84356

Нации и межнациональные отношения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока комбинированный Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения и воспитания развитие ключевых компетентностей учащихся; проблемного обученияпроблемный вопрос: стихотворение Кострова; дебаты Этническое многообразие богатство или беда России...

Русский

2015-03-18

75 KB

14 чел.

ГБОУ СОШ с. Бузаевка м.р. Кинельский Самарская область

План - конспект урока в 8классе

КУРС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока:

Нации и межнациональные отношения

Автор: Н.Н. Михальченко,

учитель обществознания высшей категории

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Самарский регион - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный

Используемые технологии:

- личностно - ориентированного обучения и воспитания (развитие ключевых компетентностей учащихся);

- проблемного обучения(проблемный  вопрос: стихотворение Кострова);

- дебаты («Этническое многообразие - богатство или беда России?»);

- обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, мультимедийная презентация «Нации и межнациональные отношения».

Ход урока:

  1.  Организация класса. Проверка готовности к уроку.
  2.  Чтение стихотворения. Определение проблемы (Приложение1)

3.А) Социальная структура общества предполагает деление общества на различные группы. Разновидностью социальных общностей являются ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ  (В тетрадь тема и определение ЭО) 

I. Этнические общности.

Этническая (от греч. Ethnos – народ) общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей(рот, племя, народность, нация), обладающих самосознанием и исторической памятью, общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, сознанием единства и отличия от других подобных образований.

К этносам причисляют племена, народности и нации.

 Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса – народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.

 Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадались на более мелкие части, из них постепенно формировались новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся в последствии три самостоятельных этноса – русских, украинцев и белорусов.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

 Нации – исторически сложившаяся общность людей, для которых характерна общность экономической жизни, языка, территории, культуры.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку.

 Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации.

Мы уже с вами сказали, что нация – это общность людей, которые имеют общие черты, признаки.

 

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей и племен. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 230 государств.

Нетрудно сообразить, что нации и народностей намного больше, чем государств мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными; в некоторых их них живут десятки и сотни народов.

Ярким примером многонационального государства является наша страна  На территории Российской Федерации проживает около 130 национальностей. Самой многочисленной нацией являются русские – это государствообразующая нация и русский язык признан государственным языком, языком межнационального общения на территории России.

 Задание 1.

Давайте вместе вспомним, какие народы считают Россию своей Родиной.

На экране карта России, разместите нации, которые на территории России имеют свою республику.

Молодцы.

Задание 2.

Спорят два друга. Один из спорящих считает, что в XIIв. национальные традиции ушли в историю. Одежда, бытовая техника, фильмы, офисы, дома, города становятся похожими во всем мире. Его оппонент возражает: национальные традиции будут сохраняться во все времена в обрядах, народной мудрости.

 Кого и почему вы поддерживаете?

Национальные традиции

сохраняются

Национальные традиции

исчезают

II. Межнациональные отношения.

Этносы, сформировавшись на одной территории, часто перемещаются, вступая в контакт с одним или несколькими народами. Независимо от того, перемещаются народы, и племена из одной части земли в другую или остаются на одном месте, они неизбежно вступают между собой в особый тип социальных отношений, которые называются межнациональными.

Межнациональные отношения включают две разновидности:

  •  отношения между разными национальностями внутри одного государства;
  •  отношения между разными нациями – государствами.

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в разных регионах России появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Проявление симптомов нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. нередки случаи убийства человека только потому, что он другой национальности.

В русском языке очень много пословиц и поговорок о мире и дружбе.

Например. Плохой мир лучше доброй ссоры. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Однако не все считают именно так.

 Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры как неправильные, низкие, неэстетические.

Существует и другое понятие.

 Национализм – идеология основу, которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939 -1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между нациями, выраженная через взаимные претензии открытым противостоянием этносов, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

 

Задание 3.

Чаша конфликтов. Попробуйте назвать причины межнациональных конфликтов. Перед вами текст, в котором вы можете найти основные причины этнических конфликтов. Самостоятельно попробуйте найти пути решения межнациональных конфликтов.

На экране. (вместе с ответами ребят)

Причины межнациональных конфликтов.

  •  ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;
  •  ущемление прав данного этноса;
  •  из – за насильственного удержания народа в составе другого государства
  •  ущемление достоинства личности.

Ответы детей. Пути решения межнациональных конфликтов.

Задание 4. Придумайте текст рекламного ролика или агитационного плаката, призывающих к дружбе между людьми разных национальностей.

III. Закрепление изученной темы.

Задание 5.

Перед вами кластер. Какие ассоциации у вас возникают со словом нация, впишите в пустые овалы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Иван, не помнящий родства (В. Костров)

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ –

Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести.

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

Не уродство,

Не тать – рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.


ЭТНОС

ПЛЕМЯ

НАРОДНОСТЬ

НАЦИЯ

СОЛИДАР-

НОСТЬ

ЦЕННОС-

ТИ

ПРИВЫЧ-

КИ

РЕЛИ-

ГИЯ

ЕДИНАЯ

РАСА

ЯЗЫК

ПРИЗНАКИ

НАЦИИ

Межнацио-

нальные

отношения

внутри одного

государства

между

нациями-

государствами

Н  а  ц  и  я


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17156. Сума, добуток, похідна, інтеграл в Maple 56.5 KB
  Лекція №27 Тема: Сума добуток похідна інтеграл в Maple. План Активна та пасивна форма команд. Команди диференціювання. Інтегрування виразів. Limit функції. Для деяких команд існують дві форми: активна і пасивна. У разі виклику активної форми команд
17157. ОС та їх оточення 66.5 KB
  Тема: ОС та їх оточення. План ОС на світовому ринку Поняття операційної системи Функції Еволюція операційних систем й основні ідеї Пакетний режим Поділ часу й многозадачность Поділ повноважень Реальний масштаб часу Файлов
17158. Вірус. Антивірусні програмні засоби 63.5 KB
  Тема: Вірус. Антивірусні програмні засоби. 1 .План заняття. Група 1ПМ0_Дата: 0_.0_.0_ Кількість студентів за списком 20Аудиторія: 317 Пара ІІ Тема. €œВірус. Антивірусні програмні засоби. € Мета: методична: вдосконалити методику проведення семінарського за
17159. Введення в курс кібернетики. Основні поняття 50 KB
  Лекція 1.Тема. Введення в курс. Основні поняття План 1. Основні системні поняття 2. Класифікація систем. 3. Динаміка системи 4. Кібернетичне моделювання Основні системні поняття Кібернетиканаука про загальні закономірності процесів керування та п...
17160. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості 70 KB
  Лекція 2.Тема. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості. План 1. Лінійні динамічні системи. 2.Диференційне рівняння системи. 3.Передатна функція. Її властивості. Лінійні динамічні системи. Динамічн...
17161. Імпульсна перехідна, одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи 122 KB
  Лекція 3. Тема. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи. План 1. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. 2. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи...
17162. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова, Гурвіца 79.5 KB
  Лекція 4. Тема. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова Гурвіца. План 1. Поняття та умови стійкості. 2. Критерій стійкості Михайлова 3. Критерій стійкості Гурвіца. У процесі роботи системи автоматичного регулювання піддаються різним впливам щ
17163. Керування системами: введення категорій, терміни, означення 116 KB
  Лекція 5. Тема. Керування системами: введення категорій терміни означення. План 1.Поняття керування 2.Схема керування 3.Способи керування 4.Завдання керування 5.Використання ЕОМ в процесі керування 1.Поняття керування Керування це такий вхідний впл...
17164. Стохастичні системи 59.5 KB
  Лекція 6. Тема. Стохастичні системи. План 1.Поняття стохастичної системи. 2. Моделювання випадкових процесів з дискретним часом. 3. Марковська апроксимація випадкових процесів. 1.Поняття стохастичної системи. Динамічна система називається стохастичною я...