8443

Проблема сознания в философии

Доклад

Логика и философия

Проблема сознания в философии. Смысл проблемы сознания и ее решения Концепции сознания в истории философии Диалектико-материалистическое понимание сознания Структура сознания. Самосознание Проблема сознания имеет общесмыслово...

Русский

2013-02-11

17.12 KB

3 чел.

Проблема сознания в философии.

  1.  Смысл проблемы сознания и ее решения
  2.  Концепции сознания в истории философии
  3.  Диалектико-материалистическое понимание сознания
  4.  Структура сознания. Самосознание

Проблема сознания имеет общесмысловой вид в философии.

Философия рассматривает 3 аспекта сознания:

  1.  Генезис сознания
  2.  Исследование феномена сознания. Изучает сущность сознания, как оно устроено, какова его структура, как проявляет себя сознание во внешнем мире.
  3.  Источники сознания. Ответ на вопрос, откуда берется все то, что человек мыслит.

Сложности проблемы:

  1.  Недостаток научных данных о головном мозге
  2.  Сознание имеет идеальный характер, а, следовательно, не имеет никаких физических характеристик: массы, энергии, местонахождения
  3.  Сознание нельзя наблюдать непосредственно
  4.  Сознание нельзя изучить как отдельный феномен, изъяв его из системы «человек – общество – природа»
  5.  Сознание уникально, оно присуще только человеку
  6.  Сознание только часть того, что определяет жизнедеятельность человека

Психика

Сознание бессознательное

                                                                                                                                Сны, автоматизмы,                      состояние аффекта

З. Фрейд

Г. Юнг

Коллективное бессознательное

Архетипы

  1.  Античность. Сознание интенциональное (направленное). Была открыта связь сознания и души.
  2.  Средневековый этап. Направленность сознания на внутренний мир
  3.  Новое время. Основное внимание уделялось методологии, сознание является ядром мышления

Шесть основных концепций:

  1.  Объективно - идеалистическая. Родоначальником был Платон. Сознание  –  проявление эйдоса (объективного идеального начала)
  2.  Субъективный идеализм. Сознание – субстанция существования мира. Весь мир совокупность человеческих ощущений
  3.  Гилозоизм – представление о всеобщей одушевленности материи.
  4.  Вульгарный (упрощенный) материализм. Сложился и проявил себя в 19 веке. Сознание столь же материально, как и все в мире. Сознание тонкий слой материи, выделяемый мозгом.
  5.  Социологизаторское понимание сознание.  Сознание – результат и продукт общественного взаимодействия.
  6.  Диалектический материализм. Рассматривает сознание, выводя его из фундаментальных свойств материи. Сознание высшая форма отражения (см. предыдущую лекцию). Сознание рассматривается как продукт эволюции материи, как свойство высокоорганизованной материи, рассматривает генезис сознания выделяет: биологические предпосылки и социальные условия.

Генезис

Биологические предпосылки       + социальные условия

1) тело 1) труд

2) наличие нервной системы 2) язык

3) стадный образ жизни 3) общественная жизнь

Свойства сознания:

  1.  Отражение общественной реальности
  2.  Творческий характер
  3.  Интенциональность – направленность сознания на предмет мысли
  4.  Целостность, нерасщепленность, отсутствие противоречий
  5.  Рефлексивность сознания – направленность сознания на самого человека, его внутренний мир, его качества
  6.  Динамичность сознания. Все, что представлено в сознании подвержено изменению, развитию

Сознание имеет 2 уровня:

  1.  Чувственно – рациональный: познание с помощь данных органов чувств, с помощью рационального логического познания
  2.  Эмоционально – ценностный: включает ценности, смыслы, мотивы деятельности

Они взаимосвязаны.

Четыре сектора сознания:

  1.  Телесно-перспективные. Первичные знания о собственном теле, других телах
  2.  Логико-рациональный. Уровень логической абстракции
  3.  Эмоциональный: простейшие эмоции (голод, жажда) и сложные чувства.
  4.  Ценностно-смысловой. Высшие смыслы, духовные цели, ценности; определяет наполненность жизни


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51816. Спрощений розрахунок середнього балу класу при 12-бальній системі оцінювання 49 KB
  Середній бал класу (або іншої великої групи учнів, студентів, курсантів тощо) звичайно розраховується за формулою...
51817. Классификация уроков истории 45 KB
  Уроки основных типов в рамках традиционного обучения: Урок ознакомления с новым материалом; Урок закрепления изученного; Урок применения знаний и умений; Урок обобщения и систематизации знаний; Урок проверки и коррекции знаний и умений; Комбинированный урок. Урок ознакомления с новым материалом Основные этапы: сообщение темы цели задач урока и мотивация учебной деятельности; подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; ознакомление с новым материалом; первичное осмысление и...
51818. Урок є основною формою навчально-виховної роботи в школі 35 KB
  Від організації і вмілого проведення уроку у великій мірі залежить вирішення завдань навчання і виховання учнів. Під час організації будьякого уроку необхідно звертати увагу на раціональне використання часу. Структура уроку. Робоче місце має бути належно підготовлене натура і все необхідне встановлено до початку уроку.
51821. ЗІРКИ УКРАЇНСЬКОЇ РОК – МУЗИКИ 177.5 KB
  НАОЧНІСТЬ: відеозапис уривків концертів виконавців уривки; нотна хрестоматія портрети та фотографії гурту Океан Ельзи Т. Межу між напрямами рок музики можна провести лише умовно оскільки творчість рок гуртів містить елементи декількох з них. І сьогодні ми з вами будемо розмовляти про вітчизняний рок гурт із такою романтичною назвою Океан Ельзи. Повідомлення учня пошуковця творче домашнє завдання У 1992 році...
51822. 3 родиною та друзями 55 KB
  Ознайомити учнів з особливостями вживання структури used to. Продовжувати вдосконалювати техніку читання. Формувати навички діалогічного мовлення. Практикувати учнів у письмі. Виховувати інтерес до історії своєї родини.