84473

ПОСЛЕПЕЧАТНЫЕ ОТДЕЛОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Бывает в этот момент выясняется что завершить исполнение заказа невозможно: заготовка не склеивается на ней появляются разрывы или краска смазывается с бумаги вариантов может быть много. Название технологии говорит само за себя: при скреплении корешка книжного блока и вставке в обложку используются только клеи и не происходит шитьё нитками или проволокой. В данном способе обычно используются клеирасплавы реже на водной основе. Необходимо отметить что эти клеи могут различаться жёсткостью плёнки открытым временем схватывания...

Русский

2015-03-19

41.66 KB

1 чел.

ПОСЛЕПЕЧАТНЫЕ ОТДЕЛОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Обычно, понятие «полиграфия» связывают только с печатными процессами, не отдавая себе отчёт о существовании не менее важных, а зачастую и более сложных допечатных и послепечатных процессов. В данной статье мы хотели бы остановиться на некоторых из них, отметив, что послепечатная стадия является заключительной в придании конечного вида полиграфическому изделию и, зачастую, определяющей качество его исполнения и внешний вид. Именно на этой стадии, становятся видны результаты выполнения всех технологических операций, как они согласуются друг с другом, и будет ли соответствовать готовый продукт ожиданиям заказчика. Бывает, в этот момент выясняется, что завершить исполнение заказа невозможно: заготовка не склеивается, на ней появляются разрывы, или краска смазывается с бумаги — вариантов может быть много. Но поскольку продукт уже почти готов исправить что-либо бывает очень сложно. Избежать таких проблем можно только одним способом — на стадии приема заказа и подготовки производства учесть максимальное количество параметров и оценить степень их влияния друг на друга. Подобрать материалы и технологии, которые позволят достичь необходимого уровня качества. Конечно, главным приоритетом является подбор материалов с точки зрения печати, но также необходимо учитывать и другие технологические операции. В результате каждой из них происходит некоторое, казалось бы, незначительное изменение свойств исходного материала, который сам является очень сложным, многослойным продуктом. И каждая операция увеличивает его «сложность» и количество «слоёв».

Горячее тиснение фольгой можно рассматривать как один из видов высокой печати (пробельные элементы на печатной форме располагаются ниже печатных, в некоторых типографиях используются в качестве печатных штампов наборные шрифты высокой печати для изготовления небольших тиражей). Процесс тиснения происходит следующим образом. Печатная форма — плоский металлической штамп (клише) — закрепляется на нагреваемой плите. Рабочая температура нагрева 90-130⁰С. Штамп прижимает фольгу к бумаге или другому материалу. И на тех участках, где фольга прогревается штампом, происходит перенос пигмента на запечатываемый материал.

Наиболее распространено использование горячего тиснения для имитации металлического блеска. Ни один из видов печати не позволяет добиться большого эффекта имитации металлической поверхности. Но, помимо «металликов», имеются и другие виды фольги: дифракционная, перламутровая, пигментная, прозрачная фольга, а также магнитная (например, для кредитных карт) и стираемая (для билетов моментальной лотереи). Качество изображения как и в любом другом способе печати зависит от многих факторов:

— характер изображения (преобладают тонкие линии или плашки)

— качество штампа (клише). Для их изготовления существует несколько технологий, каждая имеет свои

особенности, которые необходимо знать и учитывать

— правильный подбор материалов. (Выбирая фольгу необходимо комплексно рассмотреть материал, на котором будет производиться тиснение, включая, характер отпечатанного изображения, наличие противоотмарывающего порошка, лака... В общем, все, что было сделано с печатным листом на предыдущих операциях может повлиять на выбор материалов и технологических параметров процесса тиснения.)

— состояние оборудования и режимы его работы

— предполагаемый тираж (разовый или возможны повторные тиражи)

Как видите, факторов влияющих на качество очень много поэтому никогда не будет лишним проконсультироваться с изготовителями штампов, поставщиками оборудования и материалов.

При конгревном тиснении на плоском листе создается рельефное изображение. Для создания рельефа необходимо воздействие на лист штампа, состоящего из двух частей: формы (матрицы) и контрформы (патрицы). Визуальный эффект конгревного тиснения образуется за счет игры света, поэтому одно и то же рельефное изображение совершенно по-разному на однотонном листе и листе с многокрасочным отпечатком. В некоторых случаях, когда изображение совпадает с отпечатанным, рельеф может стать совсем незаметным. Но при грамотном сочетании изображений, нанесенных различными способами, и выборе качественных материалов получаются настоящие «произведения искусства».

Условия для достижения качественного результата, пожалуй, пожалуй, те же что и для тиснения фольгой, за исключением подбора фольги. И процесс изготовления штампа значительно сложнее. Хотя здесь используются все те же технологии, что и при изготовлении клише для тиснения фольгой, предпочтение отдается ручной и автоматической гравировке.

Конгревное тиснение выполняют на том же оборудовании, что и горячее тиснение фольгой. При определенных условиях возможно в одной технологической операции совместить конгревное тиснение и тиснение фольгой (hot foil embossing).

Казалось бы, конгревное тиснение не должно создавать никаких проблем для последующей обработки, поскольку на лист не наносится никаких материалов, количество «слоев пирога» не возрастает. Но это не так. Лист деформируется во время операции. Это, во-первых, существенно осложняет работу устройств самонаклада и транспортировки листа на всех последующих операциях. И, во-вторых, выступающие элементы рельефа подвергаются более сильным воздействиям со стороны других листов в стопе и на транспортере. В результате значительно возрастает риск отмарывания и смазывания отпечатанного изображения. Поэтому если на листе присутствует конгревное тиснение, нужно обязательно проверить, как эта операция будет влиять на последующую обработку.

В стремлении придать своему изделию неповторимый экзотический вид дизайнеры постоянно ищут новые способы создания изображений на листе. В результате появились достаточно сложные технологии создания «блестящих и пушистых» изображений. Это такие виды отделки оттисков как бронзирование, флокирование и термография.

Что представляет собой бронзирование, можно понять из названия операции, — это нанесение на оттиск металлической (чаще всего бронзовой) пудры. Чтобы пудра закрепилась, краска должна быть свежей. Этот технология достаточно сложная, поскольку с одной стороны пудра должна хорошо прилипать к краске, с другой стороны краска должна хорошо и быстро закрепляться на оттиске, чтобы при удалении порошка с пробельных элементов изображение не стиралось. Наличие на оттиске открытых частиц порошка может создавать очень интересные декоративные эффекты, но вместе с этим это создает немало ограничений для последующих операций.

Процесс термографии очень похож на бронзирование. Но в этом случае на оттиск наносится не металлический, а полимерный порошок, который затем расплавляется в при высокой температуре в тоннельной печи. Частицы порошка имеют довольно крупный размер (сравнимый с толщиной бумаги) поэтому изображение получается объемным. Этот способ позволяет наносить на оттиск блестки различных цветов форм и размеров. Но большой размер частиц и сильное термическое воздействие на оттиск очень сильно изменяют свойства материала. Например, картон после термографии становится очень хрупким, что создает немало проблем при последующей биговке, высечке и прочих операциях.

Флокирование является еще более сложным и дорогим способом отделки оттисков. Процесс состоит в покрытии короткими текстильными волокнами изображения, созданного специальным клеем. Нарезанные волокна (мононити), так называемый «флок», получают из сырья различного происхождения (шерсть, хлопок, полиамид, вискоза, акрил и т. д.). Они бывают разной длины, разных цветов и разной толщины. Для того чтобы все волокна при нанесении ориентировались в одном направлении используют электростатическое поле, создаваемое специальными устройствами — флокаторами. Длина волокон может в несколько раз превосходить толщину материала-основы. И толщина клеевого слоя весьма существенна. Поэтому и сложность последующей обработки таких оттисков очень высока. И к каждому тиражу нужно относиться очень внимательно.

Упаковка, открытки, книги, рекламная продукция с каждым годом становятся все сложнее и сложнее. После того как печатный лист прошел основные стадии обработки возникает потребность в соединении отдельных частей и элементов изделия в единое целое. И здесь никак не обойтись без такой операции как склейка.

Начнём с книгоиздания, как с отрасли, с которой началась полиграфия. В последнее время всё большей популярностью пользуется технология бесшвейного скрепления. Название технологии говорит само за себя: при скреплении корешка книжного блока и вставке в обложку используются только клеи, и не происходит шитьё нитками или проволокой. В данном способе обычно используются клеирасплавы, реже — на водной основе. Нанесение клея осуществляется, как правило, с помощью валковой системы. Зазор между первым валиком для нанесения и книжным блоком достаточно маленький, а сам первый валик служит для продавливания клея внутрь книжного блока; зазор на следующем этапе большей и второй валик наносит на корешок слой клея необходимой толщины; третий, маленький валик служит для удаления излишков клея.

Рабочая температура различных термоклеев может варьироваться в диапазоне 140-180оС, но в любом случае, температура клея в рабочей ванне должна быть на 10-15оС выше, чем в баке для разогрева, а температура валика, счищающего излишки, приблизительно на 10оС выше, чем температура клея в рабочей ванне.

В последнее время всё большей популярностью пользуется так называемая технология «two shot», сутью которой является использование двух разных клеев для проклейки корешка: 1-ый клей — жидкий, легко проникает под давлением внутрь книжного блока (может быть как эмульсией, так и расплавом), 2-й — более вязкий (расплав), формирует жёсткую клеевую плёнку на поверхности корешка. Книги, изготовленные по этой технологии. Почти не уступают качеством традиционным прошитым изданиям.

Необходимо отметить, что эти клеи могут различаться жёсткостью плёнки, открытым временем схватывания, цветом, способностью работать с тяжёлыми мелованными бумагами и т.д. Например, для изготовления журналов обычно используют клеи с более жёсткой плёнкой, чем для книг. Многие линии для бесшвейного скрепления оснащены отдельным клеевым аппаратом для проклейки боковой стороны книжного блока, в этом случае используются специальные клеи, которые отличаются своими свойствами от клеев для проклейки корешка.

Множество различных клеев используются при изготовлении книг по классической технологии. Подробно останавливаться на всём этом разнообразии мы не будем, отметим только, что это могут быть клеи на водной, костно-желатиновой основах, а также расплавы.

Если судить по объёмам потребления, то наибольшее количество клеев используется для изготовления упаковки.

Во-первых, это водные клеи для каширования картона бумагой и тонкими картонами, основные требования к которым — хорошо смачивать поверхность и не коробить склеиваемые изделия.

Способ нанесения в этом случае валковый на машинах типа TUNKERS.

Во-вторых, это клеи для склеивания коробок на фальцевально-склеивающих аппаратах. Способ нанесения здесь может быть как дисковый, так и сопловый, иногда на одной и той же машине используется комбинированный способ нанесения. Клеи для дискового и соплового нанесения различаются своими реологическими свойствами (вязкость, текучесть), но бывают и универсальные клеи с усреднёнными параметрами. Чаще используются клеи на водной основе, но встречаются и расплавы. Основная задача таких клеев — хорошо проникать в мелованный слой картона и быстро схватываться.

Наиболее простые гомополимерные композиции могут использоваться для склеивания только необработанного картона. Более сложные сополимерные клеи могут использоваться для склейки запечатанных или лакированных клеящимися лаками поверхностей, а также ламинированных. Большинство масляных и воднодисперсионных лаков являются «клеящимися». УФ-отверждаемые лаки, наоборот, в массе своей являются трудносклеиваемыми, и только специальные лаки поддаются склейке. Наиболее частой ошибкой, которая встречается в типографиях при печати картонных коробок, является наличие на клапане склейки кроме лака ещё и печатных красок. В такой ситуации гарантировать качественный результат невозможно (всё зависит от плотности запечатки и пористости материала). Отсутствие каких-либо слоёв (краски, грунта) под лаком является обязательным условием при склеивании по «клеящемуся» лаку. При переходе на лакировальной машине с работы обычным УФ-лаком на клеящийся необходимо тщательно промыть лакировальную секцию, так как даже небольшая концентрация смол и добавок, содержащихся в обычном лаке, может отрицательно повлиять на качество склейки. Для склейки ламинат/картон необходимо, чтобы поверхностное натяжение ламината было не менее 40 дин/см.

Специальные сополимерные клеи используются для вклейки в картонную упаковку окошек из полимерных плёнок, в этом случае также необходимо следить за поверхностным натяжением плёнки (зачастую оно может сильно отличаться на разных сторонах).

Другая область применения клеев — ламинация картона/бумаги или полимерных материалов всевозможными плёнками (РР, РЕ, РЕТ и т.д.). Наиболее распространены здесь двухкомпонентные полиуретановые клеи с отвердителем, но могут также использоваться водные клеи (в случае бумага/плёнка) и УФ-отверждаемые клеи (обязательное условие — прозрачность припрессовываемой плёнки). Ламинация может осуществляться как из «роля в роль», так и на листовых машинах, а иногда и в линию с печатью (узкорулонные флексографские машины).

Множество различных клеев используется и для изготовления конвертов.

Конвертоделательные машины обладают, как правило, очень высокой скоростью работы. Следовательно, основное требование е клеям, кроме их технологических функций, — быстрое схватывание. Здесь различают клеи для проклейки швов, для приклейки окошек, а также различные клеи для нанесения на заклеиваемый клапан.

В этом случае может быть несколько вариантов: наиболее стандартный — декстриновый или синтетический клей, который обретает свои свойства при увлажнении, второй вариант — специальный реверсивный клей, который защищается на клапане силиконизированной бумагой, третий способ — использование специальных клеев, которые склеиваются в высушенном виде при контакте друг с другом (клей в этом случае необходимо наносить на обе склеиваемые поверхности). Существуют также специальные декстриновые клеи для нанесения трафартеным способом.

Еще одна область использования различных адгезивов — приклеивание этикеток на всевозможную тару, хотя отношение к полиграфии здесь весьма косвенное, но этому также следует уделить внимание. В последнее время все большей популярностью при приклеивании бумажных этикеток на стеклянную тару пользуются синтетические клеи на основе поливинилового спирта, хотя при бутилировании пива наиболее предпочтение отдаётся клеям на казеиновой основе. При наклейке этикеток на пластиковую тару используются, как правило, либо клеи-расплавы, либо специальные сополимерные эмульсии. Основные требования к этикеточным клеям — возможность работы на высоких скоростях, устойчивость к горячему розливу, лёгкость удаления в случае возвратной тары.

В последнее время все большую популярность приобретает вклейка в журналы различных образцов, которые должны легко сниматься, а клей не должен рвать и пачкать бумагу. Для этого существуют специальные клеи-расплавы для машинного нанесения и жидкие на каучуковой основе для ручного нанесения.

Еще одной важной особенностью использования водных клеев, является их слабая морозоустойчивость. Стоит только охладить клей до 0оС, и он может потерять свои свойства, поэтому транспортировку и хранение необходимо осуществлять только при плюсовой температуре. Таким образом, следует отметить, что только комплексный подход к организации производства полиграфических изделий, с контролем как можно большего количество параметров влияющих на качество конечного продукта, позволит гарантировать успешную реализацию самых сложных дизайнерских решений. Невозможно рассмотреть все возможные варианты сочетания печатных и послепечатных технологий, в каждом случае есть свои нюансы, поэтому для достижения оптимальных параметров склейки необходимо тесно сотрудничать с заводами-изготовителями материалов и оборудования, которые имеют очень большой опыт и огромное количество различных решений. Наша компания в течение уже многих лет является поставщиком на российский рынок различных клеев производства Labord, Valspar, Sealock, INX. Более подробную информацию о клеях можно почерпнуть из нашего каталога.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53769. Баскетбол, конспект уроку для 8 класу 44 KB
  Ноги трохи зігнуті, лікоть руки опущений вниз, пальці рук супроводжають м’яч. Відстань між студентами 4 м. пальці рук розставлені. Ведення правою – лівою рукою. Відстань 4 м. Кидок виконується після ведення, кидок м’яча в ціль.
53770. Організовуючі вправи. Загальнопідготовчі вправи. Стрибки зі скакалкою 85 KB
  Стійка ноги 810 Руки розводити долонями нарізно руки за голову. разів догори прогинаючись у 1 поворот тулуба ліворуч попереку голову відводити руки в сторони вдих; 2 в. видих; 3 поворот тулуба праворуч руки в сторони вдих; 4 в. нарізно руки в сторони; разів Ноги поставити 1 нахил уперед руки якнайширше.
53771. Конспект уроку з фізичної культури Для учнів 2-А класу - реферат українською 29.5 KB
  Ходьба: руки за голову навприсядки стрибками на носках на п‘ятках4. Загальнорозвиваючі вправи на місціА Вп руки до плечейКолові рухи руками вперед назад 8р вперед8р назадБ Вп руки в сторониКолові рухи руками вперед назад 1012 раз Руки пряміВ Вп права рука вгорі ліва внизу; 12 переміна положень рук 1012 раз Руки пряміГ Вп руки вперед. Схрещення рук 1012 раз Руки пряміД Вп ноги нарізно руки на поясі 1 нахил вліво 2 в. 1012 раз Руки опущені ноги пряміІІ.
53772. Організуючі, стройові та ЗРВ. Спеціальні бігові та стрибкові вправи. Рухливі ігри 75 KB
  Стройові вправи: Праворуч Ліворуч Кругом Ліворуч Ліворуч Рівняйсь струнко Ходьба: звичайна навшпиньках на пятках з високим підніманням стегна руки перед собою у напівприсіді у повному присіді звичайна. руки на пояс. руки до плечей колові оберти зігнутими в ліктях руками вперед назад. руки в сторони сжаті в кулачки на 123 розвести руки в сторони на 4 зігнути руки до...
53773. Ярослав Стельмах. «Митькозавр із Юрківки, або химера лісогвого озера». Характеристика образів Сергія і Митька, їхньої поведінки у складних ситуаціях 48.5 KB
  Мета: Удосконалювати навички визначення рис характеру героїв твору вміння висловлювати свої думки про прочитане; розвивати навички переказу виразного і вибіркового читання спостережливість увагу; виховувати допитливість доброту любов до ближніх. Обладнання: схема з рисами характеру героїв портрет Ярослава Стельмаха. Завдання: учні мають удосконалити навички визначати риси характеру героїв твору і оцінювати їхні вчинки; закріпити вміння переказувати твір віднаходити цитати за поданим завданням висловлювати своє враження про...
53774. Малювання композиції Дерева у лісі 656 KB
  Провести бесіду В художникаграфіка; розвивати умінняспостерігати і виявляти особливості будови дерев різних порід; ознайомити звиразними особливостями ліній різної товщини навчити прийомам роботи зпаличкою пензлем пером або восковими крейдами на вибір учителя ітушшю; формувати уміння заповнювати зображенням усю площину аркушапаперу; виховувати любов до рідної природи дбайливе ставлення до матеріалівта інструментів акуратність під час роботи з тушшю;...
53775. Дієслова майбутнього часу 65.5 KB
  Життя прожити не поле перейти Хочеш знати не соромся питати Гарно того вчити хто хоче все знати Щоб довго жити треба працю любити Знайдіть дієслова в неозначеній формі. Чи можна визначити за цими дієсловами коли відбулася дія і хто її виконує Чому Не можна бо неозначена форма дієслова не вказує ні на час ні на особу 2. Запитання вчителя : Що називається дієсловом Частина мови що означає дію предмета і відповідає на питання що робити Що робив Що зробив Що робить Що зробить Що буде робити Яким...
53776. Підготовка до творчої роботи. «Мій улюблений герой казки» 58.5 KB
  Мій улюблений герой казки. Мій улюблений герой казки. Що складає основний зміст більшості казок В основі казки захоплива розповідь про вигадані події і явища які сприймаються і переживаються як реальні. Які різновиди казок ви знаєте Казки про тварин фантастичні побутові...
53777. Розвиток національного театру («Березіль» Леся Курбаса та Харківський театр ім. І.Франка). Пєси В.Винниченка, М.Куліша, І. Дніпровського, І. Кочерги 104.5 KB
  Антоніна Куліш дружина митця у своїх мемуарах Спогади про Миколу Куліша завершених у 1953 році у Філадельфії детально виклала один із драматичних моментів його дитячих літ записаний зі слів письменника що засвідчує що мати його неодноразово била за брехню та інші провини. Чаплинські інтелігенти особливо енергійний шкільний вчитель Володимир Пилипович Губенко...