84352

Внутренняя политика Екатерины II

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные: изучение личности Екатерины II ознакомление учащихся с ее преобразованиями сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II; Развивающие: создать условия для развития логического и образного и критического мышления...

Русский

2015-03-18

25.08 KB

2 чел.

                                Урок истории в 7 классе.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II.

Технология развивающего обучения.

Цели:  

Образовательные: изучение личности Екатерины II, ознакомление учащихся с ее преобразованиями, сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II;

Развивающие:  создать условия для  развития логического и образного и критического  мышления; формировать навыки  поисковой и исследовательской деятельности, выдвигать собственную точку зрения и аргументировать ее; развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности;

Воспитательные: создать условия для  воспитания чувства коллективизма, совершенствовать  работу в группах; воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

 Оборудование: учебное пособие – Пчелов. История России 17-19 вв., учебная карта «Россия в 18 в.», мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор «История Отечества 882-1917», цоры

http://fcior.edu.ru/card/9931/prosveshennyy-absolyutizm-v-rossii.html, http://school-collection.edu.ru/catalog/search/,презентация

                                                        ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

На доске записаны высказывания Екатерины Второй.

«Кто не обучился в юности, тому и старость бывает скучна.»
«Лучше век учиться, нежели быть незнающим.»
- Думаю и мы с вами должны последовать этим поучениям

II. Актуализация.

- Какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках?

- Дворцовые перевороты. Давайте проверим наши знания по этому периоду.

Восстановите хронологию событий (учащиеся делятся на 3 варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 вариант:

Восстановите хронологию событий по датам, кто правил? 1725-1727; 1727-1730; 1730-1740; 1740-1741; 1741-1761; 1761-1762 - ?

2 вариант:

Восстановите даты правлений: Екатерина II; Петр II; Анна Иоанновна; Анна Леопольдовна; Елизавета Петровна; Петр III.

3 вариант:

Определите, с чьим именем связаны следующие понятия? – Верховный Тайный Совет? – Бироновщина? – Восстановление Сената; – Расцвет фаворитизма? – Малолетний царь? – Манифест о вольности дворянству?

Обговариваются ответы. Исправляются ошибки.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Скажите, когда закончилась эпоха Дворцовых переворотов? И кто пришел к власти? Значит темой нашего урока будет…. изучение периода Екатерины Второй. 

Постановка проблемы: Кто она – Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху – эпохой просвещенного абсолютизма?

 Вопросы для изучения новой темы:

1) Личность Екатерины II;

2) Экономическое развитие в период правления Екатерины II;

3) Внутренняя политика Екатерины II;

Вступительное слово учителя о Екатерине II. Показ фрагмента фильма из цикла передач Э.Радзинского о Екатерине Второй (3 мин). Далее слово учителя:

Екатерина была удивительно трудоспособна и писала в “Наказе”:

«Леность есть дурной учитель». О себе говорила: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят».

Она хотела править по законам справедливости и призывала жить по ним:

«Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе было сделано».
«Во всяком возрасте почитай родителей своих».

Посмотрите, ребята, какие мудрые мысли, и мне бы очень хотелось, чтобы вы к ним прислушались.

Конечно, нельзя Екатерину представлять идеальной. У неё было много недостатков. К тому же личности сильные, одарённые всегда вызывают противоречивое отношение. Очень много существует спорных, негативных оценок, связанных с её характером, образом жизни, страстью к фаворитам. Об этом, если захотите когда-нибудь узнать, можно прочитать в книге Казимира Валишевского “Роман императрицы”, а ещё о ней можно узнать, посмотрев фильм “Гардемарины, вперёд.” Немка по происхождению, связав свою жизнь с русским народом, она по достоинству оценила русский народ. Об этом мы можем прочитать в известном романе Пикуля “Фаворит”.

«Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силой духа и мощи. Я знаю это по 20-летнему опыту. Верю: взойдёт звезда России».

Екатерина заслужила уважение и память потомков. Именно поэтому мы о ней и говорим

Эпоху Екатерины Второй называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» и «Золотым веком» дворянства. Существуют разные точки зрения об эпохе Екатерины Великой и о ней самой. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Задание: дается одно из суждений об эпохе Екатерины II. Работа по группам, каждый в группе должен привести аргументы, доказывающие данное высказывание.

1. Людовик Филипп де Сегюр (французский граф, проживший в России около четырех лет), основываясь на личных впечатлениях, отмечал в Екатерине II...

1. Огромное дарование и тонкий ум. 2. Склонность к удовольствиям и трудолюбие. 3. Простоту в домашней жизни и скрытость в делах политических. 4. Величие и снисходительность. ! «Это была просвещенная монархиня и любезная дама».

2.Ключевский Василий Осипович(русский историк, педагог, профессор), высказывая критическое отношение к императрице, особенно выделял в ней такие черты, как:

1. Честолюбие; 2. Холодность сердца; 3. Слабость к рекламе, шуму, лести; 4. Театральность поступков. ! «Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков».

3. Ишимова Александра Осиповна(русская писательница, переводчица, педагог). Отстаивая монархические позиции, восторженно называла Екатерину II...

1. Преемницей Петра 2. Заботливой государыней

4. В.Г. Пашков: «Природа дала Екатерине II большой ум. На лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».

5. Рельер (один из иностранцев),больше сочувствовавший Петру III и далеко не расположенный к Екатерине, еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий характер....»

6. Современники:

«...это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Она не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного». – «...Екатерина II была крепка и здорова. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась...»

Учащиеся  объясняют свой выбор в конце урока.

Рассматриваем следующий вопрос

Экономическое развитие в период правления Екатерины II;

Задание классу: Просматриваем анимированную карту с авторским озвучиванием (из коллекции цоров 7 класс, история) и даем задание:

сделать выводы об экономическом развитии страны в период правления Екатерины II, обсуждаем по вопросам: Какие районы на чем специализировались? Какие мануфактуры развивались и где? Обсуждаем основные выводы и записываем на доске и в тетрадях.

Возможные выводы:

Экономическое развитие включало хозяйственную специализацию районов страны, денежный оброк, отходничество;

Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда;

Появление бумажных денег.

Третий вопрос темы.

Учитель: Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, мы с вами изучили по курсу всеобщей истории. Они  критиковали феодальное общество, высказывались против эксплуатации, деспотичных форм правления, отстаивали идеи общественного договора.

Идеи философов нашли отражение во внутренней политике Екатерины II. Они следующие:

- Расширение привилегий дворянству;

- Создание Уложенной комиссии;

- Жалованная грамота дворянству;

- Жалованная грамота  городам;

- Централизация власти;

- Появление вольного экономического общества;

- непременный совет при Екатерине;

- ликвидация Запорожской Сечи;

-  ликвидация гетманства Левобережной Украины;

- «Учреждение о губерниях»;

Группам дается раздаточный материал, характеризующий эти мероприятия, с документами. Можно использовать текст учебника. Каждая группа должна подготовить выступление и представить характеристику этих реформ всему классу. (на изучение дается 5мин,основные моменты должны записать на листе А4,они вывешиваются на доске.)

- Выступления учащихся.

IV. Закрепление нового материала. Рефлексия.

Используем интерактивные задания по этой теме из коллекции цоров (наборы цифровых ресурсов к учебникам «История государства и народов России»,7класс,Данилов А.А., Косулина Л.Г.

1.Какие мероприятия Екатерины Второй способствовали сохранению феодальных отношений (закрасить красным цветом), а какие развитию буржуазных (закрасить синим цветом).

-Указ о свободе предпринимательства.

- Разрешение ссылать крепостных крестьян на каторгу.

- За помещиками закреплялись все земли, которыми они владели.

- Разрешение создания вольных типографий.

- Учреждение Вольного экономического общества.

- Созыв Уложенной комиссии.

- Издание Жалованной грамоты дворянству.

(Учащиеся аргументируют свои ответы, учитель корректирует  ошибочные ответы).

2.Расположите эти мероприятия в хронологическом порядке:

- Секуляризация церковных земель

- Губернская реформа

- Жалованная грамота дворянству

- Деятельность Уложенной комиссии

(в окошечках высвечивается «Верно» и «Неверно»)

3.Работа с текстом. Заполнить пробелы.

После подавления пугачевского восстания правительство перешло к ужесточению своей внутренней политики. В ……… была проведена губернская реформа. Страна делилась на 50 …… . Во главе с …….  . ……., в свою очередь, делились на …….. .Тогда же были окончательно ликвидированы вольности….. .

(верный и неверный ответы высвечиваются в окошечках и корректируются учителем)

4. Для чего была создана Уложенная комиссия

- Составление нового свода законов России

- Контроль за деятельностью чиновничьего аппарата

- Создание сети учебных заведений в соответствии с идеями просвещения

(Учащиеся ставят галочки, далее высвечивается верно или неверно)

Обсуждение тех высказываний, которые были розданы в начале урока. Учащиеся аргументируют свою точку зрения, привлекая знания полученные на уроке.

V. Итоги урока. Выставление оценок. В каждой команде выбирается капитан, который  в  течение урока  в таблице выставляет баллы за ответы членам своей команды (по одному баллу за каждый правильный ответ).Учитель собирает таблицы и оценивает ответы.

Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83523. Дипломатичні засоби вирішення міжнародних переговорів. Безпосередні переговори і консультації. Добрі послуги і посередництво. Міжнародна примирлива процедура: слідчі і погоджувальні комісії 38.73 KB
  Переговори ведуться безпосередньо сторонами, які знаходяться у спорі. Проведення переговорів не вимагає участі третьої сторони (іншої держави, міжнародної організації). Ініціатива переговорів завжди належить сторонам спору, які тим самим здійснюють певний контроль над процесом його розв\'язання.
83524. Судові засоби вирішення міжнародних спорів. Міжнародний арбітраж як засіб мирного вирішення міжнародних спорів. Постійна палата третейського суду. Структура і компетенція Міжнародного Суду ООН 39.98 KB
  Постійна палата третейського суду. Структура і компетенція Міжнародного Суду ООН. Спробою інституалізації арбітражу було створення Постійної палати третейського суду на підставі положень Гаазьких конвенції 1899 р. Згідно зі Статутом Міжнародного Суду ООН кандидати у члени цього суду висуваються не державами а національними групами Постійної палати третейського суду тобто групами суддів Палати які представляють одну й ту саму державу.
83525. Вирішення спорів у міжнародних організаціях 39 KB
  Мирне вирішення міжнародних спорів надає широку компетенцію Раді Безпеки органу ООН який несе головну відповідальність за підтримання міжнародного миру та безпеки ст. Також компетенцію в сфері мирного вирішення міжнародних спорів має Генеральна Асамблея ООН проте вона є обмеженою на користь Ради Безпеки. Держава яка не є членом OOН також може звернутися до Ради Безпеки або Генеральної Асамблеї з приводу будьякого спору в якому вона є стороною за умови що вона заздалегідь прийме на себе зобов\'язання за...
83526. Дипломатія і дипломатичне право 34.31 KB
  Дипломатичне право у свою чергу є сукупністю міжнародноправових норм що визначають правове положення та регулюють діяльність дипломатичних представництв держав.
83527. Органи зовнішніх зносин держав 36.52 KB
  Президент України відповідно до Конституції України забезпечу державну незалежність національну безпеку і правонаступник держави; представляє державу в міжнародних відносинах здійсни керівництво зовнішньополітичною діяльністю держави веде переговори та укладає міжнародні договори України; приймає рішення про ви знання іноземних держав; призначає та звільняє голів дипломатичну представництв України в інших державах і при міжнародних організаціях; приймає вірчі і відзивні грамоти дипломатичних представника іноземних держав; вносить до...
83528. Дипломатичні представництва. Поняття і види. Функції дипломатичних представництв 35.58 KB
  Функції дипломатичних представництв Дипломатичні представництва займають найвищу позицію серед закордонних органів зовнішніх зносин держави. Суттєвих відмінностей між посольствами та місіями немає але більшість держав обмінюються дипломатичними представництвами посольствами. дипломатичні представництва виконують наступні функції: представництво своєї держави в країні перебування; захист інтересів держави що акредитує та її громадян у країні перебування у межах що допускаються міжнародним правом; ведення переговорів з урядом держави...
83529. Голова дипломатичного представництва. Початок місії голови дипломатичного представництва. Закінчення місії голови дипломатичного представництва 35.69 KB
  Початок місії голови дипломатичного представництва. Закінчення місії голови дипломатичного представництва Віденська конвенція про дипломатичні зносини 1961 р. Голови постійних дипломатичних представництв перших двох класів акредитуються при голові держави а голова дипломатичною представництва третього класу при міністрі закордонних справ.
83530. Структура та персонал дипломатичних представництв. Дипломатичний корпус 36.28 KB
  Персонал дипломатичних представництв поділяється на три категорії: дипломатичний адміністративно-технічний і обслуговуючий. Членами дипломатичного персоналу є члени персоналу представництва які мають дипломатичний ранг. Дипломатичні ранги це службові звання які на відміну від встановлених міжнародним правом класів які призначені лише для голів представництв надаються дипломатичним працівникам на основі законодавства держави що їх акредитує.
83531. Дипломатичні привілеї та імунітети 34.74 KB
  Дипломатичні привілеї деякі особливі права пільги та переваги які надаються дипломатичним представництвам та їх персоналу. дипломатичні імунітети і привілеї поділені на імунітети і привілеї дипломатичного представництва та особисті імунітети і привілеї членів дипломатичного персоналу та їхніх родин. До другої категорії відносяться: особиста недоторканість недоторканість особистої резиденцій повний імунітет від кримінальної юрисдикції держави перебування а також від цивільної і адміністративної юрисдикції у відношенні виконавчих дій...