8437

Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение

Доклад

Логика и философия

Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение. Мировоззрение выражает определенную жизненную позицию того, кто выступает его носителем (выразителем)-человек, любая социальная группа людей, общество в целом. Термин мир...

Русский

2013-02-11

37.61 KB

49 чел.

Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение.

Мировоззрение выражает определенную жизненную позицию того, кто выступает его носителем (выразителем)-человек, любая социальная группа людей, общество в целом. Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания.  Мировоззрение можно охарактеризовать как систему взглядов, концепций, теорий представлений,  дающих нам информацию о мире в целом и о месте человека  в этом мире. Мировоззрение задает стратегию человеческой деятельности в целом, определяет общую направленность. В это понятие входит жизненные позиции человека, убеждения идеалы(истина,добро,красота),принципы отношения к действительности (добро, красота),ценностные ориентации, знания.(Познанием движет стремление к истине- объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их  целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни) Нашим идеалом выступает научно-обоснованное мировоззрение. Надо не просто иметь, а обосновать свое мировоззрение -нужно самосознание мировоззрения, а это и есть философия.  В мировоззрении выделяют два уровня-чувственно-эмоциональный и теоритический. Чувственно-эмоциональный-это цельное осознание действительности в в идее ощущений,восприятий,эмоций.Теоритический-это интеллектуальный аспект мировоззрения(действительность через призму законов)

1.Знания технологического уровня дают возможность управления своими действиями: как это делать?

2.Что собой представляет предмет, с которым мы имеем дело?-Уровень описания опытного знания.

3.Технические рекомендации-эмпирические имеют ограниченную область пременения. Явно возникает вопрос:почему это имеет место? Ответ на вопрос вскрывает сущность явления,закономерности,который поднимается на теоретическом уровне.

4.Представим себе общество или человека,который обладает тремя первыми уровнями(которые нужны человеку для нтр)Сами по себе эти знания не гарантируют разумное,правильное развитие общества,так как они могут привести как к рассвету так и к катастрофе. Все зависит от того,во имя чего использовать мощые средства;как мы понимаем назначение и место человека в этом мире.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие»,(I уровень,чувственное постижение окружающего мира) «миропонимание».(II уровень) Мироощущение —первая ступень мировоззренческого становления человека,это восприятие реальности,которая воздействует на человека в форме ощущения. Мировосприятие — вторая ступень,восприятие окружающего мира в целом. Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира;осмысление мира и себя в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны:познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспектпознавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики.Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение.Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Типы Мировоззрения

1.Мифилогическое-форма общественного сознания мировоззрения древнего родового общества, характерен синкретизм(неразделенность,слитность)-. Фанстическое+реалистическое воприятие действительности. Характерные черты:наличие фантастических богов, их взаимодействие с чем-либо, Антропоморфность(очеловечивание припроды) попытка объяснить явления природы исходя из действий человека, отсутствия абстрактных рассуждений. Практическая направленность на решение хозяйственных и других социальных задач. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков.Формирование мира понималось в мифологии как его творение или постепенное развитие из первобытного,бесформенного состояние, как упорядочение, превращения из хаоса в космос,как созидание через преодоление демонических сил. Функции: С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа,обеспечивалась духовная связь поколений.Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и пообщрала определенные формы поведения.

2.Религиозное-форма мировоззрения,в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний (земной, естественный) и потусторонний(сверхъестественный) Специфика религии  в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таинственные силы природы и истории осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей  от таких неподконтрольных сил,как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними .  В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом. Родственность и близость философии и религии состоит в том,что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения,решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознания и поведение людей. Но различие: для филосовской мысли характерно свободомыслие. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки  из религиозно-церковных источников. В отличие от религиозного мировоззрения с его приемущественным вниманием к человеческим тревогам,надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первыйц план интеллектуальные аспекты мировоззрения,отразив нараставшую в обществе  потребность  в понимании мира и человека с позиции знания,разума.Она выступила как поиск мудрости.

3.Обыденно-практический(жизненно)- которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

4.Научное мировоззрение которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

5.Философское мировоззрение- (Платон.. во время великого культурного переворота Древней Греции.) «любовь к мудрости» возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры. Философское мировоззрение отличается от других тем,что она основано на знании, оно рефлексивно(имеет способность обращаться к самому себе),логично, опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Всегда присутсуют два угла зрения:направления сознания «вовне»-формирование той или иной картины мира, и,с другой стороны,  его обращение «внутрь»-к самому человеку,стремление понять его суть.место,прдназначение в природном и социальном мире.