84472

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛАКИ В ПОЛИГРАФИИ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Наибольшее распространение получили лаки придающие оттиску особые физикохимические свойства в том числе повышенную стойкость к какимлибо разрушающим факторам: воздействию света высоких и низких температур влаги различных химических реагентов абразивных материалов и т. В рамках этой группы специальных лаков следует отдельно рассмотреть так называемые барьерные лаки. Барьерные лаки позволяют получить эти свойства при нанесении на оборотную сторону картона.

Русский

2015-03-19

38.36 KB

1 чел.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛАКИ В ПОЛИГРАФИИ

Большое разнообразие способов нанесения и химической природы лаков в полиграфии, помноженное на постоянно растущие запросы заказчиков, породило огромное количество лаков, которые после высыхания придают поверхности оттиска те или иные специфические свойства. Самым стандартным требованием к «обычным» лакам является придание поверхности глянца или матовости, а также обеспечение защитных функций к механическому воздействию (истиранию, царапанью и т.д.). Но во многих случаях наличие только этих свойств не достаточно. Современная гамма расходных материалов позволяет значительно расширить спектр использования полиграфических лаков.

Наибольшее распространение получили лаки, придающие оттиску особые физико-химические свойства, в том числе повышенную стойкость к каким-либо разрушающим факторам: воздействию света, высоких и низких температур, влаги, различных химических реагентов, абразивных материалов и т.д. В рамках этой группы специальных лаков следует отдельно рассмотреть так называемые барьерные лаки. Это покрытия, которые придают поверхности барьерные свойства по отношению к чему-либо. Чаще всего они используются при изготовлении пищевой упаковки, так как продукты содержат в себе различные вещества, легко впитывающиеся в бумагу или картон. Раньше единственным способом придания картону жиро-и влагонепроницаемости было ламинирование, которое обеспечивает поддержание этих параметров на высоком уровне, но является довольно дорогостоящим процессом. Барьерные лаки позволяют получить эти свойства при нанесении на оборотную сторону картона. Как правило, они сертифицированы на прямой контакт с пищевыми продуктами, что значительно упрощает их использование. Изготавливаются такие лаки обычно водоразбавляемыми (реже — на органических растворителях), способ нанесения флексографская или глубокая печать. Единственная проблема, которая может возникнуть при работе с барьерными лаками, — это необходимость нанесения очень большого слоя (достаточное количество лака напрямую зависит от пористости поверхности и обычно составляет 10-20 г/м2 влажного материала), в этом случае часто приходится наносить лак в два прогона (из двух секций печатной машины).

Барьерные лаки также могут быть как термостойкими (для горячих продуктов), так и термосвариваемыми (для изготовления упаковки без применения клея). Более редкой сферой применения барьерных лаков является упаковка для моющих средств, когда лаковая пленка является барьером для влаги и щелочи.

Также к этой группе специальных лаков можно отнести покрытия, обеспечивающие оттиску различное скольжение. Существуют лаки с повышенным скольжением, нескользящие, а также направленного скольжения (как для игральных карт). В некоторых разумных пределах производители лаков могут обеспечивать заданные заранее заказчиком коэффициенты статического и динамического трения, что часто бывает одним из основных требований упаковочной промышленности (некоторые фасовочные аппараты могут стабильно работать только с упаковкой, имеющей определенные свойства на скольжение). Такие лаки имеют различную химическую природу и наносятся разными способами.

Ко второй группе специальных лаков относятся лаки, обеспечивающие возможность каких-либо последующих технологических операций. Все более популярной становится блистерная упаковка, которая представляет собой картон с приваренной к нему жесткой пластиковой формой, содержащей изделие. Для изготовления пластиковой формы используются ПЕТ, ПВХ, полистирол и др. Функция лака в данном случае — обеспечить термосвариваемость картона с этой формой. Такие лаки могут быть на водной или органической основе и предназначены для нанесения на лакировальных машинах вальцового типа. Также существуют водные лаки для нанесения через лакировальную секцию офсетной машины, и органические лаки для трафаретного способа печати. При работе с блистерными лаками важно удостовериться в достаточной термоактивности поверхности при данной толщине лаковой пленки и рабочей температуре приварочной машины, для повышения термоактивности нужно увеличить либо толщину лакового слоя, либо температуру приварки. К сожалению, не любой картон хорошо подходит для блистерной упаковки: некоторые картоны слишком пористые, и лак сильно впитывается, не обеспечивая требуемую толщину пленки; другие наоборот — слишком закрытые, и лак недостаточно хорошо на них закрепляется, вследствие чего бывает очень легко отделить пластиковую форму от картона.

Лаки для скин-упаковки по своим свойствам очень похожи на блистерные, они также обеспечивают термоактивные свойства поверхности, но надо отметить, что данный вид упаковки не является в нашей стране популярным.

Не секрет, что отлакированную упаковку в дальнейшем нужно склеить, а иногда подвергнуть горячему тиснению. Что касается большинства водных, масляных и органических лаков, то проведение этих операций не вызывает особых затруднений. В случае же использования УФ-отверждаемых лаков ситуация осложняется: обычные лаки практически невозможно склеить, а выборочная лакировка и фрезерование не всегда возможны. Здесь на помощь приходят специальные «клеящиеся» УФ-лаки, которые можно тиснить обычной фольгой и склеивать специальным клеем. Качество склейки все равно остается хуже, чем при выборочной лакировке, но в большинстве случаев бывает удовлетворительным. Для достижения успешного результата на клеевом клапане под УФ-лаком не должно быть никаких промежуточных слоев (краски, грунта), и также важно выбрать достаточное время и давление прижима склеиваемых поверхностей (чтобы клей успел закрепиться на поверхности лака). Ряд типографий уже довольно длительное время работает по такой технологии.

В третью группу лаков можно выделить «декоративные» лаки, создающие особые декоративные эффекты. Из нововведений интересно назвать «золотые» и «перламутровые» лаки. «Золотые» лаки — это водные металлические пасты, предназначенные для нанесения через лакировальную секцию с камерракельной системой. От традиционных металлизированных масляных офсетных красок их отличает значительно больший металлический глянец. Главной трудностью при работе с этими лаками становится необходимость постоянно очищать анилоксовый вал, так как его ячейки быстро забиваются частицами металлической пудры. Постоянные остановки высокоскоростной печатной машины для очистки анилокса сильно снижают целесообразность использования «золотых» лаков, что тормозит массовое внедрение подобных материалов.

«Перламутровый» лак представляет собой обычный лак с введенной в него добавкой, которая и придаёт лаковой плёнке желаемый вид. Существуют различные добавки, которые обеспечивают множество эффектов. «Перламутровые» лаки действительно позволяют значительно видоизменить оттиск и не вызывают особых проблем при нанесении.

Очень часто заказчиком ставится задача получения очень высокого глянца, но типография не всегда обладает лакировальными машинами с УФ-сушкой, а в некоторых случаях УФ-лак слишком дорог. Для решения этой задачи могут использоваться специальные водные лаки, предназначенные для последующего горячего каландрирования, которое придает лаковой пленке очень высокий уровень глянца. Существуют два варианта подобных лаков. В первом случае лак предназначен для нанесения «по мокрому» через лакировальную секцию офсетной машины и последующего каландрирования «off-line». Во втором — лак наносится «по сухому» на лакировальной машине вальцового типа, а каландр установлен на выходе из машины. У технологии каландрирования, наряду с ощутимыми плюсами (низкая стоимость лака, отсутствие запаха у лаковой пленки и т.д.), имеется достаточно минусов, которые мешают ее широкому распространению, а именно: необходимость в специальном оборудовании (каландр), введение лишнего и к тому же медленного этапа в технологический процесс, что приводит к увеличению времени изготовления продукции.

Наиболее экзотическим способом получения высокоглянцевых покрытий в полиграфии является использование двухкомпонентных полиуретановых лаков. Эти лаки предназначены для нанесения на вальцовой лакировальной машине или способом флексографской печати и обеспечивают уровень глянца, не уступающий материалам УФ-отверждения, но у этой технологии есть серьезный недостаток — очень маленькое (несколько часов) время жизни готовой смеси, что значительно усложняет работу с подобными лаками.

В последнее время очень модным стало использование ароматизированных лаков.

Обычно это водные лаки, которые содержат в себе специальные микрокапсулы с заключенным в них запахом. Если потереть отлакированную поверхность, то капсулы разрушаются, и запах выходит наружу. Недостатками при работе с такими лаками является инерционность производителей лаков (кроме базовых продуктов), так как они не производят микрокапсулы сами; а также зачастую недостаточная интенсивность запаха. К тому же стоимость ароматизированных лаков очень высока.

Некоторым видам полиграфической продукции необходима определенная степень защиты от подделок. Обычно в этих случаях используются специальные субстраты и краски, но иногда возможно применение и специальных защитных лаков. Самыми простыми и распространенными являются флюоресцентные лаки, их плёнка светится при УФ-облучении. Они могут иметь различную природу и быть адаптированы для любых способов нанесения (существуют даже масляные флюоресцентные лаки).

Лаки с Soft Touch эффектом поверхности приятной на ощупь, применяются в полиграфии для придания особых тактильных ощущений от печатного оттиска. Эти лак представляют собой разновидность водных матовых лаков на основе специальных полиуретановых дисперсий. Такой лак наносится значительно более толстым слоем, чем обычный лак и распространению лаков с эффектом soft touch препятствует высокая цена.

Все вышеперечисленные лаки служат для достижения каких-либо специальных эффектов, которые невозможны при использовании стандартных материалов. Но не стоит забывать и о новых технологических решениях производителей печатных машин. Часто эти решения, призванные выполнять стандартные требования к лакированным оттискам, но изменяющие технологию нанесения лаков, требуют применения специальных расходных материалов. Наиболее ярким примером является не столь давнее изобретение — офсетная печатная машина с двумя лакировальными секциями. Первый модуль предназначен для нанесения воднодисперсионного грунтующего лака (праймера) на сырую офсетную краску, второй — для нанесения УФ-лака поверх грунта. После первой секции установлены ИК-сушка и обдув воздухом, после второй — УФ-сушка. Также технология позволяет осуществлять УФ-лакирование в линию с печатью, что значительно укорачивает технологический процесс. Но есть один очень существенный минус — уровень глянца значительно ниже, чем при лакировании «по сухому». При использовании стандартных воднодисперсионных и УФ-лаков глянец вообще очень низкий. Чтобы хоть как-то приблизиться к оптимальному результату, необходимо использовать специально разработанную для данной технологии пару грунт-лак.

В последнее время достаточно хорошее распространение получила технология twin (drip-off) лакирования. Суть процесса заключается в том, что на печатной секции наносится выборочно матовый лак, а затем последовательно производится сплошное лакирование глянцевым лаком. На той части оттиска, где нет матового лака, получается ровное глянцевое покрытие. Так как глянцевый лак не смачивает матовый, на участках, покрытых матовым лаком, глянцевый собирается в капли, образуя декоративную шагрень. В зависимости от вязкости глянцевого лака и химических свойств матового получаются капельки разного размера и формы. Между глянцевыми участками и шагренью образуется значительная разница в глянце, что создаёт впечатление выборочного лакирования.

У данной технологии существует множество вариантов реализации с использованием воднодисперсионных, масляных и УФ-отверждаемых лаков. Для нанесения используют как офсетные машины с лакировальной секцией, так и флексографские и трафаретные машины. Наиболее распространённым вариантом является использование выборочного лакирования масляным матовым лаком на обычной офсетной печатной секции с последующим лакированием «в линию» глянцевым лаком. Лак может быть как воднодисперсионным, так и УФ-отверждения, но нанесение обязательно должно быть «в линию» с масляным матовым лаком. Так как офсетная печатная форма стоит дешевле флексографской, проще в использовании и обладает большим разрешением, такой вариант позволяет легко и недорого получить высококачественное выборочное лакирование глянцевым лаком с высокой проработкой деталей на стандартном офсетном оборудовании.

Итак, сегодня поставщики полиграфических лаков готовы предоставить материалы, отвечающие огромному количеству требований и позволяющие решить практически любые задачи.

Следует отметить, что список рассмотренных специальных лаков далеко не полный, да он и не может быть полным, так как постоянно расширяется благодаря всё новым и новым запросам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23906. Филоктет - характеристика литературного героя 14.8 KB
  Филоктет характеристика литературного героя персонажа Филоктет ФИЛОКТЕТ герой трагедии Софокла Филоктет поставлена в 409 г. создали кроме Софокла и Эсхил и Еврипид обе хронологически предшествовали Софокловой но последние произведения не сохранились. на пути под Трою во время жертвоприношения у Софокла на Хрисе около Лемноса по другим версиям на о. исключительный для Софокла случай наученный Одиссеем выдает себя за жертву Атридов.
23907. Софокл Царь Эдип 16.7 KB
  Назвали мальчика Эдип. Эдип вырос сильным и умным. Эдип был в ужасе.
23908. Софокл Эдип в Колоне 16.43 KB
  Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. От кровосмесительного брака с матерью у Эдипа были два сына и две дочери: Этеокл и Полиник Антигона и Исмена. Когда Эдип ослепил себя за грехи и ушел от власти оба сына отшатнулись от него.
23909. ОРЕСТ МСТИТ ЗА УБИЙСТВО ОТЦА 14.38 KB
  Это был сын Агамемнона Орест спасенный в день гибели Агамемнона своей няней и воспитанный вдали от родины царем Фокиды Строфием. Только что Орест принес свою жертву отцу как в дверях дворца показались рабыни в черных одеждах. Орест и Пилад поспешно спрятались у могилы и стали смотреть что будут делать рабыни. По сходству их со своими волосами сразу догадалась она что это волосы Ореста.
23910. Эсхил Орестея 22.47 KB
  Но участь его оказалась ужасна а участь сына его Ореста еще ужаснее. Но в живых остается маленький сын Агамемнона и Клитемнестры Орест: чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительницы она отсылает его в чужой край чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына. Орест растет в далекой Фокиде помышляя только об одном о мести за Агамемнона.
23912. Эсхил Прометей прикованный 16.62 KB
  А затем когда разозленный Зевс не хочет чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо и отказывается дать им огонь Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор а мудрый провидец. Само имя Прометей значит Промыслитель.
23913. Аристофан Всадники 16.49 KB
  На сцене их четверо: двух зовут настоящими именами Никий и Демосфен третьего зовут Кожевник настоящее имя ему Клеон а четвертого зовут Колбасник этого главного героя Аристофан выдумал сам. А противник их Клеон он и вправду был ремесленникомкожевником требовал добить врага и продолжать войну до победы. Итак на сцене дом хозяина Народа а перед домом сидят и горюют два его рабаприслужника Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости а теперь их оттер новый раб негодяй кожевник. Тот хлебает а кожевнику бросает все лакомые...