84364

Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Русский

2015-03-18

41 KB

11 чел.

Урок развития речи в 3-м (во 2-м) классе по теме: «Текст – повествование. Изложение по рассказу

В. Бианки «Купание медвежат»

 

Цели урока:

- познакомить со структурой повествовательного текста;

- обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся;

- использовать в речи точный, образный язык;

- развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- презентация;

- индивидуальные карточки со словами для справок.

Ход урока

  1.  Тема урока. Постановка целей.

– Сегодня мы будем писать изложение по поставленным нами вопросам к тексту.

  1.  Подготовительная работа.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.  Медведь.  (Картинка-слайд)

- Докажите.

- Что вы знаете об этих красивых животных?

- Чем медведь отличается от других животных?

- Где живёт? Чем питается?

- Как медведи готовятся к зиме?

Дополнительный материал.

      В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Живут они и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоёмами. Бурые медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

      Осенью зверю приходиться заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь не накопит достаточно жира осенью, он не ляжет в берлогу, и всю зиму будет ходить злой и голодный. Такие «шатуны» опасны. Медведица ложиться в берлогу с прошлогодними медвежатами. Они помогают ей следить за новыми малышами, которые появляются на свет в январе – феврале.

      Весной медвежий аппетит куда больше волчьего. Говорят, что зимой медведь «лапу сосёт». Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву.

      Бурые медведи хорошо поддаются дрессировке, поэтому мы часто можем встретить их в цирке.

  1.  Чтение текста.

– Прочитайте рассказ, подумайте, как можно его озаглавить.

      Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

      Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

      Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

      Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

      Мать догнала его, надавала шлепков, а потом -  в воду, как первого.

      Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежала их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

- Как вы думаете, как В. Бианки назвал свой рассказ?

- Какая главная мысль этого рассказа?

- Докажите, что это текст?

- Продолжим работу над текстом.

  1.  Анализ текста.

- О чём говориться в тексте?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить, объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину?

- Кто вышел на берег реки? Как автор описывает медвежат?

- Как вы понимаете предложение: «Схватила одного медвежонка зубами за шиворот»?

- Как вы думаете, почему медвежонок визжал и барахтался?

- Как вы понимаете выражения: «выполоскала его», «пустился удирать»? Как можно сказать по - другому?

- Почему мать догнала малыша и ещё отшлёпала?

- Почему, очутившись на земле, медвежата остались довольны купанием?

- Чем всё закончилось?

- Как вы представили себе эту картину? Какой можно сделать вывод?

Вывод:

      В рассказе есть начало события, развитие и конец события. Текст – повествование сообщает нам о том, что случилось и  произошло.

 

Появляется запись:

Текст – повествование включает:

- начало

- основную часть

- заключение.

  1.  Орфографическая подготовка.

На карточках записаны слова из текста с пропущенными орфограммами. Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют написание.

Карточка: …хотник, бер…гом, вдру…, м…дведица, м…в…жонка, …дного, х…р…шенько;

из ч…щи, за ш…ворот, в реч(?)ку, оч…тивш…сь, освеж…ла;

зн…комый, л…сной, р…ки, на дер…во, б…льшая, в…сёлых, схв…тила, в…зжал, в в…де, хор…шенько, х…лодной, шл…пков, на з…мле, осв…жила, д…мой;

вле…, на бере…, в шу…ках, сле…;

шёл, барахтался,  не выполоскала, ванны, удирать, довольны, лохматых, опять, снова, пошёл.

  1.  Чтение и пересказ текста по частям.

Перед пересказом можно подобрать опорные слова и словосочетания (для 2-го класса).

Громкий треск сучьев, испугался.

Схватила за шиворот, давай окунать.

Визжал и барахтался, не выполоскала.

Испугался, пустился удирать.

Надавала шлепков.

Очутившись, довольны, знойный, жарко, в густых лохматых шубках, освежила, скрылись.

Слушая пересказ детей, следует обратить внимание на построение предложений, на слова, которые использует автор, чтобы избежать повторения.

  1.  Физкультминутка.

  1.  Повторное чтение рассказа.

- Как будете писать каждую часть изложения?

- Прочитайте ещё раз внимательно рассказ, обращая внимание на знаки препинания.

9. Написание изложения.

- О чём нельзя забывать при написании рассказа? (Писать каждую часть с красной строки.)

С учётом возможностей учащихся текст может быть записан целиком или по частям с повторным чтением каждой части.

10. Редактирование текста.

- Прочитайте написанное. Получился ли у вас рассказ?

После выполнения работы дети могут проверить написание некоторых слов по тексту.

- Проверьте знаки препинания.

11. Итог урока.

- Чему учились сегодня?

- Как достигли целей, поставленных на уроке?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19529. Пропорционально – интегрально дифференцируемый регулятор (ПИД) 1.11 MB
  Пропорционально – интегрально дифференцируемый регулятор ПИД АФХ АЧХ: ФЧХ ПИД регулятор сочетает в себе достоинства всех 3х составляющих. Высокое быстродействие П составляющей малая динамическая ошибка за счет воздействия по скорости и отсутст...
19530. Определение настроек регулятора методом расширенных частотных характеристик 1.15 MB
  Определение настроек регулятора методом расширенных частотных характеристик. При изучении условий устойчивости замкнутой системы по критерию Найквиста было отмечено что если разомкнутая система разомкнута и ее АФХ проходит через точку то замкнутая система будет...
19531. Определение настроек регулятора методом незатухающих колебаний 36.5 KB
  Определение настроек регулятора методом незатухающих колебаний. Суть метода заключается в нахождении критической настройками П – регулятора при которой в замкнутой системе устанавливаются не затухающие колебания то есть система находится на границе устойчивости. На ...
19532. Цифровая обработка сигналов. Основные понятия 608.07 KB
  Лекция 1.Цифровая обработка сигналов. Основные понятия Введение В настоящее время методы цифровой обработки сигналов digital signal processing DSP находят все более широкое применение вытесняя постепенно методы основанные на аналоговой обработке. В данном курсе рассматрива...
19533. Преобразование Фурье и обобщенные функции 641.26 KB
  2 Лекция 2. Преобразование Фурье и обобщенные функции Вспомогательные утверждения Лемма. Справедлива формула 1 Доказательство. Хотя формула 1 хорошо известна мы приведем ее доказательство поскольку она является основой многих дальнейших выкл...
19534. Восстановление дискретного сигнала 146.5 KB
  Лекция 3 Восстановление дискретного сигнала Наша цель найти необходимые условия при которых сигнал может быть восстановлен по дискретной выборке Прежде всего отметим часто часто используемый факт: Преобразование Фурье от последовательности Пусть имеется сиг...
19535. Дискретное преобразование Фурье (ДПФ) 487.85 KB
  2 Лекция 4. Дискретное преобразование Фурье ДПФ В данной лекции установим свойства дискретного преобразования Фурье аналогичные свойствам непрерывного преобразования. Как обычно преобразования типа почленного интегрирования ряда перестановки порядка с
19536. Цифровые фильтры. Основные понятия 489.7 KB
  2 Лекция 5. Цифровые фильтры. Основные понятия Цифровые фильтры являются частным случаем линейных инвариантных систем. Существенное ограничение связано с физической реализуемостью системы. Определение. Система называется физически реализуемой если сигн...
19537. Z-преобразование. Фильтры первого порядка 192.23 KB
  2 Лекция 6. Zпреобразование. Фильтры первого порядка Zпреобразование Иногда вместо преобразования Фурье используют Zпреобразование. Оно определяется формулой 1 В формуле 1 ряд является формальным если же он сходится то определяет аналитическую ф...