84364

Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Русский

2015-03-18

41 KB

11 чел.

Урок развития речи в 3-м (во 2-м) классе по теме: «Текст – повествование. Изложение по рассказу

В. Бианки «Купание медвежат»

 

Цели урока:

- познакомить со структурой повествовательного текста;

- обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся;

- использовать в речи точный, образный язык;

- развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- презентация;

- индивидуальные карточки со словами для справок.

Ход урока

  1.  Тема урока. Постановка целей.

– Сегодня мы будем писать изложение по поставленным нами вопросам к тексту.

  1.  Подготовительная работа.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.  Медведь.  (Картинка-слайд)

- Докажите.

- Что вы знаете об этих красивых животных?

- Чем медведь отличается от других животных?

- Где живёт? Чем питается?

- Как медведи готовятся к зиме?

Дополнительный материал.

      В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Живут они и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоёмами. Бурые медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

      Осенью зверю приходиться заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь не накопит достаточно жира осенью, он не ляжет в берлогу, и всю зиму будет ходить злой и голодный. Такие «шатуны» опасны. Медведица ложиться в берлогу с прошлогодними медвежатами. Они помогают ей следить за новыми малышами, которые появляются на свет в январе – феврале.

      Весной медвежий аппетит куда больше волчьего. Говорят, что зимой медведь «лапу сосёт». Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву.

      Бурые медведи хорошо поддаются дрессировке, поэтому мы часто можем встретить их в цирке.

  1.  Чтение текста.

– Прочитайте рассказ, подумайте, как можно его озаглавить.

      Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

      Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

      Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

      Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

      Мать догнала его, надавала шлепков, а потом -  в воду, как первого.

      Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежала их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

- Как вы думаете, как В. Бианки назвал свой рассказ?

- Какая главная мысль этого рассказа?

- Докажите, что это текст?

- Продолжим работу над текстом.

  1.  Анализ текста.

- О чём говориться в тексте?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить, объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину?

- Кто вышел на берег реки? Как автор описывает медвежат?

- Как вы понимаете предложение: «Схватила одного медвежонка зубами за шиворот»?

- Как вы думаете, почему медвежонок визжал и барахтался?

- Как вы понимаете выражения: «выполоскала его», «пустился удирать»? Как можно сказать по - другому?

- Почему мать догнала малыша и ещё отшлёпала?

- Почему, очутившись на земле, медвежата остались довольны купанием?

- Чем всё закончилось?

- Как вы представили себе эту картину? Какой можно сделать вывод?

Вывод:

      В рассказе есть начало события, развитие и конец события. Текст – повествование сообщает нам о том, что случилось и  произошло.

 

Появляется запись:

Текст – повествование включает:

- начало

- основную часть

- заключение.

  1.  Орфографическая подготовка.

На карточках записаны слова из текста с пропущенными орфограммами. Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют написание.

Карточка: …хотник, бер…гом, вдру…, м…дведица, м…в…жонка, …дного, х…р…шенько;

из ч…щи, за ш…ворот, в реч(?)ку, оч…тивш…сь, освеж…ла;

зн…комый, л…сной, р…ки, на дер…во, б…льшая, в…сёлых, схв…тила, в…зжал, в в…де, хор…шенько, х…лодной, шл…пков, на з…мле, осв…жила, д…мой;

вле…, на бере…, в шу…ках, сле…;

шёл, барахтался,  не выполоскала, ванны, удирать, довольны, лохматых, опять, снова, пошёл.

  1.  Чтение и пересказ текста по частям.

Перед пересказом можно подобрать опорные слова и словосочетания (для 2-го класса).

Громкий треск сучьев, испугался.

Схватила за шиворот, давай окунать.

Визжал и барахтался, не выполоскала.

Испугался, пустился удирать.

Надавала шлепков.

Очутившись, довольны, знойный, жарко, в густых лохматых шубках, освежила, скрылись.

Слушая пересказ детей, следует обратить внимание на построение предложений, на слова, которые использует автор, чтобы избежать повторения.

  1.  Физкультминутка.

  1.  Повторное чтение рассказа.

- Как будете писать каждую часть изложения?

- Прочитайте ещё раз внимательно рассказ, обращая внимание на знаки препинания.

9. Написание изложения.

- О чём нельзя забывать при написании рассказа? (Писать каждую часть с красной строки.)

С учётом возможностей учащихся текст может быть записан целиком или по частям с повторным чтением каждой части.

10. Редактирование текста.

- Прочитайте написанное. Получился ли у вас рассказ?

После выполнения работы дети могут проверить написание некоторых слов по тексту.

- Проверьте знаки препинания.

11. Итог урока.

- Чему учились сегодня?

- Как достигли целей, поставленных на уроке?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32507. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА» 63.5 KB
  Система счисления это определенный способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. Римский способ записи чисел является примером непозиционной системы счисления а арабский это позиционная система счисления. Позиционных систем счисления существует множество и отличаются они друг от друга алфавитом множеством используемых цифр. Размер алфавита число цифр называется основанием системы счисления.
32508. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «КОМПЬЮТЕР» 142 KB
  Одна из содержательных линий базового курса информатики линия компьютера. Линия компьютера проходит через весь курс и по двум целевым направлениям: 1 теоретическое изучение устройства принципов функционирования и организации данных в ЭВМ; 2 практическое освоение компьютера; получение навыков применения компьютера для выполнения различных видов работы с информацией. Представление данных в компьютере Информация хранимая в памяти компьютера и предназначенная для обработки называется данными. Для представления всех видов данных в памяти...
32509. МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ПОНЯТИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 134.5 KB
  Основной характеристикой исполнителя с точки зрения управления является система команд исполнителя СКИ. Схема функционирования исполнителя алгоритмов Для выполнения всякой работы решения поставленной задачи исполнитель на входе получает алгоритм и исходные данные а на выходе получаются требуемые результаты. Всякая команда должна быть сформулирована так чтобы определить однозначное действие исполнителя. Работа исполнителя состоит в последовательном выполнении команд алгоритма.
32510. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ» 80 KB
  Теория и методика обучения информатики МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. Линия моделирования наряду с линией информации и информационных процессов является теоретической основой базового курса информатики. Тема натуральных моделей затрагивается лишь в самом начале в определением понятия модели и разделением моделей на материальные натурные и информационные. Важнейшим понятием в моделировании является понятие цели.
32511. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. ИНТЕРНЕТ» 81.5 KB
  Теория и методика обучения информатики МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. Содержание данного подраздела делится на две части по принципу деления компьютерных сетей на два типа: локальные сети; глобальные сети. Локальные сети. Локальные сети в зависимости от назначения и технических решений могут иметь различные структуры объединения компьютеров.
32512. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 145.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ Дистанционные олимпиады по информатике этапы их проведения. Целью проведения компьютерной дистанционной олимпиады по какомулибо предмету школьной подготовки является улучшение преподавания этого предмета. Это улучшение достигается благодаря стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью Интернеттехнологий и использования сравнительного аспекта обучения; внедрение в учебную практику новых и эффективных методов обучения; методической...
32513. ГОРОДСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ 388 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ГОРОДСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ Олимпиадная информатика . Олимпиады это тот срез в образовании который проверяет не только владение предметом но и формирует тенденции развития этого предмета определяет требования к школе через этот предмет со стороны общества то есть то что называют социальным запросом. Школьные олимпиады по информатике как по содержанию так и по методике проведения можно считать сформировавшимся явлениям. Олимпиады по информатике Олимпиады...
32514. ШКОЛЬНЫЙ САЙТ 1.04 MB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ШКОЛЬНЫЙ САЙТ Назначение и примерная структура школьного сайта На сайте Школьный сайт http: www. Информационное сопровождение сайта создание рубрик и наполнение их актуальной достоверной информацией должно производиться редакцией в состав которой должны входить как преподаватели так и учащиеся. Группы пользователей регистрация и авторизация Администрирование и информационное сопровождение сайта должно проводиться уполномоченными пользователями – администраторами редакторами.; при...
32515. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ЭТАПЫ 153.5 KB
  Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов или метод учебных проектов наряду с другими нетрадиционными методами получающий сейчас всё большее распространение. Метод проектов это совокупность учебнопознавательных приёмов которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов известный также как метод проблем возник ещё в 1920е годы в США. метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность за...