84352

Внутренняя политика Екатерины II

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные: изучение личности Екатерины II ознакомление учащихся с ее преобразованиями сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II; Развивающие: создать условия для развития логического и образного и критического мышления...

Русский

2015-03-18

25.08 KB

2 чел.

                                Урок истории в 7 классе.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II.

Технология развивающего обучения.

Цели:  

Образовательные: изучение личности Екатерины II, ознакомление учащихся с ее преобразованиями, сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II;

Развивающие:  создать условия для  развития логического и образного и критического  мышления; формировать навыки  поисковой и исследовательской деятельности, выдвигать собственную точку зрения и аргументировать ее; развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности;

Воспитательные: создать условия для  воспитания чувства коллективизма, совершенствовать  работу в группах; воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

 Оборудование: учебное пособие – Пчелов. История России 17-19 вв., учебная карта «Россия в 18 в.», мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор «История Отечества 882-1917», цоры

http://fcior.edu.ru/card/9931/prosveshennyy-absolyutizm-v-rossii.html, http://school-collection.edu.ru/catalog/search/,презентация

                                                        ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

На доске записаны высказывания Екатерины Второй.

«Кто не обучился в юности, тому и старость бывает скучна.»
«Лучше век учиться, нежели быть незнающим.»
- Думаю и мы с вами должны последовать этим поучениям

II. Актуализация.

- Какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках?

- Дворцовые перевороты. Давайте проверим наши знания по этому периоду.

Восстановите хронологию событий (учащиеся делятся на 3 варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 вариант:

Восстановите хронологию событий по датам, кто правил? 1725-1727; 1727-1730; 1730-1740; 1740-1741; 1741-1761; 1761-1762 - ?

2 вариант:

Восстановите даты правлений: Екатерина II; Петр II; Анна Иоанновна; Анна Леопольдовна; Елизавета Петровна; Петр III.

3 вариант:

Определите, с чьим именем связаны следующие понятия? – Верховный Тайный Совет? – Бироновщина? – Восстановление Сената; – Расцвет фаворитизма? – Малолетний царь? – Манифест о вольности дворянству?

Обговариваются ответы. Исправляются ошибки.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Скажите, когда закончилась эпоха Дворцовых переворотов? И кто пришел к власти? Значит темой нашего урока будет…. изучение периода Екатерины Второй. 

Постановка проблемы: Кто она – Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху – эпохой просвещенного абсолютизма?

 Вопросы для изучения новой темы:

1) Личность Екатерины II;

2) Экономическое развитие в период правления Екатерины II;

3) Внутренняя политика Екатерины II;

Вступительное слово учителя о Екатерине II. Показ фрагмента фильма из цикла передач Э.Радзинского о Екатерине Второй (3 мин). Далее слово учителя:

Екатерина была удивительно трудоспособна и писала в “Наказе”:

«Леность есть дурной учитель». О себе говорила: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят».

Она хотела править по законам справедливости и призывала жить по ним:

«Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе было сделано».
«Во всяком возрасте почитай родителей своих».

Посмотрите, ребята, какие мудрые мысли, и мне бы очень хотелось, чтобы вы к ним прислушались.

Конечно, нельзя Екатерину представлять идеальной. У неё было много недостатков. К тому же личности сильные, одарённые всегда вызывают противоречивое отношение. Очень много существует спорных, негативных оценок, связанных с её характером, образом жизни, страстью к фаворитам. Об этом, если захотите когда-нибудь узнать, можно прочитать в книге Казимира Валишевского “Роман императрицы”, а ещё о ней можно узнать, посмотрев фильм “Гардемарины, вперёд.” Немка по происхождению, связав свою жизнь с русским народом, она по достоинству оценила русский народ. Об этом мы можем прочитать в известном романе Пикуля “Фаворит”.

«Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силой духа и мощи. Я знаю это по 20-летнему опыту. Верю: взойдёт звезда России».

Екатерина заслужила уважение и память потомков. Именно поэтому мы о ней и говорим

Эпоху Екатерины Второй называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» и «Золотым веком» дворянства. Существуют разные точки зрения об эпохе Екатерины Великой и о ней самой. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Задание: дается одно из суждений об эпохе Екатерины II. Работа по группам, каждый в группе должен привести аргументы, доказывающие данное высказывание.

1. Людовик Филипп де Сегюр (французский граф, проживший в России около четырех лет), основываясь на личных впечатлениях, отмечал в Екатерине II...

1. Огромное дарование и тонкий ум. 2. Склонность к удовольствиям и трудолюбие. 3. Простоту в домашней жизни и скрытость в делах политических. 4. Величие и снисходительность. ! «Это была просвещенная монархиня и любезная дама».

2.Ключевский Василий Осипович(русский историк, педагог, профессор), высказывая критическое отношение к императрице, особенно выделял в ней такие черты, как:

1. Честолюбие; 2. Холодность сердца; 3. Слабость к рекламе, шуму, лести; 4. Театральность поступков. ! «Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков».

3. Ишимова Александра Осиповна(русская писательница, переводчица, педагог). Отстаивая монархические позиции, восторженно называла Екатерину II...

1. Преемницей Петра 2. Заботливой государыней

4. В.Г. Пашков: «Природа дала Екатерине II большой ум. На лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».

5. Рельер (один из иностранцев),больше сочувствовавший Петру III и далеко не расположенный к Екатерине, еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий характер....»

6. Современники:

«...это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Она не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного». – «...Екатерина II была крепка и здорова. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась...»

Учащиеся  объясняют свой выбор в конце урока.

Рассматриваем следующий вопрос

Экономическое развитие в период правления Екатерины II;

Задание классу: Просматриваем анимированную карту с авторским озвучиванием (из коллекции цоров 7 класс, история) и даем задание:

сделать выводы об экономическом развитии страны в период правления Екатерины II, обсуждаем по вопросам: Какие районы на чем специализировались? Какие мануфактуры развивались и где? Обсуждаем основные выводы и записываем на доске и в тетрадях.

Возможные выводы:

Экономическое развитие включало хозяйственную специализацию районов страны, денежный оброк, отходничество;

Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда;

Появление бумажных денег.

Третий вопрос темы.

Учитель: Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, мы с вами изучили по курсу всеобщей истории. Они  критиковали феодальное общество, высказывались против эксплуатации, деспотичных форм правления, отстаивали идеи общественного договора.

Идеи философов нашли отражение во внутренней политике Екатерины II. Они следующие:

- Расширение привилегий дворянству;

- Создание Уложенной комиссии;

- Жалованная грамота дворянству;

- Жалованная грамота  городам;

- Централизация власти;

- Появление вольного экономического общества;

- непременный совет при Екатерине;

- ликвидация Запорожской Сечи;

-  ликвидация гетманства Левобережной Украины;

- «Учреждение о губерниях»;

Группам дается раздаточный материал, характеризующий эти мероприятия, с документами. Можно использовать текст учебника. Каждая группа должна подготовить выступление и представить характеристику этих реформ всему классу. (на изучение дается 5мин,основные моменты должны записать на листе А4,они вывешиваются на доске.)

- Выступления учащихся.

IV. Закрепление нового материала. Рефлексия.

Используем интерактивные задания по этой теме из коллекции цоров (наборы цифровых ресурсов к учебникам «История государства и народов России»,7класс,Данилов А.А., Косулина Л.Г.

1.Какие мероприятия Екатерины Второй способствовали сохранению феодальных отношений (закрасить красным цветом), а какие развитию буржуазных (закрасить синим цветом).

-Указ о свободе предпринимательства.

- Разрешение ссылать крепостных крестьян на каторгу.

- За помещиками закреплялись все земли, которыми они владели.

- Разрешение создания вольных типографий.

- Учреждение Вольного экономического общества.

- Созыв Уложенной комиссии.

- Издание Жалованной грамоты дворянству.

(Учащиеся аргументируют свои ответы, учитель корректирует  ошибочные ответы).

2.Расположите эти мероприятия в хронологическом порядке:

- Секуляризация церковных земель

- Губернская реформа

- Жалованная грамота дворянству

- Деятельность Уложенной комиссии

(в окошечках высвечивается «Верно» и «Неверно»)

3.Работа с текстом. Заполнить пробелы.

После подавления пугачевского восстания правительство перешло к ужесточению своей внутренней политики. В ……… была проведена губернская реформа. Страна делилась на 50 …… . Во главе с …….  . ……., в свою очередь, делились на …….. .Тогда же были окончательно ликвидированы вольности….. .

(верный и неверный ответы высвечиваются в окошечках и корректируются учителем)

4. Для чего была создана Уложенная комиссия

- Составление нового свода законов России

- Контроль за деятельностью чиновничьего аппарата

- Создание сети учебных заведений в соответствии с идеями просвещения

(Учащиеся ставят галочки, далее высвечивается верно или неверно)

Обсуждение тех высказываний, которые были розданы в начале урока. Учащиеся аргументируют свою точку зрения, привлекая знания полученные на уроке.

V. Итоги урока. Выставление оценок. В каждой команде выбирается капитан, который  в  течение урока  в таблице выставляет баллы за ответы членам своей команды (по одному баллу за каждый правильный ответ).Учитель собирает таблицы и оценивает ответы.

Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31797. Место принятия решений в цикле управления. Сущность и классификация управленческих решений 37 KB
  Сущность и классификация управленческих решений. Одной из важнейших задач теории принятия решений ТПР явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения. Предметом РУР: не ответ на какое решение принять в той или иной ситуации а ответ на как организовать процесс разработки и принятия решений какие методы при этом использовать.
31798. Концепции и принципы принятия управленческих решений 34.5 KB
  Методология ТПР базируется на совокупности концепции принципов ТПР Концепции Принципы Системы Цели Рацть Множть альтер Наилучш реш Измерение Система необходимо рассм организационную среду как систему Рациональности принятие решения наилучшего варианта среди др принято считать логически не противоречивую полную и количественно подтвержденную систему докв. Наилучшего решения необходимо выбрать...
31799. Модель проблемной ситуации и принятие решений 30 KB
  situtio положение 1 соотношение обстоятельств и условий в крых разворачивается деятельность человека или группы содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2 психол. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Проблемная ситуация предполагает неудовлетворенность лица принимающего решения целеустремленное состояние и необходимость действий для устранения проблемы. Свва проблем: 1ее нужно решать 2неповторимость ситуации выбора...
31800. Характеристика процесса разработки решений в сложных ситуациях 31.5 KB
  Характеристика процесса разработки решений в сложных ситуациях. В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят: генерирование альтернативных вариантов решений; отбор основных вариантов управленческих воздействий; разработка сценариев развития ситуации; экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. Разработка решений это не есть однократный волевой акт осуществляемый ЛПР. Под сложными ситуациями разработки решений мы понимаем такие проблемные ситуации которые отличаются от несложных обыденных...
31801. Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях определенности 30 KB
  2 Лексикографическая задача 3 Метод последовательных уступок Суть метода последовательных уступок Процедура решения многокритериальной задачи методом последовательных уступок заключается в том что все частные критерии располагают и нумеруют в порядке их относительной важности; максимизируют первый наиболее важный критерий; затем назначают величину допустимого снижения значения этого критерия и максимизируют второй по важности частный критерий при условии что значение первого критерия не должно отличаться от максимального более чем на...
31802. Понятие риска, составляющие и источники рисков в управлении 26 KB
  Понятие риска составляющие и источники рисков в управлении. Риск [греч. Риск предполагает неуверенность либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах; Риск в узком смысле измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода что подразумевает наличие статистических данных. Риск принято рассматривать как историческую и экономическую категории.
31803. Стратегии управления риском 24.5 KB
  При принятии страт решений необходимо проводить анализ рисков: 1Качественный анализ – определение факторов риска и обстоятельств приводящих к рискованным ситуациям. 2Количественный анализ – позволяет вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Способы измерения риска: 1Стаитстическая оценка 2Экспертаная 3Оценка на основе моделей принятия решений.избежание риска.
31804. Технология принятия решений в условиях стохастического риска 24 KB
  Изменение величины риска или степени риска: Среднее ожидаемое значение. Среднее значение: 1Средневзвешенное для всех возможных резв где вероятность каждого реза используется в качестве частоты или вес соотвго значения. 2Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действующих результатов от средних ожиданий 3Среднее ожидаемое значение отклонений прибыли от ее средне ожидаемых значений или среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле.
31805. Технология принятия решений в условиях поведенческого риска 23 KB
  Формируется когда существуют др лица принимающие решение и основное ЛПР опасается их т.к либо интересы основного ЛПР столкнулись с интересами др ЛПР либо сущ различия в позициях точках зрения традиций основного лица и др ЛПР либо ЛПР считает природу в кот принимаемое решение неопределенной непредсказуемой и поэтому агрессивной.