84354

Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами развитие глазомера внимания памяти.

Русский

2015-03-18

5.24 MB

13 чел.

1.Тема урока: Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины.

2.Предмет: Математика

3.Класс: 1

4.Автор: Девяткина Ольга Борисовна, учитель начальных классов

5.Образовательное учреждение: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82»

6.Город/муниципальный район: Омск, САО

 7.Краткое описание Урок разработан в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями              новых образовательных стандартов.

8.Тип урока: Комбинированный

9. Форма организации: Урок - практикум

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: Формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; развитие навыка самостоятельной работы и самоконтроля.

Метапредметные результаты: Упражнять в умении высказывать предположения, развивать коммуникативные навыки, воспитывать умения вести учебный диалог.

Предметные результаты: Продолжить формирование  умений  измерять и сравнивать длину предметов различными  мерами длины, закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами, развитие глазомера, внимания, памяти.

Регулятивные результаты: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей.

11. Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия на основе нового учебного материала (старинные меры длины: локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень,  дюйм)

12. Задачи  урока:  освоить умение измерять длины предметов различными мерками;  создать условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий (сравнение математических объектов), применять освоенные способы действий и полученные знания в школе и дома.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

1

Организационный момент

Создание положительной обстановки

Настрой на работу.                     

- Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Подарите свою улыбку однокласснику.

Настраиваются, улыбаются и концентрируются на  работу.

Готовность к работе на уроке и положительный настрой.

2

Актуализация знаний учащихся.

Уточнить имеющиеся у детей представления о мерах измерения предметов.

Беседа по пройденному материалу.

-Дома вы измеряли длину учебника с помощью  мерки-клетки и карандаша. Сделайте вывод, какая мерка была более точная и почему?

Участие в диалоге.

-Получилось-56 клеток и 3,4 карандаша.

-Мерка-клетка более точная т.к. её размер у всех одинаковый.

Точность измерения зависит от мерки измерения.

3

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Знакомство  со старинными  мерами длины:  локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень, а так же: фут, дюйм. Объяснение выражений: «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу», «Пишешь аршинными буквами» на основе слайдовой презентации.

Постановка учителем цели.   

-Сегодня  мы узнаем, какими старинными мерками длины пользовались люди.

Формирование учебно-познавательного интереса  к предмету.

4

Актуализация знаний в процессе его по мере необходимости

Эвристическая беседа по пройденному материалу.              - Давайте вспомним,  какими мерками мы пользовались на предыдущем уроке?

Как вы думаете с помощью каких частей тела можно измерять?

Какая мерка более точная?

Учащиеся вступают в диалог и  с помощью условных обозначений  называют мерки:

*«на глаз», наложением, клетка - мерка, палочкой, шагами

- Мерка с постоянной величиной: клетка, палочка.

Сравнивают мерки - разные. Делают вывод: мерки должны быть одинаковы

5

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Показать и рассказать о старинных мерах измерений с помощью слайда.

Знакомство  со старинными  мерами длины:  локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень, а так же: фут, дюйм. Объяснение выражений: «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу», «Всяк на свой аршин мерит»

Беседа по слайдовой презентации. Приложение 2 Слайд 1

- Многие меры длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может пользоваться в любых условиях. Слайд 2

-В Древней Руси измеряли с помощью шага, сажени, локтя, аршина.

-Какая мера вам уже известна?

Слайд 3

-В Англии использовали дюйм, фут, ярд.

Слайд 4

-Это было очень неудобно,  затрудняло торговлю и обмен полученных знаний.

Слайд 5

- Используемые меры были неточными т.к. у разных людей и пальцы, и шаги разные.

-Давайте измерим ладошки путём наложения.

Одинаковые ли они по размеру?

Слайд 6.

Так появилась поговорка:

«Всяк  на свой аршин мерит».

Слайд7

Про больших и сильных людей говорят: «В плечах косая сажень».

Слайд 8

На Руси было два вида сажень: маховая и косая

-Давайте покажем какая у вас сажень в плечах. Точная ли эта мера длины сделайте вывод? Слайд 9

Для измерения часто пользовали верхнюю часть пальца - вершок.

- В какой сказке: «Жил-был маленький мальчик, ростом он был с пальчик»?

Слайд 10

Расстояние между большим указательным пальцем называлось «пядью»

Слайд 11

«Семь пядей во лбу» - так говорят об умном человеке.

-Давайте посмотрим друг на друга и найдём у кого самый большой лоб.

Слайд 12

В Англии есть мера длину дюйм. Подберите родственное слово.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и представим её рост

Что можно измерять такими мерками?

Дети активно включаются в процесс изучения мер длины с практическим применением знаний

- Шагами

Работа в паре.

Учащиеся измеряют ладошки путём наложения  друг на друга.

- Нет.

У доски 2 ученика и сравнивают длину «сажени» и делают  о неточности измерения длины. Размах  рук  у всех разный.

- Русская  народная сказка «Мальчик с пальчик»

Учащиеся рассматривают друг друга и оцениваю самый большой лоб.

Просмотр кадров из мульт. фильма о Дюймовочке.

-Можно  длину цветов, длину ручки, пенала

Формирование учебно-познавательного интереса  к предмету.

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Применение теоретических знаний  при выполнении практической работы.

Организация  практической работы.

-Давайте  выполним практическую  работу по измерению предметов.

Работа с учебником с.11  №4 (А.Л.Чекин. Математика. 1 класс Ч.2).

Практическая работа (работаем в парах).

*Измерьте длину пенала с помощью большого пальца руки. Точная ли эта мера?

*Измерьте длину учебника в  «пядях»

Организация проверки измерения.

-При сравнении точны ли ваши измерения? Почему? Сделайте вывод.

Инструктаж  индивидуальной практической  работы

-Особенную работу по измерению длины я дам 2 ученикам. Они помогу измерить ладошками Маши и Мишка длину ленты.

-У кого длиннее  по результатам получилась лента? Почему?

Практическая работа по измерению предметов  в паре и сравнение результатов.

Учащиеся озвучивают свои результаты.

т.к. длина пальцев у всех разная, поэтому и длина у всех разная .

Индивидуальная работа у доски: выдаётся маленькая и большая ладошка Учащиеся измеряют длину ленты и приходят к выводу, что у Маши лента больше.

-У Маши -  12 ладошек, а у Мишки -5.

У Мишки ладошка больше, чем у Маши.

Научиться измерять длину предметов разными мерками

7

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами

Составление плана практической работы.

Работа в учебнике. №4 стр.11.

- Внимательно прочитайте задание

-Измерьте и заштрихуйте полоску длиной в 5 больших пальцев.

-Сравните полученные полоски. сделайте вывод.

Выполнение  работы в соответствии предложенного учителем  плана.

*чтение;

*измерение;

*штриховка;

*сравнение.

-Сравнивая длины полученных  полосок  видим, что чем длиннее палец, тем длиннее полоска.

Формирование умения  на практике действовать по намеченному  плану.

8

Динамическая пауза

Снятие напряжения и переключение внимания.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько станем на носочках.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя слова и движения за учителем

Умение проговаривать  и согласовывать движения.

9

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Формирование способа деятельности.

Наблюдение за ходом работы и консультация по мере необходимости  Самостоятельная работа. (Приложение 3.)

*Раскрась полоску длиной 3 вершка.

*Измерь длину полоски с помощью «пяди» и запиши.

*Измерь ширину парты в «локтях» и запиши

Руководство деятельностью по результатам работы и  плану.

Выполнение  практической  работы и самопроверка с образцом на доске.

Учащиеся зачитывают результаты  работы.

Умение применять полученные знания на практике.

10

Рефлексия деятельности

Оценка деятельности всего класса и каждого ученика.

Словесная оценка  по  работе на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Назови самую маленькую старинную меру длины.

- Где вы можете применить данные знания?

- Что бы вы хотели еще измерить?

- Что у вас получилось измерять лучше всего?

-  В чём испытали затруднения?

Что помогло?

- С помощью каких мер понравилось измерять?

Перечисляют, что же нового узнали на уроке.

МЫ         узнали

научились   смогли

Оценка      своей деятельности с помощью рисунка.

Рисуют смайлик (на выбор)

Формирование способности к самооценке на основе успешной учебной деятельности.

11

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Получение информации об уровне усвоения материала для последующей корректировки

Давайте поиграем в игру

«Да-Нет»

Хлопаем, если услышите знакомую меру длины:

ведро, шаг(+),голова, локоть(+),палка(+),пальцы(+),

нога(+),конфета ,гриб, вершок(+),сажень(+).

Учащиеся хлопают, услышав меру длины

ведро, шаг(+),голова, локоть(+),палка(+),пальцы(+),нога(+)конфета, гриб,вершок(+),сажень(+)

Умения различать меры длины, выделять их из речи.

12

Домашнее задание

Рассказать родителям о старинных мерах длины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63901. Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей 20.83 KB
  В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой либо из 3 национальностей китайцы корейцы японцы и отметить период знакомства указать в 10 летнем периоде или выбрать пункт никогда не сталкивался.
63902. Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход 36 KB
  Случается ли в бытии человека такая настроенность которая подводит его к самому Ничто и отвечает Ужас приоткрывает Ничто Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность Мы всё же возьмём ужас...
63903. Трансгрессия глобальной системы международно-правового регулирования 65.5 KB
  Основой глобального права может быть только международное право которое уже приобрело некоторые черты универсального регулятора. Глобализация это состояние мировой экономической системы охватывающей весь спектр человеческой деятельности происходящей от углубленной...
63904. Экономические условия трансформации социокультурного пространства. Доверие в экономике: миф или реальность 63 KB
  Выделяя общественные индивидуальные и самобытные отношения автор рассматривает доверие как феномен изначально характерный для индивидуальных отношений. Однако сегодня доверие становится неотъемлемой частью экономики так как с одной стороны наличие доверия...
63905. Эгоизм как общественная проблема в период социально-культурных трансформаций 25.51 KB
  Проблема эгоистичного устройства общества стояла перед человечеством с возникновением первых цивилизаций. Для нашего рассуждения мы выбирали именно эти произведения так как они относятся к одной и той же эпохе описывают одну и ту же социальную реальность...
63906. Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте 44 KB
  Стереотипы плотно окутали общество они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. Так уж сложилось что такие стереотипы в обществе существовали и будут существовать всегда.
63907. Теоретико-методологические проблемы социального контроля 16.08 KB
  Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации складывается ряд новых структур функционирование которых невозможно обеспечить...
63908. Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект 48 KB
  По национальному составу: большинство респондентов 663 идентифицируют себя с русскими 87 респондентов указали что являются бурятами 14 татарами. Выявлено следующее: 45 респондентов считают что знаю что такое экстремизм еще 415 полагают что знаю но не уверены правильно ли.
63909. Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России 45.5 KB
  На мой взгляд эта фраза как бы подчеркивает то что одно поколение не способно перенять все ценности взгляды правила другого поколения. Как правило между поколениями есть возрастная разница в 2025 лет. Ведь несмотря на то что преемственность между поколениями не бывает...