8443

Проблема сознания в философии

Доклад

Логика и философия

Проблема сознания в философии. Смысл проблемы сознания и ее решения Концепции сознания в истории философии Диалектико-материалистическое понимание сознания Структура сознания. Самосознание Проблема сознания имеет общесмыслово...

Русский

2013-02-11

17.12 KB

3 чел.

Проблема сознания в философии.

  1.  Смысл проблемы сознания и ее решения
  2.  Концепции сознания в истории философии
  3.  Диалектико-материалистическое понимание сознания
  4.  Структура сознания. Самосознание

Проблема сознания имеет общесмысловой вид в философии.

Философия рассматривает 3 аспекта сознания:

  1.  Генезис сознания
  2.  Исследование феномена сознания. Изучает сущность сознания, как оно устроено, какова его структура, как проявляет себя сознание во внешнем мире.
  3.  Источники сознания. Ответ на вопрос, откуда берется все то, что человек мыслит.

Сложности проблемы:

  1.  Недостаток научных данных о головном мозге
  2.  Сознание имеет идеальный характер, а, следовательно, не имеет никаких физических характеристик: массы, энергии, местонахождения
  3.  Сознание нельзя наблюдать непосредственно
  4.  Сознание нельзя изучить как отдельный феномен, изъяв его из системы «человек – общество – природа»
  5.  Сознание уникально, оно присуще только человеку
  6.  Сознание только часть того, что определяет жизнедеятельность человека

Психика

Сознание бессознательное

                                                                                                                                Сны, автоматизмы,                      состояние аффекта

З. Фрейд

Г. Юнг

Коллективное бессознательное

Архетипы

  1.  Античность. Сознание интенциональное (направленное). Была открыта связь сознания и души.
  2.  Средневековый этап. Направленность сознания на внутренний мир
  3.  Новое время. Основное внимание уделялось методологии, сознание является ядром мышления

Шесть основных концепций:

  1.  Объективно - идеалистическая. Родоначальником был Платон. Сознание  –  проявление эйдоса (объективного идеального начала)
  2.  Субъективный идеализм. Сознание – субстанция существования мира. Весь мир совокупность человеческих ощущений
  3.  Гилозоизм – представление о всеобщей одушевленности материи.
  4.  Вульгарный (упрощенный) материализм. Сложился и проявил себя в 19 веке. Сознание столь же материально, как и все в мире. Сознание тонкий слой материи, выделяемый мозгом.
  5.  Социологизаторское понимание сознание.  Сознание – результат и продукт общественного взаимодействия.
  6.  Диалектический материализм. Рассматривает сознание, выводя его из фундаментальных свойств материи. Сознание высшая форма отражения (см. предыдущую лекцию). Сознание рассматривается как продукт эволюции материи, как свойство высокоорганизованной материи, рассматривает генезис сознания выделяет: биологические предпосылки и социальные условия.

Генезис

Биологические предпосылки       + социальные условия

1) тело 1) труд

2) наличие нервной системы 2) язык

3) стадный образ жизни 3) общественная жизнь

Свойства сознания:

  1.  Отражение общественной реальности
  2.  Творческий характер
  3.  Интенциональность – направленность сознания на предмет мысли
  4.  Целостность, нерасщепленность, отсутствие противоречий
  5.  Рефлексивность сознания – направленность сознания на самого человека, его внутренний мир, его качества
  6.  Динамичность сознания. Все, что представлено в сознании подвержено изменению, развитию

Сознание имеет 2 уровня:

  1.  Чувственно – рациональный: познание с помощь данных органов чувств, с помощью рационального логического познания
  2.  Эмоционально – ценностный: включает ценности, смыслы, мотивы деятельности

Они взаимосвязаны.

Четыре сектора сознания:

  1.  Телесно-перспективные. Первичные знания о собственном теле, других телах
  2.  Логико-рациональный. Уровень логической абстракции
  3.  Эмоциональный: простейшие эмоции (голод, жажда) и сложные чувства.
  4.  Ценностно-смысловой. Высшие смыслы, духовные цели, ценности; определяет наполненность жизни


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59343. СІМ ЧУДЕС ПРИРОДИ 39 KB
  The subjects of our todays discussion are Natures seven greatest wonders. In the 2nd century BC people made a list of the most impressive and beautiful manmade objects in the world. They were called «The Seven Wonders of the World».
59344. Сульфатна кислота та її солі 99.5 KB
  Мета: узагальнити відомості про властивості сульфатної кислоти спираючись на знання загальних властивостей кислот; удосконалити вміння складати в молекулярній повній та скороченій іонній формах рівняння реакцій взаємодії сульфатної кислоти з металами основними й амфотерними...
59345. Нехай земля квітує всюди – природу збережімо, люди! 88 KB
  Обладнання: плакати дитячі малюнки на захист природи картини із зображенням природи рідного краю гілки рослин квіти. На дошці є вислови про природу: Все на землі все треба берегти І птаха й звіра і оту рослину Не чванься тим що цар природи ти Бо врешті ти його частинка.
59346. Кожна дитина має право 50 KB
  Кожна дитина має невідємне право на життя. Ти на життя і щастя маєш право Під золото блакитним знаменом Своєї Української держави. Кожна дитина має право на імя і громадянство з моменту народження.
59347. Кругові води в природі. Складання казки. Інтегрований урок (природознавство та розвиток зв’язного мовлення) 42 KB
  Вода з гір потекла весну принесла. Земля найбагатша вода найсильніша. Тиха вода береги рве. Де вода там і верба.
59348. Закріплення одиниць вимірювання маси. Розв’язування задач 38 KB
  Скільки зерен проросло Зерноочисна машина за 6 хвилин очищає 90 кг зерна. Скільки зерна очищає машина за 1 хв. Скільки зерна вона просушить за 3 хв. Скільки це кілограмів Скільки центнерів 1 5 мішка з зерном становить 12 кг.
59349. Святий Миколай 51.5 KB
  Вчити дітей знаходити префікси у словах утворювати за допомогою них нові слова. Дописують в зошитах Поясніть значення цього слова порівнявши його в таких реченнях: Лихо памятають а добро повік не забувають.
59350. Cценарій «На Великдень» 43 KB
  Гей Хто тут Озовися Наліг що вже тріщить Ти чуєш Підіймися Не можу біль терпіть Хрін: Хто ниє біля мене У цей святковий день Яйце: Це я яйце свячене Хтось душить наче пень. Мене їдять і діти І вся людська сімя: Гей гопса гопсаса Червоні в мене боки Танцює ковбаса....
59351. СЦЕНАРІЙ ВЕЧОРА ГЕОГРАФІЇ 61.5 KB
  На протязі минулого тижня в нашій школі проходив Тиждень географії і екології. Учні школи прийняли активну участь у проведенні цього Тижня. Були проведені цікаві конкурси, такі, як:...