84427

Управление рыночной экономикой

Курсовая

Макроэкономика

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Русский

2015-03-19

81.9 KB

5 чел.

33

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РосНОУ)

__________________________________________________________________

Курсовая работа

Студентки  1 курса факультета отраслевого менеджмента

очной формы обучения

Клепиковой Кристины Александровны

Тема: «Управление рыночной экономикой»

Руководитель: Доктор исторических наук, доцент.

 Кузнецов Андрей Михайлович

Защитил                                                                                                  Оценка

«____»_________20__ г.                                                             __________________

Москва

20__ г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность рыночной экономики ……………………………………….5

1.1     Определение рынка ………………………………………………………….5

1.2     Возникновение, структура и основные элементы рынка ………………...7

1.3     Условия функционирования рынка ……………………………………......10

1.4      Собственность, рынок и рыночная экономика. …………………………14

Глава 2. Функции и механизмы рыночной экономики ………………………….18

2.1.    Главные и важнейшие функции рынка …………………………………….18    

2.2.    Принципы функционирования рынка ……………………………………...21

2.3.    Управление рыночной экономикой ………………………………………...33

Заключение ………………………………………………………………………...36

Список литературы ………………………………………………………………..37

Введение

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

      Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит в конечном счете удовлетворению потребностей. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

      Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах.

      К специфической особенности потребностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

      Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Глава 1. Сущность рыночной экономики

1.1 Определение рынка.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;  

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

-  процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

1.2. Возникновение, структура и основные элементы рынка.

Несмотря на то что проблемам рынка и рыночной экономики посвящено немало работ ученых-экономистов, здесь по-прежнему вопросов больше, чем ответов. Это, в частности, относится к выявлению и определению сущности рынка и рыночной экономики, характеристике их современной структуры, обоснованию выводов, характеризующих тенденции развития рыночного хозяйства в третьем тысячелетии. В связи с этим системный метод исследования данной проблемы объективно предопределяет необходимость выявления источника, предпосылок возникновения рынка, поиска его основного признака.

Источником возникновения рынка следует считать действие закона возвышающихся потребностей, который обусловливает естественный характер поиска путей повышения эффективности творчески-трудовой деятельности по созданию жизненных благ. Неуклонное стремление к росту благосостояния является основой мотивации личности в ее созидательной деятельности. В эпоху общинного хозяйствования человеческий капитал индивида был не настолько развит, чтобы производить излишки благ. Хозяйство, в котором создаваемые продукты полностью потреблялись теми, кто их  производил, являлось натуральным.

Рост потребностей объективно привел к развитию трудового капитала человека-труженика и к специализации производства. Постепенно это привело к общественному разделению труда и появлению групп людей, целенаправленно занимающихся производством определенных благ. Растущий объем знаний и навыков позволял производить товарные излишки, которые предназначались для обмена на другие, недостающие человеку ценности. Трансакции обмена явились основой рынка. Следовательно, предпосылкой возникновения рынка и рыночной экономики стало общественное разделение труда и связанное с этим обособление товаропроизводителей, специализирующихся на выпуске различных благ.

Конституирующим признаком рынка следует считать обмен, в ходе которого блага меняют своих собственников. Однако обмен — это не сам рынок, а лишь его базисный признак. Как таковой обмен — это акт получения от кого либо желаемого объекта с предложением чего -либо взамен. Сам по себе обмен отражает и характеризует техническую сторону рынка, но не более того. Явление рынка ближе не к обмену, а к трансакциям обмена, то есть к механизму и системе человеческих взаимодействий, возникающих по поводу обмена.

Отношения, возникающие между людьми по поводу обмена, формируют социально-экономическую сторону рынка. В современной экономической литературе рынок чаще всего так и определяется: это система экономических отношений, возникающих между людьми по поводу обмена благами. Однако здесь необходимо сделать ряд дополнений и замечаний. Во-первых, социально-экономические отношения, возникающие между людьми по поводу обмена, вовсе не обязательно должны привести непосредственно к факту самого обмена. Действительно, покупатели и продавцы, вступая в соответствующие “переговоры” друг с другом, могут и не прийти к “консенсусу”, то есть обмена может и не произойти, хотя социально-экономические отношения имели место. Во-вторых, определение рынка через систему отношений обмена, возникающих между  экономическими субъектами, представляется в теоретическом плане незавершенным и в практическом смысле — слабо-функциональным.

Дело в том, что с момента своего зарождения отношения обмена не могли не иметь определенного “оформления”. Они всегда выступали в какой-либо определенной общественной форме, то есть были институционализированы. По сути, речь идет об институциональной стороне рынка, о постоянно меняющихся и воспроизводящихся нормах и правилах отмеченных выше социально-экономических взаимодействий. Институционализация отношений обмена, или их общественная форма, не может не сопровождать обмен, который с самого начала был сферой взаимодействия человеческих интересов. Итогом этого взаимодействия становились договоренности, или “правила игры”,придерживаясь которых обменивающиеся стороны сначала стихийно, а впоследствии сознательно стремились сократить трансакционные издержки. Путем изменения “правил игры”стороны могли оказывать регулирующее и координирующее влияние непосредственно на систему социально-экономических отношений в сфере обмена.

Таким образом, рынок следует рассматривать как систему, в которой органически сочетаются все рассмотренные выше стороны: техническая, социально-экономическая и институциональная. Рынок — это общественная форма отношений, возникающих между хозяйственными агентами по поводу обмена ценностями; это институционализированные трансакции обмена благами. Такое определение сущности рынка заключает в себе методологический и научно-практический потенциал исследования рынка и его позитивного развития.

С теоретической точки зрения приводимое определение сущности рынка отражает структуру предмета экономической теории, которая, напомним, включает технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. С практической точки зрения данное определение сущности рынка нацеливает хозяйственных субъектов на создание инновационных институтов, регулирующих систему социально-экономических отношений в сфере обменных трансакций. Разработка и развитие стимулирующих рыночных субъектов “правил игры” в сфере соответствующих трансакций становится важной задачей институционального предпринимательства.

Таким образом, внутренняя структура рынка включает техническую, социально-экономическую и институциональную составляющие. Элементами технической стороны рынка являются спрос, предложение и рыночная цена. Элементом социально-экономической стороны рынка является система рыночных отношений хозяйственных субъектов, которыми выступают личности, домохозяйства, фирмы и государство. Элементами институциональной стороны рынка следует считать формальные и неформальные институты, регулирующие и координирующие обмен общение участников рынка. Источник, предпосылки, признак, структуру и элементы рынка можно представить следующим образом.

Институциональный уровень рынка является его наиболее подвижным звеном. Изменяя прежде всего формальные институты обменных трансакций, можно либо создавать действенные мотивационные установки у всех участников рынка, либо, напротив, формировать негативные отношения и не способствовать развитию обмена. Это означает, что создание и воспроизводство соответствующих институтов должно не просто осуществляться в режиме институционального предпринимательства, но при этом иметь четкую социально-экономическую нацеленность и качественную определенность. Очевидно, что качественная определенность обмена объективно обусловливается социально-экономическим статусом рыночных субъектов, или системой их собственности.

1.3 Условия функционирования рынка

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

Реализация многообразных форм собственности (частной,                                               кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях.

Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе'' (Макконелл К., Брю С., «Экономикс»).

Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.

Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).

К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко – некоммерческие организации.

К объектам рынка относятся товары и деньги.                    

Что же такое товар? Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен (сейчас его называют ''бартер'') сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать кардинальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств, таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги.

Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

1.4 Собственность, рынок и рыночная экономика.

В современной экономической литературе рынок и рыночная экономика обычно рассматриваются в контексте формирования и развития системы частной собственности. Развитые формы обменных трансакций действительно наблюдаются преимущественно там, где действуют свободные частники собственники. В то же время в хозяйственных системах, где отсутствовала легитимная частная собственность как самостоятельный и защищенный обществом и государством феномен, наличие обмена и соответствующих трансакций также позволяет констатировать наличие рынка и рыночных отношений. Следовательно, рыночная экономика — это экономика, в которой осуществляются обменные трансакции, то есть множество благ целенаправленно производится множеством обособленных производителей именно для обмена.

Если в экономике существует монополия государственной или чиновничье бюрократической собственности, то формируется административно-рыночная экономика. В таком типе рыночной экономики государство является единственным собственником, распоряжающимся всеми факторами производства, а также остальными ценностями. Каковы же характерные черты рынка в условиях административно-рыночной экономики при господстве государственной собственности?

Во-первых, поскольку здесь обмениваются благами собственник и не собственники, то изначально трудно рассчитывать на правовой характер обмена и связанных с ним трансакций. Правовой характер обмена означает его эквивалентность, выступающую как результат решений, принимаемых равноправными собственниками благ. Основой справедливого обмена ценностями является равная “переговорная сила” обменивающихся сторон, которая, в свою очередь, базируется на той или иной форме собственности. У большинства субъектов административно-рыночной экономики, где частная собственность официально запрещена, изначально “переговорная сила” слабее, чем у государства. Следовательно, здесь обменные трансакции и сам обмен объективно не могут быть правовыми.

Во-вторых, административно-рыночная экономика приводит к росту трансакционных издержек. Это объясняется тем, что монополист собственник может бесконтрольно и в любое время вводить новые “правила игры”, не заботясь об их правовом характере. Общество не собственников не в состоянии осуществлять контроль над деятельностью государства,  вследствие чего экономически обособленные рыночные субъекты вынуждены искать пути получения от чиновничьей бюрократии односторонних преимуществ. Так зарождается и расширенно воспроизводится административный рынок, выступающий как определенная форма отношений между чиновничьей бюрократией и хозяйственными субъектами по поводу купли продажи “разрешений” и “запретов” в сфере экономической деятельности.

Кроме того, административно-рыночная экономика становится источником персонифицированных обменов при адресности партнеров, круг которых часто ограничен “своими” людьми и организациями. Любые попытки деперсонификации обменных трансакций приводят к усилению бюрократических тенденций в системе экономических отношений и, следовательно, росту транзакционных издержек в целом. В условиях административно-рыночной экономики трудно снижать и трансформационные издержки — затраты факторов производства, связанные с превращением “вещества” природы в жизненное благо. Не правовой характер обмена не стимулирует хозяйственных субъектов искать пути оптимизации затрат созидательного капитала.

Если же в экономике существует многообразие форм собственности, то рыночная экономика проявляется в форме конкурентно-рыночной экономики. Многообразие и равенство форм собственности формирует демократическую систему собственности, а создаваемое гражданским обществом правовое государство производит инновационные “правила игры”, одновременно в интересах человека как индивида и человека как члена общества. Особенности обменных трансакций в условиях демократической системы собственности заключаются в следующем.

Во-первых, равенство всех форм и видов собственности обусловливает и равенство в “переговорной силе” обменивающихся ценностями соответствующих собственников, но не только. Собственники факторов производства и создаваемых с их помощью благ имеют право выбора партнеров по сделке. Все это и обеспечивает правовой характер обменных трансакции эквивалентность обмена. Теперь рыночные цены обмениваемых благ отражают действительную общественную основу товаров или их стоимость. Правовой характер обмена является объективной основой развития позитивной мотивации личности к созиданию и творчеству, формирования и утверждения оптимизма нации.

Во-вторых, конкурентно-рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, минимизирует трансформационные и транзакционные издержки. Действительно, правовой характер обмена стимулирует минимизацию затрат факторов производства. Помимо этого не возникает предпосылок для развития административного и институционального рынка, поскольку государство производит стабильные “правила игры”, защищает собственников и их права. Одновременно с этим не формируются благоприятные условия для бюрократизации государственных органов экономической власти, поскольку гражданское общество, или общество собственников, осуществляет контроль над государством. Система обменов носит не персонифицированный характер вследствие универсальности и справедливости официальных норм и правил. Все это существенно сокращает транзакционные издержки, высвобождая энергию предпринимателей для решения творческих и созидательных задач инновационного развития. Общую структуру и краткую характеристику современных форм рыночной экономики можно представить с помощью схемы (Таблица.1).

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Как экономика, в которой осуществляется трансакции обмена благами

Административно-рыночная экономика

Конкурентно-рыночная экономика

Государственная (бюрократическая) собственность

Демократическая ( гражданская) собственность

 

Обменные трансакции носят правовой характер

Обменные трансакции носят правовой характер

Неэквивалентный обмен

Эквивалентный обмен

Трансформационные и трансакционные издержки увеличиваются

Трансформационные и трансакционные издержки сокращаются

Экономическая стагнация обострение социальных противоречий

Новое качество экономического роста и перспектива ноосферного развития

Таблица. 1. Основные формы рыночной экономики и их характеристика

Несмотря на то, что отечественная практика пока не свидетельствует о высокой эффективности формирующейся у нас конкурентно-рыночной экономики, тем не менее именно такая форма рыночной экономики представляется наиболее приемлемой и стратегически перспективной. Система собственности в такой экономике имеет сложную субъектную структуру, но в любом случае речь идет о равноправных собственниках факторов производства и создаваемых благ.

Глава II. Функции и механизм рыночной экономики

2.1 Главные и важнейшие функции рынка

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях.

Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

Также к важнейшим функциям относятся:

Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.

Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).

Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.

Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

2.2.  Принципы функционирования рынка

1. Свобода выбора видов и форм деятельности.

Хотя и рыночная экономика и много призначное понятие, главный её признак всё же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественная экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказания услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. Словом, любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспределения, обмена, потребления и использования общественного продукта, которые не запрещены законом, как преступные или криминальные. Закон же призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Всё остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в её коллективных и государственных формах деятельности.

В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как с самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая образование медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности».

2. Всеобщность рынка.

Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он – следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм хозяйственной деятельности. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной.

Конечно, какие то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономики. Точно также элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономики. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности.

Куда в первую очередь проникают товарно-денежные и товарообменные отношения? Это прежде всего рынок товаров народного потребления, бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры, образования, здравоохранения. В экономике рыночного типа только небольшая часть таких услуг оказывается населения безвозмездно. А что ещё?

Жилье в рыночной экономике, как и другие виды имущества, также является объектом купли-продажи. Оно не предоставляется, а реализуется по рыночным ценам.

Наличие рынка средств производства, распространяющего свои действия на орудия и предметы труда, включая землю, природные богатства, скот, производственные здания и сооружения, оборудования, машины, сырье, энергоносители и энергию, - также неотъемлемый признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется оптовой и розничной торговлей, в результате чего они обретают денежную стоимость и цену.

Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала – денег, валюты, ценных бумаг, которые практически отсутствуют в «государствленной» экономике.

Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется в том, что в нем широко представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками.

Отметим, что всеохватывающий рынок представленный попадающими в область рыночных отношений иными видами интеллектуальной, духовной, информационной продукции, предметами и объектами культурной деятельности.

Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

В любой экономики её активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это весьма разномасштабные и разноправные субъекты и было бы неправомерно предоставлять одни и те же права индивидуалу и государственной экономике. Ведь индивидуальные и общегосударственные интересы не уравновешиваются. Но если подойти к пониманию экономического субъекта с другой стороны, то разговор о равноправии становится необходимым, обоснованным. Сравним права предприятий, организаций с государственной, коллективной, кооперативной, акционерной, арендной, групповой, семейной, личной (частной) собственностью на средства производства. Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии.

Естественно, что равноправие предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности по неволе создают разные производственные и экономические возможности. К тому же не рационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения, для предприятия с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом. О том, чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное другую. В сущности, эта предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.

Несоблюдение этого принципа привело к господству в советской экономики предприятий с государственной собственностью.

Вторая, не менее важная сторона этого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду устранение геноцида по отношения к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного советской экономике.

Однако и в экономике рыночного типа имеет место обобществление производства, последовательно, хотя и однонаправленный переход от частной к коллективным формам собственности и от коллективных к общественным, государственным, общенародным. Но переход не на основе принуждения, а на основе соревновательности и свободного выбора.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономики, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.

4. Саморегулирование деятельности.

Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики. Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и ещё одно направление реализации принципа экономической свободы.

Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения.

Свобода прекращения деятельности предприятий в большинстве случаев оказывается вынужденной. Но, с одной стороны, закрытие предприятий больно бьёт по коллективу, а с другой – очищает экономику от неэффективных звеньев.

В государственно-плановой экономике самопрекращение деятельности предприятия предотвращается государственными субсидиями гораздо чаще, чем в рыночной. Тем самым уровень социальной защищенности коллективов выше, но уровень эффективности экономики ниже, так как заторможены процессы самоочищения.

Одна из принципиальных особенностей рыночной экономики по сравнению с планово-директивной состоит в значительно большей управленческой нагрузке.

В нерыночной экономике основным объектом планирования и управления являются материально-вещественные процессы и потоки. Это управление на базе прямого воздействия на производство. Стоимостные категории используются преимущественно как измерительные, для сопоставления. В этих целях применяются показатели исчисленные в универсальных денежных единицах – рублях. Деньги играют роль всеобщего эквивалента и используются как активное начало только посредством воздействия на денежную оплату труда.

В директивной экономике, где цены, зарплата, взаимные расчеты регулируются не естественными, свободными, договорными рыночными отношениями, а установками сверху, государственным распределением, возникают искусственные движения денег, оторванные от реальных стоимостей. Этот процесс сопровождается возникновением различий между наличными и безналичными деньгами, появлением ряда курсов денег по отношению к твердым валютам, неконвертируемостью рубля.

В рыночной экономике движение финансов строже подчинено действию закона стоимости, сами финансы обретают самостоятельное значение, как инструмент активного управления созданием и движением стоимостей. Здесь характерно непосредственное включение в финансовый контур управления экономикой таких мощнейших рычагов саморегулирования, как свободные рыночные цены, кредит, ссудный капитал, процентные ставки, валютный обмен, движение ценных бумаг во взаимодействии с денежными потоками. Управление экономикой путём воздействия на денежное обращение становится в этих условиях не менее важным, чем непосредственное управление производством, распределение и потреблением материально-вещественного продукта.

Для рыночной экономики принципиально важно не только то, что деньги живут в ней самостоятельной жизнью, но и то, что материально-вещественные и денежные потоки обладают высокой степенью согласованности. На практике происходят естественное сращивание материальных и финансовых отношений в виде единых товарно-денежных отношений.

Более высокая активность в функционировании финансового контура управления в рыночной экономике обеспечивается тем, что в ней банковская система распространяет свои функции далеко за пределы накопления и распределения финансовых ресурсов. Банки становятся органами регулирования финансово-экономической деятельности, стабилизаторами денежного обращения, ускорителями движения капиталов, стимуляторами хозяйственной предприимчивости.

5.Принцип договорных отношений.

Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений. В экономике административно-директивного типа отношения между секторами, отраслями, регионами, предприятиями устанавливаются и регулируются в основном государственными планами, приказами, решениями. Взаимосвязи между экономическими объектами, взаимоотношения между производственными коллективами и внутри них представляющие в целом совокупность горизонтальных связей, управляются, регулируются, управляющими воздействиями.

Экономическим субъектом предписывается как они должны строить хозяйственные отношения между собой по поводу производства продукции, распределения дохода и прибыли, взаимного обмена материальными ресурсами и денежными средствами, использования рабочей силы.

Навязанность экономических отношений из вне содержит элементы диктата.

Но в некоторых случаях государственный орган управления способен погасить острые противоречия. Однако в большинстве случаев сделать эти отношения взаимоприемлемыми способны только сами взаимодействующие стороны в результате совместной договоренности.

Преимущества договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики. Принцип договорности весьма универсален. Он действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.

6. Свобода ценообразования.

При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.

На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна и применяется в любой экономике. Всё дело в том, какие цены занимают главенствующее положение.

В государственной экономике, управляемой преимущественно административно-распорядительными методами, господствуют устанавливаемые, стабильные государственные цены, изменяемые лишь через продолжительные отрезки времени. Их дополняют договорные цены, также действующие в течение продолжительного отрезка времени. Они формируются на договорных началах между производителями и закупочными организациями. В узком масштабе применяются свободные, плавающие цены, применяющиеся по соглашению между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения.

В рыночной же экономике картина обратная. Ведущее место занимают свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены.

Вместе с тем неправомерно отождествлять рыночную экономику с экономикой полностью раскрепощенных цен. Фактически и рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных отношений в широком смысле слова, охватывающих всю национальную, а иногда и мировую экономику (цены мирового рынка). Принцип рыночного ценообразования означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.

В принципе рыночного ценообразования находит своё продолжение принцип свободы экономических отношений. Но значение рыночного ценообразования выходит за пределы увеличения экономической свободы. В нем есть и другая очень важная сторона. Пожалуй, только механизм рыночных цен обладает высокой способностью устанавливать и поддерживать цены на уровне истинной стоимости продукции товаров и услуг. Все другие механизмы ценообразования значительно уступают рыночному, хотя имеют и свои достоинства.

Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку затратной, меновой и потребительской стоимости товара, воплощая её в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции её обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские свойства. Словом, рыночные цены в наибольшей мере обеспечивают эквивалентный обмен товаров.

7. Самофинансирование.

Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

Вообще говоря, принцип самофинансирования носит универсальный характер и должен быть свойствен экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Но в плановой экономике этот принцип действует в весьма усеченной форме, с многочисленными отклонениями.

В рыночной экономике принцип самофинансирования также не соблюдается как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он соблюдается гораздо более жестко и последовательно.

Благоприятная для экономики страны в целом сторона принципа самофинансирования состоит в том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства. Отсюда самофинансирование возбуждает предприимчивость, учит умению добывать деньги, упорядочивает учёт и контроль за финансами.

8. Децентрализация управления и самостоятельность.

Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов. Его можно смело включить в само определение рыночной экономики. Ведь будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства товаров и услуг по плану. Рыночной же экономике свойственен свободный обмен между экономическими субъектами по соглашению.

Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.

Естественно, что децентрализация управления видна не только в ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим субъектам, хозяйственным единицам, предоставления им высокого уровня самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий. То есть, нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в праве самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Формулируя принцип децентрализации управления рыночной экономикой следует прибавить к нему два существенных замечания. Во-первых, рыночная экономика не может и не должна быть децентрализована полностью, ибо в этом случае будут потеряны организующие начала, объединяющие хозяйственные ячейки в единую экономику страны. Чтобы избежать кризисов и развала, рыночная экономика призвана быть высоко организованной, контролируемой и в определенном смысле направляемой.

Во-вторых, чтобы рыночная экономика была самоорганизующаяся, необходима разработка схемы правил экономического поведения имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Так что неизбежно централизованное установление единых правил и норм экономического поведения, в пределах соблюдения которых уже имеет место хозяйственная самостоятельность экономических субъектов.

9. Экономическая ответственность.

Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения ответственности используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями которые в нём повинны.

Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.

В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.

Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.

В рыночной экономике ответственность порождается и становится действенной также в силу реальности и конкретности форм и отношений собственности. При обезличенной собственности подает уровень ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет дело. Ничто не возбуждает ответственность как боязнь потерять своё.

10. Государственное регулирование.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

11. Конкуренция и механизмы социальной защиты.

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.

В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства.

Наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже насаждается извне. С помощью специальных управляющих воздействий.

Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя категориями. Прежде всего, это постоянно действующие ограничители не позволяющим рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимой ставкой налогообложения.

Наряду с ограничителями применяется сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.

Однако уровень социальной защищенности в рыночной экономике поддерживается таким, чтобы одна не оказывала отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

2.3. Управление рыночной экономикой.

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип — принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения: что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения — возможная потеря собственности.           Поскольку фирмы плановых зданий не получают, управление в этих условиях решает следующие проблемы:

•   ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;

•   производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;

•   обеспечение эффективности деятельности.

В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии. Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то получим формулу эффективности:

    Эффективное управление фирмой должно вести к эффективности работы фирмы и отдельных сторон ее деятельности.

Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству. В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок регулируется, называется «смешанной». Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий. Деятельность по управлению в условиях рынка носит название «менеджмента».

Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой парадигмы, основные положения которой сводятся к следующему:

•         децентрализация системы управления. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, установление кредитных ставок, лицензирование экспорта и импорта и т.п.;

•         формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально-ориентированных систем. Каждая организация самостоятельно решает вопросы, касающиеся ее взаимодействия с рынком. Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества, решение социальных проблем трудового коллектива;

•         самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых растет;

•         сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Арендатор если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

В открытом письме к избирателям Путин В. В. заявил, что любая программа начинается с обозначения главных целей.

Государственная – с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны.

Путин убежден: нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих – международную часть. Когда все это механически ''склеивают'' и выдают за единую государственную платформу. Это – не подход, так дела у нас не пойдут.

В последние годы мы приняли сотни программ ''первоочередных'' и ''приоритетных'' мер. Раз их так много, значит до реальных приоритетов руки ни у кого не дошли. Мы все время шли на поводу у событий, расхлебывая последствия собственных опрометчивых решений. Постоянно сваливали в кучу большие и малые дела. Зато с энтузиазмом отвлекались на легкие задачи, оправдывая собственное нежелание и собственный страх отвечать на действительно серьезные вызовы.

Раз не хотим повторение пройденного, не хотим, чтобы страна плелась в хвосте – должны определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом. Но они действительно сложные.

Наш приоритет – побороть собственную бедность.

Мы привыкли гордиться своим богатством – огромной территорией, природными ресурсами, многонациональной культурой и образованностью нации. Это действительно есть. Но этого недостойно мало для великой державы – России.

Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей. От успешного решения собственных внутренних задач напрямую зависит и наша зажиточность, и наши новые права.

Наш приоритет – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального.

Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, не правового вмешательства в его деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро наполняют преступные группировки. Берут под свою ''крышу'' тех, кто никак не может добиться защиты от государства.

Россия уже давно - не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом.

Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Путин абсолютно уверен: сильное государство заинтересовано в людях состоятельных. И потому ключевое решение для всей нашей экономической политики в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать.

Хватит думать про чужие страны, вынуждая наших людей хранить заработанные средства на зарубежных счетах. Давно пора создать для молодых и трудоспособных граждан нормальные условия развития.

Кто хочет и может жить богато, пусть поможет себе и своей стране.

Список литературы.

1.«Экономическая теория»; Б.В. Салихов. Москва, 2005 год.

2.«Экономика»; А.С. Булатов. Москва, 1999 год.

3.«Экономическая история России»; Т.М. Тимошина. Москва, 2007 год.

4. «Курс микроэкономики»; Р.М. Нуреев. Москва, 1998 год.

5. «Экономика»; И.В. Липсиц. Москва, 2003.

6. «История Экономики»; М.Я. Лойберг. Москва, 1999.

7. Сайт: http://www.iprbookschop.ru/

8. «Учебник по основам экономической теории»; В.Д. Камаев. Москва, 1997 год.

9. «Общая экономическая теория»; В.И. Ведяпин. Москва,1995 год.

10. «Экономическая теория»; А.И. Добрынин. Москва, 1999 год.

11. «Рыночная экономика»; Б.А. Райзберг. Москва, 1993 год.

12. «Рыночная экономика»; В. Максимов. А. Шишов. Москва, 1992 год.

13.«Экономика»; А.И. Архипов, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков. Москва, 1998 год.

14."Экономическая теория. Учебник"; Е.Ф. Борисов. 2005 год.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42385. Створення консольних додатків. Обробка розгалужених обчислювальних процесів на мові програмування C# 41.5 KB
  Створити консольний додаток, в якому, використовуючи оператори розгалуження if… розрахувати значення функції з точністю до трьох знаків після коми. Результат розрахунку вивести на екран з відповідним повідомленням.
42387. Побудова локальної компютерної мережі 413.5 KB
  Навчитись встановлювати драйвери мережних адаптерів в середовищі операційних систем Windows 2000 XP; дослідити схеми підключення мережних пристроїв в локальній комп’ютерній мережі топології â€зірка†та â€ієрархічна зіркаâ€; навчитись налаштовувати адресацію комп’ютерів в локальній комп’ютерній мережі; дослідити способи перевірки працездатності комп’ютерної мережі за допомогою діагностичних утиліт. Акуратно дотримуючись правил техніки безпеки я вставив адаптер у вільний слот шини PCI на материнській платі при...
42391. Знайомство з графічним редактором Paint. Вікно редактора. Панель інструментів 7.35 MB
  Панель інструментів Мета: навчальна: ознайомити учнів з графічним редактором Pint; сформувати навички створення малюнків; набути навичок самостійної творчості; розвивальна: розвивати художні здібності; розвивати інтелект уяву; розвивати самостійне творче ставлення до роботи; розвивати вміння робити висновки; виховна: формувати інтерес до комп'ютерної графіки; виховувати культуру мовлення й культуру діалогу; формувати навички само і взаємооцінювання. Обладнання: програма Pint роздавальний матеріал операційна...
42392. Windows: операції з файлами і папками 40.5 KB
  Щоб створити папку потрібно . Щоб зайти в папку потрібно . Для того щоб видалити папку потрібно . Щоб перейменувати папку потрібно .