  3-е  задание – кратко,  в форме плана

 

Работать внимательно, своевременно обращаться за помощью к учителю и старшему группы.

Время работы обозначено.

Ответ  -  не более минуты.

В конце урока отчёт каждой группы о проделанной работе.

Задание 1 – сверяется с ключами (знаки препинания), смысловые отношения называются

Задание   2 (по комплексному анализу текста) - проверяется после сдачи тетрадей.

Задание   3  - связное высказывание на лингвистическую тему – представитель каждой группы.

Правила для учащихся при работе в группах:

  •  Критикуй идеи, но не человека.
  •  Поощряй участие каждого в обсуждении.
  •  Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  •  Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
  •  Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
  •  Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
  •  Ищи рациональное в высказываниях других.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55677. Методи накладання покривних (бинтової, косинкової, пращоподібної і пластирної) пов’язок і давлючої бинтової пов’язки 188 KB
  Мета: дати поняття про загальні вимоги щодо накладання покривних повязок: бинтової косинкової пращоподібної пластирної та пояснити правила накладання давлючої бинтової повязки...
55678. Методи групової роботи при вивченні математики 169 KB
  Групові форми навчання основні відомості та загальні рекомендації Групова форма навчання це така форма організації навчальних занять за якої певній групі студентів ставиться єдине навчальне завдання для розвязання якого потрібне обєднання...
55679. ДІЯЛЬНІСНИЙ ПІДХІД ЯК ТЕХНОЛОГІЯ ОПРАЦЮВАННЯ СТАТЕЙ ПІДРУЧНИКА 116.5 KB
  Завдяки сучасним змінам в освітній системі держави стало актуальним звернення педагогів до проблем застосування активних та інтерактивних методів навчання. Завдяки чисельним публікаціям і системі додаткової освіти у свідомості людей поступово формується думка...
55680. Організація проектної діяльності на уроках біології 307.5 KB
  У ході здійснення проекту школярі навчаються надавати допомогу своїм товаришам по роботі в них формується вміння самостійно орієнтуватися в інформаційному просторі виробляється обовязковість і відповідальність.
55681. Даючи знання – не відбирай здоров'я! 428.5 KB
  Організація оздоровчофізкультурної діяльності учнів на уроках та в позаурочний час значною мірою зумовлюється потребами суспільства. Мета якої підвищення фізичної підготовленості учнів засобами сучасних фізкультурнооздоровчих систем формування основи...
55683. Формування ключових компетентностей учнів у процесі вивчення історії через організацію дослідницької діяльності 231.5 KB
  Сухомлинський Формування ключових компетентностей учнів у процесі вивчення історії через організацію дослідницької діяльності. Відповідно до цього основним завданням вчителя є сприяння активізації пізнавальної діяльності учнів створення умов для їх само повчання та саморозвитку.
55684. Роль інноваційних технологій в розвитку мови молодших школярів 48 KB
  Виходячи з цього головною метою вивчення мови в початкових класах є формування фундаментально грамотної особистості повноцінного носія мови. Особисто важливою стає практична сторона вивчення мови...
55685. Давайте познайомимось 560 KB
  Мета: збагачувати уявлення дітей про сімю розвивати позитивне ставлення до рідної домівки виховувати почуття гордості за свою сімю.