84369

Греки и критяне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте Слайд 2 обратите внимание на большой остров который расположен на юге обозначенного пространства прочитайте его название о. Мы будем изучать историю народов населявших эти земли: в Греции жили греки на острове...

Русский

2015-03-18

23.31 KB

1 чел.

Методическая разработка урока

Тема урока: Греки  и критяне

Класс: 5

Образовательная технология: проблемно-диалогическая

Цель урока: познакомить с цивилизацией на острове Крит, отметить ее отличительные черты

Достижение образовательных результатов

Задачи урока

Предметные

- представить географические и природные условия Древней Греции, размещение древнейшей цивилизации на карте;

- подчеркнуть значение мифологии в древнегреческой цивилизации, сравнив ее с исторической действительностью;

- отметить достижения древнейшей цивилизации, обозначить их исторический смысл;

- учиться анализировать произведения искусства на основе алгоритма

Метапредметные

- совершенствовать умения работать с различными источниками информации;

- учиться формулировать проблему и называть пути ее решения, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение, формулировать и высказывать суждения;

- учиться оценивать свою деятельность на уроке;

- развивать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

- овладевать навыками работы в группе

Личностные

- развивать эмоциональную сферу личности;

- учиться осознавать значение мировой культуры

Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение

Ход урока:

I. Создание проблемной ситуации (прием: подводящий к теме диалог)

Мотивирующий прием:

- Мы уже познакомились  с историей многих древних государств. В копилке наших знаний – их достижения и открытия, в копилке эмоций – удивление и восхищение, в копилке умений – умения работать с различными источниками, историческими картами, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать собственную точку зрения. Мы продолжаем учиться: накапливать и применять новые знания, умения, учимся понимать, оценивать, задавать вопросы и отвечать на них.

Слайд 1

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых. 
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них. 
Они по знаку моему являются в нужде. 
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Р. Киплинг)

- Я предлагаю взять в помощники шестерых слуг и отправиться в путь – в новую удивительную страну, имя которой Древняя Греция.

- Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте (Слайд 2), обратите внимание на большой остров, который расположен на юге обозначенного пространства, прочитайте его название (о. Крит). Мы будем изучать историю народов, населявших эти земли: в Греции жили греки, на острове Крит жили критяне, значит тему можно сформулировать просто, помогите мне («Греки и критяне», Слайд 4).

- Но вот удивительно:  я нашла слова, в которых автор народ, заселивший остров Крит, называет очень интересно, эти слова я решила показать и вам. (Слайд 3). («Богоравные дети моря, они закрыли свой остров завесой морской корабельной мощи, не опасаясь нападения. Никаких следов укреплений. Прекрасные дворцы у самих гаваней, богатые города и склады, открытые морю и незащищенные с суши, наглядно говорили о силе морского народа» (И. Ефремов. Таис Афинская).

- Каким народом названы критяне?

- Как можно понять слово «богоравный»?

- Какое дополнение можно предложить  к теме урока? («Богоравные дети моря», Слайд 4)

- Зачем в таком виде мы формулируем тему урока? (Не каждый народ называют богоравным)

- Отсюда вытекает и цель изучения темы, сформулируйте ее.

II. Выдвижение версий (гипотез)

- Мы назвали критян «богоравными». Что это значит? Предположите. Как человек может сравниться с богами? (Запись версий кратко на доске)

- Как мы должны изучать тему, чтобы ответить на проблемный вопрос. Предложите план:

1. Расположение и природа Древней Греции и острова Крит.

2. Миф о Тесее и Минотавре.

3. На Древнем Крите. В лабиринте.

4. Судьба острова Крит.

III. Актуализация знаний, планирование деятельности по открытию новых знаний

- Какие материалы нам могут помочь изучить, исследовать вопросы темы? (Учебник, карта, мифы)

- И нам нужны наши умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать и т. д., не забывайте о нашей шестерке слуг.

- Вы познакомились дома с содержанием мифа о Тесее и Минотавре.

IV. Открытие новых знаний

1. Расположение и природа Древней Греции и острова Крит.

- Греция расположена на Балканском полуострове, который греки заселили более трех с половиной тысяч лет назад. Смотрите на карту (Слайд 5), а я ее озвучу, зачитав описание пейзажа – в чем его особенность?

- «Ни пустынь, ни степей. Земля, в которую то тут, то там широко врезывается море. И кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду. Прозрачный воздух и льющийся с высоты все пронизывающий и все озаряющий свет… Пейзаж страны представлялся созданием очень рассудительных и искусных богов… И вероятно поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков…(Л. Любимов. Искусство Древнего мира)

- Кто все это создал, по мнению греков, – море, острова? (Боги)

- Человек мог создать такое?

- Что же может сделать человек?

- Трудно ли будет человеку здесь, в этих природных условиях, вести хозяйственную деятельность? (климат теплый, но горы, больших и полноводных рек нет)

2. Миф о Тесее и Минотавре

Учащиеся озвучивают слайды 6-13 («фильм»), составляя коллективный рассказ (воспроизведение содержания мифа).

- Обращение к карте, показ городов (Микены, Тиринф, Пилос, Афины), определение сути зависимости от Крита, отраженной в мифе.

- Как связана реальная история Древней Греции и миф? (Отражение в названии: Эгейское море, существование дворца-лабиринта)

3. На Древнем Крите. В лабиринте

- Отправимся во дворец Минотавра (Кносский), Слайды 14-15. Что необычного в нем? Работа в группах: анализ текста (раздаточный материал, Приложение 1).

- Не только дворец уникален, но например, сосуды из глины (Слайд 16). Для чего они предназначены?

- Самыми удивительными являются росписи дворца (Слайды 17-20).

Работа в группах (помогайте друг другу, делитесь наблюдениями и впечатлениями!): на основе алгоритма-памятки (Приложение 2) анализ произведений искусства (росписи).

- Не только живопись является достижением критян, их по-особому характеризует, до нас дошли их другие достижения: корабли, письменность. Слайды 21-22.

4. Судьба острова Крит

Информация учителя (на основе учебника, слайд 23)

- Сожалеем ли мы о гибели критской цивилизации?

V. Применение новых знаний

- Можно ли назвать критян богоравными? Почему? На основании каких знаний мы пришли к такому выводу? (анализ достижений и результатов деятельности критян, их удивительной культуры, к богам их можно прировнять силой творчества, по значению достижений).

- Чьи версии подтвердились?

- Автор указывает на отсутствие укреплений на острове, почему?

- Почему в историю Древнего мира включена история государства, просуществовавшего сравнительно недолго?

VI. Рефлексия

- Помог ли проблемный вопрос в формулировке темы лучше ее понять?

- Чему вы удивлялись, восхищались?

- Что произвело самое яркое впечатление?

- Оцените свою работу на уроке по оценочной шкале (Приложение 3)

- Подберите слова из привычного для нас перечня для самооценки: «Плохо» «Совсем не плохо» «Сегодня хуже» «Сегодня лучше» «Хорошо» «Отлично!» «Превосходно!»

II. Домашнее задание

§ 24, вопросы, задания в тетради на печатной основе; творческое задание: мини-сочинение «Критяне – «богоравные дети моря».

Литература:

Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73021. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ МИКРОМЕТРИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ 1.23 MB
  Особенности конструкции и принцип работы микрометрического инструмента. Навертывая гайку 6 на коническую часть хвостика можно уменьшить осевой люфт микрометрического винта 7 который перемещается внутри стебля по резьбовой поверхности с шагом резьбы.
73022. ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ 479.5 KB
  Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.
73023. СОЗДАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ В IDEF1X 306 KB
  Она включает сущности и взаимосвязи отражающие основные бизнес-правила предметной области. Такая диаграмма не слишком детализирована в нее включаются основные сущности и связи между ними которые удовлетворяют основным требованиям предъявляемым к ИС.
73024. Ввод, редактирование и форматирование текста в Word 61 KB
  Изучить основные приемы ввода редактирования и форматирования текста; Контрольные вопросы Каково назначение программы Word Как изменить формат слова формат абзаца Как удалить ненужную часть текста Как изменить параметры страницы Как переместить и скопировать текст...
73025. Работа с таблицами в Word 130 KB
  Таблица представляет собой сетку из столбцов и строк, образующих ячейки, в которые можно поместить тексты и рисунки. Небольшие таблицы создают с помощью кнопки Добавить таблицу на панели инструментов
73026. Ввод, форматирование данных и составление формул 126 KB
  Цель работы: С помощью команды Формат Ячейки отформатируйте данные столбца D денежным форматом без десятичных разрядов. С помощью кнопки Формат по образцу скопируйте формат столбца D в E. Кнопками панели Форматирования задайте в столбце F процентный формат с двумя разрядами после запятой.
73027. Построение и редактирование диаграмм в Excel 160 KB
  Научиться строить диаграммы с помощью Мастера; Научиться редактировать диаграммы. Контрольные вопросы Каково назначение диаграмм Какие виды диаграмм вам известны Как построить диаграмму на отдельном листе Как изменить тип диаграммы Как удалить диаграмму...
73028. Моделирование файловых систем 147.5 KB
  Пользователи дают файлам символьные имена при этом учитываются определенные ограничения ОС. В каталоге содержится список файлов входящих в него и устанавливается соответствие между файлами и их характеристиками атрибутами.
73029. Визначення структурно-фазового складу НВМ, що містить ВНТ, методами рентгенівської дифракції та електронної мікроскопії 1.5 MB
  Визначити структурно-фазовий склад НВМ що містить ВНТ за даними рентгенівської дифракції та електронної мікроскопії. Дослідити зміну структурнофазового складу НВМ в процесі термохімічної обробки.