8444

Философия Аристотеля

Доклад

Логика и философия

Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г. Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть...

Русский

2013-02-11

21.93 KB

9 чел.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть  врачом  означало  в  Древней  Греции  занимать  большое общественное  положение,  и  Никомах  был  известен  всей  Македонии.

В 17 лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую академию, становится учеником Платона. В академии пробыл 20 лет(после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. И Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу(столицу Македонии), где преподает в течении трех лет философские политические науки юному Александру – будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликкей, имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. Школа стала известной как «перепатетическая», а ее ученики как «перепатики»(«прогуливающиеся философы»), т.к. в аллеях парков во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды. Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После смерти Александра(середина 323г до н.э.) и антимакедонского восстания в Афинах, Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь продолжал разрабатывать философские проблемы.

 

Аристотель является систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логика, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др. )

Философия у Аристотеля охватывала всю суммы внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, политику) в противоположность вере. Она  подразделялась им на философию теоретическую(умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную. В свою очередь каждая из них также состояла из частей:

 

Философия умозрительная

Философия практическая

Философия изобразительная

Первая философия (метафизика)

 Этика

                Поэтика

Вторая философия(натурфилософия)

            Экономика

               Риторика

Математика

              Политика

                Искусства

Представленная классификация наук(она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была «первой философией». В нее включалась логика. «Первая философия » являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию.

По Аристотелю, общей целью, в том числе философии, является установление истин, объективного значения о сущем и вещах природы; никакие субъективные цели, сколь бы значимы они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот.

Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. Кажется,  что  материя  и  форма  -  обычное  и  всем  понятное  противопоставление,  и  кажется,  здесь  даже  не  о  чем  говорить.  К  примеру,  материя  этого  стола  есть  дерево.  А  форма  этого  стола  есть  тот  вид,  которые  приняли  деревянные  материалы ,  обработанные  для  определенной  цели.  Кажется,  что  все  здесь  очень  просто  и  понятно.  Тем  не  менее,  эта  проблема  являлась  одной  из  глубочайших  философских  проблем  Аристотеля. Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

Так же Аристотель касался проблемы душы. Носителем сознания является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государственных устройств. Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели(моральной значимости) правления. В соответствии с первым признаком имеются монархия, аристократия и полития(республика) – это «правильные формы правления» - и тирания, олигархия и демократия – «неправильные».

В отличии от платоновского «идеального государства» в проекте Аристотеля обосновывается положение о преимуществе частной собственности. Вместе с тем чрезмерное богатство развращает и разлагает государства. Нужно умеренное богатство. В политическом устройстве Аристотель различал 3 части: законодательную, административную и судебную. Между ними не должно быть раздора.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Написал более 150 научных трудов и трактатов. Он  описал  158  различных  греческих  и  негреческих  законодательств.  Вся  V  книга  его  основного  трактата  "Метафизика"  специально  посвящена  философской  терминологии,  и  каждый  термин  у  него  выступает  в  5  -  6  значениях.  

Аристотель  был  сильным  человеком.  И  когда  оказалось,  что  деваться

уже  некуда,  и  с  ним  могут  расправиться  как  до  этого  с  Сократом

он,  как  можно  предполагать,  принял  яд.  Так  кончилась  жизнь

Аристотеля.  И  всё  же  его  искания,  вся  его  жизнь  свидетельствуют  о

небывалом  мужестве  великого  человека,  для  которого  даже  сама  смерть

стала  актом  мудрости  и  невозмутимого  спокойствия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54176. Развитие культуры в условиях нижнего и среднего палеолита 33 KB
  Одним из важнейших способов выживания человека в первобытную эпоху стал беспрерывный процесс познания окружающего мира. На раннем этапе жизни человека предметом познания и осмысления является природа, от которой напрямую зависит жизнь человеческого общества.
54177. Новые информационные технологии в профильном обучении математики на примере темы „Многогранники” в 11 классе 827.5 KB
  Рассмотрение различных случаев взаимного расположения диагоналей ребер и граней многогранника использование для этого моделей и готовых чертежей способствует развитию пространственных представлений учащихся их интуиции Рис. Особо подчеркиваются характеристические свойства призмы.
54178. Видатні вчені на уроках математики 165 KB
  Задача 2 Вирішивши поділити всі свої заощадження між усіма синами хтось склав такий заповіт: Старший з моїх синів повинен отримати 1000 франків і 1 8 частину остачі; наступний 2000 франків і 1 8 нової остачі; третій син – 3000 франків і 1 8 частини третьої остачі і т. Так як усі сини отримали порівну то 1 8 частина кожної нової остачі була на 1000 франків менше 1 8 частини попередньої остачі тобто уся нова остача була на 8000 франків менше попередньої. Так як за умовою усі гроші були розділені повністю то коли молодший син отримав по...
54179. Видатні вчені на уроках математики: Евклід, Б.В.Гнеденко, Карл Фрідріх Гаусс 110 KB
  Евклід (бл.365 – бл.300 до н. е.) – старогрецький математик визнаний основоположник математики. Родом з Афін, учень Платона. Автор найдавніших трактатів з математики. Основна праця «Начала» (латинізована назва «Елементи») включає в себе 15 книжок, у яких міститься систематизований вклад геометрії, а також деяких питань теорії чисел.
54180. Метод розмірностей 342 KB
  Однак виявляється що метод розмірностей може бути використаний не тільки і не скільки для перевірки правильності розв’язку поставленої задачі але й для виведення з точністю до константи невідомих співвідношень між фізичними величинами. 1 Основним фундаментальним підходом методу розмірностей є те що будьяку таку функцію ми можемо представити у вигляді наступного виразу y = C x1α x2β x3γ xnω 2 де C – безрозмірна константа;...
54181. Як вчити школярів V-V1 класів розв’язувати задачі 101.5 KB
  Звичайно мова йде не про вправи тренувального характеру а про нестандартні завдання пошук рішення яких складає важливий компонент доступної дітям математичної творчості. Перш за все слід врахувати що навчитися вирішувати завдання школярі зможуть лише вирішуючи їх. Якщо ви хочете навчитися плавати то сміливо входите в воду а якщо хочете навчитися вирішувати завдання то вирішуйте їх пише Д. Рішення будьякого досить складного завдання вимагає від учня напруженої праці волі й наполегливості які найбільш сильно проявляються тоді...
54182. Становление элементов культуры в эпоху верхнего палеолита 37 KB
  Координаты вектора Чтобы найти координаты вектора нужно из координат конца вычесть соответственные координаты начала. Абсолютная величина вектора модуль вектора длина вектора Длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его координат. Равные вектора Векторы равны если равны их соответственные координаты и наоборот. б Условие коллинеарности векторов Если два вектора коллинеарны то их соответственные координаты пропорциональны и наоборот.
54183. Теоретические аспекты коррекционно-воспитательной работы на уроках математики 122 KB
  Коррекционно-воспитательная работа это система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ей подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных знаний умений и навыков. Описание опыта Для изучения причин неуспеваемости и планировании коррекционной работы с учащимися предлагаю использовать аналитическую схему которую заполняют учителя медсестра психолог классный руководитель в процессе бесед с учащимися на каждого...
54184. ПРОГРАМА факультативного курсу з математики для учнів 10-11 класів універсального профілю ЗНЗ «Довузівська підготовка з математики» 170.5 KB
  Поглиблення реалізується на базі вивчення методів і прийомів розвязування математичних задач які потребують застосування високої логічної та операційної культури розвиваючих науковотеоретичне і алгоритмічне міркування учнів. МЕТА КУРСУ: розвиток математичних здібностей учнів; формування алгоритмічного мислення та високої логічної культури; вироблення навичок самостійної роботи при розв’язуванні задач; перенесення засвоєних знань на розв’язування складних та нестандартних задач; якісна підготовка до незалежного зовнішнього...