84446

Правовой статус ребенка в семье

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Несмотря на всю важность прав детей, им уделялось мало внимания, особенно в законодательстве нашего государства. В отличие от обязанностей, которыми практически невозможно управлять с помощью закона, воздействовать на соблюдение прав можно.

Русский

2015-03-19

75 KB

5 чел.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж туризма и гостиничного сервиса»

                                

                                                             

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Право»

На тему: «Правовой статус ребенка в семье»

                                                                

   Руководитель: преподаватель     

        Усова Анастасия Юрьевна

        

                                                    Студент: Агапова Дарья Юрьевна

                                     Отделение: коммерции и

строительства

                                                                Курс: 1

                                                                Группа: 130 (коммерция по отраслям)

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретико-правовой анализ института правового статуса ребенка в семье………………………………………………………………………..…5-6

Глава II: Личные неимущественные права ребенка в семье......…………......7-17

2.1. Право  ребенка жить и воспитываться в семье……………………………..7

2.2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками….9

2.3. Право ребенка на защиту…………………………………………………...11

2.4. Право ребенка выражать свое мнение…………………………………..…13

2.5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию……………………………...19

Глава III: Неимущественные права ребенка в семье…….………………...18-21

3.1. Право ребенка на содержание от родителей и других членов семьи …..18 3.2.Право собственности ребенка….……………………………………….…..19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников и литературы…………………………..24

Введение.

Несмотря на всю важность прав детей, им уделялось мало внимания, особенно в законодательстве  нашего государства. В отличие от обязанностей, которыми практически невозможно управлять с помощью закона, воздействовать на соблюдение прав можно.
Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый  8 декабря 1995 года, достаточно четко, а главное полностью описывает всё то, что должны знать все граждане, в том числе и лица, не достигшие совершеннолетия.
В наше время, к сожалению, проблема воспитания и прав детей является очень актуальной. Существует много примеров их нарушения, в большинстве из-за неосведомленности всех членов семьи. Мнения детей, их интересы зачастую остаются незамеченными или проигнорированными.
До конца эту проблему не удалось решить даже в наше время, однако, благодаря данной работе, можно с уверенностью сказать, что защита лиц, не достигших 18, успешно решается.

Чтобы разрешить все эти и многие другие проблемы, и была написана эта работы, целью которой является изучение, описание и анализ различных личных неимущественных и имущественных прав детей.

Для достижения данной цели были поставлены ряд задач, таких как:

- определение проблем реализации прав ребенка;

- анализ нормативно правовых актов, закрепляющих права ребенка в семье;

- варианты решения тех или иных проблем, связанных с реализацией прав детей.

Для раскрытия данной темы, использовались различные нормативно-правовые акты, монографии, статьи и отдельные издания. Выбранная мной тема, изучалась многими авторами, такими как  Барщевский М. Ю., Грудцыной Л.Ю., Нечаевым В.В., Кабышевым О.А. и другими, а так же в статьях научно – теоретических журналов, таких как  «Семейное и жилищное право», «Конституционное и муниципальное право».

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Глава I . Теоретико-правовой анализ института правового статуса ребенка в семье.

Нормы права, которые стали  закреплять права несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы1.

Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. С 15 сентября 1990 года Россия является участником Конвенции ООН «о правах ребенка». В соответствии со ст.15 Конституции РФ данная Конвенция является  частью российского законодательства. В случаях, если  внутренние нормативно правовые акты противоречат Конвенции, то применяются нормы, установленные Конвенцией.

С принятием этого нормативно правового акта на Российскую Федерацию были возложены многочисленные обязательства по обеспечению и реализации прав ребенка. В СК Российской Федерации отражен аналогичный подход  к проблеме и реализации прав ребенка.

Что же такое правовой статус!?

Правовой статус – система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а так же законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности,  также социальные возможности, выражающие притязания государства к гражданину, его поведению.2

Статьей 1 Конвенции ООН, а также  п.1 ст. 54 СК закреплено, что ребенок – человеческое существо, не достигшее совершеннолетия. В Конвенции о правах ребенка закреплено, что ребенок является самостоятельной личностью, в связи с чем, он наделен определенными  правами и имеет возможность их защищать.  По российскому законодательству  считается, что ребенок, достигнув 18 лет достигает гражданское совершеннолетие (в соответствии со ст. 21 ГК РФ).

Вне зависимости от признания дееспособным или эмансипации, он рассматривается как ребенок за исключением некоторых случаев.

Положения статей Семейного кодекса закрепляют самостоятельное положение  несовершеннолетнего ребенка в семье. Впервые в СК определены основы правовой защиты детей от насилия в семье.

В современном российском законодательстве действует основополагающий принцип, что правовое положение в семье ребенка, определяется с точки зрения интересов ребенка, а не родителей. Однако интересы родителей при этом не  могут игнорироваться или безоговорочно приноситься в жертву интересам детей.

Все права ребенка закреплены в главе 11 Семейного Кодекса Российской Федерации.

Что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно.

Заключение.

Проведенное исследование показало актуальность темы «Правовой статус ребенка в семье». В  настоящей работе были указаны основные личные неимущественные и имущественные права ребенка в семье, изучались понятия института правового статуса ребенка, а также были определены основные нормативно-правовые акты, содержащие нормы семейного права,  которые и регулируют правовой статус ребенка в семье. Цель курсовой работы была достигнута на столько, на сколько, позволила доступная правовая литература.

Исходя из исследования, можно сделать выводы, что  Российское законодательство старается закрепить самостоятельное положение ребенка в семье и эти положения основываются на интересах ребенка, а не его родителей. Однако на практике зачастую можно заметить, что из-за зависимости ребенка от законных представителей его права рассматриваются через интересы родителей. Чтобы конкретизировать положение ребенка в семье СК РФ и закрепляет его имущественные и неимущественные права. Два наиважнейших личных неимущественных  права  ребенка  - право жить и воспитываться в семье, а также право ребенка  на общение с родителями и другими родственниками. Государство делает все возможное, чтобы эти права могли в полной мере реализовываться. Государства-участники Конвенции ООН обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Именно эти права обеспечивают полноценное развитие ребенка, приобретение им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия  окружающих.  Право ребенка выражать свое мнение и права ребенка на защиту – два взаимосвязанных права. Защиту прав ребенка могут осуществлять его законные представители, и уполномоченные на то органы, а по достижении 14 лет ребенок сам может обратиться в суд с иском о защите его нарушенных прав. При  этом не следует забывать, ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С этой целью ребенку, в частности, представляется возможность быть заслушанным в ходе любого административного или судебного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда  это противоречит его интересам. Право ребенка на имя, фамилию и отчество принадлежит ему с самого рождения. Имя ребенку дается по соглашению родителей, которые вправе выбрать имя ребенка при условии, что это не задевает честь и достоинство человека. Отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией  родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей. Имущественные права ребенка в меньшей степени регулируются семейным законодательством. Эти права в основном регулируются нормами гражданского, жилищного законодательства.

В современном законодательстве отсутствует  конкретика, нет четких определений, тех или иных положений. В связи с этим существует множество недостатком и пробелов.  На мой взгляд, чтобы было меньше всякого рода «непоняток», нужно  принимать совсем немалое количество новых нормативно-правовых актов, которые бы конкретизировали возможности реализации прав ребенка в семье.

Личные права ребенка являлись и будут являться одной из важнейших теоретических и практических тем научных исследований, значение которых во всем мире в последнее десятилетие существенно возросло, поэтому несомненно, выбранная мной тема «Правовой статус ребенка в семье» будет актуальной на протяжении  долгого времени.

Список использованной литературы.

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 25 января 2011года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. – 476 с.

2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОРР, 2009. – 24 с.

3.Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. – 48 с.

4. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 26.10.2011) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"//  СПС КонсультантПлюс.

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120985/ )

5.Семейный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 20 сентября 2011 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. – 48 с.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, КноРус, 2011. – 192 с.

7. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // СПС КонсультантПлюс.

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117095/)

8. Федеральный закон от 15.11.1997 №-143-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об актах гражданского состояния» //  СПС Консультант Плюс.

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115995/ )

9.Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 16.Осень 2011.

        ( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95046/ )

Монографии и отдельные издания:

10. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: «Книжный мир», 2007 – 792с.

11.Барщевский М.Ю. все о браке и разводе, разделе имущества, алиментах, правах детей, опеке и усыновлении/ М.Ю. Барщевский . – М.: АСТ Москва: АСТ: Астрель, 2009. – 256 с.

12. Глисков А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / Глисков А. Г., Забейворота А. И., Самолюк О. В.; под ред. Бабурина С. Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 634 с.

13. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Принципы. Рекомендации. – М.: Бератор, 2004.– 269с.

14. Елисеева А.А. Правовое регулирование личных неимущественных отношений в семейном праве Российской Федерации: Монография. – М.: изд-во Международного юридического института, 2009.- 208 с.

15. Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. – М.: ГроссМедиа, 2006. 176 с.

16.  Кабышев О.А. Права родителей и детей. Комментарий к Семейному кодексу. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 144 с.

17. Козлов С. С. Семейные споры: часто задаваемые вопросы, образцы документов/С.С. Козлов; - Спб.:Юрайт-Издат,2008.-  468 с.

18. Комментарий к Семейному  кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. Ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.

19.  Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно практическое пособие// СПС КонсультантПлюс,  2010.

20. Нагаев В.В. Охрана прав материнства и детства: социально-правовые комментарии. – М.:ЮРКНИГА, 2006. – 386  с.

21. Осуществление и защита гражданских прав / Е.В. Вавилин; Российская академия наук, Ин-т государства и права. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 360 с.

Статьи:

22. Букшина С.В., Кирюшина И.В. К вопросу о правах несовершеннолетнего ребенка - члена семьи собственника жилого помещения// Семейное и жилищное право, 2010, № 4// СПС КонсультантПлюс.

23. Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства/Л.Ю. Михеева//Семейное и жилищное право. 2005. №4. // СПС КонсультантПлюс.

24. Носова И.Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право , 2010, № 4. // СПС КонсультантПлюс.

25. Палькина Т.Н. Сравнительно-правовой анализ личных неимущественных прав в семейном и гражданском праве // Семейное и жилищное право, 2011, № 1. // СПС КонсультантПлюс.

26. Уенкова О.Г. К вопросу о защите имущественных прав детей при расторжении их родителями брака //Семейное и жилищное право. 2009. № 1. // СПС КонсультантПлюс.

27. Шершень Т.В. Право ребенка на имя и его интерес как определяющий критерий в процессе реализации права на присвоение и перемену имени // Семейное и жилищное право, 2009, № 6// СПС КонсультантПлюс.

usovanastya@gmail.com

1 Елисеева А.А. Правовое регулирование личных неимущественных отношений в семейном праве Российской Федерации: Монография. – М.: изд-во Международного юридического института, 2009.- C. 118.

2 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: «Книжный мир», 2007 –  С.521.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78807. Поспішай творити добро 71 KB
  Обладнання: записи висловів видатних людей про добро приказок та приповідок учнівські твори та вірші картки із запитаннями для підсумкової розповіді. Тренінг Риси хорошої людини; технологія Мікрофон Народний золотослів про добро вислови видатних людей про добро і доброту...
78808. Копійка податку – мільйони достатку. Задекларуй свої доходи 273.5 KB
  Ліцеїсти нашого закладу мають змогу зрозуміти переконатись і відчути вагомість податків у особистому житті та житті суспільства. Тут вони мають змогу закріпити отримані на уроках з економіки знання ознайомитися на практиці з роботою податківців пізнати особливості різних...
78809. Взаєморозуміння. На чому воно засноване? 49.5 KB
  Підготовчий етап: Запропонувати учням наступні завдання: поміркувати над питаннями: Як виникає порозуміння між людьми Чи відчуваєте ви порозуміння та підтримку з боку однокласників вчителів батьків У чому причина відсутності порозуміння Що необхідне для того щоб досягти повного...
78810. Спорт і фізичне виховання - утвердження здорового способу життя та зміцнення миру 335 KB
  Мета: формування зацікавленості учнів до занять фізичними вправами та стійкого інтересу до олімпійського руху - провідника миру, духовності, єдності. Завдання: Сприяти гармонійному розвитку особистості дитини та розповсюдженню гуманістичних ідеалів олімпізму.
78811. ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ 58 KB
  Кожного ранку кішка після сну потягується. Вона витягує передні, а потім задні лапки. Так вона робить зарядку. Із зарядки починають свій день і спортсмени, солдати. Фізична зарядка-це заряд бадьорості на весь день. А з щоденної бадьорості складається наше здоров’я.
78812. У ДИТИНСТВА КРАЙ ІДЕ СВЯТИЙ МИКОЛАЙ 1.9 MB
  Ангел виходить. Святий Миколай сидить, поправляє плащ, мішок. Ззаду надходить, крадучись, Лінь; махає руками за Миколаєм, той починає позівати, дрімає і засинає. Лінь киває рукою, кличучи когось; дріботить Антипко.
78813. Загадки та реальність ранніх винаходів американського підприємця Н.Стаблфілда – винахідника першого мобільного телефону 1.81 MB
  Спочатку був зібраний перший акустично механічний телефон який приблизно нагадував телефон Белла але винахід Стаблфілда відрізнявся своїм дизайном мав кращу акустичну якість більш легку збірку простоту в користуванні та ніяким чином не зачіпав патенту Белла.
78814. Слава тебе, трудовой человек! (посвящено 75-ти летию Стахановского движения) 199.5 KB
  Стаханова разных лет; Фотографии орудий шахтерского труда; Фотографии памятников А. Стаханову; Вырезки из газет о трудовых подвигах советских людей Ход урока I. Прошлых лет поднимем занавес В днях былых большая сила: И ударник и стахановец До сих пор звучит красиво.
78815. Ми до тебе, казко, в гості завітали 44 KB
  Сьогодні ми зібралися тут всі разом для того, щоб побувати в гостях у казки. Діти дуже люблять слухати казки, а дорослі з великим задоволенням розповідають, читають їх дітям. Казка жила, живе і вічно буде жити. Вона буде існувати стільки, скільки будуть жити люди.