84364

Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Русский

2015-03-18

41 KB

16 чел.

Урок развития речи в 3-м (во 2-м) классе по теме: «Текст – повествование. Изложение по рассказу

В. Бианки «Купание медвежат»

 

Цели урока:

- познакомить со структурой повествовательного текста;

- обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся;

- использовать в речи точный, образный язык;

- развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- презентация;

- индивидуальные карточки со словами для справок.

Ход урока

  1.  Тема урока. Постановка целей.

– Сегодня мы будем писать изложение по поставленным нами вопросам к тексту.

  1.  Подготовительная работа.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.  Медведь.  (Картинка-слайд)

- Докажите.

- Что вы знаете об этих красивых животных?

- Чем медведь отличается от других животных?

- Где живёт? Чем питается?

- Как медведи готовятся к зиме?

Дополнительный материал.

      В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Живут они и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоёмами. Бурые медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

      Осенью зверю приходиться заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь не накопит достаточно жира осенью, он не ляжет в берлогу, и всю зиму будет ходить злой и голодный. Такие «шатуны» опасны. Медведица ложиться в берлогу с прошлогодними медвежатами. Они помогают ей следить за новыми малышами, которые появляются на свет в январе – феврале.

      Весной медвежий аппетит куда больше волчьего. Говорят, что зимой медведь «лапу сосёт». Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву.

      Бурые медведи хорошо поддаются дрессировке, поэтому мы часто можем встретить их в цирке.

  1.  Чтение текста.

– Прочитайте рассказ, подумайте, как можно его озаглавить.

      Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

      Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

      Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

      Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

      Мать догнала его, надавала шлепков, а потом -  в воду, как первого.

      Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежала их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

- Как вы думаете, как В. Бианки назвал свой рассказ?

- Какая главная мысль этого рассказа?

- Докажите, что это текст?

- Продолжим работу над текстом.

  1.  Анализ текста.

- О чём говориться в тексте?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить, объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину?

- Кто вышел на берег реки? Как автор описывает медвежат?

- Как вы понимаете предложение: «Схватила одного медвежонка зубами за шиворот»?

- Как вы думаете, почему медвежонок визжал и барахтался?

- Как вы понимаете выражения: «выполоскала его», «пустился удирать»? Как можно сказать по - другому?

- Почему мать догнала малыша и ещё отшлёпала?

- Почему, очутившись на земле, медвежата остались довольны купанием?

- Чем всё закончилось?

- Как вы представили себе эту картину? Какой можно сделать вывод?

Вывод:

      В рассказе есть начало события, развитие и конец события. Текст – повествование сообщает нам о том, что случилось и  произошло.

 

Появляется запись:

Текст – повествование включает:

- начало

- основную часть

- заключение.

  1.  Орфографическая подготовка.

На карточках записаны слова из текста с пропущенными орфограммами. Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют написание.

Карточка: …хотник, бер…гом, вдру…, м…дведица, м…в…жонка, …дного, х…р…шенько;

из ч…щи, за ш…ворот, в реч(?)ку, оч…тивш…сь, освеж…ла;

зн…комый, л…сной, р…ки, на дер…во, б…льшая, в…сёлых, схв…тила, в…зжал, в в…де, хор…шенько, х…лодной, шл…пков, на з…мле, осв…жила, д…мой;

вле…, на бере…, в шу…ках, сле…;

шёл, барахтался,  не выполоскала, ванны, удирать, довольны, лохматых, опять, снова, пошёл.

  1.  Чтение и пересказ текста по частям.

Перед пересказом можно подобрать опорные слова и словосочетания (для 2-го класса).

Громкий треск сучьев, испугался.

Схватила за шиворот, давай окунать.

Визжал и барахтался, не выполоскала.

Испугался, пустился удирать.

Надавала шлепков.

Очутившись, довольны, знойный, жарко, в густых лохматых шубках, освежила, скрылись.

Слушая пересказ детей, следует обратить внимание на построение предложений, на слова, которые использует автор, чтобы избежать повторения.

  1.  Физкультминутка.

  1.  Повторное чтение рассказа.

- Как будете писать каждую часть изложения?

- Прочитайте ещё раз внимательно рассказ, обращая внимание на знаки препинания.

9. Написание изложения.

- О чём нельзя забывать при написании рассказа? (Писать каждую часть с красной строки.)

С учётом возможностей учащихся текст может быть записан целиком или по частям с повторным чтением каждой части.

10. Редактирование текста.

- Прочитайте написанное. Получился ли у вас рассказ?

После выполнения работы дети могут проверить написание некоторых слов по тексту.

- Проверьте знаки препинания.

11. Итог урока.

- Чему учились сегодня?

- Как достигли целей, поставленных на уроке?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59942. Путешествие по океану орфографических знаний 3.68 MB
  Цели: закрепить знания о правописании слов с парными согласными работа со словарными словами знакомство с новыми словами развивать речь память логическое мышление воспитывать чувство дружбы взаимовыручки прививать интерес к русскому языку...
59945. Внеклассного мероприятия «Вокруг Пушкина» 77 KB
  Весь путь Пушкина в бессмертие в жизнь после смерти был озарён Божественным светом любви и добра. В это новое учебное заведение родители Пушкина Сергей Львович и Надежда Осиповна решили отдать сына.
59947. Спортивный поезд 35 KB
  В какой игре пользуются самым легким мячом Варианты ответов: а в волейболе б в баскетболе в в регби г в настольном теннисе. Как обозначается эмблема Олимпийских игр Варианты ответов: а пять переплетенных колец б семь переплетенных колец в ромб г квадрат.
59949. Внимание. Свойства внимания 50 KB
  Свойства внимания. ЦЕЛИ: обучающие: сформировать представление о внимании; изучить виды и свойства внимания; изучить методы определения внимания. Оборудование и материалы: Карта Страны Я; таблицы Виды и свойства внимания; индивидуальные карточки; карточки для выполнения практической работы. это я Что вам помогло отыскать этого человека Вид внимания которое зависит от нашей воли и сознания возникает в результате сознательно поставленной цели и...