84365

Расстояние между двумя точками. Масштаб

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование понятий расстояния между точками масштаб. Метапредметные: а познавательные сформированность познавательных интересов умение работать с различными источниками информации б регулятивные понимание смысла поставленной задачи умение выполнять учебные действия...

Русский

2015-03-18

26.71 KB

3 чел.

Урок математики в 5 классе

Учитель: Филонова Галина Евгеньевна

МБОУ  «Многопрофильная языковая гимназия №4» г. Чита

 

«Расстояние между двумя точками. Масштаб» 

(урок –путешествие из Читы в Сочи)

Цель урока: формирование  понятий - расстояния между точками, масштаб.  

Задачи: 1. Создать условия для развития мышления,  логики,  познавательного интереса к предмету.

             2. Продолжить воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважение к мнению товарищей, чувства взаимопомощи и поддержки.

Планируемые результаты.

Личностные: 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

                       2. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы в спорных ситуациях.

Метапредметные: а) познавательные -  сформированность познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации,

                                 б) регулятивные -  понимание смысла поставленной задачи, умение выполнять учебные действия в соответствии с целью

                                 в) коммуникативные - сформированность умения ясно, точно грамотно излагать свои мысли, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Предметные: повторить алгоритм работы с картой по нахождению расстояния между объектами,  сформированность  способности к его практическому использованию

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал.

Ресурсы: презентация.

Ход урока.

I.Самоопредение к учебной деятельности

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с понятиями расстояния между двумя точками, длина пути,  масштаб)

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках (с понятием масштаба и расстояния между точками). А для того чтобы  лучше усвоить эти понятия  я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие  в г. Сочи. Чем знаменит этот город ? (ответы учащихся).

Сочи – столица XXII Зимних олимпийских игр. Олимпийские игры – самое яркое спортивное соревнование в мире.

Каждый знает, что перед тем как отправиться в путь, путешественники собирают свой багаж. Приступаем к подготовке путешествия. 

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания,

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия  материала: нахождение расстояния между точками, перевод с помощью масштаба

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: нахождение действительного расстояния между точками по схеме и наоборот по расстоянию находить длину отрезков на схеме.

Фронтальная работа с классом

  1.  У каждого на парте имеется схема района, в котором проживает Коля. Схема выполнена в масштабе 1:1800. На схеме изображены маршруты, по которым Коля ходит в школу и водит в детский сад свою младшую сестрёнку. Выполните необходимые измерения и заполните таблицу. (Слайд 2-3)
  2.  Какое расстояние будет на схеме с тем же масштабом, если в реальности:
  3.  от Колиного дома до ближайшего магазина 100 м;
  4.  от Колиного дома до бассейна 2 км. (Слайд 4)
  5.  Ребята, ответьте на вопросы (слайд 5):
  6.  Можно ли назвать расстоянием тот путь, который проходит поезд от Читы до Сочи?
  7.  Если из Читы в Сочи  ехать  на автомобиле, будет ли этот путь расстоянием между этими городами?
  8.  Из Читы в Сочи  можно добраться на самолёте. Будет ли это путь являться расстоянием  между данными  городами?

Итак, мы повторили понятия необходимые нам для путешествия.

- В чем отличие между понятием длина пути  и расстояния между двумя точками.

- Длина маршрута – это длина пути или расстояние между двумя точками.

 Теперь отправляемся в путь. Наш маршрут: Чита - Сочи.

III Построение проекта решения задачи

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания,

Регулятивные: выполнение  учебного действия,  волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Что показывает масштаб? (Он показывает, во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на карте.)

– Как можно по-другому ответить на этот вопрос? (Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на карте меньше расстояния на местности, какую часть расстояние на карте составляет от расстояния на местности.)

Работа с картой.

Для чего нужен нам масштаб? На этот вопрос поможет ответить карта

(слайд 6).Давайте подумаем, как работать с картой. (Составляем памятку)

Памятка

Алгоритм работы с картой:

  1.  Проложить маршрут по карте.
  2.  Составить маршрутный лист.
  3.  Измерить расстояние между двумя точками – найденными  пунктами.
  4.  Перевести расстояние в реальные размеры с помощью масштаба (слайд 7).

Ребята, для того чтобы совершить данное путешествие необходимо разработать   маршрутный лист с указанием пунктов, через которые будет проходить наше путешествие. (Работа в парах. Выбор маршрута. Результат на доске.)

Первый этап нашего путешествия: Чита - Улан-Удэ.

Двигаемся дальше: Улан-Удэ - Иркутск

Третий этап путешествия: Иркутск - Красноярск

Четвёртый этап путешествия:  Красноярск – Новосибирск

Пятый этап: Новосибирск – Челябинск

И наконец: Челябинск - Сочи (слайд 8).

Что теперь необходимо сделать? Но если мы заезжаем в город, мы, конечно, осматриваем достопримечательности. А как лучше рассказать о том, что видел? Показать фотографии. Отчет о посещаемых городах предлагаю подготовить дома. Город выбираете сами, как представить тоже на выбор  (презентация, фильм, фотографии).

Физминутка

А теперь

Задание: найти общую длину заданного маршрута (слайд 9). Работа индивидуальная с картой, затем вносят корректировку в данные работая в парах, затем в группах.

Сколько способов можно использовать для нахождения длины маршрута. (Каждый этап отдельно, найти сумму и затем перевести, воспользоваться интернетом и т.д.)

IV Диагностика качества усвоения темы.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания,

Регулятивные: выполнение  учебного действия,  волевая саморегуляция в ситуации проверки

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Цель этапа:

Научить школьников понимать смысл поставленных задач, контролировать результат своей учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 4:

     Вот и подошло к концу наше  путешествие. Результаты на листах. Отчет групп. Какой результат? Почему такие разные?  У какой группы наиболее точные вычисления. Чем это грозит на самом деле? Как уменьшить последствия ошибки? Еще раз повторяем, что является расстоянием между точками, что такое масштаб, где понадобятся эти знания.

V Рефлексивная деятельность

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания,

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации проверки

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Цель этапа:

Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью, адекватно определять уровень усвоения материала, оценивать результат учебной деятельности

Организация учебного процесса на этапе 5:

Какие трудности пришлось преодолеть и что вы приобрели, преодолевая трудности? (узнали много нового о работе с картой, проявили смекалку, рассуждали, применяли свои знания на практике). Заполните листы самооценки (слайд 10).

Информация о домашнем задании.

Вознаграждением за ваш труд будет развитие сообразительности, смекалки.  

Творческое задание:

  1.  Наш президент собирается посетить несколько городов с визитами и провести в них различные совещания. Продолжительность одного посещения 1 сутки. Ему нужно посетить следующие города: Чита и (выберите сами 3 города). Из Сочи он вылетает на самолёте, скорость которого равна 850 км/ч,  и ему необходимо как можно скорее вернуться в Сочи. Составить последовательность посещений таким образом, чтобы поездка заняла как можно меньше времени (слайд11).
  2.  Подготовить сообщения о городах из маршрутного листа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46970. Процесс формирования институтов и их устойчивость. Особенности формирования неформальных институтов 49.84 KB
  Теория поведения потребителя в рыночной экономике. Потребительское поведение общая и предельная полезности закон убывающей предельной полезности Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд общих черт: спрос потребителя зависит от уровня его доходов влияющих на размер личного бюджета потребителя; каждый потребитель стремится получить за свои деньги все что можно т. максимизировать совокупную полезность; средний...
46971. Романтизм 19 век 50 KB
  XIX века унаследовал от эпохи Просвещения внимание к проблеме воспитания и образования. в крупнейших странах Европы развивается система среднего образования которое являлось привилегией имущих классов. Осуществляются образовательные реформы в ходе которых создаются национальные системы образования. На повестку дня выносятся вопросы управления школьной системой взаимоотношения образования и религии школы и Церкви права личности на образование структуры и содержания школьного образования.
46972. Свариваемость сталей. Группы 50.5 KB
  Группы Способность стали к образованию качественного сварного соединения называют свариваемостью которая определяется внешними и внутренними факторами. По свариваемости стали подразделяют на четыре группы: 1 хорошая свариваемость; 2 – удовлетворительная свариваемость; 3 ограниченная свариваемость; 4 – плохая свариваемость. К Первая группа – хорошо сваривающиеся стали у которых Сэкв не более 025. Эти стали при обычных способах сварки не дают трещин сварка таких сталей выполняется без предварительного и сопутствующего подогрева без...
46973. Система методов государственного управления 50.5 KB
  Система методов государственного управления Основные вопросы: Понятие метода управления. Понятие метода управления. Осуществление управленческого воздействия предполагает наличие у субъекта – органа управления или должностного лица – знания о возможностях и границах воздействия его формах и средствах. Использование методов управления которые апробированы в опыте иных организаций и органов управления предполагает достаточную степень определенности в знании и понимании особенностей применения методов воздействия.
46974. СУЩНОСТЬ ТИПИЗАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ 50.66 KB
  При всем многообразии деталей машиностроительного производства среди них можно обнаружить большое количество деталей аналогичной конфигурации близких по точности материалам требованиям предъявляемым к качеству обработки их основных поверхностей а также сравнительно мало отличающихся по размерам. язя Типизация технологических процессов может производиться по грем направлениям: 1 обработки отдельных поверхностей; 2 обработки отдельных типовых сочетаний поверхностей; 3 обработки заготовок. Работа по типизации технологических процессов...
46975. Модель развития PR-технологий (Джеймс Грюниг и Том Хант) 40.5 KB
  Суть ее заключается в следующем: используются любые средства для привлечения внимания общественности для оказания давления на нее. Информирование информирование общественности общественная осведомленность Д. Ее характеристики: регулярная работа со средствами массовой информации; распространение информации является главной целью PR – деятельности; информация должна быть точной и правдивой однако только позитивной негативные факты и события замалчиваются; как и первая модель информирование относится к...