84369

Греки и критяне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте Слайд 2 обратите внимание на большой остров который расположен на юге обозначенного пространства прочитайте его название о. Мы будем изучать историю народов населявших эти земли: в Греции жили греки на острове...

Русский

2015-03-18

23.31 KB

1 чел.

Методическая разработка урока

Тема урока: Греки  и критяне

Класс: 5

Образовательная технология: проблемно-диалогическая

Цель урока: познакомить с цивилизацией на острове Крит, отметить ее отличительные черты

Достижение образовательных результатов

Задачи урока

Предметные

- представить географические и природные условия Древней Греции, размещение древнейшей цивилизации на карте;

- подчеркнуть значение мифологии в древнегреческой цивилизации, сравнив ее с исторической действительностью;

- отметить достижения древнейшей цивилизации, обозначить их исторический смысл;

- учиться анализировать произведения искусства на основе алгоритма

Метапредметные

- совершенствовать умения работать с различными источниками информации;

- учиться формулировать проблему и называть пути ее решения, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение, формулировать и высказывать суждения;

- учиться оценивать свою деятельность на уроке;

- развивать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

- овладевать навыками работы в группе

Личностные

- развивать эмоциональную сферу личности;

- учиться осознавать значение мировой культуры

Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение

Ход урока:

I. Создание проблемной ситуации (прием: подводящий к теме диалог)

Мотивирующий прием:

- Мы уже познакомились  с историей многих древних государств. В копилке наших знаний – их достижения и открытия, в копилке эмоций – удивление и восхищение, в копилке умений – умения работать с различными источниками, историческими картами, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать собственную точку зрения. Мы продолжаем учиться: накапливать и применять новые знания, умения, учимся понимать, оценивать, задавать вопросы и отвечать на них.

Слайд 1

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых. 
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них. 
Они по знаку моему являются в нужде. 
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Р. Киплинг)

- Я предлагаю взять в помощники шестерых слуг и отправиться в путь – в новую удивительную страну, имя которой Древняя Греция.

- Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте (Слайд 2), обратите внимание на большой остров, который расположен на юге обозначенного пространства, прочитайте его название (о. Крит). Мы будем изучать историю народов, населявших эти земли: в Греции жили греки, на острове Крит жили критяне, значит тему можно сформулировать просто, помогите мне («Греки и критяне», Слайд 4).

- Но вот удивительно:  я нашла слова, в которых автор народ, заселивший остров Крит, называет очень интересно, эти слова я решила показать и вам. (Слайд 3). («Богоравные дети моря, они закрыли свой остров завесой морской корабельной мощи, не опасаясь нападения. Никаких следов укреплений. Прекрасные дворцы у самих гаваней, богатые города и склады, открытые морю и незащищенные с суши, наглядно говорили о силе морского народа» (И. Ефремов. Таис Афинская).

- Каким народом названы критяне?

- Как можно понять слово «богоравный»?

- Какое дополнение можно предложить  к теме урока? («Богоравные дети моря», Слайд 4)

- Зачем в таком виде мы формулируем тему урока? (Не каждый народ называют богоравным)

- Отсюда вытекает и цель изучения темы, сформулируйте ее.

II. Выдвижение версий (гипотез)

- Мы назвали критян «богоравными». Что это значит? Предположите. Как человек может сравниться с богами? (Запись версий кратко на доске)

- Как мы должны изучать тему, чтобы ответить на проблемный вопрос. Предложите план:

1. Расположение и природа Древней Греции и острова Крит.

2. Миф о Тесее и Минотавре.

3. На Древнем Крите. В лабиринте.

4. Судьба острова Крит.

III. Актуализация знаний, планирование деятельности по открытию новых знаний

- Какие материалы нам могут помочь изучить, исследовать вопросы темы? (Учебник, карта, мифы)

- И нам нужны наши умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать и т. д., не забывайте о нашей шестерке слуг.

- Вы познакомились дома с содержанием мифа о Тесее и Минотавре.

IV. Открытие новых знаний

1. Расположение и природа Древней Греции и острова Крит.

- Греция расположена на Балканском полуострове, который греки заселили более трех с половиной тысяч лет назад. Смотрите на карту (Слайд 5), а я ее озвучу, зачитав описание пейзажа – в чем его особенность?

- «Ни пустынь, ни степей. Земля, в которую то тут, то там широко врезывается море. И кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду. Прозрачный воздух и льющийся с высоты все пронизывающий и все озаряющий свет… Пейзаж страны представлялся созданием очень рассудительных и искусных богов… И вероятно поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков…(Л. Любимов. Искусство Древнего мира)

- Кто все это создал, по мнению греков, – море, острова? (Боги)

- Человек мог создать такое?

- Что же может сделать человек?

- Трудно ли будет человеку здесь, в этих природных условиях, вести хозяйственную деятельность? (климат теплый, но горы, больших и полноводных рек нет)

2. Миф о Тесее и Минотавре

Учащиеся озвучивают слайды 6-13 («фильм»), составляя коллективный рассказ (воспроизведение содержания мифа).

- Обращение к карте, показ городов (Микены, Тиринф, Пилос, Афины), определение сути зависимости от Крита, отраженной в мифе.

- Как связана реальная история Древней Греции и миф? (Отражение в названии: Эгейское море, существование дворца-лабиринта)

3. На Древнем Крите. В лабиринте

- Отправимся во дворец Минотавра (Кносский), Слайды 14-15. Что необычного в нем? Работа в группах: анализ текста (раздаточный материал, Приложение 1).

- Не только дворец уникален, но например, сосуды из глины (Слайд 16). Для чего они предназначены?

- Самыми удивительными являются росписи дворца (Слайды 17-20).

Работа в группах (помогайте друг другу, делитесь наблюдениями и впечатлениями!): на основе алгоритма-памятки (Приложение 2) анализ произведений искусства (росписи).

- Не только живопись является достижением критян, их по-особому характеризует, до нас дошли их другие достижения: корабли, письменность. Слайды 21-22.

4. Судьба острова Крит

Информация учителя (на основе учебника, слайд 23)

- Сожалеем ли мы о гибели критской цивилизации?

V. Применение новых знаний

- Можно ли назвать критян богоравными? Почему? На основании каких знаний мы пришли к такому выводу? (анализ достижений и результатов деятельности критян, их удивительной культуры, к богам их можно прировнять силой творчества, по значению достижений).

- Чьи версии подтвердились?

- Автор указывает на отсутствие укреплений на острове, почему?

- Почему в историю Древнего мира включена история государства, просуществовавшего сравнительно недолго?

VI. Рефлексия

- Помог ли проблемный вопрос в формулировке темы лучше ее понять?

- Чему вы удивлялись, восхищались?

- Что произвело самое яркое впечатление?

- Оцените свою работу на уроке по оценочной шкале (Приложение 3)

- Подберите слова из привычного для нас перечня для самооценки: «Плохо» «Совсем не плохо» «Сегодня хуже» «Сегодня лучше» «Хорошо» «Отлично!» «Превосходно!»

II. Домашнее задание

§ 24, вопросы, задания в тетради на печатной основе; творческое задание: мини-сочинение «Критяне – «богоравные дети моря».

Литература:

Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35902. Этапы развития СПО 47.5 KB
  Создание ассемблеров. Создание абсолютных и перемещающих загрузчиков. Создание описания процесса в виде контекста 4. Создание КПК.
35906. Оператор SELECT как проекция результатов реляционных вычислений. Соединение отношений (JOIN) в операторе. Виды соединений (INNER и OUTER, LEFT, RIGHT) 77 KB
  Оператор SELECT как проекция результатов реляционных вычислений. SELECT селект оператор DML языка SQL возвращающий набор данных выборку из базы данных удовлетворяющих заданному условию. При формировании запроса SELECT пользователь описывает ожидаемый набор данных: его вид набор столбцов и его содержимое критерий попадания записи в набор группировка значений порядок вывода записей и т. SELECT [Предикат] Поля FROM Таблицы [IN БазаДанных] [WHERE .
35907. Классы неорганических соединений 76 KB
  Кислотные и основные оксиды реагируют между собой образуя соли: CO2K2O = K2CO3; SiO2CO = CSiO3. Кислоты реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды: 2HClMgO = MgCl2H2O. Кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды реакция нейтрализации: H2SO4CuOH2 = CuSO42H2O. Кислоты реагируют с амфотерными гидроксидами оксидами с образованием соли и воды: 2HClZnOH2 = ZnCl22H2O.
35908. Технология Токайских вин. Изменения происходящие в ягоде при поражении ее плесневым грибом «Botrytis cinerea» (серая гниль). Их влияние на ход дальнейших технологических операций 74.5 KB
  Токай венгерское вино готовится из сортов винограда Фурминт главным образом Гарс Левелю и Мускат. Особенностью технологии токайских вин Венгрии является использование наряду с виноградом зрелым или слегка перезрелым также увяленных и заизюмленных ягод пораженных грибом Ботритис Цинереа. Считают что благодаря воздействию этого гриба в токайских винах образуются специфические букет и вкус.
35909. Местное самоуправление в странах европейского союза: особенности правового регулирования и специфика функционирования 74.5 KB
  местное самоуправление в странах европейского союза: особенности правового регулирования и специфика функционирования Регулируется Европейской хартией местного самоуправления которая принята Советом Европы 15 октября 1985 года . Прежде всего полномочия не могут предоставляться органам местного самоуправления на временной основе они должны основываться на национальном законодательстве. Таким образом компетенция органов местного самоуправления должна определяться по мере возможности Конституцией и законодательством. Органы местного...
35910. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гауса для вектора магнитной индукции 74.05 KB
  Контур с током в магнитном поле. Взаимодействие токов осуществляется через поле которое называется магнитным. Следовательно движущиеся заряды токи изменяют свойства окружающего их пространства создают в нем магнитное поле. Это поле проявляется в том что на движущиеся в нем заряды токи действуют силы.