84354

Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами развитие глазомера внимания памяти.

Русский

2015-03-18

5.24 MB

9 чел.

1.Тема урока: Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины.

2.Предмет: Математика

3.Класс: 1

4.Автор: Девяткина Ольга Борисовна, учитель начальных классов

5.Образовательное учреждение: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82»

6.Город/муниципальный район: Омск, САО

 7.Краткое описание Урок разработан в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями              новых образовательных стандартов.

8.Тип урока: Комбинированный

9. Форма организации: Урок - практикум

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: Формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; развитие навыка самостоятельной работы и самоконтроля.

Метапредметные результаты: Упражнять в умении высказывать предположения, развивать коммуникативные навыки, воспитывать умения вести учебный диалог.

Предметные результаты: Продолжить формирование  умений  измерять и сравнивать длину предметов различными  мерами длины, закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами, развитие глазомера, внимания, памяти.

Регулятивные результаты: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей.

11. Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия на основе нового учебного материала (старинные меры длины: локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень,  дюйм)

12. Задачи  урока:  освоить умение измерять длины предметов различными мерками;  создать условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий (сравнение математических объектов), применять освоенные способы действий и полученные знания в школе и дома.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

1

Организационный момент

Создание положительной обстановки

Настрой на работу.                     

- Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Подарите свою улыбку однокласснику.

Настраиваются, улыбаются и концентрируются на  работу.

Готовность к работе на уроке и положительный настрой.

2

Актуализация знаний учащихся.

Уточнить имеющиеся у детей представления о мерах измерения предметов.

Беседа по пройденному материалу.

-Дома вы измеряли длину учебника с помощью  мерки-клетки и карандаша. Сделайте вывод, какая мерка была более точная и почему?

Участие в диалоге.

-Получилось-56 клеток и 3,4 карандаша.

-Мерка-клетка более точная т.к. её размер у всех одинаковый.

Точность измерения зависит от мерки измерения.

3

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Знакомство  со старинными  мерами длины:  локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень, а так же: фут, дюйм. Объяснение выражений: «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу», «Пишешь аршинными буквами» на основе слайдовой презентации.

Постановка учителем цели.   

-Сегодня  мы узнаем, какими старинными мерками длины пользовались люди.

Формирование учебно-познавательного интереса  к предмету.

4

Актуализация знаний в процессе его по мере необходимости

Эвристическая беседа по пройденному материалу.              - Давайте вспомним,  какими мерками мы пользовались на предыдущем уроке?

Как вы думаете с помощью каких частей тела можно измерять?

Какая мерка более точная?

Учащиеся вступают в диалог и  с помощью условных обозначений  называют мерки:

*«на глаз», наложением, клетка - мерка, палочкой, шагами

- Мерка с постоянной величиной: клетка, палочка.

Сравнивают мерки - разные. Делают вывод: мерки должны быть одинаковы

5

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Показать и рассказать о старинных мерах измерений с помощью слайда.

Знакомство  со старинными  мерами длины:  локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень, а так же: фут, дюйм. Объяснение выражений: «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу», «Всяк на свой аршин мерит»

Беседа по слайдовой презентации. Приложение 2 Слайд 1

- Многие меры длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может пользоваться в любых условиях. Слайд 2

-В Древней Руси измеряли с помощью шага, сажени, локтя, аршина.

-Какая мера вам уже известна?

Слайд 3

-В Англии использовали дюйм, фут, ярд.

Слайд 4

-Это было очень неудобно,  затрудняло торговлю и обмен полученных знаний.

Слайд 5

- Используемые меры были неточными т.к. у разных людей и пальцы, и шаги разные.

-Давайте измерим ладошки путём наложения.

Одинаковые ли они по размеру?

Слайд 6.

Так появилась поговорка:

«Всяк  на свой аршин мерит».

Слайд7

Про больших и сильных людей говорят: «В плечах косая сажень».

Слайд 8

На Руси было два вида сажень: маховая и косая

-Давайте покажем какая у вас сажень в плечах. Точная ли эта мера длины сделайте вывод? Слайд 9

Для измерения часто пользовали верхнюю часть пальца - вершок.

- В какой сказке: «Жил-был маленький мальчик, ростом он был с пальчик»?

Слайд 10

Расстояние между большим указательным пальцем называлось «пядью»

Слайд 11

«Семь пядей во лбу» - так говорят об умном человеке.

-Давайте посмотрим друг на друга и найдём у кого самый большой лоб.

Слайд 12

В Англии есть мера длину дюйм. Подберите родственное слово.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и представим её рост

Что можно измерять такими мерками?

Дети активно включаются в процесс изучения мер длины с практическим применением знаний

- Шагами

Работа в паре.

Учащиеся измеряют ладошки путём наложения  друг на друга.

- Нет.

У доски 2 ученика и сравнивают длину «сажени» и делают  о неточности измерения длины. Размах  рук  у всех разный.

- Русская  народная сказка «Мальчик с пальчик»

Учащиеся рассматривают друг друга и оцениваю самый большой лоб.

Просмотр кадров из мульт. фильма о Дюймовочке.

-Можно  длину цветов, длину ручки, пенала

Формирование учебно-познавательного интереса  к предмету.

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Применение теоретических знаний  при выполнении практической работы.

Организация  практической работы.

-Давайте  выполним практическую  работу по измерению предметов.

Работа с учебником с.11  №4 (А.Л.Чекин. Математика. 1 класс Ч.2).

Практическая работа (работаем в парах).

*Измерьте длину пенала с помощью большого пальца руки. Точная ли эта мера?

*Измерьте длину учебника в  «пядях»

Организация проверки измерения.

-При сравнении точны ли ваши измерения? Почему? Сделайте вывод.

Инструктаж  индивидуальной практической  работы

-Особенную работу по измерению длины я дам 2 ученикам. Они помогу измерить ладошками Маши и Мишка длину ленты.

-У кого длиннее  по результатам получилась лента? Почему?

Практическая работа по измерению предметов  в паре и сравнение результатов.

Учащиеся озвучивают свои результаты.

т.к. длина пальцев у всех разная, поэтому и длина у всех разная .

Индивидуальная работа у доски: выдаётся маленькая и большая ладошка Учащиеся измеряют длину ленты и приходят к выводу, что у Маши лента больше.

-У Маши -  12 ладошек, а у Мишки -5.

У Мишки ладошка больше, чем у Маши.

Научиться измерять длину предметов разными мерками

7

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами

Составление плана практической работы.

Работа в учебнике. №4 стр.11.

- Внимательно прочитайте задание

-Измерьте и заштрихуйте полоску длиной в 5 больших пальцев.

-Сравните полученные полоски. сделайте вывод.

Выполнение  работы в соответствии предложенного учителем  плана.

*чтение;

*измерение;

*штриховка;

*сравнение.

-Сравнивая длины полученных  полосок  видим, что чем длиннее палец, тем длиннее полоска.

Формирование умения  на практике действовать по намеченному  плану.

8

Динамическая пауза

Снятие напряжения и переключение внимания.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько станем на носочках.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя слова и движения за учителем

Умение проговаривать  и согласовывать движения.

9

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Формирование способа деятельности.

Наблюдение за ходом работы и консультация по мере необходимости  Самостоятельная работа. (Приложение 3.)

*Раскрась полоску длиной 3 вершка.

*Измерь длину полоски с помощью «пяди» и запиши.

*Измерь ширину парты в «локтях» и запиши

Руководство деятельностью по результатам работы и  плану.

Выполнение  практической  работы и самопроверка с образцом на доске.

Учащиеся зачитывают результаты  работы.

Умение применять полученные знания на практике.

10

Рефлексия деятельности

Оценка деятельности всего класса и каждого ученика.

Словесная оценка  по  работе на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Назови самую маленькую старинную меру длины.

- Где вы можете применить данные знания?

- Что бы вы хотели еще измерить?

- Что у вас получилось измерять лучше всего?

-  В чём испытали затруднения?

Что помогло?

- С помощью каких мер понравилось измерять?

Перечисляют, что же нового узнали на уроке.

МЫ         узнали

научились   смогли

Оценка      своей деятельности с помощью рисунка.

Рисуют смайлик (на выбор)

Формирование способности к самооценке на основе успешной учебной деятельности.

11

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Получение информации об уровне усвоения материала для последующей корректировки

Давайте поиграем в игру

«Да-Нет»

Хлопаем, если услышите знакомую меру длины:

ведро, шаг(+),голова, локоть(+),палка(+),пальцы(+),

нога(+),конфета ,гриб, вершок(+),сажень(+).

Учащиеся хлопают, услышав меру длины

ведро, шаг(+),голова, локоть(+),палка(+),пальцы(+),нога(+)конфета, гриб,вершок(+),сажень(+)

Умения различать меры длины, выделять их из речи.

12

Домашнее задание

Рассказать родителям о старинных мерах длины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48027. Логіка. Конспекти лекцій 846.5 KB
  Поняття і судження Основними формами абстрактного мислення є поняття судження й умовиводи. Судження – форма мислення в якій щонебудь стверджується або заперечується про предмети їхні властивості або відносини. Поняття судження умовивід мають свою специфічну форму структуру.
48028. ЛОГІКА. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 4.48 MB
  Теоретичні питання для самоконтролю Що означає термін логіка і в чому полягає проблема визначення логіки як науки Назвіть об'єкт предмет вивчення формальної логіки Яку сторону мислення вивчає логіка Що таке пізнання форми мислення Який взаємозв'язок між пізнанням і мисленням Що означає поняття абстрактне мислення Дайте визначення логічної форми істинності та правильності думки Дайте визначення мови та назвіть основні види знаків Що таке процес формалізації в вузькому та широкому значенні Що таке зміст і значення мовних виразів...
48029. Моделі і методи прийняття рішень в економіці 779.5 KB
  Оптимізація календарного плану реалізації запасів сільськогосподарської продукції за умов цінового ризику. У числі найвідоміших задач математичного програмування можна назвати такі: оптимізація виробничої програми фірми оптимізація плану перевезень продукції оптимізація варіанту розподілу завдань між виконавцями оптимізація плану введення в дію нових виробничих потужностей оптимізація портфеля фінансових активів тощо. За умов забезпечення випуску заданих обсягів виробництва продукції й обмежень із кількості основних виробничих ресурсів...
48030. МОДЕЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2.2 MB
  Пудовкина МОДЕЛИРОВАНИЕ АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2006 УДК Пудовкина С. Учебное пособие предназначено для студентов изучающих дисциплины Математические методы и модели в экономике Математическая экономика Моделирование экономических систем и процессов Имитационное моделирование Анализ и оптимизация бизнеспроцессов и обучающихся по специальностям Менеджмент организаций Экономика и управление на предприятии Финансы и кредит Прикладная информатика в экономике....
48031. Макроекономіка. Опорний конспект 1.62 MB
  Сукупні видатки і ВВП. Високий і зростаючий рівень національного виробництва тобто рівень реального валового внутрішнього продукту ВВП. Сукупним вимірником національного виробництва виступає валовий внутрішній продукт ВВП що виражає ринкову вартість кінцевих товарів і послуг. Агреговані величини характеризують ринкову кон'юнктуру і її зміну ринкова ставка відсотка ВВП загальний рівень цін рівень інфляції рівень безробіття й ін.
48032. Етика. Курс лекцій 2.21 MB
  СЕНС ЖИТТЯ І СТАВЛЕННЯ ДО СМЕРТІ Звідки постає проблема сенсу життя людини 150 Способи осмислення людського буття 155 Феномен смерті 166 Життя як дарунок і відповідь 176 Лекція 7. МОРАЛЬНА САМОСВІДОМІСТЬ Поняття моральної самосвідомості 221 Честь і гідність людини 223 Совість – центральний чинник моральної самосвідомості людини 229 Розкаяння 238 Поняття сорому 241 Лекція 9. ДІЯ І СВОБОДА ЛЮДИНИ Поняття свободи етичний аспект 259 Свобода дії свобода вибору свобода волі 261 Свобода як моральна цінність людського буття 269 ...
48034. Математична теорія 286.5 KB
  Функції та їх властивості. Кажуть що задано функцію з областю визначення X якщо кожному елементу х з цієї множини ставиться у відповідність рівно одне значення y з деякої множини Y Дві функції однакові якщо: однаковий закон відповідності; однакова область визначення. Графік функції множина точок на координатній площині координати яких задовольняють дане співвідношення Ознака графіка функції. Якщо кожна лінія координатної площини є графіком функції якщо кожна пряма паралельна до Оу перетинає цю лінію в одній точці або...
48035. Понятийный аппарат менеджмента, его теоретические основы 87.5 KB
  Понятие организации Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация в которой осуществляется деятельность менеджеров. Понятие организации в менеджменте с течением времени претерпело ряд существенных изменений. Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие.