84354

Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами развитие глазомера внимания памяти.

Русский

2015-03-18

5.24 MB

9 чел.

1.Тема урока: Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины.

2.Предмет: Математика

3.Класс: 1

4.Автор: Девяткина Ольга Борисовна, учитель начальных классов

5.Образовательное учреждение: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82»

6.Город/муниципальный район: Омск, САО

 7.Краткое описание Урок разработан в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями              новых образовательных стандартов.

8.Тип урока: Комбинированный

9. Форма организации: Урок - практикум

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: Формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; развитие навыка самостоятельной работы и самоконтроля.

Метапредметные результаты: Упражнять в умении высказывать предположения, развивать коммуникативные навыки, воспитывать умения вести учебный диалог.

Предметные результаты: Продолжить формирование  умений  измерять и сравнивать длину предметов различными  мерами длины, закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами, развитие глазомера, внимания, памяти.

Регулятивные результаты: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей.

11. Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия на основе нового учебного материала (старинные меры длины: локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень,  дюйм)

12. Задачи  урока:  освоить умение измерять длины предметов различными мерками;  создать условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий (сравнение математических объектов), применять освоенные способы действий и полученные знания в школе и дома.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

1

Организационный момент

Создание положительной обстановки

Настрой на работу.                     

- Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Подарите свою улыбку однокласснику.

Настраиваются, улыбаются и концентрируются на  работу.

Готовность к работе на уроке и положительный настрой.

2

Актуализация знаний учащихся.

Уточнить имеющиеся у детей представления о мерах измерения предметов.

Беседа по пройденному материалу.

-Дома вы измеряли длину учебника с помощью  мерки-клетки и карандаша. Сделайте вывод, какая мерка была более точная и почему?

Участие в диалоге.

-Получилось-56 клеток и 3,4 карандаша.

-Мерка-клетка более точная т.к. её размер у всех одинаковый.

Точность измерения зависит от мерки измерения.

3

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Знакомство  со старинными  мерами длины:  локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень, а так же: фут, дюйм. Объяснение выражений: «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу», «Пишешь аршинными буквами» на основе слайдовой презентации.

Постановка учителем цели.   

-Сегодня  мы узнаем, какими старинными мерками длины пользовались люди.

Формирование учебно-познавательного интереса  к предмету.

4

Актуализация знаний в процессе его по мере необходимости

Эвристическая беседа по пройденному материалу.              - Давайте вспомним,  какими мерками мы пользовались на предыдущем уроке?

Как вы думаете с помощью каких частей тела можно измерять?

Какая мерка более точная?

Учащиеся вступают в диалог и  с помощью условных обозначений  называют мерки:

*«на глаз», наложением, клетка - мерка, палочкой, шагами

- Мерка с постоянной величиной: клетка, палочка.

Сравнивают мерки - разные. Делают вывод: мерки должны быть одинаковы

5

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Показать и рассказать о старинных мерах измерений с помощью слайда.

Знакомство  со старинными  мерами длины:  локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень, а так же: фут, дюйм. Объяснение выражений: «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу», «Всяк на свой аршин мерит»

Беседа по слайдовой презентации. Приложение 2 Слайд 1

- Многие меры длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может пользоваться в любых условиях. Слайд 2

-В Древней Руси измеряли с помощью шага, сажени, локтя, аршина.

-Какая мера вам уже известна?

Слайд 3

-В Англии использовали дюйм, фут, ярд.

Слайд 4

-Это было очень неудобно,  затрудняло торговлю и обмен полученных знаний.

Слайд 5

- Используемые меры были неточными т.к. у разных людей и пальцы, и шаги разные.

-Давайте измерим ладошки путём наложения.

Одинаковые ли они по размеру?

Слайд 6.

Так появилась поговорка:

«Всяк  на свой аршин мерит».

Слайд7

Про больших и сильных людей говорят: «В плечах косая сажень».

Слайд 8

На Руси было два вида сажень: маховая и косая

-Давайте покажем какая у вас сажень в плечах. Точная ли эта мера длины сделайте вывод? Слайд 9

Для измерения часто пользовали верхнюю часть пальца - вершок.

- В какой сказке: «Жил-был маленький мальчик, ростом он был с пальчик»?

Слайд 10

Расстояние между большим указательным пальцем называлось «пядью»

Слайд 11

«Семь пядей во лбу» - так говорят об умном человеке.

-Давайте посмотрим друг на друга и найдём у кого самый большой лоб.

Слайд 12

В Англии есть мера длину дюйм. Подберите родственное слово.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и представим её рост

Что можно измерять такими мерками?

Дети активно включаются в процесс изучения мер длины с практическим применением знаний

- Шагами

Работа в паре.

Учащиеся измеряют ладошки путём наложения  друг на друга.

- Нет.

У доски 2 ученика и сравнивают длину «сажени» и делают  о неточности измерения длины. Размах  рук  у всех разный.

- Русская  народная сказка «Мальчик с пальчик»

Учащиеся рассматривают друг друга и оцениваю самый большой лоб.

Просмотр кадров из мульт. фильма о Дюймовочке.

-Можно  длину цветов, длину ручки, пенала

Формирование учебно-познавательного интереса  к предмету.

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Применение теоретических знаний  при выполнении практической работы.

Организация  практической работы.

-Давайте  выполним практическую  работу по измерению предметов.

Работа с учебником с.11  №4 (А.Л.Чекин. Математика. 1 класс Ч.2).

Практическая работа (работаем в парах).

*Измерьте длину пенала с помощью большого пальца руки. Точная ли эта мера?

*Измерьте длину учебника в  «пядях»

Организация проверки измерения.

-При сравнении точны ли ваши измерения? Почему? Сделайте вывод.

Инструктаж  индивидуальной практической  работы

-Особенную работу по измерению длины я дам 2 ученикам. Они помогу измерить ладошками Маши и Мишка длину ленты.

-У кого длиннее  по результатам получилась лента? Почему?

Практическая работа по измерению предметов  в паре и сравнение результатов.

Учащиеся озвучивают свои результаты.

т.к. длина пальцев у всех разная, поэтому и длина у всех разная .

Индивидуальная работа у доски: выдаётся маленькая и большая ладошка Учащиеся измеряют длину ленты и приходят к выводу, что у Маши лента больше.

-У Маши -  12 ладошек, а у Мишки -5.

У Мишки ладошка больше, чем у Маши.

Научиться измерять длину предметов разными мерками

7

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами

Составление плана практической работы.

Работа в учебнике. №4 стр.11.

- Внимательно прочитайте задание

-Измерьте и заштрихуйте полоску длиной в 5 больших пальцев.

-Сравните полученные полоски. сделайте вывод.

Выполнение  работы в соответствии предложенного учителем  плана.

*чтение;

*измерение;

*штриховка;

*сравнение.

-Сравнивая длины полученных  полосок  видим, что чем длиннее палец, тем длиннее полоска.

Формирование умения  на практике действовать по намеченному  плану.

8

Динамическая пауза

Снятие напряжения и переключение внимания.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько станем на носочках.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя слова и движения за учителем

Умение проговаривать  и согласовывать движения.

9

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Формирование способа деятельности.

Наблюдение за ходом работы и консультация по мере необходимости  Самостоятельная работа. (Приложение 3.)

*Раскрась полоску длиной 3 вершка.

*Измерь длину полоски с помощью «пяди» и запиши.

*Измерь ширину парты в «локтях» и запиши

Руководство деятельностью по результатам работы и  плану.

Выполнение  практической  работы и самопроверка с образцом на доске.

Учащиеся зачитывают результаты  работы.

Умение применять полученные знания на практике.

10

Рефлексия деятельности

Оценка деятельности всего класса и каждого ученика.

Словесная оценка  по  работе на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Назови самую маленькую старинную меру длины.

- Где вы можете применить данные знания?

- Что бы вы хотели еще измерить?

- Что у вас получилось измерять лучше всего?

-  В чём испытали затруднения?

Что помогло?

- С помощью каких мер понравилось измерять?

Перечисляют, что же нового узнали на уроке.

МЫ         узнали

научились   смогли

Оценка      своей деятельности с помощью рисунка.

Рисуют смайлик (на выбор)

Формирование способности к самооценке на основе успешной учебной деятельности.

11

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Получение информации об уровне усвоения материала для последующей корректировки

Давайте поиграем в игру

«Да-Нет»

Хлопаем, если услышите знакомую меру длины:

ведро, шаг(+),голова, локоть(+),палка(+),пальцы(+),

нога(+),конфета ,гриб, вершок(+),сажень(+).

Учащиеся хлопают, услышав меру длины

ведро, шаг(+),голова, локоть(+),палка(+),пальцы(+),нога(+)конфета, гриб,вершок(+),сажень(+)

Умения различать меры длины, выделять их из речи.

12

Домашнее задание

Рассказать родителям о старинных мерах длины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7763. Дидактическая система развивающего обучения 63 KB
  Дидактическая система развивающего обучения. Из истории становления развивающего обучения Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет...
7764. Сущность личностно-ориентированного образования школьников 59.76 KB
  Сущность личностно-ориентированного образования школьников. Сущность личностно-ориентированного образования в школе (определение, цель, принципы) Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумуляти...
7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...
7769. Педагогика. Краткий терминологический словарь 52 KB
  Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...
7770. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов 87 KB
  Тема: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности. Ход урока. Орган...
7771. Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога 36 KB
  Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога Перебудова вищої школи передбачає виведення вищої освіти на світовий рівень, а тому розглядає багато проблем, серед яких важливе місце належить проблемі формування висококвалі...