84468

ЛАКИРОВАНИЕ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ С появлением высокоскоростных офсетных машин развитием флексографской и трафаретной печати лакирование в полиграфическом производстве используют повсеместно чаще и чаще ведь при небольшом удорожании тиража расход лака в зависимости от способа нанесения и вида лака от 15г м2 влажного при цене от 2 до 15Е кг лакирование позволяет: Защитить печатный оттиск истирание агрессивные среды Придать оттиску новые декоративные свойства глянец матовый эффект металлический блеск перламутр флуоресценция ...

Русский

2015-03-19

133.59 KB

3 чел.

ЛАКИРОВАНИЕ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

С появлением высокоскоростных офсетных машин, развитием флексографской и трафаретной печати лакирование в полиграфическом производстве используют повсеместно чаще и чаще, ведь при небольшом удорожании тиража (расход лака в зависимости от способа нанесения и вида лака — от 1,5г/м2 влажного при цене от 2 до 15Е/кг) лакирование позволяет:

• Защитить печатный оттиск (истирание, агрессивные среды)

• Придать оттиску новые декоративные свойства (глянец, матовый эффект, металлический блеск, перламутр, флуоресценция)

• Придать оттиску новые потребительские свойства (скольжение, барьерный эффект, блистерные лаки, лаки с запахом)

• Повысить технологичность процесса (производительность, облегчение процесса тиснения, грунтовочные лаки, возможность работы без порошка).

Какие лаки и в каких случаях используют? Это зависит, прежде всего, от поставленной задачи (что печатаем) и возможностей типографии (табл.1).

Масляные лаки и воднодисперсионные лаки, наносимые через красочный аппарат офсетной машины, используют, как правило, для «первичной» защиты оттиска (недостаточный слой). Масляный лак ценен своим офсетным происхождением. Лаки на растворителях постепенно уходят в прошлое, сохраняя свои позиции, пожалуй, лишь в производстве блистер-упаковки благодаря своей универсальности, а также при изготовлении гибкой упаковки из плёнки. Наиболее распространены воднодисперсионные лаки — материалы на базе акриловых сополимеров, эмульгированных в смеси спиртов, гликоля и воды с помощью щелочных продуктов (обычно аминов).

Распространённость воднодисперсионных лаков обусловлена, прежде всего, их универсальностью и отсутствием каких-либо специальных требований при нанесении в типографии. Они наносятся практически на любые печатные основы (бумажные и полимерные) и краски, любым способом (кроме трафаретного). В отличие от лаков УФ-отверждения не требуется специальных энергоёмких устройств для закрепления плёнки, а по сравнению, например, с материалами на базе органических растворителей, производственный процесс не сопровождается выбросами вредных веществ.

Единственным недостатком воднодисперсионных лаков можно считать относительно низкую скорость высыхания и ряд специфических трудностей в работе, которые могут иметь место вследствие сложной химической природы материала, например сложность утилизации промывных вод.

Самый «красивый» результат при изготовлении упаковки обеспечивают лаки УФ-отверждения. Помимо великолепного глянца они имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, это, в основном, «100-процентные системы», не содержащие растворителей и не выделяющие летучих органических соединений. Другое большое преимущество — быстрое отверждение, что обеспечивает высокую производительность. Отверждение происходит настолько быстро, что объекты можно стапелировать и подвергать последующей обработке сразу после нанесения и отверждения покрытия. Оборудование для УФ-отверждения потребляет сравнительно немного энергии и, будучи очень компактным, занимает относительно мало места. Полученные покрытия обладают хорошими механическими свойствами, высоким блеском и превосходной химической стойкостью.

Недостатки: материалы УФ-отверждения, особенно низкомолекулярные акриловые эфиры, обладают высокой реактивностью, что может вызвать раздражение на коже человека, поэтому работа с ними требует особой защиты. Низкомолекулярные акриловые эфиры могут мигрировать под действием излучения, проникая в пористые подложки, такие как картон или бумага. Когда позже они начинают выделяться поверхностью, то их запах значительно отличается от запаха классических покрытий на основе растворителей. Продукты разложения фотоинициаторов и аминов также могут стать причиной запаха.

Усадка из-за полимеризации может стать причиной возникновения напряжений в покрытиях. Это ведёт к проблемам с адгезией на гладких поверхностях.

Каким образом лакируем

Чем лакируем

Расход г/м2 (влажного)

Толщина плёнки мкм (сухой)

Что лакируем

М

В

УФ

Р

Красочный аппарат

Х

Х

1-2

0,7-1,4

Этикетка, упаковка картонная

Х

2-3

2,0-3,0

Упаковка картонная, пластиковые карты

Аппарат увлажнения

Х

4-5

1,4-2,1

Этикетка, упаковка картонная, брошюры

Х

4-5

1,4-5,0

Упаковка картонная, рекламный буклет, брошюры

Лакировальная секция

Х

4-6

1,4-2,5

Этикетка, упаковка картонная, брошюры, афиши, рекламные плакаты, календари, «блистер»

Х

4-6

4,0-6,0

Упаковка картонная, игральные карты, этикетка, афиши, рекламные плакаты, календари

Лакировальная машина

Х

6-12

2,5-5,0

Упаковка картонная, обложка для книг

Х

4-10

4,0-10,0

Упаковка картонная, обложка для книг, открытки

Х

10-25

2,3-6,0

«Блистер», открытки, игральные карты

Флексографская, глубокая печать

Х

3-15

1,0-5,0

Тара картонная, упаковка картонная, обёртка, этикетка, сумки, обои, журналы

Х

3-6

3,0-6,0

Этикетка, самоклеющаяся этикетка, журналы

Х

3-15

0,7-3,5

Упаковка, обёртка, обои

8-15

8,0-15,0

Открытки, рекламные буклеты

15-25

4,8-8,0

«Блистер»

М — Масляный

В — Воднодисперсионный

УФ — УФ-отверждения

Р — Лаки на основе органических растворителей.

Всё многообразие полиграфических лаков представлено на рис.1.

Хранение ёмкостей с лаком. Подготовка лака к использованию

Итак, Вы решили провести лакирование и приобрели материал у Вашего поставщика согласно его рекомендации…

Не будем долго останавливаться на том редком случае, когда купленный лак некондиционен, лучше особо подчеркнуть те требования, которые необходимо соблюдать при транспортировке, хранении материала и подготовке его к проведению собственно процесса лакирования.

Итак:

• Срок хранения лака (указан на этикетке) не может быть превышен.

• Ёмкости с лаком в процессе хранения или транспортировки должны быть плотно закрыты.

• Хранить, перевозить, открывать и закрывать ёмкости следует осторожно, в вертикальном положении, чтобы избежать случайного вытекания материала.

• Нельзя хранить материалы в неоригинальной таре, вместе с окислителями, кислотами, щелочами.

• Лаки следует хранить в сухом, хорошо проветриваемом помещении при температуре 5-35оС, вдали от источника тепла, избегая попадания прямых солнечных лучей.

• Все лаки необходимо беречь от холода; в отношении воднодисперсионных лаков допускается трёхкратное замораживание с последующим размораживанием, — в этом случае ёмкость с материалов следует (не открывая!) выдержать в течение 24 часов при температуре 20оС, затем открыть и тщательно перемешать.

• При хранении лаков более 6 месяцев вязкость материала может возрасти, в этом случае перед нанесением лака его следует разбавить до рабочей вязкости соответствующим растворителем или разбавителем.

• Перед использованием все лаки необходимо тщательно перемешивать.

• Если Вы не использовали сразу весь лак, находящийся в ёмкости, её можно хранить до следующего раза, но только плотно закрытой.

Надеемся, что следование этим правилам позволит Вам избежать тех неприятных случаев, которые приведены в табл.2.

Дефект

Возможные причины

Способы устранения (рекомендации)

В канистре перед использованием наблюдается расслоение эмульсии на 2 фракции: прозрачную и непрозрачную.

Нарушение технологии производства.

Заменить лак.

Превышение срока годности. Неправильные условия хранения, например, замораживание.

Если после тщательного перемешивания расслоение материала не наблюдается в течение последующих 24 часов, а вязкость соответствует указанной в инструкции по применению, то лак, в принципе, можно использовать. Обязательно проведите контрольные тесты оттиска после нанесения лака.

В поставляемой емкости наблюдается густой белый (желтый) осадок или взвесь, однако эмульсия не разрушена.

Обычное явление при хранении и транспортировке, особенно для воднодисперсионных и любых матовых (шелковистых) лаков.

Тщательно перемешивать «до дна» в течение 5-10 минут. Измерить вязкость.

В поставляемой емкости после тщательного перемешивания вязкость лака, измеренная при 20°С, больше, чем указано в инструкции (с учетом допустимой погрешности).

Обычное явление для водных лаков в результате длительного хранения.

Разбавить до необходимой вязкости соответствующим растворителем (для водных лаков — водой не более 5%).

Вязкость лака, измеренная при 20°С, меньше указанной (с учетом допустимой погрешности).

Нарушение технологии производства.

Заменить лак.

Посторонние включения в лаке.

Нарушение технологии производства или разлива.

Заменить лак.

Материал не был использован полностью, остатки материала использовали повторно, как следствие:- вязкость меньше указанной в инструкции;

Разбавление материала в процессе предыдущей работы (например, промывными водами при смывке лакировальной секции в машинах с автоматической смывкой).

Довести до необходимой вязкости загустителем или выпариванием растворителя.

- посторонние включения в лаке;

Неправильные условия хранения.

Отфильтровать лак, после — измерить вязкость, довести до необходимого значения.

- образование лаковой пленки или лаковых агломераций в емкости с УФ-лаком.

Хранение на свету, в открытой или прозрачной емкости.

Заменить лак.

Пена в емкости.

Обычное явление для водных лаков.

Не является дефектом.

Лаки на органических растворителях или глянцевые

УФ-лаки в поставляемой емкости непрозрачны.

Нарушение технологии производства, превышение срока годности или неправильные условия хранения.

Заменить лак.

Итак, лак подготовлен к работе, и с этого момента Вы начинаете использовать довольно большое количество дорогих материалов. Уверены ли Вы, что все они совместимы между собой?

Для того чтобы убедиться в правильности Вашего выбора, мы рекомендуем провести пробу. Один из вариантов может быть таким. Допустим, Вы хотите изготовить подарочную упаковку тиражом 10000 экземпляров. Для печати упаковки типа «люкс» было решено использовать тиснение фольгой, и, конечно, покрытие УФ-лаком. Если ранее Вы не применяли эти материалы в том сочетании, которое предполагается для исполнения заказа, изготовьте не весь тираж, а, например, 500 экземпляров. Если Вы выясните, что отпечатанный лист не лакируется, или на лакированный оттиск не ложится фольга, или лакированная поверхность при биговке трескается, у Вас будет возможность заменить бумагу, краску, лак для печати оставшейся части тиража. Разумеется, проведение пробы требует дополнительных материальных и временных затрат, но если сразу изготовить весь заказ, то можно столкнуться с неразрешимыми трудностями. Помните, «всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы её переделать время находится». Если вы всё-таки не можете найти возможности провести пробу всего процесса исполнения заказа, можно воспроизвести хотя бы его отдельные этапы. Например, запросите в поставщика лаков образцы и протестируйте их на важнейших операциях (в рассматриваемом примере — тиснение и биговка). И в любом случае максимально подробно информируйте поставщиков бумаги, краски, лака, фольги и пр. о том, для чего Вы намерены приобрести эти материалы.

Выбор основы, подготовка формы и оборудования

Выбор бумаги — наиболее ответственная часть в исполнении заказа. Во-первых, потому что затраты на бумагу составляют большую часть всех материальных затрат. Во-вторых, внешний вид готового продукта имеет прямую зависимость от качества выбранной бумаги. Убедитесь у продавца, что бумага, которую Вы выбрали, пригодна для изготовления Вашего заказа (желательно провести пробу), поинтересуйтесь, использует ли кто-нибудь ещё эту бумагу для изготовления подобной продукции. При покупке также следует остерегаться так называемых «складских партий» (то есть партия бумаги по каким-то причинам залежавшаяся на складе производителя), цена в этом случае бывает привлекательной, но качество непредсказуемо. Обязательно при выборе бумаги следует учитывать те операции, которые необходимо выполнить для изготовления заказа, а именно: способ печати, количество красок и порядок их наложения, способ лакирования, особенности послепечатной обработки (тиснение, высечка, склейка и пр.).

Итак, наши рекомендации по выбору основы:

• Бумага для лакирования не должна быть пористой, лакирование немелованных бумаг и картонов требует особых знаний и навыков. Если поверхность бумаги не гладкая — её не «сгладить» никаким лаком!

• Трудно лакируются бумаги плотностью менее 70г/м2 (особенно воднодисперсионными лаками).

• Избегайте рыхлых основ, картона с отслаивающимся верхним белёным слоем.

• Использование слишком влажной или пересушенной бумаги может создать большие трудности.

• Всегда проводите предварительные испытания при лакировании металлизированных, парафинированных и других специальных основ (особенно в случае плёнки).

Что касается выбора плёнки для последующей печати и лакировки, то основным фактором является предварительная обработка её поверхности коронным разрядом. Большая часть плёночных материалов запечатывается флексографской и глубокой печатью, что позволяет рассматривать все проблемы применительно к этим способам печати. Наиболее часто встречаемая проблема при печати на плёночных материалах — плохая адгезия краски. В этом случае может помочь использование грунтовочных лаков (особенно в случае печати по металлизированным РЕ и РР плёнкам). Применение специальных грунтов и лаков также может снять проблемы с устойчивостью оттисков к высоким и низким температурам.

Другим аспектом, который нужно учитывать при выборе плёнки, является её растягивание в процессе печатания (для машин с планетарным построением это не так важно).

При производстве упаковки часто возникают требования к статическому и динамическому коэффициенту трения. Существуют специальные лаки, которые могут придавать поверхности плёнки необходимые значения этих параметров.

В случае изготовления пищевой упаковки плёнка должна быть сертифицирована на прямой контакт с пищевыми продуктами.

Противоотмарывающий порошок предохраняет оттиск от отмарывания и перетискивания. Слой противоотмарывающего порошка разделяет листы в стопе, что позволяет воздуху проходить между листами и способствует более быстрому высыханию краски.

Но: порошок всегда создаёт помехи для формирования ровной плёнки лака, поэтому лучший вариант — это удалить порошок с оттиска перед лакированием (на лакировальных машинах обычно устанавливается специальное устройство для удаления порошка).

• При печати на мелованной бумаге и лакировании в линию воднодиспесионным лаком можно вообще обойтись без порошка, если машина оборудована удлиненной приёмкой.

• При выборе порошка следует учитывать не только размер частиц, но и вещество, на основе которого сделан порошок. В зависимости от типа основы порошки могут иметь разные свойства. Например, растворимые порошки на основе сахара создают меньше проблем для последующей обработки оттисков, чем аналогичные порошки на основе крахмала, но сильно загрязняют оборудование.

• Нецелесообразно использовать растворимые порошки при лакировании водными лаками.

• Максимально сократите использование порошка. Предпочтительнее использовать мелкодисперсные (15-20 мкм) или растворимые сорта.

• Регулярно очищайте от порошка все узлы машины, включая бак для лака.

Применение в качестве формного материала обычной офсетной резины, зачастую уже использованной, может привести к появлению проплешин на листе и загрязнению офсетного полотна запечатанными красками с оттиска. Эта проблема возникает вследствие гидрофобности поверхности офсетной резины, которая изначально предназначена для восприятия офсетных красок. Применение фотополимерных гидрофильных форм в значительной степени устраняет эту проблему. Кроме того, сейчас на рынке появились так называемые «лаковые пластины». Эти пластины применяются как при сплошном, так и при выборочном лакировании. Они представляют собой полимерную композицию, нанесённую на один или два слоя полиэфирной основы. На поверхности пластины карандашом отмечают участки для будущего лакирования (с учётом небольшого растяжения при натяжении формы на цилиндр), затем их аккуратно, чтобы не задеть основу, вырезают по контуру скальпелем (при наличии CAD-плоттера эти операции значительно упрощаются), отделяют от основы — и форма готова. Полимер гидрофилен, хорошо воспринимает лак, пластины значительно дешевле фотополимерных флексографских форм, да и изготовление форм гораздо проще. Конечно, если выборочное лакирование предназначено для сложных рисунков, тонких линий и т.д., то преимущество фотополимерных форм несомненно. Современные печатные машины с лаковой секцией on-line предлагают универсальные натяжные планки для крепления как полимерных форм, так и офсетной резины. Поэтому в зависимости от вида работ можно использовать различные лаковые формы.

Выбор краски. Лак и печатная краска

Существует много факторов получения качественного тиража, одним из важнейших является краска, а также её взаимодействие с основой, то есть с запечатываемым материалом, с увлажняющим раствором (в офсетной печати).

Ассортимент красок огромен. И сделать правильный выбор можно только в том случае, если Вы представляете, что такое полиграфическая краска, и какова роль того или иного свойства при получении конкретного вида продукции.

Назначение упаковки, последующая отделка — будь то лакирование, тиснение или припрессовка — всё это имеет огромное значение при выборе краски и определённого набора её печатно-технологических свойств.

Определённость в этом выборе зависит и от выбора основы, тем более, что расходы на бумагу составляют большую часть всех материальных затрат. Нужно учитывать, на сколько бумага пористая или облачная, рыхлая ли основа, например, у картона, не отслаивается ли она при многокрасочной печати и т.д. Но зачастую материал для печати определяет заказчик. В силу этого знания качественной и технологической сторон краски играют очень важную роль. Взаимодействие краски и увлажнения в офсете — ещё одно важное слагаемое успешной работы. Все краски совершенно по-разному воспринимают количество воды, поступающей на форму, с различным временным промежутком изменяют состояние баланса краска/вода. Чем меньше увлажнения, тем стабильнее образовавшаяся эмульсия, контрастней печать, меньше растискивание.

Величина подачи раствора также зависит от настройки самой печатной машины и рабочих параме-ров увлажнения. Всё это оказывает существенное влияние и на скорость печатания.

При выборе краски важно знать, стандартная ли эта серия или высокопигментированная, каково время первичного схватывания краски (последнее оказывает влияние также и на количество используемого порошка), возможность быстрого переворота (если печать с оборотом), способность к лакированию, как в линию, так и «по-сухому», прочность к истиранию, тем важнее, если печать идёт без лакирования, скорость окончательного закрепления краски, её собственный глянец. Чем больше мы будем знать о выбранной нами краске, тем меньше будет допущено технологических ошибок и получено брака при работе.

Теперь рассмотрим систему лак и печатная краска. Это крайне важный момент, ведь в 99% случаев, когда лак «не ложится», «виноват» неправильный выбор краски. Общие наши рекомендации отражает табл.3.

Таблица 3

Краски, лакирование которых требует особого внимания

Краска

Сложности при лакировании

Рекомендации

Примечания

Любые нестойкие к спирту и щелочам цвета:

- родаминовый- пурпурный- фиолетовый- синий 072- синий рефлекс, а также смесевые краски, включающие в себя эти пигменты.

Изменение цвета пигмента в водных, органических и УФ-лаках снижает качество лаковой пленки (что особенно заметно в случае матовых лаков), при этом изменяется оттенок краски, возрастает вероятность отматывания в стопе.

Использовать масляные лаки

В случае необходимости лакирования водно-дисперсионными, органическими и УФ-лаками применять краски на основе специальных стойких пигментов.

Краски с повышенным содержанием добавок на основе воска (парафина).

Плохая адгезия лаковой пленки к краске, неравномерное нанесение лака на участках с высокой плотностью запечатки.

Выбрать краски, пригодные для лакирования.

Запретить печатнику делать добавки в краску (кроме случаев, когда фирма производитель гарантирует возможность последующей лакировки).

Флюоресцентные краски (номера по каталогу Pantone 801-807), а также любые смесевые краски с использованием этих пигментов.

Нестойкость флюоресцентных пигментов к водным, органическим и УФ-лакам. Покрытие масляным лаком приводит к частичной потере флюоресцентного эффекта.

Покрывать масляными лаками (только «по сухому»).

Оптический эффект флюоресценции более заметен на матовой поверхности. Поэтому краски этой серии делают матовыми, как показано в каталоге Pantone.

Металлизированные краски (Pantone 871-877).

Снижение металлического блеска при лакировке. Иногда бывают проблемы с адгезией УФ-лака к серебряной краске (877).

Использовать тиснение фольгой поверх лака. Протестировать на совместимость несколько лаков и красок. Проверять высыхание краски.

Не рекомендуем применять лакировку матовыми лаками.

Некоторые трудности при работе с лаком на офсетном оборудовании

Какие трудности могут нам встретиться при работе с лаком на машине (не рассматриваем трафаретную, флексографскую и глубокую печать)? Как правило, все возможные проблемы можно разделить на три группы: проблемы собственно лаковой плёнки на оттиске; проблемы самого оттиска; проблемы, возникающие при прохождении лака через машину. Причины могут быть обусловлены как самим лаком, так и основой, краской, порошком, оборудованием (табл.4).

Дефект

Возможные причины

Способы устранения (рекомендации)

Лак не «накатывается» на валы.

Слишком низкая подача лака.

Отрегулировать подачу лака, изменив режим работы машины.

Недостаточный (или избыточный) натиск между накатными валиками.

Отрегулировать натиск.

Лак был заморожен; такой лак может быстро образовать тонкую стекловидную пленку на валу, адгезия к которой последующих слоев лака невелика.

Заменить лак.

Нарушение рецептуры лака в процессе производства.

Заменить лак.

Лак засыхает на валах в процессе работы.

Слишком низкая подача лака, в том числе вследствие малой вязкости.

Отрегулировать подачу лака, изменив режим работы машины.

Лак накапливается по краям валов в процессе работы.

Слишком высокая или слишком низкая вязкость лака.

Измерить вязкость, довести до необходимого значения.

Формат резины больше формата лакируемого оттиска.

Подрезать резину (или подобрать подложку соответствующего размера).

Ширина передаточного вала больше ширины лакируемого листа.

Подобрать вал необходимой ширины.

Лак разрушает (растворяет) материал вала.

Материал вала неустойчив к данной химической среде.

Заменить вал.

Дефект

Возможные причины

Способы устранения (рекомендации)

Лак не «накатывается» на валы.

Слишком низкая подача лака.

Отрегулировать подачу лака, изменив режим работы машины.

Недостаточный (или избыточный) натиск между накатными валиками.

Отрегулировать натиск.

Лак был заморожен; такой лак может быстро образовать тонкую стекловидную пленку на валу, адгезия к которой последующих слоев лака невелика.

Заменить лак.

Нарушение рецептуры лака в процессе производства.

Заменить лак.

Лак засыхает на валах в процессе работы.

Слишком низкая подача лака, в том числе вследствие малой вязкости.

Отрегулировать подачу лака, изменив режим работы машины.

Лак накапливается по краям валов в процессе работы.

Слишком высокая или слишком низкая вязкость лака.

Измерить вязкость, довести до необходимого значения.

Формат резины больше формата лакируемого оттиска.

Подрезать резину (или подобрать подложку соответствующего размера).

Ширина передаточного вала больше ширины лакируемого листа.

Подобрать вал необходимой ширины.

Лак разрушает (растворяет) материал вала.

Материал вала неустойчив к данной химической среде.

Заменить вал.

Лакируемый оттиск приклеивается к офсетному цилиндру.

Очень вязкий лак.

Довести вязкость до необходимого значения.

Очень липкий лак.

Добавить агент, снижающий липкость.

Низкая подача лака.

Отрегулировать подачу лака.

Высокое давление между формным и офсетным цилиндрами.

Уменьшить давление (увеличить зазор между валами).

Лакировка была возобновлена после остановки машины.

Обязательно промывать офсетное полотно после остановки машины, если остановка составила более 10 минут — капать водой на валики (для водных лаков).

Лак наносится на весь оттиск, но не равномерно по ширине листа.

Отсутствие соосности между валами.

Отремонтировать машину.

Неравномерная подача лака по ширине листа.

Отрегулировать подачу лака.

Накопление грязи на валиках.

Очистить валики.

Царапины, кратеры на лаковой пленке.

Испорчен или засорен наносящий вал.

Заменить или очистить вал.

Для лакировальных машин: царапины обусловлены неотрегулированными элементами транспортера.

Заменить детали или отрегулировать машину.

Для печатных машин: неправильная настройка устройств транспортировки листа.

Проконсультироваться с производителем машины, например, для некоторых моделей печатных машин существуют специальные устройства, обеспечивающие более «бережную» транспортировку листа. Очень часто эти устройства не входят в стандартную комплектацию машины.

Высокая пена в корыте лакировального модуля, которая провоцирует «кипение лака» на оттиске.

Обычно происходит из-за неисправности насоса или шлангов.

Добавить пеногаситель. Починить или заменить помпу. Устранить дырки в шлангах

Лак плохо переносится на оттиск («плеши»).

Недостаточное количество лака в системе.

Добавить новую порцию лака.

Лак плохо переносится на оттиск («плеши»)

Засорение насоса машины, накопление грязи на валиках или офсетном полотне.

Очистить узел машины.

Слишком низкое давление между цилиндрами.

Отрегулировать давление.

Лак слишком жидкий

Заменить лак

Капли, потеки на поверхности оттиска.

Испорчен наносящий вал.

Заменить вал.

Накопление лака на концах валов.

Измерить вязкость, довести до необходимого значения. Подрезать резину или подобрать подложку, размер которой приблизительно на 5 мм меньше разме-ра основы.

Накопление краски на офсетном полотне лакировального модуля.

Может иметь место при высокой плотности запечатки.

Увеличить подачу лака. Использовать менее липкий или более жидкий лак или тот, который сохнет медленнее. Уменьшить температуру ИК-сушки.

Неверно отрегулирован натиск между цилиндрами.

Понизить давление между цилиндрами лакировального модуля.

Лак быстро «набирает» вязкость в процессе работы (характерно для водных и органических лаков).

Использование быстросохнущего лака при небольших расходах и малой скорости машины.

Применять лак, который сохнет медленнее или регулировать вязкость добавлением растворителя.

Высокая температура в цехе.

Проветривать цех. Установить кондиционер.

Лак плохо смачивает незапечатанную поверхность бумаги.

Нарушение технологии мелования в процессе производства бумаги.

Заменить бумагу или попробовать добавить в лак смачивающий агент.

Накопление краски на офсетном полотне лакировальной секции (при работе на бумагах типа Сhromolux).

Очистить офсетное полотно. Попытаться компенсировать низкую смачиваемость увеличением подачи лака.

Лак «проваливается» в поры бумаги.

Высокая пористость основы.

Заменить бумагу или нанести 2-3 слоя материала, или (для УФ-лаков) возможно применение специального грунта или добавок.

Скручивание оттиска после нанесения лака и сушки.

Возможно для водных лаков на некоторых типах бумаг плотностью менее 100 г/м2.

Ни в коем случае не разбавлять лак водой! Использовать максимально быстросохнущий лак с высоким сухим остатком, нанося минимально возможное количество. Отключить ИК-сушку.

Скручивание оттиска после нанесения лака и сушки.

Бумага пересушена вследствие неверного температурного режима хранения и низкой влажности воздуха на складе.

Провести акклиматизацию бумаги (выдержка 12-20 часов при температуре воздуха 18-23оС и относительной влажности 55-60%).

«Выщипывание» отдельных участков оттиска при нанесении лака.

Слишком рыхлая структура основы.

Заменить бумагу. Можно попробовать отлакировать бумагу перед печатью, затем отпечатать по лаку, отлакировать и т.д.

Незакрепившаяся краска.

Применять по возможности более быстрозакрепляющиеся краски.

Слишком липкий или быстросохнущий лак

Применять менее липкий, менее вязкий лак, который закрепляется медленнее.

Низкая подача лака или высокое давление между цилиндрами

Попытаться увеличить подачу лака или отрегулировать давление

Эффект «апельсиновой корки».

Слишком высокая вязкость лака.

Уменьшить вязкость или подогреть лак (для УФ-лаков).

Слишком высокая подача лака.

Отрегулировать подачу лака.

Лак плохо растекается.

Добавить соответствующий вспомогательный агент, либо заменить лак на менее вязкий.

Пленка глянцевого лака не очень глянцевая; матового — не очень матовая.

Незакрепившаяся краска (особенно характерно при нанесении УФ-лаков).

Выждать дополнительное время перед лакированием; для УФ-лаков возможна добавка специального агента или использование грунта.

Лак не был перемешан перед началом работы.

Лак необходимо тщательно перемешивать (водный — особенно).

Лак плохо смачивает запечатанные участки оттиска и хорошо — незапечатанные.

Плохо закрепившаяся краска.

Выдержать дополнительное время перед лакированием. Использовать быстрозакрепляющиеся краски. Использовать сиккативы (при последующем лакировании пробный тираж обязателен).

Краски типа «нелакируемые»: Rhodamine, Reflex Blue и другие на основе некоторых типов пигментов, светостойкие, слабо устойчивые к спиртам и щелочам или бронза, серебро.

Использовать специальный грунт. Использовать специальную добавку (только для УФ-лаков). Увеличить подачу лака. Заменить краску.

Различные добавки в краску на основе парафинов.

По вопросу применения добавок проконсультироваться с поставщиком.

Лак плохо смачивает запечатанные участки оттиска и хорошо — незапечатанные

Очень высокая температура ИК-сушки в процессе нанесения красок.

Уменьшить температуру.

В случае нанесения УФ-лака «в линию» на традиционные офсетные краски.

Применять специальный грунт, либо наносить лак только на Ф-краски.

В случае нанесения УФ-лака «по сухому» на традиционные офсетные краски.

Активировать поверхность краски, пропустив дополнительно весь тираж через УФ-сушку без нанесения лака, затем нанести лак вторым прогоном.

Многочисленные кратеры («дырки») по всему оттиску, поверхность не гладкая. Отдельные, бессистемно расположенные незалакированные участки оттиска. Дефект наблюдается как на пробельных, так и на печатных элементах.

Избыток противоотмарывающего порошка при печати (обычно, когда лак наносится не «в линию»).

Уменьшить подачу порошка, использовать более мелкодисперсные (15-20 мкм) или растворимые порошки. Удалить противоотмарывающий порошок с оттисков (можно протереть листы сухой тряпочкой вручную, если тираж небольшой, или прогнать листы через печатную машину, выключив подачу краски, но включив натиски, при этом надо очень часто — через каждые 100-500 листов — мыть офсетные полотна).

Лакировальный модуль или бак загрязнены противоотмарывающим порошком.

Почистить модуль или бак.

Эффект «старого фаянса».

Для водных лаков на участках с высокой плотностью запечатки обычно наблюдается только для верхнего листа стапеля из-за разницы температур сушильного устройства и атмосферного воздуха в цехе.

Нет необходимости устранять дефект.

Эффект наблюдается на всех листах стапеля. Лак слишком быстро сохнет.

Использовать лак, который закрепляется медленнее. Увеличить подачу лака. Уменьшить температуру ИК-сушки.

Слабая адгезия лака на готовом оттиске.

Незакрепившаяся краска (особенно характерно при покрытии УФ-лаками).

Выждать дополнительное время перед лакированием, для УФ-лаков возможно добавление специального агента, использование грунта или предварительное активирование оттиска (как в п.29)

Слабая адгезия лака на готовом оттиске

Лак не был перемешан перед началом работы.

Лак необходимо тщательно перемешивать (водный — особенно).

Лак и краска несовместимы по природе.

Подобрать новую систему краска/лак.

Низкая стойкость к истиранию лаковой пленки.

Малый слой нанесенного лака.

Увеличить расход лака, использовать специальный лак или добавки

Отмарывание или склеивание в стопе.

Повышенная влажность бумаги до печати.

Заменить или акклиматизировать бумагу (выдержка 12-20 часов при температуре возду 18-23оС и относительной вланости 55-60%).

Слишком высокая подача лака.

Отрегулировать подачу лака.

Незакрепившаяся краска или плохая смачиваемость краски лаком.

Выдержать дополнительное время перед лакированием. Использовать специальный грунт. Использовать специальную добавку (только для УФ-лаков). Увеличить подачу лака. Использовать быстрозакрепляющиеся краски. Заменить краску.

Незакрепившийся лак.

Для водных лаков: использовать быстросохнущий лак или увеличить обдув оттиска. Для органических лаков: увеличить температуру сушки. Снизить скорость машины. Для УФ-лаков: проверить эффективность работы ламп (они имеют ограниченный ресурс по времени и должны регулярно заменяться).

Повышенная температура ИК-модуля сушки и в стапеле при двусторонней печати и лакировке.

Отрегулировать температуру. Выдержать оттиски дополнительное время перед следующей операцией. При лакировании обратной стороны листа желательно нанесение порошка. Обязательно контролировать температуру в стопе и состояние листов в течение первых 1-2 часов после лакировки. Нагружать более низкие стапели и, по возможности, хранить на «холодном» складе.

Хранение или транспортировка при повышенной температуре.

Хранить в рекомендованных условиях.

Пленка лака не гладкая.

Избыток противоотмарывающего порошка при печати или лакировальный модуль загрязнен противоотмарывающим порошком.

Уменьшить подачу порошка, использовать более мелкодисперсные порошки (15-20 мкм). Очистить лакировальный модуль.

Качество основы.

Заменить основу или попытаться использовать специальные добавки.

Недостаточное количество лака.

Увеличить подачу лака.

Лак на оттиске сохраняет свой запах.

Для УФ-лаков некоторый характерный запах может сохраняться до 3-х месяцев (продукты распада фотоинициаторов).

Нет необходимости устранять дефект. Если это существенно, использовать не имеющие запаха УФ-лаки: катионной полимеризации или специальный без запаха

Лаковая пленка желтеет со временем.

Характерно для всех лаков, более всего — для масляных и органических, менее всего — для ВД.

В УФ-лак можно добавить специальный «отбеливатель».

Лаковая пленка «мутнеет» со временем.

Лак не был перемешан перед началом работы.

Лак необходимо тщательно перемешивать.

Неправильные условия хранения лака (возможно, лак был заморожен).

Такой лак не пригоден к использованию.

Слабая адгезия УФ-лака к грунтовочному лаку.

Неверно подобран грунт.

Заменить грунт.

Незакрепившиеся краски и грунт.

Выждать дополнительное время перед лакированием.

Недостаточный слой грунта.

Отрегулировать расход.

Нанесение УФ-лака «в линию» по традиционным офсетным краскам с использованием специального грунта:лак не закрепляется;слабый глянец лаковой пленки.

Нарушены режимы сушки, неверно подобраны краски, грунт, лак.

В данном случае нужно использовать максимально быстрозакрепляющиеся краски и лак, а также специальный «жесткий» грунт. Желательно оснастить печатную машину модулями ИК-сушки после каждой красочной секции. Использовать мощности всех сушильных устройств машины. Расход грунта и лака — не менее 5 г/м2

(влажного).

Рассмотрим наиболее типичные и часто встречающиеся случаи.

Лак «не ложится».

В 99% случаев «виноваты» основа или краска. Основа может быть непригодной для лакирования Вашим лаком (технология мелования, невпитывающие поверхности и т.п.), быть пористой (лак «проваливается»).

Кроме того, советуем придерживаться следующих рекомендаций:

• обязательно проводите пробный тираж при лакировании;

• с большой осторожностью используйте любые добавки в краски, особенно, на основе парафинов или силикона;

• старайтесь печатать быстрозакрепляющимися несиккативными красками;

• не покрывайте лаком УФ-отверждения масляные краски «мокрый по мокрому» без специального грунта. Не наносите органические и масляные лаки на краски УФ-отверждения.

В этом случае может иметь место хорошее смачивание лаком запечатанных участков оттиска и плохое — незапечатанных. Как правило, лак плохо смачивает незакрепившиеся краски, краски с высоким содержанием воска или силикона. Можно просто подсушить краску или активировать оттиск, предварительно пропустив под УФ-лампами, а потом нанести лак.

Узнать, ложится ли лак на данную краску, можно проведя «холостой опыт»: нести лак на незапечатанную основу. Также следует внимательно следить за подачей лака. Вследствие проблем с оборудованием перенос лака на оттиск может быть нарушен. В принципе, формирование плёнки в тонких слоях лака затруднено (особенно характерно для лаков УФ-отверждения) — при этом складывается впечатление, что лак не «не ложится», а его просто нет на оттиске.

Лак «не держится».

Причиной могут быть сам лак (не соответствует проводимой работе, забыли перемешать), основа, избыток противоотмарывающего порошка и, прежде всего, незакрепившаяся краска. В этом случае можно порекомендовать дополнительно подсушить краску или провести предварительное грунтование специальным лаком, что помимо улучшения адгезии, позволяет повысить производительность труда и свести к минимуму применение порошка. Особняком стоит проблема адгезии при нанесении толстых слоёв лака (трафаретная печать, лакирование с реверсом, нанесение блистерного лака). В этом случае следует применять специальные лаки, соответствующие добавки и самым тщательным образом подбирать основу и краску.

Всё склеилось. «Кирпич».

Это трагедия, так как уже ничего не исправишь (ещё раз рекомендуем предварительные тесты!). Возможные причины также указаны в табл.4.

Общая рекомендация: не работайте с лаком на скоростях, на которых он не высыхает!

Хранение и последующая обработка лакированных оттисков

Необходимо обязательно контролировать листы в стопе минимум первые два часа после лакировки, и не стоит нагружать стапели высотой более 80-100 см (особенно, в случае двухсторонней лакировки).

Использовать сухой, не очень холодный и не очень «горячий» склад (внимательно с лаками «скинблистер»!).

Не рекомендуется хранить более 6 месяцев лакированные оттиски, предназначенные под тиснение фольгой; для оттисков под склейку необходимо заранее (до нанесения лака) подобрать систему лак-клей.

Что касается других вариантов POST-PRESS (высечка, биговка, приваривание блистерной формы и т.д.), нужно лишь заранее (напоминаем: до нанесения!) изучить возможности лака, с которым Вы работаете, и точно следовать условиям технологического процесса…

Возможные проблемы, возникающие при неправильном хранении продукции лаком, приведены в таблице 5.

Дефект

Возможные причины

Способы устранения(рекомендации)

Клеящийся и тиснящийся лак не клеится и не тиснится.

Оттиск хранится слишком долгое время (более 6 месяцев).

Обратиться к поставщикам, попытаться подобрать фольгу, клей.

Плохой клей.

Подобрать клей и условия склейки.

Не соблюдены условия тиснения, не подобраны фольга и клише.

Обратиться к поставщикам фольги.

Пленка УФ-лака ломается при вырубке, биговке, фальцовке.

Слишком хрупкая пленка лака.

Использовать лак, образующий более пластичную пленку или добавить специальный агент.

Бумага пересушена.

Акклиматизировать бумагу (выдержка 12-20 часов при температуре воздуха 18-23оС и относительной влажности 55-60%).

Неправильная биговка.

Проверить правильность подбора биговальных ножей и каналов, их состояние.

Двустороннее покрытие УФ-лаком: трудности при последующей резке.

Пленка УФ-лака слишком гладкая.

Добавить специальный агент.

Машина для резки не адаптирована к данной задаче.

Заменить нож, отрегулировать режим пресса.

Блистерные лаки: форма не «приваривается».

Материал формы не «подходит» для приварки.

Заменить материал формы.

Недостаточная температура приварки.

Увеличить температуру приварки.

Недостаточное количество нанесенного лака.

Нанести необходимое количество.

Тираж с нанесенным лаком хранится более 1 года — лак потерял термоактивность.

Сложно найти какой-либо выход.

СКИН-лаки: упаковка не формируется.

С данными красками и СКИН-лаком изготовить упаковку можно только с перфорированием.

Провести предварительное перфорирование картона.

Особенности лакирования в флексографской и глубокой печати

В смысле химической природы и физических характеристик краски и лаки для флексографской печати имеют очень похожие параметры, так как способы их нанесения и сушки совершенно идентичны (точно такая же печатная секция, варьируется только линиатура анилоксового вала — обычно для лакировки применяются валы с линиатурой 60-120 лин/см). Поэтому применение различных видов лаков можно рассматривать вкупе с совершенствованием технологии и появлением новых видов красок.

Традиционная флексографская печать осуществлялась красками на органических растворителях, позднее появились водо-разбавляемые краски (в том числе для печатания на невпитывающих материалах) и, наконец, УФ-отверждаемые.

Сейчас флексографская печать используется для изготовления различных видов печатной продукции: от печати на гофрокартоне до изготовления книжной продукции. Несмотря на очень широкий спектр применения можно выделить четыре основных направления, где применяется лакирование:

1. Печать гибкой упаковки и этикеток на широкорулонных машинах

2. Печать картонной упаковки

3. Печать высококачественных этикеток на узкорулонных машинах

4. Лакирование оборотной стороны картона или бумаги для придания барьерных свойств

В случае печати гибкой упаковки и этикеток на плёночной основе основной задачей лакирования является придание оттиску защитных свойств. Чаще всего требуется защита краски от механических воздействий и влияния различных температур (заморозка — в случае упаковки для пищевых продуктов; высокотемпературная устойчивость — термосварка; термоусадочная этикетка и т.д.). Придание этих свойств обычно обеспечивается применением различных лаков на основе органических растворителей. Эта группа лаков обладает очень хорошей адгезией к полимерным материалам и закрепляется посредством того же типа сушильного устройства, что и для печатных красок. Единственным недостатком данного вида лаков является наличие органических растворителей, но это относится ко всей гамме органических материалов. Более редким требованием к таким лакам является придание поверхности пленки специфических свойств на скольжение (обычно задаются статический и динамический коэффициенты скольжения).

В любом случае стоит всегда помнить, что пленка должна быть адаптирована к последующей печати и лакировке, где основным требованием является обработка запечатываемой поверхности коронным разрядом. Наиболее часто встречаемая проблема при печати на пленочных материалах — плохая адгезия краски. В этом случае может помочь использование грунтовочных лаков-праймеров (особенно это актуально при печати по металлизированным РЕ и РР пленками, а также фольге). Праймеры, так же как и отделочные лаки, могут снять проблемы с устойчивостью оттиска к низким температурам.

При печатании картонной упаковки обычно используются воднодисперсионные или УФ-отверждаемые лаки. Выбор одного из этих типов лаков может обусловливаться несколькими аспектами:

а) компоновка машины (оснащенность последней секции УФ-сушкой)

б) используемые краски (поверх УФ-красок обычно наносят УФ-лаки)

в) требование к окончательной упаковке (УФ-лаки придают упаковке очень хороший глянец и стойкость к различным физическим и химическим воздействиям, но они обладают специфическим запахом)

г) экономический фактор (стоимость лаков УФ-отверждения достаточно высока)

Цель лакирования в данном случае — обеспечение как защитных свойств, так и декоративного эффекта. Проблемы с адгезией лаков к впитывающим основам (картон, бумага) встречаются значительно реже, чем в случае с невпитывающими субстратами, но защита красок от внешних воздействий все равно остается актуальной.

При изготовлении упаковки не стоит забывать о клапанах под склейку, так как зачастую склеивание лакированных поверхностей вызывает определенные затруднения (особенно в случае использования УФ-отверждаемых лаков). В случае необходимости тиснения фольгой по УФ-лаку нужно использовать специальные, так называемые, «тиснящиеся» лаки. Также при изготовлении упаковки для пищевых продуктов необходимо помнить, что УФ-лаки и большинство водных лаков сертифицированы только для непрямого контакта с пищевыми продуктами. УФ-лаки могут наноситься в линию как на УФ-краски, так и на другие виды флексографских красок (водные и органические).

Одним из основных требований к высококачественным этикеткам является их декоративная отделка. Поэтому в данном случае обычно используются УФ-отверждаемые лаки. Также их применение вызвано довольно часто встречающимся печатанием этикеток на невпитывающих основах (пленочных и металлизированных), а адгезия водно-дисперсионных материалов к подобным субстратам не всегда достаточна. В случае необходимости тиснения фольгой нужно использовать специальные УФ-лаки. Часто при печати этикеток нужно осуществлять выборочную лакировку, чтобы оставлять окошко для последующей маркировки. При изготовлении этикеток для упаковки различных химических жидкостей необходимо проверять стойкость красок к этим реагентам, а также способность лаковой пленки защищать от них краску. Для этих случаев существуют специальные стойкие лаки, но они не всегда бывают эффективны, и иногда приходится применять ламинацию пленкой.

Также дизайнерам не стоит забывать о возможностях матовой отделки, которая придает этикеткам очень выразительный вид, особенно в случае выборочной лакировки по глянцевой подложке. Необходимо помнить еще и о том, что любые декоративные эффекты от лаковых покрытий можно ожидать только на приспособленных для этого основах (невозможно достичь высокого уровня глянца или матовости на сильновпитывающих субстратах).

Особняком стоит лакирование оборотной стороны картона и бумаги барьерными лаками. Данная технология появилась сравнительно недавно и была призвана заменить картон с припрессованной пленкой, что значительно удешевляет подобный вид упаковки. Однако нужно оговориться, что не всегда такая замена оказывается равнозначной. Трудности при достижении нужных барьерных свойств вызваны, в первую очередь, невозможностью нанесения очень большого слоя лака, который необходим для формирования достаточной толщины пленки на сильно пористой основе, которой является необработанная оборотная сторона картона. Для такого рода работ необходимо применение анилоксовых валов с максимальной подачей лака, зачастую приходится наносить несколько слоев лака, так как нормальные барьерные свойства достигаются при расходе 10-20 г/м2 жидкого лака. Несмотря на все свои недостатки, эта технология становится все более популярной, благодаря большому спектру и постоянному совершенствованию лаковых покрытий, которые обеспечивают барьерные свойства к воде, маслам, различным парам, щелочам, кислотам и т.д. Большинство из лаков этой группы сертифицированы для прямого контакта с пищевыми продуктами, что позволяет наносить их на внутреннюю сторону соответствующей упаковки, что и является на данный момент основной сферой их применения. Также существуют специальные лаки для внутренней стороны упаковки моющих средств. Помимо своих барьерных свойств некоторые лаки обладают повышенной термостойкостью, или, наоборот, термоактивностью. Использование термоактивных лаков при производстве упаковки дает возможность отказаться от применения клеевого скрепления, заменив его термосваркой. В целом можно сказать, что технология применения барьерных лаков является на данный момент развивающейся, но ее будущее представляется очень перспективным.

Особенности лакирования в трафаретной печати

Трафаретная печать стоит особняком и не похожа ни на один из классических способов печатания.

Во всех других способах краска так или иначе передаётся с одной поверхности (печатная форма) на другую (запечатываемый материал), в трафарете же краска продавливается ракелем через специальную сетку, которая является печатной формой.

Количество передаваемой краски или лака зависит только от диметра нитей трафаретной сетки и их количества на единицу площади, что даёт возможность нанесения очень большого слоя материала (до 20-25 г/м2). Отсюда и декоративные возможности, которые можно достичь лакированием в трафаретной печати, тем более что выборочная лакировка не составляет никаких проблем.

Основным требованием к лакам в трафаретной печати является возможность их длительного нахождения на сетке в достаточно тонком слое без высыхания. В этой связи наиболее оптимальным вариантом являются лаки УФ-отверждения, которые закрепляются только под воздействием излучения со специфическим спектром. Другим плюсом УФ-отверждаемых лаков является их повышенный декоративный эффект по сравнению с другими материалами (на водной и органической основе), а трафаретная печать в основном используется для изготовления дорогой эксклюзивной продукции.

Трафаретные лаки УФ-отверждения отличаются от офсетных и флексографских большей вязкостью (порядка 2`-3`) и содержанием большого количества поверхностно-активных веществ (ПАВ). ПАВ служат для уменьшения поверхностного натяжения лаковой плёнки, что необходимо для исчезновения структуры трафаретной сетки на печатном оттиске.

Для получения повышенного декоративного эффекта очень часто оригинальный дизайн сочетают с выборочной матовой лакировкой или с использованием одновременно двух лаков — матового и глянцевого.

Реактивность лаков УФ-отверждения для трафаретного способа обычно ниже, чем у лаков для флексографской печати, так как скорость процесса достаточно низкая.

В случае двухстороннего лакирования необходимо использовать специальную добавку, улучшающую скольжение.

Также необходимо учитывать, что при нанесении очень большого слоя лака на сгиб коробки, лаковая плёнка может лопнуть. В этом случае нужно либо подбирать лак с более пластичной плёнкой, либо уменьшать слой лака (менять сито).

При работе с лаком УФ-отвреждения необходимо учитывать, что в случае традиционных (ИК-отверждаемых) красок лакировка возможна только через 24 часа после печати. Для улучшения адгезии УФ-лака к таким краскам рекомендуется использовать специальный грунт, что особенно важно в случае толстых слоёв лака.

Иногда в трафаретной печати используются лаки на основе органических растворителей, очень редко — на водной основе. Эти группы лаков не дают такого же декоративного эффекта, как УФ-отверждаемые, и склонны к засыханию на трафаретной сетке. Их применение бывает вызвано отсутствием УФ-сущки на трафаретной машине или специфическими требованиями (например, по минимальному запаху).

Особый интерес представляют так называемые блистерные лаки на органической основе, которые после нанесения проявляют термоактвные свойства и используются для приварки пластиковых форм.

Интерес к подобным материалам вызван тем, что традиционно такие лаки наносятся на лакировальных машинах, где выгодными являются только большие тиражи, а трафаретная печать может использоваться для малых и средних тиражей, что является достаточным для большинства рекламных работ.

Получение глянцевых покрытий

Получение яркой, глянцевой печатной продукции — самая распространенная в полиграфии задача. Ведь упаковка, открытка, этикетка, обложка, рекламный буклет, афиша рассчитаны, прежде всего, на привлечение внимания потребителя. А восприятие человека, его «оптическая система» — глаз — устроена так, что реагирует безотказно на блестящие предметы. Конечно, можно спорить о вкусах, вспомнив, например, простые, стильные, совсем не глянцевые этикетки элитных вин Франции. Однако факт остается фактом — наша полиграфия традиционно печатает нарядно, сочно и блестяще (часто и в смысле качества).

Как получить глянцевую отделку на бумаге и картоне? На рынке расходных материалов предлагают глянцевые бумаги, глянцевые краски, глянцевые пленки и лаки. Самое интересное заключается в том, что использование в комплекте глянцевых материалов не всегда обеспечивает самый глянцевый результат, но это предмет обсуждения отдельной публикации (кратко мы всё же обсудим далее влияние основы и типа печатной краски). Кроме того, мы не будем касаться ламинирования — декоративный эффект в этом случае зависит прежде всего от типа пленки и качества приклейки. Поговорим о наиболее распространенном, дешевом и эффективном способе получения глянцевой отделки — с помощью нанесения лака.

Казалось бы, что может быть проще — покупай глянцевый (а лучше — суперглянцевый!) лак, наноси — и будет результат. Но почему он бывает таким разным, даже при работе с одним и тем же лаком? Что, в конечном итоге, влияет на глянец?

Факторов много. По большому счету, их можно разделить на 2 группы: одни — определяющиеся составом лака, другие — способом его нанесения.

Состав лака = формула

Известно, что любая лаковая система, будь то лак УФ-отверждения, воднодисперсионный или какой-либо иной, состоит из многих компонентов. Основа лака — синтетическая смола (или их смесь) — полимер, он и отвечает за формирование плёнки лака на поверхности лакируемой основы. Однако пленка может быть гладкой или абразивной, твердой или пластичной, сам лак поставляется густым или жидким, он высыхает быстрее или медленнее, растекается или «липнет» — за все эти качества «ответственны» разнообразные добавки — их может быть до 20! Если определить глянец как количество отраженного поверхностью света при стандартных углах измерения (20о, 60о, 85о -ГОСТ 896-69, BS EN ISO 2813:2000, ASTM D 0523), то НАИБОЛЕЕ ГЛЯНЦЕВУЮ ПЛЕНКУ формирует раствор ЧИСТОЙ СИНТЕТИЧЕСКОЙ СМОЛЫ без добавок. Причем, говоря на языке химии высокомолекулярных соединений, чем менее разветвленный полимер лежит в основе лаковой композиции, тем более глянцевая пленка формируется. Однако в производственных условиях с такой «болванкой» работать невозможно — лак не высохнет, не растечется и т.п.: нужны добавки.

Теоретически ЛЮБЫЕ ДОБАВКИ В ЛАК уменьшают глянец лаковой пленки, так как они снижают однородность массы и нарушают структуру. Однако мы измеряем глянец, фиксируя свет, ОТРАЖЕННЫЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ лака. И естественно, чем более однородна поверхность (гладкая, ровная, без «холмов» и «кратеров»), тем выше процент отраженного света и собственно глянец. Соответственно добавки, «улучшающие» поверхность, должны способствовать большему блеску. Но на практике пленка, сформированная раствором чистой смолы, блестит выше, чем пленка той же смолы с добавленными реологическими агентами (растекание).

Как правило, любые специальные лаки не относятся к очень глянцевым: быстрозакрепляющиеся, двусторонние, стойкие к истиранию, термостойкие — в них много специальных добавок, нарушающих однородность структуры. По той же причине меньше блеск так называемых жидких УФ-лаков (вязкость при поставке 20-25'' DIN 4 вместо обычных 50'' DIN 4). Для получения необходимой вязкости композицию разбавляют мономером (при этом сохраняется 100% сухой остаток), избыток которого нарушает структуру смолы в процессе полимеризации и снижает глянец лаковой пленки (такие лаки и полимеризуются хуже).

Некоторые добавки, препятствующие абсорбции лака в пористые основы, безусловно, могут повысить глянец пленки данного лака при работе по данным пористым основам. Однако это происходит так-же вследствие улучшения качества ПОВЕРХНОСТИ и увеличения ТОЛЩИНЫ плёнки, а не за счет повышения ее ОДНОРОДНОСТИ.

Так какой же из лаков разной химической природы, используемый сегодня в полиграфии, может сформировать наиболее глянцевую плёнку? Особняком стоят масляные лаки. Они представляют собой растворы смол в минеральных маслах — олифах, что по природе своей дает не очень прозрачную, не очень глянцевую пленку. Что же касается синтетических лаков — водно-дисперсионных, УФ-отверждения или на растворителях — на основенитроцеллюлозных, эпоксиакриловых или полиуретановых смол БЕЗ ДОБАВОК, то при прочих равных условиях (лакируемая основа, толщина пленки, способ нанесения) все они БЛЕСТЯТ ОДИНАКОВО. Но без добавок с ними в чистом виде работать нельзя. А помимо добавок, придающих лаку специфические качества (растекаемость, химстойкость и т.п.), в конечной формуле присутствуют агенты, «ответственные» за технологичность (устойчивость композиции во времени, прохождение через машину, способность к высыханию). Для разных лаков они разные. Так для воднодисперсионных, например, необходим стабилизатор дисперсии, для УФ-отверждаемых — фотоинициатор, для нитроцеллюлозных — сложный эфир в качестве растворителя. Если рассматривать готовые рецептуры лаков разной химической природы ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ, то считается, что лаки УФ-полимеризации и на растворителях блестят лучше, чем воднодисперсионные.

Обобщенные данные по влиянию химического состава лака на блеск пленки представлены в таблице 6 (основа, оборудование, толщина пленки одинаковы).

Влияние химического состава композиции на блеск лаковой пленки. Таблица 6

Добавки, реагенты / вид лака

Обязательные (технологические) компоненты композиции

Антиабсорбенты в поры основы

Придающие специальные свойства

Поверхностные (реологические) агенты

Растворитель мономер олифа

масляный лак

<

< >

<

< >

<

воднодисперсионный лак

<

< >

<

< >

=

на органических растворителях

<

< >

<

< >

=

лак УФ-отверждения

<

< >

<

< >

< >

< — уменьшают блеск > — увеличивают блеск < > — может быть и так, и так = — по большому счету, не влияют на блеск

Таким образом, если рассматривать только состав лака без учёта особенностей его нанесения в типографии, можно увидеть, что большинство добавок уменьшают блеск, какие-то никак не влияют, а некоторые могут действовать «по ситуации». Самый глянцевый лак может не обладать необходимыми специальными свойствами (например, стойкостью к истиранию) и быть весьма нетехнологичным при работе на машине (не высыхать, не накатываться на валы и т.п.). Не существует абсолютно универсальных материалов — выбор лака подразумевает компромисс между блеском, возможностями (специальными свойствами) и удобством при работе (технологичностью).

Способ нанесения лака

Способ нанесения лака влияет на 2 характеристики, от которых напрямую зависит блеск лаковой пленки, — толщину и качество поверхности. Понятно, что чем больше толщина лака и поверхность более однородная — тем выше блеск. В трафаретной печати можно наносить много лака, но необходимость избавиться от структуры сита на оттиске требует применения специальных, очень недешевых, видов лаков. А вот в реверсном вальцовом нанесении дополнительный вал разглаживает лак в направлении, противоположном движению листов. Можно и глянцевать воднодисперсионный лак, получая идеальную поверхность с помощью горячих каландров. В целом, зависимость получаемого блеска лака от способа нанесения следующая (независимо от химической природы лака):

красочный аппарат офсетной машины

<

флексография, глубокая печать секция увлажнения, лакировальная секция вальцовое нанесение

<

вальцовое нанесение с реверсом вальцовое нанесение с каландром

<

трафарет

Что выбрать? Все зависит от возможностей Вашей типографии и поставленной задачи. А так ... блеск, как и скорость, стоит недешево.

Влияние основы и краски

Готов утверждать, что блеск бумаги и краски при нанесении лака с целью получения высокоглянцевого покрытия играет менее важную роль, чем факторы, влияющие на качество поверхности лаковой пленки. Соответственно, основа должна быть максимально равномерной с точки зрения состава, плотности и качества поверхности (вопросы равномерности смачивания лаком и растекания), непористой; краска — хорошо перетёртая, с равномерными частицами пигмента, хорошо смачиваемая лаком; противоотмарывающий порошок (лучше — без порошка) — мелкодисперсный, ЛУЧШЕ, растворимый.

Измерение глянца

Производится непосредственно на оттиске с помощью блескомера (глянцеметра) фотоэлектрическим методом при разных углах отражения. Можно проводить и текущий контроль в процессе изготовления тиража, однако значение блеска принято измерять не раньше, чем через 24 часа после печати. Обычно проводится несколько измерений при разных положениях прибора на оттиске и фиксируется среднее значение. Как правило, с течением времени величина глянца снижается, поэтому, если Вы хотите сравнить данные для разных лаков, их надо наносить в одно время и, естественно, в одних и тех же условиях (основа, краска, оборудование и т.п.).

Оценка глянца визуально также БЕЗУСЛОВНО имеет право на существование — ведь именно так Вашу работу будет оценивать Ваш уважаемый ЗАКАЗЧИК.

Разбавление лака: «ЗА» и «ПРОТИВ»...

Масляные лаки не разбавляют никогда (их попросту нечем разбавить), а лаки на растворителях разбавляют практически всегда согласно инструкции — в данном случае экономически выгодно поставлять концентрированный продукт высокой вязкости и уже непосредственно в цехе доводить его до «рабочего состояния». Вопрос, разбавлять лак или нет, актуален, прежде всего, при работе с воднодисперсионными лаками и лаками УФ-полимеризации.

Зачем обычно разбавляют лак? Самое главное заблуждение заключается в том, что таким образом можно «сэкономить». В действительности, «сэкономить» можно только на толщине лаковой пленки, ведь при добавлении 10% воды в стандартный воднодисперсионный лак с сухим остатком 42% и вязкостью 40"DIN 4 мы получим лак с сухим остатком ~38% и вязкостью 22"DIN 4. С помощью вальцовой лакировальной секции можно нанести сухую пленку толщиной не более 1,3 мкм (с помощью камер-ракельной секции — до 1,8 мкм), а неразбавленный лак обеспечил бы пленку толщиной до 2,0 мкм. Известно, что толщина плёнки лака определяет её основные свойства — блеск, устойчивость к внешним воздействиям и т.д. Будет ли в таком случае решена поставленная задача, примет ли такой тираж заказчик?

Можно ли экономить деньги, разбавляя лак? Рассмотрим два воднодисперсионных лака одинаковой вязкости (предназначается нанести плёнку одинаковой толщины), но с разным сухим остатком: 42% по условной цене 3,90 уе/кг и 30% — по 3,00 уе/кг. Интересно, что если пересчитать цены лаков на 100% сухого вещества, то «густой» лак (42%) будет стоить 9,29 уе/кг, а разбавленный (30%) — 10,00 уе/кг, то есть дороже!

Другие аргументы ПРОТИВ разбавления лака:

• лак от производителя — равновесная химическая система, которую нельзя разрушать (непредсказуемые последствия)

• разбавление не лишено случайностей, особенно в условиях производства, можно внести посторонние компоненты и т.д.

• избыточное количество разбавителя может затруднить высыхание лака и формирование лаковой пленки

• разбавление водой повышает влажность бумаги дополнительный растворитель - дополнительные выбросы в атмосферу (органические растворители) или стоки (вода)

• проблемы на машине (потеки, брызги, не накатывается на валы, слипается по краям)

Бывают случаи, когда воднодисперсионный лак целесообразно разбавить. Например, нужно нанести тонкую пленку лака, но в распоряжении нет соответствующего анилоксового вала для камер-ракельной секции. Или необходимо снизить липкость лака (особенно густые лаки, наносимые через красочный аппарат). А «быстросохнущие» водные лаки всегда набирают вязкость в процессе работы или хранения, ее нужно корректировать для постоянства толщины пленки наносимого лака. Как поступать в этих случаях?

Проще всего, конечно, разбавлять водой или смесью вода/спирт в соотношении 50/50 (внесение спирта меньше влияет на реологические свойства лака, чем добавление просто воды). Внимание: вязкость водных лаков резко падает при добавлении разбавителя! Добавлять не более 10%!

Альтернатива разбавлению: лак соответствующей вязкости или сухого остатка; агент, снижающий липкость или вязкость; «консервант вязкости» и т.д. — спросить у поставщика.

Об УФ-лаках. Эти лаки разбавлять растворителем (спирт) нельзя — наличие легковоспламеняющейся жидкости на оттиске при прохождении последнего под УФ-лампами (высокая температура!) создает 100%-ную угрозу пожара. С другой стороны, материалы поставляются густыми (-50" DIN 4) — такова рецептура, а проблема растекания УФ-лака хорошо известна. Для ее решения на машинах используют предварительный подогрев лака (нагревание примерно до 40оС снижает вязкость до ~20"DIN 4). Другой вариант — снижение вязкости с помощью специального агента (мономера), однако пленка таких лаков не такая стойкая и глянцевая, как у обычных (густых). Если Вы пользуетесь жидкими лаками УФ-полимеризации, обязательно требуйте у поставщика лист безопасности, чтобы убедиться, что лак разбавлен именно мономером (акриловые эфиры), а не растворителем.

Какие лаки поставляются на рынок, каковы значения рабочей вязкости для разных групп материалов?

Как следует работать (рекомендации)

• определить, какая толщина лаковой пленки достаточна для решения задачи (стандарт, пожелания заказчика)

• заказать у поставщика лак нужного назначения, сухого остатка и вязкости

• если требуется, отрегулировать машину

• разбавить разбавителем, внести добавки

Растворитель:

УФ — только мономером до получения необходимой вязкости

Н2О — не более 10%!

Органический — по инструкции

Как правильно выбрать лак

Выбор УФ-материалов для типографии

Выбор материалов обусловлен имеющимся оборудованием и видом продукции, которую необходимо изготовить. Промышленностью разных стран предлагается широкий ассортимент лаков и красок УФ-отверждения: глянцевых и матовых, для офсетной, флексографской, глубокой, трафаретной печати, вальцового нанесения, без запаха, разной вязкости и т.д. Для упаковки пищевых продуктов следует использовать материалы катионной полимеризации.

Очень важно, чтобы качество поставляемых материалов было стабильным, чем, увы, пока могут похвастаться производители из Азии. Кроме того, при работе с лаками и красками на основе акриловых олигомеров и мономеров необходимо учитывать их токсичность и раздражающую способность. В настоящее время разработаны акрилаты нового поколения с низкой раздражающей способностью, однако, их цена достаточно высока. В связи с этим следует требовать от поставщика и внимательно изучать листы безопасности, которые должны сопровождать все применяемые в производстве материалы (табл.7).

Таблица 7

Группа лаков

Рабочая вязкость, сек DIN 4

Поставляемая вязкость, сек DIN 4

Масляный лак

густой

густой

Воднодисперсионный лак (красочный аппарат)

густой

густой

Воднодисперсионный лак (лакировальная секция, лакировальная машина, аппарат увлажнения, флексо)

25" - 60"

30" 35" 40" 45" 60"

Лак УФ-отверждения (трафарет, красочный аппарат)

120" - 240"

120" 150" 180" 240"

УФ-лак (лакировальная секция, лакировальная машина, аппарат увлажнения, флексо)

25" - 60"

40" 50" 60" 25" 30" 35" лак разбавлен либо мономером, либо растворителем, или лак нагревается для снижения вязкости

Органический лак (флексо, глубокая печать)

14" - 25"

14" - 60"

Как выбрать хороший воднодисперсионный лак

Очевидно, что лак должен соответствовать возможностям типографии (оборудования) и поставленной задаче. Как мы уже подчёркивали, лаки могут нести декоративную функцию, обеспечивать физико-механическую защиту печатного оттиска, совершенствовать технологический процесс и предоставлять специальные возможности. При этом типографии работают с разными заказчиками, на разных основах, с разными расходными материалами, в разном режиме и т.д. И качественный лак при безусловном соблюдении технологии!) обязан «работать» в 99,9% случаев (табл.8)! Это достигается введением в базовую формулу материала специальных добавок, «отвечающих» за разные свойства материала — блеск, адгезию к оттиску, физические свойства плёнки, скорость высыхания… — может быть до 20 компонентов! Рыночная стоимость таких материалов около 3,5 уе/кг (густые лаки, наносимые через красочны аппарат, несколько дороже). Предлагаются также «упрощённые» материалы. Интересно, считал ли кто-нибудь потери от испорченных тиражей и простоев оборудования при использовании таких «хороших» аналогов?

Формула и основные характеристики наиболее распространённых полиграфических лаков

Состав лака

Характеристика

Влияют на процесс

УФ-отверждения

Воднодисперсионный

На органических растворителях

Ненасыщенный олигомер

Жесткая дисперсия

Эфиры целлюлозы

— Глянец или другой декоративный

эффект

— Скорость высыхания

— Стойкость к истиранию

— Адгезия к основе

— Физические свойства плёнки — Другое

— Разные пе-чатные свойства

— Разные краски и порошки и т.п.

— Разные условия лакирования

— Разные задачи

Ненасыщенный мономер

Мягкая дисперсия

Пластификаторы

Фотоинициирующая система

«Раствор»

Дополнительные смолы

Смачиватели и диспергаторы

Смачиватели и диспергаторы

Растворители истинные

ПАВ

ПАВ

Растворители латентные

Антивспениватели

Антивспениватели

Другое

Матирующие агенты

Матирующие агенты

Пигменты и наполнители

Пигменты и наполнители

Реологические добавки

Реологические добавки

И т.д.

Воск

И т.д.

Самый хороший лак — лак, который при правильном использовании работает в 99,9% случаев

Применение лаков на органических растворителях в полиграфии

Такие лаки сегодня используют, прежде всего, для изготовления полиграфической продукции из полимерной плёнки (гибкая упаковка, этикетка) методами флексографской или глубокой печати. Ведь только в таком случае достигается приемлемая адгезия, необходимый защитный эффект и блеск (если требуется). Всё реже подобные материалы применяют для получения суперглянцевых покрытий на традиционных валковых машинах или при изготовлении блистерной упаковки вследствие ужесточения экологических норм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60766. Проект «Картинна галерея» 278 KB
  Ознайомитись з такими об‘єктами: форма Form текстове поле Lbel малюнок Imge кнопка Button та їх основними властивостями: підпис Cption колір Color шрифт Font видимість Visible ширина Width висота Height.
60767. Село моє – найкраще місце на землі 1.06 MB
  В селі випалювали різні гончарні вироби у печах, які називалися горни. Звідси пішла назва Угорники.
60768. Апаратне і програмне забезпечення комп’ютерних мереж 215 KB
  Ознайомити з поняттям комп’ютерної мережі. Розповісти про класифікацію комп’ютерних мереж. Розвивати інформатичну компетентність учнів пам’ять; Виховна.
60769. В.Нестайко „Космонавти з нашого будинку” 41.5 KB
  Де відбуваються події твору Хто вони де живуть навчаються б аналіз змісту. Вибіркове читання. Чому діти перестали товаришувати Що робила Натка щоб довести що вона не гірша за хлопців Які риси характеру...
60770. Моделирование мебели в 3D – кровать 846.5 KB
  Далее выделите обе плоскости рамкой кликните по ним правой кнопкой мыши и выберите Object Properties Свойства объекта. Закройте окно и заморозьте объекты Right click Freeze Selection 3D мебель...
60772. Кандидатская диссертация. Практическое пособие 1020.5 KB
  Диссертация должна давать научную информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания и детально описывая методику исследования. Полнота научной информации должна находить свое отражение и а том...
60773. ДОБРОТА ИСТИННАЯ И ДОБРОТА ЛОЖНАЯ 52 KB
  Формирование нравственных качеств: умения дружить умение отличать доброту истинную от доброты ложной. Оборудование: Карточки со словами для пословиц добрые добрых добро добро доброе...