84352

Внутренняя политика Екатерины II

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные: изучение личности Екатерины II ознакомление учащихся с ее преобразованиями сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II; Развивающие: создать условия для развития логического и образного и критического мышления...

Русский

2015-03-18

25.08 KB

2 чел.

                                Урок истории в 7 классе.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II.

Технология развивающего обучения.

Цели:  

Образовательные: изучение личности Екатерины II, ознакомление учащихся с ее преобразованиями, сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II;

Развивающие:  создать условия для  развития логического и образного и критического  мышления; формировать навыки  поисковой и исследовательской деятельности, выдвигать собственную точку зрения и аргументировать ее; развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности;

Воспитательные: создать условия для  воспитания чувства коллективизма, совершенствовать  работу в группах; воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

 Оборудование: учебное пособие – Пчелов. История России 17-19 вв., учебная карта «Россия в 18 в.», мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор «История Отечества 882-1917», цоры

http://fcior.edu.ru/card/9931/prosveshennyy-absolyutizm-v-rossii.html, http://school-collection.edu.ru/catalog/search/,презентация

                                                        ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

На доске записаны высказывания Екатерины Второй.

«Кто не обучился в юности, тому и старость бывает скучна.»
«Лучше век учиться, нежели быть незнающим.»
- Думаю и мы с вами должны последовать этим поучениям

II. Актуализация.

- Какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках?

- Дворцовые перевороты. Давайте проверим наши знания по этому периоду.

Восстановите хронологию событий (учащиеся делятся на 3 варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 вариант:

Восстановите хронологию событий по датам, кто правил? 1725-1727; 1727-1730; 1730-1740; 1740-1741; 1741-1761; 1761-1762 - ?

2 вариант:

Восстановите даты правлений: Екатерина II; Петр II; Анна Иоанновна; Анна Леопольдовна; Елизавета Петровна; Петр III.

3 вариант:

Определите, с чьим именем связаны следующие понятия? – Верховный Тайный Совет? – Бироновщина? – Восстановление Сената; – Расцвет фаворитизма? – Малолетний царь? – Манифест о вольности дворянству?

Обговариваются ответы. Исправляются ошибки.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Скажите, когда закончилась эпоха Дворцовых переворотов? И кто пришел к власти? Значит темой нашего урока будет…. изучение периода Екатерины Второй. 

Постановка проблемы: Кто она – Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху – эпохой просвещенного абсолютизма?

 Вопросы для изучения новой темы:

1) Личность Екатерины II;

2) Экономическое развитие в период правления Екатерины II;

3) Внутренняя политика Екатерины II;

Вступительное слово учителя о Екатерине II. Показ фрагмента фильма из цикла передач Э.Радзинского о Екатерине Второй (3 мин). Далее слово учителя:

Екатерина была удивительно трудоспособна и писала в “Наказе”:

«Леность есть дурной учитель». О себе говорила: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят».

Она хотела править по законам справедливости и призывала жить по ним:

«Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе было сделано».
«Во всяком возрасте почитай родителей своих».

Посмотрите, ребята, какие мудрые мысли, и мне бы очень хотелось, чтобы вы к ним прислушались.

Конечно, нельзя Екатерину представлять идеальной. У неё было много недостатков. К тому же личности сильные, одарённые всегда вызывают противоречивое отношение. Очень много существует спорных, негативных оценок, связанных с её характером, образом жизни, страстью к фаворитам. Об этом, если захотите когда-нибудь узнать, можно прочитать в книге Казимира Валишевского “Роман императрицы”, а ещё о ней можно узнать, посмотрев фильм “Гардемарины, вперёд.” Немка по происхождению, связав свою жизнь с русским народом, она по достоинству оценила русский народ. Об этом мы можем прочитать в известном романе Пикуля “Фаворит”.

«Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силой духа и мощи. Я знаю это по 20-летнему опыту. Верю: взойдёт звезда России».

Екатерина заслужила уважение и память потомков. Именно поэтому мы о ней и говорим

Эпоху Екатерины Второй называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» и «Золотым веком» дворянства. Существуют разные точки зрения об эпохе Екатерины Великой и о ней самой. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Задание: дается одно из суждений об эпохе Екатерины II. Работа по группам, каждый в группе должен привести аргументы, доказывающие данное высказывание.

1. Людовик Филипп де Сегюр (французский граф, проживший в России около четырех лет), основываясь на личных впечатлениях, отмечал в Екатерине II...

1. Огромное дарование и тонкий ум. 2. Склонность к удовольствиям и трудолюбие. 3. Простоту в домашней жизни и скрытость в делах политических. 4. Величие и снисходительность. ! «Это была просвещенная монархиня и любезная дама».

2.Ключевский Василий Осипович(русский историк, педагог, профессор), высказывая критическое отношение к императрице, особенно выделял в ней такие черты, как:

1. Честолюбие; 2. Холодность сердца; 3. Слабость к рекламе, шуму, лести; 4. Театральность поступков. ! «Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков».

3. Ишимова Александра Осиповна(русская писательница, переводчица, педагог). Отстаивая монархические позиции, восторженно называла Екатерину II...

1. Преемницей Петра 2. Заботливой государыней

4. В.Г. Пашков: «Природа дала Екатерине II большой ум. На лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».

5. Рельер (один из иностранцев),больше сочувствовавший Петру III и далеко не расположенный к Екатерине, еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий характер....»

6. Современники:

«...это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Она не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного». – «...Екатерина II была крепка и здорова. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась...»

Учащиеся  объясняют свой выбор в конце урока.

Рассматриваем следующий вопрос

Экономическое развитие в период правления Екатерины II;

Задание классу: Просматриваем анимированную карту с авторским озвучиванием (из коллекции цоров 7 класс, история) и даем задание:

сделать выводы об экономическом развитии страны в период правления Екатерины II, обсуждаем по вопросам: Какие районы на чем специализировались? Какие мануфактуры развивались и где? Обсуждаем основные выводы и записываем на доске и в тетрадях.

Возможные выводы:

Экономическое развитие включало хозяйственную специализацию районов страны, денежный оброк, отходничество;

Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда;

Появление бумажных денег.

Третий вопрос темы.

Учитель: Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, мы с вами изучили по курсу всеобщей истории. Они  критиковали феодальное общество, высказывались против эксплуатации, деспотичных форм правления, отстаивали идеи общественного договора.

Идеи философов нашли отражение во внутренней политике Екатерины II. Они следующие:

- Расширение привилегий дворянству;

- Создание Уложенной комиссии;

- Жалованная грамота дворянству;

- Жалованная грамота  городам;

- Централизация власти;

- Появление вольного экономического общества;

- непременный совет при Екатерине;

- ликвидация Запорожской Сечи;

-  ликвидация гетманства Левобережной Украины;

- «Учреждение о губерниях»;

Группам дается раздаточный материал, характеризующий эти мероприятия, с документами. Можно использовать текст учебника. Каждая группа должна подготовить выступление и представить характеристику этих реформ всему классу. (на изучение дается 5мин,основные моменты должны записать на листе А4,они вывешиваются на доске.)

- Выступления учащихся.

IV. Закрепление нового материала. Рефлексия.

Используем интерактивные задания по этой теме из коллекции цоров (наборы цифровых ресурсов к учебникам «История государства и народов России»,7класс,Данилов А.А., Косулина Л.Г.

1.Какие мероприятия Екатерины Второй способствовали сохранению феодальных отношений (закрасить красным цветом), а какие развитию буржуазных (закрасить синим цветом).

-Указ о свободе предпринимательства.

- Разрешение ссылать крепостных крестьян на каторгу.

- За помещиками закреплялись все земли, которыми они владели.

- Разрешение создания вольных типографий.

- Учреждение Вольного экономического общества.

- Созыв Уложенной комиссии.

- Издание Жалованной грамоты дворянству.

(Учащиеся аргументируют свои ответы, учитель корректирует  ошибочные ответы).

2.Расположите эти мероприятия в хронологическом порядке:

- Секуляризация церковных земель

- Губернская реформа

- Жалованная грамота дворянству

- Деятельность Уложенной комиссии

(в окошечках высвечивается «Верно» и «Неверно»)

3.Работа с текстом. Заполнить пробелы.

После подавления пугачевского восстания правительство перешло к ужесточению своей внутренней политики. В ……… была проведена губернская реформа. Страна делилась на 50 …… . Во главе с …….  . ……., в свою очередь, делились на …….. .Тогда же были окончательно ликвидированы вольности….. .

(верный и неверный ответы высвечиваются в окошечках и корректируются учителем)

4. Для чего была создана Уложенная комиссия

- Составление нового свода законов России

- Контроль за деятельностью чиновничьего аппарата

- Создание сети учебных заведений в соответствии с идеями просвещения

(Учащиеся ставят галочки, далее высвечивается верно или неверно)

Обсуждение тех высказываний, которые были розданы в начале урока. Учащиеся аргументируют свою точку зрения, привлекая знания полученные на уроке.

V. Итоги урока. Выставление оценок. В каждой команде выбирается капитан, который  в  течение урока  в таблице выставляет баллы за ответы членам своей команды (по одному баллу за каждый правильный ответ).Учитель собирает таблицы и оценивает ответы.

Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47090. Основные этапы редакционно-издательского процесса, их цели, задачи и составляющие; начало и окончание этапов 55 KB
  Оценка произведения решение вопроса о публикации оформление юридических документов; прием авторского оригинала издательское рецензирование разработка концепции издания доработка произведения автором редактирование произведения подготовка и редактирование аппарата подготовка комплектование и вычитка издательского оригинала; разработка плана иллюстрирования оформления и полиграфического исполнения издания редакционнотехническая подготовка издательского оригинала корректурные работы контроль за полиграфическим исполнением издания...
47092. Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства в общеобразовательной школе 55.08 KB
  Формы организации занятий учащихся на уроках технологии. Методика обучения учащихся выполнению ручных и станочных операций по обработке конструкционных материалов. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам электротехники.
47093. Граница деятельности государства. Расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Эффективность государственного сектора 55.36 KB
  Исторически первым возникло натуральное производство при котором продукты труда предназначались для внутрихозяйственного потребления. Общественное разделение труда в натуральном хозяйстве было развито слабо. К примеру внутри латифундий имело место разделение труда между рабами которые исполняли различные виды работ. Но разделения труда между хозяйственными единицами не существовало был лишь идентичный набор видов работ.
47094. Ресурсы и человеческий капитал 58.68 KB
  Отраслевой рынок и дифференциация продукта Как показывает практика трудно найти на отраслевом рынке два одинаковых товара не из одной партии. установления степени дифференциации продукта. В зависимости от того насколько модифицируются различные свойства продукта выделяют четыре'главных вида дифференциации продукта. Вовторых существуют различия в качестве продукта: например туфли могут быть сделаны из натуральной кожи или кожезаменителя.
47095. Последовательное заполнение электронных уравнений атомов 55.7 KB
  принцип Пауликоторый часто называют еще принципом запрета ограничивает число электронов которые могут находиться на одной орбитали. Согласно принципу Паули на любой орбитали может находиться не более двух электронов и то лишь в том случае если они имеют противоположные спины неодинаковые спиновые числа. Поэтому в атоме не должно быть двух электронов с одинаковыми четырьмя квантовыми числами n l ml ms 3.Согласно правилу Гунда заселение орбиталей относящихся к одному и тому же энергетическому подуровню начинается одиночными...