84420

Формы правления

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

Русский

2015-03-19

75.5 KB

2 чел.

Курсовая работа: Формы правления

Введение……………………………………………………………………………...3

I.Форма правления в структуре формы государства………………………………6

1.Понятие и структура формы государства………………………………………..6

2.Место и роль формы правления в ее структуре…………………………………8

3.Понятие и виды формы правления. Их достоинства и недостатки…………...11

II.Типичные формы правления…………………………………………………….17

1.Монархия: понятие, признаки и виды…………………………………………..17

2.Республика: понятие, признаки и виды…………………………………………21

III.Нетипичные формы правления………………………………………………...26

1.Монархия с элементами республики……………………………………………26

2.Республик с элементами монархии……………………………………………...27

3.Полупрезидентская республика…………………………………………………28

4.Советская республика……………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. По формам правления все государства разделяют на две больших группы:  монархии и  республики. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Актуальным аспектом изучения  форм государственного правления является выяснение наиболее приемлемого правления: того, при котором все решения келейно, закрыто, хотя и быстро, принимает правящая группа либо того, где важнейшие политические решения принимаются представителями народа в процессе длительно согласования. В этой связи представляется важным рассмотреть, к каким институтам государственной власти будет больше доверия со стороны общества, к органам, выбранным путем всеобщего голосования или к тем органам, что формированы помимо свободного волеизъявления населения.

Форма правления входит в понятие форма государства. Изучение форм (устройств) государства (а значит и форм правления) имеет огромное значение в современном мире. От формы правления в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов. В форме правления государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма правления» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры.

Понятие формы правления является одной из важнейших содержательных характеристик политико-правовой науки и государствоведения, в целом. Несомненно, также его методологическое значение, еще Кант рассматривал форму правления, в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.

На протяжении многих сотен лет в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют, 2)  какая из форм правления является наилучшей  для данного времени, в данной стране.

Изучением форм государственного устройства занимались такие известные ученые, как А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, В.В. Лазарев, Н.И. Матузова и А.В. Малько и другие известные ученые-правоведы. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления.

Цель курсовой работы – рассмотреть существующие формы государственного правления и показать их особенности.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие и структуру формы государства;

- рассмотреть место и роль форм правления в форме государства;

- изучить виды форм правления и рассмотреть их достоинства и недостатки;

- рассмотреть монархию и республику, как формы правления;

- изучить нетипичные формы правления: монархию с элементами республики, республику с элементами монархии, полупрезидентскую республику, советскую республику.

Выдержки из работы:

В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая дефиниция «формы правления», неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. Многочисленные юридические школы отталкиваются в интеллектуальном осмыслении формального конструирования верховной власти суверенных держав от двух фундаментальных философских точек зрения: идеалистической или материалистической. Первая рассматривает идею как основополагающую сущность материи, выраженной в форме, а вторая опирается на внешние, осязаемые признаки вещественного развития общественных отношений и явлений, определяющих их структуру и предназначение1.

Одним из достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр  будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии.

1. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента, правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В Новое время выборный принцип часто применялся при основании новых государств — так, были избраны для основания династии первые короли Греции, Румынии, Болгарии, Норвегии, где в дальнейшем престол передавался по наследству, и царь России Михаил Фёдорович, а также при смещении старых династий — так, парламентом были избраны Короли Англии Генрих IV и Вильгельм III Оранский и король Франции Луи-Филипп.

Заключение

Форма правления -  это категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Последняя, в свою очередь, делится на дуалистическую и конституционную (парламентарную). При абсолютной монархии власть монарха не ограничивается каким-либо органом. Сегодня абсолютная монархия — исключение. Она сохранилась в Саудовской Аравии, Брунее и ряде других азиатских государств.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства. Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

2.Василенко А. И., Максимов М. В., Чистяков Н. М. Теория государства и права. -  М.: ЮНИТИ, 2007. -   384 с.

3.Венгеров А. Б. Теория государства и права. -  М.: Норма, 2008. – 608с.

4.Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. -  М.: Крон-пресс, 2007. – 224 с.

5.Лазарев В.В. Общая теория государства и права. -  М.: Спарк,  2007. – 575 с.

6.Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права. - М.: Экзамен, 2008. – 208 с.

7.Марченко М.Н. Общая теория государства и права. -  М.: Юрист, 2006. -  648 с.

8.Морозова Л. А.  Теория государства и права. - М.:: Эксмо, 2009. – 509 с.

9.Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -  М.: ЮНИТИ,  2006. – 256 с.

10.Новиков С.С. Проблемы теории государства и права. -  М.: ИНФРА-М, 2006. – 277 с.

11.Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. -  М.: Юристъ, 2006. – 547 с.

12.Теория государства и права /  Под ред. Кусжанова А.Ж., Иванова Н.М. - СПб.: Питер, 2006. -  178 с.

13.Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. -  М.: Юрайт, 2008. – 752 с.

14.Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М.: Юрист, 2006. – 441 с.

15.Чепурнова Н.М. Теория государства и права. – М.: ЕМАОИ, 2008. – 465 с.

1 Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права. - М.: Экзамен, 2008. – С.134.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81058. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет 35.21 KB
  Основными понятиями теории МО являются: МО – совокупность экономических политических правовых идеологических дипломатических военных культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами формирующими единое мировое пространство. В МО включается внутренняя и внешняя политика Мировая политика Объект – система связей в международных отношениях Предмет – изучение систем связей.
81059. Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами 40.47 KB
  система международных отношений это совокупность составляющих ее элементов между которыми существуют устойчивые связи зависимости отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Различные комбинации участников МО варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем МС.
81060. Типы международных систем. Функционирование и трансформация международных систем 39.5 KB
  выделяют исторические типы: вестфальская система МО 1648 г. – идея баланса сил венская система 1814 г. – идея единого управляющего центра – идея Европейского концерта версальсковашингтонская система после 1 мировой войны и по ее результатам – переход к биполярной системе и увеличение акторов ЯлтинскоПостдамсткая посде 2 мировой войны – биполярная система легла в основу биполярного мира: противостояние ВостокЗапад С распадом СССР историческая типология заканчивается. Современная система большинством исследователей называется...
81061. Субъекты и акторы международных отношений. Цели, средства, стратегии в международных отношениях 38.16 KB
  Участники: Мировое сообщество – активные участники – национально-государственные объединения Остальное сообщество – негосударственные наднациональные организации общественные организации и личное участие.= организации – создается государствами или другими участниками международных отношений и подразделяются на несколько типов: межправительственные создаются государствами ЕС неправительственные организации формируются независимыми от государств группами для решения задач с которыми государство не справляется самостоятельно; с...
81062. Взаимоотношение и анализ понятий внутренняя политика, внешняя политика, мировая политика. Закономерности международных отношений 36.74 KB
  В МО включается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика испытывает двоякое давление системы международных отношений и внутренних тенденций социальноэкономического развития а также зависит от этапа исторического развития и задач государства на данном этапе. Мировая политика – процесс и результат выработки принятия и реализации решений затрагивающих жизнь мирового сообщества.
81063. Методы и техники исследований международных отношений (методы исследования ситуации, сравнительный, экспликация, эксперимент, прогностические методы, построение сценариев, системный метод и модели анализа) 44.94 KB
  Методы анализа ситуации Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала данных. Главный недостаток данного метода сбора данных большая роль субъективных факторов связанных с активностью субъекта его идеологическими предпочтениями несовершенством...
81066. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича 5.32 MB
  В современных условиях отмечается увеличение частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта, тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в среднем 10% всего населения земного шара...