84419

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ

Курсовая

Макроэкономика

Первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова недавно заявила что объём теневой экономики в Украине составляет около 500 млрд грн. Запланирован рост по следующим статьям доходов бюджета: собственные поступления бюджетных учреждений 41 млрд грн или 244...

Русский

2015-03-19

101.31 KB

8 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет и бюджетная система в целом относится к той сфере общественной жизни, которая непосредственно касается интересов всех и каждого. В бюджете любой страны отражаются важные экономические, социальные, политические проблемы жизни общества и человека.  В условиях рыночных отношений и особенно в переходный период к рынку бюджетная система является важнейшим экономическим регулятором. От того, насколько правильно построена бюджетную систему зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны, внешних отношений.           Каждая страна имеет свою бюджетную систему, отражает его экономическую, социальную, внешнеэкономическую политику. Важность вопроса построения эффективной бюджетной системы заключается в том, что через бюджетную систему, в частности, из-за ее звенья перераспределяется часть национального дохода, что обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для обеспечения общественных потребностей и полного выполнения государством своих функций.       Бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.       Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.        Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.  Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины. Актуальность темы состоит в том, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Для выполнения своих функций, чётко определённых Конституцией Украины, государству, безусловно нужны финансовые и материальные средства, которые в условиях товарно-денежных отношений рыночной экономики имеют денежный характер. Для покрытия расходов, связанных с выполнением своих функций любому государству необходимы финансовые ресурсы, которые государство получает путём формирования и использования централизованного фонда, денежных средств – государственного бюджета.       Актуальность темы усиливается тем, что бюджетная система нашей страны на сегодняшний день является фактической копией бюджетной системы бывшего СССР. На постсоветском и постсоциалистическом европейском пространстве уже все государства, кроме Украины и Белоруссии, реформировали или начали реформировать свои бюджетные системы. И это стало действенным фактором существенных экономических сдвигов в этих государствах, выхода из стадии социально-экономического кризиса.            Бюджетная система нуждается в совершенствовании: форм и методов планирования бюджетов разных уровней, эффективного использования бюджетных средств, межбюджетных отношений.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

1.3 Сущность и роль бюджета в социально-экономических процессах

Бюджет - сложная экономическая категория. Как категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами, государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими особомы в связи с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны.      Являясь частью бюджетных отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые отличают его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:         а) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;         б) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), в черте отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферами экономики), между регионами страны и территориями           в) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что определило ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.   Как экономическая категория, бюджет отражает сложные отношения по поводу движения централизованных денежных ресурсов, предназначенных для удовлетворения общественных потребностей. Учитывая тот факт, что бюджет в определенной степени является предпосылкой, и результатом общественного развития, можно выделить факторы, которые влияют на формирование бюджета и его использование. Такими факторами являются: а) экономические; б) социальные; в) политические.         Экономические факторы в значительной степени связаны с макроэкономическими процессами, происходящими в сфере общественного производства. Сюда относится совокупный общественный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, экономический рост (спад) производства, инфляция, безработица и т.д.      Социальные факторы формирования и использования бюджета в значительной степени обусловлены особенностями воспроизводства рабочей силы и населения страны в целом. Сюда следует отнести финансовые средства, идущие на образование, здравоохранение, социально-культурные мероприятия, социальную защиту населения, а также величину общественного фонда потребления, объем и уровень заработной платы различных категорий работающих, размер потребительской корзины; товарооборот государственной и коммерческой торговли; сеть дошкольных, школьных и профессионально-технических учебных учреждений, вузов и т.д. Политические факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности страны и поддержанием внутреннего правопорядка, управлении страной, законодательной и исполнительной властью. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

  1.  распределительную
  2.  контролирующая
  3.  обеспечения существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношениях с бюджетом вступают все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, полученный в обществе. С помощью распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными группами населения. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов - государственного и местных бюджнтив, фондов социального страхования, фондов занятости населения, фондов пенсионного обеспечения, инновационного и т.д.

Контролирующая функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование денежных средств государства - отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдения пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При использовании бюджетных средств контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.       Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы

  1.   Структура бюджетной системы Украины

Согласно ст. 5 БКУ – бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.  Государственный бюджет Украины – план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода. В него входят: 1) доходы государственного бюджета; 2) расходы государственного бюджета.   1) Доходы государственного бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций; финансовая база деятельности государства. Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей юридических и физических лиц в бюджет.  Доходы всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины, классифицируются по следующим разделам:1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.          Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. Неналоговыми поступлениями признаются:

• доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

• административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

• поступления от штрафов и финансовых санкций;

• другие неналоговые поступления.       Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и невозвратной основе.        Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных  общин сёл, посёлков, городов и их объединений. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.        Доходы общего фонда государственного бюджета (общие доходы) предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов бюджета. Доходы специального фонда государственного бюджета (специальные доходы) включают доходы, предназначенные на конкретную цель.             2) Расходы Государственного бюджета – это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных  средств по направлениям законом.   К расходам, которые финансируются из Гос.бюджета  относятся расходы на : государственное управление;  судебную власть; международную деятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельность  и обеспечение безопасности государства; образования; охрану  здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; и т.д.      Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с бюджетным кодексом Украины. Каждое государство имеет свою бюджетную систему и устанавливает принципы её построения.       Бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы её построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.    Согласно Бюджетного кодекса Украины бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы1. Бюджетное устройство Украины определяется с учётом государственного устройства и административно – территориального деления.

  1.  Принципы бюджетной системы Украины

Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах, предусмотренных ст.7 БКУ:        Принцип единства бюджетной системы Украины заключается в обеспечении единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единым регулированием порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учёта и отчётности.   Принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета, которые должны соответствовать объёму поступлений в бюджет на соответственный бюджетный период, то есть, как определено в ст.95 Конституции Украины, чтобы полномочия на осуществление расходов бюджета соответствовали объёму поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период и покрывались реальными доходами.  Принцип самостоятельности – самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за звеньями бюджетной системы соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования денежных средств бюджета согласно с законодательством Украины правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно формировать и утверждать соответствующие бюджеты согласно с положениями Бюджетного кодекса Украины.   Принцип полноты, когда в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно – правовыми актами органов государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. Этот принцип должен реализовываться на всех стадиях бюджетного процесса. Он предусматривает в частности включение в доходы государственных фондов социального страхования (кроме Пенсионного фонда) с сохранением целевого использования денежных средств. Принцип обоснованности. Бюджет должен формироваться на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчётных поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утверждёнными методиками и правилами.          Реалистичность бюджета базируется на достоверности таких основных прогнозных показателей социально – экономического развития: а) валовой внутренний продукт (ВВП) номинальный (млрд.грн.); б) индекс потребительских цен (% в среднем к предыдущему году, декабрь к декабрю предыдущего года); в) прибыль предприятий (млрд.грн) г) поступления в бюджет от приватизации (млрд.грн.) д) темпы прироста монетарной базы к началу года (%) е) темпы прироста денежной массы к началу года (%) ж) экспорт и импорт товаров и услуг (млн.дол.США); и других показателей, которые должны утверждаться Кабинетом Министров Украины до составления бюджета.         Принцип эффективности означает, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объёма бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определённого бюджетом объёма средств.   Принцип субсидарности означает, что распределение видов видов расходов между государственными бюджетами и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю. Расходные полномочия должны быть закреплены за бюджетами с целью децентрализации и с учётом того, что они могут быть выполнены наиболее эффективно на местах.    Принцип целевого использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. Такой подход позволяет остановить ответственных за целевое использование бюджетных денежных средств на всех стадиях бюджетного процесса, а также степень ответственности каждого участника бюджетного процесса.      Принцип публичности и прозрачности означает, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение об учёте их выполнения принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной  Республики Крым и местными радами.

1.4 Бюджетный процесс, его содержание и стадии

Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, составляющих ь бюджетной системе Украины. Формирование Государственного и местных бюджетов      достаточно сложный    и    продолжительный    процесс.    В    зарубежных    государствах существует практика     составления  бюджетов     на  3 -5  лет вперед с соответствующими    уточнениями   на   конкретный   год,   который   будет выполняться. В бюджетном процессе Украины берет участие большое число - научных учреждений, зарубежных и отечественных специалистов, государственных органов всех уровней, политических партий и гражданских объединений. Во время составления бюджета выявляются недостатки прошлых лет, учитывается прогноз социального и экономического развития нашей страны, осуществляется поиск наиболее эффективных путей использования достаточно ограниченных финансовых ресурсов.  В последние годы активизируется работа на уровне местных бюджетов. Регионы и административно территориальные единицы в середине регионов более требовательно подходят до решения своих проблем и соответственно отстаивают свои интересы. Усвается активность гражданских организаций профсоюзов, политических партий, других объединений граждан, которые через своих представителей в органах законодательной и исполнительной власти отстаивают интересы своих членов слоев общества, которые они представляют. Все это свидетельствует про расширение демократических принципов в нашем обществе.           Принятый Бюджетный кодекс Украины, который в полном объеме пришел в действие  с 1 января 2002 года, создает благоприятные условия для дальнейшей демократизации нашего общества. Бюджетный процесс является своеобразным измерителем, зеркалом, индикатором степени зрелости нашего общества, однако в нем отображается уровень интеллекта, способность законодательной и исполнительной власти всех уровней удовлетворить потребности населения нашей страны. К сожалению, практика последних лет показывает, что постоянное противостояние между ветвями власти на общегосударственном и местном уровне не способствовали консолидации общества, эффективному решению насущных проблем жителей Украины.       Принятие Государственного кодекса - важная веха в реформировании межбюджетных отношений, он достаточно четко урегулировал множество вопросов, которые касаются бюджетных процессов. В Бюджетном кодексе представлено определение термина «бюджетный  процесс»: это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов о выполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины.           Принятие других нормативных актов по бюджетным вопросам, разработка четкого механизма сбора и расходования бюджетных средств, разграничение бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы, создание эффективного бюджетного контроля и поиск путей дополнительных бюджетных поступлений - это основные факторы, которые должны быть реализованы в ближайшем времени.   Стадиями бюджетного процесса признаются: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение проекта и принятие закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете); 3) выполнение бюджета, включая внесение изменений в закон о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете); 4) подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятие решения по нему.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ

2.1 Анализ структуры и динамики доходов государственного бюджета за 2012-2013 год

Государственные доходы – это денежные взаимоотношения, которые складываются между государством и физическимцами в процессе извлечения и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования, т.е. для выполнения государством своих функций. Таким образом, объектом этих взаимоотношений является валовой внутренний продукт.          Состав доходов государственного бюджета определяется бюджетным кодексом Украины и законом о государственном бюджете на предстоящий год.            Начиная с 2000 года, государственный бюджет разделен на две составные части – общий фонд и специальный фонд.     Общий фонд включает все доходы бюджета кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд, как правило общий фонд наполняется за счет поступления налогов и других платежей.  Специальный фонд бюджета включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений, гранды подарки ( с расчетом стоимости), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретные цели. [ДОДАТОК 1].

В бюджете Украины на 2013 года по сравнению с бюджетом 2012 предусмотрено снижение доходов на 3,0 процента: с 374,0 млрд грн до 362,8 млрд грн.  Правительственные чиновники объясняют это плохим выполнением бюджета прошлого  года, указывая на то, что бюджет в этом году более реалистичный. За 11 месяцев 2012 года план доходов бюджета выполнен всего на 81,7 процента. Однако это не достаточное оправдание для такого снижения плановых показателей доходной части. Если бы правительство работало более эффективно, оно могло бы подумать над тем, как вывести из тени ту часть экономики, которая в ней находится.  Первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова недавно заявила, что объём теневой экономики в Украине составляет около 500 млрд грн. Это примерно 35 процентов от официального ВВП страны. Однако независимые эксперты оценивают объём теневой экономики в Украине в 50-60 процентов от официального ВВП. Соответственно, если вывести хотя бы половину этой части экономики из тени, можно увеличить поступления в бюджет на 25-30 процентов.    Запланирован рост по следующим статьям доходов бюджета: собственные поступления бюджетных учреждений (4,1 млрд грн или 24,4%); средства, которые перечисляются в госбюджет Нацбанком (2,8 млрд грн или 21,5%); налоги на международную торговлю и внешние операции (2,2 млрд грн или 17,0%); прочие налоги и сборы (1,1 млрд грн или 36,1%); налог на доходы физических лиц (1,0 млрд грн или 13,2%); экологический налог (0,9 млрд грн или 79,9%); прочие доходы (0,6 млрд грн или 14,1%).    Запланировано снижение по следующим статьям доходов бюджета: налог на добавленную стоимость (9,5 млрд грн или 5,8%); прибыль от государственных и коммунальных унитарных предприятий, дивиденды на акции (2,6 млрд грн или 42,8%); сборы и плата за специальное использование природных ресурсов, рентная плата (2,5 млрд грн или 13,5%); налог на прибыль предприятий (1,6 млрд грн или 2,7%); административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности (1,6 млрд грн или 25,4%); акцизный налог (1,0 млрд грн или 2,4%).

Рис. 2.2

В целом можно сделать вывод, что продолжается налоговая политика прошлых лет. Более половины доходов бюджета приходится на долю косвенных налогов (НДС, акцизный налог и др.). Акцизный налог на табачные и спиртные изделия имеет определённый социальный и экономический смысл, но, как известно, косвенные налоги подавляют стремление народа к самоуправлению, а так же данные налоги ложатся в первую очередь на бедных, создавая привилегии для богатых. Думаю, что осмысленная экономическая политика должна будет в том числе включать в себя повышение удельного веса в доходах госбюджета прямых налогов с доходов и имущества и снижение удельного веса или же полную отмену НДС и других косвенных налогов, что предусматривает введение прогрессивных подоходного налога и налога на прибыль.

2.2 Анализ структуры и динамики расходов государственного бюджета за 2012-2013 год

Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.      

Направления использования бюджетных расходов обусловлены целой совокупностью факторов, основными из которых являются:

· Необходимость содержания государственных учреждений;

· Уровень развития регионов государства;

· Связь расходов из общего государственного бюджета с расходами местных бюджетов;

· Формы предоставления бюджетных средств;

· Другие факторы, которые могут иметь важное значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве. Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами - Бюджетным кодексом, Законом о Государственном бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.

Табл. 2.3

Динамика расходов государственного бюджета за 2012-2013 год

Статья расходов

2013 год

2012 год

Изменение

Млдр. грн

Млдр.

грн

Абсолютное

Относительное

Министерство финансов

159,7

153,2

6,5

4,2%

в том числе:

дотации и субвенции местным

бюджетам

108,9

101,3

7,7

7,6%

Министерство социальной

политики

89,1

70,1

19,0

27,2%

в том числе:

финансирование Пенсионного

фонда

83,2

64,5

18,7

29,1%

Министерство образования

и науки, молодёжи и спорта

25,3

27,3

-2,0

-7,5%

Министерство обороны

15,3

16,4

-1,1

-6,5%

Министерство внутренних дел

16,1

14,6

1,5

10,2%

Государственное агентство

автомобильных дорог

16,0

9,4

6,5

69,3%

Высшие органы власти  (Верховная рада, президент, Кабинет министров, суды, прокуратура)

10,7

10,1

0,6

6,1%

Министерство энергетики

и угольной промышленности

9,9

19,0

-9,1

-47,9%

Министерство

здравоохранения

9,9

7,1

2,8

39,2%

Министерство аграрной

политики и продовольствия

8,4

8,6

-0,2

-2,5%

Министерство регионального

развития, строительства и

ЖКХ

6,5

19,4

-12,9

-66,4%

Министерство чрезвычайных

ситуаций

5,7

6,0

-0,3

-5,6%

Министерство юстиции

5,0

4,7

0,3

6,9%

Министерство экологии

и природных ресурсов

4,1

4,0

0,1

2,2%

Облгосадминистрации, Совет министров АРК, Севастопольская

горгосадминистрация

2,9

2,5

0,4

16,5%

Прочие расходы

27,5

41,1

-13,6

-33,2%

ВСЕГО

412,1

413,6

-1,5

0,4%

Общие расходы в бюджете 2013 года снижаются по сравнению с бюджетом 2012 года до 412,1 млрд грн. или на 0,4 процента. В условиях перманентной инфляции это фактически означает, что реальные планируемые расходы снижаются на 7-9 или более процентов. Следует отметить, что расходы в госбюджете сгруппированы по министерствам и

ведомствам, а не по целевым направлениям, что во многом усложняет их анализ. Традиционно высокий удельный вес в общей структуре расходов занимают расходы Министерства финансов: 159,7 млрд грн. или 38,8 процента. Это в первую очередь объясняется дотационностью местных бюджетов и их финансированием через Минфин. Предусмотрены дотации и субвенции местным бюджетам в размере 108,9 млрд грн. Такая ситуация, естественно, имеет своим следствием отсутствие в Украине реального местного самоуправления. В условиях, когда мэры городов, главы районов и губернаторы вынуждены выпрашивать в Киеве деньги, такого самоуправления быть не может.

На втором месте по расходам Министерство социальной политики: 89,1 млрд грн. или 21,6 процента. Львиную долю его расходов занимает финансирование Пенсионного фонда (83,2 млрд грн.). Обращает на себя внимание рост расходов Минсоцполитики на 19,0 млрд грн., что в первую очередь связано с ростом финансирования Пенсионного фонда (18,7 млрд грн). Пенсионный фонд Украины имеет хронический дефицит. Однако способы его устранения, которые выбрала власть, нельзя назвать такими, которые отвечают интересам народа. В 2011 году под давлением Международного валютного фонда была принята и вступила в силу пенсионная реформа, согласно которой пенсионный возраст для женщин постепенно повышается с 55 до 60 лет.        На третьем месте по расходам Министерство образования и науки, молодёжи и спорта: 25,3 млрд грн. 6,1 процента. Следует отметить, что запланировано снижение его расходов на 2,0 млрд грн. по сравнению с бюджетом прошлого года. Остаётся непонятным, как это согласуется с пунктом предвыборной программы Партии регионов, согласно которому данная партия обязуется обеспечить качественное и доступное образование, стипендии на уровне минимальной зарплаты, повышение зарплаты работникам образования минимум на 20 процентов ежегодно, полную компьютеризацию и подключение к Интернету всех школ.

Запланирован рост по следующим статьям расходов бюджета: Министерство социальной политики (19,0 млрд грн. или 27,2%); финансирование Пенсионного фонда (18,7 млрд грн. или 29,1%); дотации и субвенции местным бюджетам (7,7 млрд грн. или 7,6%); Государственное агентство автомобильных дорог (6,5 млрд грн. или 69,3%); Министерство финансов (6,5 млрд грн. или 4,2%); Министерство здравоохранения (2,8 млрд грн. или 39,2%); Министерство внутренних дел (1,5 млрд грн. или 10,2%); высшие органы власти (Верховная рада, президент, Кабинет министров, суды, прокуратура) (0,6 млрд грн. или 6,1%); облгосадминистрации, Совет министров АРК, Севастопольская горгосадминистрация (0,4 млрд грн. или 16,5%); Министерство юстиции (0,3 млрд грн. или 6,9%); Министерство экологии и природных ресурсов (0,1 млрд грн или 2,2%).Запланировано снижение по следующим статьям расходов бюджета: прочие расходы(13,6 млрд грн или 33,2%); Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ (12,9 млрд грн или 66,4%); Министерство энергетики и угольной промышленности (9,1 млрд грн или 47,9%); Министерство образования и науки, молодёжи и спорта (2,0 млрд грн или 7,5%); Министерство обороны (1,1 млрд грн или 6,5%); Министерство чрезвычайных ситуаций (0,3 млрд грн или 5,6%); Министерство аграрной политики и продовольствия (0,2 млрд грн или 2,5%).

В целом можно сделать вывод, что продолжается политика расходов прошлых лет. Государственные инвестиции в экономику почти отсутствуют. Так, на Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами выделено всего 409,1 млн грн., из них 341,4 млн грн. – на мероприятия по созданию сети региональных  перинатальных центров, 36,0 млн грн. – на мероприятия по формированию позитивного инвестиционного имиджа Украины, 31,7 млн грн. – на руководство и управление. В общем же согласно статистической информации средства госбюджета занимают 5-6 процентов от общего объёма капитальных инвестиций. В нормальной ситуации госбюджет должен быть не только средством финансирования социальных программ и содержания государственного аппарата, но и инструментом развития экономики, инструментом создания инновационных производств и новых рабочих мест.

2.3 Основные социальные показатели за 2012-2013 год

Система социальной защиты состоит из трех элементов, каждый из которых имеет разный круг субъектов, источники финансирования, условия и цели обеспечения Система социальной защиты включает следующие формы: социальное страхование за счет обязательных страховых и добровольных взносов; государственное обеспечение и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан за счет государственного бюджета; социальную помощь и социальную поддержку нетрудоспособных граждан.           Социальная защита - это система отношений между государством, хозяйственными структурами с одной стороны и с гражданами с другой, в процессе которых за счет частицы ВВП образуются и используются фонды финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан Расходы бюджета на социальную защиту населения - это прежде всего расходы, направленные на поддержку малообеспеченных граждан, установление определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в экстремальных условиях.  Система социальной защиты населения включает следующие формы: социальное страхование за счет страховых взносов в фонды социального страхования (государственные или негосударственные); государственное обеспечение и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан за счет государственного бюджета; социальная помощь и социальная поддержка нетрудоспособных граждан за счет государственного и местных бюджетов. [ДОДАТОК 2].       Экспертами прогнозируется годовая инфляция на уровне 6-8 процентов. То есть рост прожиточного  минимума, минимальной зарплаты и подавляющего большинства других социальных показателей, заложенный в основной финансовый документ страны 2013 года, будет в лучшем случае только покрывать рост цен на потребительские товары.

Табл. 2.4

Основные социальные расходы бюджета за 2012-2013 год

Статья

Бюджет на 2013 год, млн грн.

Бюджет на 2012 год, млн грн.

Абсолютное изменение

Дотации на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям

61 470

49 170

12 300

Покрытие дефицита Пенсионного фонда

21 764

15 324

6 440

Социальная защита граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы

2 623

2 593

30

Мероприятия по социальной, трудовой и профессиональной реабилитации инвалидов

860

1 001

-141

Ежегодная разовая денежная помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований

821

761

61

Субвенция местным бюджетам на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишённых родительской заботы, денежного обеспечения родителям-воспитателями приёмным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа

487

382

105

Одноразовые выплаты женщинам, которым присвоено почётное звание "Мать-героиня", инвалидам и неработающим малообеспеченным лицам, лицам, которые пострадали от торговли людьми

365

386

-21

Оздоровление и отдых детей, требующих особого внимания и поддержки, в детских оздоровительных лагерях МДЦ "Артек" и ДЦ "Молодая Гвардия"

128

162

-33

Санаторно-курортное лечение ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие законов Украины "О статусе ветеранов войны, гарантий их социальной защиты", "О жертвах нацистских преследований", и инвалидов

114

115

-1

Наибольшую долю социальных расходов занимает финансирование Пенсионного фонда. Предусмотрены дотации на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям в размере 61,5 млрд грн. и покрытие дефицита Пенсионного фонда в размере 21,8 млрд грн. Экономическая политика, целью которой является защита интересов народа, должна предполагать соответствующие меры устранения дефицита Пенсионного фонда, в том числе меры, направленные на выведение экономики из тени.   Советская система имела достаточно недостатков, но теневая экономика в ней была сведена к минимуму. Нынешняя же ситуация, при которой половина зарплаты платится «в конвертах», а каждый пятый работник вообще официально не трудоустроен, и работодатель не делает на него никаких отчислений в Пенсионный фонд, – огромный шаг назад. Однако расплачиваться за это приходится не «реформаторам», а трудящимся, расплачиваться повышением пенсионного возраста и не только. На социальную защиту граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, выделено 2 млрд 623 млн грн. или на 1,2 процента больше, чем в бюджете 2012 года. При инфляции, которая оценивается экспертами на уровне 6-8 процентов, это будет означать снижение планируемых реальных социальных выплат данной группы. Планы правительства по сокращению льгот данной группе населения не раз вызывали социальные протесты. Что же касается остальных статей социальных расходов, то обращает на себя внимание снижение на 141 млн грн. или 14,1 процента по сравнению с бюджетом 2012 года средств, выделяемых на мероприятия по реабилитации инвалидов, снижение на 33 млн грн. или 20,6 процента средств, выделяемых на оздоровление и отдых детей, требующих особого внимания и поддержки, снижение на 21 млн грн. или 5,5 процента средств, выделяемых на выплаты женщинам, которым присвоено звание «Мать-героиня», инвалидам и неработающим малообеспеченным лицам, лицам, которые пострадали от торговли людьми, снижение на 1 млн грн. или 1,0 процента средств, выделяемых на санаторно-курортное лечение ветеранов войны, жертв нацистских преследований и инвалидов.       В заключительных положениях закона о госбюджете установлено, что нормы и положения определённых статей законов «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», «О социальной защите детей войны», «О пенсионном обеспечении лиц, освобождённых с военной службы, и некоторых других лиц», «Основы законодательства Украины о здравоохранении», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», «Горный закон Украины», «О жертвах нацистских преследований» и некоторых других применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом министров исходя из имеющихся финансовых ресурсов госбюджета и бюджета Пенсионного фонда, что фактически означает отмену части социальных обязательств Украины. Бюджет Украины на 2013 год был раскритикован общественными организациями левой направленности и оппозицией как антинародный и антисоциальный. Можно сделать вывод, что главный финансовый документ страны текущего года слабо согласуется с пунктом предвыборной программы предыдущего президента Украины Виктора Януковича, согласно которому государство должно стать надёжным гарантом достойного уровня жизни своих граждан.            По оценкам экспертов основной финансовый документ страны текущего года составлялся в расчёте на продолжение сотрудничества Украины с Международным валютным фондом. Очевидно, что в такой ситуации ни о какой экономической независимости Украины речи быть не может. Надо задуматься на тем, как построить сильную Украину, как обеспечить её финансовый, экономический и политический суверенитет, как создать общество, основными принципами которого были бы социальная справедливость, солидарность, свобода личности и экономическая эффективность, гармония в отношениях между людьми и группами населения, гармония в отношениях между человеком и природой.

РАЗДЕЛ 3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

Успешное функционирование экономики любой страны тесно связано с оптимальным обеспечением формирования и выполнения бюджета. От успешного осуществления бюджетного процесса зависит действенность бюджетной политики, которая должна положительно влиять на экономическую и финансовую стабильность государства, социальный уровень жизни в государстве.        Существующий сегодня бюджетный процесс имеет ряд преимуществ и недостатков : во-первых, существующая доходная база в бюджетах всех уровней не дает возможность осуществлять полное финансирование и удовлетворять потребность в бюджетных средствах; во-вторых, вынужденные меры, относительно планирования и выполнения бюджета сокращают возможность развития учреждений и это имеет достаточно негативные последствия, так как школы остаются не обеспеченны новыми средствами учебы, учебниками; больницы медикаментами, приборами, оборудованием так необходимыми для обеспечения здоровья нации, пенсионеры, малообеспеченные граждане остаются без пенсий, помощи, заработной платы, работники бюджетных учреждений не получают заработную плату; в-третьих, существующий бюджетный процесс не обеспечивает полного контроля за использованием бюджетных средств.   На современном этапе развития Украины усовершенствования бюджетного процесса остается достаточно актуальным заданием, выполнение которого даст возможность успешно внедрять стратегические цели.             Главные проблемы современного бюджетного процесса в Украине: объективное бюджетное планирование, которое бы обеспечило реальные поступления в бюджет; составление и выполнение целевых бюджетных программ; увеличение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств; обеспечение действенного бюджетного контроля на каждой стадии бюджетного процесса.        Важнейшее значение при организации составления  проектов бюджетов приобретает методика бюджетного планирования. В соответствии с Бюджетным кодексом в Украине внедряется программно-целевой метод формирования бюджетов, которое нуждается усовершенствования методики бюджетного планирования.      Сбалансированный  бюджет  выражает  основу  здравого  функционирования  органов  управления  государства,  а  также  его  административно-территориальных  учреждений.  Однако  при  несбалансированности  бюджета, это может  привести: к  приостановке  финансирования  бюджетных  формирований; к  провалу  сроков  выполнения  государственных  и  муниципальных  заказов; к  зарождению  вопроса  неплатежей  в  общенародном  хозяйстве. Безупречным вариантом  был  бы  всецело  бездефицитный  бюджет,  в котором  сумма  затрат  целиком  соответствует  объёму  доходов.  Тем  не  менее,  в  обстоятельствах  действительной  экономики  этого  достигнуть  очень  трудно  и  даже  неосуществимо.            Основными  методами  сбалансированности  бюджета  являются:  лимитирование  бюджетных  расходов,  в  связи  с  экономическими  потенциалами  общества  и  объемности  централизации  доходов;  улучшение  механизма  распределения  затрат  между  бюджетами  различных  уровней,  объективного  распределению  расходных  функций;   создание  результативной  бюджетной  системы  регулирования  и  оказания  финансовой  поддержки  в  сфере  международных  бюджетных  отношений; составление  плановых  назначений  расходных  бюджетов,  которые  основательно  будут  влиять  на  рост  доходов,  тем  самым  обеспечивать  задачу  стоящих  перед  обществом  социально-экономических  вопросов  при  наименьших  расходах; строгая  экономия  затрат,  в  результате  исключения  из  их  состава  излишних  расходов,  не  определенная  крайней  потребностью; применение  наиболее  результативных  форм  бюджетных  заимствований,  предоставляющие  реальные  поступления  денежных  средств  с  финансовых  рынков.        Значительной проблемой для Украины является осуществление стратегического планирования, определения приоритетов государственной экономической, финансовой, социальной политики правительством на законодательной основе. Должны быть разработаны стратегические задания государства на долгосрочную (10-15 лет) и среднесрочную (3-5 лет) перспективу.          Оптимизация системы бюджетных учреждений предусматривает четкое определение и разграничения бюджетных учреждений, которые должны быть подведомственные соответствующему распорядителю бюджетных средств. Такое четкое подчинение даст возможность выполнять задания, направленные на реализацию бюджетных программ, осуществлять оптимальное распределение бюджетных средств для распорядителей. Нуждается внимания реорганизация распорядителей бюджетных средств низшего уровня. Во многих регионах Украины актуальной является проблема реорганизации сельских школ, больниц. Однако при осуществлении таких изменений надо учитывать принципы субсидиарности и эффективности использования бюджетных средств.  Эффективный бюджетный процесс невозможен без ,должным образом, организованного финансового контроля. Важным является сочетание функций внутреннего и внешнего контроля за соблюдением действующего законодательства относительно складывания, рассмотрения, выполнения бюджетов всех уровней, осуществлением деятельности распорядителей бюджетных средств.           В соответствии со статьей 26 Бюджетного кодекса на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется внутренний финансовый контроль, который должен обеспечивать: постоянную оценку достаточности и соответствия деятельности бюджетного учреждения требованиям внутреннего финансового контроля; оценку соответствия результатов установленным заданиям и планам; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проверки, проведения подразделением внутреннего финансового контроля.   Распорядители бюджетных средств отвечают за организацию и состояние внутреннего контроля и аудита как в своих заведениях, так и в подведомственных учреждениях. Организация эффективной системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения полагается на ее руководителя. Внешний контроль и аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений осуществляется Счетной палатой - в части контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, является главным контрольно-ревизионным управлением Украины - в соответствии с законом.   Кроме того, функции финансового контроля осуществляет Государственное казначейство - через региональные подразделения учитывает все доходы и расходы бюджетов и осуществляет мониторинг выполнения бюджета с целью обеспечения соответствия платежей обязательством и бюджетным назначением. Министерство финансов Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного бюджета, так и местных бюджетов, если другое не предусмотрено законодательством Украины.     Существует проблема дублирования контрольных функций соответствующими органами финансового контроля на определенных стадиях бюджетного процесса. В этой связи одним из заданий усовершенствования финансового контроля есть определение заданий и сферы ответственности каждого подразделения.   Ответственность участников бюджетного процесса на всех его стадиях - залог эффективной бюджетной политики в государстве, целевого использования бюджетных средств. Важным шагом в этом направлении является установление ответственности на стадии планирования и использования бюджетных средств. Бюджетное законодательство предусматривает конкретные требования и ответственность, которые касаются всех участников бюджетного процесса относительно выполнения их обязанностей.           Опираясь на зарубежный опыт, рядом с государственными контрольными органами должны действовать общественные аудиторские организации с достаточными полномочиями на осуществление проверок всех общественных субъектов.        Многие города в Украине усовершенствовали свой бюджетный процесс, создав совещательные общественные комиссии и рабочие группы. Такие группы сосредоточивались на вопросах экономического развития, коммунальных услугах, стратегического планирования, туризма и помощи работникам органов власти устанавливать цели, приоритеты, желательные ровные предоставления услуг. Рекомендации комиссий и рабочих групп способствовали принятию стратегических планов, в результате чего выделялось финансирование на новые важные проекты и сферы деятельности в пользу всего общества.       К основным путям усовершенствования бюджетной системы Украины можно отнести:             1.   Завершение налоговой реформы и принятие Налогового кодекса, который обеспечит формирование прогнозируемой, рациональной налоговой политики, будет способствовать экономическому росту, создаст единственное правовое поле для деятельности субъектов ведения хозяйства и улучшит качество планирования доходов в бюджет;      2. Упорядочение системы действующих налоговых льгот и выравнивания налоговой нагрузки за видами экономической деятельности;  3. Ввод полноценного среднесрочного бюджетного планирования в разрезе главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных программ на уровне государственного и местного бюджетов, как результат утверждения трехлетних бюджетов, которое будет реальным шагом до повышения эффективности расходов бюджета и качества бюджетной политики в целом;            4. Полномасштабное применение программно - целевого метода при планировании и выполнении бюджетов всех уровней, а также практическое применение оценки эффективности бюджетных программ и системы отчетности о выполнении программы;         5. Применение единых подходов к управлению государственными средствами в части средств общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования;       6. Реформа отрасли здравоохранения, особенно в части обязательного медицинского страхования;          7. Пересмотр бюджетных правил относительно осуществления расходов бюджета в соответствии с распределением бюджетных ассигнований за периодами бюджетного года согласно бюджетной классификации с расширением полномочий распорядителя бюджетных средств одновременно с усилением его ответственности.     8. Установление четких, прозрачных требований относительно проведения капитальных инвестиций за счет бюджетных средств и предоставления государственной финансовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности на инвестиционное развитие.   9.    Развитие внутреннего рынка ценных бумаг с целью минимизации долговых рисков и оптимизации соотношения объемов внутреннего и внешнего долга.

ДОДАТОК  1

   Табл. 2.1

Динамика доходов государственного бюджета за 2012-2013 год

Статья доходов

2013 год

2012 год

Изменение

Млдр.грн

Млдр. грн

Абсолютное

Относительное

Внутренние налоги на товары

и услуги

195,3

205,8

-10,6

-5,1%

в том числе:

а) НДС

154,6

164,1

-9,5

-5,8%

б) акцизный налог

40,7

41,7

-1,0

-2,4%

Налоги на доходы и прибыль

64,8

65,5

-0,6

-1,0%

в том числе:

а) налог на прибыль

предприятий

56,6

58,2

-1,6

-2,7%

б) налог на доходы

физических лиц

8,2

7,2

1,0

13,2%

Доходы от гос. собственности

и предпринимательской

деятельности

24,7

28,5

-3,9

13,6%

в том числе:

а) средства, которые

перечисляются в госбюджет

Нацбанком

16,0

13,2

2,8

21,5%

б)прибыль гос. и коммунальных унитарных

предприятий, дивиденды

на акции

3,5

6,1

-2,6

-42,8%

Собственные поступления

бюджетных учреждений

20,9

16,8

4,1

24,4%

Сборы и плата за специальное

использование природных

ресурсов, рентная плата

16,2

18,7

-2,5

-13,5%

Налоги на международную

торговлю и внешние

операции

15,3

13,1

2,2

17,0%

Прочие неналоговые

поступления

7,2

7,2

0,0

0,2%

Сборы на топливно-

энергетические ресурсы

4,9

4,9

0,0

0,2%

Административные сборы

и платежи, доходы от

некоммерческой

хозяйственной деятельности

4,6

6,2

-1,6

-25,4%

Прочие налоги и сборы

4,2

3,1

1,1

36,1%

в том числе:

экологический налог

2,1

1,2

0,9

79,9%

Прочие доходы

4,7

4,1

0,6

14,1%

ВСЕГО

362,8

374,0

-11,1

-3,0%

ДОДАТОК 2

Табл. 2.3

Основные социальные показатели бюджета за 2012-2013 год

Статья

Бюджет на 2013 год

Бюджет на 2012 год

Абсолютное изменение

Среднемесячный размер прожиточного минимума в расчёте на одно лицо, грн.

1 114

1 042

72

Среднемесячный размер прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет, грн.

977

915

62

Среднемесячный размер прожиточного минимума для детей в возрасте от 6 до 18 лет, грн.

1216

1140

76

Среднемесячный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, грн.

1153

1098

55

Среднемесячный размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, грн.

899

842

57

Минимальная зарплата с 1 января, грн. в месяц

1147

1073

74

Минимальная зарплата с 1 декабря, грн. в месяц

1218

1134

84

Минимальная зарплата с 1 января, грн. в час

6,88

6,43

0,45

Минимальная зарплата с 1 декабря, грн. в час

7,30

6,80

0,50

Уровень обеспечения прожиточного минимума для трудоспособных лиц

21%

21%

-

Уровень обеспечения прожиточного минимума для детей

75%

50% (с 1 января), 75% (с 1 июля)

12,5%

Уровень обеспечения прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов

100%

80%(с 1 января), 100%(с 1 июля)

10,0%

Размер социальной помощи малообеспеченным семьям

Не больше, чем 75% от уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи

-

Размер помощи при рождении первого ребёнка, грн.

29 310

27 460

1 850

Размер помощи при рождении второго ребёнка, грн.

58 620

54 920

3 700

Размер помощи при рождении третьего и следующих детей, грн.

117 240

109 840

7 400


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16952. Перевод ЭБ из состояния реактор критичен в состояние «Работа на мощности» 78 KB
  Тема: Перевод ЭБ из состояния реактор критичен в состояние Работа на мощности. План лекции 1.Увеличение мощности реактора до 5 Nном. 2. Увеличение мощности реактора до 20 39 Nном. 3.Разворот ТГ и включение в сеть. 4.Увеличение мощности РУ до N = 7580Nном и до номин
16953. Работа ЭБ в состоянии «Работа на мощности» 165.5 KB
  Тема: Работа ЭБ в состоянии Работа на мощности. План лекции Введение 1. Состояние систем и оборудования при состоянии ЭБ Работа на мощности. 2. Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования РУ в режиме Работа на мощности. 3. Эксплуатация и техническ...
16954. Работа ЭБ с неполным числом петель 1 контура 51 KB
  Тема: Работа ЭБ с неполным числом петель 1 контура. План лекции Введение 1.Последовательность операций при отключении петли в резерв. 2.Подготовка петли к работе. 3.Ввод петли в работу. 4.Эксплуатация ЭБ в режиме продления компании...
16955. Перевод ЭБ из состояния «Горячий останов» в состояние Холодный останов 147.5 KB
  Лекция № 15 Тема: Перевод ЭБ из состояния Горячий останов в состояние Холодный останов. План лекции Введение 1.Подготовка РУ к расхолаживанию. 2.Расхолаживание 1 контура. 3. Расхолаживание 1 контура системой TQ122232. 4.Окончательное расхолаживание 1 контура
16956. Перевод ЭБ из состояния «работа на мощности» в состояние «горячий останов» 81 KB
  Тема: Перевод ЭБ из состояния работа на мощности в состояние горячий останов. План лекции Введение 1. Подготовка к снижению мощности и снижение мощности реактора. 2. Останов турбогенератора. 3. Разгрузка реактор...
16957. Перевод ЭБ из режима «Холодный останов» в режим «останов для ремонта» и «останов для перегрузки» 83 KB
  Тема: Перевод ЭБ из режима Холодный останов в режим останов для ремонта и останов для перегрузки. План лекции Введение 1.Дренирование 1 контура и консервация ПГ. 2.Подготовка ЭБ к ремонту. 3.Подготовка РУ к перегрузке топлива. ...
16958. Задачи и организационная структура управления эксплуатацией АЭС 84.5 KB
  Тема: Задачи и организационная структура управления эксплуатацией АЭС. План лекции Введение 1.Задачи эксплуатации АЭС. 2.Типовая организационная структура управления эксплуатацией АС. Выводы по лекции. Литература: 1.Острековский В.А. Эксплуатация АС. Москв
16959. Эксплуатационно-техническая документация на АЭС 106 KB
  PAGE 12 Лекция №3. Тема: Эксплуатационнотехническая документация на АЭС. План лекции. Введение. 1.Виды эксплуатационнотехнической документации на АЭС. 2.Руководящая документация на АЭС. 3.Пономерная документация на АЭС. 4. Документация опе...
16960. Эксплуатация ЭБ при снижении и повышении нагрузки генератора 120.5 KB
  Лекция № 13 Тема: Эксплуатация ЭБ при снижении и повышении нагрузки генератора. План лекции Введение. Эксплуатация ЭБ при снижении нагрузки. Эксплуатация ЭБ при повышении нагрузки. Выводы по лекции. Литература: Инструкция по эксплуатации...